Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ НАШЕЙ СЕМЬИ

Нравственность – это разум сердца.



Г. Гейне

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках.



Аристотель

З а д а ч и с о б р а н и я:

1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Ф о р м а п р о в е д е н и я: форум детей и родителей.



Х о д с о б р а н и я

Учащиеся и родители рассаживаются по группам. В группах по 5–6 человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске – плакаты с эпиграфами собрания, сочинения ребят.



Вступительное слово классного руководителя.

Многие годы по морскому побережью, на котором в летнее время отдыхало много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги...

Это не легенда, это история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети! Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут вместе с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

В старинные времена был красивый обычай – каждому роду, племени, каждой семье иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего рода, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность?

(Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.)

С л е д у ю щ е е з а д а н и е – решение проблемных ситуаций. Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа родителей. Затем представители других групп могут предложить свое мнение по решению той или иной ситуации.

С и т у а ц и я 1.

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машинку, которую ему давно хотелось иметь. Используя удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машинка ему очень нравилась. Родители спросили мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал ему на время друг.

С и т у а ц и я 2.

Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой.

Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

С и т у а ц и я 3.

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учителю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула.

С и т у а ц и я 4.

Мальчишка лет 13–14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоумевающе смотрят на него, сочувственно смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

С и т у а ц и я 5.

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят лишь получать от дедушки и бабушки подарки.

Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и так далее.

(Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим образом. Учащиеся и их родители, разделившись на группы, получают задания в конвертах и решают нравственные ситуации. Ситуации в конвертах одинаковые.)

Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции. После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с нравственными законами своей семьи. Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме и озвучить их.

В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных правил и законов семьи и класса. Они работают по группам, каждая группа пишет свои предложения на листе бумаги. Лист пускают по кругу, пока каждая группа не запишет свои предложения. Затем классный руководитель вместе с одним родителем и одним из детей определяют те положения, которые чаще встречаются, записывает их на плакате. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.



Итог собрания.

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного. Исходя из результатов обмена мнениями взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершению безнравственных поступков учащимися класса.



Г. А. Ильина

Классное родительское собрание
«Давайте будем учиться вместе
со своими детьми»

У ч а с т н и к и: родители учащихся 3–6 классов, психолог, социальный педагог.



Цели собрания:

1. Показать родителям необходимость активного участия в формировании личности ребенка.

2. Предоставить родителям информацию о возможной помощи детям с нарушениями в общении.

3. Выработать правила действий, рекомендации для родителей по ликвидации причин неуспеваемости ребенка, по развитию определенных навыков и умений.

В с т у п и т е л ь н о е с л о в о к л а с с н о г о р у к о в о д и т ел я.

Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Успешность ребенка во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. Взрослым необходимо всегда помнить, что каждый человек только сам может прожить свою собственную жизнь. Никто за него не сможет этого сделать. Поэтому давайте не будем стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Помогать – да! Направлять – да! Но ни в коем случае не управлять!

Сегодня мы предложим вам некоторые советы, которые смогут помочь вашему общению с детьми, а значит, и их успешному воспитанию.

В ы с т у п л е н и е п с и х о л о г а. Я расскажу вам о том, как помочь детям с нарушениями в общении.



Если ребенок агрессивен.

Попытайтесь понять причину его агрессии. Помните, что существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Важно, чтобы ваш ребенок тоже понял эту разницу. Научите его вежливо просить то, чего он хочет, цените его мнение. Покажите, как получить желаемое, не расстраивая других. Постепенно учите ребенка управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.



Если ваш ребенок лживый.

Помните, что часто дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите им усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда рассеют его страхи, растолкуют все непонятное и помогут преодолеть мучающую его проблему.



Если ваш ребенок драчлив.

Объясните детям, что для решения их проблем существуют и другие пути. Покажите мирные способы разрешения ситуаций.



Если ваш ребенок застенчив.

Постарайтесь проникнуть во внутренний мир своего ребенка, поговорите с ним, узнайте, как вы можете помочь ему чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Но не пытайтесь втянуть ребенка в ситуации, к которым он не готов. Чтобы преодолеть детскую застенчивость, необходимо делать маленькие шаги. Не позволяйте детям из-за их стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.



Если у вас надоедливый ребенок.

Дети, требующие постоянного внимания, часто не уверены в себе. Покажите ребенку, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните, что ваше время принадлежит не только ему. Научите его уважать чужие чувства и желания.

Р е ш е н и е п р о б л е м н ы х с и т у а ц и й.

Классный руководитель предлагает родителям разделиться на три рабочие группы (это можно сделать заранее, предложив родителям выбрать листочки трех разных цветов) и проработать ситуации, разрешение которых вызывает у родителей затруднения. К участию в работе групп присоединяются психолог (1-я группа), социальный педагог (2-я группа), классный руководитель (3-я группа).

1-я г р у п п а. Ребенок пришел домой с «двойкой». Ваша модель поведения в этом случае? Разработайте правила, которые помогут в ликвидации неуспеваемости ребенка.

2-я г р у п п а. Ребенок не выполняет домашние задания. Классный руководитель устал делать записи в дневнике об этом, а вы устали их читать. Что необходимо предпринять в этом случае, чтобы помочь ребенку с выполнением домашних заданий?

3-я г р у п п а. Ребенок не любит читать и плохо читает, от этого возникает множество проблем в школе. Как приучить ребенка к чтению? Попробуйте составить программу или разработать приемы приучения детей к чтению.

После обсуждения каждая из групп предлагает свое решение ситуаций, которое оформляется в виде памятки на доске или листах ватмана.



Решение, которое предлагает 1-я группа.

1. Не стоит наказывать ребенка за «двойку», ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.

2. Покажите, что вы расстроены его отметкой, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.

3. Расспросите ребенка о причине получения неудовлетворительной отметки. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии получения плохой отметки, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.

4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), за который получена «двойка». Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком неудовлетворительных отметок.

5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.

6. Не забудьте подходить к учителю или классному руководителю, чтобы узнавать о дальнейших успехах ребенка.

7. Помните о правиле не скупиться на похвалу! Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите маленькую удачу из потока неудач, чтобы у ребенка возник островок безопасности, с которого начнется период исправления плохих отметок.

8. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не будет получать «2». Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день. Отсюда следующее правило.

9. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.

В ы в о д: только вместе с родителями сможет ребенок исправить свои неудовлетворительные отметки. Для этого необходимы терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.

Решение, которое предлагает 2-я группа.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:

1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.

2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.

5. Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа во втором классе до 4–5 часов у старшеклассников.

6. Необходимо наличие перерывов в работе. Обязательным условием в данном случае являются соблюдение единства школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

7. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Вывод: только вместе с родителями сможет ребенок научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимы терпение, контроль, похвала, разумная требовательноть, заинтересованность.



Решение, которое предлагает 3-я группа.

Как привить интерес к чтению?

1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.

3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи.

4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).

5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).

6. Почаще спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.

7. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.

8. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.

9. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.

10. Давайте детям читать короткие рассказы, а не большие произведения. Они смогут дочитать их до конца, и у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

11. Предложите до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.

В ы в о д: только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимы терпение, похвала, родительская заинтересованность.

В ы с т у п л е н и е п с и х о л о г а. В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь своему ребенку. Вырабатывайте у него положительную самооценку. Верьте в своих детей, цените их. Прививайте им навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с ними, выслушивайте их мнение. Можете выражать свое недовольство по поводу отдельных действий ребенка, но не самим ребенком.



Тема: Семья – «Глаза в глаза»

К собранию учащиеся готовят «Послание моей семье», в котором излагают свое понимание сущности темы. Собрание проводится с участием детей и родителей.



Задачи собрания:

1. Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья» в их жизни.

2. Сделать совместные выводы о значении понимания учащимися качеств зрелой личности и применения их в реальной жизни; о правилах жизни, ведущих к взаимопониманию в семье.

Вопросы для обсуждения:

 Взаимопонимание в семье и пути его достижения.

 Зрелая личность. Какая она?

Ход собрания

I. Тестирование учащихся.

Тест «Незаконченное предложение»:

 Семья – это…

 Мои родители – это…

 Свет в окнах моего дома – это…

 Радость в моей семье – это…

 Горе моей семьи – это…

 Вдали от родного дома я буду вспоминать…

 Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

 Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…

 Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

 Больше всего мои родители боятся, что…

На доске – результаты статистического исследования по итогам вышеприведенного теста.

II. Обсуждение проблемы (ответы родителей и учащихся).

Вопросы родителям:

 Действительно ли предложения ребят в ответах на вопросы совпадают с вашим мнением, с вашими чаяниями и надеждами? (Обмен мнениями по проблеме.)

 Что вам нравится в ваших детях и что не нравится? (Работа по кругу.)

Для ответа используют приготовленную детьми огромную ромашку. Родители отрывают лепестки по принципу «нравится – не нравится».



Вопросы учащимся.

Аналогичные вопросы ставятся их взрослым детям. Они отрывают лепестки, называя, что нравится в родителях и что не нравится.

В это время на доске добровольные помощники (это может быть психолог, социальный педагог) заполняют таблицу:

Нравится

Не нравится

родители


дети

родители

дети

 Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию? (Этот вопрос можно задать и родителям, и детям.)

III. Оперативный анализ результатов опросов.

Человек, который способен критически мыслить, способен к самоанализу, – это человек, который не будет винить кого-то в том, что его не понимают. Он не ждет изменения в других людях или в обстоятельствах. Он меняет себя.



IV. Обобщение и выводы.

Правила жизни,
выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважай других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен от лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.



И. М. Росликова

Родительское собрание
«Наркомания: признаки, причины, последствия»

Ц е л и: показать родителям, что наркомания – дело не личное. Формировать у них установки на здоровый образ жизни, культуру понимания проблемы наркомании и тяжелых последствий наркотической зависимости; обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков, познакомить родителей с основными признаками и симптомами употребления ПАВ, возможными способами выхода из возникшей ситуации химической зависимости.

У ч а с т н и к и: родители учащихся 7–10 классов, классные руководители, администрация школы, психолог, социальный педагог, специалисты районного наркологического кабинета, инспектор ПДН РОВД.

О ф о р м л е н и е: плакаты: «Наркомания – дело не личное», «Средний возраст вовлечения в наркотическую зависимость – 13–14 лет», «Средняя продолжительность жизни наркомана после того, как он «сел на иглу», – 5–7 лет».

Выставка рисунков и плакатов детей «Мы выбираем жизнь», лучших сочинений на тему: «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков».

П о д г о т о в и т е л ь н ы й э т а п.

1. Социально-психологическое исследование по проблеме наркомании.

2. Анкетирование детей по проблеме собрания.

3. Разработка рекомендаций и памяток для родителей «Что вы должны знать о наркотиках».

4. Подготовка мультимедийного сопровождения родительского собрания.

5. Подготовка выставки детского рисунка и плаката «Мы выбираем жизнь».

6. Проведение конкурса школьных сочинений «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков».

Перед началом собрания родителям раздаются памятки «Что вы должны знать о наркотиках».



Х о д с о б р а н и я

I. В ы с т у п л е н и е з а м е с т и т е л я д и р е к т о р а по ВР «Наркомания – дело не личное».

Наша страна стоит перед лицом опасного и безжалостного врага, имя которого – наркомания. В России около 4 миллионов потребителей наркотиков, преимущественно это молодые люди, которые только делают первые шаги в самостоятельной жизни.

Наркомания – прямая угроза нашей национальной безопасности, поскольку напрямую связана с такими явлениями, как преступность, терроризм, неуправляемая миграция, безработица, распространение СПИДа. Грязные деньги, вырученные от продажи наркотиков, идут на грязные цели. Наркобизнес – это терроризм и бандформирования в Чечне, нестабильность на наших границах, где служат наши дети, захваты заложников, взрывы домов. Наркобизнес – это горе тысяч российских семей, чьи родные попали в сети страшной и жестокой болезни.

Наша страна стала колоссальным потребителем наркозелья. По официальным данным, на учете состоит около 500 тысяч больных наркоманией. Реальные цифры много выше – около 4 миллионов. Расширяется социальная база наркомании, которая проникла во все слои общества, что привело к обвальному распространению СПИДа. По оценкам экспертов, 90 % ВИЧ-инфицированных заражаются именно в результате инъекционного приема наркотиков. Растет собственное (российское) производство наркотиков, в том числе синтетических, дешевых, дающих моментальную зависимость.

«Средний возраст» впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. На протяжении последних трех лет в областной наркологический реабилитационный центр с тяжелыми случаями отравления химическими веществами и передозировки попадает 40 % детей в возрасте до 17 лет от общего количества пациентов, самым младшим из них 8–9 лет.

Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7–10 лет. Конечно, есть наркоманы, живущие пятнадцать, двадцать и более лет. Но есть и такие, которые погибают из-за наркотиков через 6–8 месяцев после начала регулярного приема.

II. В ы с т у п л е н и е с о ц и а л ь н о г о п е д а г о г а «Что такое наркотики и наркомания».



Выступление социального педагога необходимо обеспечить мультимедийной поддержкой. Яркие слайды с понятийным аппаратом и схемами помогут лучшему восприятию родителями информации.

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркотики принято делить на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и нелегальные.



Легальные наркотики. К ним относится ряд лекарств, например транквилизаторы, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни.

Табак тоже относится к легальным наркотикам. Вызывая психическую и физиологическую зависимость, табак сильно влияет на здоровье человека, способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, желудочных заболеваний.

Алкоголь – наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков, так как формирует не только психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет состояние человека, вплоть до клинических форм безумного и безрассудного поведения. Зачастую алкоголизм приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики. Их особенность в том, что они очень быстро формируют психическую и физиологическую зависимость от их применения. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм просто не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик необходим человеку, как воздух, и он стремится достать его любой ценой. Даже ценой человеческой жизни.

Наркомания – смертельное заболевание; при этом хроническое, прогрессирующее влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить его невозможно. К сожалению, часто уже невозможно вылечить это заболевание. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов).

Физиологическая зависимость – при систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности, иначе наступает абстиненция (ломка).

Психическая зависимость – случай, когда для поддержки нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков ему сегодня не обойтись. Существует мнение, что психическую зависимость вызывают лишь сильные наркотики (например, героин). Однако в зависимость можно попасть даже от «травки».

III. В ы с т у п л е н и е и н с п е к т о р а ПДН «Каким образом дети достают деньги на наркотики».

Наркотики и преступление – понятия нераздельные. Во время употребления наркотиков у наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения, притупляется мораль, появляется полное безразличие к окружающим, человек ради очередной дозы готов на самый грязный и отвратительный поступок. Наркоман примитивен и эгоистичен. Единственный стимул – стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой». Спектр преступлений, в которых участвуют наркоманы, очень широк: продажа наркотиков, кражи со взломом, грабеж, воровство, нападение, убийство, проституция.

Расскажу о нескольких наиболее частых методах, к которым прибегают подростки, чтобы достать деньги на «дозу». Зачастую родители не обращают на это внимания, безоговорочно доверяя своим детям, не задумываясь над тем, правдивы ли их любимые чада.

Воровство. Воровать в первую очередь начинают у родителей, а потом у всех подряд. Деньги стараются воровать из толстых пачек, чтобы это не было заметно. Самое удивительное, что очень часто родители действительно не замечают систематических пропаж небольших денежных сумм.

Манипулирование. В эту группу объединяют простейшие формы поведения, направленные на то, чтобы выманить из родных и близких деньги, не прибегая к воровству.

«Шантаж» – выпрашивание денег под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и с его друзьями. Самый частый прием шантажа – рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни, с ними связанных.

«Динамомашина» – стратегия поведения направлена на то, чтобы выпросить деньги с помощью невыполнимых обещаний. «Я буду каждый день убирать квартиру, но сегодня мне нужны деньги», «Я поздравлю бабушку с днем рождения, но мне нужно для этого 500 рублей». Родители, как правило, не контролируют выполнение обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Таким образом подростку проще всего добиться денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы – сыновей.

«Игра на понижение». Тактика поведения, направленная на выпрашивание маленьких денежных сумм под предлогом необходимой большой суммы. «Мама, дай 500 рублей, моей знакомой срочно надо купить лекарства… Ну не можешь дать 500, дай хотя бы 100 рублей». Мысль, что большую сумму отдавать не надо, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко расстаются с маленькой суммой.

«Разделяй и властвуй». Чаще всего истории, которые подростки рассказывают родителям с целью получить от них деньги, подразделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка, мамы и папы ничего не рассказывают друг другу ни о «тайнах», ни о выданных ребенку деньгах.

IV. В ы с т у п л е н и е в р а ч а - н а р к о л о г а, специалиста РНК «Вы должны знать, что…» (врач-нарколог рассказывает об основных признаках употребления наркотиков, последствиях и осложнениях после употребления ПАВ).



1. Внешние признаки употребления наркотиков:

– неестественно расширенные или суженные зрачки;

– покрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятная речь;

– состояние опьянения без запаха алкоголя;

– плохая координация движений;

– заторможенность, погружение в себя или суперактивность;

– бледность кожи;

– хронический кашель.



2. Очевидные признаки употребления наркотиков:

– следы от уколов, порезы, синяки;

– свернутые в трубочку бумажки, фольга;

– маленькие ложечки, капсулы, бутылки;

– неизвестные таблетки, порошки.

3. Изменения в поведении:

– нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в делах семьи;

– уходы из дома и прогулы в школе;

– ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться;

– бессонница, чередующаяся с сонливостью;

– сверхболезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность;

– частая и резкая смена настроения;

– участившиеся просьбы дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;

– пропажа из дома ценностей, книг, одежды и других вещей или предметов;

– частые необъяснимые звонки, резко изменившийся круг друзей;

– вранье по любому поводу (но обманывает как-то лениво, не тратит усилий на то, чтобы ложь была правдоподобной).

4. Последствия и осложнения:

– похудение (дефицит веса составляет до 30–40 кг);

– снижение иммунитета (смерть может наступить от любой инфекции);

– выпадение зубов, волос, ломка ногтей;

– телесные повреждения: нагноения, рубцы;

– энергетическое снижение: вялость, утомляемость;

– эгоцентризм, пренебрежение интересами самых близких людей;

– психическая опустошенность;

– рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастающие расстройства мышления, памяти.

V. В ы с т у п л е н и е п с и х о л о г а (психолог дает рекомендации родителям о том, как уберечь детей от этого зла и что делать, если возникли подозрения, что ребенок употребляет наркотики).

Сегодня алкоголь и наркотики часто становятся частью молодежной субкультуры. Это реальность, в которой живут наши дети. Изолировать их от этой реальности, просто запретив гулять в неположенных местах, посещать дискотеки, дружить с теми, кто вам не нравится, невозможно.

Как уберечь детей от этого зла?

– Учитесь видеть мир их глазами, чаще вспоминайте о том, как вы были детьми.

– Учитесь слушать. Чаще выслушивайте своего ребенка, не отталкивайте его, общайтесь с ним.

– Говорите о себе, чтобы и ребенку было проще говорить о себе.

– Не запрещайте чего-либо безапелляционно. Выражайте свое мнение, задавайте вопросы.

– Присматривайтесь к друзьям своего ребенка, проявляйте к ним интерес, старайтесь, чтобы ребенок стремился познакомить вас со своими друзьями.

– Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему помощь и поддержку.

– Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему.

– Предоставьте ребенку все необходимые сведения о наркотиках (как отрицательные, так и положительные моменты). Помогите сделать правильный выбор между кратким мигом удовольствия и необратимыми последствиями для здоровья и жизни.

– Научите ребенка говорить «нет», чтобы ему легче было противостоять давлению сверстников.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок все-таки употребляет наркотики:

– Не отметайте ваши подозрения. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте, если ваш ребенок даже попробовал наркотик, это не значит, что он наркоман.

– Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока не справитесь со своими чувствами.

– Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка.

– Поддержите вашего ребенка, проявите понимание и заботу.

– Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию; если ваш ребенок отказывается идти с вами, придите сами.

– Оставайтесь открытым для своего ребенка. Оказывайте ему поддержку.

VI. А н к е т а.

Родителям предлагается небольшая анкета, которая поможет им понять, можно ли считать их отношения с детьми благополучными или необходимо что-то срочно изменить, чтобы избежать беды.

Д о п у с т и м ы е о т в е т ы: «да», нет», «отчасти», «иногда»

За каждое «да» – 2 балла.

«Отчасти», «иногда» – 1 балл.

«Нет» – 0 баллов.

1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на «детских праздниках», или предпочитают проводить их без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11. Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.

VII. «Г д е и с к а т ь п о м о щ и и п о д д е р ж к и?».

Знакомство родителей с информацией о службах системы профилактики наркомании (телефоны, адреса):

– районный наркологический кабинет;

– областной наркологический диспансер;

– областной центр профилактики ВИЧ-инфекции (ЦЕНТР-СПИД);

– областной центр социальной помощи семье и детям.

VIII. О т в е т ы с п е ц и а л и с т о в на вопросы родителей (по необходимости – индивидуальные консультации).

IX. И т о г с о б р а н и я.

Уважаемые родители! Мы предоставили вам сегодня информацию, которую, надеемся, вы обсудите со своими детьми. И помните, что близкие, теплые, доверительные отношения между родителями и детьми – лучшая защита от наркотиков. И самое главное правило – старайтесь быть для ребенка образцом для подражания.



Г. Н. Белова

Родительское собрание
«Искусство тратить деньги»

В р е м я п р о в е д е н и я: 1-я неделя сентября.



Цель: познакомить родителей с особенностями восприятия роли денег на разных возрастных этапах развития ребенка;

– дать родителям информацию о формировании у детей навыков пользования деньгами;

– заинтересовать детей и их родителей работой кружка «Основы налоговой грамотности».

П о д г о т о в к а к с о б р а н и ю. За определенный период до проведения собрания на рассмотрение родителей была вынесена тема собрания. Им было также предложено передать интересующие их вопросы по этой теме администрации школы.

I. В ы с т у п л е н и е з а м е с т и т е л я д и р е к т о р а по ВР.

Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им мороженое или игрушки. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое.

II. В ы с т у п л е н и е п с и х о л о г а.

Интерес к деньгам закономерен в социальном развитии ребенка, он проявляется уже у двухлетних детей. В этом возрасте ребенок видит, что разноцветные бумажки играют важную роль в жизни взрослых, но еще не понимает их функцию и по-своему использует эти привлекательные блестящие штучки, которые так часто видит в руках у родителей.

Следующая стадия знакомства с деньгами – попытка их воспроизвести, создать. Бумажная валюта появляется в детских играх примерно в четырехлетнем возрасте. Ребенок видит, что все монетки и купюры разные, они отличаются размером и цветом. Старательно вырезая из бумаги кружочки и прямоугольники разного размера, раскрашивая купюры, дети стремятся максимально точно скопировать оригинал. В этих играх нет ничего странного или опасного – дети пытаются приобщиться еще к одной сфере взрослой жизни. У них есть много игрушечных копий взрослых вещей: машинки, инструменты, мебель, теперь к ним добавляются и деньги. Интерес к внешнему виду денег в более старшем возрасте может перерасти в хобби – нумизматику.

Практически одновременно с рисованием денег начинается следующая стадия знакомства с ними – овладение их социальной функцией. Дети начинают воспроизводить в своих играх наиболее часто наблюдаемую ситуацию из жизни взрослых – обмен денег на конкретные вещи. В четырехлетнем возрасте малыши играют в магазин, а в более старшем увлекаются настольными играми с участием денег, например «Менеджером» или «Монополией». Играя в подобные игры, дети учатся не только считать, но и планировать, соотносить свои возможности.

Некоторые родители боятся, что игрушечные деньги создают у детей ощущение легкости их получения. Это не так. Скорее, их обесценивают игры с виртуальными деньгами. В ролевых или настольных играх ребенок может проследить закономерности: было столько-то монет (купюр), купил игрушку (дом) – осталось меньше или совсем не осталось. С реально существующими деньгами, пусть даже игрушечными, расстаться сложнее, чем с виртуальными. Ворочая миллионами в компьютерных играх, ребенок не может представить себе, о какой конкретно сумме идет речь.

В возрасте 5–6 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам: им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство. Здесь необходимо помнить, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Научиться этому искусству следует именно в детстве.

III. В ы с т у п л е н и е з а м е с т и т е л я д и р е к т о р а по ВР.

Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать с того момента, когда он станет проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример – вот основные способы научить «чадо» экономии и рачительности.

IV. О т в е т ы н а в о п р о с ы р о д и т е л е й.

З а м е с т и т е л ь д и р е к т о р а по ВР. Наиболее распространенные вопросы, который задают родители: с какого возраста начинать давать ребенку карманные деньги и какой должна быть их сумма? Не повлияет ли это отрицательно на маленького человека – избалует его, воспитает легкомысленное отношение к деньгам?

Р у к о в о д и т е л ь к р у ж к а «Основы налоговой грамотности».

Наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает маленького человека к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах появляется, когда он идет в школу. Именно там у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Для этого вам лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать сыну или дочери в день ту сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Если ребенку выдаются деньги только на школьный обед, то лучше разрешить ему оставить себе сдачу и потратить ее по своему желанию. Иначе вместо обеда ребенок станет покупать себе разные лакомства да еще и попытается скрыть это от родителей.

Если «чадо» мечтает о какой-то крупной и дорогой вещи, можно предложить ему завести копилку, куда он сможет складывать сэкономленные карманные деньги, подаренные близкими. Понятно, что таким способом не на каждую вещь можно накопить денег. Но если в планы родителей все равно входила покупка желаемого, то можно заранее договориться с ребенком, какую часть ему необходимо собрать, а остальное добавят родные.

Многих родителей волнует то, что ребенок может «неправильно» потратить свои деньги. Но даже если ребенок накупит на всю сумму шоколада, а потом будет «маяться животом», то для него это будет более впечатляющим уроком, чем родительский запрет. В следующий раз так бездарно он свои деньги не потратит. И не следует забывать, что смысл карманных денег именно в том, что ребенок может распоряжаться ими по своему усмотрению.

З а м е с т и т е л ь д и р е к т о р а п о У В Р. Однажды я попросила учеников первого класса рассказать, как они помогают своим родителям по дому. Один мальчик сказал: «Я им вытираю пыль и убираю в своей комнате, а они мне за это платят». Семилетний ребенок был твердо уверен, что, убирая собственную комнату, он делает большое одолжение родителям, раз они ему за это платят.

Другой «семилетка» идеально выполнял письменные задания по русскому языку дома и отказывался написать разборчиво хоть одно слово в классе. В ходе беседы с ним выяснилось, что бабушка платит ему рубль за каждую красиво и без ошибок написанную строчку. А учитель, конечно, денег не дает.

Примеров можно приводить много: за денежные вознаграждения дети соглашаются выпить неприятные лекарства, съесть суп, собрать игрушки.

К денежному поощрению чаще всего прибегают родители, отчаявшиеся уговорить ребенка другими способами. При этом они даже не задумываются о пагубных последствиях подобного поведения.

Психологи и педагоги единогласно предостерегают родителей от соблазна поощрять ребенка с помощью денег. К сожалению, сегодня все чаще слышишь от мам и пап, что они платят сыну или дочке за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее задание. Это неправильно, так как результатом обучения должна быть не только оценка, но и полученные знания. И поощрение ребенок должен получать со стороны учителя. Именно оно должно стать главным стимулом для ученика. Полученные знания и навыки формируют у малыша ощущение собственной компетентности: я это знаю, я это могу. А аккуратно разложенные вещи на столе, отсутствие грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создают уют и комфорт. Это то естественное вознаграждение, которое получает ребенок, выучивший урок, убравший в своей комнате, к этой цели он должен стремиться. В противном случае изменяется шкала ценностей: «чадо» стремится достичь положительного результата в чем-либо только ради денежного вознаграждения. И учится, и убирает в доме, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Известный психологический факт: для себя человек делает все качественней и лучше, чем для кого-то. А в случае неудачи ребенок стремится добиться результата любыми способами, начинает списывать, обманывать. Кроме того, малыш, привыкший получать денежные вознаграждения за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-либо просто так, бескорыстно.

V. Р е к о м е н д а ц и и п с и х о л о г а р о д и т е л я м.

Предлагаем вашему вниманию следующую схему денежных отношений с детьми 7–11 лет:

1) Выделите ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими деньгами он может делать все что пожелает. Может потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют его и не требуют от него отчета.

2) Заведите некий «переменный фонд», который составят деньги родителей и деньги ребенка, накопленные им или полученные в подарок. С этим фондом малыш также волен делать все что угодно, но предварительно должен спросить согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из общественных средств. Обе стороны пополняют его и поэтому должны договариваться о том, что и когда купить. Однако родителям принадлежит решающее слово в «спорных случаях».

3) Следующий фонд – крупный и солидный, его не касаются каждый день. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идет дольше – полгода, год. А потом родители и дети вместе торжественно отправляются на покупку того, на что копили. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу, и кроме того, отложенное исполнение желания – хорошая тренировка характера. И наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали вместе и дети и взрослые, например музыкальный центр, DVD-плейр.

4. По взаимному согласию можно переводить деньги из низшего фонда в высший, это вполне логично и способствует бережливости.

VI. В ы с т у п л е н и е п е д а г о г а д о п о л н и т е л ь н о г о


о б р а з о в а н и я, руководителя кружка «Основы налоговой грамотности».

Если ваше «чадо» слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валюты разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых изготавливают дензнаки. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.

В школе работает кружок социально-экономической направленности «Основы налоговой грамотности», который поможет социальной адаптации вашего ребенка, формированию у него правового мировоззрения, гражданской убежденности, внутренней культуры личности. Работа кружка позволит расширить представления детей о государстве и его функциях, раскроет сущность налоговой системы, даст им возможность почувствовать себя настоящими гражданами.

В результате освоения программы «Основы налоговой грамотности» воспитанники кружка получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения. (Ответы на вопросы родителей об организации работы кружка, о реализуемой программе.)

VII. Р а з д а ч а р о д и т е л я м п а м я т о к.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


О ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЫ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

– Потребность иметь свои собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.

– Накопленные или полученные в подарок деньги малыш имеет право потратить так, как ему хочется.

– Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки распланированы и на его просьбу у вас денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин малыш забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года или какого-то другого крупного праздника либо попытаться самостоятельно накопить денег.

– Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки, иначе малыш решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику – и он все получит.

– В различных туристических поездках выделяйте ребенку небольшую сумму на сувениры, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным и близким самостоятельно купленную безделушку.

– Не стоит дарить сыну или дочери деньги с указанием, на что они должны их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о какой-то вещи и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

– Если вы предложили малышу накопить денег, то давайте ему возможность пополнять копилку, например разрешите ему оставлять себе сдачу при покупке хлеба или молока. Иначе для пополнения своих накоплений он может найти другой источник, к сожалению, не всегда законный.

– Если малыш, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, то есть он от нее отказался окончательно.

– С ребенком, взявшим без спросу деньги, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку или бабушке на лекарства, и нам бы не хватило потраченной тобой суммы?»

– Если ваше чадо слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валюты разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.

Все работы хороши, выбирай на вкус
(
совместный семинар родителей и детей)


следующая >>
Смотрите также:
Нравственные законы нашей семьи
944.82kb.
Динамика семьи постсоветского пространства
245.92kb.
«Нравственные проблемы современной семьи и православие»
159.08kb.
Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях
144.7kb.
Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / серия «Духовно-нравственные основы семьи»
23.83kb.
Законы жизни семьи, законы жизни класса
45.46kb.
Нравственные принципы, или Законы этики
158.91kb.
Тема: законы жизни семьи
120.56kb.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
18.95kb.
Федеральная инновационная площадка
102.06kb.
Духовно-нравственные основы семьи
143.74kb.
Создание семейного портфолио
81.37kb.