Главная стр 1
скачать
Рабочая образовательная программа
по курсу «Изобразительное искусство» 2 класс
(Образовательная система Л.В. Занкова)
Учителя начальных классов:

Архипкиной Татьяны Николаевны

2013 / 2014 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального образования на основании целостного интегрированного курса программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 2 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского //Сборник программ для 1 – 9 классов. - М.: Просвещение 2007, которая является допущенной МО РФ и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования, входит в учебный комплект «Школа России».

Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы для 2 класса и рассчитана на 2013/2014 учебный год.

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:


  • изобразительной

  • декоративной

  • конструктивной



Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:

Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.



Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:



  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Художественная деятельность детей с дефектами зрения на уроках находит разнообразные формы выражения:

 изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

 декоративная и конструктивная работа;

 восприятие явлений действительности и произведений искусства;

 обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

 изучение художественного наследия;

 подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

 прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Тема 2 года обучения - "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.



В курсе освещены следующие разделы:

 Чем и как работают художники

 Реальность и фантазия.

 О чём говорит искусство.

 Как говорит искусство.

Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.

Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Программа позволяет детям с дефектами зрения освоить курс «Изобразительное искусство» в полном объёме.



Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).



Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов):

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:



  • Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

  • -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

  • -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;



  • Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

  • -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • Познавательные УУД:

  • -строить сообщения в устной и письменной форме;

  • -ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • Коммуникативные УУД:

  • - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • -формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.



  • Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:



Обучающийся научится:

  • -различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

  • - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • -различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • - эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

  • - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

  • - способы и приёмы обработки различных материалов;

  • - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

  • - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • - составлять композиции с учётом замысла;

  • - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • - конструировать из природных материалов;

  • - пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • - развивать фантазию, воображение;

  • -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • - научиться анализировать произведения искусства;

  • - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

  • - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.



Содержание курса

Изобразительное искусство

2 класс

34 часа

Ты и искусство
Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)

Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Пять красок – все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти).


Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантази

Постройка и реальность.

"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел,

Постройка и фантазия.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы).
Тема 3. О чем говорит искусство (10 ч)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в разных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.
Тема 4. Как говорит искусство (10 ч)

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражений.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Обобщающий урок года.
Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство

2 класс

34 часа

п/п


Название темы

Вид

деятельности



Кол-во

часов


Число

Изменения

Раздел № 1. Чем и как работают художники. 8 часов.

1.

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

Рисование по памяти и впечатлению.

1 час







2.

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь.

Рисование по памяти и представлению.

1 час







3.

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель и мелки).

Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса.

1 час







4.

«Осенний листопад» - коврик аппликаций.

Выразительные возможности аппликации.



Декоративно-прикладное творчество.

1 час







5.

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

Работа тушью, карандашом, углем.

1 час







6-7.

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме.

Лепка птиц и животных (работа в объеме).

2 час







8.

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

Выполнение макета игровой площадки.

1 час







Раздел № 2. Реальность и фантазия. 7 часов.

9.

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух, и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность.

Рисование с натуры и по памяти.

1 час







10.

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Рисование по памяти и представлению.

1 час







11.

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

Рисование узора паутинки.

1 час







12.

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

Работа по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации.

1 час







13.

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

Работа в технике «граттаж» (процарапывание).

1 час







14.

«Подводный мир». Постройка и реальность.

Конструктивное строение: объемное изображение фигур морской фауны и флоры.

1 час







15.

Постройка и фантазия.

Конструктивное строение из бумаги.

1 час







Раздел № 3. О чем говорит искусство. 10 часов.

16.

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

Рисование по памяти и представлению.


1 час







17.

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»).

Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.

1 час







18.

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.

1 час







19.

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

Изображение в объеме сказочных героев (лепка).

1 час







20.

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

Рисование природы по памяти.

1 час







21.

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

Декоративное конструирование.

1 час







22.

«Морозные узоры». Украшение и реальность.


Вырезание из бумаги элементов морозных узоров.

1 час







23.

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых.

1 час







24-25.

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

2 часа







Раздел № 4. Как говорит искусство. 10 часов.

26.

«Огонь в ночи». («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета.

Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).

1 час







27.

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»).

Рисование по памяти и представлению.

1 час







28.

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа.

1 час







29.

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.

Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные).

1 час







30.

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество.

1 час







31.

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация).

Рисование по памяти, с натуры; вырезание из бумаги.

1 час







32.

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).

Конструирование из бумаги или лепка.

1 час







33.

«Весна идет». Ритм пятен, линей. Пропорций как средство художественной выразительности.

Живопись с элементами аппликации.

1 час







34.

Музей искусств.

Беседа.

1 час







35.

резерв


«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

Игровые формы, конкурсы, творческие задания.

1 час









Список литературы


  1. Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -9 классов – М.: Просвещение, 2007.

  2. Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2007 – 111 с.

  3. И.В. Федотова. Изобразительное искусство 2 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской - Волгоград: Учитель, 2008 -171 с.

  4. И.К. Щеблыкин и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

  5. Е.А. Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002. – 64 с.(Серия вместе с детьми»).

скачать


Смотрите также:
Образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» 2 класс (Образовательная система Л. В. Занкова) Учителя начальных классов: Архипкиной Татьяны Николаевны 2013 / 2014 учебный год
193.7kb.
Программа "Изобразительное искусство и его история". Образовательная программа для учителей начальных классов. Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4 класс
62kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Курячей Татьяны Владимировны учителя начальных классов 2013-2014 учебный год Обучение грамоте 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Раздел
276.2kb.
Тематическое планирование по технологии для 1 класса на 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов маоу «сош №131» г. Перми
243.88kb.
Тематическое планирование по русскому языку для 1 класса на 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов маоу «сош №131» г. Перми
198.54kb.
Образовательная программа по ступеням обучения Учебный план на 2013-2014учебный год Сведения об умк, реализуемых в 2013-2014 учебном году
977.04kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по информатике и икт учебный предмет «Технология», 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
126.01kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Математика» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
326.2kb.
Рабочая программа по технологии на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
216.83kb.
Рабочая программа по риторике на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
142.71kb.
Учебный план на 2012-2013 учебный год (базовая образовательная программа) пояснительная записка к учебному плану мбоу «Лабазинская сош» на 2013 2014 учебный год
403.35kb.