Главная стр 1
скачать
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства»

Кафедра «ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»

Менеджмент

методические указания по выполнению контрольной работы

Специальность 080502 - «Экономика и управление на предприятиях городского хозяйства»,

«Экономика и управление на предприятиях промышленности строительных материалов»

«Экономика и управление на предприятиях строительства»

Специальность 080507 « Менеджмент организации

МОСКВА 2010

УДК Одобрено

Научно-методическим

советом института

С о с т а в и т е л и:

Е.М. Штейн док. эк. наук, проф.

А.С. Морозов канд. экон. наук, доц.

В.С. Морозов канд. экон. наук, доц.

З а в. к а ф е д р о й



Е.М. Штейн док. эк. наук, проф.

Р е ц е н з е н т ы:

Московская государственная академия

коммунального хозяйства и строительства.

Издательско-полиграфический центр. 2010
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие экономические преобразования в современной России, связанные с переходом народного хозяйства на рыночные механизмы функционирования, требуют новых подходов в управлении предприятиями и организациями. Экономический кризис в России закономерен при смене экономических основ общества. Однако причина его продолжительности в управлении.

На решение задачи подготовки специалистов, владеющих новыми методами ведения хозяйства, освоивших принципы и формы современных подходов к управлению, направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент». Она является базовой в общей программе подготовки специалистов в области экономики и управления.

Цель курса - ознакомление студентов с основами современной теории и практики управления, формирование профессионала, владеющего законами, категориями, принципами управления, умеющего творчески реализовать их на практике в конкретных ситуациях.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с

Государственным обязательным стандартом высшего профессионального образования - «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста» и предназначены для студентов заочной формы обучения.

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Общие положения

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения должны выполнить одну контрольную работу по дисциплине «Менеджмент». Цель контрольной работы - закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, выработать навыки самостоятельной работы с литературой по данному курсу, применить основные положения курса при анализе практики деятельности организации, где работает студент.

К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы и в какой степени использована рекомендованная литература. В ответах на вопросы контрольной работы необходимо показать умение анализировать, систематизировать и обобщать изученный материал. Вариант контрольной работы студент определяет по таблице, исходя из начальной буквы своей фамилии:

Начальная буква Номер темы Начальная буква Номер темы

фамилии студента контрольной работы фамилии студента контрольной работы

А 1 П 16


Б 2 Р 17

В 3 С 18


Г 4 Т 19

Д 5 У 20


Е 6 Ф 21

Е 7 Х 22


Ж 8 Ц 23

3 9 Ч 24


И 10 Ш 25

К 11 Щ 26

Л 12 Ы 27

М 13 Э 28

Н 14 Ю 29

О 15 Я 30

В разделе 2 методических рекомендаций приведен список тем с перечнем вопросов, которые следует осветить в контрольной работе. Указаны также номера литературных источников из общего перечня литературы, которые необходимо изучить при написании контрольной работы по данной теме.

При подготовке к написанию контрольной работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, специальную и периодическую литературу («Российский экономический журнал», «Эксперт», «Экономика и жизнь», «Экономист», «Проблемы теории и практики управления» и др.), законодательно-нормативную базу.

Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки.

Выполненная контрольная работа представляется на кафедру в сроки, установленные графиком учебного процесса. Не зачтенная работа возвращается для доработки и с дополнениями или переработанная представляется'' на кафедру для повторного рецензирования. Без контрольной работы или с не зачтенной работой студент к сдаче зачета или экзамена не допускается.

При затруднениях в выполнении контрольной работы необходимо обращаться за консультацией на кафедру.

1.2. Структура контрольной работы

Контрольная работа включает:

- план работы с указанием разделов, параграфов и нумерацией страниц (1 стр.),

- введение (до 1 стр.),

- теоретическая часть (5-6 стр.),

- характеристика организации (3-4 стр.),

- описание основных результатов анализа практики управления по рассматриваемой теме (5-6 стр.),

- выводы и рекомендации (1-2 стр.),

- список использованной литературы.

Характеристика организации (предприятия) предполагает краткое изложение следующего:

- указать организационно-правовую форму организации (предприятия), в которой Вы работаете, тип производства, номенклатуру выпускаемой продукции (предоставляемых услуг); проанализировать динамику основных показателей деятельности (объем производства (продаж), прибыль, рентабельность, численность работающих и т.д.); сделать общий вывод об экономическом положении организации (предприятия) в современных условиях и выявленных положительных и отрицательных тенденциях;

- сформулировать миссию организации и цели по основным направлениям деятельности организации (цели первого уровня);

- рассмотреть организацию в виде системы как совокупность взаимосвязанных элементов, сформулировать цели для каждой подсистемы;

- привести организационную структуру предприятия (организации), определить тип организационной структуры;

- конкретизировать факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия (потребители, конкуренты, поставщики, государственные институты и т.д.) на примере рассматриваемого предприятия, дать характеристику внешней среды организации;

- указать используемые на Вашем предприятии методы управления;

- охарактеризовать роль руководителя в управлении предприятием (в соответствии с классификацией Минцберга), стиль руководства;

- привести пример неформальной организации (неформального лидера), существующей на Вашем предприятии, что явилось основой ее появления, оценить степень ее влияния на формальную организацию.

План работы может содержать как рекомендуемые по каждой теме вопросы, так и другие, которые студент считает важными.

При отсутствии в контрольной работе анализа практики управления и обоснованных предложений по ее улучшению контрольная работа возвращается на доработку.

Текст контрольной работы должен сопровождаться цифровыми материалами, графиками, таблицами с указанием источника.

2. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

Теоретическая часть

Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Современные подходы к управлению: ориентация на потребителя, предпринимательский подход, маркетинговая концепция управления и инновационный подход в управлении и т.д.



Практическая часть

1. Характеристика организации (предприятия) (см. п. 1.2 настоящих методических рекомендаций)

2. Проанализируйте применение и роль современных подходов в управлении на Вашем предприятии.

Литература: [3,4, 8, 9, 11, 12, 16,23,25, 28, 35]



Тема 2. Классическая (административная) школа управления

Теоретическая часть

Исторические предпосылки возникновения. Основные положения классической школы управления. Система управления Ф. Тейлора. Хронометраж движений Ф. Гилберта. Бюрократическая система М. Вебера. Схема управления организацией по Г. Форду. Принципы и функции управления А. Файоля. Применимость и значение концепций в

практике современного управления.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций)

2. Охарактеризуйте и оцените степень использования в управлении Вашей

организацией (предприятием) положений одной из рассмотренных концепций.

Литература: [5,б,7,8,10,12,15,16,19,27, 28, 30, 42,46,50, 54]

Тема З. Школа человеческих отношений и поведенческие науки

Теоретическая часть

Исторические предпосылки возникновения. Формирование управленческого подхода, ориентированного на человека. Исследования Э. Мэйо (Хоторнский эксперимент), теория М. Фоллетт и др. Поведенческие концепции Д. МакГрегора и др. Вклад выдающихся представителей школ в науку управления, использование концепций в практике современного управления.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций)

2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций.

Литература: [5, 6, 7, 8, 10, 15, 16, 19, 26, 27, 28, 30,42, 46, 50]



Тема 4. Становление научного менеджмента в России

Теоретическая часть

Организационно-технические концепции управления А.А. Богданова, О.А. Ерманского, А.К. Гастева и др. Социальные концепции П.М. Керженцева, Н.А. Витке и др. Вклад российских ученых в развитие менеджмента как науки. Применение основных положений в практике современного управления.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций.

Литература: [6, 15, 17, 27, 38, 42,46]



Тема 5. Современные подходы в управлении

Теоретическая часть

Количественные теории управления. Процессный подход в управлении. Концепции системного и ситуационного подходов. Наиболее яркие представители школ и их вклад в теорию менеджмента.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций)

2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций.

Литература: [5, 7, 8, 10, 16, 19, 23, 26,27,28,30,42, 46, 50]



Тема 6. Системный подход в управлении

Теоретическая часть

Понятие «система», виды систем, их свойства. Элементарная система. Основы системного подхода в управлении. Производство как система «ресурсы - продукция».



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций)

2. Рассмотрите Вашу организацию как систему, дайте ее обоснованную характеристику по основным критериям (характеру поведения, сложности, отношению к внешней среде и т.д.). Опишите основные свойства данной системы. Проанализируйте использование системного подхода в управлении Вашим предприятием.

Литература: [2, 5, 7, 8, ,19, 27, 28, 30, 46, 50]



Тема 7. Внутренняя среда организации

Теоретическая часть

Понятие «организация как объединение людей», признаки организации. Характеристика основных составляющих внутренней среды: цели и задачи, структура, технология, персонал. Взаимосвязь внутренних переменных. Взаимосвязь внутренней и внешней сред организации.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Дать характеристику внутренней среды организации по элементам и

проанализировать на примере Вашего предприятия взаимосвязь элементов: каким образом изменение одного из элементов внутренней среды (внешней среды) влияет на все другие элементы.

Литература: [5, 7, 8, 16, 28, 50]

Тема 8. Внешняя среда организации

Теоретическая часть

Исторические предпосылки необходимости учета факторов внешней среды в управлении организацией. Значение внешней среды. Понятие организации как открытой системы. Среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды. SWОТ- анализ как один из методов изучения внешней среды.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п. 1.2 настоящих методических рекомендаций)

2. На основе исследования факторов внешней среды провести ее SWОТ -анализ.

Литература: [5, 8,16,19,22,28, 30,46]



Тема 9. Принципы управления

Теоретическая часть

Понятие «принцип управления». Кибернетические (общие) принципы управления: принцип обратной связи, закон необходимого разнообразия, принцип преобразования информации, принцип внешнего дополнения, оптимальный подход в управлении. Принципы управления социально-экономическими системами: принцип оптимальности, целенаправленности, централизации и децентрализации и т.д.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Привести примеры использования принципов управления применительно к Вашему предприятию.

Литература: [2,10, 16,30,46, 50]



Тема 10. Оптимальный подход в управлении

Теоретическая часть

Содержание оптимального подхода. Роль оптимального подхода в управлении организацией, необходимость его применения. Многовариантность развития системы. Критерии оптимальности. Методы поиска оптимальных решений.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. В соответствии с целями, сформулированными для подсистем организации, предложите несколько вариантов их достижения, обоснуйте наиболее эффективный, на Ваш взгляд, вариант. Рассмотрите возможности применения оптимального подхода в управлении Вашей организацией (предприятием).

Литература: [13,28, 50]



Тема 11. Целеполагание в управлении

Теоретическая часть

Понятие «цель». Миссия как основа для выработки целей организации. Значение и примеры миссий. Виды целей, свойства целей, требования к целям. «Дерево целей» как основной метод формирования целей организации. Преимущества метода управления по целям.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Построить дерево целей на основе сформулированной миссии предприятия (не менее двух уровней).

Литература: [1, 6, 7, 8, 10, 26, 27, 28, 30,46, 50]



Тема 12, Функции менеджмента

Теоретическая часть

Функции менеджмента: понятие и исторические предпосылки их появления. Понятие «общие функции управления», различные подходы к их выделению. Специфические функции управления: понятие, состав. Взаимосвязь общих и специфических функций управления.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Приведите перечень и содержание общих и специфических функций управления Вашей организацией. Опишите наиболее важные специфические функции, характерные для Вашей организации.

Литература: [5, 7, 8, 10,16, 27, 28, 30, 49]



Тема 13. Перспективный подход в управлении

Теоретическая часть

Перспективный подход в управлении, его сущность и необходимость. Долгосрочное планирование и стратегическое планирование: схемы, процедуры, различия. Стратегия, основные типы стратегий, процесс формирования стратегии.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Определите, какую стратегию реализует Ваша организация, опишите процесс ее формирования.

Литература: [7, 8, 10,26, 27,28, 30, 50]



Тема 14. Планирование как функция управления

Теоретическая часть

Сущность и принципы планирования. Этапы и методы планирования. Основные элементы плана и его реализация. Системный подход в планировании. Типы планов. Зарубежный опыт корпоративного планирования.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Опишите систему планирования в Вашей организации и процесс планирования на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Покажите практику реализации плана. Обозначьте преимущества и недостатки существующей на Вашем предприятии системы планирования и предложите меры по ее совершенствованию.

Литература: [6, 7, 8, 10, 16,26,28, 30,44, 50]



Тема 15. Программно-целевой подход в управлении

Теоретическая часть

Программно-целевой подход в управлении, его сущность и необходимость. Понятие «программа» и ее основные элементы. Виды программ. Порядок разработки программ.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций)

2. Рассмотрите возможность использования программно-целевого подхода в управлении Вашей организацией и на примере одной из проблем предложите вариант целевой программы.

Литература: [7, 32, 33, 50]



Тема 16. Контроль в системе управления

Теоретическая часть

Сущность и задачи контроля в системе управления. Контроль как обратная связь в управлении. Области применения контроля. Виды контроля. Процесс контроля и проблемы его осуществления. Эффективность контроля, требования к эффективному контролю.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Опишите систему контроля в Вашей организации и процесс контроля на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Оцените эффективность контроля и сформулируйте предложения по его совершенствованию.

Литература: [7,10,16,28,30, 44, 46, 50]



Тема 17. Организационные структуры управления

Теоретическая часть

Понятие «организационная структура управления» и ее элементы. Характеристика механистических и органических структур управления и их отличия. Основные виды организационных структур (линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, проектная, матричная и др.), их особенности, преимущества и недостатки.

Структуры необходимо представить в виде схем.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических указаний).

2.Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии: укажите ее тип, выделите уровни управления (высший, средний, нижний). Опишите особенности каждого уровня, увяжите существующую структуру с требованиями по нормативам управляемости. Укажите недостатки существующей организационной структуры управления и предложите направления ее совершенствования.

Литература: [7, 8, 10, 16,27, 28, 30, 36,46,47, 50]



Тема 18. Проблемы централизации и децентрализации

при построении структур управления

Теоретическая часть

Понятия «централизация» и «децентрализация». Преимущества и недостатки централизованного и децентрализованного управления. Степень централизации и децентрализации. Показатели, используемые для оценки степени централизации (децентрализации). Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии. Выделите уровни управления. Оцените степень централизации (децентрализации) в управлении предприятием. Опишите факторы, определяющие степень централизации и децентрализации на Вашем предприятии. Предложите свой вариант распределения полномочий в управлении предприятием.

Литература: [7, 8, 10, 15,27,28]



Тема 19. Информационная природа управления

Теоретическая часть

Понятие «информация», информация как ресурс и продукт системы управления. Управление как процесс преобразования информации. Этапы получения управленческой информации. Классификация информации. Требования к информации, используемой в управлении.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. В соответствии с приведенной классификацией укажите виды информации, используемой на Вашем предприятии. Опишите процесс прохождения информации одним из примеров. Укажите проблемы, существующие при передаче и переработке информации, и предложите меры по совершенствованию информационного процесса.

Литература: [7, 10,20,28, 30, 37,46, 51]



Тема 20. Коммуникационный процесс в организации

Теоретическая часть

Сущность коммуникационного процесса. Элементы и этапы коммуникационного процесса, виды коммуникаций в организации. Формы и стили коммуникационных процессов. Эффективность коммуникационных процессов. Проблемы, возникающие в процессе коммуникации, и пути их решения.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Опишите коммуникационный процесс на примере «руководитель - подчиненный» либо «подчиненный - руководитель», его эффективность, возникшие проблемы и предложите направления его совершенствования.

Литература: [1, 5,7, 8,10,28]



Тема 21. Управленческие решения

Теоретическая часть

Понятие «управленческое решение», роль решения в управлении. Решение как элемент обратной связи. Типы проблем и методы подготовки решений. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные этапы в подготовке и принятии управленческого решения. Методы выработкиуправленческих решений.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Приведите примеры проблем различных типов в управлении Вашей организацией. На примере одной из проблем рассмотрите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения и укажите используемые методы выработки решений.

Литература: [7, 8, 10,13,16, 30,27, 28,46, 50]



Тема 22. Методы управления

Теоретическая часть

Понятие «метод управления». Основные методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Их общая характеристика, место в системе управления, характер воздействия.



Практическая часть

1 Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Приведите примеры ситуаций на Вашем предприятии, в которых использовались преимущественно следующие методы управления:

- административные,

- экономические,

- социально-психологические.

Конкретизируйте их содержание. Оцените эффективность их применения.

Литература: [7, 14, 16,21,29,46, 50]



Тема 23. Содержательные теории мотивации

Теоретическая часть

Понятие «мотивация». Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга, теория Д. МакКлелланда. Применимость теорий в практике управления организацией.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из содержательных теорий мотивации (или элементы теорий) используются в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования.

Литература: [1, 6, 7, 8, 16, 19,28,30, 45, 49]



Тема 24. Процессуальные теории мотивации

Теоретическая часть

Понятие «мотивация». Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера и др. Применимость теорий в практике управления организацией.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из процессуальных теорий мотивации (или элементы теорий) могут использоваться в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования.

Литература: [1, 6, 7, 8, 16, 19, 28, 30,45,49]



Тема 25. Теории управления человеком

Теоретическая часть

Обзор теорий управления человеком. Теории «X» и «У». Американский и японский подходы к управлению на примере теорий «А» и «Z». Связь теорий управления человеком со стилями управления. Анархический стиль управления как попытка совершенствования теории «X» и «У». Вклад теорий в развитие менеджмента.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических указаний).

2. Проанализируйте стиль управления руководителя Вашей организации (или одного из подразделений). Какой из теорий он больше соответствует и почему? Сформулируйте преимущества и недостатки существующего подхода к управлению человеком.

Литература: [6, 7, 8, 19, 28, 30, 31, 34, 49, 50]



Тема 26. Стили руководства

Теоретическая часть

Понятие «стиль руководства». Одномерные стили управления: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, их сущность, разновидности. Многомерные стили управления: управленческая решетка Мутона-Блейка и др.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. В соответствии с основными секторами управленческой решетки Мутона-Блейка проведите классификацию стилей управления в различных отделах и подразделениях Вашей организации.

Литература: [1, 6, 7, 8, 16, 28, 45, 46]



Тема 27. Управление конфликтами

Теоретическая часть

Сущность конфликтов в коллективе, причины возникновения конфликтных ситуаций. Типы конфликтов, последствия конфликтов для организации. Методы управления конфликтной ситуацией.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Приведите примеры конфликтов на Вашем предприятии, укажите причину их возникновения, этапы развития конфликтной ситуации, методы ее разрешения и оцените последствия конфликта.

Литература: [6, 7, 8, 16, 28, 30,46, 50]



Тема 28. Групповая динамика

Теоретическая часть

Понятие группы, формальные группы, неформальные группы. Стадии формирования группы. Факторы, определяющие эффективную работу группы. Оптимальное распределение ролей в группе. Причины появления неформальных групп. Управление формальными и неформальными группами.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. На примере формальной группы укажите:

- на какой стадии развития она находится и почему,

- распределение ролей в группе,

- методы управления группой,

- оцените эффективность работы группы исходя из поставленных целей,

- сформулируйте предложения по улучшению работы группы.

Литература: [5, 8,16, 28, 30,46]

Тема 29. Руководство: власть и личное влияние

Теоретическая часть

Понятие власти. Цель власти. Средства власти. Взаимосвязь понятий

«власть», «влияние», «руководство». Формы власти. Баланс власти в управлении: влияние руководителя на подчиненных, влияние подчиненных на руководителя. Руководитель и лидер.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2. Проанализируйте формы власти, которые используются в Вашей организации (на предприятии) в различных ситуациях; что обусловило ту или иную форму власти, какие факторы ее определили. Является ли Ваш руководитель лидером, дайте обоснованный ответ. Приведите примеры баланса власти.

Литература: [5, б, 18,28,30, 35]



Тема 30. Управленческий труд

Теоретическая часть

Управленческий труд: его характеристика и особенности. Управленческий персонал: состав, характеристика. Виды разделения труда менеджеров. Требования к менеджерам. Менеджер и предприниматель. Типы управленческого труда. Уровни управления.



Практическая часть

1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций).

2.Используя организационную структуру управления, распределите управленческих работников по уровням управления и проследите изменение управленческих ролей по уровням. Приведите классификацию управленческих работников, наиболее приемлемую для Вашей организации.

Литература: [10, 30, 39,48, 53, 55]



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента: Учебно-практич. пособие -М.: Изд - во «ПРИОР», 1998. - 288 с.

2. Бир С. Кибернетика и управление производством. - М.,1963. -276 с.

3.Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: «ИНФРА-М», 1997.- 343с.

4.Бовыкин В. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. -М.: Экономика, 1997. - 366 с.

5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: «ИНФРА-М», 1999. - 256 с.

6. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юристъ, 1994. - 244 с. 7. Веснин В.Р.

Основы менеджмента: Учебник. - М.: Ин-т международ. права и экономики. Изд-во «Триада, ЛТД», 1996.- 384 с.

8. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. Изд.2-е - М.: «Фирма Гардарика»,199б. - 416с.

9.Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: «ИНФРА-М», 1998. - 189 с.

10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.

11. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - В 2-х томах./ Науч. ред. С.В. Емельянов. - М.: МНИИПУ, 1996.

12. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки

основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.- 271 с.

13.Друкер, Питер. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М.: Изд-во торгового дома «ГРАНД», ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 285 с.

14.3аицев Б.Ф. Система методов управления. - М, 1989.

15. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.: «ИНФРА-М», 1997. - 256 с.

16.Лабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: НГГЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 1997. - 284 с.

17. Корицкий С.С; Лавриков А.А., Омаров Р.Р. Советская управленческая мысль 20-х годов: Краткий именной справочник. - М.: Экономика,1990.

18. Кортис, Джон. Найди свой путь в менеджменте. - М.: Ай Кью,1992.- 55 с.

19.Сохно П.А. и др. Менеджмент / П.А. Кохно, В.А. Микрюков, С.Е. Комаров. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 224 с.

20.Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - СПб.: Изд- во «ОЛБИС», 1997. - 192 с.

21 Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - СПб., Издат. дом МиМ, 1997.

22 Лоренц П., Лорщ Д. Неопределенность бросает основной вызов рациональности// Хрестоматия: - СПб.: Ь1№С, 1994.- С.58-64.

23Лэнд Питер Э. Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента/ Пер. с англ. М. Шершевской при участии М. Орлова. -М.: «ИНФРА-М», 199-5. - 144 с.

24.Маневич В.Е. Экономические дискуссии 20-х годов. - М.: Экономика, 1989. - 140 с.

25. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов/ Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др. Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, Гос. ун-т упр., Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: ФБК- ПРЕСС, 1998. - 504 с.

26.Менеджмент и рынок: Германская модель: Учеб. пособие/ Под ред. проф. У. Рора и проф. С. Долгова. - М.: Изд-во «БЕК», 1995.- 480 с.

27.Менеджмент организации: Учеб. пособие. / Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбурдин Р.З. и др. - М.: «ИНФРА-М», 1997. - 432 с.

28.Мескон М.Х; Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.- М.: «Дело ЛТД», 1994.- 702 с.

29.Методы управления, их содержание и взаимосвязь. - М.: Экономика, 1974.

З0.0сновы менеджмента: Учеб. пособие / Научи, ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1997. -432 с.

31.0учи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. - М., 1984.

32. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. - М.: Советское радио, 1976.

ЗЗ. Проблемы программно-целевого планирования и управления/ Под ред. Г.С. Поспелова. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 464 с.

34. Пшенников В.В. Японский менеджмент: 27 уроков для нас. - М.: ЗАО «Япониясегодня», 1997. - 191 с.

35.Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А. Менеджмент в организации. - М.: РАГС «Экономика», 1995.

36.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя/ Под ред. В. Красновой, А. Привалова. - 2-е. изд. - М.: ЗАО «Журнал эксперт», 1997. - 176с.

37.Сивиринов Б.С. Основы теории управления: Учеб.-методич. пособие. - Новосибирск,1996.

З8.Сироткш В.Г. Великие реформаторы России. - М.: Экономика 1991.•

39.Современный менеджмент // Российский экономический журнал 1995, №10, с. 63-78.

40. Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учебник. - М.: Вестник 1997.-336 с.

41.Управление организацией: Учебник / Азоев Г.Л., Баранчеев В.П., Гунин В.Н. и др. Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина Н.Н. - Гос. акад. упр. им. Серго Орджоникидзе. - Изд.2-е, доп. и перераб. - М.: «ИНФРА-М», 1998. - 668 с.

42.Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд-во ЭКМОС, 1997. - 224 с.

43.Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «Зеркало», 1998. - 448 с.

44.Фалмер М. Роберт. Энциклопедия современного управления в пяти томах. - М.: ВИПКэнерго, 1992.

45.Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: АО «Бизнес школа Интел-Синтез», 1997. -112 с.

46.Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учеб.-практич. пособие, 2-е изд. - М.: ЗАО «Бизнес школа Интел-Синтез», 1997. - 352 с.

47.Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие - М «ИНФРА-М», 1996. - 224 с.

48.Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика / Рос. Акад. наук. - М.: Наука, 1993. - 176 с.

49.Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учеб. пособие. - Новосибирск: НИНХ, 1993.- 129 с.

50.Шеметов П.В. Элементы научного управления: Учеб. пособие. - Новосибирск: НИНХ, 1992.- 193 с.

51.Шипунов В.Г. Основы управления. - М.: Специалист, 1993.

52.Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Специалист, 1992.

53-Штемманн Петер, Венцель Манфред. Секреты преуспевающего менеджера: Пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт», 1998. -128 с.

54.Эмерсон Гаррингтон. Двенадцать принципов производительности: Сб. норматив. документов с коммент.: Пер. с англ.- М.: Бизнес-информ 1997.-197 с.



55.Якокка Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ. / При участии У. Новака.- Тольятти: Издат. дом «Довгань», 1997. - 350 с.


скачать


Смотрите также:
Методические указания по выполнению контрольной работы Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятиях городского хозяйства»
246.17kb.
Методические указания к контрольной работе «Метод сетевого планирования работ в строительстве» для студентов специальностей: 080502 «Экономика и управление на предприятии
724.66kb.
Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальностей
457.64kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов IV курса обучающихся по направлению «Бакалавр менеджмента»
266.76kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине
207.85kb.
Рабочая программа по дисциплине «Управление собственностью» Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии
208.13kb.
Методические указания для практических занятий для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
441.52kb.
Рабочая программа по дисциплине «Инновационный менеджмент» Специальность 080502 «Экономика и управление на предпри­ятии
157.64kb.
Методические указания для выполнения курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях горной промышленности и геологоразведки»
847.96kb.
Методические указания пор выполнению контрольной работы Контрольные задания и краткие методические указания по дисциплине «Материаловедение»
236.39kb.
Методические указания по подготовке, выполнению, оформлению и защите дипломной работы, по ее рецензи­рованию
463.74kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях горной промышленности и геологоразведки»
255.62kb.