Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать

Дешифратор “Карты интересов”

Номер столбца

Область интересов

Номер столбца

Область интересов

1

2

3

4

1

Биология

8

Техника

2

География

9

Электро- и радиотехника

3

Геология

10

Металлообработка

4

Медицина

11

Деревообработка

5

Легкая и пищевая промышленность

12

Строительство

Окончание табл.

1

2

3

4

6

Физика

13

Транспорт

7

Химия

14

Авиация, морское дело

15

Военные специальности

23

Математика

16

История

24

Экономика

17

Литература

25

Иностранные языки

18

Журналистика

26

Изобразительное искусство

19

Общественная деятельность

27

Сценическое искусство

20

Педагогика

28

Музыка

21

Право, юриспруденция

29

Физкультура, спорт

22

Сфера обслуживания







  • ориентировочное планирование (рассматриваются важность, осуществимость, посильность разных целей, конкурирующих вариантов, возможности овладения профессиями разных типов; уточняется область приложения сил, профессионального роста);

  • организационное планирование (обдумываются, перебираются, обосновываются, оцениваются условия, пути и средства достижения избранных целей; в частности, оцениваются экономичность, нравственная характеристика планов, путей и средств);

  • планирование последовательности конкретных исполнительных действий, поступков (что, когда, как будет сделано для достижения целей);

  • перепланирование и допланирование (дополнение и даже перестройка жизненных планов в соответствии с новыми сведениями о профессиях, об учебых заведениях, с изменяющейся социальной или биографической обстановкой).

Чтобы строить профессиональные планы, надо иметь подходящий “строительный материал”, прежде всего – знания о мире труда, мире профессий.

Проблема насилия в семье

Цель: проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье.

Оборудование: таблица “Формы насилия” (для работы в парах).

До проведения семинара по данной теме следует провести анкетирование учащихся и их родителей, проанализировать, обобщить результаты. Анкетирование может проводиться анонимно с целью обсуждения типичных ситуаций в детско-родительских отношениях или же использоваться в индивидуальной работе с родителями (см. Приложение – опросник для подростка, опросник для родителей).

Цель анкетирования: исследование детско-родительских отношений.

Анализ анкетирования

Проведенное анкетирование позволяет ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей детско-родительских отношений в семьях:



  • Является ли насилие типичной реакцией родителей на непослушание ребенка?

  • Какие формы насильственных действий используются в семейном “воспитании”? И др.

Лекционная часть

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

Задание родителям: “Работая в парах, изучите таблицу “Формы жестокого обращения с детьми”.

Жестокость и насилие в современном мире нарастают: до 40 % тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 млн детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей (только зафиксированная часть); спасаясь от этого, более 50 тыс. детей убегают из дома; около 2 тыс. детей в год кончают жизнь самоубийством.

Задание родителям: “В форме “мозгового штурма” ответьте на вопрос: что является причинами жестокого обращения с детьми?”.

Возможный вариант.

1. Особенности личности ребёнка: наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребёнка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребёнка и т. д.

2. Особенности личности родителей: повышенный уровень тревожности, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, низкий уровень образования и самооценки, нежелание иметь ребёнка и вынужденное исполнение роли родителя, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний.

3. Особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений в адекватном выражении эмоций и чувств.



Лекционная часть

Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым.

“Наказывать по-русски значит поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает”, – писал Л. Толстой.

К сожалению, уровень культуры межличностного общения в нашем обществе традиционно низок. Ребенок, как правило, выступает не как субъект, а как объект воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами, кроме требования безусловного послушания. Возложение на себя чисто формальных функций – внешней заботы – часто приводит к внешнему, поверхностному воздействию на ребенка: “Поешь”, “Убери в комнате”, “Не задерживайся”, “Погладь брюки” и т. д. А чем живет ребенок? Что его интересует? О чем он мечтает? С кем дружит, какие качества ценит в людях? Какие фильмы, книги, музыка привлекают его, а что не интересует? Вне внимания родителей часто остаются внутренний мир ребенка, его отношение к людям, окружающему миру, самому себе.

Нередко родители из лучших побуждений жестко контролируют и круг общения ребенка, и его свободное время, решают за него все возникающие проблемы как в школе, так и вне ее, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывая свой образ мыслей и такую схему действий, которая кажется им позитивной. Тотальный контроль вызывает естественный протест ребенка, особенно подростка, ведет к конфликтам, вплоть до ухода из дома и попыток самоубийства.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания, и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, насилия. Вам, родителям детей подросткового возраста, не стоит думать, что менять установки, методы воспитания поздно. Говорить своим детям ласковые слова, целовать и обнимать их, искренне, с интересом расспрашивать их о прошедшем дне никогда не поздно и никогда не рано.



Материалы

1. Опросники.

ОПРОСНИК 1 (для учащегося)

1. Когда ты не согласен с родителями, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются убедить, уговорить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) не обращают на тебя внимания;

д) могут ударить;

е) пытаются объяснить, что ты не прав;

ж) другое __________________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию на тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое_________.

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) “разрядка” их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей;

г) когда ты чего-то просишь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое _________________________________.

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое __________.



Или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое __________.

5. При тяжёлых провинностях какой вид наказания выбирает:

а) мать;


б) отец.

6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме:

_______________________________________________________

_______________________________________________________



ОПРОСНИК 2 (для родителей)

1. Когда ребёнок с вами не согласен, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) пытаетесь объяснить, что он не прав;

е) другое (что именно)______________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете “разрядиться” на своём ребёнке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое (что именно)_____________.

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:

а) стремление воспитать;

б) “разрядка” стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;

в) ссора с супругом (супругой);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) желание убедить его в своей точке зрения;

ж) не могу объяснить;

з) другое (что именно)______________________.

4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?

а) да;

б) нет;


в) иногда;

г) трудно сказать;

д) другое (что именно)_____________.

5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка?

______________________________________________________.

6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали;

б) пытались убедить, уговорить;

в) молчали;

г) били;


д) пугали избиением;

е) другое ______________.

7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме.

_______________________________________________________

______________________________________________________.

2. Лекционный материал.

Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости, существующий в современном обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к пику жестокости, который по прогнозу социологов должен был прийтись на 1994–1996 гг., что и произошло реально. Однако и в дальнейшем рост проявлений жестокости, по нашим данным, не приостановился. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45–49 % семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.

К характеристикам детей, являющихся свидетелями жестокого обращения в семье, относятся:


  • Чувства – никчемность (бессилие); чувство вины и ответственности за жестокое обращение; страх за себя, братьев и сестер; гнев (смущение); унижение; принятие жестокого обращения.

  • Поведение – проигрывание ситуации (уединение); стремление угодить; беспокойство (неспособность сконцентрироваться; проявление жестокого обращения для самовыражения; плохая успеваемость; слабая школьная посещаемость).

  • Физические показатели (испытали жестокое обращение, детьми пренебрегают); получение повреждений при вмешательстве в конфликт; энурез, нарушение сна; головные боли, боли в животе; отставание в развитии.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется жестокое обращение. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.

Проявление страхов. Дети из семей, где практикуется жестокое обращение, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

Внешнее проявление поведения. Дом, в котором прибегают к жестокому обращению, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка жестокого обращения и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или агрессивным поступкам. Неспособность выразить чувства вербально.

Наблюдая за практикой жестокого обращения в семье, дети приходят к выводу, что жестокое обращение есть способ, которым “взрослые” решают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об этих чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.



Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить жестокое обращение и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они – дети –являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.

Проявление стремления защищать мать. Многие дети из семей, где практикуется жестокое обращение, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с этим. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

Разочарование. Жизнь в таких семьях очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроенны, разочарованны, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях. Многие матери, которые не хотят настраивать против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок видит мать с синяками и со следами побоев, и когда ему говорят: “Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит”, то приходит к выводу: быть любимым – значит испытывать физическую боль.

Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало времени на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникнуть чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к жестокому обращению, данный факт не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе, с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными.

Чувство разочарования по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом в независимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце, и т. д.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия. Внешний вид ребенка: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития (отставание в весе и росте); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь); царапины и рубцы, особенно на лице, спине, необычной формы, укусы, ссадины свидетельствуют о применении инструментов, об ударах рукой; ожоги; ссадины; травма скелета, переломы бедер, челюсти, перелом или травма позвоночника; травмы головы (отсутствие волос, кровоподтеки на коже головы, гематомы на черепе в результате сильного удара и т. д.); внутренние травмы и результаты ударов по животу (кровоизлияние кишечника, разрыв брюшной вены, перитонит).

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия:

состояние и физическое развитие ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик; энурез; печальный вид;

поведение ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; неумение общаться; плохая успеваемость; низкая самооценка;

поведение взрослых: нежелание утешить ребенка; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; постоянное чрезмерно критичное отношение к нему; перекладывание на него ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви; пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенное психическое состояние поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: утомленный, сонный вид, опухшие веки; санитарно-гигиеническая запущенность; низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании; задержка роста или общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; частые вялотекущие и хронические инфекционные заболевания; многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи; повторные случайные травмы или отравления; постоянный голод и (или) жажда; кража пищи; стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; агрессивность и импульсивность; деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.

Национальный центр по проблеме жестокого обращения с ребенком выделяет для социальных работников следующие признаки насилия в семье:

1. Отказ от ребенка (дети, от которых отказались родители совсем или на продолжительное время).

2. Недостаток заботы (очень маленькие дети, оставленные без присмотра; дети, оставленные под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы защищать младших; дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени или когда они занимаются опасной деятельностью).

3. Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены (дети одеты не по погоде или постоянно болеют воспалением легких или с обморожениями и солнечными ожогами, что связанно с отсутствием подходящей одежды, сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены, дети постоянно грязны).

4. Нехватка медицинской помощи или услуг дантиста (дети, чьи потребности в медицинской помощи или услугах дантиста не удовлетворены).

5. Недостаток соответствующего образования (дети, которые постоянно пропускают занятия в школе).

6. Недостаток необходимого питания (дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей; дети, которые постоянно жалуются на голод или ищут еду в мусорных баках; дети с сильным отставанием в развитии).

7. Нехватка необходимого крова (структурно небезопасное жилье или открытая электрическая проводка; слишком сильное или слишком плохое отопление; антисоциальные жилищные условия).

8. При определении отсутствия заботы обратите внимание на проявление бедности, а не отсутствия заботы; культурные различные ценности и ожидания; различные методы воспитания детей.



Семейный бюджет
(
ролевая игра)

Цель: показать значение семейного бюджета, научить планировать расходы и доходы – составлять бюджет.

Оборудование: карточки в трех экземплярах.

Роли: муж, жена, их родители (ученики); эксперты в области экономики и психологии (родители).

Группа экспертов-экономистов в ходе игры следит за тем, чтобы цены, которыми будут оперировать “молодые” и их “родители” были, реальными; контролирует суммы доходов и расходов. В начале игры на основании опроса всех “членов семьи” (возраст, место работы, вклад в семейный бюджет) определяется сумма, которой располагают “молодые” ежемесячно. Далее определяется сумма на необходимые траты (оплата жилья, траты на питание). После этого остается сумма на покупки.

Группа экспертов-психологов наблюдает за взаимоотношениями в “семье”. “Психологи” могут включаться в игру, задавать вопросы, уточнять позиции играющих. В процессе игры ведется запись ситуаций, в которых возникали конфликты (кто участвовал, как разрешился конфликт). В конце игры “психологи” должны рассказать, как строились взаимоотношения в семье, дать прогноз перспектив “молодой семьи”.

Ход игры


  1. Определение суммы доходов и суммы, остающейся на покупки “молодой семьи” (по намеченному плану).

  2. Эксперты спрашивают “молодых”, что бы им хотелось приобрести в первый год совместной жизни (самые заветные желания). Это будут “деньги” на дополнительные покупки.

  3. Каждая обсуждаемая карточка соответствует одному месяцу совместной жизни. В каждую карточку должны быть внесены товары:

  • молодежной субкультуры;

  • престижных для (а) мужчин и (б) женщин;

  • необходимых для ведения хозяйства;

  • интерьера.

  1. “Молодые” проживут 6 (количество варьируется) месяцев. Когда проходит очередной месяц, “экономисты” подводят итог: сколько накоплений, долги т. д.

  2. В случае, если “молодые” быстро и бесконфликтно обсуждают карточки, должны вмешиваться эксперты и обострить ситуацию.

Карточка 1. Первый месяц

Можете купить понравившиеся диски.

Что именно выберете. Сколько. Цена.

Купите фен, он пригодится вашей жене.

Цена.

Нелишне иметь в хозяйстве слесарный набор.



Цена.

Вы получите возможность приобрести землю.

Цена.

Приобретите фотопринадлежности. Фотолетопись семьи – дело интересное и полезное.



Что именно выберете. Цена.

Занимайтесь спортом. Купите абонемент в бассейн.

Цена одного.

Купите телевизор.

Укажите марку и цену.

Возможно, в этом месяце вы хотите приобрести что-то еще? Покупайте, указав что и на какую сумму.

Карточка 2. Второй месяц

Поздравляем! У мужа день рождения. Собираетесь ли вы делать подарок? Какой?

Цена.

Собираетесь ли приглашать гостей, устраивать праздничный ужин? Составьте меню. Цена расходов.



Купите холодильник.

Укажите марку и цену.

Неплохо будут смотреться на окнах красивые занавески.

Цена.


Купите жене французские духи.

Цена.


В продаже модные джинсы.

Цена.


Есть билеты в театр.

Цена.


Купите набор кастрюль.

Цена.


Расходы на ваше усмотрение.

Карточка 3. Третий месяц

В продаже красивые женские сапоги.

Цена.


Купите свитер мужу. Он, несомненно, будет ему к лицу.

Цена.


Купите книжные полки.

Цена.


Мужу нужна бритва.

Цена.


В продаже спортивные костюмы.

Цена.


Набор фужеров.

Цена.


Купите стиральную машину.

Укажите марку и цену.

Вы планируете семейный отдых. Куда? Расходы.

Купите ковер.

Цена.

Расходы на ваше усмотрение.



Карточка 4. Четвертый месяц

Жена давно хотела купить хорошую женскую сумку. Сейчас большой выбор!

Цена.

В продаже банные полотенца.



Цена.

Купите журнальный столик.

Цена.

В этом месяце придется подумать о двух праздниках: 23 февраля и 8 Марта. Кого поздравите? Как? Что подарите? Расходы.



В продаже красивый набор – скатерть и салфетки.

Цена.


Вам повезло. Вы можете исполнить желание, которое загадали. Решите, будете или нет делать эту желанную покупку.

Купите пылесос.

Укажите марку и цену.

В продаже спортпринадлежности. Что и на какую сумму вы купите?

Одному из вас предлагают льготную путевку.

Расходы на ваше усмотрение.

Карточка 5. Пятый месяц

Вас пригласили на день рождения к другу.

Цена подарка.

Купите щенка – прекрасный друг.

Цена.

В продаже столовый набор.



Цена.

Посмотрите, как идет эта куртка вашему мужу.

Цена.

Вам повезло. Вы можете исполнить желание, которое загадали. Решите, будете или нет делать эту желанную покупку.



Купите люстру – в доме станет уютнее.

Цена.


Купите элегантный женский костюм.

Цена.


В продаже комплекты постельного белья.

Цена.


На работе собирают по … р. на подарок новорожденному.

Расходы на ваше усмотрение.

Карточка 6. Шестой месяц

Настал последний месяц. В магазинах есть все, что ни пожелаешь. Решите, что вам нужно, самостоятельно.



Анализ игры

Группа экспертов-экономистов делает выводы:



  • какова сумма покупок, сбережений, долгов;

  • соответствовали ли представления “молодых” о ценах на товары и услуги действительности;

  • стремились ли “молодые” к самостоятельности;

  • были ли зависимы от “родителей” в своих решениях;

  • каков стиль ведения домашнего хозяйства “семьи”;

  • прогноз, что ждет “семью” в будущем.

Группа экспертов-психологов делает выводы:

  • легко ли было “членам семьи” найти общий язык, что этому способствовало и что мешало;

  • что провоцировало противоречия (несоответствие взглядов, защита достоинства, желание настоять на своем и др.);

  • какие способы поведения были наиболее частыми;

  • какой тон доминировал в “семье” – дружелюбный, агрессивный, не было четкой доминанты;

  • использовался ли юмор;

прогноз, что ждет “семью” в будущем.

Родительская любовь

Цель: изучить психологические особенности материнской, отцовской любви к детям.

Оборудование: лист бумаги, карандаш (для каждого участника семинара), рабочий лист “Ошибки воспитания” (для работы в парах).

Современный мир заполнен отчаянием.

Все просят любви, и очень мало кто может ее дать.



Томас А. Харрис

Лекционная часть

Мы, жители России, считаем себя чадолюбивыми. Действительно, в какой еще стране мира морально и материально помогают своему ребенку вплоть до глубокой старости? В какой стране проявляют такое самопожертвование женщины-матери? Наконец, в какой стране так дотошно опекают и контролируют своего ребенка? Но всегда ли опека и любовь соседствуют с подлинной любовью?

Давайте задумаемся, действительно ли мы любим своих детей, поговорим о родительской любви, о том, как надо любить своих детей и какие основные “ошибки” мы допускаем, выстраивая свои отношения со своими дочерьми и сыновьями.

Задание родителям: “Работая индивидуально, на листке бумаги нарисуйте горизонтальную линию. Справа поставьте знак “+”, слева знак “–”. Эта линия означает успешное выполнение родительских функций. Отметьте на этой линии точку, означающую, как все родители России воспитывают своих детей, насколько они успешные родители. Так же отразите свое представление о своем месте на этой линии – насколько вы успешный родитель”.

Выполнение данного задания позволяет родителям включиться в работу по теме встречи.

Задание родителям: “Работая в парах, обсудите предложенные “ошибки воспитания” (рабочий лист).



  1. Излишняя помощь, контроль и опека ребенка на протяжении всей жизни родителей.

  1. Любить ребенка – значит всеми силами стремиться оградить его от всяких переживаний и страданий.

  2. Мы не поддерживаем со своим ребенком постоянный психологический контакт (стабильное проявление родительской любви – доброжелательный взгляд, спокойный голос, мягкий физический контакт).

  3. Подавление ребенка – непринятие права ребенка на свободное самовыражение чувств, мыслей, отношений и интересов.

  4. В общении с детьми мы не контролируем свои эмоции.

После работы в парах (особенно если обсуждение получилось эмоциональным) можно организовать групповую дискуссию по данным “ошибкам” или же обсудить другие, которые затронули родители, работая в парах.

Лекционная часть

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Чаще всего в российских семьях детей воспитывает преимущественно мать. Не только в неполных, но и в семьях, где вместе живут оба супруга. Общеизвестно, что такая ситуация существует повсеместно. Сначала женщина находится в декретном отпуске и большую часть времени проводит с ребенком, потом такое положение дел сохраняется уже по инерции. Отец включается в процесс воспитания редко, в “аварийных” случаях.

На самом деле активное участие отца в воспитании ребенка необходимо по следующим, экспериментально доказанным, причинам:


  • Замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность.

  • Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.

  • Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способностей детей к логическому анализу, а также математических и логических способностей.

  • Отец стимулирует в детях формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность.

  • Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по-мужски относиться к жизни, решать проблемы, общаться с людьми. Сексуальность сына и его последующее отношение к женщине закладывается в первую очередь отцом.

  • Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о стабильной семье, скрепленной любовью мужчины по отношению к женщине.

РОЛЬ МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Мать и сын.

В России является типичной сильная эмоциональная привязанность матери и сына друг к другу на протяжении всей их совместной жизни и даже после того, как сын женится. Сын нередко выбирает женщину внешне или внутренне похожую на свою мать. Распространены случаи, когда молодая жена вынуждена бороться за своего мужа, буквально “отрывая” его от излишне опекающей его матери. Случаются ситуации, когда сын проживает всю жизнь рядом с матерью, так и не женившись, или пережив несколько браков и разводов, возвращается к матери и остается с ней на всю жизнь. Или, наоборот, держит мать на расстоянии от своей семьи, протестуя против ее власти.

В чем же заключаются причины того, что из всех детско-родительских отношений именно отношения матери и сына являются порой самыми сложными и эмоционально насыщенными?

Это и культ матери, выражающийся в формуле “Родина – мать”, генетически, сознательно и бессознательно присутствующий у русских людей. И то, что мать опекает сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте. Третья причина заключается в том, что в России мужчин всегда меньше, чем женщин, и рождению мальчика радуются больше.

Что же делать матери, чтобы обойти эту опасность взаимозависимости с сыном, воспитать его сильным, самостоятельным и взрослым?


  • Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: “Слабая мать – сильный сын”, и, наоборот, “Сильная мать – слабый сын”.

  • Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном.

  • С началом подросткового возраста (8–9 лет) необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу: “Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться”.

  • Если мать воспитывает сына одна, без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.

Мать и дочь.

Опасность подавления матерью своего ребенка существует не только с мальчиками, но и с девочками. Как часто рядом с “яркой” и “цветущей” мамой мы видим “невзрачную” и “серенькую” девочку. Подавление дочери может выражаться и в противоположной картине: мать жертвует своей жизнью для дочери, старается во всем ей угодить, а дочь становится капризной и своенравной. В обоих случаях мать делает дочь зависимой от себя. Девочка не может стать счастливой в любви из-за комплекса неполноценности: “Кто меня полюбит, я такая некрасивая” или “У меня никогда ничего не получится”. Или же проявление строптивого характера девушки в отношениях с мужчиной может нарушить гармонию ее личной жизни.



Что же делать?

Первое. Отношения с дочерью строить по принципу “золотой середины”: любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье. Для девочки важно чувствовать себя “маленькой хозяйкой”, что поможет сформировать навыки ведения домашнего хозяйства. Такая девушка будет относиться к домашней работе как необходимой стороне семейной жизни и не будет видеть в ней “домашнюю каторгу”.

Второе. В некоторых семьях встречаются отношения матери и дочери, которые строятся по принципу “подружек”. Хорошо это или плохо (вопрос родителям)? Давайте подумаем и подискутируем вместе.

Возможное резюме:

Отношения матери и дочери как двух “подружек” оправданны только в той степени, в какой мать может напрямую транслировать девочке свой положительный жизненный опыт. Но излишне открытые отношения могут повредить девочке, если мать подробно рассказывает дочери о своих отношениях с мужем или близким мужчиной. Мать может в определенной степени программировать будущие отношения дочери с мужчинами, лишая ее возможности построить свою личную жизнь по другим законам, нежели это удалось матери.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Нравственные законы нашей семьи
944.82kb.
Динамика семьи постсоветского пространства
245.92kb.
«Нравственные проблемы современной семьи и православие»
159.08kb.
Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях
144.7kb.
Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / серия «Духовно-нравственные основы семьи»
23.83kb.
Законы жизни семьи, законы жизни класса
45.46kb.
Нравственные принципы, или Законы этики
158.91kb.
Тема: законы жизни семьи
120.56kb.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
18.95kb.
Федеральная инновационная площадка
102.06kb.
Духовно-нравственные основы семьи
143.74kb.
Создание семейного портфолио
81.37kb.