Главная стр 1
скачать
«Всякая благородная личность глубоко

осознает свое кровное родство,

свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский



Образовательная программа

по гражданско-патриотическому воспитанию

"Я рожден в России"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение


Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « Центр юных техников», локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД «Центр юных техников».

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей « Центр юных техников» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.



Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.



Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:



  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей « Центр юных техников».

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.



Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.





Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:


  • Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

  • Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

  • Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

  • Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.

  • Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  • Проводить мониторинг реализации программы.

  • Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.



III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Обобщить результаты работы учреждения.

  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

  • Спланировать работу на следующий период.



Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУДОД « Дом детского творчества» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.



Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.



Нравственно-духовные параметры:

  1. Сформированность гражданских навыков:

    • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

    • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

    • умение принимать и защищать свои решения;

    • готовность к участию в общественных делах;

    • готовность к образованию.

  2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

    • патриотизм и любовь к Родине;

    • права и свобода человека и гражданина;

    • символика Российской Федерации;

    • национальное самосознание;

    • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

  • отсутствие детей с девиантным поведением;

  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:

    • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

    • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

    • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  2. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя следующие направления:

1. Направление «Связь поколений»

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

  • Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

  • Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы:

  • тематические беседы,

  • предметные недели,

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,

  • конкурсы,

  • посещение музеев,

  • праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

  • Формировать культуру проявления гражданской позиции.

  • Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы:

  • тематические беседы,

  • коллективные творческие дела, конкурсы,

  • викторины по правовой тематике,

  • праздник получения паспорта,

  • дня Конституции,

  • устный журнал,

  • встречи с интересными людьми,

  • акции,

  • диспуты.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  • Изучать историю родного края.

  • Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Урала».

  • Формировать экологическое поведение.

Формы:

  • тематические беседы,

  • коллективные творческие дела,

  • конкурсы,

  • викторины по правовой тематике,

  • праздник получения паспорта,

  • дня Конституции,

  • устный журнал,

  • встречи с интересными людьми,

  • акции,

  • диспуты.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  • Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

  • Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

  • Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы:

  • беседы,

  • родительские собрания,

  • родительский лекторий,

  • индивидуальное консультирование,

  • совместные мероприятия,

  • игры,

  • анкетирование

  • семейные праздники,

  • часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  • Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

  • Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

  • Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

  • Участие в тематических конкурсах, выставках.

  • Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.


Используемая литература:

  • Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

  • Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

  • Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

  • Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  • Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  • Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

  • Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  • Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

  • Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.

скачать


Смотрите также:
Образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я рожден в России"
128.84kb.
Программа деятельности образовательного уреждения по гражданско-патриотическому воспитанию бердигестях 2011
444.57kb.
Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания «Я рожден в России»
111.52kb.
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Село мое российская глубинка»
127.57kb.
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы дети твои, Россия»
86.49kb.
По военно-патриотическому воспитанию учащихся через внеклассную деятельность
61.98kb.
По гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию моу «сош №66» на 2011-2012 год
109.57kb.
Анализ работы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию за 2011-2012 учебный год
172.16kb.
Программа по нравственно патриотическому воспитанию «У истоков России»
283.23kb.
Программа «Я гражданин России»
135kb.
Программа патриотического воспитания обучающихся «Я гражданин России»
161.54kb.
Программа тематических классных часов по патриотическому воспитанию учащихся 1-4 классов
308.72kb.