Главная стр 1стр 2
скачать
ГЛАВА 29

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

29.1. Место налога на прибыль в системе налогов и сборов Украины

Налог на прибыль является классическим вариантом прямого налога С 1 января 1995 года основным видом прямого налога, взимаемого с юридических лиц в Украине, стал налог на при­быль, который был введен Законом Украины от 28 декабря 1994 года «О налогообложении прибыли предприятий» Все предше­ствующие три года характеризовались колебаниями законодате-чя от налогообложения доходов к налогообложению прибыли.

Закон Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций» был принят 21 февраля 1992 года и в течение всего 1992 года действовал на территории Украины. В условиях поиска оптимальных налоговых рычагов с начала 1993 года в качестве ос­новного прямого налога был введен налог на прибыль (Декрет Ка­бинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций») Однако, несмотря на более прогрессивный характер, он был отменен Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 1993 год» (статьи 7 и 8), и, начиная со второго квартала 1993 года, бьш восстановлен в действии Закон Украины «О налогообложении доходов предприятий и орга­низаций» Такое изменение в 1993 году объяснялось попыткой свер­стать госбюджет, не увеличивая его дефицита. Одним из рычагов этой политики был избран возврат к более напряженному налогово­му прессу, хотя такой шаг и представляется более чем спорным И опять же бюджетным законом было продлено действие Закона Ук­раины «О налогообложении доходов предприятий и организаций» в 1994 году (Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 1994 год»), хотя и с целым рядом изменений не в пользу платель­щика (увеличение ставки, сокращение льгот). 22 мая 1997 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий'1».

29.2. Плательщик налога на прибыль

В основе применения определенного налога к плательщику лежит налоговая юрисдикция государства Плательщик либо

представляет это государство, либо на территории его осу ществ-ляет деятельность Различное сочетание критериев резидентства и территориальности порождает различный налоговый р^жим и нередко приводит к проблеме двойного налогообложения:. Неко­торые страны за основу берут критерии резидентства (Великоб­ритания, США, Российская Федерация, Украина), другие —— пре­имущественно критерий территориальности (Франция, Швейца­рия, страны Латинской Америки).:

При этом законодателем закладывается положение, чтсэ Наци­ональный банк Украины и его учреждения уплачивают в государ­ственный бюджет сумму превышения валовых доходов н ад рас­ходами согласно сметам расходов. Предприятия же, имеющие обособленные подразделения без статуса юридического лица, могут уплачивать консолидированный налог на прибыль (п 2 3 Закона Украины от 22 мая 1997 года).

С 1 января 1995 года в Украине изменился механизм нагюгооб-ложения банковских операций в соответствии с нормами Закона Украины от 28 декабря 1994 года «О налогообложении прэибыли предприятий». До его принятия плательщиками налога яеьлялись хозрасчетные подразделения Национального банка Украину, коммерческие банки, другие кредитные коммерческие учреждения и т.д. (ст. 9 Закона Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций») При отнесении тех или иных юридических лиц к плательщикам необходимо было учитывать несколько условий: во-первых, они должны были быть зарегистрированы Национальным банком Украины, во-вторых, должны осуществлять деятельность, регулируемую ст. 3 Закона Украины от 20 марта 1991 года «О бан­ках и банковской деятельности» И. в-третьих, необходимо было выделить группу субъектов, не являющихся плательщиками нало­га (союзы, ассоциации и иные объединения банков, образованные с целью координации их деятельности, предприятия, выполняющие банковские операции и сделки, не требующие получения лицензии Национального банка Украины, и г. д.).

В статье 2 Закона Украины от 21 февраля 1992 года «О нало­гообложении доходов предприятий и организаций» в качестве плательщика был выделен Национальный банк Украины и его учреждения (за исключением хозрасчетных) При этом законода­тель оговаривает, что они уплачивают в бюджет сумму превыше­ния валовых доходов над расходами согласно сметам расходов, утвержденным Верховной Радой Украины. Подобное положение сохраняется и Законом Украины от 22 мая 1997 года, хотя оно бо­лее чем спорно Во-первых, Национальный банк Украины является государственной организацией, не имеющей целью получение прибыли Во-вторых, сумма превышения валовых доходов над валовыми издержками по сути и представляет собой прибыль.

Законом Украины от 22 мая 1997 года несколько смешаются акценты при определении плательщика Оставляя в целом подхо­ды Закона Украины от 28 декабря 1994 года, сквозным критери­ем разграничения плательщиков законодатель закладывает кри­терии резидентства Деление на резидентов и нерезидентов про­ходит через субъектов предпринимательской деятельности, бюджетных, общественных и других предприятий, учреждений и организаций Это же относится к постоянным представитель­ствам. Выделяется и ряд специфических плательщиков- управле­ния железной дороги, учреждения пенитенциарной системы и тд (ст. 2 Закона Украины от 22 мая 1997 года).

Плательщиками налога являются.

- Из числа резидентов — субъекты хозяйственной дея­тельности, бюджетные, общественные и иные предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли как на территории Украи­ны, так и за ее пределами. Резиденты — юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности Украины, не имеющие ста­туса юридического лица (филиалы, представительства и т. п.), со­зданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением на ее террито­рии. Дипломатические представительства, консульские учреж­дения и другие официальные представительства Украины за гра­ницей, имеющие дипломатические привилегии и иммунитет, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие хозяйственной деятель­ности.

— Из числа нерезидентов — физические или юридические лица, созданные в какой-либо организационно-правовой форме, получающие доходы с источником их происхождения в Украине, за исключением учреждений и организаций, имеющих диплома­тический статус или иммунитет согласно международным дого­ворам Украины либо закону. Нерезиденты — юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности, не имеющие стату­са юридического лица (филиалы, представительства и т. п.), с местонахождением за пределами Украины, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законода­тельством иного государства.

— Расположенные на территории Украины дипломатические представительства, консульские учреждения и другие офици­альные представительства иностранных государств, междуна­родные организации и их представительства, имеющие дип­ломатические привилегии и иммунитет, а также представительства других иностранных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Украины.



- Филиалы, отделения и другие обособленные подраз­деления плательщиков налога, не имеюшие.статуса юридическо­го лица, расположенные на территории иной, нежели плательщик налога, территориальной громады

Некоторых разъяснений требует выделение филиалов в ка­честве плательщика. В соответствии со ст. 2 Закона Украины от 7 февраля 1991 года «О предпринимательстве» субъектами

предпринимательской деятельности могут быть юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украи­ны «О собственности». Статья 31 Гражданского кодекса Украи­ны предусматривает, что юридическое лицо может открывать филиалы и представительства в порядке, установленном законом, а руководитель филиала или представительства действует на основе доверенности, полученной от соответствующего юриди­ческого лица.

Филиалы, представительства в соответствии со ст. 8 Закона Украины «О предпринимательстве» открываются головным предприятием — субъектом предпринимательской деятельности и, следовательно, они не являются по отношению к последнему др)гими субъектами предпринимательской деятельности. Таким образом, балансовая прибыль плательщика налога на прибыль не увеличивается на сумму средств, перечисляемых ему филиалами из чистой прибыли после расчетов с бюджетом.

В некоторых случаях филиал совместного предприятия не является юридическим лицом, но имеет отдельный баланс и счет в банке. В этом случае оборотный баланс должен входить в свод­ный баланс головного предприятия — юридического лица, а рас­четный субсчет, открываемый по инициативе собственника основ­ного счета и по его решению,— в сводный баланс отделения банка, где открыт основной счет предприятия, подписанный руководите­лем и главным бухгалтером отделения банка и удостоверенный печатью. Должны быть определены объем и характер операций, которые могут выполняться. Такой филиал пользуется льготами головного предприятия по освобождению от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет с момента внесения квалификацион­ной иностранной инвестиции, если она не отчуждается на про­тяжении периода ее амортизации, но не ранее окончания льгот­ного налогового периода.

Для остальных филиалов предлагается консолидированный способ уплаты налога на прибыль, при котором уплата налога на прибыль филиала осуществляется головным предприятием в бюджет территориальной громады по месту нахождения филиа­ла Размер налога определяется расчетно, исходя из общей сум­мы налога всего предприятия, разделенной пропорционально валовым расходам и амортизационным отчислениям по каждому филиалу. При этом налог, уплачиваемый головным предприяти-

ем в бюджет своей территориальной громады, уменьшается на сум­му налога, уплаченного по филиалам. До начала отчетного года в налоговые инспекции по месту нахождения плательщика и его фи­лиалов подается заявление об избранном способе уплаты налога на прибыль, который в течение всего года остается неизменным. При использовании консолидированного способа уплаты налога на при­быль филиалы представляют налоговым администрациям по свое­му местонахождению расчет налоговых обязанностей, форма кото­рых пока не утверждена ГНАУ. При уплате консолидированного налога ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет территориальной громады по местонахож­дению филиала несет плательщик налога, в составе которого находится такой филиал, т. е. головное предприятие. При харак­теристике филиала возможна определенная альтернатива, либо уплачивать налог самостоятельно, либо производить уплату на­лога консолидированно.

Первый вариант представляется возможным исключительно при наличии банковского счета и поэтому приемлем для тех фи­лиалов, которые в период с 1 июля 1997 года по настоящее вре­мя имели такой счет.

В специфическую категорию плательщиков налога на при­быль законодатель выделяет бюджетные организации. Специ­альных разъяснений потребовал механизм налогообложения прибыли учреждений образования. Так, в письме ГНАУ от 22 марта 1996 года№ 14-212/11-1794 подчеркивается, что платель­щиками являются бюджетные организации, но только в части осуществления хозрасчетной деятельности. Средства, полу­чаемые учреждениями и организациями образования и науки, "полностью или частично финансируемыми из бюджета, от соб­ственной хозрасчетной деятельности, облагаются на общих ос­нованиях. Не облагаются только средства, поступающие учреж­дениям образования и науки от других предприятий, организаций и граждан в виде благотворительной помощи.

Иногда общая характеристика плательщика требует большей детализации с использованием подзаконных актов. Часто приме­няется в этом случае Общий классификатор отраслей народного хозяйства Украины.

Ряд особенностей имеет статус постоянного представитель­ства, которое обязано на протяжении месяца со дня государ-

ственнои регистрации стать на учет в государственной налого­вой инспекции. Если постоянное представительство не стало на учет в течение месяца, то его действия рассматриваются как ук­лонение от налогообложения, а прибыль — как сокрытая от на­логообложения.

Постоянное представительство нерезидента в Украине (далее — постоянное представительство) — постоянное место деятель­ности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украи­ны. К постоянным представительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или другое место разведки или добычи полезных ископаемых. С целью налогооб­ложения к постоянным представительствам приравниваются резиденты, имеющие полномочия действовать от имени нерези­дента, что влечет за собой возникновение у нерезидента прав и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени нерези­дента; содержать (хранить) запасы товаров, принадлежащих нерезиденту, со склада которого осуществляется поставка това­ра от имени нерезидента, кроме резидентов, имеющих статус таможенного склада). Резиденты, с целью налогообложения приравниваемые к постоянным представительствам, не подлежат дополнительной регистрации в налоговых органах в качестве плательщиков налога.

Плательщиком налога на прибыль, полученную от хо­зяйственной деятельности железнодорожного транспорта, явля­ется управление железной дороги. Перечень работ и услуг, отно­сящихся к хозяйственной деятельности железнодорожного транс­порта, утверждается Кабинетом Министров Украины

Доходы железных дорог, полученные от хозяйственной дея­тельности железнодорожного транспорта, определяются в преде­лах доходных поступлений, перераспределенных между желез­ными дорогами в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины. Плательщиками налога на прибыль, полученную не в результате хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, являются предприятия железнодорожно! о транспор­та и их структурные подразделения.

В некоторых случаях неудачная формулировка отдельного положения может породить массу противоречий и споров, которые требуют

дополнительного разъяснения. Подобная ситуация сложилась в 1993 году с ч 3 ст 4 Декрета Кабинета Министров Украины «О налоге на прибыль предприятий и организаций», где подчеркивалось, что «затраты государственных предприятий, которые направляются на выплату основной заработной платы, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг)». Эта формулировка сразу же формально разграничивает плательщиков на госпредприятия и другие, чю породило вопрос1 куда относить зарплату негосударственных предприятий? Направлять ее куда-либо, кроме себестоимости, было просто абсурдно. Тем более абсурдно, что в любом случае она относится на себестоимость, но в первом случае сюда относилась (госпредприятия) только основная, а во втором (негосударственные) — включающая и дополнительные формы выплат.

29.3. Объект налогообложения

Объект налогообложения можно дифференцировать в зависи­мости от территории его получения на доходы, полученные:

— на территории Украины;

— на континентальном шельфе;

— за пределами Украины (с зачетом сумм налоговых плате­жей, уплаченных за границей).

В современных условиях сложились предпосылки для пара­доксального поведения предпринимателей — формирования не максимальной или хотя бы оптимальной прибыли, а убыточности предприятия. Именно поэтому необходимо выделить основные подходы, закрепляющие различные виды прибыли Рассмотрим основные показатели прибыли:

— балансовая прибыль;

— валовая прибыль;

— прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

— прибыль от внереализационных операций;

— налогооблагаемая прибыль;

— прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий (чи­стая прибыль)

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от всех видов деятельности за отчетный период, полученную на территории Украины и за ее пределами, отображенную на балан­се, и включает прибыль от реализации продукции, прибыль отарендных операции, роялти, а также от внереализационных опе­рации. Для целей налогообложения балансовая прибыль увели­чивается на сумму убытков по товарообменным операциям при реализации продукции по ценам, ниже обычных; на сумму средств фондов, созданных за счет себестоимости продукции и использованных не по назначению; на сумму средств, получен­ных плательщиком на собственные нужды бесплатно или в виде невозвратной финансовой помощи либо не учтенных на счете ре­ализации.

Некоторым упрощением в Законе Украины от 22 мая 1997 года может рассматриваться ст. 3 «Объект налогообложения», которая закрепляет в качестве объекта налогообложения при­быль, которая определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых издержек и сумму амортизационных отчис­лений.

Правда, упрощением это кажется только на первый взгляд, поскольку ст. 4 определяет, что законодатель понимает под ва­ловым доходом общую сумму дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериаль­ной форме на территории Украины, ее континентальном шель­фе, исключительной (морской) экономической зоне и за ее пре­делами. Этой же статьей регулируется состав валового дохода и исключения из него.

Валовая прибыль отличается от балансовой:

А. Несколько иным расчетом при определении прибыли от реализации.

Б. В состав валовой прибыли дополнительно включаются суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной и средства, перечисленные в специаль­ные фонды предприятия.

Прибыль от реализации продукции определяется в форме разницы между выручкой от реализации (как хозяйственной опе­рации, предусматривающей передачу права собственности одно­го субъекта предпринимательской деятельности другому) и сум­мой налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, ввозной пошлины, таможенного сбора и других, а также суммой расхо­дов, включаемых в себестоимость.

Прибыль от внереализационных операдий представляет со­бой разницу между средствами, полученными от внереализаци­онных операций, и расходами на них, где внереализационной операцией является деятельность предприятия, непосредственно не связанная с реализацией продукции. В состав прибыли от внереализационных операций включается: прибыль, получаемая от долевого участия в деятельности других предприятий; от сдачи имущества в аренду; по ценным бумагам, принадлежащим пред­приятиям; другие поступления.

Действующая редакция Закона использует в качестве основ­ной категории при определении объекта налогообложения поня­тие валового дохода. Валовом доход — это общая сумма дохо­да плательщика налога от всех видов деятельности, получен­ного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной форме как на террито­рии Украины, ее континентальном шельфе, в исключитель­ной (морской) экономической зоне, так и за их пределами.

Валовой доход включает:

1) Общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств, не име­ющих статуса юридического лица, а также доходы от продажи ценных бумаг.

2) Доходы от осуществления банковских, страховых и дру­гих операций по предоставлению финансовых услуг, торговле ва­лютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязатель­ствами и требованиями.

3) Доходы от совместной деятельности и в виде диви­дендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, вла­дения долговыми требованиями, а также доходы от осуществ­ления операций лизинга (аренды).

4) Доходщ, не учтенные при исчислении валового дохода пе­риодов, предшествующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде.

5) Доходы из других источников и от внереализационных опе­раций.

Во всем мире лизинговые операции применяются достаточ­но часто. С переходом к рыночным отношениям эти операции стали проводиться и в Украине. Впервые термин «лизинг» в за­конодательных актах появляется в Законе Украины от 28 декаб- Глава 29. Налог на прибыль

ря 1994 года «О налогообложении прибыли предприятий». Даль­нейшее развитие рыночных отношений со всей остротой поста­вило вопрос о необходимости специального законодательства о лизинге и поэтому был принят и вступил в силуЮ января 1998 года Закон Украины от 16 декабря 1997 года «О лизинге».

Валовой доход включает суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном периоде. Настоящий Закон безвозвратную финансовую помощь закрепля­ет пунктом 1.22, под которой понимает:

1) сумму средств, переданных плательщику налога согласно договорам дарения, другим подобным договорам, которые не предусматривают соответствующей компенсации или возврата таких средств (за исключением бюджетных дотаций и субсидий), или без заключения таких соглашений;

2) сумму безнадежной задолженности, возмещенную кредито­ру заемщиком после списания такой безнадежной задолженности;

3) сумму задолженности плательщика налога перед другим юридическим или физическим лицом, оставшуюся не взыскан­ной после истечения срока исковой давности;

4) кредит либо депозит, предоставленный плательщику нало­га без установления сроков возврата его основной суммы, за ис­ключением кредитов, предоставленных под бессрочные облига­ции, и депозитов до востребования в банковских учреждениях.

В валовой доход включается стоимость товаров (работ, ус­луг), предоставленных плательщику налога в отчетном периоде. В редакции Закона от 28 декабря 1994 года такая стоимость вклю­чалась в состав валовых доходов того плательщика, который та­кие товары предоставляет, с отражением ее по строке 4.5 — 4.6 приложения «г» к декларации о прибыли.

В валовые доходы включается сумма государственной по­шлины, предварительно уплаченной истцом и возвращаемой в его пользу по решению суда. Взимается государственная пошли­на соответствующими государственными органами, судом, арбит­ражным судом, государственными нотариальными конторами, час­тными нотариусами при осуществлении ими определенных дей­ствий в интересах физических или юридических лиц. Вопросы уплаты государственной пошлины юридическими и физическими лицами регулируются Законом Украины от 21 января 1993 года «О государственной пошлине» (с изменениями и дополнениями), Инструкциеи о порядке исчисления и взимания государственной по­шлины, утвержденной приказом ГНАУ № 15 от 22 апреля 1993 года, зарегистрированной в Минюсте Украины под Х° 50 от 19 мая 1993 года (с изменениями), а также Арбитражным процессуальным ко­дексом Украины.

Государственная пошлина может быть уплачена путем безна­личного расчета плательщика в кредитном учреждении, налич­ными денежными средствами или марками государственной по­шлины Зачисляется госпошлина как в Государственный бюджет Украины, так и в бюджет местного самоуправления

Прежде чем перейти к анализу валовых затрат, необходимо сделать определенный исторический экскурс в развитие украин­ского законодательства по этой проблеме.

Практически невозможно использовать нормы, регулирую­щие исчисление налогооблагаемого объекта, без выделения по­ложений, регулирующих состав затрат, относимых на себестои­мость продукции (работ, услуг) (валовых расходов). Этому была посвящена ст. 4 Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года «О налоге на прибыль предприятий и организа­ций» Основу затрат, включаемых в себестоимость продукции, составляла сумма амортизационных отчислений и расходов на выплату заработной платы. Однако эта небольшая по объему статья дополнялась ссылкой на определение себестоимости в соответствии с Основными положениями о составе издержек производства (обращения) и формирования финансовых резуль­татов на предприятиях Украины, утвержденными Кабинетом Министров Украины. Действительно, подобное постановление Кабинета Министров Украины № 764 от 19 сентября 1993 года увидело свет, но с опозданием почти на 9 месяцев.

С принятием Закона Украины от 28 декабря 1994 года «О налогообложении прибыли предприятий» особенность регули­рования себестоимости закреплялась ст. 9 «Затраты производ­ства (обращения), относящиеся на себестоимость продукции (работ, услуг), потери и расходы, относящиеся на убытки пред­приятия».

Валовые затраты (издержки) включали ряд частей1

1) состав затрат, относимых на себестоимость,

2) особенности состава валовых затрат, относимых на себе­стоимость по различным видам деятельности;

3) потери и расходы, относимые на убытки предприятий, индексация задолженности.



Валовые затраты производства и обращения — сумма любых расходов плательщика налога в денежной, матери­альной либо нематериальной форме, которые осуществляют­ся в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (изготовляемых) таким плательщиком нало­га для их дальнейшего использования в собственной хозяй­ственной деятельности.

В состав валовых затрат включаются:

1) Суммы любых расходов, уплаченные (начисленные) в тече­ние отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ве­дением производства, продажей продукции (рабоч, услуг) и охра­ной труда.

2) Суммы денежных средств либо стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в Государственный бюджет Украины либо бюджеты территориальных громад, неприбыльным организациям, но не более 4% облагаемой нало­гом прибыли предыдущего отчетного периода, за исключением отчислений, введенных пунктом 5.8 Закона.

3) Суммы денежных средств, перечисленные предприятия­ми всеукраинских объединений лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых работает по основному месту работы не менее 75% таких лиц, этим объединениям для проведения их благотворительной деятельности, но не более 10% облагаемой налогом прибыли предыдущего отчетного периода.

4) Суммы денежных средств, внесенных в страховые резервы.

5) Суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязатель­ных платежей), за исключением налогов, сборов (обязательных пла­тежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложе­ния» за исключением отдельных налогов, пени, штрафов, неусто­ек (Закон Украины от 22 мая 1997 года пункты 5.3.3; 5.3.4; 5.3.5).

Для плательщиков налога, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, в со­став валовых затрат включается плата за землю, не используемую в сельскохозяйственном производственном обороте.

6) Суммы расходов, не включенные в состав валовых затрат прошедших отчетных налоговых периодов в связи с утратой, уничтожением либо порчей документов, установленных правилами налогового учета, и подтвержденные такими документами в отчетном налоговом периоде.

7) Суммы расходов, не учтенные в прошедших налоговых периодах в связи с допущенными ошибками и выявленные в отчетном налоговом периоде в расчете налоговой обязанности.

8) Суммы безнадежной задолженности в части, не от­несенной на валовые затраты, в случае, если соответствующие мероприятия по взысканию таких долгов не привели к поло­жительному результату, а также суммы задолженности, в от­ношении которых истек срок исковой давности.

9) Суммы расходов, связанных с улучшением основных фондов.

10) Суммы сборов на обязательное государственное пенси­онное страхование и другие виды общеобязательного (в том числе государственного) социального страхования физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога.

11) Любые расходы, связанные с выплатой либо начислением процентов по долговым обязательствам в течение отчетного перио­да, если такие выплаты либо начисления осуществляются в связи с ведением хозяйственной деятельности плательщика налога.

Начало и организация любого производства требует опреде­ленных расходов для приобретения средств производства, поме­щений, оборудования, сырья. К расходам, связанным с организа­цией производства, относится и наем рабочей силы. Без таких предварительных затрат нельзя начать осуществление какого-либо производственного процесса. Виды производственной де­ятельности различны и, характеризуя затраты в целом, необходи­мо рассмотреть общую природу издержек.

Издержки бывают внешними и внутренними. Денежные вып­латы, т. е. денежные расходы, которые выплачиваются в пользу поставщика сырья, топлива, транспортных услуг, энергии и т. д., выступают внешними издержками. Иными словами, внешние из­держки представляют собой плату за ресурсы поставщика, не являющиеся собственником данного предприятия, Предприятие может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ему; независимо от того, являются они собственностью предприятия или получены им в аренду, способ использования их связан с не­которыми издержками.

Издержки на собственные и самостоятельно используемые резервы представляют собой неоплачиваемые, или внутренниеиздержки. С точки зрения предприятия эти внутренние издерж­ки равны денежным платежам, которые могли бы быть получе­ны за самостоятельно используемые средства при наилучшем (из возможных) способе их применения.

И внешние, и внутренние издержки, которые предприятие несет при производстве данного объема продукции, зависят от возможностей изменения количества всех задействованных средств. Количество многих используемых ресурсов (сырья, топ­лива, энергии и т. д.) может быть изменено легко и быстро, другие ресурсы требуют большего времени для освоения. Поскольку на изменение количества используемых в производственном про­цессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды. Краткосрочный пери­од—это период времени, слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности исполь­зования этих фиксированных мощностей. Долговременный пери­од — это период времени, достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех ресурсов, включая и производственные мощности. Если краткосрочный период представляет собой пери­од использования фиксированных мощностей, то долговременный период — период изменяющихся мощностей,

К валовым затратам плательщика налога относятся расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношени­ях с таким плательщиком налога (далее — работники), которые включают расходы на выплату основной и дополнительной зара­ботной платы и иных видов поощрений и выплат, исходя из та­рифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимо­сти товаров (работ, услуг), расходы на выплату авторских вознаг­раждений и выплаты за выполнение работ (услуг) согласно договорам гражданско-правового характера, любые другие вып­латы в денежной либо натуральной форме, установленные по договоренности сторон.

На валовые затраты относятся расходы плательщика налога на содержание и эксплуатацию объектов социальной инфра­структуры, находящиеся на балансе и содержащиеся за счет та­кого плательщика налога.

В статье 5 определены валовые расходы производства и об­ращения как сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной форме, которые осу­ществляются как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (изготовляемых) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в своей хозяйсгвенной деятель­ности. Перечень основных расходов, приведенных в ст 5, имеет обобщенный характер, не учитывает специфики отраслей хозяй­ства. Для более полного отображения фактических расходов в разрезе О1раслей необходимо применять методику типовых по­ложении по планированию, учету и калькулированию себестои­мости продукции (работ, услуг) в разных областях деятельности.

Особенно внимательным необходимо быть при отнесении к валовым расходам затрат, связанных с подготовкой и переподготов­кой кадров, поскольку здесь появилось несколько новых условий.

Во-первых, любые затраты этой группы могут быть включе­ны в состав валовых расходов в пределах размеров, устанавли­ваемых Кабинетом Министров Украины. К настоящему времени Кабинет Министров Украины принял по этому поводу два нор­мативных акта:

1) Положение об оплате труда за время производственного обучения, переквалификации или обучения другим профессиям, утвержденное Кабинетом Министров Украины № 700 от 28 июня 199 7 года;

2) Постановление № 695 от 28 июня 1997 года, которым предус­мотрены минимальные государственные гарантии для работников, направленных на повышение квалификации, подготовку, перепод­готовку, обучение другим профессиям с отрывом от производства.

Они касаются предприятий всех форм собственности. При этом в случаях индивидуального обучения учеников профессиям рабочих со сдельной оплатой труда и обучения в бригадах пре­дусмотрено постепенное уменьшение оплаты труда: 75% от та­рифной ставки первого разряда по соответствующей специально­сти за первый месяц обучения, 60% — за второй месяц. 40% — за третий и по 20% за все последующие месяцы. Кроме того, зар­плата в соответствии с действующими на предприятии нормами и расценками начисляется за произведенную учениками продук­цию. При индивидуальном обучении с повременной оплатой труда в первый и второй месяц начисляется 75%, в третий и чет­вертый — 80%, далее — по 90% от тарифной ставки первого разряда соответствующей профессии.

Во-вторых, в валовые расходы включаются затраты на профессиональную подготовку и переподготовку только по про­филю деятельности налогоплательщика Причем в формулировке п. 5.4.2 использован термин «профиль деятельности»,что не­сколько отличается от термина «хозяйственная деятельность». Таким образом, профессиональная подготовка и переподготовка кадров по специальностям и профессиям, не соответствующим профилю деятельности предприятия, может оплачиваться толь­ко за счет прибыли и будет рассматриваться как персонифициро­ванная выплата.

В-третьих, подготовка или переподготовка кадров должна проводиться в украинских учебных заведениях Готовить кадры, конечно, можно и за рубежом, но за счет собственных средств. В состав валовых расходов в затраты этой группы включаются зар­платы только физических лиц. которые работают на предприятии по трудовому договору, по основному месту работы. Таким обра­зом, сначала необходимо оформить работника на работу, а затем включать в валовые расходы затраты на его подготовку или переподготовку. Любые расходы по подготовке или переподго­товке физических лиц, не работающих на предприятии, а также тех работников, которые работают на основании договоров граж­данско-правового характера, финансируются за счет прибыли после налогообложения

Введение в действие с 1 июля 1997 года новой редакции За­кона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в корне изменило подход к формированию объекта налогообложе­ния. Поэтому вопрос отнесения тех или иных затрат в состав валовых расходов представляет сейчас определенную методоло­гическую сложность.

Это относится и к такому распространенному виду затрат, как расходы на оплату труда. До 1 июля 1997 года вопрос включения тех или иных выплат в себестоимость продукции решался относи­тельно просто. Необходимо было выполнить два обязательных условия. Во-первых, в себестоимость можно было включать толь­ко те виды выплат, которые были включены в приложение № 10 к Правилам применения Закона Украины «О налогообложении при­были предприятий» Во-вторых, эти выплаты должны были соответствовать действующему на предприятии положению о си­стеме оплаты труда. Только при одновременном выполнении этих

двух требований отнесение конкретной выплаты к себестоимости продукции (работ, услуг) рассматривалось как правомерное.

Положение о системе оплаты труда на предприятии, как пра­вило, составляло отдельный раздел в составе коллективного до­говора, поскольку действующим законодательством предусмот­рено обязательное заключение коллективного договора на всех предприятиях, использующих наемный труд. Такое положение должно было быть подписано, с одной стороны, собственником предприятия и его представителем (чаще всего директором) и с друтои — представителем трудового коллектива (профсоюза или другой организации, уполномоченной представлять интересы наемных работников).

Начиная с 1 июля 1997 года никакого регламентированного перечня видов выплат не существует (поскольку Правила и при­ложение №10 к ним в этой части противоречат новой редакции Закона) и действует другой принцип.

К валовым расходам относятся расходы на:

1) оплату труда физических лиц. находящихся в трудовых отношениях с плательщиком налога, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и дру­гих видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок;

2) премии, поощрения,

3) возмещение стоимости товаров (работ, услуг);

4) выплату авторских вознаграждений;

5) выплаты по договорам гражданско-правового характера;

6) какие-либо другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон (пп. 5. 6. 1. ст. 5 Закона).

Таким образом, формулировка отнесения фактических затрат по оплате труда к валовым расходам претерпела существенные изменения

К представительским могут быть отнесены расходы только принимающей стороны, т е. связанные с организацией приема официальных представителей других предприятий и организа­ций Обязательным условием является то, что представители и делегации вне зависимости оттого, украинские они или зарубеж­ные, должны быть официально приглашены на предприятие.

Определение представительских расходов было дано в при­казе Министерства финансов и Министерства экономики Украины № 88 от 12 ноября 1993 года Представительские расходы — это расходы министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций на прием и обслуживание иностранных представи­телей и делегаций, представителей других предприятий, прибыв­ших по приглашению для проведения переговоров в целях осу­ществления международных связей, установления и поддержа­ния взаимовыгодного сотрудничества, решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью.

Согласно Закону Украины от 1 июля 1997 года и приказу Министерства финансов и Министерства экономики Украины № 88 от 12 ноября 1993 года «Об утверждении норм средств на представительские цели, рекламу и выплату компенсаций за ис­пользование легковых автомобилей для служебных поездок и порядок их использования» в состав расходов на представитель­ские цели включаются следующие виды затрат:

1. Затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) прибывающих на предприятие предста­вителей других предприятий и организаций, в том числе, распо­ложенных в одном населенном пункте.

2. Транспортное обслуживание. Данные расходы включают затраты на аренду и эксплуатацию автотранспортных средств, используемых непосредственно для обслуживания прибываю­щих представителей других предприятий или официальных де­легаций, а также на оплату железнодорожных и авиабилетов при поездках внутри страны.

3. Расходы, связанные с социально-культурными мероприя­тиями, культурной программой (стоимость билетов на концерты, спектакли, посещение выставок, музеев и т. д,}.

4. Буфетное обслуживание во время переговоров (чай. кофе, соки, минеральная вода и другие прохладительные напитки, бу­терброды, фрукты, печенье, конфеты и т д.).

5. Оплата услуг переводчика и другого обслуживающего пер­сонала (например, стенографисток, работников, осуществляю­щих буфетное обслуживание). Обязательным условием включе­ния таких затрат в расходы на представительские цели является отсутствие таких работников в штате предприятия.

6 Оплата номеров в гостинице; затраты, связанные с брони­рованием номеров в гостинице предусматриваются в размере 50% стоимости номера в сутки.



1 Стоимость приобретенных подарков.

Поскольку изменения в приказ Министерства финансов и Министерства экономики Украины № 88 от 12 ноября 1993 года на сегодняшний день в части порядка расходования средств на представительские цели не внесены, то можно считать, что поря­док расходования средств на представительские цели сохранил­ся. Он применяется предприятиями, учреждениями и организа­циями независимо от формы собственности и подчиненности, а также бюджетными учреждениями,

Постановлением Кабинета Министров Украины .4° 10 от 5 января 1998 года установлены нормы возмещения затрат на ко­мандировки в пределах Украины и за ее пределы, которые уста­навливаются отдельно:

а) для предприятий и организаций всех форм собственности,

б) для государственных служащих, а также для предприятий и организаций полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств.

В этом постановлении приведена таблица с перечислением стран и норм суточных затрат в случаях:

1) когда в счета на оплату стоимости проживания в гостини­цах не включены затраты на питание;

2) когда включаются расходы на питание в счета на оплату проживания в гостиницах при одноразовом питании, при двухра­зовом питании и при трехразовом питании отдельно,

3) когда используются предельные размеры возмещения зат­рат за найм жилого помещения в сутки.

Одним из новшеств, внесенных Законом Украины от 1 июля 1997 года, является включение в состав валовых расходов не толь­ко затрат на служебные командировки работникам предприятия (т.е лицам, находящимся в трудовых отношениях с предприятием), но и затрат на служебные командировки членам руководящих ор­ганов. Согласно Инструкции № 80 служебной командировкой яв­ляется поездка работника по распоряжению руководителя пред­приятия на определенный срок в другую местность для выполне­ния служебного поручения вне его постоянной работы.

Особенностью действующей редакции Закона от 1 июля 1997 года является то, что расходы на содержание объектов социаль­но-культурного назначения раньше не включались в себестои­мость и вычитались из балансовой прибыли до налогообложения. Существенно изменен и перечень объектов социальной ин-фрастуктуры. В тексте Закона приведен конкретный перечень объектов социальной инфрасгуктуры, чего не было в предыду­щей редакции, расходы по содержанию и эксплуатации которых включаются в валовые расходы. Приведенный в Законе перечень существенно отличается от действовавшего ранее, который был закреплен п. 10 Правил применения Закона Украины «О налого­обложении прибыли предприятий». Так, из него исключены дома-интернаты для престарелых и инвалидов, лагеря отдыха и оздоровления для детей. Конкретизирован перечень учреждений образования. Объекты культуры представлены клубами и дома­ми культуры, а любительский спорт—только спортивными зала­ми и площадками. Приведенные в перечне объекты должны на­ходиться на балансе предприятия на момент вступления в силу Закона, т е. на 1 июля 1997 года.

Определяя, что можно включать в валовые расходы и что нельзя, законодатель поставил себя в исключительно трудное по­ложение, потому что между этими двумя перечнями существует множество промежуточных ситуаций, предусмотреть которые не всегда возможно. Поэтому и появился третий перечень — так на­зываемые затраты двойного назначения, которые все же можно включать в состав валовых расходов производства или обращения. Список затрат двойного назначения приведен в п 5.4. Так, расхо­ды в виде страховых платежей относятся к валовым расходам двойного назначения, тек таким, которые в счет уменьшения налоговой базы принимаются только в том случае, если связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия.

Действие настоящего Закона по исчислению и уплате нало­га на прибыль началось с момента его введения в действие, т. е. с 1 июля 1997 года. Убытки, понесенные предприятием с 1 января 1997 года до вступления в силу настоящего Закона, включаются в валовые расходы и могут быть возмещены в течение пяти лет с момента вступления в силу Закона. Порядок переноса убытков на последующие отчетные периоды установлен ст. 6. Этой стать­ей установлено, что в период с даты введения настоящего Зако­на до 1 января 2002 года уплаченный налог на прибыль в разме­ре 30% делится на две части, первая — (28,5%) идет в местный бюджет, вторая — (1,5%) зачисляется на специальный счет бюд­жетов территориальных громад для финансирования жилищного строительства для военнослужащих, участников боевых дей­ствий в Афганистане и военных конфликтов в зарубежных стра­нах, членов семей военнослужащих, погибших при исполнении ими служебных обязанностей.

Не включаются в состав валовых затрат расходы на:

1) потребности, не связанные с ведением хозяйственной дея­тельности:

2) приобретение, строительство, реконс!рукцию, мо­дернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов и рас­ходы, связанные с добычей полезных ископаемых, а также с при­обретением нематериальных активов, подлежащих амортизации;

3) уплату налога на прибыль предприятий, налога на недви­жимость, а также налогов, установленных пп. 7.8, 10.2 и ст. 13 Закона; уплату налога на добавленную стоимость, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых плательщиком на­лога для производственного или непроизводственного использо­вания, уплату налогов на доходы физических лиц;

4) оплату стоимости торговых патентов, которая засчи­тывается в уменьшение налоговой обязанности плательщика налога;

5) уплату штрафов и/или неустойки либо пени по решению сторон договора либо по решению соответствующих государ­ственных органов, суда, арбитражного или третейского суда;

6) содержание органов управления объединений плательщи­ков налога, включая содержание холдинговых компаний, являю­щихся отдельными юридическими лицами;

7) выплагу эмиссионного дохода в пользу эмитента корпора­тивных прав, дивидендов;

8) выплату вознаграждений или других видов поощрений свя­занным с таким плательщиком налога физическим или юридичес­ким лицам в случае, когда отсутствуют документальные доказа­тельства, что такая выплата или поощрение были произведены в качестве компенсации за фактически предоставленную услугу

Не включаются в состав валовых затрат любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и иными документами, обязательность ведения и хранения кото­рых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Под термином «амортизация» основных фондов и немате­риальных активов следует понимать постепенное отнесение



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Налог на прибыль организаций
69.25kb.
Налог на прибыль организаций
189.71kb.
Налог на прибыль
557.56kb.
Налог на прибыль организаций
398.21kb.
"налог на прибыль организаций" нк РФ расходы подборка судебных решений за 2009 год
954.02kb.
5. Налог на прибыль организаций
30.77kb.
Закон латвийской Республики о подоходном налоге с населения в редакции законов лр от
799.58kb.
138. Прибыль и ее виды, сущности и пути повышения Прибыль
22.77kb.
Налоговые проблемы рекламных расходов Налог на прибыль
387.27kb.
Вопрос 3/31 Налог на доходы физических лиц
259.24kb.
Реферат по дисциплине «Налоговые информационные системы (2)» по теме: «Налог на добавленную стоимость»
231.79kb.
Тест №4 Покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна
21.75kb.