Главная стр 1
скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Бурасы

Новобурасского района Саратовской области»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/ _____________ /

ФИО


Протокол № ___ от

«__»________________20__г.




«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ п. Бурасы »

_____________/_____________./

ФИО


«___»__________________20__г.


«Утверждаю»

Руководитель

МОУ «СОШ п.Бурасы »

___________/ ______________. /

ФИО

Приказ № ___ от



«__»____________________20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
__Косякова Лариса Викторовна__

категория первая


«ОРКСЭ . Основы светской этики» (5 класс)

Предмет, класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__»____________20____г.

2013- 2014учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения), Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и с учётом авторской программы А. Я. Данилюк

«Основы религиозных культур и светской этики” для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2011 г.

Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в учебнике, адресованном учащимся «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.М. Просвещение,2011г.

В качестве дополнительной литературы для учащихся используется учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин.- М.:ООО «ТИД Русское слово- РС», 2011г. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Учебник 4 класс. Светская этика; Федеральный государственный стандарт образовательная система «Школа 2100». М.: « Баласс» 2011 г.

Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

Место изучения модуля «Основы светской этики » в учебном плане.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»с 1 сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34часа.



В рабочей программе нашли отражение цели и задачи преподавания курса

«Основы светской этики»

Цели курса:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В связи с поставленной целью определяются задачи курса:

знакомство учащихся с основами светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно – воспитательной системой имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно- смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:



  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:



  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.

Новизна и актуальность:

Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания (возрождение воспитательной деятельности). Критерием для определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:


  • характер современного национального воспитательного идеала;

  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;

  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

При разработке рабочей программы «Основы светской этики» в качестве основы использовалась Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в исходную программу внесены дополнения:

  • определенна оценка личностных метапредметных результатов освоения программы;

  • определены виды деятельности, направленные на достижение планируемых результатов;

  • осуществлена интеграция исследовательской деятельности с предметом «Окружающий мир».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России



Содержание программы модуля «Основы светской этики»

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.



Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »

  • любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;

  • правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.

  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.

Принципы построения модуля «Основы светской этики»

При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.



1.Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам уже известны из других учебных предметов.

2.Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.

В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:


  • обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных учащимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:



  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Данная рабочая программа строиться с учетом таких подходов, как:

целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

активизация познавательной активности школьников;

создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в рабочей программе выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:


  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

  • формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Работа по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие учащимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:


  • текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

  • составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

  • защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;

  • выставки работ учащихся.

При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе без отметочного обучения:

  • стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

  • пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

  • рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду критериев:

  • понимание изучаемого материала;

  • степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

  • самостоятельность суждений;

  • умение поддержать и выстроить диалог;

Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой – «зачёт» или « незачёт».

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

ученик должен:

знать /понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.



уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;



-готовить сообщения по выбранным темам.

Учебно-тематический план модуля « Светская этика»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы

тесты

Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч.

1

Россия- наша Родина.

1

1







2

Что такое светская этика

16

1







3

Культура и мораль




1







4

Особенности морали




1







5

Добро и зло




2







6

Добро и зло




1




7

Добродетель и порок




2







8

Добродетель и порок




1




9

Свобода и моральный выбор




1







10

Свобода и ответственность




1

1




11

Моральный долг




1







12

Справедливость




1







13

Альтруизм и эгоизм




1







14

Дружба




1







15

Что значит быть моральным




1







16

Творческие работы учащихся.




2

1

1

17

Творческие работы учащихся.




1




18

Род и семья- исток нравственных отношений

13

1







19

Нравственный поступок




1







20

Золотое правило нравственности




1







21

Стыд, вина и извинение




1

1




22

Честь и достоинство




1







23

Совесть




1

1




24

Нравственные идеалы




2

1




25

Нравственные идеалы




1




26

Образцы нравственности в культуре Отечества




1







27

Этикет




1







28

Семейные праздники




1







29

Жизнь человека- высшая нравственная ценность




1







30

Любовь и уважение к Отечеству.




1







31

Подготовка творческих проектов.

4

1

4

1

32

Творческие работы учащихся




1







33

Творческие работы учащихся




1







34

Итоговая презентация творческих проектов.




1










Итого:

34












РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические пособия.

Для учителя:

Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга I. Москва «Наука и слово» 2009 г. Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга II. Москва «Наука и слово» 2009 г. Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга III. Москва «Наука и слово» 2009 г.

Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету« Духовно – нравственное воспитание и православная культура». Москва «Наука и слово» 2010 г.

Розина О.В. Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 5 «Духовные и культурные ценности Святой Руси в современном образовании и воспитании». Москва 2010 г.

Розина О.В. Духовные основы русской культуры изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 6 «Христианские семейные ценности: прошлое и настоящее» Москва 2010 г

Для учащихся:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4- 5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

Детский православный календарь на 2012 год. Автор: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище. Москва 2011 год.

Дополнительная литература для учителя:

Основы православной культуры. Православие культурообразующая религия России. Автор: Бородина А.В. Издательство« Экзамен». Москва 2011 год.

Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007.

Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.

Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 С. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.

Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. - Самара: 2001. - 51 С.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998. - 279 С. Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников".Вып. 7)

Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. - СПб.: 2001. - 190 С.

Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников".Вып. 8)

Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников".Вып. 8)



Дополнительная литература для учащихся:

Основы религиозных культур народов России 4 класс. Автор: Сахаров А.Н. Москва « Русское слово» 2011 год.

Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2004

Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд. Новосибирск, 2010.

Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011

Православный толково-орфографический словарь школьника. / Под ред. проф. Архиповой Е.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007

Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта+

Православный толково-орфографический словарь школьника. / Под ред. проф. Архиповой Е.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007

Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.

Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 С. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.

Электронные издания

Сокровища России. Введение в русское искусство.

Библейская энциклопедия.

Иллюстрированная библейская энциклопедия.

Православная икона

Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)

Видеофильмы

История Земель российских [Видеозапись]

Из истории русской письменности - 1 [Видеозапись]

Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздании. 1813-1931-2000 [Видеозапись].

Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]

Московский Кремль. [Видеозапись]

Художники России. [Видеозапись]

Художники России - 2. [Видеозапись]

Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]

Сказка про сказку. [Видеозапись]

Сокровищница народного творчества. [Видеозапись]

Великий Эрмитаж. [Видеозапись]

Третьяковская галерея. [Видеозапись]

Слайд – альбомы

Соболева Н.А. Современная российская символики: слайд - комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.

Фролова И.Н. Славянские образы с древности до наших дней: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие.

Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.

Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

Лисова К.Л. Киев - мать городов русских: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие.

Лисова К.Л. И город Владимир большой заложил: Слайд-комплект для работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие. Лекция «И город Владимир большой заложил...» подразделяется на следующие темы:

1. Боголюбовская сказка – Рождественский собор в Боголюбове.

2. Чистота совершенства - церковь Покрова на Нерли.

3. «И город Владимир украсил дивно…»- Успенский собор.

4. «В честь рождения сына…» - Дмитриевский собор.

5. Славные имена – Александр Невский, Дмитрий Донской.
Технические средства.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, телевизор, DVD, музыкальный центр.


Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.



Календарно-тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

модуль основы светской этики 4 класс



п/п



Тема урока

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)




Дата




УУД

Научится

Получит возможность научиться

По плану

Факт

1

Россия - наша Родина.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уваже-ние к народам, насе-ляющим Россию, к их истории и культуре.


принимать нравст-венные ценности: Отечество, долг, нравственность,

миролюбие, как основы культурных традиций многона-ционального народа России.




ЛУУД: формировать основы российской гражданской иденти-чности, чувства гор-дости за свою Родину.

РУУД: осознавать этапы организации учебной работы.







2

Что такое светская этика

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

первоначальным представлениям о свет-

ской этике.



понимать значение

этики в выстраива-

нии конструктивных отношений в общес-

тве.


РУУД: овладевать способностью при-нимать и сохранять

цели и задачи учеб-ной деятельности, находить средства её осуществления.



ПУУД: овладевать логическими дейст-виями сравнения, установления анало-гий и причинно- следственных связей, построений рассуж-дений.

ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций сво

ей страны.










3

Культура и мораль

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

первоначальным представлениям об

основах светской

морали.


понимать значение морали и культуры в

жизни людей и об-ществе.










4

Особенности морали

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

осознавать прочитан-ный и услышанный текст, соотносить пос-тупки героев с мо-ральными и нравст-венными нормами, де-лать выводы.

понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности.







5

Добро и зло

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.



чувству ответствен-ности за себя и своих близких.

понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им.



ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость

КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

РУУД: овладевать способностью прини-мать и сохранять це-ли и задачи учебной деятельности, а так-же находить средства её осуществления.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на тексто-вом материале.








6

Добро и зло

Закрепление знаний и способов деятельности.


осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.







7

Добродетель и порок

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


строить сообщения в устной и письменной форме.


преобразовывать практическую зада-

чу в познавательную.









8

Добродетель и порок.

Закрепление знаний и способов деятельности.


анализировать изуча-

емые объекты с выде-лением существенных признаков.









9

Свобода и моральный выбор человека

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

осознавать ценность нравственности и духовности в челове-ческой жизни.

проявлять творчес-

кую инициативу, самостоятельность

в групповой работе.


ЛУУД: развитие само-стоятельности и лич-

ной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной спра-ведливости.

ПУУД: обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить сравнения на тексто-

вом материале.








10

Свобода и ответственность

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изучаемые объекты с выделением сущест-венных признаков.







11

Моральный долг

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


учитывать другое

мнение и позицию, стремиться к коорди-

нации различных пози-

ций в сотрудничестве.



сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.







12

Справедливость

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


формулировать собственное мнение и позицию.


РУУД: развитие эти-ческих чувств как регуляторов мораль-

ного поведения.



КУУД: готовность слушать собеседни-

ка, вести диалог, приз-навать существование различных точек зре-

ния и права каждого иметь свою собствен-

ную









13

Альтруизм и эгоизм

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

передать главное из прочитанного и прослушанного текста.

работать со словарём.




понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.








14

Дружба

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

оценивать характер взаимоотношений лю-

дей с позиции развития этических чувств, по-нимания чувств дру-

гих людей и сопере-

живания им.



проявлять творчес-

кую инициативу, самостоятельность

в групповой работе.


ЛУУД: формирование моральной самооцен-

ки, ориентации на моральные нормы

и их выполнение.

РУУД: осуществлять пошаговый и итого-

вый самоконтроль результатов деятель-ности.









15

Что значит быть моральным

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

работать со словарём.

анализировать ответ.










16

Творческие работы учащихся.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.


излагать свое мнение

по поводу значения православной куль-туры в жизни людей и

общества.


осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятель-

ности на основе осоз-

наваемых целей,

намечать новые це-

ли.


ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.







17

Творческие работы учащихся.

Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.


при контроле своей

работы уметь обраща-

ться к различным источникам информации.

давать оценку и анализировать ответ.




проявлять творческ-

ую инициативу, самостоятельность

в групповой работе








18

Род и семья-исток нравственных отношений

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.


сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

КУУД: Излагать

своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.



ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

ПУУД: обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить срав-нения на текстовом материале.









19

Нравственный поступок

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

грамотно формулиро-вать вопросы.

самостоятельно обра-щаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.










20

Золотое правило нравственности

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.










21

Стыд, вина и извинение

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

оценивать характер взаимоотношений лю-

дей с позиции разви-тия этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им.






ЛУУД: ценить и при-нимать базовые цен-ности: «добро»,

«родина», «семья», «мир», «настоящий

друг», «справедли-

вость», «понимать позицию другого.



ПУУД: овладевать логическими дейст-вииями сравнения, установления анало-гий и причинно- следственных связей, построений рас-суждений.

ЛУУД: формиро-

вать основы для принятия культурных традиций сво-

ей страны.








22

Честь и достоинство

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.


чувствам

нравственности, основанных на свободе совести и духовных традициях народов России.










23

Совесть

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя, това-

рищей








24

Нравственные идеалы

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

формулировать собственное мнение и позицию.


понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.



РУУД: развитие этических чувств

как регуляторов морального поведения.



КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, призна-

вать существование различных точек зре-

ния и права каждого иметь свою собствен-

ную









25

Нравственные идеалы

Закрепление знаний и способов деятельности.








26

Образцы нравственности в культуре Отечества

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мне-

ние и позицию, стре-

миться к координации различных позиций в сотрудничестве.



понимать и прини-мать значение нрав-ственных норм для достойной жизни личности.








27

Этикет

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжела-тельности и эмоцио-нально - нравственной отзывчивости, пони-мания чувств других людей и сопережива-ния им







28

Семейные праздники

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.







29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности







30

Любовь и уважение к Отечеству

Комплексное применение знаний и способов деятельности.


чувствам гордости за

свою Родину, герои-ческое прошлое Рос-сии, чувствовать эмо-циональную сопричас-тность подвигам и до-стижениям её граж-дан.



понимать и осозна-

вать ценность нрав-ственности и духов-

ности в человечес-

кой жизни.



ЛУУД: воспитывать

доверие и уважение к истории и культуре

Отечества.








31

Подготовка

творческих проектов.



Комплексное применение знаний и способов деятельности.


поиск необходимой информации для вы-полнения заданий.

подготовка сообще-ний и проектов по выбранным темам.

вносить необходимые коррективы в дейст-вия на основе его оценки и учета харак-тера сделанных ошибок.


проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-

сурсов сети Интернет.


РУУД: самостоя-

тельное создание способов решения проблем творческо-го и познавательно-го характера. Вносить необходи-мые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов.



КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договаривать-ся о распределении ролей в совместной деятельности.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и допол-нительной литера-туры и источников Интернета.Отбирать, систематизировать и фиксировать инфор-мацию.







32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе».

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся


участвовать в диспу-тах: слушать собесед-ника и излагать своё мнение.

строить логическое рассуждение, включа-ющее установление причинно- следствен-ных связей.










33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины».

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся


участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей



выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи.

проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений.

соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.











34

Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся


участвовать в диспу-тах: слушать собесед-ника и излагать своё мнение.

адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя, товарищей.


понимать и прини-мать значение нрав-ственных норм для достойной жизни личности и семьи.

понимать и прини-мать значение мо-рально- ответствен-ного поведения в жизни человека и общества.

понимать и осозна-вать ценность нрав-ственности и духов-ности в человеческой

жизни.











скачать


Смотрите также:
Образовательная программа по курсу «основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) модуль «Основы светской этики»
410.64kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
204.19kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
221.58kb.
Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики разработана на основе программы А. Я. Данилюка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
133.45kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
138.52kb.
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
288.82kb.