Главная стр 1
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ЭНГЕЛЬССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения


Специальность 050503 Технология





Энгельс, 2013

Рассмотрено Цикловой методической комиссией специальностей


«Профессиональное обучение» и «Преподавание в начальных классах»
Протокол №____ от «___»______________2013 г.
Председатель ______________ Е.И. Шестакова
Рекомендовано методическим Советом к применению в учебном процессе
Протокол №____ от «___»___________2013 г.
Зам. директора по УМР ________________О.А.Карюкина

Автор: Лешкенова Лидия Константиновна




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания для студентов заочной формы обучения при изучении курса «Основы проектной деятельности» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050503 Технология.


В методическом пособии даны темы по содержанию программы, указана литература, вопросы к самопроверке, позволяющие оценить знания студентов по темам дисциплины. После каждого модуля даны методические указания, которые поясняют значимость материала и особенности изучения тем. Большое значение для изучения отдельных тем имеет приведенный материал, находящийся в приложениях. Контрольная работа разработана с указаниями по выполнению и методическими рекомендациями.
В результате изучения данной дисциплины студент- заочник должен знать:

- цели, задачи и этапы проектной деятельности;

- основные методы поиска решений новых задач;

- методы оценивания выполненных проектов;



Студент- заочник должен уметь:

- применять изученные методы для решения конкретных задач;

- разрабатывать и выполнять учебные проекты.
Поставленная цель достигается путем знакомства студентов с алгоритмами проектной деятельности, методикой использования проектной деятельности при изучении образовательной области «Технологии», мировым опытом использования проектного метода в образовании.
Методические указания помогают в изучении дисциплины и формируют у студентов творческий подход к решению проблем из любой сферы человеческой деятельности, способствуют развитию собственных способностей и творческих способностей учеников.
При выполнении контрольной работы необходимо учитывать тесную взаимосвязь с такими дисциплинами как: «Декоративно- прикладное искусство», «Технология художественной обработки материалов», «Декоративные композиции», «Методика преподавания технологии», «Основы учебно- исследовательской деятельности студентов».

2. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ


  1. Воинов Б.С. Принципы поискового проектирования: Учебное пособие. - Горький: ГТУ, 1982.

  2. Гасанов А.И., Гофман Б.М., Ефимочкин А.П. и др. Рождение изобретения (стратегия и тактика решения изобретательских задач). - М.: Интер-пракс, 1995.-432 с.

  3. Елисеев С.А., Матяш Н.В. Лекции .по психологии проектной деятельности школьников. - Брянск: БГПУ. - 132 с.

  4. Бачило И. О праве собственности на информационные ресурсы .// Информ. Ресурсы России -1997 № 4.

  5. Матяш 3-Н., Семенова Н.В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности. - Брянск: БГПУ. - 120 с.

  6. Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петриков П.А. Метод проектов в образовательной области «Технология». 2 изд.: Пособие, - Великий Новгород: НРЦРО, 2000. - 88 с.

  7. Образцов П.И..Методы и методология психолого-педагогического исследования с 10-13

  8. Бэгьюли Ф. Управление проектом. Начальная школа бизнеса. Москва,

2004 – 208 с.

Дополнительная



  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Сов. радио, 1979.

  2. Бака И.И. Техническое творчество учащихся 9-х и 10-х классов. - К.: Рад. Школа, 1984.

  3. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность челове­ка. - Ташкент. Фан АН УзССР, 1975.

  4. Бовин А.А. Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность Экономический аспект. Учебное пособие.-М ИНФРА-М; Новосибирск 2001-215с.

  5. Иванов Г.А. Формулы творчества или Как научиться изобретать: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1994.

  6. Кантор К.М. Красота и польза. - М.: Искусство, 1967.

  7. Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений (Методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М.: Речной транспорт, 1991.

  8. Мелещенко Ю.С. Технический прогресс и его закономерности. – Л.: Лениздат, 1967

  9. Потапов А.Б. Технология творчества. - М.: Радио и связь, 1992.

  10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М. 2003г

  11. Титов В.В. Выбор целей в поисковой деятельности (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М.: Речной транспорт, 1991.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Место и роль учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» в системе профессиональной подготовки учителя технологии.


Определение понятий «проектная деятельность», «творческая деятель­ность» и взаимосвязь понятий. Роль проективного мышления в жизни че­ловека и общества. Проективное образование. Различие между инженер­ным и учебным проектированием.

Виды творческой деятельности. Роль творчества в жизни человека и общества. Возможности развития творческой активности личности. Роль подсознания в преодолении познавательно-психологического барьера. Способы преодоления стереотипов мышления. Литература по методам по­иска новых решений.



Вопросы для самопроверки

  1. Какие цели и задачи учебной дисциплины?

  2. Расскажите о проектной деятельности в школе?

  3. Какие проекты могут быть выполнены в школе?

Литература:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, с.2-9


МОДУЛЬ 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1 История использования проектной деятельности в образовании
История проектного метода обучения. Применение проектного метода обучения в советской школе. Причины отказа от проектного метода. Опыт применения проектной деятельности в зарубежной школе. Современные педагогические теории проективного обучения.
Вопросы для самопроверки

  1. Расскажите историю развития проектного метода?

  2. Современное применение проектного метода?

Литература:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, с.10-15

1.2 Роль информации в проектировании

Сбор, анализ и хранение информации

Роль информации в творческой деятельности. Проблемы поиска информации. Источники информации. Систематизация информации. Оценка информации. Хранение информации. Проблемы, связанные с использова­нием электронных средств хранения информации.


Вопросы для самопроверки

1. Какие бывают способы сбора, хранения и проверки информации?

2. Как можно подобрать информацию для выполнения проекта по заданной теме?
В качестве примера рекомендуется собрать необходимую информацию для выполнения проекта по одной теме для дальнейшего использования в написании проекта.

Литература


  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, с. 16-20

  2. Образцов П.И..Методы и методология психолого-педагогического исследования, с. 10-13
1.3 Использование проектной деятельности
в образовательной отрасли «Технологии»
Проектный метод и проектная деятельность.

Роль и место проектной деятельности в ООТ. Содержание проектной деятельности школьников. Материальное обеспечение проектной деятельности. Обучение школьников проектной деятельности.

Проблемы, связанные с использованием проектной деятельности в ООТ. Различные формы использования проектной деятельности в ООТ. Типы и структуры проектов. Групповые и индивидуальные проекты.



Вопросы для самопроверки

1. Какие требования предъявляются к методу проектов?

2. Расскажите о типах и структурах проектов?
Для закрепления материала рекомендуется разработка несколько тем проектов для школьников различных возрастных групп.
Литература


  1. Образцов П.И..Методы и методология психолого-педагогического исследования, с. 14-18

  2. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества, с 10-25

1.4 Виды проектной деятельности. Этапы проектирования

Выбор цели и методов проектной деятельности. Этапы проектирования. Многообразие подходов к выделению этапов проектирования. «Петля дизайна».

Контроль и сопровождение проектов. Виды текущего контроля за выполнением проекта. Проектная тетрадь. Сопровождение проекта. Оценка деятельности

школьников при выполнении коллективных проектов. Итоговая оценка. Метод коллективной оценки. Защита проектов.


Вопросы для самопроверки

  1. Расскажите о целях и задачах проектирования?

  2. Расскажите о этапах проектирования?

  3. Какие виды контроля можно применить при проектировании?

  4. По каким критериям можно проводить оценку проектов?

Необходимо разработать варианты индивидуальных и групповых проектов по различным разделам ООТ. Разработать шкалу оценок проектов. Провести оценку разработанных вариантов проектов различными методами.
Литература

  1. П.И. Образцов. Методы и методология психолого-педагогического исследования с. 24-35

  2. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества с. 26-30

  3. Бегьюли Ф. Управление проектом с. 10-15


Методические указания

В модуле «Проектная деятельность в образовании» конечно наиболее важным является материал по использованию проектной деятельности в образовательной области Технология. С каждым годом проекты, выполняемые в школах, становятся более сложными, разнообразными. Результаты выполнения проектов вполне становятся конкурентно способными даже в сравнении с взрослыми. Поэтому знакомство с теоретическими основами проектной деятельности помогут будущему учителю в осознании значимости введения проектного метода в школе. Этапы проектирования описываются достаточно подробно у многих авторов, но при подготовке обратите внимание и на имеющиеся приложения данных методических указаний в которых собраны по крупицам сведения о подходах к проектированию.



МОДУЛЬ 2. Решение творческих задач
2.1 Методы решения творческих задач

Философия о роли противоречий и развитии. Техническое и физическое противоречия. Методы решения технических противоречий.

Понятие идеальной системы. Основные закономерности развития технических систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретном примере).

Метод контрольных вопросов. Мозговая атака. Обратная мозговая ата­ка.

Морфологический анализ. Метод морфологического ящика. Метод фо­кальных объектов.

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). Основ­ные этапы.

История создания теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Роль Г.С. Альштуллера в разработке ТРИЗ. Основные приемы ТРИЗ. Воз­можности использования ТРИЗ на уроках технологии.

Автоматизированный поиск технических решений. Применение ПЭВМ на различных этапах творческой деятельности.
Вопросы для самопроверки


  1. Расскажите о методах решения творческих задач?

  2. Как можно применять ПК при выполнении проектов?

  3. Приведите примеры коллективных проектов выполняемых в школе?

Предложить варианты проектов для коллективного выполнения. Разработать тематику коллективных проектов. Провести планирование работ.



Литература

  1. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества с 31-40

  2. Бегьюли Ф. Управление проектом с 16-19

2.2. Защита интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности. Защита авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Открытие и изобретение. Рационализаторское предложение. Понятие о промышленном образце и полезной модели. Регистрация товарных знаков и знака обслуживания. Сущность патентной защиты разработок.


Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об открытиях и изобретениях?

2. Поясните, что такое промышленный образец?

3. Зачем проводится патентная защита разработок?



Литература

  1. Бачило И.О. О праве собственности на информационные ресурсы с 5-7

  2. Бовин А.А. Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность с 123-128

  3. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность с 232-239


2.3 Формы организации проектной деятельности детей и подростков в системе дополнительного образования

Направления технического и художественно-декоративного творчества школьников. Технические виды спорта. Развитие творческих способностей школьников в системе внешкольного дополнительного образования. Осо­бенности проектной деятельности школьников в системе дополнительного образования.



Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о формах проектной деятельности в системе образования?

2. Как происходит организация проектной деятельности в системе образования?

Литература


  1. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества с 67-72

  2. Бегьюли Ф. Управление проектом с 23-33



Методические указания

В модуле «Решение творческих задач» происходит знакомство с очень важной информацией по методам решения творческих задач: метод контрольных вопросов, мозговая атака, морфологический анализ, метод фокальных объектов и т. д. Все эти методы позволяют творчески , неординарно, подойти к разработке различных проектов и при этом получить достойные результаты. Знание этих методов дает возможность учителю становится творческим, помогать школьникам в идеях по разработке своих проектов. Так как проекты выполняются во всех областях человеческой деятельности , то необходима информация о применении проектов в системе дополнительного образования. Знания по защите интеллектуальной собственности необходимы школьникам , так как они выполняют хотя и маленькие но авторские работы. В настоящие время в библиотеках имеется достаточно книг по проектной деятельности и постоянно идет пополнение новыми книгами.




Контрольная работа

Указания к выполнению
Контрольная работа выполняется для дальнейшего освоения дисциплины «Основы проектной деятельности», приобретения навыков самообразования и приобщению к научно- исследовательской работе. Предлагаемая тематика соответствует блоку №3 Основы проектной деятельности, дисциплины Технология общеобразовательной школы. Предполагается разработка проекта по предложенной теме или по другой интересующей теме студента. Контрольная работа выполняется на листах формата А-4, при написании используются чернила синего или черного цветов.
Тема: «Вторая жизнь вещей или использование отходов производства»

Изготовление изделия «________________________________»

в технике «__________________________________________»

Методические рекомендации по выполнению проекта.



  1. Выбор проекта.

Описать разнообразные проекты, применяемые в образовании. Обосновать выбор своего проекта (приложение 1,2)

  1. Цель работы.

Общие цели выполнения проектов. Цели по уровням требований, предъявляемым к проектам. Цели выполнения своего проекта. (приложение 3)

  1. План работы.

Этапы выполнения любого проекта. Этапы выполнения собственного проекта. План 1 урока по проекту. ( приложение 4)

  1. Предлагаемый проект.

Описание предлагаемого проекта (банк идей, экспертиза и оценка изделия, резюме, средства обучения и т.д. (приложение 5)

  1. Хронологическая последовательность

Запиши в хронологической последовательности шаги с указанием затраченного времени в зависимости от сложности работ. (Английский проект) ( приложение 6 )

  1. Методы решения творческих задач.

Методы решения творческих задач применяемые на уроках технологии. Использование этих методов при выполнении проекта.(приложение 7 )

  1. Источники информации.

Описание источников информации. Источники информации для собственного проекта. (приложение 8)

8.Приложение. Изделие проекта в натуральную величину.



Все предложенные пункты выполняемого проекта необходимо заранее продумать с учетом материала изложенного в приложениях. В зависимости от выполняемого изделия могут быть внесены изменения и в изложение текста самого проекта. Тема проекта выбирается студентом самостоятельно в соответствии с темами курса Технология и согласовывается с преподавателем.

Приложение 1.
Памятка для учащихся 1-4 классов (I уровень )

  1. Обоснуй свой выбор данного проекта?

  2. Расскажи, что ты сделал для получения результата?

  3. Чем результат работы похож и чем отличается от твоего желания?

  4. Какая информация для тебя была полезна?

  5. Тебе понравилось работать над этим проектом?

  6. Укажи источники?

**************************************************************************

Памятка для учащихся 5-7 классов (II уровень)

  1. Опиши желаемую ситуацию и обоснуй выбор своего проекта.

  2. Укажи, что нужно изменить в реальной ситуации, в проекте.

  3. Обозначь цель и сформулируй задачи, направленные на достижение цели.

  4. Запиши в хронологической последовательности шаги с указанием затраченного времени в зависимости от сложности работ.

  5. Опиши свой планируемый проект, опираясь на заданные учителем критерии оценки.

  6. Дай оценку полученному проекту в соответствии с критериями оценки, заданными учителем.

  7. Укажи причины успехов и неудач, пути их преодоления.

  8. Назови новые знания и умения, полученные в работе над проектом. Где еще ты сможешь их применить?

  9. Укажи источники новой информации. Какие из них ты нашел самостоятельно?

  10. Достиг ли ты цели? Если не достиг, то почему?

***********************************************************************

Памятка для учащихся 8-9 классов (III уровень)

  1.  Укажи проблему и причину ее возникновения.

  2.   Назови цель работы, связанную с проектом.

  3.   Перечисли задачи работы над проектом

  4.    Представь план работы.

  5.  Опиши предполагаемый проект.

  6.   Назови критерии, по которым можно оценить проект.

  7.  Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.

  8. Укажи источники информации.

  9. Оцени эффективность групповой работы (ее результативность, затраченное время).

  10. Обоснуй выбор формы презентации.

  11. Сравни полученный проект с предполагаемым.

  12. Назови те, кому твой проект будет интересен и полезен.


Памятка для учащихся 10-11 классов (IV уровень)

  1. Обоснуй свой выбор данной проблемы, проекта

  2. Каковы причины и последствия ее существования?

  3. Кого еще волнует эта проблема и почему?

  4. Каким образом можно решить данную проблему?

  5. Что необходимо для этого сделать?

  6. В чем состоит предполагаемая ценность твоего проекта?

  7. Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?

  8. Зачем тебе нужно было выступление?

  9. Как ты готовился к выступлению?

  10. Доволен ли ты результатом?

11. Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту?
Приложение 2

Проектное обучение в курсе технологии

Проект в системе уроков – это один из методов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идея проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Говоря о методе проектов, имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (изделия, видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.)



Основные требования к использованию метода проектов в общеобразовательной школе:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    1. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола» и других методов);

    2. Выдвижение гипотезы их решения;

    3. Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.)

    4. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.)

    5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Приложение 3

Разновидности проектов



    1. Исследовательские. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследование. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы.

    2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде: изделия, сценария, видеофильма, праздника, сочинения, статьи, репортажа и т.д.

    3. Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя опреде

ленные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества здесь очень высокая.



    1. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение факторов, предназначенных для широкой аудитории.


Приложение 4

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА


Смысл жизненного цикла вполне понятен. Все мы рождаемся, растем, взрослеем, стареем и когда-нибудь умираем. Это настолько общее понятие, что его часто используют в самых разных сферах.

Естественно, что у проектов тоже есть свое начало и завершение.

В простейшем случае жизненный цикл проекта включает в себя начальную, промежуточную и заключительную фазы. Когда мы говорим о жизненном цикле применительно к людям, то из названий различных этапов нам понятно, что происходит в каждый из них, например, детство, юность, зрелость, старость.

Названия этапов, которые мы будем использовать применительно к жизненному циклу проекта, тоже будут со всей очевидностью говорить о предпринимаемых на их протяжении действиях.


На этапе технико-экономического обоснования формулируется сама идея проекта, в общем плане определяются его задачи, анализируется осуществимость, составляется первичная смета расходов, намечаются конкретные способы реализации и сроки. В этом этапе мы используем: экспертизу и оценку изделия, банк идей и предложений, алгоритм изделия. По завершении данного этапа мы сравниваем наш находящийся пока еще в зачаточном состоянии проект с другими проектами или же оцениваем его с точки зрения установленных правил. Положительное решение приведет к следующему этапу жизненного цикла планированию и разработке.
Этап планирования и разработки включает дальнейшее прорабатывание деталей проекта и определение его конечных результатов, распределение обязанностей( если проект выполняется командой) и утверждение сроков, уточнение объема расходов и временных рамок.
Производственный этап принимает на себя главный пик активности, когда осуществляется основная часть запланированных мероприятий налаживание эффективного контроля и проверки. Учитель может определить, что сделано или не сделано, что должно быть сделано или задействовано и что нужно будет сделать или использовать в оставшееся время. По завершении данного этапа конечные результаты проекта практически достигнуты и готовы к представлению.
Заключительный этап - это этап, когда проект подвергают проверке и анализу, происходит защита проектов.

Как мы можем видеть, уровень активности на разных этапах реализации проекта меняется и приводит к тому, что потребность в различных ресурсах тоже бывает неодинакова.


Алгоритм дизайна проекта

Каждый проект перед выполнением необходимо обсудить с разных сторон, для того чтобы при выполнении было меньше вопросов, которые бы мешали быстро выполнить проект с достаточным качеством.



Анализ существующего состояния

Что уже есть? Что хорошо и что плохо?

Определение потребности в усовершенствовании

Что нужно было бы сделать?

Банк идей и предложений

Как можно было бы сделать?

Определение цели

Чего добиваемся в наших условиях

Выработка концепции проекта

Какие идеи будем использовать в конкретных условиях?

Разработка вариантов

Можно сделать так, а можно по - другому.

Выполнение проекта

Рисунки, схемы. Чертежи. Выбор материалов

Экспертиза вариантов

Что и как получилось?

Выбор базового варианта проекта

Что принимаем за основу

Макетирование

Все ли понятно на рисунке или чертеже

Технология изготовления

Как сделать спроектированное?

Создание опытного образца или модели

Будет ли работать?

Испытание опытного образца

Получилось ли задуманное?

Внесение уточнений в проект

Что показала практика?

Анализ эксплуатации изделий

Критерий истины- практика

Внесение корректив в конструкцию и технологию

Работа над ошибками тоже работа

Организация серийного производства

Где и какими средствами?

Модернизация

Что можно улучшить сразу?

Маркетинг

Реклама, оценка спроса, перспектива рынка

Прогнозирование

Что нового у конкурентов?

Анализ существующего состояния

Начинается новый виток совершенствования изделия

Приложение 5

Банк идей и предложений


Изменение размеров, объема, массы



Изменение количества деталей


Выбор других материалов



Использование отходов

Изменение цвета



Создание образа изделий

Формирование банка

идей и предложений

Товарный вид



«Человеческие» характеристики образа изделий

Изменение компоновки



Комбинации идей


Клаузуры



Наброски, эскизы, надписи

Экспертиза и оценка изделия


Экспертиза изделий



Общественная потребность



Техническое совершенство

Эстетические достоинства


Социолог


Инженер

Художник

Удобство пользования



Оценка изделий

Затраты, прибыль


Эргономист



Экономист

Рекомендации по

совершенствованию

Заключение о качестве





Приложение 6

Английский проект

Цели и задачи проекта: приготовить чашку чая

Необходимые действия:


  • проверить количество воды в чайнике и, если нужно, долить ее;

  • включить чайник;

  • подготовить чайник для заварки;

  • подготовить листовой чай;

  • приготовить молоко или ломтик лимона;

  • взять чашку, блюдце и молочник;

  • налить молоко в молочник или положить лимон на блюдце;

  • дать воде в чайнике закипеть;

  • выключить чайник;

  • прогреть чайник для заварки, сполоснув его горячей водой;

  • положить листовой чай в чайник для заварки;

  • налить кипяток в чайник для заварки;

  • дать настояться;

  • взять чайное ситечко;

  • налить чай в чашку через ситечко;

  • добавить лимон или молоко.
    Продолжительность: максимум 10 минут. Необходимое оборудование, приспособления и материалы:

  • электрическая розетка;

  • кран холодной воды;

  • чайник для заварки;

  • чайная ложка; электрический чайник, провод и штепсельная вилка;

  • бутылка молока в холодильнике;

  • пачка чая;

  • молочник;

  • ситечко для чая;

  • чашка и блюдце.

  • Примечания:

1) Можно использовать чайник для газовой плиты.

2) Можно использовать ломтик лимона.


Английский проект: цели, действия и необходимые ресурсы


В нашем английском проекте размер средств, которыми мы располагаем, может действовать на использование сорта чая: если наш бюджет строго ограничен, мы будем вынуждены употреблять чай в пакетиках вместо листового. В результате, если мы воспользуемся чаем в пакетике, то нам не понадобится заварной чайник или ситечко для чая, и последовательность действий будет иной, равно как и качество полученного в итоге чая. Коротко говоря, фактор затрат может повлиять на:


  • размеры результатов проекта (чайник чая или чашка чая);

  • время, необходимое для завершения проекта (пакетик заваривается быстрее, и в целом времени нужно меньше);

  • качество полученных результатов или пригодность для намеченной цели (являются ли вкусовые качества чая, полученного из пакетика, столько же высокими, как и листового чая?)

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

Действия, предусмотренные проектом, всегда связаны. Например, некоторые из них не могут быть начаты, пока не будут завершены другие, то есть это взаимозависимые действия, в то время как другие действия могут выполняться одновременно это параллельные действия. Если мы обратимся к нашему английскому проекту, то увидим, например, что действие «включить чайник» должно осуществляться только после того, как мы выполним действие «проверить количество воды в чайнике и, если нужно, долить ее». Точно так же действие «прогреть чайник для заварки, сполоснув его горячей водой», можно осуществить только после того как вода в чайнике закипит и будет выполнено действие «выключить чайник».



Попробуйте найти еще какие-либо важные взаимосвязи и затем сравните ваши ответы с приведенными в таблице.

ПЛАН ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ АНГЛИЙСКОГО ПРОЕКТА

№ п/п

Последовательность действий

Время. должно быть завершено до или после действия №

1

проверить количество воды в чайнике и, если надо, долить ее

2 мин. до 1

2

включить чайник

1 мин после 1

3

подготовить чайник для заварки

3 мин до 10

4

подготовить листовой чай

1 мин до 11

5

приготовить молоко и ломтик лимона

3 мин до 7

6

взять чашку, блюдце и молочник

1 мин до 7

7

налить молоко в молочник или положить лимон на блюдце

4 мин до 16

8

дать воде в чайнике закипеть

7 мин после 2

9

выключить чайник

1 мин после 8

10

прогреть чайник для заварки, сполоснув его горячей водой

2 мин после 9

11

положит листовой чай в чайник для заварки

1 мин после 3,4 и 10

12

налить кипяток в чайник для заварки

2 мин после 11

13

дать настояться

5 мин после 12

14

взять чайное ситечко

1 мин после 12

15

налить чай в чашку через ситечко

2 мин после 13 и 14

16

добавить молоко или лимон по вкусу

1 мин после 15

Все указанные в табл. взаимосвязи весьма важны. Как только мы выявим их, начнут прорисовываться детали проекта, после чего применительно к нашему английскому проекту мы можем начать задавать вопросы вроде таких, как «Можем ли приготовить чайник?» или наоборот «Можем ли мы приготовить молоко, чашку и сахар, пока чай настаивается?». Ответы на них не только изменят последовательность действий, но и ресурсы, необходимые для их выполнения. Но для того чтобы все, прошло без каких бы то ни было проблем, нам также необходимо знать продолжительность каждого из совершенных действий.

Для оценки продолжительности вышеназванных действий мы можем использовать ряд источников информации. Например, мы можем исходить из того, сколько времени ушло на аналогичные действия, мы можем посоветоваться с кем-либо или воспользоваться собственным опытом.

Для нашего английского проекта мы можем рассчитать продолжительность действий, используя информацию, полученную у производителя чайника (2 литра воды закипают за три минуты), сведения, почерпнутые у продавцов чая («для достижения наилучшего вкуса чая используйте только свежую, кипяченую воду и настаивайте пять минут), информацию, взятую из книги или которой поделились люди, выполнявшие эту операцию раньше (друзья, родственники), а также собственный опыт. Данные расчеты не должны быть абсолютно точными. Например, в нашем английском проекте будет достаточно, если уже через полминуты мы сможем сказать, сколько времени потребуется на все эти действия. Помните, что первоначальную оценку можно будет проверить и что у вас будет возможность ее уточнить, если это потребуется. В более крупных, продолжительных или сложных проектах точность оценки в пределах плюс/минус день на данном этапе процесса планирования будет вполне достаточной.

Какой бы ни была точность оценок, план должен соответствовать определенным требованиям: быть четким, однозначным, простым для понимания, достаточно подробным, действенным, но не перегруженным деталями. План должен быть таким, чтобы в него легко можно было вносить изменения, коррективы и поправки в процессе реализации проекта с возможностью проверки и фиксирования промежуточных результатов. Если наш план отвечает всем необходимым требованиям, то он превращается в некое средство, своего рода механизм, который помогает нам достичь намеченных целей.

Хороший план отвечает всем перечисленным выше требованиям, в то время как плохой план будет труден для понимания, неудобен для использования и перегружен второстепенными деталями.




Приложение 7

Методы решения творческих задач
Метод №1. Развитие творческого воображения (РТВ)

Малыш с удовольствием придумывает новые слова, перевирает их, изображает чудовищ из сказок, старается запугать взрослых и изумить сверстников. Став постарше, ребенок фантазирует, шалит и дурачится еще больше, порой ставя взрослых в тупик. Но взрослым хочется жить спокойно, они совсем забыли свое детство и делают все возможное, чтобы «отгородить» подростков, добиться послушания и, естественно, тем самым отбивают охоту к самостоятельности. И получается, что в большинстве случаев, если человек не начал (или ему не дали возможности) самостоятельно творчески и нестандартно мыслить до 17-18 лет, он перестает это делать вообще, на всю оставшуюся жизнь.

Поэтому главная задача воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природой способности и задатки, не подавить в нем стремление к творчеству.

Для тренировки попробуйте выдумать новое окончание понравившегося фильма, спектакля, книги, домыслить, например, как сложилась дальнейшая судьба героев мультфильма «Ну погоди!». Широкое поле для творческого воображения, не правда ли? Или предложите учащимся придумать эмблему для своей школы .Такие темы можно задавать на дом или заниматься ими в классе, на время и с оценкой. И это уже недалеко от творчества (пусть и не совсем технического).

Сейчас для разминок давайте разберем очень простые задачи на воображение.


  1. Нарисуйте квадрат с двумя диагоналями. Сколько фигур в этом рисунке? Если насчитаете до 10, то оценка «3», если 12-13, то «4», а если больше, - «5».

  2. За пять минут составьте фразу, в которую бы входили слова: самолет, лед, дубленка. (Или другой аналогичный набор слов).

Решая подобные задачи, человек раскрепощается и переходит в новую степень мышления. Причем занятия и навыки, полученные с помощью методов РТВ, являются очень прочными и глубокими. При постоянном использовании метода «Развития творческого воображения» вырабатывается творческое мышление, облегчается выход на нестандартные, оригинальные решения.
Метод № 2. Мозговой штурм. (МШ)

Мозговой штурм является одним из наиболее простых методов активизации перебора вариантов, быстрого генерирования идей для решения проблемы.

Упрощенный мозговой штурм применялся не одно столетие. Известно, что у мореплавателей-европейцев, попадавшие в сложные условия, применялся метод опроса «как быть» по кругу, начиная с самых младших по возрасту и рангу.

В настоящее время этот метод широко и эффективно применяется в европейских странах при решении всяческих несложных (в большинстве нетехнических) проблем. Увы, у нас он используется ограниченно чаще всего как форма досуга. Такие популярные телепередачи, как «Что? Где? Когда?», «КВН» и многие другие,

являются типичным примером применения различных модификаций мозгового штурма (брейнсторминга).

В основе мозгового штурма лежит разделение процессов генерирования идей и их оценки. Метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и группы. Дело в том, что в группе люди по-иному реагируют на проблемы, чем человек, рассуждающий в одиночестве; к тому же в группе снимаются определенные ограничения, резко возрастает возбуждение. Это позволяет на гребне психического подъема «выловить» из глубин подкорки тщательно спрятанную подсказку к решению задачи.

Существуют следующие основные модификации метода:



    1. групповой прямой (группа участников ищет все возможные решения поставленной задачи);

    2. групповой обратный (определяются недостатки в поставленной проблеме);

    3. групповой поэтапный (сначала решается постановка задачи, затем варианты решений, затем варианты реализации, варианты внедрения и т.д.);

    4. индивидуальный (каждый участник за короткое время подать не менее одного оригинального предложения).

В учебном заведении, когда класс (группа) состоит из подростков 15-17 лет, нужно учитывать их желание быть одновременно и генераторами идей, и экспертами. Поэтому работу желательно проводить таким образом: вся группа делится пополам и даже рассаживается отдельно. Одна подгруппа становится «генераторами идей», а другая «экспертами». Впоследствии, во время работы по другой теме они меняются местами.

Решение в подростковой среде «местных проблем» методом мозгового штурма любого вида весьма плодотворно и в воспитательном отношении. Класс сплачивается, ребята открывают друг в друге новые положительные качества, у них просыпается интерес к поиску.


Метод № 3. Синектика (С)
1. Синектика (греч.) означает объединение разнородных элементов по аналогии.

Впервые использовать этот метод в изобретательстве предложил Уильям Гордон (США), в 1952 году создавший «Синектис» - фирму по подготовке изобретателей. Особенностью метода является привлечение различных аналогий.

Практически освоены четыре вида аналогий, которые мы и рассмотрим.

1.Прямая аналогия.

Рассматриваемый объект сопоставляется со схожими по принципу действия из других областей техники или природы.

Здесь широкое поле для применения бионики.

Примером могут служить антикавитационные покрытия плотин по типу мха на валунах; или реагирующий только на подвижную цель прибор ретинотрон, построенный по принципу строения глаза лягушки.

2. Личностная аналогия (эмпатия)

В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». Это похоже на этюды, выполняемые студентами театральных вузов.

3. Символическая аналогия

Ее еще называют абстрактной. Предлагаемой идее надо подобрать смысловую формулировку. Например: авторучка – орудие письма, создатель текста; автодорога – переносчик груза, объединитель государств; пламя – видимая теплота и т.п.

4. Фантастическая аналогия

Этот метод позволяет решать проблему в желаемом, идеальном варианте, чтобы все прошло «как в сказке». Задача может излагаться в виде мифа, сказки и т.д., в зависимости от фантазии автора. (Кстати, как известно, многие видения фантастов давно уже претворены в жизнь).


Метод № 4 Метод фокальных объектов (МФО)
Метод фокальных объектов был создан в 1925 году профессором Берлинского университета Фридрихом Кунце и усовершенствован в 1954 году американским изобретателем Чарлзом Вайнтингом. Название метода связано с принципом концентрации множества идей на каком-нибудь объекте. Иногда его также называют методом сфокусированных объектов, что точнее определяет его суть. Но мы будем придерживаться первоначального названия. Нужно отметить, что МФО является самым распространенным из методов, основанных на случайностях.

Существо метода заключается в выполнении следующих операций:



  1. выбор объекта, то есть того, над которым предстоит работать; четкое формулирование цели усовершенствования объекта;

  2. выбор трех-четырех случайных объектов; их выбирают откуда угодно, но как можно дальше от фокального объекта; подсказки не надо искать долго – пусть объекты сами проявятся и помогут изобретателю;

  3. составление списка признаков случайных объектов;

  4. генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;

  5. развитие полученных сочетаний и в результате ассоциаций выход на новые идеи;

  6. оценка идей и отбор из полученных решений оптимальных.

В качестве фокального объекта возьмем чайник. Выберем случайные объекты: цветок, кино, сапоги.

Подбираем признаки:

Цветок - лекарственный, водяной, вьюн, многоцветный, многолетний с шипами.

Кино - стерео, панорама, звуковое, видио…

Сапоги - зимние, на каблуках, мужские, с ушками, со шнуровкой.

Получилось Чайник - для воды электрический со звуковым сигналом на подставке.


Этот метод может применяться при развитии чувства ритма, рифмы и образа.
Метод № 5. Метод контрольных вопросов (МКВ)

Метод контрольных вопросов разработан в Кембриджском университете Т. Эйлоартом в 1955 году. Этот метод развивает мышление, последовательно ставя человеком наводящие вопросы, на которые нужно получить ответы. Его применение возможно в форме монолога или диалога.



    1. Как можно по-новому применить объект?

    2. Как упростить и модернизировать его?

    3. Что можно увеличить (уменьшить)?

    4. Что можно преобразовать, перевернуть?

Использовать МКВ нужно там, где нет сложных технических проблем. И хотя это очередная вариация перебора вариантов, все же МКВ дает человеку возможность оторваться от привычных представлений, преодолеть психологическую инерцию, раскрепостить творческие возможности, систематизировать перебор вариантов.
Метод № 6. Метод семикратного поиска

Метод семикратного поиска разработан рижским изобретателем Г.Я. Бушем

В 1964 году и основан на применении магического числа 7. Это число еще древними греками считалось счастливым и широко использовалось: семь нот, семь чудес света, семь дней в неделе и т.п.

Необходимо, чтобы изобретательская интуиция развивалась в следующей последовательности:



    1. анализ ситуации и общественных потребностей;

    2. анализ функции аналогов и прототипов;

    3. постановка и формулировка задачи;

    4. генерирование идей;

    5. конкретизация (конструкция, форма, материал);

    6. отбор оптимального варианта и альтернатив;

    7. развитие и реализация решения.

Во время выполнения этого алгоритма ставим поочередно семь вопросов: кто? Что? Где? Чем? Где? Зачем? Кем? Когда? Вопросы позволяют получить обширную информацию, в которой может «прятаться» искомое решение.
Метод № 7. Морфологический анализ
Слово «морфология» латинское и переводится как «знание структуры (формы)». Это метод системного подхода в области изобретательства. Создал его в 1942 году швейцарский астроном Фриц Цвикки. Он предложил разделить объект на составные части, которые рассматриваются сами по себе. Все результаты заносят в «морфологическую таблицу» (ящик, матрицу). В качестве прототипа морфологиче
ской матрицы нужно указать, созданную еще в 13 веке испанским монахом Р. Луллием, машину для определения различных комбинаций. Эту же идею повторил Д. Дефо в «Путешествиях Гулливера».

Вариантов может получиться огромное количество, поэтому морфологический анализ лучше всего применять не для поиска одного решения, а для исследования области возможных решений («поисковое поле»).



Приложение 8


Источники научной

информации

Энциклопедия



Выставки


Справочники

Ярмарки


Популярные издания



Телевидение


Музеи


Специальные издания




Кино



Каталоги



Общение со специальностями



Журналы





Проспекты






скачать


Смотрите также:
Методические указания для студентов заочной формы обучения при изучении курса «Основы проектной деятельности»
363.49kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 08. 05. 02 заочной формы обучения
84.67kb.
Методические указания и контрольные задания по курсу микро- макроэкономика для студентов экономических специальностей дистанционной формы обучения
573.22kb.
Методические указания для изучения курса философии для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей
309.89kb.
Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
716.76kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу для студентов специальности 230700 «Сервис» и290900 «Конструирование швейных изделий»
175.07kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 210200
290.95kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
654.42kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 330200
147.02kb.
Методические указания и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальности
55.19kb.
Методические указания по написанию и оформлению рефератов «Природопользование»
153.59kb.
Методические указания для выполнения курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях горной промышленности и геологоразведки»
847.96kb.