Главная стр 1
скачать
Урок географии в 11 классе

Тема: Минеральные ресурсы - основа экономики.

Цель урока: Изучение размещения и оценка ресурсообеспеченности стран и регионов минеральными ресурсами.

Задачи:

Образовательные:

  • дать понятие «ресурсообеспеченности»;

  • сформировать представление об особенностях размещения минеральных ресурсов и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми;

Развивающие:

  • продолжить формирование умений определять по таблицам, картам и интернет-ресурсам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;

  • развивать навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе;

  • способствовать проявлению интереса к совместной деятельности


Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник,

атласы, контурные карты, настенная контурная карта,


Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум

Формы работы на уроке:

  • индивидуальные

  • групповые

  • коллективные

  • фронтальные

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Проверка присутствующих на уроке.

  2. Проверка готовности к уроку.

  3. Класс рассаживается по группам, согласно изучаемым минеральным

ресурсам.

II. Изучение нового материала.

1.Активизация учащихся на урок

Эпиграф « Природа – арена труда и отдыха. Она сокровищница богатств,

поставщик сырья и энергии, а значит, одна из основ

экономики. Мы используем природные богатства и условия,

охраняем и преобразуем их.»

Ю.К. Ефремов

Как вы понимаете эти слова?
2. . Изучение нового материала

2.1. Ознакомление с целью и задачами

Цель урока: Изучение и оценка ресурсообеспеченности стран и регионов минеральными ресурсами.

Для достижения этой цели нам необходимо изучить понятие ресурсообеспеченности, выявить по картам размещение полезных ископаемых, по таблицам, картам и интернет-ресурсам оценить степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; ( слайд

Прежде чем мы начнем работу, вспомним классификацию минеральных ресурсов. (Беседа с использованием опорной схемы- слайд 5.

Для решения задач урока мы разбились на поисковые группы, каждой, из которой была дана своя поисковая задача. Обработав информацию каждой группы, мы получим карту размещения минеральных ресурсов и сможем сделать вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов минеральными ресурсами ( слайд 6)




План

Состав действий

1.нефть

  • Используя текст учебника, карты атласа, интернет- ресурсы, выяснить закономерности размещения и обеспеченность стран и регионов мира нефтью.

  • Отметить на контурной карте стран-лидеров по запасам и добыче нефти

  • Сделать вывод о ресурсообеспеченности данным видом минерального сырья отдельных стран и регионов мира.

2 природный газ

  • Используя текст учебника, карты атласа, интернет- ресурсы, выяснить закономерности размещения и обеспеченность стран и регионов мира природным газом.

  • Отметить на контурной карте стран-лидеров по запасам и добыче природного газа

  • Сделать вывод о ресурсообеспеченности данным видом минерального сырья отдельных стран и регионов мира.

3. каменный уголь

  • Используя текст учебника, карты атласа, интернет- ресурсы, выяснить закономерности размещения и обеспеченность стран и регионов мира каменным углем

  • Отметить на контурной карте стран-лидеров по запасам и добыче каменного угля

  • Сделать вывод о ресурсообеспеченности данным видом минерального сырья отдельных стран и регионов мира.

4. железная руда


  • Используя текст учебника, карты атласа, интернет- ресурсы, выяснить закономерности размещения и обеспеченность стран и регионов мира железной рудой.

  • Отметить на контурной карте стран-лидеров по запасам и добыче железной руды

  • Сделать вывод о ресурсообеспеченности данным видом минерального сырья отдельных стран и регионов мира.

  1. Цветные металлы

  • Используя текст учебника, карты атласа, интернет- ресурсы, выяснить закономерности размещения и обеспеченность стран и регионов мира рудами цветных металлов.

  • Отметить на контурной карте стран-лидеров по запасам и добыче руд цветных металлов

  • Сделать вывод о ресурсообеспеченности данным видом минерального сырья отдельных стран и регионов мира.



2.2. Изучение понятия «ресурсообеспеченность».

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Ресурсообеспеченность- это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.



2.3. Поиск информации, выполнение практической работы

  • Текст учебника

  • Карты атласа

  • Сайты

http://old.internet-school.ru/demo/531592 ( телешкола)

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.vzg.ru/prod/prod01_4.html ( нефть)

http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy;

Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда презентации по своей теме и отправляет по школьной сети на рабочий компьютер учителя, таким образом создается презентация урока.

3. Отчет групп с использованием созданной презентации.

Во время ответа учащимися заполняется настенная контурная карта.( размещение минеральных ресурсов)

4. Общий вывод о размещении минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности стран.

Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.

5. домашнее задание: стр. 28-31. Подготовить сообщения о земельных, водных ресурсах

Источники:



    1. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии:10 класс, - М., ВАКО, 2006

    2. В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира:Учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений- М.: Просвещение, 2006.

    3. http://old.internet-school.ru/demo/531592

    4. http://ekology-dbsch2.narod.ru

    5. http://old.internet-school.ru/demo/531592 ( телешкола)

    6. http://ru.wikipedia.org/wiki

    7. http://www.vzg.ru

    8. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy;

скачать


Смотрите также:
Минеральные ресурсы основа экономики
56.55kb.
Семинар. Международное разделение труда (мрт) – основа мировой экономики
8.25kb.
Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следстви
33.11kb.
Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следстви
34.4kb.
Удобрения минеральные
1320.53kb.
Основные виды природных ресурсов. Минеральные ресурсы, их размещение, крупнейшие месторождения и страны, выделяющиеся по запасам основных видов минеральных ресурсов
101.46kb.
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
8.24kb.
Минеральные ресурсы России. Цели урока
48.97kb.
Лекция Производство и спрос на экономические ресурсы
58.89kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономическая теория»
29.73kb.
Основы экономики в начальных классах
68.67kb.
2000 год города: Кисловодск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск
21.26kb.