Главная стр 1

Внеклассное мероприятие в начальной школе



НАРОДЫЕ ПРАЗДНИКИ НА РУСИ

Учитель начальных классов

Громенко Вера Васильевна

Тема: Народные праздники на Руси

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели: познакомить с историей народного праздника

- познакомить детей с историей народного праздника

- воспитывать интерес к древней культуре Руси
Ход праздника
Праздник начинается хороводом. Дети входят в зал под музыку, танцуют хороводом - ручеёк «Во поле берёза стояла»

Учитель:

Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по  русским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Дети по цепочке:

Мы  спешим  сказать вам - здравствуйте!

 Чтоб пожелать здоровья доброго.

 Мы  спешим  сказать вам - благости!

 Чтоб пожелать вам счастья нового.



Учитель:

Здравствуйте гости дорогие! Раз хоровод завели, так дело к празднику. На Руси издавна праздники и обряды сопровождались играми, песнями, хороводами, плясками.

Жизнь наших далеких предков очень зависела от природы. Они верили и поклонялись силам природы: Солнцу, Реке, Земле-матушке, Грому и молнии, Водяному, Домовому. Из верований и возникли праздники, обряды. А мы знаем тому немало примеров. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми народными праздниками на Руси.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Делу - время, потехе - час, - так еще в старину говорили наши предки.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры.

Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в. приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.
Рождественские святки

Святки , светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова , начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.

Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.

Я начала я свой рассказ со святок потому, что нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. И кто станет суженным? - вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении Василий Андреевича Жуковского перечислены самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

 

Раз в крещенский вечерок



Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. Снег полоть - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. Кормили курицу зерном и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели ярый воск топили. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии.

Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, пели в лад песенки подблюдны. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит

Зеркало с свечою...

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:

...Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественнские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

Рождественские святки не обходились без участия ряженных и игр.


Крещение
Один из больших зимних праздников - день Богоявления или Крещения Господня . Крещение (от слова крест) в старославянском и русском текстах Священого Писания соответствует греческому (погружение). Ритуальное омовение знают многие народы. Вода - универсальный символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников становится священным актом приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.

Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с очистительного покаяния.

Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников.


Игра «Щука»

Мимо леса мимо дач,

Плыл по речке

красный мяч.

Увидала щука: —

Что это за штука?

Хвать, хвать.

Не поймать.

Мячик  вынырнул опять.

Он пустился

дальше плыть.

Выходи, тебе водить!

Ход игры: Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на сере дину круга. На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч.

На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется.


Широкая масленица

Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник - Масленицу . Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны.

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны: от конца января - начала февраля до конца февраля. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаются погожие солнечные деньки.

Название праздника - Масленица - не случайно. В церковных книгах Масленица называется сырной неделей , потому что в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом.

На свободных пространствах строились балаганы, раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалось катание с ледяных гор. Обязательным было представление с медведями. Народ зазывали на театральные представления.

Все неделю москвичи праздновали масленицу. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы Масленицы , прощенный день.

В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти.

Первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой - кулачным боем. Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И только в разгар сражения выходили опытные бойцы и решали его исход.

С понедельника масляничной недели начинали печь блины - главное угощение праздника. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом.

Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

Во вторник на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю Масляничную неделю. Сани по этому поводу украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по улицам, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки - женихов.

На следующий день, в среду, тещи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тещей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.

Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду. Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как широкая, честная, веселая. Всю масленичную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.

Самый разгар праздника приходился на четверг - Масленица становилась действительно широкой. По всем улицам чувствовалось оживление. Большие и маленькие балаганы давали представления для праздно гуляющих людей, вертелись карусели, качели были в беспрерывном движении. Вся толпа лущила семечки, грызла орехи.

А кругом гулянья двигались вереницей катающиеся на разубранных тройках и богатых купеческих санях, в которых важно сидели купеческие семейства, разодетые в соболя и бобры.

В пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь зятьев угощать своих тещ блинами. А на следующий день, в субботу - на золовкины посиделки - молодая невестка принимала у себя родных мужа.

В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. В этот день, по его наблюдениям, русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбил один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог тебя простит. В прощенное воскресенье устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по улицам соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. На площадях чучело торжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный разгул прекращался, в понедельник наступал строгий Великий пост.
Вербное воскресенье

В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи - Воскресения Христа - отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. Богослужебное название этого праздника - неделя Ваий (т.е. УветвейФ). В это воскресенье в храм полагается приносить пальмовые ветви, вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освещают на богослужении; сам же день называется Вербным воскресеньем.

За неделю до Пасхи на Красной площади открывался вербный торг. Уже с середины вербной недели вся площадь покрывалась белыми платками и наполнялась товарами, подарочного назначения.

Оставшаяся неделя до Пасхи была наполнена подготовительными заботами к большому празднику.


Пасха

    Для православных христиан Пасха - главный праздник, это праздник всех праздников, ибо в этот день вновь переживается событие, не только изменившее ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом.

Православные христиане верят в Христа как в Спасителя, искупившего все грехи человечества, и, наконец, они верят в Христа как Сына Божьего, воскресшего после крестных страданий и победившего смерть.

Пасха в переводе с греческого обозначает прохождение.

Христиане обменивались на Пасху красными яичками, говоря при этом: Христос Воскресе! Это очень старинный обычай. Христос дал людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца.

На Руси сложился обычай на Пасху расписывать памятное яйцо - писанку . В чистый четверг Пасхальной недели и расписывалась писанка. Детвора тоже принимала участие в этом таинстве. Все садились вокруг стола и начиналась работа. Уходили все заботы и печали, забывалось все плохое, на душе должно было быть спокойно и мирно - писанка создавалась с чистыми помыслами и в благостном настроении. Каждый делал свою писанку самостоятельно, наносил такой рисунок, какой хотелось его душе. Готовую писанку смазывали маслом, чтобы блестели краски, и укладывали на блюдо. А в пасхальное воскресение приходил час дарить писанку.

В пасхальную ночь в древнейшем из существующих соборах- совершался крестный ход, который как бы ведет всех ко гробу навстречу воскресшему Христу.

В день Христова Воскресения над Москвой стоял непрерывный колокольный звон.


Игра «СОКОЛ»

Пролетал высоко сокол.

Уронил перо в осоку.

Соколиного пера

Не найти нам  до утра.

Утром солнышко взойдет —

Кто-то (имя ребенка) перышко найдет.

Ход игры: Дети сидят на корточках по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, сокол про бегает за кругом и роняет перо за спиной одного из детей. Последние три слова произносят все дети, называя имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он и становится соколом. Игра повторяется
Благовещение

Особенно большим праздником на Руси считался день Благовещение Пресвятой Богородицы , который праздновался 25 марта по старому стилю (7 апреля). Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

В Евангелии от Луки (1.26 - 38) рассказывается о том. Как архангел Гавриил явился Деве Марии с известием о том, что Она избрана стать Матерью Сына Божия, зачатие которого должно совершиться силою Святого Духа. Пресвятая Дева со смирением приняла волю Божию. В древности этот праздник назывался Днем Воплощения.

В этот праздник никаких работ не производилось по поверию: В этот день даже птица гнезда не завивает. Москвичи с раннего утра заполняли Птичий рынок, покупали птичек. Исстари у москвичей существовал обычай выпускать в этот день на волю птиц. Для этого крестьяне из ближайших сел привозили целые садки с овсянками, снегирями, синичками. В этот день на деревьях, окружающих площадь рынка, можно было увидеть множество птиц, их щебетание в веселый солнечный день висело в воздухе над шумной толпой рынка. Лоточники же в большом количестве продавали испеченных из белой муки фигурки жаворонков.

Троица  

Троица - один из больших летних церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница, Празднуется этот праздник в июне месяце.

Во имя Отца, Сына и сына, и Святого Духа! Этими Великими словами пастыри Церкви начинают все свои собеседования.

В старину тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа ), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

Множество икон, посвященных этой теме, было написано в древней Руси. Одна из самых знаменитых, дошедших до наших дней, - Троица, написанная еще в XV в. иконописцем Андреем Рублевым, хранится в Третьяковской галерее.

В день праздника Пятидесятницы на живом мосту ( так называли мосты через Москва-реку в XVIII в.) собиралось много девушек, которые по древнему обычаю ходили с ветками березы в руках, пели песни, плясали и бросали в волны Москва-реки венки, снятые с голов.
Иван Купала

В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится он на время летнего солнцестояния - 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи (Крестителя).



Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. Само название Купала, видимо, произошло от слов купать, купанье. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.

Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом - трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь. Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродиться хлеб. Заканчивался праздник ночным купанием молодежи.

По народным поверьям, купальная ночь - таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш. Считалось, что на Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений.
Праздник урожая

Праздник урожая. Отмечали его осенью. В этот день пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?» Ему отвечали: «Видно немного, дай бог, чтобы на следующий год совсем не видали».

Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая.


Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них сегодня почти полностью забыты.

  Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.


Песня

Учитель

Праздник наш уже кончаем.  –  

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать

Не болейте,

Не старейте.

Не сердитесь никогда



Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда.


Смотрите также:
Народные праздники на Руси
148.47kb.
1. Языческая культура и ее традиции на Руси: верования, божества, праздники
213.6kb.
Православные праздники на Руси
62.49kb.
Программа «День смеха»
44.03kb.
Программа по направлению духовно-нравственному направлению «народные праздники и обряды»
121.47kb.
«Церковные праздники» Православные праздники
71.77kb.
Народные праздники в детском саду
43.24kb.
Традиционные русские праздники
107.84kb.
Народные праздники. Пасха. Малеванка
56.35kb.
Классный час в рамках недели православной культуры «Праздники на Руси»
86.44kb.
Сборники: «Русские народные сказки», «Украинские народные сказки»
28.91kb.
Викторина для педагогов. Цель
140.39kb.