Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Тумботино

Дополнительная образовательная программа творческого объединения

«Юный журналист»

Программа рассчитана на учащихся 13-16 лет


Срок реализации программы – 2008-2010 г.г.
Мисюрева Людмила Викторовна,

учитель русского языка и литературы

р.п. Тумботино, 2008 г.
Программа творческого объединения «Юный журналист»

(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы творческого объединения «Юный журналист»)

Пояснительная записка

Одной из задач современной школы является профильное обучение старшеклассников, цель которого – максимальная индивидуализация и социализация обучения.

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту…

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Программа творческого объединения «Юный журналист» предлагается для учащихся 8-9 класса как элемент активации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.

Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом..



Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Цели программы

Образовательные:


  1. Систематизировать знания о стилях, типах речи.

  2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.

  3. Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.

  4. Научить самооценке своей работы.


Развивающие:



  1. Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.

  2. Развить диалогическую и монологическую речь.

  3. Развить память, воображение, мышление.

  4. Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:

1. ,Создание отношений сотрудничества.,сотворчества всех участников педагогического процесса.

2 Формирование основных этических норм и понятий.

3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции..



Задачи


  1. Познакомить с основами профессии журналиста.

  2. Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.

  3. Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

  4. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

  5. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

  6. Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.


Ожидаемые результаты

  1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

  2. Расширение кругозора учащихся.

  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).

  4. Развитие монологической и диалогической речи.

  5. Свободное владение печатным словом.

  6. Воспитание активной гражданской позиции.

7 Публикация статей членов творческого объединения в районных и областных печатных изданиях.

Формы занятий

  1. Лекции.

  2. Семинары.

  3. Практикумы.

  4. «Круглый стол».

  5. Встречи с интересными людьми.

6. Экскурсии.

Методы и приемы

  1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).

  2. Наглядный.

  3. Проблемный.




  1. Игровой.

  2. Диалоговый.

  3. Экскурсии.

  4. Проектный. (создание, издание и распространение школьной газеты).



Критерии отслеживания программы

  1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

  2. Развитие креативного мышления учащихся.

  3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.

  4. Написание сочинений разных жанров.

  5. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

  1. Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах .

Программа творческого объединения «Юный журналист» ориентирована на дополнительное образование учащихся 8-9 классов (14-15 лет) и рассчитана на 2 года. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.


Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания. Газета призвана осветить важнейшие события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, ответить на интересующие школьников вопросы.

Наша газета называется «Ученик Плюс». Ее содержание во многом определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не только как информационное, а прежде всего как воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей. Все эти три категории – активные авторы газеты. В газете может высказаться любой ученик – учитель – родитель.

Школьная газета даёт возможность информировать семьи школьников о важнейших событиях школьной жизни.

Издание школьной газеты, безусловно, служит и развитию школьного самоуправления. Состав работающих в редакции газеты подвижен: в создании одного номера принимают участие от десяти до двадцати человек. Это ребята разных классов, с пятого по одиннадцатый.

Содержание каждого номера обсуждается на собрании редколлегии, на заседаниях творческого объединения «Юный журналист». Таким образом, издание школьной газеты – это хорошая журналистская школа.

Конечно, и в техническом отношении газета – это школа, так как школьники учатся работать на компьютере, осваивают возможности цифровой фотографии, принтера, сканера.



Учебно-тематический план занятий творческого объединения «Юный журналист»

(68 ч)



№ п/п

Тема занятия



Кол-во часов

Формы работы

Методы и приемы

1.

2.

3.


4.

5.



6.

7.

8.


9.

10.



11.

12.
13.


14.


15.

17
.


18
.



Цели и задачи курса.

Из истории журналистики.

Общее понятие о журналистике. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).
История развития районной журналистики (газета «Павловский металлист» и другие районные печатные издания)

Словарь терминов для начинающих журналистов


Знакомство с основными жанрами журналистики:

а) информационные жанры;

б) аналитические жанры;
в) художественно-публицистические жанры;

г) обобщающее занятие по теме.


Деловая игра «Интервью»

Содержание и форма газеты

а) Определение формата, объема, основных рубрик газеты;

б) практическая работа «Структура газетного материала»

в) экскурсия в редакцию районной газеты «Павловский металлист».
Литературное редактирование.

Развивающая журналистика. Тренинг.


Этапы подготовки материала:

а) определение темы;

б) оформление идеи материала;

в) сбор фактов;

г) анализ фактов и составление плана;

д) написание черновика и корректирование плана.


Деловая игра «Редакция».

Репортаж. Фоторепортаж.


Корреспонденция, статья. Практикум

Технология производства газеты


Приложение к школьной газете. Электронный журнал «Живой родник».
Практическая работа по выпуску школьной газеты и приложения.

Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты.



2

2

4


4

8


2

2
2
2

2


4

4


2

6

2


2
2

2

4


12
2


лекция

лекция


Встреча с бывшим редактором газеты «Павловский металлист». Хорошевым М.С.

Лекция


лекция
Индивидуаль-ная и групповая работа

Проектирова-ние работы

Защита проекта

Деловая игра


Анализ материалов периодической печати


Экскурсия. Встреча с журналистами.


«Творческая комната» Практикум. Саморедактиро-вание, взаиморедакти-роване
Тренинг

Практикум. Работа над выпуском газеты


Деловая игра. Групповая работа
Групповая работа. Обзор материалов периодической печати
«Круглый стол»

Экскурсия в типографию


Подбор материалов для журнала

«Круглый стол»




Словесный, наглядный

Обзор и анализ материалов периодической печати

Словесный, наглядный

Словарная работа


Подбор материалов разных жанров из периодической печати

Словесный, эвристичес-кий


Наглядные, словесные
Наглядные, словесные

Карточки с заданиями


Компьютер, сканер


Цифровая камера, компьютер

Наглядный, словесный


Анализ материалов журнала
Компьютер, сканер, принтер, цифровая камера


Литература для учителя


    1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

    2. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.

    3. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.

    4. О печати: закон РФ.

    5. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

    6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

    7. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.

    8. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997


Литература для учащихся


  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980

  2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997

  3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969

  4. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.

  5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вводное занятие (2ч.). Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.

Возникновение и развитие журналистики.



Общее понятие о журналистике (2 ч.). Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

История развития районной журналистики (4 ч.).

Из истории создания газеты «Павловский металлист». Другие печатные издания Павловского района.



Словарь терминов для начинающих журналистов (4ч.).

Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, бордюр, буклет, верстка. Виньетка, воздух, выпускающий, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика, дедукция, жанр, загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция.



Знакомство с основными жанрами журналистики (8 ч.)

Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.



Деловая игра «Интервью» (2 ч)

Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности.


Индивидуальная и групповая работа.

Содержание и форма газеты (4 ч.)

– Определение формата, объёма, основных рубрик газеты.

– Экскурсия в редакцию районной газеты «Павловский металлист».

–Практическая работа: «структура газетного материала».



Литературное редактирование (4 ч.)

Особенности литературного редактирования. Виды редактирования.



Иллюстрирование газеты (2 ч.)

Задачи иллюстрирования. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Орнамент. Карикатура. Дружеский шарж.



Тренинг «Развивающая журналистика» ( 2 ч.)

Учащиеся делятся на группы. Тренинг проводится в игровой форме.

Тематика игровых занятий: «Вариации на тему», «Давай с тобой поговорим», «Как это было», «Я вам пишу», «Образная память», «Эмоциональная память», «Зрительная память» и другие.

Этапы подготовки материала (6 ч.)

Практикум по выпуску газеты ( определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).



Деловая игра «Редакция» (2 ч)

Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты.



Репортаж, фоторепортаж (2 ч.)

Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.



Корреспонденция (2ч.)

Структура корреспонденции: постановка проблемы – система доказательств – аргументация. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.



Технология производства газеты (2 ч.)

Экскурсия в типографию.



Создание приложения к школьной газете – электронного журнала «Живой родник» (4ч.)

Практическая работа: подбор материала для журнала (лучших творческих работ учащихся ).



Практическая работа по выпуску школьной газеты и электронного журнала «Живой родник» (12 ч.)

Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты (2ч.)

Приложение: газета МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино «Ученик Плюс» № 1-5 2007-2008, №1-3 2008 , электронный журнал «Живой родник».















скачать


Смотрите также:
Образовательная программа творческого объединения «Юный журналист»
148.23kb.
Образовательная программа творческого объединения «Юный журналист»
140.34kb.
Пояснительная записка Программа предметного кружка «Юный журналист»
98.51kb.
Программа творческого объединения «Юный краевед» Зароченцева Е. Н. 2013 г
161.3kb.
Газета творческого объединения №5, март – апрель 2009 год «Юный журналист»
121.37kb.
Образовательная программа детского творческого объединения руководитель объединения Поздеева Е. Н
477.42kb.
Г в каждом человеке солнце, Только дайте ему светить. Сократ. Газета творческого объединения «Юный журналист»
85.71kb.
№1/2013-2014 уч г. В каждом человеке солнце, Только дайте ему светить Сократ Газета творческого объединения «Юный журналист»
86.82kb.
Программа творческого объединения «Техническое моделирование»
74.99kb.
Образовательная программа детского творческого объединения возраст детей 11-14 лет Срок реализации: 3 года
251.02kb.
Образовательная программа творческого объединения
139.76kb.
Издание объединения «Юный журналист» ддюТ г. Владимира
120.7kb.