Главная стр 1стр 2
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Елюзань


Рассмотрено на МО Принято на педсовете Утверждаю

Протокол №1 Протокол №1 Директор школы

от 29.08.2012 г от 30.08.2012 г _______Давыдова Н. Д.

Приказ №196 /1 от 1.09.2012 г

Образовательная

программа начального общего образования

по музыке

Образовательная программа начального общего образования по музыке МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань

Пояснительная записка

Образовательная программа по музыке начального общего образования МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань разработана на основе примерной программы по музыке для начальной школы, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Содержание образовательной программы разработано с учетом основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в образовательной программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.



Задачи музыкального образования образовательной программы МБОУ СОШ с Нижняя Елюзань:

формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии образовательной программы предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;

в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:



адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане школы

В учебном плане МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань в 1-4 классах на предмет «Музыка» отводится по 1 часу в неделю, общий объем -138 часов (33 часа в I классе, по 35 часов – во 2–4 классах).

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:

«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.

«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.

«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).

«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.

Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.


Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.



Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.



Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.



Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание учебного предмета

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.



Основные закономерности музыкального искусства

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


Тематическое планирование уроков музыки
Первый класс (1 ч в неделю, всего 33 ч.)
Мир музыкальных образов

п/п

Кол-во

часов

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

1 четверть. Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (9 ч.)

Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя (1-й урок) 1 ч

1

1 ч.

Музыка вокруг нас

Творчество композитора – исполнителя – слушателя.



Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Мелодия». Народные песни, танцы и марши.

Три основы музыки

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Открытие разных способов исполнения и записи музыки.



Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Выявить основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества.

Выявить и определять на слух три основные сферы музыки: песня, танец, марш.

Передавать в пении, движении, пластическом интонировании, графической записи особенности песни, танца, марша

Разучивать и исполнять народные песни, маршевые и танцевальные мелодии.

Осуществлять первые опыты импровизации (в пении, игре, пластике) в характере основных жанровых сфер музыки.

Различать выраженные в музыке чувства и характер человека.










Маршевая музыка (2–3 уроки), 2 ч







2-3

2 ч.

Какие бывают марши?

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Духовой оркестр. Соотношение вступления и основной темы в марше. Особенности маршей П.Чайковского, Л.Бетховена, С.Прокофьева.



Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

С.Прокофьев. Марш из «Детской музыки». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Л.Бетховен. Тема 2 части симфонии №3.

Кто марширует?

Средства воплощения образного разнообразия маршей: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр.



Музыкальный материал:

П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков

Маршевая музыка Бетховена

Марш в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Симфонический оркестр.



Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.

Определять жизненную основу маршевых интонаций, передавать характер маршевой музыки в движении.

Разучивать и исполнять маршевые мелодии.

Сравнивать марши по характеру и стилевой принадлежности (на интуитивном уровне).

Искать пути пластического и графического выражения маршевых мелодий.

Импровизировать и переинтонировать маршевые мелодии.

Подбирать ритмическое сопровождение к маршам на детских музыкальных инструментах.



Познакомиться с элементами нотной записи.











Танцевальная музыка (4–5 уроки), 2 ч







4-5

2 ч

Какие бывают танцы?

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.



Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская».

С.Прокофьев. «Вальс» из «Детской музыки».

Разнообразие вальсов

Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах.



Музыкальный материал:

П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»

С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».

П.И.Чайковский. «Камаринская»

Народный наигрыш и его композиторская интерпретация. Содержание и форма пьесы. Вариации. Танцевальная музыка Л.Бетховена

Танец в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра.


Знакомиться с разными танцами, характеризовать их музыкальные образы, выявлять особенности ритмо-интонаций, выделять в танцах ритмическую фигуру.

Разучить и исполнить танцевальные мелодии.

Передавать характер танцев в движении.

Инсценировать музыкальные образы танцев.

Сравнивать вальсы по интонационно-образному содержанию.

Определять (первые пробы) автора незнакомой музыки в сравнении с ранее изученными произведениями этого автора.

Разучить (петь, пластически интонировать) тему плясового наигрыша «Камаринская», прогнозировать пути ее изменения (варьирования) в пляске.

Слушать одноименную пьесу П.Чайковского, ориентируясь по графической записи.

Сочинить ритмическую партитуру к пьесе «Камаринская», петь и пластически интонировать пьесу в сопровождении детских шумовых музыкальных инструментов.

Получить представление о форме вариаций и варьировании как типе развития.

Инсценировать музыкальный образ пьесы и представить своим одноклассникам.

Разучить (петь, пластически интонировать) побочную тему финала Пятой симфонии Л. Бетховена










Песенная музыка (6-7-8 уроки), 3 ч







6,7,8

3 ч.

Какие бывают песни?

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма. Песня без слов.



Музыкальный материал:

Русская народная песня «Во поле береза стояла», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации.

П.Чайковский. «Мелодия» для скрипки

и ф-но, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин». Слова и музыка в песне

Взаимодействие слов и музыки в песне.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Осень».

Песенная музыка Бетховена

Песенная мелодия в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра. Первоначальный опыт выявления характерных особенностей музыки Л.Бетховена.



Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Связующая тема экспозиции финала Пятой симфонии.

Пьесы для фортепиано П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева

Мелодия напевная и речитативная. Песенные мелодии в фортепианных пьесах П.Чайковского и С.Прокофьева. Построение пьес. Трехчастная форма. Взаимодействие содержания и композиции в музыке



Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Сладкая греза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

С.Прокофьев. «Раскаяние»

Кто написал эти мелодии?

Своеобразие песенных мелодий разных композиторов (Л.Бетховен, П.Чайковский, С.Прокофьев).



Музыкальный материал:

П.Чайковский. Главная тема 2 части симфонии № 4.

С.Прокофьев. Побочная тема из 1 части симфонии № 7.Л.Бетховен. Связующая тема из экспозиции 4 части симфонии № 5.

Разучивать и исполнять песни народные и композиторские.

Выявлять интонации, типичные для разных песенных жанров.

Сочинять мелодии к словам песен.

Подбирать слова к мелодии песни.

Разыгрывать песни и представлять своим одноклассникам.

Познакомиться с элементами нотной записи.

Разучивать и исполнять мелодии пьес П.Чайковского, С.Прокофьева.

Наблюдать за отражением в музыке различных чувств и мыслей человека.

Определять форму построения фортепианных пьес.

Размышлять о признаках, подтверждающих принадлежность разных мелодий перу одного композитора.

Разучивать и исполнять (в пении, пластическом интонировании) связующую тему финала Пятой симфонии Бетховена, ориентируясь по графической записи.

Определять жанровую основу и характерные черты мелодий Бетховена, наблюдать за их развитием.

Разучивать и исполнять мелодии пьес П.Чайковского, Л.Бетховена, С.Прокофьева

Наблюдать за отражением в музыке различных чувств и мыслей человека.

Определять характерные особенности мелодий П.Чайковского, Л.Бетховена, С.Прокофьева, наблюдать за их развитием.

Прослушать три пьесы из «Детского альбома» («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), сочинить разные музыкальные истории, меняя последовательность пьес, обсудить зависимость содержания музыки от ее построения.











Моделирование музыкального произведения (9-й урок), 1 ч







9

1 ч.

Собираем музыкальное произведение Л.Бетховена

Композиционные функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение).



Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии.

Петь, пластически интонировать, анализировать музыкальные темы в опоре на графическую запись.

Составлять композицию произведения из его частей, опираясь на представление о композиционных функциях музыкальной и разговорной речи.

Слушать и пластически интонировать экспозицию финала симфонии целиком.




2 четверть. «О чем говорит музыка?» (7 ч.)

Выразительность и изобразительность в музыке (1-й урок), 1 ч

10

1 ч.

О чем рассказывает музыка?

Выразительность и изобразительность в музыке.



М.И.Глинка. «Попутная песня». Слова Н. Кукольника

Выражение в музыке чувств и мыслей человека.



Музыкальный материал

М.Глинка. «Попутная песня».

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Сочинять мелодии музыкальных пьес по их названиям и иллюстрациям к ним.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.

Разучивать и исполнять песню, соотносить содержание и форму в песне, сравнивать разные интерпретации.










Портрет в музыке (2–3 уроки), 2 ч







11

1 ч.

Музыкальный портрет

Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя. «Выходили красны девицы». Русская народная песня

Сходство и различие музыкальных образов песни.


Размышлять о возможностях музыки в отражении внешнего и внутреннего облика человека.

Разучить русскую народную песню «Выходили красны девицы» в опоре на нотную и графическую записи.

Создавать разные музыкальные портреты путем переинтонирования одной мелодии.

Разыграть песню по ролям.






12

1 ч

Герои симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности.



Разнообразие движений в музыке

Движение как важнейшая характеристика музыкального образа. Особенности движений в музыке и средства их воплощения.



Музыкальный материал:

С.Прокофьев. Музыкальные образы симфонической сказки «Петя и волк». Вальс из оперы «Война и мир».

Л.Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.

П.Чайковский. «Мама», «Баба-Яга», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

М.Глинка. Попутная песня.

Слушать, петь, пластически интонировать музыкальные портреты героев симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк».

Характеризовать тембровую окраску темы каждого героя. Слушать, петь, пластически интонировать разнообразные музыкальные фрагменты.

Выявлять сходство и различие разных типов движения в музыке. Определять особенности музыкального воплощения движений.










Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя (1-й урок), (4-5-6 уроки), 3 ч







13,14,15

3 ч.

Л.Бетховен. Пятая симфония. Третья часть

Развитие музыкальных образов в произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки.



Музыкальный материал:

Л.Бетховен. 3 часть Пятой симфонии.

Л.Бетховен. Пятая симфония. Четвертая часть

Развитие музыкальных образов в произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки.



Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии.

Как связаны части в симфонии Л.Бетховена?

Развитие музыкальных образов в произведении. Интонационно-тематическое родство в симфонии.



Музыкальный материал:

Л.Бетховен. 3 часть и экспозиция финала Пятой симфонии.

Слушать, петь, пластически интонировать диалог двух музыкальных героев в опоре на графическую запись.

Наблюдать за изменением тем-образов в процессе развития, обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений, отмечать этапы сближения музыкальных героев, анализировать средства музыкальной выразительности.

Прогнозировать последующее развитие музыкальной истории Бетховена, аргументировать музыкой выдвинутые предположения в опоре на графическую модель музыки, проверить себя – послушать музыку Бетховена.

Слушать и пластически интонировать 3 часть и экспозицию финала Пятой симфонии Бетховена, ориентируясь на ее графическую запись.










Особенности музыки П. И. Чайковского (7-й урок), 1 ч







16

1 ч.

П.И.Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»

Начальные представления о композиционных функциях музыки (вступление и завершение).



Музыкальный материал:

П.Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви». П.И.Чайковский. «Детский альбом»

Начальные представления о композиционных функциях музыки: группировка частей цикла. Что отличает музыку П.И.Чайковского?

Своеобразие музыкальной речи П.И.Чайковского.


Слушать и следить по графической записи две пьесы («Утренняя молитва», «В церкви») из цикла «Детский альбом».

Выявлять зависимость характера мелодической линии пьесы от ее местоположения в цикле.

Составить звуковое оглавление цикла «Детский альбом» П.Чайковского.

Размышлять о последовательности пьес в цикле и группировать их.

Слушать и анализировать разные интерпретации одной-двух пьес (по выбору учащихся).

Определить особенности музыкальной речи П.Чайковского.




3 четверть. Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете. (9ч.)




Жизнь музыкальных образов в балете (1–2 уроки), 2 ч




17-18

2 ч.

Как создается балет?

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля.



П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица» (2 разворота)

Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке.

Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие.

Музыкальный материал:

П.Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица».


Выявлять специфические особенности балетного спектакля и размышлять о процессе его создания.

Распознавать выразительный смысл музыкальных образов в балете.

Создавать на основе музыкального образа словесный и пластический портреты сценического героя.

Подбирать из знакомых вальсов П.Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу.

Просмотреть в классе видеофрагмент сцены бала и обсудить его с одноклассниками.

Распознавать по музыке последовательность событий на балу.

Разыграть в классе фрагменты финала 1-го действия.










Жизнь музыкальных образов в опере (3–4 уроки), 2 ч







19-20

2 ч.

М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» (3 разворота)

Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения в опере. Мужской, женский и смешанный хоры.



Музыкальный материал:

М.Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».

Распознавать и оценивать выразительный смысл музыкальных образов в опере.

Создавать на основе музыки образы сценических героев оперы в слове, жесте, движении.

Определять разновидности хоров (мужской, женский, смешанный).

Разучить хоры интродукции.

Разработать план инсценировки и разыграть в классе фрагменты сцены встречи ополченцев.

Моделировать мелодию заключительного хора («Беда неминучая») на основе интонаций предшествующих хоров.










Жизнь музыкальных образов в симфонии (5–8 уроки), 4 ч







21-24

4 ч.

Как создается симфония?

Своеобразие инструментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра.



Л. Бетховен. Пятая симфония. Первая часть (5 разворотов)

Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем-образов. Первоначальные представления о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды.

Инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

Л.Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (экспозиция, разработка, реприза, кода).


Выявлять специфические особенности симфонической музыки и процесса ее создания.

Знакомиться с музыкальными героями симфонии: слушать, петь, пластически интонировать, характеризовать основные темы-образы в опоре на графическую запись.

Предвосхищать возможные пути развития музыкального действия.

Аргументировать свои высказывания импровизацией музыки.

Распознавать выразительный смысл музыкальных образов симфонии.

Анализировать характер изменений тем-образов в процессе их развития (разработка, реприза, кода), выявлять причинно-следственные связи соотношения тем-образов и их взаимодействия.

Сравнить разные интерпретации экспозиции симфонии (слушание, пластическое интонирование) и обсудить в классе особенности трактовки музыки в каждом исполнении.




25

1 ч.

Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?( 9 урок) 1ч.

Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений.



Выявлять и сравнивать особенности бытования музыкально-сценических и инструментальных жанров музыки в современных условиях.




4 четверть. «Как говорит музыка?» (8 ч.)

Интонационная природа музыкальной речи (1–2 уроки), 2 ч

26-27

2 ч.

Речь музыкальная и разговорная

Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций.



Интонация в речи музыкальной и разговорной

Интонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. С.С.Прокофьев. «Болтунья». Стихи Агнии Барто

Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо.


Вспомнить изученные музыкальные произведения, найти в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передавать их в своем исполнении.

Сравнивать музыкальную речь одного героя в разных обстоятельствах, выявлять в ней изменения.

Переинтонировать мелодию в соответствии с учебной задачей.

Подбирать слова к мелодии и мелодию к словам.

Разучить песню С.Прокофьева «Болтунья».

Определить особенности формы рондо в музыке.











Музыкальные диалоги

Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов.



Музыкальный материал:

М.Глинка. Интродукция из оперы «Иван Сусанин».

Л.Бетховен. Главная тема 1 части Пятой симфонии.

С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

«Солдатушки, браво-ребятушки». Русская народная песня

Взаимодействие героев в музыкальном диалоге. Сходство и различие музыкальной речи участников диалога.



Вспомнить изученные музыкальные произведения, найти в них диалоги согласия и борьбы, ссоры и примирения, сомнения и убеждения и др.

Разыграть в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений.

Вспомнить (петь, пластически интонировать, анализировать) темы музыкальных героев симфонической сказки.

Прослушать симфоническую сказку целиком.

Выявить и охарактеризовать диалоги музыкальных героев сказки.

Сделать музыкальный пересказ диалогов в опоре на интонации музыкальной речи героев и разыграть эти диалоги.

Составить краткую схему-план симфонической сказки.

Прочитать по ролям слова русской народной песни «Солдатушки, бравы-ребятушки» и сочинить к словам мелодию.



Разучить народную песню.










Временная природа музыки (3-4 урок), 2 ч







28-29

2 ч.

Музыка живёт во времени

Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм.


Отличия передачи

событий в живописи и музыке.

Коммуникативные

функции разделов

музыкальных форм.

Музыкальный

Материал:

С. С. Прокофьев.

Симфоническая сказка

«Петя и волк» и пройденные музыкальные

произведения


Выявляют временную при-

роду искусства в процессе сравнения живописного и музыкального произведений.



Характеризуют значение

основных разделов построения музыкального произведения.



Анализируют построение

изученных музыкальных

произведений.

Размышляют о связи фор-

мы произведения с его содержанием.



Выявляют особенности его

исполнения.



Вспоминают (поют, пластически интонируют, ана-

лизируют) темы музыкальных героев симфонической

сказки.

Разбираются в поряд-

ке составления схемы-

партитуры сказки.

Слушают симфоническую

сказку целиком и следят по схеме-партитуре, выявляют недостающие элементы и дописывают их.



Характеризуют диалоги му-

зыкальных героев сказки.



Импровизируют в парах

музыкальный пересказ

диалогов.











Вторая часть в музыкальной истории симфонии (5-й урок), 1 ч







30

1 ч.

Л.-в. Бетховен.

Пятая симфония.

Вторая часть

(три разворота)

Содержание музыкальных образов второй части, выразительные и изобразительные черты

музыки. Взаимодействие

тем в двойных вариациях.

Этапы развития тем второй части.


Вспоминают музыку пер-

вой, третьей и четвёртой

частей Пятой симфонии

Бетховена.



Выявляют изменения

в музыке двух героев

(характер тем и их со-

отношение) в оконча-

нии первой и начале

третьей части

симфонии.

Проводят эксперимент

с целью выявления

интонационно-образного

содержания второй части

симфонии.

Сочиняют свои мелодии

и сравнивают их с компо-

зиторскими Слушают, поют, пластически интонируют, анализируют две основные темы второй части Пятой сим-

фонии.


Наблюдают за изменения-

ми тем от вариации

к вариации, ориентируясь

по графической записи.



Исследуют преобразование

двух тем в кульминации части и анализируют коду как

обобщение музыкального

развития второй части.












Музыкальная история симфонии (6-й урок), 1 ч







31

1 ч.

Людвиг ван Бетховен.

Пятая симфония

Обобщение жанра симфонии.

Первоначальное

Представление о содержании и композиционной

функции частей

симфонического цикла.



Вспоминают (слушают, поют, пластически интонируют) развёртывание

музыкальной истории в Пятой симфонии Бетховена.

Характеризуют каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории.

Выявляют характерные

особенности музыкальной

речи Бетховена.

Анализируют интонационные связи частей симфонии, сквозное развитие тем-образов.



Исполняют одну из частей

Пятой симфонии Бетховена (по выбору).












Мир музыкальных образов (6-7 уроки), 2 ч







32-33

2 ч.

Мир музыкальных

образов

Разнообразие образов

музыки М. И. Глинки,

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева,

Бетховена. Характерные

черты музыкальных

стилей композиторов.

Выразительные

возможности основных

элементов музыкального

языка и их неразрывное

единство в живой

музыкальной речи.




Вспоминают народные

песни и произведения

М. И. Глинки, П. И. Чай-

ковского, С. С. Прокофье-

ва, Л.-в. Бетховена, напевают их основные темы.

Выявляют интонации,

характерные для музыки

каждого композитора.

Анализируют музыку, при-

меняя знания основных средств музыкальной выразительности.

Исполняют фрагменты

пройденных произведений

(по выбору учащихся).

Рисуют обложки для нот

«Детского альбома»

Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Слушают, анализируют,

передают в графической

записи особенности

разных интерпретаципьесы Чайковского

«Болезнь куклы».

Придумывают правила

конкурса знатоков класси-

ческой музыки и проводят

его в классе.

Составляют программу

концерта из своих люби-

мых произведений.























скачать

следующая >>
Смотрите также:
Образовательная программа по музыке начального общего образования мбоусош с. Нижняя Елюзань разработана на основе примерной программы по музыке для начальной школы
523.9kb.
Рабочая учебная программа по музыке 2-4 классы
291.22kb.
Рабочая учебная программа по музыке 5-7 классы
298.11kb.
Рабочая программа основного общего образования по музыке разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
1183.98kb.
Образовательная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (базовый уровень) и учебно-методического комплекта «Музыка 1-4 классы»
209.68kb.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы»
196.97kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы п. Схпк им. Л
119.21kb.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования моу оош №11 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
4432.14kb.
Рабочая программа по музыке создана на основе примерной программы по музыке
432.41kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного
12301.09kb.
Программа начального общего образования содержание
2266.51kb.