Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать

Цель: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий.

Материалы:

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.

Тест “Профессиональная ориентация”.

Карта интересов А. Е. Голомштока.

Подготовительный этап

До проведения собрания необходимо провести тесты по профориентации учащихся (методика ДДО Е. А. Климова, “Тип личности” Дж. Холланда и т. д.).

Педагог анализирует тесты и готовит сообщение о результатах анкетирования учащихся.

Основной этап

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается не только необходимость расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков (и тысячелетий), ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.

Именно в таких условиях приходится самоопределяться современным подросткам, а также самоопределяться их родителям, педагогам и психологам. В условиях, когда еще не ясны перспективы дальнейшего развития страны (да и всего остального мира), многим приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.

Ознакомление с результатами тестирования учащихся и обсуждение результатов.

Родители и учащиеся образуют команды, которые будут участвовать в конкурсах. Формируется авторитетное жюри.

Практические задания для команд

Упражнение “Профессия на букву”.

Сейчас будет названа какая-то буква. Ваша задача – показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся с этой буквы, т. е. продемонстрировать, насколько вы знаете мир профессий. Каждая команда будет называть по одной профессии на данную букву.

Педагог называет первую букву, а команды по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, учитель просит пояснить, о чем идет речь. Если участники не могут этого объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующей команде. Желательно больше 4–5 букв не предлагать, иначе задание перестанет казаться увлекательным. При проведении данного упражнения начинать следует с простых букв, по которым легко назвать профессии (буквы: м, н, о…), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я…).

Конкурс “Кинокомедия”.

Педагог перечисляет несколько названий кинокомедий (4–5) и просит команды назвать профессии, встречающиеся в этих фильмах. Каждой команде на размышление дается 2–3 минуты. Предлагаемые варианты:



  • “Бриллиантовая рука”.

  • “Кавказская пленница”.

  • “Иван Васильевич меняет профессию”.

  • “Один дома”.

Упражнение “Угадай профессию”.

Каждой команде раздаются листки бумаги, на которых написаны несколько имен прилагательных, характеризующих какую-либо профессию. Далее командам дается задание угадать, что это за профессия, и объяснить другой, не используя слов, которые были написаны на листке бумаги. На задание дается 5 минут.



Упражнение “Пантомима”.

Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. Время на обдумывание – 3–5 минут. Когда все готовы, команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: “Вам работники нужны?”. В ответ ее спрашивают: “А что вы умеете делать?”. Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии. Остальные отгадывают задуманное.

Подведение итогов собрания.

Методический материал

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек – природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т. д.

Основой второго типа являются отношения человек – техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек – человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек – знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.



Человек – художественный образ – основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т. д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, прини­маются во внимание лишь преобладающие признаки, характер­ные для каждого из этих типов.

Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке “Листа ответов ДДО” знак плюс (+). Если определенно нравится – два плюса (+ +), а если очень нравится – три плюса ( + + +). Если, скорее, не нравится, чем нравится, – один минус (–), если определенно не нравится — два минуса (– –), а если очень не нравится – три минуса ( – – – ).

Инструкция: “Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?”



Выбор варианта

I вариант

II вариант

1

2

1-а. Ухаживать за животными

1-б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2-а. Помогать больным людям, лечить их

2-б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3-б. Следить за состоянием, развитием растений

4-а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т .п.)

4-б. Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)

5-а. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

5-б. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Продолжение табл.

1

2







6-а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6-б. Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7-а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7-б. управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.)

8-а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8-б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9-а. Ремонтировать вещи, изделия

9-б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-а. Лечить животных

10-б. Выполнять вычисления, расчеты




11-а. Выводить новые сорта растений

11-б. Конструировать и проектировать новые промышленные изделия или машины, одежду или дома







12-а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12-б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять и приводить в порядок)







13-а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13-б. Наблюдать и изучать жизнь микробов




14-а. Обсуждать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14-б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах




15-а. Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15-б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)




16-а. Делать лабораторные анализы в больнице

16-б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение




17-а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

17-б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

Окончание табл.

1

2







18-а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18-б. Играть на сцене, принимать участие в концертах




19-а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19-б. Заниматься черчением, копированием чертежей, карт




20-а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20-б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

ЛИСТ ОТВЕТОВ ДДО

Ф. И. О.________________________________________________

Класс__________ Школа _______________ Дата _____________


Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Худ.

образ
































10а





10б



11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

£ + =

£ + =

£ + =

£ + =

£ + =

£ – =

£ – =

£ – =

£ – =

£ – =

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПРОСНИКА

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке.



ТЕСТ
“Профессиональная ориентация”

Инструкция. Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

1. А Я люблю командные виды спорта.

Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.

В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

Г. Мне нравится говорить по телефону.

Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.

Е. Мне нравится все вокруг.

2. А. Мне нравится работать руками.

Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого.

Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.

Д. Мне нравится напрягать свое воображение.

Е. Я силен в естественных науках.

3. А. Я умею обращаться с инструментами.

Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.

Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение.

Д. Мне нравится идти в ногу с модой.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

4. А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.

Б. Математика – это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.

Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е. Меня интересует природа.

5. А. Домашнее животное доставляет мне массу удовольствия.

Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.

В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.

Г. Я веду дневник.

Д. Я предпочитаю работать +.

Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.



ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву.

А_____ Б______ В______ Г______ Д______ Е_______

Если вы обвели одну и ту же букву 4 или 5 раз, то вы можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, ваши интересы находятся еще в стадии становления.



Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Вы должны познакомиться с теми профессиями, где нужно умение работать практически: инженер-строитель, фермер, строительный рабочий, садовод-декоратор, тренер, ветеринар, подрядчик, летчик, плотник, лесничий.

Группа Б. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа: программист, авиационный инженер, финансовый аналитик, бухгалтер, библиотекарь, медицинский техник.

Группа В. Вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководитель, человек умеющий, убеждать, распоряжаться и давать указания: предприниматель, продавец, директор школы, адвокат, политик.

Группа Г. Вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта только ради удовольствия. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением, с людьми: учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, социальный работник, рекламный агент.

Группа Д. К вам, должно быть, обращаются друзья с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление к дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой важны творческие способности и самобытность: актер, писатель, фотограф, художник, дизайнер, музыкант, архитектор.

Группа Е. Вам нравится бывать в новых для себя местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности: ученый-естествоиспытатель, психиатр, юрист, медик-исследователь, инженер-механик, инженер-электрик.

Карта интересов А. Е. Голомштока.

Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей. В.Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающееся в том, что они выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности выражают тенденцию к реальному овладению им.

В литературе имеются попытки классификации интересов по разным основаниям. В соответствии с одним из таких оснований – формой деятельности – выделяют игровые, познавательные и профессиональные интересы. Однако в строгом смысле слова все интересы являются познавательными.

Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо различать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес. Критерий их различия – информационный: устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность – на существенной, но ограниченной. Кроме того, профессиональный интерес характеризуется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, профессиональной подготовки. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются “Карты интересов” разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов.



Диагностические возможности.

Диагностика познавательных интересов в связи с задачами профориентации.



Материал.

“Карта интересов” – опросник, включающий 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности, бланк для ответов, дешифратор, ручка. На тестовом бланке отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место работы или учебы, дата обследования), содержится инструкция испытуемому, отводится место для записи оценки и выводов по результатам исследования.



Процедура проведения.

Испытуемому предлагаются “Карта интересов”, бланк для ответов, ручка, зачитывается инструкция, дается время на выполнение задания. Диагностика может выполняться индивидуально или в группе.



БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф. И. О.________________________________________________

Дата рождения_________________Пол________________________

Место работы (учебы)____________Дата обследования__________



Инструкция. Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь – ноль (0), если не нравится – один минус (–), а если очень не нравится – два минуса (–). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Время заполнения листа не ограничивается.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161




17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

104

105

106

107

108

109

100

111

112

113

114

115

116

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174



















































































Выводы по результатам исследования______________________

_______________________________________________________



_______________________________________________________

ОПРОСНИК
Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?


  1. Знакомиться с жизнью растений и животных.

  1. Уроки по географии, чтение учебника географии.

  2. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

  3. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

  4. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

  5. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

  6. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

  7. Читать технические журналы (например, “Техника молодежи”, “Юный тех­ник”).

  8. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

  9. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

  10. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

  11. Узнавать о достижениях в области строительства.

  12. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т. д.).

  13. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

  14. Знакомиться с военной техникой.

  15. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

  16. Читать классиков отечественной и зарубежной литературы.

  17. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

  18. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

  19. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, вожатого).

  20. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

  21. Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

  22. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математический досуг”.

  23. Изучать экономическую географию.

  24. Заниматься иностранным языком.

  25. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.

  26. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.

  27. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

  28. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах.

  29. Изучить биологию, ботанику, зоологию.

  30. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.

  31. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

  32. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

  33. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности.

  34. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят”.

  35. Находить химические явления в природе, производить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

  36. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).

  37. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

  38. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

  39. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образ­цы мебели.

  40. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

  41. Читать популярную литературу о средствах передвижения.

  42. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.

  43. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.

  44. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

  45. Читать литературно-критические статьи.

  46. Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепередачи.

  47. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране.

  48. Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.

  49. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

  50. Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для всех во время похода.

  51. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

  52. Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.

  53. Читать художественную литературу на иностранном языке.

  54. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

  55. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

  56. Слушать оперную или симфоническую музыку.

  57. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи.

  58. Посещать биологический кружок.

  59. Заниматься в географическом кружке.

  60. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.

  61. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.

  62. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

  63. Проводить опыты по физике.

  64. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

  65. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).

  66. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, амперметром), производить разнообразные расчеты.

  67. Мастерить различные предметы и детали из металла.

  68. Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

  69. Делать наброски строительного эскиза или выполнять чертежи различных построек.

  70. Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей.

  71. Участвовать в секции парашютистов и в кружке авиамоделистов или в работе авиаклубов.

  72. Заниматься в стрелковой секции.

  73. Изучать историю возникновения различных народов и государств.

  74. Писать классные и домашние сочинения по литературе.

  75. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

  76. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело.

  77. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать в чем-либо.

  78. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

  79. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

  80. Заниматься в математическом кружке.

  81. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

  82. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.

  83. Посещать музеи, художественные выставки.

  84. Выступать на сцене перед зрителями.

  85. Играть на одном из музыкальных инструментов.

  86. Играть в спортивные игры.

  87. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

  88. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

  89. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.

  90. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.

  91. Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.

  92. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

  93. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.

  94. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и др.).

  95. Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр.

  96. Посещать уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.

  97. Участвовать в кружке “Умелые руки” или в столярном кружке.

  98. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

  99. Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

  100. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

  101. Участвовать в военизированных играх (например, в “Зарнице”).

  102. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры города.

  103. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или иностранному языку.

  104. Вести личный дневник.

  105. Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

  106. Выполнять работу вожатого.

  107. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.

  108. Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

  109. Решать сложные задачи по математике.

  110. Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.

  111. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

  112. Заниматься в художественном кружке.

  113. Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

  114. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.

  115. Заниматься в какой-либо спортивной секции.

  116. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

  117. Участвовать в географической экспедиции.

  118. Участвовать в геологической экспедиции.

  119. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

  120. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ или посещать их.

  121. Участвовать в физических олимпиадах.

  122. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

  123. Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи.

  124. Разбираться в сложных радиосхемах.

  125. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

  126. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

  127. Принимать посильное участие в строительных работах.

  128. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т. п.

  129. Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.

  130. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

  131. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.

  132. Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

  133. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

  134. Подготавливать и проводить сборы или собрания учащихся.

  135. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

  136. Помогать в работе милиции, быть членом кружка “Юный друг милиции”.

  137. Постоянно общаться с различными людьми.

  138. Участвовать в математических олимпиадах.

  139. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

  140. Беседовать с друзьями на иностранном языке.

  141. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

  142. Посещать театральный кружок.

  143. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

  144. Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

  145. Выращивать в саду или в огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.

  146. Производить топографические съемки местности.

  147. Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится на­пряженно работать по заданной программе.

  148. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

  149. Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т. д.).

  150. Решать сложные задачи по физике.

  151. Работать на химическом производстве.

  152. Участвовать в выставках технического творчества.

  153. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

  154. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

  155. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

  156. Работать в строительной бригаде.

  157. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

  158. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

  159. Работать военным инженером или командиром.

  160. Ходить в походы по историческим местам родного края.

  161. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т. д.

  162. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

  163. Руководить бригадой во время трудового десанта.

  164. Организовывать игры или праздники для детей, создавать “тимуровские команды”.

  165. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации).

  166. Оказывать людям различные большие и малые услуги.

  167. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

  168. Работать в области планирования, финансирования, экономики, предприятий народного хозяйства.

  169. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

  170. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

  171. Играть на сцене или сниматься в кино.

  172. Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки.

  173. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Анализ результатов

В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец листа ответов благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов.



Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество минусов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать столбцы с наибольшим количеством плюсов, но необходимо обратить внимание также на столбцы с наибольшим количеством минусов, как на сферы деятельности, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций:

  • высшая степень отрицания – от 12 до 6 минусов;

  • интерес отрицается – от 5 до 1 минуса;

  • интерес выражен слабо – от 1 до 4 плюсов;

  • выраженный интерес – от 5 до 7 плюсов;

  • ярко выраженный интерес – от 8 до 12 плюсов.

скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Нравственные законы нашей семьи
944.82kb.
Динамика семьи постсоветского пространства
245.92kb.
«Нравственные проблемы современной семьи и православие»
159.08kb.
Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях
144.7kb.
Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / серия «Духовно-нравственные основы семьи»
23.83kb.
Законы жизни семьи, законы жизни класса
45.46kb.
Нравственные принципы, или Законы этики
158.91kb.
Тема: законы жизни семьи
120.56kb.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
18.95kb.
Федеральная инновационная площадка
102.06kb.
Духовно-нравственные основы семьи
143.74kb.
Создание семейного портфолио
81.37kb.