Главная стр 1стр 2 ... стр 12стр 13
скачать

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №29 г. Нижний Новгород разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС  Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 29 содержит следующие разделы:


  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  3. Примерный учебный план на основе БОП;

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

  5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  8. Программа коррекционной работы.

  9. Приложение (программы отдельных предметов).


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

1.2. Социальный заказ и МОУ СОШ №29

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Родители хотят видеть в детях самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями, с развитыми творческими способностями, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, честную, гуманную, добросовестную и любознательную.



Ожидания родителей можно определить в следующих положениях:

  • возможность получения ребенком качественного начального образования;

  • качественная подготовка школьников к переходу в среднюю школу;

  • обеспечение психологической комфортности учащихся, равных возможностей для учащихся из семей разного социального статуса и национальной принадлежности;

  • сохранение здоровья детей;

  • формирование информационной грамотности и овладение современными информационными технологиями;

  • предоставить детям возможность получить системные знания иностранного языка, позволяющие в дальнейшем достичь высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального образования, должны:

    • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения на ступени основного общего образования, овладеть общеучебными умениями и навыками;

    • освоить общеобразовательные программы по английскому языку на достаточном уровне;

    • овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения, чтения и речи.

Потребности учащихся, заключаются в том, чтобы в школе:

  • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

  • была возможность получить качественное среднее образование;

  • имелись условия для освоения современных информационных технологий;

  • имелась возможность для полноценного изучения иностранного языка.

Профессионально-педагогические потребности учителей:

  • создание в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

  • улучшение материально-технического обеспечения учебного процесса;

  • создание условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности;

  • поддержка сложившихся в школе традиций.

Средняя общеобразовательная школа № 29 Советского района города Нижнего Новгорода — муниципальное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении в РФ, Устава школы, Лицензии А № 236695 от 24.04.2008. Наименование лицензирующего органа: Министерство образования Нижегородской области на образовательную деятельность, государственной аккредитации АА № 158064 от 25.05.2009. Наименование органа, выдавшего свидетельство о государственной аккредитации: Министерство образования Нижегородской области.

На протяжении всего периода деятельности педагогический коллектив успешно реализовывал основную миссию школы — обеспечение конституционного права граждан на получение основного и полного среднего образования.

Здание нашей школы построено было ещё в 1937 году, 1-го сентября 1938 года первый директор женской школы №29 Смирнова Евгения Дмитриевна на праздничной линейке приветствовала первых учениц. С 1938 школу окончили около четырёх тысяч учеников; среди них есть талантливые педагоги, врачи, инженеры, актёры, бизнесмены, предприниматели. Для них школа № 29 остаётся вторым домом, единственной и неповторимой любовью на всю жизнь.

Стараниями педагогического коллектива при поддержке администрации района школа с каждым годом преображается: расширяется материально-техническая база, повышается профессиональное мастерство педагогов, вводятся новые технологии обучения и воспитания. Плодотворно сотрудничество с Нижегородским колледжем экономики, статистики и права, на базе которого учащиеся старших классов начинают осваивать специальности бухгалтера, экономиста, менеджера, юриста. Преподаватели Нижегородского государственного лингвистического университета помогают школьникам освоить ещё один иностранный язык — итальянский. А в 2009-2010 школа распахнула свои двери для самых маленьких участников образовательного процесса – открыта дошкольная группа.



Миссия школы - обеспечение конституционного права граждан на получение основного и полного среднего образования, воспитание нравственной, образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях современного общества.

Стратегическая цель школы - создать развивающую, эффективную, открытую социально-педагогическую среду школы для обеспечения самовыражения, самореализации и самоопределения всех участников образовательного процесса; создать условия для формирования личностной, социальной, семейной культуры участников образовательного процесса; создать конкурентноспособное образовательное учреждение на рынке образовательных услуг.

Концепция развития школы :

  • Усвоение учащимися фундаментального ядра содержания образования наряду с развитием универсальных способов деятельности;

  • Ориентация образовательного процесса на развитие ключевых компетентностей учащихся в социальной, гражданско-политической, культурно - досуговой и бытовой сфере, а также в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • Ориентация результатов образования на все сферы структуры личности и деятельности человека: интеллектуальную, ценностно-этическую, трудовую, коммуникативную;

  • Выявление и поддержка талантливых детей;

  • Повышение открытости образования, расширение круга участников образовательного процесса;

  • Совершенствование модели единого образовательного пространства школы. Развитие комфортной, эффективной образовательной среды учреждения.

  • Ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обучении;

  • Активное использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагогического коллектива и в обучении учащихся;

  • Развитие широкой сети дополнительного образования учащихся на базе ОУ, как элемента развития и социализации учащихся;

  • Обеспечение успешного и систематического социального партнерства с различными учреждениями образования, органами муниципальной власти, детскими общественными организациями;

Портрет выпускника начальной школы.

Наш выпускник – доброжелательный и коммуникабельный, осознанно выполняющий правила здорового образа жизни, готовый обучаться в средней школе.



Личностные характеристики выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновать свою позицию. высказывать своё мнение

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Портрет выпускника:





Организационная структура образовательного учреждения

Школа включает следующие ступени обучения:

1 ступень – начальная школа, срок обучения 4 года

2 ступень – 5-9 общеобразовательные классы

3 ступень – 10-11 общеобразовательные классы,

Характеристика педагогического коллектива

В школе работают 34 педагогический работник, из них – 29 учителя. Средний возраст учителя – 44 года. Средний педагогический стаж – 23 лет.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Категория специалистов

Высшее образование

Незаконченное высшее образование

Среднее специальное образование

Среднее образование

Всего

Учителя нач.классов

3

2

-

-

5

Учителя среднего и старшего звена

29

-

-

-

29

Итого

32

2

-

-

34

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО стажу работы



Пед.стаж

менее

2 лет


5 – 10 лет

10 – 20 лет

свыше 20 лет

всего

Количество учителей

2

3

12

17

34

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО КВАЛИФИКАЦИОННЫМ КАТЕГОРИЯМ



Категория

высшая

первая

вторая

без категории

всего

Количество учителей

14

17

1

2

34

Среди учителей, работающих в школе, имеют почетные звания и награждены:

  • Отличник просвещения РСФСР – 2 чел.;

  • Почетный работник образования – 2 чел.;

  • Почетной грамотой Министерства образования РФ – 5 чел.;

  • Почетной грамотой Департамента образования Нижегородской области – 3 чел.;

  • Почетной грамотой Департамента образования г. Нижнего Новгорода – 8 чел.;

  • Почетной грамотой управления образования Советского района г. Нижнего Новгорода – 24 чел.

Учебно-воспитательный процесс в школе обеспечен педагогическими кадрами на 100%. За последние три года вакансии в школе отсутствуют.

Кадровый состав изменялся, но в целом оставался стабильным. Обновление происходит незначительное. Но наблюдается постепенное старение учительских кадров.

За последние годы сложился имидж начальной школы, в которой приоритетом является:


  • создание условий для более полного удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои способности, развить индивидуальность;

  • сохранение физического, психического и духовного здоровья обучающихся.

Педагогический коллектив трудится под лозунгом «Талантлив педагог – талантливы дети» и находится в постоянном творческом поиске, о чём свидетельствуют результаты и детей и учителей:

Традиционными для школы стали: уроки общения, проведение Дней открытых дверей для родителей, воспитание средствами театра, проведение спортивных соревнований «Папа, мама и я – спортивная семья», КТД «Взрослые + дети», выставки детского творчества, творческие отчеты кружков, олимпиады по предметам, праздники, инновационная деятельность учителей



Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования (УМК «Перспективная начальная школа»).

1.3. Основные цели и принципы образовательной программы «Перспективная начальная школа»

Основные цели концептуальных положений выбранной системы обучения и учебно-методического комплекта, обеспечивающих эту систему.



Целью реализации образовательной программы «Перспективная начальная школа» является:

  • оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Современное состояние социокультурной среды общеобразовательного учреждения диктует необходимость инновационных изменений в организации и содержании образовательного процесса.



УМК  «Перспективная начальная школа» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Важнейшей составляющей содержания образования УМК стала система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательного процессу и его результатам.

Концептуальные основы «Перспективной начальной школы» - это основные положения Л. В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина.

«Перспективная начальная школа» предлагает сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, кроме познавательных задач, решают специфические задачи. Например, учебный поход в лес, поле, парк, заповедник, на ферму обеспечивает нравственно-этическую ориентацию, формирование умений школьников работать с дополнительными информационными источниками путем непосредственного изучения явлений окружающего мира. Другой пример: заседание школьного клуба предусматривает формирование умений делового общения, способствует нравственно-этической ориентации.



Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Содержательные линии индивидуального развития:

  • формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;

  • воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

  • воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;

  • формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;

  • социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Образовательная программа начального общего образования моу сош №29 содержит следующие разделы
3886.52kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Тёпловской средней общеобразовательной школы муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области
3175.42kb.
Основная образовательная программа моу сортавальского мр рк сош №3 в соответствии с требованиями фгос содержит следующие разделы
975.44kb.
Муниципального образования город норильск
1335.1kb.
Образовательная программа содержит следующие разделы
2093.96kb.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы
1411.09kb.
Образовательная программа содержит следующие разделы: I целевой раздел
2534kb.
Образовательная программа мбоу сош №7 содержит следующие разделы
2474.35kb.
Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
328.94kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №3
1960.71kb.
Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» с. Масляногорск 2012 г
1263.26kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
2929.36kb.