Главная стр 1


Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей №7»

Методическая разработка на тему

«Народный календарь»

Праздник «Сорок сороков»

Занятие в начальной школе, в старших

группах детского сада

Подготовила педагог

Фомичева О.Н.

Электросталь 2012 г.


Содержание

1. Введение….………………………………………………………………… 3


2. Теоретическая часть. История праздника……………………………….... 4
3. Основная часть. План-конспект занятия. Праздник «Сорок сороков»..... 6
4. Список литературы………………………………………………………… 10
5. Приложение (презентация)

Введение

Духовное наследие русского народа — это прекрасное, бесцен­ное богатство: традиции, обычаи и праздники, связанные с земле­дельческим трудом, с почитанием земли-кормилицы. Во всем этом отразились глубокая мудрость и творческий потенциал трудового народа.

Не менее важна и народно-педагогическая сторона аграрных обычаев и праздников. Их непосредственными участниками все­гда были дети. Это был лучший способ не принуждением, а через эмоциональное влияние воспитывать будущего земледельца, ко­торый способен и радоваться, и гордиться своим великим тру­дом — трудом кормильца людей.

Ритм человеческой жизни (детство — молодость — зрелость — старость) можно сравнить с ритмом суток (утро — день — вечер) и с ритмом чередования времен года (весна — лето — осень — зима). Люди сами решали, что считать началом годового круга.

В культуре разных народов издавна существовали и существу­ют календари с разными точками отсчета годового времени. В за­висимости от своих обычаев они по-разному отмечают начало но­вого года.

Праздники, обычаи, рукотворная культура любого народа хо­роши по-своему. В них есть то общее, что объединяет всех людей, несмотря на различия. В календарных праздниках всех народов мира соединились красота, сила и доброе согласие человека и при­роды. Праздники народных календарей тесно связаны со сменой времен года и соответственно со сменой видов деятельности чело­века. Они помогают людям жить в одном ритме с природой, рав­номерно распределяют их общий труд и отдых. Аграрные обычаи и праздники имеют важную народно-педагогическую основу вос­питания детей в семье.

Праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задол­го до появления понятия «нравственность», закреплялись в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреп­лялись межличностные взаимоотношения, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические по­требности людей.

Изучение народного календаря в общеобразовательных учреж­дениях имеет большое значение в духовно-нравственном воспита­нии будущего человека, любящего природу и живущего по ее зако­нам, почитающего свой дом, свою Родину.

«Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Наконец, праздник — это проявление всех форм и видов куль­туры данного коллектива, начиная от принятых форм поведе­ния, кончая демонстрацией народов и исполнением традици­онных песен, земледельческий праздник давал к тому же ощу­щение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней»

История праздника
Страна наша огромна, погода в разных ее краях разнообразна, и весна наступает в разные сроки. Оттого в каждой местности при­зывали весну по своим обычаям и в свою пору, кликали ее от Мас­леницы до Троицы. И только ве­сеннее равноденствие, когда «день с ночью мерится, равняется», от­мечали все одновременно 22 мар­та. В церковном календаре — это 40 мучеников Севастийских, а в народе — просто Сороки, вторая встреча весны, древнейший на Руси праздник.

Этот день, как важный момент всего годового круговорота, отме­чен множеством обычаев и при­мет. «С сорока мучеников — со­рок утренников», — говорили люди, и хозяйки пекли из ржа­ной и овсяной муки 40 шариков, а затем каждый день выбрасыва­ли по одному шарику на улицу, закликая мороз:


Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру-поздорову!


В народе верили, что мороз, на­евшись хлебных шариков, уйдет совсем. И быстрей прилетят из чу­десной страны Ирья «сорок соро­ков птиц», принесут на крыльях весну. Поэтому в число 40 вкла­дывали магический смысл, повто­ряя его в разных обрядовых дей­ствах. Рано утром на Сороки маль­чишки старались перебросить че­рез крышу сорок щепок, будто бы и сорока кладет в этот день на гнездо сорок палочек. Ученики подносили своему учителю связ­ку из сорока бубликов, а на Тамбовщине до сих пор хранят тради­цию выпекать из ржаного теста именно сорок пичужек.

Обычай готовить хлебных пти­чек для встречи весны бытовал в России повсеместно. Обрядовое пе­ченье называли по-разному: жаво­ронки, чувилки, тетерки, кулики, скворечники, грачи, канареечки. Делали и украшали птичек тоже везде на свой лад, по местной тра­диции. В деревнях их пекли чаще всего из пресного ржаного теста, наряжали старинными узорами, зернышками, бумажными веточ­ками, перевязывали цветными тряпочками, лентами. Фигурки лепили разной формы: завивали спиралью, завязывали узелком, перевивали веревкой, сажали на спинку птенцов, гнездо с яичками. Знали жаворонков и городские жители. Их готовили из сдобного пшеничного теста с разными вы­чурами, мазали медом, золотили головку. Таких вкусных красивых птичек продавали у храмов, в кон­дитерских лавках, на базарах в утеху детям. А деревенским ребя­там и простые ржаные жаворон­ки доставляли большую радость. Воткнут птичек на палочки, при­вяжут к шестам, посадят на вет­ви плодовых деревьев в саду или на дубы, бегают с ними по дерев­не, заберутся на заборы, на кры­ши амбаров и кликают весну:


Жаворонки, прилетите!

Красну весну принесите!

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб у нас поела,

И дрова все пожгла,

И солому всю пожгла,

Молоко все унесла!
А другие закликальщики отзыва­ются еще громче:
Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

на своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.
Так и перекликаются ребята, что­бы везде слышно было. И только к вечеру, налюбовавшись вдоволь жаворонками, отведают печенье. И то никогда не съедят сразу. Сна­чала отломят крылышки или хво­стик, остальное еще поберегут и птицам непременно оставят покле­вать, чтобы прилетели на угоще­ние вместе с весной.

При всем разнообразии обрядов значение их везде одно — призы­вать, «кормить» весну и ее вест­ников в радостном ожидании па­хоты и сева, молодого новогодне­го урожая. Этот смысл был зало­жен и в украшении обрядового печенья, и в действиях с ним. Не затем «оперяли» хлебных жаворонков, чтобы они походили на настоящих. Ряды частых ямочек, полоски на спинках и крыльях птиц не просто узоры — это зна­ки засеянного поля, символы бо­розды. Не случайно бегали дети кликать весну к хранилищам хле­ба, на гумно, оставляя часть пече­нья птицам. В этих весенних дет­ских забавах усматривают ученые далекие отзвуки языческих жерт­воприношений, связь с аграрны­ми обрядами Древней Руси.

Мартовские народные праздни­ки приходятся на Великий пост, семинедельное говение перед глав­ным христианским торжеством — Пасхой. Потому великопостное время — тихое, строгое. Время воздержания от скоромной пищи, от многолюдных сборищ и гуля­ний. Предпасхальные запреты ка­сались и детей. Не разрешались шумные подвижные игры, гром­кое пение, хохот, свист, пресека­лись ссоры. Однако и этот период приносил свои радости.

Одновременно с проводами зимы в марте крестьяне устраивали встречу весны с угощением. С первыми приметами от­тепели они зазывали, кликали ее к себе в гости. Такими приметами служили пробуждение животных от зимней спячки, возвращение птиц, цветение подснежников. На Руси единого дня или недели для празднования встречи весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам. И получалось, что весну встре­чали до тех пор, пока сорок птиц не прилетят, сорок пичуг на Русь не вернутся. Так и говорили — сорок сороков.


План-конспект занятия. Праздник «Сорок сороков»
Тема: праздник «Сорок сороков».

Творческое задание: лепка весеннего обрядового печенья «жаворонки» с использованием традиционной технологии.

Цели и задачи:

  1. Расширить знания о традициях встречи весны на севере России.

  2. Прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу.

  3. Формирование у обучающихся уважительного отношения к труду, к народным традициям.

  4. Формировать умение лепить обрядовое печенье, используя приёмы раскатывания и сплющивания.

  5. Развивать творческие способности и дарования, художественный вкус.

  6. Воспитывать в детях осознание себя как личности и своих творческих способностей и возможностей.

Оборудование и материалы:

Презентация «Встречаем весну с «жаворонками», репродукции, открытки, педагогический рисунок.

Карточки, отображающие последовательность работы.

Тесто (глина, пластилин), подкладочная доска, стеки, тряпочки, вода, наглядные материалы.


Ход занятия

I. Организационный момент.

Подготовка принадлежностей для лепки.



II. Вступительное слово педагога.

Учитель знакомит детей с понятиями приговорка, закличка. Приговорки и заклички — составляющие части так называемого календарного детского фольклора. Закличка — поэтическое обра­щение к силам природы — ветру, солнцу, дождю с просьбой о пе­ремене погоды, о милости природы к человеку. Приговорками об­ращаются к птицам, зверям, растениям. Люди верили, что если речь свою по-особому построить, то мир природы поймет человека.

На праздник «Сорок сороков» обычно пекли жа­воронков и делали их в большинстве случаев с хохолками, с рас­простертыми крылышками, как бы летящих. Испеченных птичек раздавали детям, и те со звонким смехом бежали закликать жаво­ронков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палочки и выбегали с ними на пригорки, или насажива­ли птичек на шесты, на палки плетня. Сбившись в кучку, что есть силы дети кричали, закликали прилет жаворонков.

III. Подготовка к празднику «Сорок сороков». Заклички. Игры.

Послушайте закличку, мы ее с вами разучим.


Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Заклички в разных местностях отличались друг от друга.




Жаворонки,

Прилетите!

Красну весну

Принесите!

Нам зима-то

Надоела,

Весь хлеб

У нас поела.




Нет ни хлеба,

Ни картошки,

Самовар

Стоит в окошке.

Чай я выпил,

Сахар съел,

Самовар

На кол надел.


При всем разнообразии весенних обрядов значение их везде было одно — призывать весну и ее вестников и радостно ожи­дать сева зерна для нового урожая. Для этого использовали при­говорки.


Ay, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март —

Солнцу рад.

Апрель, апрель —

Откроет дверь.

Май, май —

Сколько хочешь гуляй!


А теперь давайте поиграем с нашими закличками и приговор­ками.

Дети, (встают в круг и говорят).


Солнышко, солнышко!


Руки поднимают вверх, приветствуя солнышко.

Выкатись на бревнышко! Сделай тепло! Всем светло!


Делают руками круг над головой. Делают круговые движения руками вправо и влево.

Дай нам мотыльков!


Имитируют руками взмах крыльев бабочек.

Закличка повторяется 2-3 раза. Затем проводится народная игра с ис­пользованием приговорки «Селезень и утка». Играющие встают в круг и бе рутся за руки. Двое ребят, изображающих селезня и утку, выходят на середи­ну круга. Дети, стоящие в кругу, поют приговорку:


Поди, утушка, домой,

Поди, серая, домой.

У тя семеро детей,

Восьмой — селезень,

Девятая — утка.

Утка — Марфутка,

Селезень — Васютка,

Курочка — Машка,

Петушок — Игнашка!

Дети, (кричат). Селезень, догони утку!

Молодой, догони утку!

Селезень гонится за уткой и старается поймать ее. Утка может выбегать из круга, селезня же не выпускают. Участники игры, стоящие в кругу, то поднимают, то опускают руки и поют:


Утушка ныряет,

По полю летает.

Кич-кич, поспевай!

Кря-кря, догоняй!

Твои детки пищат,

Они есть хотят!

Когда селезень поймает утку, выбирается другая пара.

Слова педагога
К началу праздника выпекали из теста самое разнообразное печенье, называли его обрядовое. Особое место занимала выпеч­ка различных весенних птичек — жаворонков, галок, скворцов, куликов.

В представлении наших предков-славян пернатые гости из жарких стран на своих крыльях приносили весну. Вот почему и дети, и взрослые звали птиц, зазывали весну, просили ее не за­держиваться в теплых краях. Печенье «Жаворонки» вешали на ко­лья, нанизывали на вилы и поднимали высоко к небу. Люди ходи­ли по улицам с румяными птичками и, подбрасывая их высоко вверх, пели зазывные песни-веснянки. Дети влезали на крыши, за­бирались на холмы, пригорки и оттуда кричали: «Весна, Весна крас­ная! Приди, Весна, с радостью, с великой милостью!»


IV. Практическая часть. Лепка печенья «Жаворонки».

Пояснение к выполнению задания.

Скатаем из глины (пластилина) шарик и расхлопаем его в круглую лепешку толщиной в мизинец, утолщенную с одного края. Из этого утолще­ния вытянем короткую шейку с головкой, слепим гребешок, похо­жий на коронку. Теперь сделаем ножом четыре сквозных надреза. Двумя чуть закругленными над­резами отсекаем с обеих сторон крылышки. Отступим на палец и еще двумя прямыми косыми над­резами прорезаем расширяющий­ся книзу хвост. Клинья, образо­вавшиеся между крыльями и хво­стом, «нагружаем», загибаем на спинку — это «ноша». Осталось «оперить» жаворонка. Острым кон­чиком стеки наносим ряды углуб­лений на крыльях и хвосте. Узор из вдавленных точек, расположен­ных ритмично, раньше означал за­сеянное поле. Лезвием стеки или спичкой нарежем гребешок зубчи­ками, проткнем глазки — и полу­чился летящий жаворонок. Фигур­ка птички, вписанная в круг без единой прилепленной детали, — замечательный образец народной пекарской скульптуры. Пока жаворонки не засох­ли, их можно посадить на заост­ренные палочки: с ними удобно бегать и играть. Для палочек ра­зумнее всего использовать ветки деревьев и кустарников, которые обрезают как раз в это время года.

Карточка «Лепим жаворонка»



  1. Скатать из глины (пластилина) шарик и расхлопать его в круглую лепешку с утолщением с одной стороны.

  2. Из утолщения слепить головку с гребешком.

  3. Сделать стекой 4 надреза. Из двух сделать крылышки, отступить на палец вниз и прямыми надрезами прорезать расширяющийся хвост.



V. Практическая работа учащихся.

Дети выполняют творческое задание самостоятельно: лепят печенье.



VI. Итог занятия.

Просмотр работ детей. Анализ выполненной работы.

В конце занятия дети проигрывают со своими птичками заклички.

VII. Заключение.

Обращение к тысячелетней истории народной культуры помо­жет учащимся лучше понять национальные особенности развития народов России. Земельно-календарные и народные праздники создают сквозную тему всего учебно-воспитательного процесса.

Ребенок воспитывает в себе уважение к труду как основному сред­ству своего существования, изучение семейно-бытовых обрядов и участие в них учит ребенка нормам жизни и поведения, ибо об­ряды эти непременно заключали в себе функции нравственного, эстетического воспитания и обучения, приобщение к националь­ной культуре.

Сложившаяся система работы по изучению народной художе­ственной культуры в процессе непрерывного образования дает воз­можность сохранить национальные особенности и традиции на­ших предков, адаптировать эти традиции с учетом современных условий, зародить в душе детей любовь и глубокое уважение к тра­диционной культуре своего народа.


Список литературы

Дайн Г. Детский народный календарь. «Детская литература» М. 2001

Шпикалова Т. Я. Художественный труд. Методическое пособие. «Просвещение» М. 2005

Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. Т. Ц. «Сфера» М. 2008

Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. «Учитель» В. 2009

Афанасьев А. Н. Поэтическое воззрение славян на природу. М. 1994

Грушко К., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Н. 1996

Зенцовский И. И. Поэзия народных праздников. М. 1979


Приложение
Презентация «Встречаем весну с «жаворонками»



Смотрите также:
Контрольная работа по дисциплине «история педагогики»
248.53kb.
«Народный земледельческий календарь и православные христианские праздники»
11.23kb.
Народный календарь
124.93kb.
Народный календарь
67.56kb.
Неугасимый свет тернового венца
384.83kb.
Занятие «Что такое русский народный фольклор?»
47.93kb.
Народный трибунал крымская правозащитная организация, легализована Главным Управлением Юстиции в Автономной Республике Крым 10. 08. 2011 г., №362
86.94kb.
Народный трибунал крымская правозащитная организация, легализована Главным Управлением Юстиции в Автономной Республике Крым 10. 08. 2011 г., №362
63.76kb.
Народные знания и традиции народной медицины ханты и манси. Понятия «народные знания»
366.27kb.
Календарь бухгалтера на 2013 год
3026.42kb.
Аудиоматериалы (МР3) «Аудиоэнциклопедия для детей» (Чевостик)
104.87kb.
Конспект урока технологии в 5 классе по теме: «Русский народный костюм» Цель урока: подготовить учащихся к изучению раздела «Изготовление одежды»
53.65kb.