Главная стр 1
скачать

ГЛАВА 12

На новом переломе истории:

Россия в 90-е гг. XX в. — начале XXI в.

Работа с заданиями базового уровня сложности

12.1 В декабре 1992 г. Председателем Правительства РФ стал:

-1) Е.Т.Гайдар;

2) В.С.Черномырдин;

3) А. В. Руцкой;

4) Б. Н. Ельцин.

12.2 Измените первую часть предыдущего задания так, чтобы другие варианты ответа поочерёдно стали верными. Рядом с каждым вариантом первой части обязательно указывайте номер верного ответа.


1)

2)

3)



4)

12.3 Что стало последствием антитеррористической операции, начавшейся в 1999 г.: подписание Хасавюртовских соглашений;

победа блока «Единство» на выборах в Государственную Думу 1999 г.;

рост авторитета В. В. Путина;

избрание А. Масхадова президентом Чечни?

BBI 1) 2) 3)

- 4)

12.4 Совещательный орган при Президенте Российской Федерации:



Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство РФ; Государственный совет.

12.5 Что является частью реформы в Вооружённых силах РФ в первом десятилетии XXI в.:

постоянное увеличение срока службы по призыву;

отмена службы в армии для студентов и выпускников вузов;

создание профессиональной армии;

резкое увеличение количества генералов и маршалов в Вооружённых силах?

12.6 Что явилось международным последствием распада СССР:

крушение «биполярного мира»; «шоковая терапия» в России; вывод войск из Афганистана; подписание соглашения ОСНВ-1?

т

12.7 Придумайте варианты ответов к тестовому заданию. Три «отв< держать неверную информацию (полностью или частично), и вет — правдивую.



Какое международное событие последнего двадцатилетия произопи

1) _


2) _

з)_:_


4) _

Работа с заданиями повышенного уровня сложно

12.8 Расположите в хронологической последовательности события:

A) принятие Конституции России;

Б) VII Съезд народных депутатов Российской Федерации;

B) победа Б. Н. Ельцина во втором туре президентских выборов; Г) начало «шоковой терапии» в экономике России.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной пос в таблицу.

12.9 Установите соответствие между именами деятелей культуры и i созданными ими. К каждому из четырёх имён подбирается одн



ИМЕНА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1)

В. О. Пелевин

А) памятник Петру I на Москве-реке

2)

Н. С. Михалков

Б) роман «Чапаев и пустота»

3)

И. С. Глазунов

В) фильм «Такси-блюз»

4)

3. К. Церетели

Г) картина «Россия, проснись!»







Д) кинофильм «Утомлённые солнцем»

Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в табли

12.10


_ Расположите в хронологической последовательности фамилии Правительства РФ.

A) С. В. Степашин Б) С. В. Кириенко

B) В. С. Черномырдин Г) Е. М. Примаков

Запишите буквы, которыми они обозначены, в правильной пос. в таблицу.

12.11 Какие страны вступили в НАТО к 1 января 2010 г.? Укажите три страны из шести предложенных.

Грузия Эстония Украина Болгария Польша Узбекистан

бведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

(ания высокого уровня сложности лиз исторического документа

3 Прочитайте отрывок из воспоминаний Е. Т. Гайдара и ответьте на вопросы.

[ы начинали реформы в очень интересной ситуации, когда можно долго перечис-, чего у нас не было и почему реформы проводить нельзя. Я сам мог прекрасно

снить, почему в _ году их проводить нельзя. Не было стабильной под-

:ки в парламенте, не было нормальных дееспособных институтов власти (армии, жни, милиции) — они были поражены кризисом власти начала 90-х годов. Шест-ать центральных банков вместо единого, не было традиций частного предприни-льства, не было сильного частного сектора, как в Польше. Не было ни копейки >ты, золотого запаса, не было возможности привлечь свободные ресурсы на между-цном финансовом рынке. Но плюс к этому у нас не было возможности ждать, го не делать и объяснять, почему ничего нельзя делать.

I Впишите год, пропущенный в тексте.

I Укажите общую проблему, которую поднимает автор. Каково его мнение по проблеме?

Приведите не менее двух аргументов в подтверждение мысли, высказанной ав-i в конце отрывка.

12.12 Прочитайте отрывок из статьи главного аналитика НТВ В. М. Вильчека1 и ответьте на вопросы.

) время второго тура голосования _ года все избирательные комис-

>ыли в шоке — до 11 —12 часов дня никто не шёл на избирательные участки.

[езависимая газета. — 1998. — № 198 [1769]. —

23 окт.


Шли депеши в Центр о том, что явка ниже, значительно ниже, чем во время первого тура. А объяснялось это очень просто.

На телевидении знали, что первыми на избирательные участки обычно идут пенсионеры. Именно в утренние часы на избирательных участках создаётся однородная пенсионерская микросреда, и все они голосуют одинаково. Например, за Зюганова. Едва появляется интеллигенция, молодёжь и вообще более продвинутая публика, которая встаёт позже и не так спешит на избирательные участки, как обстановка разряжается. Мы специально пронаблюдали и выяснили, что даже самые принципиальные ветераны в такой обстановке начинали сомневаться в том, что необходимо голосовать именно за Зюганова.

Нельзя было создавать такую однородную среду представителей старшего поколения. Какое решение можно было принять в такой ситуации? В сетку были поставлены три серии «Секрет тропиканки» подряд. При этом было анонсировано, что это последние, заключительные серии. В итоге, во-первых, очень многие не поехали на дачи, а это было очень важно, поскольку практически все знали, что чем больше народа придёт на избирательные участки, тем больше шансов у Ельцина.

Во-вторых, была размыта однородность массы пенсионеров. Они пришли позже, вместе с другими группами населения, и соответственно многие из них проголосовали не так, как намеревались раньше. Вот вам пример манипулирования всего лишь соответствующим программированием передач. Разумеется, с помощью показа определённых фильмов можно было создать в обществе атмосферу тревоги: например, показывая «Холодное лето 53-го», «Защитник Седов» и убрав из эфира оптимистические ленты. В период выборов как раз на телевидении и близко не было ностальгического отечественного кино. То есть атмосфера вся создавалась за счёт эфира.

1) Впишите год, пропущенный в данном документе.

2) На достижение какой цели были направлены действия автора в данной ситуации?

3) Какие методы были использованы телеканалом? Отметьте два метода. Какие конкретные задачи решались с помощью каждого из них?

4) Эффективными ли были описанные действия телеканала? Аргументируйте своё мнение, используя документ и свои знания по истории.

12.14 Прочитайте отрывок из выступления государственного деятеля и ответьте на вопросы.

Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма.

Хочу особо подчеркнуть: с созданием округов федеральная власть не удалилась, а приблизилась к территориям...

Наш следующий шаг — реформа Совета Федерации. И это — тоже движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности...

Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти. Но это не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач.

Главными среди них являются:

совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;

фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

Эти три задачи будем последовательно решать для укрепления нашей государственности. И для этого уже сегодня мы просто обязаны консолидировать усилия всех уровней и ветвей власти.

1) Впишите фамилию государственного деятеля и год, когда прозвучало это выступление.

2) Какая задача решалась властью в данный момент? Укажите одно мероприятие в рамках решения этой задачи, которое уже было осуществлено к данному моменту, и не менее двух мероприятий, проведённых после него.

3) Сформулируйте три задачи, которые автор отрывка ставит на будущее. Какова общая цель их решения?

4) Почему названная цель была актуальной? Подтвердите двумя аргументами.

12.15 Прочитайте отрывок из интервью Д.А.Медведева телеканалам «Россия», П( вому, НТВ, данного 31 августа 2008 г., и ответьте на вопросы.

Первая позиция: Россия признаёт первенство основополагающих принципов ме дународного права, которые определяют отношения между цивилизованными наро; ми. И в рамках этих принципов, этой концепции международного права, мы и буд развивать наши отношения с другими государствами.

Второе, мир должен быть многополярным. Однополярность — неприемлема. Дом нирование — недопустимо. Мы не можем принять такое мироустройство, в котором е решения принимаются одной страной, даже такой серьёзной и авторитетной, как С единённые Штаты Америки. Такой мир неустойчив и грозит конфликтами.

Третье, Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирает изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно, наг дружеские отношения и с Европой, и с Соединёнными Штатами Америки, и с друг ми странами мира.

Четвёртое, безусловным приоритетом является для нас защита жизни и достой ства наших граждан, где бы они ни находились. Из этого мы будем исходить п осуществлении своей внешней политики. Мы будем также защищать интересы наше предпринимательского сообщества за границей. И всем должно быть понятно, чп если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, тот будет получать на это ответ.

И, наконец, пятое. У России, как и у других стран мира, есть регионы, в котор* находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с к торыми нас традиционно связывают дружеские, добросердечные отношения, истории ски особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкит соседями. Вот из этого я буду исходить при осуществлении нашей внешней политик

1) Озаглавьте данный отрывок.

2) Используя исторические факты, приведите один аргумент в подтвержден мысли, изложенной во втором абзаце данного отрывка.

3) О каких странах идёт речь в пятом абзаце? Назовите их.

4) Какие события августа 2008 г. нашли косвенное отражение в данном отрывк Выпишите фрагменты текста, в которых отражены эти события.

5) Используя данный документ, укажите, в чём принципиальные отличия внешней политики России в период, когда было дано интервью, от внешней политики страны в 1990-х гг.

12.16 Прочитайте отрывок из статьи Д.А.Медведева «Россия, вперёд!» и ответьте на вопросы.

Впечатляющие показатели двух величайших в истории страны модернизаций — петровской (имперской) и советской — оплачены разорением, унижением и уничтожением миллионов наших соотечественников. Не нам судить наших предков. Но нельзя не признать, что сохранение человеческой жизни не было, мягко скажем, в те годы для государства приоритетом. К сожалению, это факт. Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлён ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства.

Мы действительно живём в уникальное время. У нас есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию. И я, как Президент, обязан сделать всё от меня зависящее, чтобы этот шанс был использован нами в полной мере.

В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.

1) Впишите год, не ранее которого появилась данная статья. _

2) В чём, по мнению автора, состоит отличие современного этапа развития нашей страны от петровской и советской модернизаций? В чём сходство?

3) Как, по мнению автора, должна измениться экономика страны в ближайшие десятилетия? Укажите суть изменений.

Обобщённая характеристика, систематизация исторического материала

12.16 Назовите три крупных изменения, произошедших в социальной сфере после начала экономической реформы 1992 г. В чём их сущность?

.-е изменение_

2-е изменение

3-е изменение

ШУМ1Я Укажите три мероприятия и их цели в сфере экономики, проведённые рукоЕ ством России в начале 2000-х гг.

1-е мероприятие_

Цель_


2-е мероприятие _

Цель_


3-е мероприятие _

Цель_


11ШМ Запишите три мероприятия и их цели, направленные на изменение пол! ческой системы страны, проведённые во время второго президентского ср В. В. Путина.

1-е мероприятие_

Цель_

2-е мероприятие _



Цель_

3-е мероприятие_

Цель

Анализ исторических версий и оценок, их аргументация



12.17 Ниже приведены две точки зрения на последствия экономических реформ начала 1990-х гг.:

1. В результате реформ создана основа для будущего успешного социально-эконо-[еского развития России.

2. Последствия экономических реформ начала 1990-х гг. были очень тяжёлыми народа и экономического развития страны.

Какая из точек зрения представляется вам более убедительной? Приведите не ме-трёх аргументов в подтверждение своего выбора. При аргументации обязательно эльзуйте исторические факты.

3 Ниже приведены две точки зрения на результаты изменений, произошедших в сфере российского образования в 1990-е гг.:

Российское образование в большей мере стало соответствовать требованиям

i

1990-е гг. характеризовались упадком российского образования.



из точек зрения представляется вам более убедительной? Приведите не ме-вух аргументов в подтверждение своего выбора. При аргументации обязательно гьзуйте исторические факты.

Ниже приведены две точки зрения на результаты внешней политики России в 1991—1996 гг.:

Внешняя политика России, проводимая в 1991 — 1996 гг., способствовала ухуд-) положения страны на международной арене, потере авторитета в мире. Внешняя политика, проводимая в 1991—1996 гг., была необходимым инстру-1 для становления России на международной арене в первые годы после распада

:ая из точек зрения представляется вам более убедительной? Приведите не ме-/х аргументов в подтверждение своего выбора. При аргументации обязательно зуйте исторические факты.

Анализ исторической ситуации

12.23


Проанализируйте историческую ситуацию, связанную с конфликтом межд; Президентом России, с одной стороны, и Верховным Советом Российской Феде рации, Съездом народных депутатов России, с другой. На основе анализа ситу ации сделайте вывод о причинах конфликта.

1) Время. _

2) Место. _

3) Люди (или социальные группы), которые были связаны с данной ситуацией.

4) Назовите документы, в которых отражена данная ситуация.

5) Укажите события и явления, связанные с конфликтом.

6) Отметьте не менее двух причин конфликта.

7) Запишите не менее двух последствий конфликта.

Проанализируйте историческую ситуацию, связанную с началом августовского кризиса 1998 г. На основе анализа ситуации сделайте вывод о причинах кризиса. Для анализа ситуации обязательно используйте дополнительные источники.

12.24


1) В чём проявился кризис?

2) Люди (или социальные группы), которые были связаны с данной ситуацией.

3) События и явления, связанные с этой ситуацией.

4) Назовите не менее двух причин августовского кризиса 1998 г.

5) Укажите не менее двух последствий кризиса.

Сравнение

12.25

Сравните характерные черты развития экономики СССР в 1985—1991 гг. и экономики России в 1991—1998 гг., выделив две общие черты и четыре различия.



Ответ оформите в виде таблиц. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения, сделайте вывод.

Общее:


Линии сравнения

Общие черты













-

Различия:



Линии сравнения

1985—1991 гг.

1991—1998 гг.














































Вывод

12.26 Сравните положение религиозных конфессий в СССР в 1945—1991 гг. и в Российской Федерации (после 1991 г.), выделив две общие черты и два различия.

Ответ оформите в виде таблиц. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения, сделайте вывод.

Общее:


Линии сравнения

Общие черты







































1









Различия:



Линии сравнения

СССР

Россия




































Вывод__

12.27


Сравните основные черты экономического развития России в 1990-е гг. и в первом десятилетии XXI в., выделив две общие черты и три различия.

Ответ оформите в виде таблиц. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения, сделайте вывод.

Общее:

Линии сравнения

Общие черты













Различия:

Линии сравнения

Россия в 1990-е гг.

Россия в первом десятилетии XXI в.










Продолжены

Линии сравнения

Россия в 1990-е гг.

Россия в первом десятилетии XXI в.



















Вывод

Работа с картой

12.28

Выполните задания к контурной карте «Российская Федерация и сопредельны государства в конце XX — начале XXI в.» (см. с. 104-105).



1) Обозначьте бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствам после его распада.

2) Подчеркните чёрной линией названия тех из них, которые на настоящий м( мент являются членами НАТО.

3) Отметьте красной линией названия тех государств, которые на настоящий м< мент являются членами Организации Договора о коллективной безопасности.

4) Обведите на карте границы федеральных округов Российской Федерации.

5) Обозначьте на карте 25 любых городов — столиц и центров субъектов Россш ской Федерации.

6) Покажите специальными значками места вооружённых конфликтов на террит< рии бывшего СССР в конце XX — первом десятилетии XXI в.

Работа со статистической и с визуальной информацией

Изучите данные таблицы и ответьте на вопросы.

Каковы были итоги выборов в Государственную Думу (1993—2007 гг.)?

12.29


Партия, блок

Число мандатов, полученных на выборах

1993 г.


Число мандатов, полученных на выборах

1995 г.


Число мандатов, полученных на выборах

1999 г.


Число мандатов, полученных на выборах

2003 г.


Ч и его мандатов полученных на выборах

2007 г.


«Аграрная партия России» (АПР)

57










Продолжение

Партия, блок

Число мандатов, полученных на выборах

1993 г.


Число мандатов, полученных на выборах

1995 г.


Число мандатов, полученных на выборах

1999 г.


Число мандатов, полученных на выборах

2003 г.


Число мандатов, полученных на выборах

2007 г.


&сероссийское общественно-по-[итическое движение «НАШ IOM — РОССИЯ»

-

55







Выбор России»

64

■■ —








ш

мократическая партия Рос-и (ДПР)

14










■А

Женщины России»

23











1

бирательный блок «Родина»








37



1

3


коммунистическая партия ссийской Федерации» ПРФ)

42

157

113

52

57

]

иберально-демократическая ртия России» (в 1999 году — ЛОК ЖИРИНОВСКОГО»)

64

51

17

36

40

[ежрегиональное движение динство"» («Медведь»)





73





щественное объединение БЛОКО»

27

45

20






ТЕЧЕСТВО — ВСЯ РОССИЯ»






68





артия российского единства огласил» (ПРЕС)

22









литическая партия «Единая :сия »







223

315

1итическая партия «Спра-ливая Россия»









38

юз Правых Сил»






29





гие объединения (блоки)

21

65 "

16

32



утаты из числа кандидатов, винутых группами избира-

110

77

114

67




й и в порядке самовыдви-ия










Цифрами на карте обозначены государства



I

Эстония

VII Грузия




II

Латвия

VIII Армения




III

Литва

ГХ Азербайджан




IV

Молдавия

X Туркмения




V

Абхазия

XI Узбекистан




VI

Южная Осетия




1



1) Укажите политические партии (блоки), принимавшие участие во всех избирательных кампаниях в 1993—2007 гг.

2) Назовите партии, которые можно считать правительственными для каждой избирательной кампании.

1993 г. _

1995 г. _

1999 г. _

2003 г.__

2007 г.___

3) Какие общие выводы можно сделать на основе анализа результатов голосования за представителей правительственных партий в разные годы? В чём причины этого?

4) Какие выводы можно сделать на основе анализа результатов голосования за представителей КПРФ в разные годы? В чём причины этого?

5) Какие выводы можно сделать на основе анализа результатов голосования за представителей партий «Яблоко» и «СПС» в разные годы? В чём причины этого?

6) Какие выводы можно сделать на основе анализа результатов голосования за представителей партии ЛДПР в разные годы? В чём причины этого?

7) Сравните количество партий (блоков), получивших места в Государственной Думе в 1993 г. и в 2007 г. Какой вывод можно сделать? Каковы причины этого? Укажите не менее двух причин.

Изучите сведения таблицы и ответьте на вопросы.



Итоги вторых президентских выборов 1996 г.




16.06.96 (I тур)

03.07.96 (II тур)

Число зарегистрированных избирателей

108.495.023

108.600.730

Число принявших участие в выборах

75.744.549

74.819.898

Число голосов, поданных за кандидата

1

Ельцин Б. Н.

26.665.495

40.208.384

2

Зюганов Г. А.

24.211.686

30.113.306

-













3

Лебедь А. И.

10.974.736

_













4

Явлинский Г. А.

5.570.752




5

Жириновский В. В.

4.311.479



6

Фёдоров С. Н.

669.158



7

Горбачёв М. С.

386.069



8

Шаккум М. Л.

277.068



9

Власов Ю. П.

151.282



10

Брынцалов В. А.

123.065


















11

Тулеев А. М.

308



Против всех

1.163.921

3.604.550

Итоги третьих президентских выборов 2000 г.

Число зарегистрированных избирателей

109.372.043

Число принявших участие

в выборах




74.994.408

Число голосов, поданных за кандидата

1

Путин В. В.

39.740.467

2

Зюганов Г. А.

21.928.468






















Til




Явлинский Г. А.

4.351.450

Продолжение




4

Тулеев А. М.

2.217.364

5

Жириновский В. В.

2.026.509

6

Титов К. А.

1.107.269

7

Памфилова Э. А.

758.967

8

Говорухин С. С.

328.723

9

Скуратов Ю. И.

319.189

10

Подберёзкин А. И.

98.177

11

Джабраилов У. А.

78.498

Против всех

1.414.673

Итоги четвёртых президентских выборов 2004 г.

Число зарегистрированных избирателей

108.064.281

Число принявших участие в выборах

69.581.761

Число голосов, поданных за кандидата

1

Путин В. В.

49.565.238

2

Харитонов Н. М.

9.513.313

3

Глазьев СЮ.

2.850.063

4

Хакамада И. М.

2.671.313

5

Малышкин О. А.

1.405.315

6

Миронов С. М.

524.324

Против всех

2.396.219

1) Почему в таблицах нет данных по второму туру голосования в 2000 и 2004 гг.?

2) Сравните состав и количество кандидатов в Президенты на выборах 1996 и 2000 гг. с количеством и составом кандидатов на выборах 2004 г. Какие выводы можно сделать (не менее двух выводов). В чём причины этого?

3) Чем отличаются итоги голосования за кандидатов, победивших на выборах, от итогов других кандидатов в первых турах голосования всех избирательных кампаний? Какой вывод можно сделать? В чём причина?

4) Сравните число граждан, принявших участие в выборах. Какую тенденцию можно отметить? В чём причины этого?

12.31

Изучите график и ответьте на вопросы.



Численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения

35% и 30% 25% 20% 15% 10% 5% Н 0



1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 1) Объясните значение термина «прожиточный минимум».

2) Укажите периоды, когда численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшалась. Для каждого периода назовите события и явления, с которыми это было связано.

3) Укажите периоды, когда численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличивалась. Для каждого периода назовите события и явления, с которыми это было связано.



12.32

Изучите данные таблицы и ответьте на вопросы.



Рождаемость, смертность и естественный прирост населения

Год

Всего, тыс. человек

На 1000 человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост1

родившихся

умерших

естественный прирост1




Всё население

1950

2746,0

1031,0

1715,0

26,9

10,1

16,8

1960

2782,4

886,1

1896,3

23,2

7,4

15,8

1970

1903,7

1131,2

772,5

14,6

8,7

5,9

1980

2202,8

1525,8

677,0

15,9

11,0

4,9

1990

1988,9

1656,0

332,9

13,4

11,2

2,2

1995










9,3

15,0

-5,7

1363,8

2203,8

-840,0

2000

1266,8

2225,3

-958,5

8,7

15,3

-6,6

2001

1311,6

2254,9

-943,3

9,0

15,6

-6,6

2002

1397,0

2332,3

-935,3

9,7

16,2

-6,5

2003

1477,3

2365,8

-888,5

10,2

16,4

-6,2

2004

1502,5

2295,4

-792,9

10,4

16,0

-5,6

2005

1457,4

2303,9

-846,5

10,2

16,1

-5,9

2006

1479,6

2166,7

-687,1

10,4

15,2

-4,8






















1 Знак (-) означает естественную убыль населения.

Продолжение



Год

Всего, тыс. человек




На 1000 человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост

родившихся

умерших

естественный прирост

2007

1610,1

2080,4

-470,3

11,3

14,6

-3,3

2008

1713,9

2075,9

-362,0

12,1

14,6

-2,5

1) Верны ли суждения:

В 2000 г. по сравнению с 1950 г. рождаемость по абсолютным показателям сократилась более чем вдвое, а смертность увеличилась более чем вдвое.

С начала 1990-х гг. население страны убывает всё более быстрыми темпами.

2) Выделите периоды, когда рождаемость увеличивалась. С чем это связано? Укажите не менее одной причины для каждого из периодов.

3) Установите периоды, когда рождаемость уменьшалась. С чем это связано? Укажите не менее одной причины для каждого.

4) Посчитайте, на сколько в среднем уменьшалось население страны, каждый час в 2000 г.; в 2006 г.; в 2008 г.

5) Можно ли сделать вывод, что Россия постепенно преодолевает демографический кризис? Аргументируйте своё мнение.

Рассмотрите график, составленный на основе таблицы:

3000 л

0 Н-


1950 1960 1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

6) Что обозначает кривая на этом графике?

7) Используя таблицу, нанесите на график кривую, обозначающую противополог ное явление.

8) Получившийся график имеет название «русский крест». Почему? Что символ: зирует это название?




скачать


Смотрите также:
На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX в начале XXI в. Работа с заданиями базового уровня сложности
277.17kb.
Великая Отечественная война Работа с заданиями базового уровня сложности
285.06kb.
Россия в революционном вихре 1917 г. Работа с заданиями базового уровня сложности
151.09kb.
I работа с заданиями базового уровня сложности 11. 1 Какое событие произошло ранее других
267.86kb.
Становление новой России октябрь 1917 г. 1920 г эта с заданиями базового уровня сложности
142.68kb.
Контрольная работа №3 Математика
13.67kb.
Контрольная работа №3 Математика
13.8kb.
Контрольная работа №3 Математика
13.69kb.
Россия в XX начале XXI в. 9 класс. 68 часов
100.07kb.
План экзаменационной работы егэ по физике 2013 года
49.81kb.
Элективный курс «Подготовка к егэ по истории»
74.93kb.
Россия в 1900 -1916 гг. Задания первого уровня
1896.25kb.