Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ЕРМОЛАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ПРОФИЛЬНЫЙ) ЦЕНТР

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Начальник МУО Директор ЕДОО(П)Ц

Березовского района

___________________ ______________________

Шефер А.П. Чурилова С.В.

Образовательная программа

«ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО»
ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Срок реализации программы – 1 год

Возраст участников программы – 11-14 лет
Программу составила: Швецова И.Н., педагог

дополнительного образования


Березовский район, п. Ермолаево

2006 г.
Содержание


  1. Пояснительная записка

    1. Актуальность образовательной программы

    2. Цель и задачи образовательной программы

    3. Формы и методы обучения

    4. Ожидаемый результат

  2. Учебно-тематический план образовательной программы

  3. Содержание программы

3.1. Основы туристской подготовки.

3.2 Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.3 Топография и ориентирование

3.4 Краеведение

3.5 Общая физическая подготовка


  1. Методическое обеспечение программы

  2. Список использованной литературы



  1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность образовательной программы
Туризм – важное средство гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека. Является он и одним из наиболее массовых и доступных видов физического совершенствования. Основы туристической подготовки могут постигать все учащиеся, независимо от их медицинской группы здоровья и уровня физической подготовленности.

В настоящее время у родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов вызывает тревогу увеличение роста подростковой преступности. В то же время существующая система предубеждения правонарушений, распространения наркотиков, включая различные виды воспитательного воздействия, уже давно отстает от явлений и процессов, которые происходят в молодежной среде, и, как следствие этого, она утратила готовность в полной мере противостоять различным негативным явлениям. Поэтому в сложившейся ситуации необходимы поиски новых моделей, форм, методов и средств предотвращения данных негативных явлений и борьбы с ними.

Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, распространения наркотиков могут занять физическая культура и массовый спорт, в частности, туризм, которые как социально значимые виды деятельности отвечают потребностям формирующейся личности и обеспечивают успешную социализацию. Являясь основной частью общей культуры личности, физическая культура и спорт во многом определяют ее социальный и нравственный статус и могут быть важными факторами предупреждения и преодоления педагогической и социальной запущенности детей и подростков.

Бесспорно, занятия туризмом не могут быть панацеей от всех бед, но они могут стать средством формирования психофизической устойчивости и самоконтроля детей и подростков, быть своеобразной защитой от приобщения к наркотикам и совершения противоправных действий. Вовлечение подростков особенно с девиантным (отклоняющимся) поведением, в туристическую деятельность позволит в той или иной степени противостоять распространению антисоциальных явлений, вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни.

Данная программа «Здоровым быть - здорово!» носит туристско-краеведческую направленность.

Туристическую деятельность мы рассматриваем с нескольких позиций:

- как способ организации досуга детей и подростков;

- как одно из средств их оздоровления;

- как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния;

- как способ отвлечения детей и подростков от негативного влияния окружающей их криминальной среды;

- как одну из форм работы с детьми по формированию ключевых компетенций.

Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста 11- 14 лет.

Ведущая идея создания программы «Здоровым быть - здорово!» - комплексное формирование у детей навыков и умений культурного стиля жизни, таких, которые способны быть профилактикой вредных привычек на основе туристической деятельности.

Решению этой идеи подчинены предлагаемый учебно-тематический план и программа подготовки детей.

Реализация программы состоит из занятий, по которым проходит обучение. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей, а также самостоятельной подготовки.

Учебные группы смешанные, разновозрастные. Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, спортивных соревнований и туристических походов.

Количество детей в группе 25 человек, что удовлетворяет требованиям к числу участников пеших (водных) походов первой категории сложности (6-25 человек), определенным инструкцией по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение № 1 к приказу № 293 от 13.07.92 г. Министерства образования Российской Федерации).

За основу при разработке данной образовательной программы взяты: программа начальной подготовки обучающихся в объединениях туристско-краеведческого профиля «Юные туристы», программа начальной туристской подготовки по пешеходному туризму НТП-Б, программы подготовки юных спортсменов - ориентировщиков 1-3 года обучения, программа туристского объединения «Юные судьи туристских соревнований», образовательная программа «В мире природы с компасом и картой». Программы были переработаны в соответствии со спецификой занятий. Каждое занятие продолжительностью по 40 мин. и проведением зачетного туристического похода.


1.2 Цель и задачи образовательной программы

Цель программы «Здоровым быть – здорово» – формирование стремления к активному и содержательному проведению свободного времени, осознанию необходимости здорового образа жизни на основе туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать определенную систему знаний туристско-краеведческой направленности о природе, экологии, истории Красноярского края.

  2. Формировать знания, умения и навыки разнообразной деятельности, необходимые при подготовке и проведении пеших (водных) туристических походов.

  3. Формировать личностные качества и специфические компетентности.

Формы и методы обучения

Обучение проводится в форме занятий, состоящих из теоретической, практической части и рефлексии. Проходят занятия в форме лекций, экскурсий, туристических походов, ОДИ, встреч с интересными людьми.

На занятиях используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, индуктивные, дедуктивные, практические, поисковые, самостоятельная работа.

Использование разнообразных методов на учебных занятиях позволяет формировать и совершенствовать навыки, необходимые для участия в туристических походах, развития познавательных, физических, нравственных способностей и потенциальных возможностей, а также межличностного общения, самоутверждения, умения творчески подходить к решению возникающих проблем.

Рефлексия – мониторинг, ведение дневников туристов, подготовка и составление отчетов о походе, оформление фотоматериала, создание видеофильма.

1.4 Ожидаемый результат

Должны знать:

- туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев;

- особенности общественно-полезной работы в путешествии, охраны природы;

- личное и групповое снаряжение;

- обязанности в туристской группе;

- технику безопасности при проведении туристских походов;

- основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

- организацию туристического быта, привалы и ночлеги;

- способы ориентирования;

- вязание туристических узлов.



Должны уметь:

- укладывать рюкзак;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- ориентироваться на местности;

- устанавливать палатку;

- разжигать костер, заготавливать дрова;

- готовить пищу в условиях похода;

- вязать туристические узлы.



Оценка результативности деятельности

Ключевые направления

Что отслеживается (темы программы, умения, навыки, компетентности)

Формы, методы отслеживания результатов

Знания



- туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев;

- личное и групповое снаряжение;


- обязанности в туристской группе;
- техника безопасности при проведении туристских походов;

- основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

- организация туристического быта, привалы и ночлеги;

- способы ориентирования;

- вязание туристических узлов.


Тест

Зачет


Умения и навыки

- укладывать рюкзак;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- ориентироваться на местности;

- устанавливать палатку;

- разжигать костер, заготавливать дрова;

- готовить пищу в условиях похода;

- вязать туристические узлы.


Анкетирование

Зачет



Компетентности

Уровень сформированности организаторских способностей и межличностного общения обучающихся.

Тест

Наблюдение





  1. Учебно-тематический план образовательной программы

Почасовая разбивка учебного курса






Наименование раздела

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Основы туристической подготовки, Туристическая подготовка.

4

38

42

2

Топография и ориентирование. Краеведение

6

47

53

3

Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

6

10

16

4

Межмодульное сопровождение




15

15




ИТОГО:

16

110

126

Учебно-тематический план




Раздел




Наименование тем

Количество часов

Всего

теория

практика

ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

1

Вводное занятие

1

-

1

2

История развития туризма, воспитательная роль туризма

1

-

1

3

Написание законов туризма

-

1

1

4

Туристские должности в группе

-

2

2

5

Личное и групповое снаряжение

-

1

1

7

Подготовка к походу, путешествию

-

1

1

8

Организация туристского быта, привалы и ночлеги

-

1

1

9

Питание в туристском походе

-

1

1

10

Психологические аспекты взаимоотношений в группе

-

4

4

11

Приготовление пищи в условиях похода

-

1

1

12

Установка палатки

-

1

1

13

Вязание туристических узлов

1

1

2

14

Разжигание костра

-

1

1

15

Ведение дневника туриста

1

3

4

16

Диагностика результатов деятельности

-

5

5

17

Общая специальная физическая подготовка

-

10

10

18

Подготовка к проведению акции «Здоровым быть - здорово»

-

5

5




ИТОГО:

4

38

42



Раздел



Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ, ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Основы гигиены, первая доврачебная помощь:

-личная гигиена туристов, профилактика заболеваний;



-походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.

2

1

3

2

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Приёмы транспортировки пострадавшего

1

4

5

3

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

3

5

8







ИТОГО:

6

10

16




Раздел



Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

КРАЕВЕДЕНИЕ. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ

1

Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев.

-

1

1

2

Экскурсия в музей

-

4

4

3

Понятие о топографической карте

1

1

2

4

Условные знаки, работа с компасом

1

1

2

5

Ориентирование на местности

2

1

3

5

Способы ориентирования

1

1

2

6

Действия в случае потери ориентировки

1

1

2

7

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы

-

4

4

8

Поход на Красноярские столбы

-

8

8

9

Поход в пещеру Караульную

-

8

8

10

Поход на Чёрную сопку

-

7

7

11

Подведение итогов экскурсий, походов

-

5

5

12

Психологические тренинги на знакомство и сплочение

-

5

5







ИТОГО:

6

47

53




Раздел



Наименование тем

Количество часов

Всего










Теория

Практика




Межмодульное сопровождение

1

Решение вопросов по организации походов

-

6

6

2

Оформление выставки

-

3

3




3

Монтаж видеофильма




6

6







ИТОГО:

-

15

15

Разбивка тематического планирования по модулям

Образовательной программы «Здоровым быть – здорово»

I модуль



Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Психологические тренинги на знакомство, сплочение

-

1

1

3

Анкетирование

-

1

1

4

История развития туризма, воспитательная роль туризма

1

-

1

5

Написание законов туриста

-

1

1

6

Туристские должности в группе

-

2

2

7

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий

1

2

3

8

Общая физическая подготовка

-

2

2

9

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев.

-

1

1

10

Экскурсия в краеведческий музей

-

4

4

11

Подведение итогов экскурсии в музей

-

1

1




ИТОГО:

3

15

18

II модуль



Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Психологические тренинги на сплочение

-

1

1

2

Личное и групповое снаряжение

-

1

1

3

Диагностика

-

1

1

4

Подготовка к походу, путешествию

-

1

1

5

Правила по технике безопасности и поведения в походе

-

1

1

6

Основы гигиены, первая доврачебная помощь:

-личная гигиена туристов, профилактика заболеваний;

- походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.


2

1

3

7

Поход в пещеру-музей Караульная

-

8

8

8

Подведение итогов туристического путешествия

-

1

1

9

Подготовка участников заезда к проведению акции «Здоровым быть-здорово»

-

1

1




ИТОГО:

2

16

18



III модуль



Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Психологические тренинги на сплочение

-

1

1

2

Диагностика

-

1

1

3

Организация туристического быта, привалы и ночлеги

-

1

1

4

Питание в туристическом походе

-

1

1

5

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Приемы транспортировки пострадавшего



1

1

2

6

Поход на Столбы

-

8

8

8

Подведение итогов туристического путешествия

-

1

1

9

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы

-

2

2

10

Правила по технике безопасности и поведения в походе

1

-

1




ИТОГО:

2

16

18


IV модуль



Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Психологические тренинги на сплочение

-

1

1

2

Диагностика

-

1

1

3

Понятие о топографической карте

1

1

2

4

Условные знаки. Работа с компасом

1

-

1

5

Правила по технике безопасности и поведения в походе

-

1

1

6

Способы ориентирования

1

1

2

7

Поход в Черную сопку

-

7

7

8

Подведение итогов туристического путешествия

-

1

1

9

Подготовка участников заезда к проведению акции «Здоровым быть - здорово»

-

2

2




ИТОГО:

3

15

18


V модуль

Пеший поход (5 дней)



Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Психологические тренинги на сплочение

-

1

1

2

Диагностика

-

1

1

3

Общая специальная физическая подготовка

-

8

8

4

Техника безопасности в условиях похода

1

1

2

5

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Приемы транспортировки пострадавшего



-

3

3

6

Психологические аспекты взаимоотношений в группе

-

4

4

7

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы

-

2

2

8

Азбука туризма:

- приготовление пищи в условиях похода;

- установка палатки;

- вязание туристических узлов;

- разжигание костра;

- ориентирование на местности.


-

-



1

-

2


1

1



1

1

1



8

9

Условные знаки. Работа с компасом

-

1

1

10

Действия в случае потери ориентировки

1

1

2

8

Ведение дневника туриста

1

3

4

9

Подведение итогов туристического путешествия

-

1

1

10

Подготовка участников заезда к проведению акции «Здоровым быть - здорово»

-

2

2




ИТОГО:

6

33

39


3. Содержание программы

3. 1 Основы туристской подготовки.
Туристические путешествия, история развития туризма
Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.
Воспитательная роль туризма
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии личности. Общественно полезная работа.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе. Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.
Личное и групповое туристское снаряжение
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов и уход за ней. Сушка и ремонт одежды и обуви в походе. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу. Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость, безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Кухонное оборудование для летних и зимних условий. Топоры, пилы.

Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.


Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака:

- жизнеобеспечение – наличие питьевой воды, дров;

- безопасность – удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;

- комфортность – продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы).

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров.

Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров, предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.

Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.

Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.

Правила работы дежурных по кухне.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Организация ночлегов в помещении.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила проведения в палатке.

Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра. Установка палаток в различных условиях Заготовка дров – работа с пилой и топором.



Подготовка к походу, путешествию
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Оформление походной документации. Смотр готовности группы, его цели.

Подготовка снаряжения.

Смета расходов на подготовку и проведение похода. Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов.

Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана – графика движения.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Подбор группы и распределения обязанностей.

Практические занятия

Составление плана подготовки похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.


Питание в туристском походе
Значение правильного питания в походе.

Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

Организация питания в 2-3-дневном походе Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.

Приготовление пищи на костре.

Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.


Туристские должности в группе
Должности постоянные и временные.

Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.

Другие постоянные должности в группе: заместитель командира по питанию (завпит), заместитель командира по снаряжению, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе.

Другие должности: культорог, физорг и т.д.



Заместитель командира по питанию (завпит). Составление меню и списка продуктов. Приобретение, фасовка продуктов и распределение их между членами группы.

Выдача продуктов дежурными. Контроль расходования продуктов во время похода и перераспределение их между членами группы.



Заместитель командира по снаряжению. Составление списка необходимого группового снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Распределение его между членами группы. Контроль исправности снаряжения.

Проводник (штурман). Подбор и хранение в походе картографического материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Составление графика движения. Ориентирование в походе. Нанесение на карту дополнительной информации.

Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похода. Пополнение сведений в период похода. Ведение краеведческих наблюдений по заданию. Другие краеведческие должности: метеоролог, эколог.

Санитар. Подбор медаптечки. Хранение медикаментов. Контроль за соблюдением гигиенических требований в походе. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим и заболевшим.

Ремонтный мастер. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения в подготовительный период и в походе.

Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе характерных точек маршрута и деятельности группы.

Ответственный за отчет о походе. Изучение маршрута. Ведение записей о прохождении маршрута (техническое описание). Составление отчета о походе совместно с другими членами группы.

Временные должности: дежурные по кухне, их обязанности (приготовление пищи, мытье посуды).

Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т. д.

Практические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.


Правила движения в походе, преодоление препятствий
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.


Практические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности (лес, заросли кустарников, завалы, заболоченная местность).


Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий
Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.

Опасности в туризме: субъективные и объективные.

Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.

Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.

Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при поездках группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практические занятия

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой. Использование альпенштока на склонах.




Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе.
Основные причины возникновения аварийных ситуаций в туризме (слабая дисциплина, изменение состава группы, маршрута, недостаток снаряжения, неправильная техника и тактика преодоления естественных препятствий, слабая подготовленность группы и т.д.).

Разбор и анализ несчастных случаев в туризме.

Проверка туристских групп перед выходом в поход (работа с психологом). Знание маршрута всеми участниками группы, техническая, тактическая, физическая и морально-волевая подготовка участников группы.

Соответствие снаряжения и набора продуктов питания реальной сложности предстоящего маршрута. Адаптация в туризме и ее особенности применительно к видам туризма.

Психологическая совместимость людей в туристской группе и ее значение для безопасности похода. Условия, при которых проявляется несовместимость. Сознательная дисциплина – важнейший фактор успеха похода. Руководство и лидерство. Экстремальные ситуации в походе. Психология малых групп. Отношения, складывающиеся в группе. Факторы устойчивости группы.

Практические занятия

Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме, воспитание сознательной дисциплины, активная подготовка к походу всех участников. Психологический тренинг. Подготовка снаряжения к походам.


Действия группы в аварийных ситуациях
Характеристика условий, затрудняющих нормальные движение и ориентирование. Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка движения, разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение движения до более подходящего места установки бивака).

Организация бивака в экстремальных ситуациях.

Повышение надежности страховки путем коллективных действий, соблюдение самостраховки.

Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Работа по спасению группы, терпящей бедствие. Порядок эвакуации группы с маршрута. Связь с поисково-спасательной службой и медицинскими учреждениями района похода.



Практические занятия

Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях. Практическое освоение современных средств и способов страховки и самостраховки в экстремальных условиях. Выработка тактики действия группы в конкретной аварийной ситуации в зависимости от вида туризма, местности и погодных условий.



Подведение итогов похода
Разбор действий каждого участника и группы в целом. Отчеты ответственных за свою работу. Обработка собранных материалов. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, описания по дням. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по итогам, видеофильма.

Ремонт и сдача туристского инвентаря и снаряжения.



Практические занятия

Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка отчетного вечера, выставки или газеты по итогам похода.



3.2 Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.

Практические занятия

Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время туристских слетов. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и обувью.



Походная медицинская аптечка
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампулы, таблетки, порошки, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных походов. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.



Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.


Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия

Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы или постановка диагноза, практическое оказание помощи).


Приемы транспортировки пострадавшего
Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы переноски пострадавшего при травмах различной локализации.



Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.



3.3 Топография и ориентирование

Понятие о топографической и карте
Определение топографии и топографических карт, их значение для народного хозяйства и обороны государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте.

Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической.

Масштабы спортивной карты.

Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.



Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.


Условные знаки
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, минисоревнования.


Ориентирование по горизонту
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж).

Практические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное измерение азимутов на карте (транспортиром). Построение тренировочных азимутальных треугольников.


Компас, работа с компасом
Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Правила общения с компасом.

Ориентир. Что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасами Адрианова.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т. п.).


Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Величина среднего шага, его измерение. Курвиметр, использование нитки. Таблица переводов шага в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.



Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.


Способы ориентирования
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир – цель, ориентир – маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, выдерживание общего заданного направления, использование солнца и тени.

Протокол движения.



Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту. Занятия по практическому прохождению минимаршрута.



Ориентирование по местным предметам.

Действия в случае потери ориентировки
Суточное движение солнца по небосводу. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.



Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния, имитация ситуации потери ориентировки, действия по восстановлению местонахождения.


3.4 Краеведение

Родной край, его природные особенности,

история, известные земляки
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Транспортные магистрали. Памятники истории и культуры. Знаменитые люди края. Их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.

Практические занятия

Знакомство с картой Красноярского края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.


Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий: заповедник «Столбы», парк флоры и фауны «Роев ручей», краеведческий музей, с. Овсянка музей В.П. Астафьева и др. памятники истории и культуры края.

Практические занятия

Подготовка и заслушивание докладов по району предстоящего похода.


Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры
Краеведческая работа – один из видов общественно полезной деятельности.

Метеорологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира.

Природоохранная деятельность туристов.

Охрана памятников истории и культуры.



Практические занятия

Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы. Уборка мусора на стоянках.


3.5 Общая физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
Краткие сведения о строении человеческого организма. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.
Врачебный контроль, самоконтроль,

предупреждение травм на тренировках
Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке.

Дневник самоконтроля.

Практические занятия

Ведение дневника самоконтроля.


Общая физическая подготовка
Основная задача общей физической подготовки – развитие совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скалкой, гантелями. Элементы акробатики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.

4. Методическое обеспечение программы


Темы программы

Методическое оснащение

Список используемой литературы

  • Психологические тренинги на знакомство, сплочение.

  • Разработка тренингов

  1. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

2.http://www.childpsy.ru.

3. http://my-training.ru




  • Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев.

  • Лекционный материал.

  • Дидактический материал:

- схемы и маршруты походов;

- наглядное туристическое оборудование;

- тест.


  • Фотоматериал;

  • Разработка акции «Здоровым быть – здорово!»;

  • Видеоматериал.

1. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.:Физкультура и спорт,1990.

2. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

3.http://kindermap.ru.

4.http://krstur.cross-edu.ru.

5.http://www.skitalets.ru.


  • Особенности общественно-полезной работы в путешествии, охраны природы.

  • Лекционный материал;

  • Дидактический материал:

- тест.

  • Разработка акции «Мы – для будущего!»;

  • Фотоматериал;

  • Видеоматериал.

1. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

2.http://tourlib.net/books_tourism/spravochnik08.htm

3.http://ecologylib.ru.

4.http://turistkk.narod.ru.




  • Личное и групповое снаряжение.

  • Лекционный материал;

  • Дидактический материал:

-наглядное туристическое оборудование ;

-тест.


  • Разработка «Туристическая игра».

1. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. -М.:Физкультура и спорт,1990.

2. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

3.http://coolteapot.grebenkov.ru.

4.http://klub.onego.ru.

5.http://www.tyrist.net/modules.php


  • Обязанности в туристской группе.

  • Лекционный материал;

  • Дидактический материал:

- инструктивные карты;

- наглядное туристическое оборудование;

- тест.


1.Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.:Физкультура и спорт,1990.

2. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

3.http://antonioracter.narod.ru.

4.http://spo.1september.ru.

5.http://www.skitalets.ru.


  • Техника безопасности при проведении туристских походов.

  • Лекционный материал;

  • Дидактический материал:

- инструкции по обеспечению безопасности;

-тест.


1.Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

2.Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: ЦДЮТурМО РФ, 1998.

3. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

4. Основы безопасности в пешем походе. - М.:ЦРИБ «Туист»,1990

5.http://krstur.cross-edu.ru.

6.http://www.bibliofond.ru.

7.http://spo.1september.ru.


  • Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

  • Лекционный материал;

  • Дидактический материал:

- содержание медицинской аптечки;

- тест.


1.Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1993.

2. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

3.Штюрмер Ю.Л. Профилактика туристского травматизма. - М.:ЦРИБ «Турист», 1992

4.http://ihelpers.narod.ru.

5.http://www.termika.ru.

6.http://www.1st-aid.ru.



  • Организация туристического быта, привалы и ночлеги.

  • Лекционный материал;

  • Дидактический материал:

- наглядное туристическое оборудование;

- тест.


1. Алексеев А.Л. Питание в туристском походе. - М.; ЦДЮТурМО РФ, 1996.

2.Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение,1991.

3. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.: Физкультура и спорт,1990.

4. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

5.http://togou12.68edu.ru

6.http://www.rusadventures.ru.

7.http://clck.yandex.ru


  • Ориентирование.

  • Лекционный материал;

  • Дидактический материал:

- топографические карты;

- тест.


  • Разработка игры с элементами ориентирования

1.Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.; Физкультура и спорт, 1983.

2.Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985.

3. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.: Физкультура и спорт,1990.

4. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

5. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО.-М.: Физкультура и спорт, 1990.

6.http://ru.wikipedia.org/wiki.

7.http://clck.yandex.ru.

8.http://clck.yandex.ru.



  • Вязание туристических узлов.

  • Лекционный материал.

  • Дидактический материал:

- наглядное туристическое оборудование;

- инструктивные карты;

- тест.


1. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. -М. ЦДЮТурМО РФ,1994.

2. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.: Физкультура и спорт,1990.

3. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

4.http://www.pohod.org.ua.

5.http://cor.edu.27.ru.

6.http://cor.edu.27.ru.





5. Список используемой литературы


  • Алексеев А.Л. Питание в туристском походе. - М.; ЦДЮТурМО РФ, 1996.

  • Алешин В.М.Карта в спортивном ориентировании. - М.; Физкультура и спорт, 1983.

  • Алешин В.М., Серебреников А.В.Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985.

  • Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТурМО РФ, 1994.

  • Бардин К.В.Азбука туризма.-М.: Просвещение, 1981.

  • Водный туризм. Составитель Григорьев В.Н.- М.: Профиздат, 1990.

  • Герман Ю.В.Проведение и судейство конкурсов на туристских слетах и соревнованиях.- М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

  • Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник.-М.: Физкультура и спорт, 1987.

  • Коструб А.А. Медицинский справочник туриста.-М.: Профиздат, 1987.

  • Кодыш Э.Н.Соревнования туристов.-М.:Физкультура и спорт, 1990.

  • Кодыш Э.Н.,Константинов Ю.С.,Кузнецов Ю.Л.Туристские слеты и соревнования.-М.:Профиздат, 1984.

  • Константинов Ю.С.Туристские соревнования учащихся.-М.: ЦДЮТурМО РФ, 1995.

  • Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии.-М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

  • Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников.-М.:ЦРИБ «Турист», 1983.

  • Куликов В.М., Ротштейн Л.М.Школа туристских вожаков.-М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

  • Кошельков С.А.Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся.-М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

  • Лукоянов П.И.Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: ЦДЮТурМО РФ, 1998.

  • Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.Л.Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТурМО РФ, 1997.

  • Обеспечение безопасности в водных путешествиях.- М.: ЦРИБ «Турист»,1976

  • Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО.-М.: Физкультура и спорт, 1989.

  • Основы безопасности в пешем походе.- М.:ЦРИБ «Турист»,1983

  • Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации.-М.: ЦДЮТурМО РФ, 1995.

  • Правила соревнований по различным видам туризма (туристскому многоборью).

  • Сафронов В.Л. Подготовка, проведение и судейство районных туристских соревнований школьников.- М.: ЦСЮТурМО РСФСР, 1986.

  • Турист – М.:, 1974.

  • Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990.

  • Шимановский В.Ф.Туристские слеты.- М.: ЦРИБ «Турист»,1975.

  • Штюрмер Ю.Л. Опасности в туризме, действительные и мнимые. – М.: Физкультура и спорт, 1972.

  • Штюрмер Ю.Л. Профилактика туристского травматизма.-М.: ЦРИБ «Турист»,1992.

  • Энциклопедия туриста.-М.: Большая Российская энциклопедия.1993.

скачать


Смотрите также:
Образовательная программа «здоровым быть здорово»
508.98kb.
Внеклассное мероприятие, посвящённое Всемирному дню борьбы с наркотиками «Здоровым быть здорово!»
63.39kb.
Программа по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «Здоровым быть здорово»
341.41kb.
Классный час «Быть здоровым это здорово!»
94.42kb.
Если хочешь быть здоровым, будь им!
132.74kb.
Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Здоровым быть хорошо!»
88.42kb.
Программа 2011-2013 учебный год
75.79kb.
Программа «В здоровом теле здоровый дух!»
225.71kb.
1. Кто из древнегреческих философов считал движение «целительной частью медицины»? а. Аристотель б. Платон в. Пифагор. Кому из русских писателей принадлежат слова: «Надо непременно встряхнуть себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»
237.19kb.
Презентация «Как быть здоровым» сош №9 Приставка Е. А. 10. 11. 13
100.39kb.
Программа «Формирование культуры здорового питания обучающихся»
452.95kb.
Чтоб здоровым быть сполна Физкультура всем нужна
72.48kb.