Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Мастер-класс

Многознание уму не научает


Гераклит

Учитель русского язык и литературы

1 квалификационной категории

Вакалова Светлана Александровна

г. Новоалександровск, 2009

Тема моего мастер-класса названа словами древнегреческого учёного Гераклита: «Многознание уму не научает».

Давайте сначала поиграем. Возьмите первый корень из слова грамзапись, добавьте к нему приставку из слова открытие, присоедините к ним суффикс из слова сезонный и прибавьте суффикс из слова смелость.

Какое слово получилось? Легко ли вы справились с этим заданием? Как много нужно знать ребёнку, чтобы правильно писать слова.


Как вы считаете, какова глобальная проблема в отечественном образовании? А мне, как учителю-словеснику, кажется, что такой глобальной проблемой является грамотное письмо. Проблема эта поднимается как на уровне отдельного учителя русского языка, так и на уровне государственной образовательной политики в целом. Мы русские, но вот нонсонс в том, что похвастаться абсолютной грамотностью не может никто. Вы согласны со мной? Даже учителя русского языка, чем больше изучают свой предмет, тем больше находят в нём чёрных дыр и белых пятен. И очень смешно звучит «муссированная « в прессе попытка упростить грамматику языка, подстроиться под «безграмотную» орфоэпию. Я имею в виду нашумевшие идеи об изменении категории рода в слове кофе и произношение слова йогурт.

Подобное разрешение ситуации не ведёт к повышению качества знаний учеников, не способствует повышению грамотности всего населения. Поэтому, на мой взгляд, перед нами, учителями русского языка, встаёт проблема: какими способами добиться эффекта максимальной грамотности учащихся при тех же затратах времени и сил.

На протяжении многих лет, работая над совершенствованием орфографической и пунктуационной грамотности, я применяла различные приемы: рифмованные правила, таблицы, схемы и другие свёртки информации, письмо по памяти, игровые формы работы при формировании навыка грамотного письма, различные виды диктантов ( слуховые, зрительные, ассоциативные, творческие). Я понимала, что все эти способы работы помогают моим ученикам легче запомнить изучаемое правило, на уровне игры, тренинга перевести сформированные знания в умения и, в конечном счёте, привести к навыку грамотного письма.

Работая над анализом ошибок и каждый раз сокрушаясь, что из года в год типичные ошибки учеников неизменны, а повышение качества знаний при всех моих усилиях меня не удовлетворяет, я провела исследование среди учащихся, результаты которого показали, что даже ученики продвинутого уровня при высокой скорости письма не всегда успевают принять быстрое, мгновенное решение. А в момент письма необходимо мгновенное решение, а не рассуждение. Но сформированная зрительная и моторная память позволяет даже ученикам, не обладающим прочными знаниями, активизировать процессы долговременной памяти и писать интуитивно верно.

И тогда я занялась поисками приёмов, позволяющих мне создать способы увеличения оперативной памяти, развития креативного мышления, слухоречевой оперативной активности, стимулирования остроты восприятия и воображения. Приёмами, активизирующими эту работу, можно назвать использование наглядности (К.Д.Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти незнакомым словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету».), ассоциативных заданий («Случайная ассоциация – это необходимый фактор, сопутствующий озарению и, следовательно, ассоциацию можно считать системным фактором, влияющим на рождение открытия», - писал философ Б.Кедров), создание проблемных ситуаций.
Сегодня я хочу познакомить вас с приёмом провокации.

Провокативный прием можно отнести к одному из способов формирования нестандартного мышления. Это действие направлено на выключение стереотипного мышления, используя внезапный скачок в сторону при использовании обыденного, логического мышления.

Среди словарных определений объединены такие значения термина "провокация", как побуждение, приглашение, взывание, стимулирование, мотивирование, связанное с игрой. Их характеризует отсутствие негативных компонентов при явно выраженном акценте на функции стимуляции развития, мотивации к изменению.

Провокационность в этом случае рассматривается в качестве средства психологического воздействия, которое выполняет функцию катализатора позитивного развития партнера по взаимодействию.

Есть множество способов организовать провокацию, один из самых легких - перевернуть ситуацию с ног на голову. Не случайно таким большим успехом у детей и взрослых пользуются "Вредные советы" Г. Остера, каждый из которых можно рассматривать в качестве веселой и педагогически полезной провокации со стороны автора.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Еще один приём провокации – «чистая случайность». Всем известна история (возможно, выдуманная) о яблоке, упавшем Ньютону на голову, когда он сидел в своем саду в Вулсторпе. Уверенное падение яблока на голову сомневающемуся Ньютону, несомненно, явилось следствием их обоюдной научной зрелости. Такой приём «чистой случайности» можно использовать на различных уроках, организовывая провокацию для стимулирования активных познавательных процессов.

Например, на уроке физики по теме: «Электрический ток в металлах» можно предложить лекцию-провокацию (или лекцию с запланированными ошибками), на уроке истории при изучении темы «Тоталитарное государство» учитель может предложить сравнить исторических деятелей: Сталина и Гитлера. Это приём парадоксальных суждений.

На уроке литературы предлагаю учащимся представить, какой была бы Ольга Ильинская, героиня романа И.А.Гончарова «Обломов», в наше время. И предлагаю мнение пользователей Интернета, что это могла бы быть Ксения Собчак. На уроке эта провокация вызвала множество суждений о героине романа, что мне и требовалось.

Применяю с удовольствием приём провокации, как стилизация, при изучении лирических произведений, особенно если необходимо сравнить особенности поэтики двух или нескольких авторов. Например, используя песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик», прошу угадать, кто из поэтов написал бы эти строки:

Рязанские лощины,

Коломенская грусть.

Одна теперь в долине

Живу я и томлюсь.

Козёл мой златорогий

Гулять умчался в лес.

И свечкой четверговой

Горел окрай небес. Есенин

Вчера лишь нежила козла, -

Слиянье чёрного и белого,

А нынче я уж не мила –

«Мой козлик, что тебе я сделала?»

Вчера ещё в ногах лежал,

Взаимно на него глядела я,

А нынче в лес он убежал –

«Мой козлик, что тебе я сделала?» М.Цветаева

Кроме названных, в литературе приводятся такие приёмы провокации, как парадокс, предъявление неосуществимых условий, прерывание собеседника.

Крайне интересным, а главное – эффективным, становится приём провокации на уроках русского языка. Например, при повторении темы «Словообразование» в 6 классе предложила ребятам обсудить идею учёного, исследующего этимологию русских слов, Петра Петровича Орешкина: « В основе большинства слов в русском языке лежит корень РА, означающий у древних египтян имя бога Солнца. Например: РАДУГА, ПРАВДА, ПРАВЕДНИК, РАЗУМ, РАССУДОК, ВЕРА, СТРАНА, РАДОСТЬ, РАТЬ, БРАНЬ, РАБОТА, БРАТ, СЕСТРА, ПРАДЕД, ПРАБАБУШКА, ГРАМОТА, ОБРАЗОВАНИЕ, РАСА, РАВЕНСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ и т.д.»

В течение нескольких уроков ребята приносили доказательства неверности теории псевдоучёного, а эта провокация послужила мотивацией для работы с этимологическими словарями.


В школьной программе «Правописание частицы не» - одна из неблагополучных тем в школьной практике. По частотности самое большое количество ошибок приходится на эту орфограмму.

Как думаете, могу я вас за пять минут научить писать не со словами правильно и без правил? (Это и есть провокация) Готовы?

Запомните основное правило: если рука пишет сама и это правильное написание, то эта позиция «легко», на ней останавливаться не стоит. И ещё одно правило поведения при письме: если сомневаешься, то пиши слитно.

Делим все слова на две группы:



  1. «Действия» (глаголы и похожие слова);

  2. «Чистые» (все остальные, где действия нет).

Пишем примеры.

Не хочу


Не вернулся

Не пишет


Трудно было писать слова? Это простые глаголы, это позиция «легко». Даже не стоит вспоминать правило, известное всем из начальной школы, как не стоит вспоминать и то, что некоторые слова не могут писаться без не, это будет нелепость.

Продолжим список:

Обед не готов

Дверь не заперта

Мне не холодно

Сказал не подумав

Музыки не слышно

Не написанная мною книга

Что это за части речи вы не знаете, и нет смысла их вспоминать, потому что вам надо написать правильно и быстро. Используем проверку: «скажи иначе». Доступно и как можно короче объясните себе смысл словосочетания.

Получается, что все эти слова отнесём к действиям. А это позиция «легко».

Перейдём ко второй группе слов, «чистые»:

До школы недалеко

Наша семья небогатая

Сказал неправду

Неправильный вывод

Нераскрытая книга

Если в действиях нет сомнений, то в этих совах всегда возникают сомнения, а где сомневаетпсь, пишите слитно.

А теперь переверните страницу и запишите:

Был не в Москве

Буду делать не сегодня

Не моя это собака

Сейчас не каменный век

Как написали с не? А ведь это были «чистые», но вы в них не ошиблись, значит это «легко».

Итак, помните: если это действия, то их писать легко, а если «чистые» - пиши слитно.

И последнее, запомните, что есть слова-магниты: далеко, ничуть, отнюдь, нисколько, вовсе, которые притягивают не, создавая отрицательное поле.

Ничуть не интересный

Вовсе не решённая

Нисколько не глупо

Давайте проверим, научила ли я вас писать грамотно не со словами? Предлагаю написать диктант.

Недалеко от школы ничуть не интересный Козьма невесело размышлял над не написанной им книгой.

А теперь оцените результативность этого приёма, сравнив с традиционным способом изучения. В школьной программе, чтобы разобраться с этой орфограммой, надо знать большое количество правил, даже в обобщённом, свёрнутом виде эта таблица выглядит так.
И напоследок, вредный совет от Светланы Александровны.

Если вы случайно, дети,

На уроке не зубрили

Кучу правил написанья

Не в различных частях речи,

Приходите к тёте Свете,

Пусть за пять минут научит

Все слова и сочетанья



Вас писать за один раз.

Я хотела вас убедить в том, что «многознание уму не научает». Думаю, что при помощи провокации мне это удалось.
скачать


Смотрите также:
Многознание уму не научает
77.7kb.
Учебная программа курса по выбору Встречают по одежке, провожают по уму
95.34kb.
Вопросы по тексту комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
16.95kb.
Правила саморазвития Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из средств самовоспитания
18.6kb.
Калужская областная научная библиотека имени в. Г. Белинского
1174.21kb.
Десять бездн Паскаля
269.48kb.
Силу уму придают упражнения, а не покой
101.17kb.
Усомнившийся макар
239.91kb.
Сочинение по тексту Т. Н. Толстой. Внучка известного писателя поднимает нравственную проблему бездуховности гламура
19.53kb.
Сочинение. "И это всё о ней". Мама! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно
37.88kb.