Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Методические указания

по программе прохождения педагогической практики

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Содержание

1. Цели и задачи педагогической практики

2. Содержание и направления педагогической практики

3. Место и сроки проведения педагогической практики

4. Порядок прохождения педагогической практики

5. Требования к содержанию и оформлению отчета о педагогической практике

6. Подведение итогов и оценка педагогической практики

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Приложения


1 Цели и задачи практики
Педагогическая практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах.

Практика является одним из видов занятий, предусмотренных учебным планом.

Настоящая программа педагогической практики магистрантов разработана в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.

Основной целью педагогической практики заключается в формировании у магистрантов навыков и умений педагогического мастерства и использования их в дальнейшей профессиональной деятельности.

К задачам педагогической практики магистранта относятся:



  • овладение необходимыми педагогическими навыками для работы в высших учебных заведениях;

  • владение методическими приемами проведения лекционных, практических и семинарских занятий;

  • ознакомление с использованием современных образовательных технологий высшей школы;

  • развитие индивидуальных и формирование личностных качеств педагога и оратора, а именно: умения проявлять профессиональную индивидуальность, педагогическое творчество, реализовывать педагогическое общение, четко формулировать цели и задачи, ясно доносить свои научные мысли для аудитории различной степени подготовки.

Для прохождения педагогической практики магистрант должен обладать знаниями, необходимыми для преподавания в высшей школе, навыками самостоятельной исследовательской работы. Магистрант также должен владеть навыками работы с информационными ресурсами, расположенными в сети Интернет.

Педагогическая практика необходима для написания магистерской диссертации и развития навыков межличностных коммуникаций.

Педагогическая практика непосредственно направлена на формирование следующих компетенций выпускника:


  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

  • способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности;

  • компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом;

  • способен применять современные методы и методики преподавания дисциплин в рамках подготовки бакалавров;

  • способен проанализировать и обобщить педагогический опыт ведущих ученых и педагогов высшей школы отечественных и зарубежных вузов.

В результате прохождения педагогической практики магистрант должен получить знания:

  • основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса;

  • методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;

  • требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

В результате педагогической практики у магистранта предполагается формирование следующих умений:

  • осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;

  • выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

  • анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;

  • владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности магистранта;

  • преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;

  • использование средств педагогической деятельности для повышения результативности научно-исследовательской деятельности магистранта.

В результате прохождения педагогической практики магистрант должен владеть навыками:

  • работы с методической литературой, творческого отбора необходимого для преподавания учебного материала;

  • выбора методов и средств обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала, психолого-педагогическим особенностям студентов;

  • планирования познавательной деятельности учащихся и способности ее организации;

  • современными образовательными технологиями и активными методами преподавания дисциплин.




    1. Содержание и направления педагогической практики

Педагогическая практика осуществляется в форме аудиторной или методической работы, соответствующей специализации магистранта.

Содержание педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной аудиторной деятельностью (самостоятельное проведение практических занятий, семинаров, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.). Предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно-методических задач, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрением в учебный процесс.

Педагогическая практика может включать в себя проведение следующих работ:



  • ознакомление с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ;

  • ознакомление с методическим обеспечением учебного процесса кафедры;

  • проектирование и проведение лекционных, практических и семинарских занятий (Приложение 5);

  • подготовка учебно-методических материалов в соответствии с выбранной специализацией (подготовка кейсов, презентаций, деловых ситуаций, материалов для семинарских занятий, составление задач и т.д.), (Приложение 5);

  • подготовка контрольно-измерительных материалов: тестов, экзаменационных вопросов, контрольных работ, коллоквиумов и иных форм педагогического контроля (Приложение 5);

  • подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

  • изучение учебно-методической литературы, лабораторного и программного обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

  • посещение занятий, проводимых ведущими преподавателями вуза и магистрантами в рамках педагогической практики, и составление конспекта и отчета-рецензии на занятия.




  1. Место и сроки проведения педагогической практики

Практика проводится, как правило, в рамках соответствующих программ, осуществляющих подготовку магистров ЮГУ.

В период практики магистранты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедрах применительно к учебному процессу.

Сроки и продолжительность проведения практики устанавливаются в соответствии с учебными планами и годовым календарным учебным графиком.



  1. Порядок прохождения педагогической практики

Перед началом педагогической практики перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения педагогической практики, который должен быть согласован с научным руководителем (Приложение 1). Индивидуальный план прохождения педагогической практики должен быть обусловлен целями и задачами педагогической практики и соответствовать трудоемкости педагогической практики, определенной учебным планом подготовки магистров по соответствующим направлениям и программам.

Непосредственное руководство и контроль за выполнением плана педагогической практики магистранта осуществляется преподавателем, являющимся его научным руководителем по написанию магистерской диссертации.

Научный руководитель:



  • осуществляет постановку задач по самостоятельной работе магистрантов в период педагогической практики, оказывает консультационную помощь;

  • утверждает индивидуальный план педагогической практики магистранта;

  • проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы педагогической практики;

  • осуществляет аттестацию магистранта по результатам педагогической практики.




  1. Требования к содержанию и оформлению отчета о педагогической практике

Отчет о педагогической практике является отчетным документом о прохождении педагогической практики.

Отчёт выполняется в соответствии с индивидуальной программой практики и оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистерским учебным и научно- исследовательским работам. Форма титульного листа итогового отчета представлена в приложении 2.

Отчет педагогической практике включает в себя:



  • индивидуальный план педагогической практики;

  • характеристику видов деятельности согласно индивидуальному плану педагогической практики магистранта;

  • список литературных источников.

В состав отчета в соответствии с индивидуальным планом могут входить следующие материалы:

  • полный текст лекции, содержание практических и семинарских занятий;

  • план и описание интерактивного занятия;

  • отзыв-рецензию на лекции ведущих ученых и педагогов высшей школы, магистрантов, проводимых в рамках научно-педагогической практики (приложение 4);

  • тексты подготовленных учебно-методических материалов (кейсов, деловых ситуаций, задач, презентаций и т.д.);

  • тексты подготовленных контрольно-измерительных мероприятий: тестов, экзаменационных заданий, тем курсовых и дипломных проектов и других.

Рекомендуемые формы по оформлению материалов отчета представлены в приложениях к настоящим указаниям.

Магистрант представляет отчет в сброшюрованном виде научному руководителю не позднее, чем за 10 дней до подведения итоговой аттестации магистрантов по результатам педагогической практики.




  1. Подведение итогов и оценка педагогической практики

Педагогическая деятельность магистрантов оценивается комплексно, с учетом всей совокупности характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению функций педагогической деятельности.

Итоги практики оцениваются в форме «зачет» или «незачет» научным руководителем практики магистранта и проставляются в аттестационную ведомость и зачетную книжку магистранта и приравниваются к оценкам по теоретическому обучению.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение




    1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.

    2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Организация практических занятий по маркетингу. Кейсовый метод: Уч. пос. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

    3. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. - СПб.,

1997.

    1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

    2. Дмитриев Ю.А. Юридическая педагогика. - М., 2008.

    3. Зиновкина М.М. Технология проведения экзамена в креативной педагогической системе НФТИМ. - М., 2003.

    4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.

    5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

    6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов на Дону, 2002.

10. Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. - Казань, 1997.

7.1 Ресурсы сети Интернет



      1. http://vashabnp.info/ Библиотека начинающего педагога;

      2. http://www.gumer.info/ Библиотека Гуммер - гуманитарные науки;

      3. http://www.edu.ru/ «Российское образование» федеральный портал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пример оформления индивидуального плана
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт менеджмента и экономики

Кафедра финансов и банковского дела
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПЛАН прохождения педагогической практики

Выполнил магистрант группы

№ группы, Ф.И.О.




Формулировка задания

Сроки выполнения

Отметка о фактическом выполнении












План составил: Ф.И.О. подпись магистранта


Согласовано: Должность, Ф.И.О. подпись научного руководителя
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления титульного листа отчета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт менеджмента и экономики

Кафедра финансов и банковского дела

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

ОТЧЕТ о педагогической практике

магистранта

№ группы, Ф.И.О.


Сроки прохождения практики:

Место прохождения:

Научный руководитель магистранта Должность, ФИО, подпись Подпись магистранта

Итоговая оценка

Дата

Ханты-Мансийск 20___ г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пример оформления плана-конспекта занятия

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1.Преподаватель дисциплины:

(ФИО, степень, звание)

2. Магистрант: (магистерская программа, ФИО)


  1. Название учебной дисциплины

  2. Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)_

  3. Контингент (факультет, курс, группа)

  4. Тема занятия

  5. Учебные задачи

8. Содержание занятия

    1. Методы и формы проведения занятия

    2. Активность работы студентов

    3. Самооценка магистранта (трудности, успехи)

Подпись преподавателя учебной дисциплины___

Подпись магистранта

Дата посещения занятия
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пример оформления рецензии на занятие
РЕЦЕНЗИЯ НА ЗАНЯТИЕ

1. Преподаватель дисциплины: (ФИО, степень, звание)

2. Магистрант, проводивший занятие: (магистерская программа, ФИО)


      1. Название учебной дисциплины

      2. Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)

      3. Контингент (факультет, курс, группа)

6. Тема занятия

7.Основные характеристики качества проведения занятий



        1. Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины

        2. Методы и формы проведения занятия

        3. Активность студентов на занятии

        4. Общее впечатление от занятия

        5. Пожелания магистранта по проведению занятия

Подпись магистранта __ Дата посещения занятия



ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методические указания по педагогическим исследованиям
1. Подготовка, проектирование и проведение лекционных, практических и семинарских занятий

Основными формами обучения в высших учебных заведениях являются лекции, семинарские и практические занятия.



Слово «Лекция» (lection) с латинского языка переводится как чтение. Оно обозначает учебное занятие в вузе, состоящее в устном изложении, чтении преподавателем учебного предмета или какой-либо темы, а также слушание и запись этого изложения учащимися. Это коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Лекция - одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях.

Основные требования к лекции: научность, доступность, системность, наглядность, эмоциональность, обратная связь с аудиторией, связь с другими организационными формами обучения.

Слово «Семинар» (seminarium) происходит от латинского, что означает рассадник знаний. Семинарское, практическое занятие - это групповое практическое занятие под руководством преподавателя в вузе.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие задачи, как:



  • повторение и закрепление знаний;

  • контроль;

  • педагогическое общение.

Семинарское, практическое занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, проверки качество знаний, помощи разобраться в наиболее сложных вопросах, выработки умения правильно применять теоретические положения к практике будущей профессиональной деятельности. Практические занятия выявляют недостатки в развитии у студентов профессионально важных качеств. Изучая эти недостатки, преподаватели вносят изменения в организацию деятельности студентов на этих занятиях, дают новые указания для дальнейшей их самостоятельной работы. Организация практического занятия и семинара должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т. п.).

Успех лекции, семинарского, практического занятия (далее - занятия) определяют три основных компонента:



  • подготовка к проведению занятию;

  • организация учебной деятельности студентов на занятии;

  • анализ результатов проведения занятий.

Подготовка к проведению занятия

Подготовка к проведению лекционных, практических и семинарских занятий составляет важнейшую часть практики и требует от каждого преподавателя больших усилий, использования разносторонних знаний в области юриспруденции и методике ее обучения, по педагогике и психологии. Подготовка и особенно чтение лекции, проведение семинарского и практического занятия — это сложная деятельность преподавателя, требующая большого напряжения всех его сил и мастерства. В то же время эта работа обеспечивает практическое усвоение теоретических основ методики обучения юридических дисциплин. Чем лучше преподаватель подготовится к занятию, тем эффективнее оно пройдет, и тем больший положительный результат получат от занятия преподаватель и студенты. Чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт творения речи.

При подготовке к лекции, семинарскому и практическому занятию преподаватель должен определить цель занятия, т. е. то, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, что воспитать, дать больше нового материала, поставить ряд проблем или наметить ориентиры для самостоятельного его изучения студентами.

Определение цели лекции зависит от ее вида: одно дело установочная лекция для заочников, совсем иное — обзорная лекция для выпускников или лекция по отдельной научной проблеме. Своеобразной по своим целям является вводная лекция: в ней студенты знакомятся с программой, порядком изучения предмета, основной литературой и т. д. Обзорно- повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Лекции спецкурса от текущих лекций систематического курса отличаются более углубленным анализом различных научных школ, концепций, направлений.

Уяснение образовательных и воспитательных целей лекции по той или иной теме помогает преподавателю определить план ее изложения, отобрать нужный материал, учесть особенности аудитории, целеустремленно рассмотреть основные вопросы, направить самостоятельную работу студентов.

Преподаватель, готовясь к лекции, совершает следующие действия:



  • определяет место лекции в курсе;

  • определяет связь лекции с темами смежных дисциплин;

  • составляет план лекции;

  • отбирает материал лекции;

  • определяет объем и содержание лекции, пишет текст лекции;

  • вырабатывает модель своего выступления на лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции - важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели.

Как правило, отдельная лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения:


    1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами.

    2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.

3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.

Содержание лекции устанавливается на основе учебной программы дисциплины, по которой читается лекции. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора материала, умело использовать наглядные пособия, технические средства и вычислительную технику. Конкретное содержание лекций может быть разнообразным. Оно включает изложение той или иной области науки в ее основном содержании:



  • освещение задач, методов и успехов науки и научной практики;

  • рассмотрение различных общих и конкретных проблем науки; освещение путей научных изысканий; анализ исторических явлений;

  • критика и научная оценка состояния теории и практики.

Существенно важным для лекции является изложение материалов личного творчества лектора. Это повышает у студентов интерес к предмету, активизирует их мысленную работу. При этом преподаватель решает, какие вопросы он будет освещать более обстоятельно, какие он предоставит студентам изучить самостоятельно, а какие будут рассмотрены на семинарском, практическом занятии либо разъяснены на консультации.

Заключительный этап работы над текстом лекции - ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Практика преподавания свидетельствует, что лучше отработать текст лекции, завершить ее подготовку за несколько дней до выступления. В это время мышление на осознанном и неосознанном уровне продолжит работу, усилится самокритичность, возникнут уточнения, добавления, изменения к тексту.

Необходимо учитывать, что излагаемый на лекции материал, хотя и воспринимается и в определенной мере усваивается, но еще не закрепляется в прочные знания. Для этого существуют практические, семинарские занятия и непременная самостоятельная работа студентов над лекционным и дополнительным материалом.

Семинару предшествует изучение группы студентов, проведение консультаций о порядке прохождения курса, об особенностях самостоятельной работы над ним. На консультациях и первых групповых занятиях преподаватели доводят до слушателей требования к содержанию и форме их выступлений на семинаре.

Семинары, практические занятия могут проводиться в различных формах: развернутая беседа по заранее известному плану (могут обсуждаться предварительно поставленные вопросы как по заданной теме, так и по научной статье); небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара; решение задач, составление юридических документов (судебных актов, нормативных правовых актов, протоколов и т.п.). Названные формы занятий могут переткать друг в друга.

Для проведения семинарского либо практического занятия преподаватель осуществляет следующие действия:


  • определяет место семинара, практического занятия в курсе;

  • определяет связь семинара, практического занятия с темами смежных дисциплин;

  • выбирает тему семинарского, практического занятия;

  • составляет план семинарского, практического занятия;

  • отбирает материал семинарского, практического занятия;

  • вырабатывает модель своего выступления на семинаре.

Выбирая тему семинарского и практического занятия, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, социально значима, связана с проблемами и интересами участников семинара, практического занятия. Тема семинарского и практического занятия выбирается в рамках учебной программы изучаемой дисциплины. Тема семинарского и практического занятия должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекала внимание участников семинара, заставляла их задуматься над поставленной проблемой.

Составление плана семинарского, практического занятия включает проработку следующих моментов:

  • вводное слово преподавателя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, определение целей и задач семинара, практического занятия);

  • обдумывание вопросов, вынесенных на обсуждение;

  • определение приемов активизации слушателей;

  • уточнение условий спора;

  • формулировка основных положений, которые необходимо обосновать общими усилиями;

  • продумать наглядные пособия, которые будут использованы в ходе обсуждения.

Вопросы, выносимые на обсуждение участников семинара, практического занятия,

литература, нормативные правовые акты, необходимые для подготовки, предварительно доносятся до студентов преподавателем, чтобы они могли подготовиться к занятию. Преподаватели нацеливают студентов на использование не только полученных знаний, но и добытой самостоятельно новой информации, на творческий поиск оптимальных решений встающих задач.

Организация учебной деятельности студентов на занятии

Творческое чтение лекции — это напряженный труд, связанный со значительными энергетическими затратами. Преподаватель, читая лекцию, пользуется монологической речью — самым трудным видом речи. В отличие от диалогической речи она требует более строгой логической последовательности, законченности предложений, стилистической точности. В отличие от письменной речи она не допускает исправления, нельзя делать оговорки, длинные паузы и т. п.

Не только знание предмета требуется для лекции, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью и эмоциональностью. Большинство хороших лекторов использует метод импровизации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого лектор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз. Тем самым он убьет сразу двух зайцев: речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как заученная, и, конечно, более выразительной, жизнерадостной, гибкой и спонтанной.

Если, входя в аудиторию, преподаватель «не видит» студентов, не пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимание на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли заинтересуются предметом и настроятся на серьезную работу. Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов подчеркнуть перед аудиторий свое «интеллектуальное превосходство», излагать материал нарочито усложненным языком. На лекциях всегда требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет восприниматься. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Столь же нецелесообразным является излишнее упрощение лекционного языка, что может привести к примитивизации и даже вульгаризации научного понимания.

Лекция по содержанию, структуре и форме изложения должна способствовать восприятию и пониманию ее основных положений, развивать интерес к научной дисциплине, направлять самостоятельную работу студентов, удовлетворять и формировать их познавательные потребности. Лектор не может не считаться с общим уровнем подготовки и развитием студентов, но в то же время ему не следует ориентироваться как на слабо подготовленных студентов, так и на особо одаренных студентов. Ориентиром, очевидно, должны быть студенты, успевающие по данному предмету, представляющие основной состав лекционных потоков.

По разному строится деятельность преподавателя по мере развертывания лекции. Если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимание студентов, то затем по мере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес, интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваться активного восприятия и осмысливания основного ее содержания. Для этого надо рационально использовать силу голоса, темп речи, обращаться к опыту и знаниям студентов, ставить проблемные вопросы, прослеживать историю тех или иных концепций. На лекции необходима активизация мышления студентов, повышение их интереса к изучаемой области науки. В основной части лекции оправдывают себя следующие приемы активизации деятельности студентов:


  • столкновение мнений различных авторов, исследователей данной проблемы;

  • преподаватель по тому или иному вопросу делает выводы не до конца, т. е. рассматривает основные сведения, дает студентам возможность самим сделать выводы, обобщения;

  • использование эпизодов из жизни корифеев науки, фрагментов, образов из художественных произведений;

  • создание ситуаций лжеучения, лжезатруднения и т. д.

Особенно все это становится ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы самого преподавателя.

Педагогическая эффективность лекции, интерес к ней определяется также применением вспомогательных средств - демонстрацией эксперимента, наглядностью, а также использованием технических средств обучения. Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию.

Проведение семинара связано с большим педагогическим и организаторским мастерством преподавателя, умелым использованием им своих разносторонних знаний и эрудиции.

Во вступительном слове и после ответов на вопросы преподаватель создает предварительные установки на внимательную работу, глубокий анализ поставленных проблем, содержательные, четкие, свободные и логические выступления, вносящие вклад в общую познавательную деятельность. Преподаватель нацеливает группу на углубленный творческий коллективный умственный труд, на внимательное слушание товарищей, на возможность конкретной дискуссии, тактичных взаимных уточнений, вопросов. Если семинар с докладом, преподаватель заранее может назначить оппонента («дискутанта»), предлагает задавать докладчику вопросы, оценивать в выступлениях качество доклада, умение докладчика доказательно излагать вопросы, поддерживать контакт с товарищами, правильно реагировать на поведение аудитории.

Преподавателю следует направлять работу семинара, внимательно слушать выступающих, контролировать свои замечания, уточнения, дополнения к ним, корректировать ход занятия. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

Многообразны и порой неожиданны ситуации семинара. В каждом случае преподаватель обязан чутко уловить их, быстро осмыслить все происходящее, внутренне подготовиться и принять решение выступить в подходящий момент, бросить реплику, задать вопрос и т.д.

Вопросы на семинаре в психологическом плане являются побудителями познавательной активности студентов и представляют собой «особую форму мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием». Ответ на вопрос предполагает продуктивное мышление, а не просто работу памяти, иначе исчезнет умственное напряжение, необходимое для поддержания атмосферы интеллектуального поиска и развития познавательных способностей студентов.

Поддержание у студентов интереса и потребности высказать свою точку зрения, активно выразить свою позицию при обсуждении проблемы способствует формированию самостоятельности и убежденности студентов.

При дискуссии руководящая роль преподавателя еще более возрастает. Не следует допускать лишнего вмешательства, но и не допускать самотека, предоставлять слово студентам с учетом их темперамента и характера, призывать к логичной аргументации по существу вопросов, поддерживать творческие поиски истины, выдержку, такт, взаимоуважение, не сразу обнаруживать свое отношение к содержанию дискуссии и т. д.

Заключительное слово преподаватель посвящает тщательному разбору семинара, насколько он достиг поставленных целей, каков был теоретический и практический уровень доклада, выступлений, их глубина, самостоятельность, новизна, оригинальность. Не нужно перегружать заключение дополнительными научными данными, их лучше приводить по ходу семинара.

Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные оценочные суждения (положительные и отрицательные) о работе группы и отдельных студентов, советы и рекомендации на будущее.

Семинар в отличие от лекции предъявляет к деятельности преподавателя некоторые специфические требования: расширяется диапазон теоретической подготовки, привлекается новая литература, увеличивается объем организаторской работы (особенно во время проведения семинара), возрастает роль индивидуального подхода, умения преподавателя обеспечить индивидуальное и коллективное творчество, высокий уровень обсуждения теоретических проблем.

Анализ результатов проведения занятий

Необходимость оценки качества занятий возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив занятие, может:



  • сам дать оценку своего занятия с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;

  • провести «самосертификацию» перед открытым занятием, посещением занятия заведующим кафедрой, коллегами, комиссией и другими лицами;

  • выявить причины падения (провалов) интереса у студентов на занятии (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т. д.;

  • проверить, всё ли сделано для повышения познавательной активности и т. д.

При самоанализе занятий, преподаватель определяет их результативность путем оценки: достигнутых целей занятия, качества усвоения материала студентами, активности работы студентов на практических занятиях и семинарах, их интереса к занятиям и отношения к учебе, посещаемости занятий и т.п.

При анализе занятия заведующим кафедрой, коллегами, комиссией и другими лицами, как правило, оцениваются следующие положения:


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Методические указания по программе прохождения педагогической практики
658.31kb.
Программа производственной практики методические указания к прохождению производственной практики для студентов 4, 5-го курсов специальности 040101. 65
169.93kb.
Задания по педагогике на период прохождения педагогической практики цель, функции и объекты педагогической практики
179.55kb.
Методические указания по выполнению и защите дипломных работ для студентов специальности 351300 (080301) «Коммерция
644.55kb.
Программа прохождения учебно-производственной практики в прокуратуре
26.82kb.
Методические указания по ее проведению Руководство практикой Критерии и условия, обеспечивающие качество организации практики
112.17kb.
Программа прохождения ознакомительной, производственной и преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности 030501. 65 Юриспруденция
563.47kb.
Отчета о прохождении учебной ( учебно-ознакомительной) практики
25.39kb.
Отчет по практике по профилю специальности Студента Дремина А. С. Группы № ивт 05 1 База практики
168.14kb.
Методические указания по написанию, оформлению и защите дипломных работ» (составители Л. Д. Шаповалова, Е. П. Малышева). М., 2002; 2) «Оформление письменных работ. Методические указания»
157.29kb.
Методические указания по изучению личности учащегося и классного коллектива и составлению психолого-педагогической характеристики. Предназначено для студентов, проходящих педагогическую практику в школе
1355.34kb.
Программа прохождения преддипломной (производственной) практики Студента 6 курса Горбачевой Анастасии Александровны
40.21kb.