Главная стр 1


Кировское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кировский медицинский колледж»

Направление: Организационные условия внедрения ФГОС

Номинация: «Методист»

Проект «Компетентностный подход в выборе профессиональных траекторий педагогов»

Авторы:


Валова Ирина Анатольевна, начальник отдела по учебно-методической работе

Головкина Наталья Павловна, методист

Киров


2013г.

Методическое сопровождение профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства преподавателей является одним из основных условий обеспечения необходимого уровня подготовки будущего специалиста. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, что обеспечивает эффективное внедрение ФГОС. В данной работе представлен проект реализации системы методического сопровождения и взаимодействия учебно-методического отдела и преподавателей колледжа.



Ключевые понятия: методическое сопровождение, методическая работа, методическое взаимодействие, педагогический Совет, методический Совет, педагогическое мастерство, методическая культура, творческая лаборатория.

Цель проекта: создание условий для формирования методической культуры и профессионального роста преподавателей колледжа через современные формы организации методического сопровождения.

Задачи проекта:

1. Использование инновационных технологий как способа управления качеством подготовки выпускника.

2. Обеспечение постоянного освоения современной педагогической теории и практики.

3. Создание условий для совершенствования профессиональных качеств педагогов, развития их творческого потенциала.



Условия реализации проекта: освоение и внедрение требований и содержания Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения к образовательному процессу в системе среднего профессионального образования.

Время реализации: 2010-2013 учебные годы

Объект: образовательный процесс подготовки конкурентоспособного специалиста в Кировском медицинском колледже.

Предмет: методическое сопровождение педагогической деятельности преподавателей колледжа.

Гипотеза: организованное системное методическое сопровождение образовательного процесса способствует личностному и профессиональному росту преподавателей, что создает оптимальные условия для качественной подготовки будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Методологические основы реализации проекта:

  • системно-деятельный подход: понимание целей и задач деятельности образовательного учреждения, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

  • личностно-ориентированный подход: обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных качеств;

  • подход свободного самоопределения: свободный выбор каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

  • коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Основные принципы реализации проекта: диагностический, актуальности и целевой направленности, открытости и системности, практической направленности, информационной доступности, партнерства и сотрудничества.

Актуальность проекта:   

Изменяющиеся социально – экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной образовательной системы, особенностью которой является наличие нового социального заказа общества к образованию, направленного на подготовку конкурентоспособного специалиста, среднего медицинского работника. Организация процесса подготовки специалиста нового уровня должна осуществляться в условиях использования идей и приемов инновационных технологий и методик преподавания, при этом особая роль отводится преподавателю. Реализация контекстного учебного процесса предполагает построение такого образовательного пространства, которое способно максимально развить потенциал каждого педагога, создать необходимую систему консультативного, обучающего и методического сопровождения всех членов педагогического коллектива образовательного учреждения.

История Кировского медицинского колледжа насчитывает 145 лет. Один из старейших в России, сегодня медицинский колледж осуществляет набор на базе основного общего и среднего полного образования по программам базовой и углубленной подготовки. Обучение ведется по семи специальностям по очной, очно-заочной и вечерней формам.

На сегодняшний день в Кировском медицинском колледже и его филиалах работают 145 специалистов. Более половины педагогического коллектива, а именно 58,5 % - медицинские работники: практикующие врачи и провизоры.

Параметры качественной характеристики показывают, что 77 % преподавателей имеют высшую и первую квалификационные категории. В коллективе есть специалисты, имеющие Почетное звание «Залуженный учитель Российской Федерации», награжденные знаком «Отличник здравоохранения», Почетными грамотами Министерства образования и Министерства здравоохранения.

Механизм реализации проекта:

Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов организуется в несколько этапов. На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление его способности к развитию, анализ условий образовательной среды. Практический этап включает разработку целевой программы развития профессиональной компетентности педагога. На обобщающем этапе осуществляется оценка качества образовательного процесса, анализ и распространение успешного инновационного педагогического опыта.

Для эффективного решения задач методической службы была проведена диагностика готовности преподавателей к освоению новой образовательной парадигмы. Преподавателям, находящимся на критическом уровне готовности (4%) к реализации идей компетентностного подхода, предложены традиционные формы работы: Школа начинающего педагога и областные методические объединения. Большинство преподавателей (59%), которые находятся на допустимом уровне готовности, используют такие методические формы, как мастер – классы, временные творческие группы или коллективы, инициативные группы. Преподаватели, по оценке достигшие оптимального уровня готовности (37%), работают в творческих лабораториях.

Таким образом, в соответствии с результатами диагностики, действует разноуровневая структура методической службы колледжа (на основе классификации М.М. Поташника).



Содержание проекта:

«Передается не опыт, а мысль, выведенная из него» К.Д.Ушинский.

Основными формами коллегиального решения учебно-методических и воспитательных проблем являются методические педагогические Советы, методические Советы и семинары, проводимые методическим отделом. Методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному  профессиональному развитию

Ежегодно в образовательные учреждения приходят молодые педагоги, становление которых является достаточно сложным процессом и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. Задача методической службы – помочь начинающим преподавателям усвоить сведения об основных положениях педагогической науки, об особенностях образовательного процесса в ССУЗе.

Одной из форм объединения преподавателей для апробации идей и приемов новых, интегративных технологий, методик обучения является творческая лаборатория, созданная с целью повышения качества образования и создания условий для самореализации в научно-исследовательской и экспериментальной деятельности. Итогом работы каждой из трех секция лаборатории является творческий отчет преподавателей в конце учебного года.

Одним из факторов, обуславливающих качество подготовки специалистов, является педагогическое мастерство преподавателей. Методический отдел колледжа способствует участию преподавателей в очных и заочных научно-практических конференциях разного уровня, проведению открытых занятий и мастер-классов, участию в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Для информационного наполнения контекстного содержания образовательного процесса методический отдел регулярно организует тематические выставки, выпуск информационных бюллетеней «Методический вестник», издает по итогам года сборник материалов по обобщению передового педагогического опыта преподавателей колледжа.



Эффективность проекта и результаты реализации:

Работа по созданию целостной системы методического сопровождения преподавателей колледжа и внедрению механизма взаимодействия привела к следующим качественным показателям:



  1. Активно и постоянно коллектив преподавателей участвует в работе коллегиальных органов колледжа. Проведено 18 методических Семинаров, по темам, сопровождающим процесс освоения ФГОС. Ежегодно проводятся тематические методические педагогические Советы – практикумы.

2. Двухгодичную программу Школы начинающего преподавателя за период 2010-2013 г.г. прошли 14 начинающих преподавателей. Более 200 часов освоено в режиме индивидуального консультирования. Посещено 49 часов занятий молодых педагогов с последующим анализом и рекомендациями по проведению. 10 слушателей Школы - активные участники, дипломанты и победители конкурсов «Педагогическая надежда» и «Дебют», проводимых Кировским институтом развития образования для преподавателей со стажем работы до 5 лет.

3. В составе «Творческой лаборатории» работают три направления с общим количеством участников из числа преподавателей 47 человек. Итогом работы каждой из секций являются:

- организация и проведение открытых занятий с демонстрацией передовых методик ведения урока;

- проведение ежегодного конкурса электронных образовательных ресурсов для обеспечения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

- проведение традиционных смотров-конкурсов и конференций по итогам учебно-исследовательской деятельности студентов.

4. Создана библиотека методических пособий в электронном виде и на бумажном носителе из 315 единиц. Количество публикаций за последние три года составляет 9,2 печ. листов. Преподаватели колледжа стали призерами и победителями 37 профессиональных разноуровневых конкурсов. Проведено 36 открытых уроков.

5. Ежегодно составляется и реализуется план внутриколледжного контроля, включающий в себя мероприятия по контролю и оценке уровня профессиональной педагогической компетентности преподавателей колледжа. по темам: «Анализ образовательной деятельности преподавателей и студентов

по освоению обозначенных рабочими программами компетенций», «Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов», «Использование современных форм и методов организации учебного занятия».

6. Преподавателями активно создаются фонды оценочных средств, учебно-методические комплексы, включающие электронные пособия.

7. На основе анализа результатов состояния социально-психологического климата в коллективе, проведенного в ходе подготовки к аккредитации колледжа, сделаны следующие выводы:

- коллектив колледжа представляет собой единое целое, показатели групповой сплоченности выше среднего;

- организация учебно-методического процесса составила показатель выше среднего уровня и оценена на 51 %;

- оценка уровня сработанности, согласованности в работе с коллегами в коллективе составила: 15 % преподавателей оценили как высокий и 73 % как средний;

- 93 % коллектива оценили уровень отношения к работе как положительный.

Создание комфортных условий для роста профессионального мастерства педагога, оказание организационно-методической поддержки, выстраивание системы непрерывного профессионального образования позволяют сегодня оценить достаточный уровень психолого-педагогической готовности преподавателей колледжа для приведения уровня подготовки выпускников в соответствие с потребностями работодателей и регионального рынка труда. А также позволяют Кировскому медицинскому колледжу найти и занять свою нишу в образовательном пространстве региона.

Выводы:

Таким образом, методическому отделу колледжа удалось обобщить и систематизировать опыт организации методического сопровождения преподавателей колледжа, представить проект методического педагогического сотрудничества.



Универсальность предложенного проекта заключается в том, что его основные методы, принципы и способы реализации возможны для использования, воплощения в средних специальных учебных заведениях любого профиля. Особенно, в педагогических коллективах, где большинство преподавателей не являются по образованию педагогами. Вариативность данного проекта зависит от количественного и качественного состава работников, условий реализации и приоритетных целей образовательного процесса.

«Вкладывайте в свою работу душу – и вас ждет успех!» (Э. Хаббарт)



Смотрите также:
Методическое сопровождение профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства преподавателей является одним из основных условий обеспечения необходимого уровня подготовки будущего специалиста
91.16kb.
Планирование методической работы на 2013 – 2014 учебный год
90.19kb.
Повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителей
122.55kb.
Самообразования
193.3kb.
Методического объединения на 2013 2014 учебный год цели методической работы
33.25kb.
Бобурко Елена Васильевна
96.09kb.
Семинар для педагогов дополнительного образования города и района по теме: «Совершенствование педагогического мастерства педагога дополнительного образования в условиях центра детского творчества»
26.75kb.
Анализ работы мо учителей валеолого эстетико прикладного цикла за 2011-2012 учебный год
31.05kb.
Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности
69.48kb.
Программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников
146.88kb.
Образовательная программа «здоровым быть здорово»
508.98kb.
Учебно производственная работа
90.47kb.