Главная стр 1
скачать
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ








«Иванушки, Алёнушки!

Храни вас Бог, храни!

Вы золотые зёрнышки моей

Всея Руси

Молчанием иль голосом

За вас тревожусь впредь:

Пустым иль звонким колосом

Вы будете шуметь? »




Приобщение детей к традиционной народной культуре и народной педагогике одно из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения. Наши педагоги посредством введения народоведческих дисциплин в воспитательно-образовательный процесс, стараются вернуть ребёнку его корни, культуру, традиции.

Всем известно, что впечатление детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Воспитательно - образовательный процесс в нашем ДОУ построен на решении задач патриотического и духовно- нравственного воспитания детей. Вся работа построена на народном календаре, включает в себя постепенное знакомство ребёнка с обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремёслами.

Основной особенностью работы с детьми по народному календарю является гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений. В народной жизни будни чередовались с праздничными днями и были заполнены их ожиданием. Праздник – это всегда «событие» в буквальном смысле слова. На праздник собираются все, и все в нём участвуют.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает организация и проведение праздников. Они помогают детям жить в одном ритме с природой, равномерно распределять труд и отдых.

В нашем детском саду календарные обрядовые праздники проводятся не более двух в месяц, т.к. к каждому празднику необходима большая подготовка. Некоторые праздники проводятся на улице. Это «Масленица», «Святки», «Троицын день» (праздник русской берёзки). Народный праздник состоит из закличек, хороводов и русских народных игр, соответствующих сезону и данному празднику.

Работа по программе «Народная культура» даёт возможность воспитывать дошкольников в русских традициях.

Особенно любимы детьми зимние народные праздники. Одним из таких праздников являются Рождественские Святки. Готовиться к празднику, мы начинаем заранее. Рассказываем детям, что Святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Дети вместе с воспитателями и родителями изготавливают рождественские звёзды и подарки, разучивают рождественские стихи и колядки, наряжаются в народные костюмы.

Особый интерес у всех вызвало Колядование – обряд хождения по дворам (импровизация) с добрыми пожеланиями, с поздравлениями и песнями, прославляющими рождение Христа.

«Мы Христа славим, звезду носим,

У хозяев ничего не просим,

А что подадут – не бросим…»
Вместе с хозяйкой праздника мальчики и девочки пели праздничные песни, водили хоровод и, даже, приняли участие в святочном гадании. Дети вместе с взрослыми показали так называемое «подблюдное гадание». А «подблюдным» гаданием называется потому, что главным атрибутом является большое блюдо, тарелка, куда участники складывают свои колечки, серёжки и другие мелкие вещи. Это блюдо накрывается платком, чтобы тот, кто вынимает определенный предмет, не видел, кому он принадлежит. Гадающие шли по кругу и пели, а ведущая вытаскивала чью-то вещь на каждый куплет. Все вместе участники расшифровывали смысл текста куплета, который предвещает определённые события в жизни гадающего. В конце праздника всех ждали сладкие угощения от хозяйки и чаепитие. Дети с большим интересом участвовали в празднике и долго, потом делились между собой впечатлениями.

Не менее увлекательно и интересно у нас проходит Масленица – праздник хозяйственного изобилия и в то же время прощание с зимой. Главный атрибут масленичных праздников – чучело Масленицы. Его заранее изготавливают взрослые вместе с детьми (одевают, прикрепляют косу) и поют песню:

«Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!»


Масленица – это своеобразное олицетворение сил природы. Считалось, что сожженная Масленица должна воскреснуть в травах и злаках. Чем больше величали Масленицу, тем богаче урожая ждали земледельцы. Ребятня как могли, задабривали Масленицу, хорошие слова ей говорили:
«Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь

Приехала к нам на широкий двор

Поиграть, повеселиться,

В блинах поваляться»


Дети водили хоровод вокруг Масленицы «Пришла к нам Масленица», исполняли пляски, пели песни. Весело и задорно проходят игры – забавы: «Трифон», «Гори, гори ясно». И традиционно сжигается чучело Масленицы, что доставляет немало радости ребятишкам. Но самое интересное на этом празднике – это горячие блины с чаем.
«Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Вот блиночков пара,

Ешьте с пылу, с жару»

Русские народные праздники проводимые на улице в зимнее время с детьми старшего дошкольного возраста:


Месяц

Русские народные праздники

Цель

Ноябрь - декабрь

«Кузьминки»

Закрепить собирательный образ праздников, обрядовые действия, сопровождающие празднования.

Январь

«Новый год – коляда»,

«Зимние святки»



Дать детям представление о народных зимних праздниках, формировать представления о бытовании и формах проведения святочных гаданий.

Февраль - март

«Играем Масленицу»

Сформировать положительную мотивацию к изучению произведений народного фольклора; познакомить с древним русским праздником Масленицы.




скачать


Смотрите также:
Народные праздники в детском саду
43.24kb.
Питьевой режим в детском саду. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 4 2660-10, п. 15. 24
12.31kb.
Первые дни в детском саду
22.23kb.
Дефектолог в детском саду
30.39kb.
Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду»
343.39kb.
Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду»
235.91kb.
«Поговорим о питании детей в детском саду». Питание
100.56kb.
Образовательная программа «Экспериментальная деятельность в детском саду»
193.57kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой Программа воспитания и обучения в детском саду"
37.69kb.
Адаптация детей в детском учреждении
25.09kb.
Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., 1
244.85kb.
Программа доу на основе программы воспитания и развития детей в детском саду «Радуга» Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик, А. А. Грибовской и др
17.51kb.