Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«БЕГУНИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена

к реализации Педагогическим приказом директора Советом протокол № № от «01» сентября 2012г.

от « 01» сентября 2012 года ____________ Литовченко В.А.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ – ДОМРА

«инструментальное исполнительство»

(АДАПТИРОВАННАЯ)

Срок реализации

программы - 7 лет


Возраст учащихся – от 7 до 16 лет

Составитель: преподаватель Вахрушева Е.А.

Санкт-Петербург

2012г

Пояснительная записка



Образовательная программа художественно - эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Домра».

(1-7классы).
1.Цели и задачи образовательной программы.

- достижение уровня развития личности, достаточного для её творчески – деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;

- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;

- достаточно высокая степень овладения знаниями, умениями и навыками по выбранному виду искусства, необходимая для приобретения собственного опыта художественной деятельности;

- создание наиболее благоприятных условий для обучения способных детей, готовых к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства после окончания школы

Содержание программы учитывает достижения мировой музыкальной культуры, российских традиций, культурно – национальные особенности региона и направленно на создание условий для развития личности ребёнка, развития мотивации к познанию и творчеству, посредством дифференцированного музыкального развития каждого ребёнка, взаимодействия с семьёй и удовлетворения социального заказа.

Задачи:

Обучающие:

- формирование специальных знаний, умений и навыков игры на инструменте;

- развитие основных технических навыков (работа над гаммами, упражнениями, этюдами);

- знание музыкальных терминов;

- формирование навыка работы над музыкальными произведениями различной степени трудности с целью публичного выступления, а также с целью ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара;

- формирование навыков чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху, транспонирование простых мелодий;

- формирование навыков самостоятельной работы.

Развивающие:

формирование музыкально – интеллектуальных качеств, развитие эмоциональности, художественно – образного мышления .


Воспитательные:

- развитие в процессе обучения игре на домре у учащихся деловых качеств, таких как самостоятельность, целеустремленность, активность, дисциплинированность, аккуратность, достижение поставленной цели;

- ориентация учащегося на творчество в любой сфере деятельности

Формирование личности юного музыканта через участие в различных концертах, конкурсах, смотрах, фестивалях, родительских собраниях;

Посещение вместе с учащимися концертов профессиональных артистов,

спектаклей, обсуждение прочитанных книг.

Новизна программы:

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она, направлена на практическое овладение инструментом для дальнейшей профессиональной деятельности, на стимулирование исполнительской практики учащихся.

Программа включает учебно – тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение, что создаёт условия для успешной её реализации.

Возраст: программа предназначена для обучения детей с 7(8) – летнего возраста до 16 лет (ко времени окончания ребёнком общеобразовательной школы)

Срок реализации: 7(8) лет, обучение может быть закончено в 7 классе (по полной программе) или в VIII классе в группе профессионально ориентированных учащихся.

Основной формой учебной работы: в классе является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.

Дополнительные формы занятий: прослушивание CD с записями известных исполнителей на домре и русских народных коллективов, посещение концертов.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Беседа, объяснение, рассказ по теме, наглядный показ на инструменте, практическое исполнение музыкальных произведений осуществляются с учётом интересов и потребностей обучаемых.

Важной частью учебно-воспитательной работы является проведение классных собраний. Тематика собраний разнообразна: прослушивание музыки (в живом исполнении или в записи) с последующим обсуждением, концерты силами учеников и с участием педагога, посвящённые различным событиям музыкальной жизни, подведение итогов полугодия, заключительная оценка педагогом успехов класса.

Различные формы подведения итогов освоения программы:

1. Основной формой учета успеваемости является выставление оценок по результатам:

-текущих уроков;

-академического концерта (в конце 2, 4 четверти);

-технических зачетов;

-экзамена;

-концертов народного отдела;

- концертов для родителей.

2.Участие учащихся в профессиональных музыкальных конкурсах, фестивалях.

Формы подведения итогов осуществляются согласно Годовому плану работы школы.
Все выступления учеников обсуждает комиссия педагогов. Цель обсуждения – выявление положительных сторон в исполнении, а также недостатков, над преодолением которых преподавателю следует работать с учеником.

В начале каждого полугодия педагог для каждого ученика составляет индивидуальный план, в котором определяются задачи на учебный год, музыкально-техническое развитие учащегося, с учетом его индивидуальных особенностей. В индивидуальном плане также фиксируются результаты учащегося на контрольных уроках и академических концертах, в конце учебного года дается полная характеристика ученика: его проблемные и положительные стороны, работоспособность, уровень музыкального развития.

Режим занятий: продолжительность урока в I – II классах – 25 минут, в III - VII – 45 минут. Количество часов в неделю определяется учебным планом.

Учебный план «Инструментальное исполнительство»

Наименование предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

Музыкальный инструмент

1,5

1,5

2

2

2

2

2

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

1

1


Ожидаемые результаты:

К концу VII класса на экзамене учащийся должен уметь выразительно, технически свободно исполнять программу, соответствующую требованиям программы по классу домры:

1. Этюд

2. Произведение крупной формы

3. Кантилена

4. Виртуозная пьеса (обработка народной мелодии)

Уметь играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио до 5 знаков включительно различными штрихами и приёмами игры

- знать музыкальные термины;

- игра в ансамбле;

- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;

- иметь достаточный объём репертуара классической и популярной музыки;

3.Описание форм занятий, планировка по каждой теме или разделу.

Основной формой учебно-воспитательной работы с учащимися является урок. Продолжительность урока- 45 минут. В содержание каждого урока должно входить.

- Проверка выполнения задания- 15 минут.

- Объяснение и изучение нового материала- 25 минут.

- Проверка самостоятельной работы- 5 минут.

Учитывая, что уроки по специальности проходят два раза в неделю, целесообразно весь изучаемый материал распределить равномерно. Например, во время первого урока работать над гаммами, упражнениями и этюдами, а во время второго- над гаммами и пьесами. Формы проверки проделанной работы учеником могут быть различными. Желательно проверку подготовки ученика подводить ежемесячно. Во время проверки ученик исполняет одну гамму, пьесу и этюд. В выставлении оценки, помимо преподавателя, может участвовать коллега по работе или один, два ученика. Лучшие исполнители включаются в программу предстоящего концерта.

4. Учебно - тематический план.
- Знакомство с теорией.

- Постановка инструмента и посадка домриста.

- Практическая работа на инструменте.

- Техническое развитие.

- Беседа о музыке.

- Чтение нот с листа.

- Работа над музыкальным произведением.

- Академические концерты.

- Экзамены.

- Культурно- просветительная деятельность.




Знакомство с теорией.
Изучение нотной грамоты, дисциплина ритма, развитие слуховых навыков интонации . Педагог по специальности должен уделять 15 минут для освоения нотного письма.

Выучивание названия нот и длительности нот. Учитывая образный и конкретный тип мышления учеников младшего звена, на уроках используется изучение нот при помощи стишков.

Запись нот на нотном стане.

Понятие : метр, ритм, Сильная и слабая доля.

Рекомендуется проведение урока в форме игры. Игра идеально мобилизует эмоции ребёнка и служит прекрасной двигательной разрядкой.





Постановка инструмента и посадка домриста.

1 способ. Ученик садится на переднюю половину стула, не опрокидываясь на его спинку, с лёгким наклоном вперёд. Правую ногу кладут на левую. Определяя правильность посадки, учитывается высота стула. При посадке 1 способом важно, чтобы корпус был упруг, но не зажат.

2 способ. Использование скамеечки ( подставки ) под правую ногу, что придаёт ученику наибольшую устойчивость и свободу всему корпусу.

Домру необходимо поставить так , чтобы удобно было работать и правой и левой рукой, меньше напрягать руки и туловище. Головка инструмента должна быть примерно на уровне плеча , левая рука не должна бы при этом ощущать весь гриф. Рекомендуется заниматься с детьми на уроках по специальности перед зеркалом, чтобы увидеть

недостатки, возникающие при посадке с инструментом.



Практическая работа на инструменте.
Правая рука , левая рука , координация, игра пьес на открытых струнах .

Левая рука – выполняет разнообразные функции, определяет качество исполнения на инструменте. Гриф домры кладётся на основание указательного пальца , а большой палец прикасается внутренней стороной ногтевой фаланги к противоположной стороне грифа против 2- го пальца.

1 Следить за большим пальцем , у детей положение большого пальца более упругое, чем у взрослых, из-за слабого развития пальцев.

2 Развитие мизинца- он самый слабый, с трудом поддаётся развитию. Стараться укреплять его с первых уроков.

Правая рука- при постановке правой руки используется методика Ставицкого З.И., в которой даны и подготовительные упражнения для освоения приёмов игры медиатором. Этот цикл упражнений является самым оправданным и с физиологической стороны постановки аппарата, и как основа профессионального исполнительства

( Ставицкий З.И. стр. 4-7 упражнения с №2 по №11 ).

При первоначальном этапе обучения на домре большая часть времени - игра на открытых струнах . Главное внимание в процессе работы уделяется:

Сохранению выработанного на картоне;

Установлению чётких границ направления удара.

Первоначально играют пиццикато, затем переходят к медиатору.



Техническое развитие.
Развитие техники должно проходить в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Работа над гаммами , арпеджио, этюдами, упражнениями способствует развитию пальцевой беглости и чёткости..

Работа над исполнением штрихов, форшлагов, ритмическими рисунками должна продолжаться в течении всего периода обучения.

Большое место в совершенствовании исполнительской техники занимает работа над этюдами. Этюд- переход от гамм и упражнений к художественному произведению. Он не только является прекрасным техническим материалом , но и несёт музыкальное содержание. Этюды подбираются целенаправленно по степени трудности. В конце первой четверти на техническом зачёте следует исполнить программу , соответствующую данному классу в присутствии членов комиссии . Для технического зачёта обязательно:

Гаммы, этюд, музыкальные термины.
Беседа о музыке.
История инструмента, устройство инструмента ( настройка домры ), исполнительские возможности, репертуар, исполняемый на инструменте, значение музыки в нашей жизни.



Чтение нот с листа.
Чтение нот с листа - это умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановки незнакомое музыкальное произведение , не превышающее технических возможностей ученика. Важно фиксировать внимание ученика на важнейших сторонах нотного текста: ключевые знаки , динамика, нюансы, ладотональность. Чтение с листа – это высокоорганизованная система, основанная на синтезе зрения, слуха, моторики. Действие этой системы происходит при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.



Работа над музыкальным произведением.
В репертуар входят произведения народного творчества, русской и зарубежной классики, современной музыки. Правильно выбранное произведение пробуждает большой интерес к дальнейшим занятиям. Работу над пьесами можно разделить на 3 этапа:

1-Ознакомление с пьесой и определение сложных мест;

2-Работа над техническими трудностями , фразировкой;

3- Доведение пьесы до необходимого уровня выразительности.
Большое значение для формирования хорошего музыкального вкуса имеет:

-процесс слушания музыки;

- роль педагога в информации « интригующего» характера о содержании, истории создания и особенностях композиции музыкального произведения;

- наглядный пример ( исполнение произведения педагогом на домре с концертмейстером )


Академические концерты.
Представляют публичное исполнение учебной программы или её части в присутствии комиссии, учащихся и других слушателей. Академический концерт проводится 2 раза в год с обязательным методическим обсуждением, носящий рекомендательный характер. Оценка выставляется в конце учебного года. Прослушивание на академическом концерте направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся при игре на инструменте. Контрольные прослушивания выпускников проводятся 2 раза в год и направлены на проверку степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.



Экзамены.
Исполнение учебной программы демонстрирует уровень освоения обязательной программы за период обучения в младших классах, проверяет степень готовности учащихся к переходу в старшие классы. Экзамены проводятся в выпускных классах ( 7 класс ), в соответствии с действующими учебными планами. На выпускные экзамены выносятся 4 произведения, различные по жанру и форме.

Вариант выпускной программы:
Ф.Верачини « Ларго».

Ю.Шишаков «Этюд»

Ш.Данкла «Полька»

В. Дитель обработка Р. Н. П. «Коробейники»,



Культурно- просветительная деятельность.
Посещение концертов, конкурсов, фестивалей помогают развить интерес и любовь учащихся к инструментальному народному творчеству. Игра учеников в оркестрах, ансамблях, участие в концертах учащихся ДШИ формирует музыкально- эстетический вкус ребёнка, а так же пропагандирует народные инструменты.

5.Годовые требования по классам

Срок обучения – 7 лет

Первый класс (2 часа в неделю)

1 полугодие

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на

слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений,

используемых в дальнейшем на домре.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке,

постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор медиатора (форма, материал, размер).

Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции). Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков

мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:

6-8песен-прибауток на открытых струнах; 2 этюда;

4-6 небольших пьес различного характера.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик» и др.

1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

Метлов Н. «Паук и мухи»

Русская народная песня «Не летай, соловей»

2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Филиппенко А. «Цыплятки»

Ильина Р. «Козлик»

2 полугодие

Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных

тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2 до 7 позиций). Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам.

Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры

медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано. Игра гамм C-dur, G-dur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны. Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации. В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти: гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих; 2 этюда; 4-6 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. Моцарт В. А. Allegretto

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Шаинский В. Песенка про кузнечика

2. Гайдн Й. Песенка

Калинников В. Журавель

Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки

исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции. Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти: мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от 1-го пальца (на двух струнах); штрихи в гаммах: ПП,VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности); 3-5 этюдов; 8-10пьес различных по характеру, стилю, жанру. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

1.Бах И. С. Гавот

Шаинский В. «Антошка», обработка Олейникова Н.

Римский-Корсаков Н. Мазурка

2. Бетховен Экосез № 2

Чайковский П. Камаринская

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Моцарт В.А. Майская песня

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Украинская народная песня «Ой, под вишнею»

2. Перселл Г. Ария

Гречанинов А. Вальс

Кабалевский Д. Клоуны
Третий класс (2 часа в неделю)

Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и

иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной

работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более

критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.

Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера. Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации).

Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение

ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск

приема, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками(триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты). Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель. Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах). Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра за подставкой. В течение 3 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения, упражнения различных авторов; мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, cmoll, h-moll. Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F,G. Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти: 2-4 этюда до трех знаков при ключе, на различные виды техники; 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Муффат Г. Буре

Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)

Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Красева М.

2. Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или

Менуэт)

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

Дьяконова И. «Былина»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бах И.С. Весной

Рахманинов С. Русская песня

Чекалов П. Сюита «Васька-футболист» («Маскарадный марш», Песня,

«Васька-футболист»).

Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее

приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями

обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Освоение двойных нот в исполнении «тремоло». Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой. В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха,

соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность

работы над произведением, умение вычленить технический эпизод,

трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на разные виды техники. В течение 4 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения, упражнения различных авторов; двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором -минорные (натуральный вид) - F-dur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них; 4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники; 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бах И. С. Рондо из сюиты h-moll

Андреев В. Вальс «Бабочка», обработка Нагорного В., перелож. Дьяконовой И.

Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», обработка Дителя В.

2. Госсек Ф. Тамбурин или Бетховен Л. Полонез

Русская народная песня «Соловьем залетным», обработка Камалдинова В.

Рахманинов С. Итальянская полька

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)

Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»

Цыганков А. «Веселая прогулка» 2. Гайдн Й. Венгерское рондо

Григ Э. Норвежский танец

Русская народная песня «У зари-то, у зореньки», обработка Городовской В.

Пятый класс (2 часа в неделю)

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–

исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие. Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники. В течение 5 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры; при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей(восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие; гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll; хроматические гаммы от звуков E, F, G; 2 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Линике И. Маленькая соната

Хандошкин И. Канцона

Русская народная песня «Светит месяц», обработка Цыганкова А.

2. Моцарт В.А. Турецкое рондо

Глиэр Р. Вальс

Сапожнин В. «Веселая скрипка»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Данкля Ш. Концертное соло

Лаптев В. Импровизация

Русская народная песня «Веселая голова», обработка Лаптева В.

2. Бортнянский Д. Соната C-dur

Римский–Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»

Дмитриев В. «Старая карусель»

Шестой класс (2 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по

техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости

работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной

грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах

фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).

В течение 6 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений; двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol (трех видов), повторение гамм за 5 класс, игра в них ломаных арпеджио; 2 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бах И.С. Концерт a-moll, 1 часть

Массне Ж. Размышление

Сибирская народная песня, обработка Лаптева В.

2. Барчунов П. Концерт для домры

Хачатурян А. «Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ»

Цыганков А. «По Муромской дорожке» из «Старогородской сюиты»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Лоскутов А. Концерт для домры

Глиэр Р. «У ручья»

Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обработка

Городовской В.

2. Вивальди А. Концерт для скрипки G-dur, 1 часть

Аренский А. Незабудка

Цыганков А. Под гармошку

Седьмой класс (2 часа в неделю)

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником

музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Подготовка к выпускному экзамену.

В течение 7 года обучения ученик должен продемонстрировать:

умение сыграть любую (одно- двухоктавную минорную, мажорную)

гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в

максимально быстром темпе; исполнение 2-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой solo.

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:

1. Гендель Г. Пассакалия

Венявский Г. Романс

Прокофьев С. Маски

Цыганков А. «Ах, Вермланд мой, ты прекрасен», шведская народная песня

2. Шнитке А. Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле»

Дварионас Б. Элегия

Щедрин Р. В подражание Альбенису

Цыганков А. «Гусляр и скоморох»

С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской

деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах,

тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах,

общеобразовательных учреждениях и т. д.)

6.Годовые зачетно - экзаменационные требования

Класс

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

Контрольный урок (октябрь) Выступление на открытом академическом концерте (декабрь) (два разнохарактерных произведения)

Технический зачёт (март)

Переводной экзамен (май)

Две разнохарактерные пьесы


2 класс

Технический зачёт (октябрь)

Выступление на открытом академическом концерте (декабрь)(два разнохарактерных произведения)



Технический зачёт (март)

Переводной экзамен (май)

Две разнохарактерные пьесы


3 класс

Технический зачёт (октябрь)

Выступление на открытом академическом концерте (декабрь)(два разнохарактерных произведения)



Технический зачёт (март)

Переводной экзамен (май)

(пьеса и обработка народной мелодии)


4 класс

Технический зачёт (октябрь)

Выступление на открытом академическом концерте (декабрь)(два разнохарактерных произведения)



Технический зачёт (март)

Переводной экзамен (май)

(крупная форма и пьеса)


5 класс

Технический зачёт (октябрь)

Выступление на открытом академическом концерте (декабрь)(крупная форма или обработка народной мелодии)



Технический зачёт (март)

Переводной экзамен (май)

(виртуозное произведение и пьеса)


6 класс

Технический зачёт (октябрь)

Выступление на открытом академическом концерте (декабрь)(крупная форма и пьеса)



Технический зачёт (март)

Переводной экзамен (май)

(виртуозное произведение и кантилена)


7 класс

Технический зачет (октябрь) 1-ое прослушивание выпускников (декабрь):

два произведения из выпускной программы по выбору преподавателя наизусть.



2-ое прослушивание выпускников (март):

два оставшихся произведения из выпускной программы наизусть.



Выпускной экзамен (май)


7.Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

знать основные исторические сведения об инструменте;

знать конструктивные особенности инструмента;

знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их

применять при необходимости;

знать оркестровые разновидности инструмента домра;

знать основы музыкальной грамоты;

знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

знать основные средства музыкальной выразительности (тембр,

динамика, штрих, темп и т. д.);

знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный,

симфонический и т. д.);

знать технические и художественно-эстетические особенности,

характерные для сольного исполнительства на домре;

знать функциональные особенности строения частей тела и уметь

рационально использовать их в работе игрового аппарата;

уметь самостоятельно настраивать инструмент;

уметь самостоятельно определять технические трудности несложного

музыкального произведения и находить способы и методы в работе над

ними;

уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать

наиболее удобную и рациональную;

уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными

произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на

освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы

над художественным произведением;

уметь творчески подходить к созданию художественного образа,

используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический

опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств

выразительности;

уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную

адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

иметь навык игры по нотам;

иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для

ансамблевого и оркестрового музицирования;

приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так

необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и

в различных ансамблях и оркестрах.




Список используемой литературы:

1.Альбом для юношества. Вып.2. (Ростов на Дону «Феникс», 1980)

2.Азбука домриста, тетрадь 1,2, изд. Классика – XXI, М., 2004г.

3.Александров А. Педагогический репертуар домриста для музыкальных училищ. Выпуск 1 и 2, М., 1973г.

4.Домристу – любителю. Вып. 3, изд. «Советский композитор», 1979г.

5.Концерты для домры. Вып.1., М., 2000

6.Концертные пьесы для домры. Вып.17, изд. «Советский композитор», М., 1989г.

7.Лёгкие дуэты. Выпуск 2, изд. «Композитор», СПб., 2004г.

8.Лачинов А. Лёгкие пьесы для трёхструнной домры. Вып. 5.М., 1962г.

9. Меццакапо Э. и Меццакапо Е. «Пьесы для домры и фортепиано», изд. Композитор», СПб., 2004г.

10.Пильщиков А. Этюды для домры. Изд. «Сов.композитор», 1980г.

11.Педагогический репертуар домриста 3-5кл. ДМШ. М.,1979г.

12.Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Тетрадь 11, изд. «Композитор», СПб., 1998г.

13.Пьесы для ансамбля домр с фортепиано. изд. «Музыка», Л.,1990г.

14. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Тетрадь 1,2 изд. «Композитор», СПб., 1998г

15. Хрестоматия домриста ( 1-3 класс) .М.,»Музыка» 1989 год.

16.Хрестоматия домриста (4-5 класс). М.,»Музыка»1986 г.

17. Чунин- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год.
скачать


Смотрите также:
Образовательная программа по предмету музыкальный инструмент домра «инструментальное исполнительство»
287.87kb.
Образовательная программа по предмету музыкальный инструмент фортепиано «инструментальное исполнительство»
536.22kb.
Пояснительная записка. По предмету «Музыкальный инструмент»
125.02kb.
Образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент»
456.34kb.
Первый заместитель Министра
908.46kb.
Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения «Инструментальные классы: фортепиано» п г. т. Зеленоборский 2010год пояснительная записка Данная образовательная программа
156.03kb.
Специальность 073101 Инструментальное исполнительство
166.56kb.
Перспективный план на 2012-2013 уч год Учебная работа Фортепианное отделение
380.71kb.
Специальность: «Инструментальное исполнительство» Специализация: «Оркестровые, духовые и ударные инструменты»
22.8kb.
Гос 2002 года: 070102. 52 «Инструментальное исполнительство»
43.88kb.
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент»
301.31kb.
Две гаммы (мажорную и минорную) до 3 знаков в ключе, стаккато и легато в умеренном движении
90.01kb.