Главная стр 1
скачать
М.А. Рыбникова о выразительном чтении (подборка материалов интернет-сайтов)

… Наше требование: преподавая, проводить систему … выразительного чтения, систе­му работы над словом. ...Задача заключается … в том, чтобы научить живо по­нимать и переживать содержание, выраженное … живым потоком слов. Задача в том, чтобы научить воспроизводить эту речь писателя в форме выразительного чтения, пересказа, в форме ответа на вопрос, путем заучивания наизусть.



… Только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его воздействия на читателя и слушателя.
Выразительное чтение для М. А. Рыбниковой не прием и не метод преподавания, а искусство, при помощи которого достигается основная цель - подготовка молодого человека к жизни и творческому труду. Рыбникова рассматривает выразительное чтение как чтение художественное. Это подтверждает ее терминология. Именуя школьное чтение то выразительным, то художественным, она явно считала эти термины равнозначными.
Мария Александровна писала: «Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и истолкование произведения». Она сетовала, что «не подготавливается почва для создания в школе методики обучения выразительному чтению. Это обучение должно быть планомерным, систематическим, восходящим по степени трудности; это должна быть такая работа над словом, которая даст свой результат прежде всего в подходе к литературе, а также и в повышении общей речевой культуры нашей страны».


Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что вырази­тельно прочитать — это значит подать голосом идею и тему про­изведения.

Далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в го­лосе. Над этим приходится работать.

По мнению Рыбниковой, первая и основная задача препо­давателя литературы—истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения и, глав­ное, — выявление авторского отношения к предмету изобра­жения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, на­смешка, восхищение).

.

Практические навыки

1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча­щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну­савить). Соблюдать нормы орфоэпии.

2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром­че — тише, выше — ниже, быстрее — медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Для того чтобы научиться выразительному чтению, разработаны упражне­ния, через которые учитель должен провести учащихся, воспиты­вая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспи­тывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость го­лоса, чуткость и требовательность слуха. Кроме уроков всесторон­него литературного анализа и произношения произведения цели­ком, необходимо уделять время, хотя бы часов 5—6 в год, на спе­циальные занятия техникой произношения.

Например.

Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Внимание курса грамматики к изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи, для орфоэпии и дикции.

Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии: загадки, пословицы, скороговорки.

Малые формы художественной речи, показывающие высо­кое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз; дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года.

Наблюдение над звучащим словом ставит перед учащимися острый вопрос о наличии губных, шипящих, мягких и твердых зву­ков, о различии в начертании и произношении.

Умелый учитель на уроках выразительного чтения по­высит интерес учащихся к языку, к фонетике, морфологии и син­таксису; этот новый для учащихся подход к речи даст свои ре­зультаты и на уроках грамматики.

Итак, первый вид упражнений — восприятие и произнесение звука. При этом целью работы ставится четкое воспроизведе­ние слова как звукосочетания и четкое воспроизведение речевого звена в его художественной звуковой функции.

Начинаем в V классе с известных простейших упражнений.

Учитель пишет на доске предложение: «Ибрагим возвратился из Парижа в Петербург». И ставит один за другим вопросы:

Кто возвратился из Парижа в Петербург?

Возвратился ли Ибрагим из Парижа в Петербург?

Откуда возвратился Ибрагим в Петербург?

Куда возвратился Ибрагим из Парижа?

Каждое из четырех полных предложений, совершенно одина­ковых по тексту, должно ответить на вопрос путем акцентировки нужного слова.

Подобные упражнения нужно повторять и приучить учащихся слышать логические ударе­ния, а также давать их голосом.

Уяснив с учащимися наличие логических ударений на приме­рах отдельных предложений путем вопросов и голосовых упраж­нений, учитель переходит к выделению логических ударений в ка­ком-либо нетрудном тексте.

Потренировав учащихся на простейшие примерах, мож­но показать случаи более сложных расстановок ударения. Сюда должен быть отнесен распространенный случай акцентировки од­нородных членов предложения.

Отмечая логические ударения, выделяя их голосом, подчерки­вая в тетрадях по списанному из книги тексту, учащиеся приуча­ются проводить подготовительный разбор текста на языке син­таксиса; школьник приучается говорить о выделении голосом подлежащего, сказуемого, дополнения, определения—в зависимости от общей темы стихотворения и от конструкции фразы.

Работа над логической акцентировкой стоит в теснейшей свя­зи с работой над паузой.

Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объ­ем строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения.

При работе над выразительностью речи, отмечает Рыбникова, необходимо отмечать эти остановки среди строки, указывать учащимся на их художественное значение. Другая форма остановки среди строки—это цезура, ритми­ческий перелом строки в середине, прием, проходящий в неко­торых стихотворениях из строки в строку:

Тучки небесные,||вечные странники;

Степью лазурною,]! цепью жемчужною Мчитесь вы,||будто как я же изгнанники, С милого севера|]в сторону южную.

Стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, приучающие детей к мерным хореям, ямбам и дактилям, перебиваются свободными строками басен Крылова. Разностопное строение басни прекрасно выражает стремление баснописца уловить гибкость и живость бы­тового, разговорного языка.

Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и воскли­цательных интонаций. Перед нами просторечие, и чтение басен должно передавать это стилистическое свойство данного текста.

В VIVII классах мы усложняем нашу работу, соединяя чте­ние стихов с чтением прозы (в порядке постановки выразительного чтения) и ставим очень трудную для учащихся задачу — выра­зительное произнесение сложного предложения.

Почему выразительное чтение прозы труднее выразительного чтения стихов? Потому что стихи — это строго организованный синтаксис. В прозе есть свой ритм, но его труднее уловить, труднее передать прозу достаточно музы­кально и четко.

Про­за Тургенева, Горького, Гоголя, Толстого строится преимуществен­но на предложении сложном. Итак, VI и VII классам надлежит заняться работой над про­изнесением распространенного и сложного предложения, передан­ного в прозе, а также, конечно, и в стихах.

Следующая сторона чтения, над которой необходимо рабо­тать, — это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к пе­реходам: от громкого чтения — к более тихому, от медленного — к более быстрому, от поднятого голоса — к голосу спущенному. Здесь же мы более сознательно используем и смену эмоций, чувств: от гнева — к печали, от тоски — к радости и т. д.

Поскольку говорится о выделении частей при чтении текста, то работа связана с планированием. И здесь имеется в виду тщательное планирование небольшого отрывка, над которым соби­раемся работать. -

Возьмем отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем план.

Бульба скоро захрапел.

Одна бедная мать не спала.

Она была жалка, как всякая женщина того удалого века.

Все обратилось в ней в одно материнское чувство.

Где границы этих частей, т. е. места больших пауз? В чем со­держание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Это повторения: «Она приникла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она гляде­ла на них». И высшая точка в выражении ее чувства: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуж­дению о положении женщины в Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического коммен­тария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее»— это читается снова медленнее, с большим количеством логических ак­центировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом.

Этот краткий анализ показывает, что искусство чтения обуслов­лено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам, из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев долж­но быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто пау­зами, переходами голоса.

Одним словом, задача чрезвычайно трудная. И решит ее удов­летворительно только тот учитель, который вел своих учеников постепенно к пониманию всех этих сторон чтения на более про­стых примерах.
скачать


Смотрите также:
М. А. Рыбникова о выразительном чтении (подборка материалов интернет-сайтов) … Наше требование: преподавая, проводить систему … выразительного чтения, систе­му работы над словом Задача
80.6kb.
Исследование проводилось методами интервьюирования и контент-анализа Интернет-сайтов. Объектами исследования явились 92 аптеки гг. Ярославля, Костромы, Вологды и Рязани и 15 сайтов Интернет-провайдеров
54.21kb.
Т. В. Ежова, Н. Е. Ставская. Методические подходы к анализу Интернет-сайтов на примере сайтов Интернет провайдеров
233.22kb.
Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях
184.33kb.
Интернет-ресурсы для детского чтения
103.24kb.
Интернет-ресурсы для детского чтения
106kb.
Интернет-ресурсы для детского чтения
103.13kb.
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе. Ро занков Учитель: Волкова Т. Н. Гляденская сош тема урока : Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» Цель: познакомить с поэзией Ф. Тютчева стихотворением «Зима недаром злится
107.04kb.
Уипкпро о чтении в школе
138.09kb.
Урок внеклассного чтения " Пушкин и Лермонтов о Родине"
43kb.
Урок литературного чтения Тема урока: А. П. Гайдар «Горячий камень»
35.7kb.
Ресурсы интернет в предметной области
65.03kb.