Главная стр 1
Интегрированный урок на тему:

«Образ Ивана Грозного в литературе и истории»

7 класс

Цели урока: обучение анализу прозаического и стихотворного произведения;



развитие интереса к русскому языку, русской литературе, русской истории, русской живописи, творческих способностей учащихся;

воспитание патриотизма, чувства дружбы, взаимопомощи.

Образовательные технологии, используемые на уроке:


  1. Технология интегрирования.

  2. Проблемная.

  3. Игровая.

  4. Групповая.

Класс делится на 4 группы: « Ямской приказ», « Сибирский приказ»,

« Челобитный приказ», « Казанский приказ».

Два чувства дивно близки нам.

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих вспоминают

За их труды, за славу, за добро-

А за грехи, за тёмные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

А.С. Пушкин

Важно показать текучесть человека, что он один и тот же:

то злодей, то ангел, то мудрец, то немой,

то силач, то бессильное существо…

Л.Н. Толстой

Оборудование: картины Васнецов « Иван Грозный», Суриков «Покорение Сибири Ермаком», Иванов « Стрельцы», Кириллов «Василий Блаженный»; фотографии Церкви Вознесения, построенной в ознаменование появления на свет Ивана Грозного, Покровского собора, шапки Мономаха.

Сегодня на нашем уроке присутствуют необычные гости:

Летописец Пимен, пришедший к нам из глубины веков, своими глазами лицезревший царя Ивана Грозного и доподлинно записавший

все увиденные события и Н.М. Карамзин, автор «Истории государства

Российского, снискавший себе славу историка и литератора, пожалованный особыми государевыми милостями за написание

« Истории…», на которую он потратил 20 лет жизни.

(Выходят 2 ученика в костюмах и кланяются.)

Вопрос классу: Ваши команды называются необычно. Почему они так называются и чем занимались дьяки названных приказов во времена

Ивана Грозного?

Выходят гусляры ( 2 одетых в костюмы ученика).

Ох, ты гой еси царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника,

Да про смелого купца Калашникова;

Мы сложили её на старинный лад,

Мы певали её под гуслярный звон

И причитывали да присказывали.

Православный народ ею тешился,

А боярин Матвей Ромодановский

Нам чарку поднёс мёда пенного,

А боярыня его белолицая

Поднесла нам на блюде серебряном

Полотенце новое, шёлком шитое.

Угощали нас три дня и три ночи

И все слушали – не наслушались.

Вопрос: Из какого проиведения эти строки?

Учитель: Личность царя сложная, многогранная. Послушаем летописца, современника Ивана Грозного, каким он был:

Летописец: «Царь был велик ростом, имел высокие плеча, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня,и лицо приятное.»

А каким видит царя М.Ю. Лермонтов? Посмотрим два инсценированных фрагмента и сделаем вывод.


  1. Диалог царя и опричника из « Песни про купца Калашникова…»

  1. Каким предстаёт перед нами царь вначале? (Гневным).

  2. Сочувствует ли он влюблённому? Что советует сделать? ( Поступать по закону).

  3. Поступает ли по закону Кирибеевич? (Обманул царя, преследовал замужнюю женщину).

2.Диалог царя и Калашникова.

1) Каким предстаёт перед нами царь в этой сцене? (Гневным).

2) Почему он гневается? ( Убит лучший опричник).

3) Мог ли спасти свою жизнь Калашников?

4) Почему не сказал правды царю? (Не хотел марать имени жены,

защитил её честь ценою своей жизни ).



  1. Кто из разговаривавших с царём нравственно выше? (Калашников).

  2. Каким видит царя Лермонтов? ( В 1 сцене - справедливым, доверчивым, обманутым, щедрым, уважающим закон, во 2 сцене - также).

  3. Есть ли сходства между двумя сценами? ( Диалог, оба держат ответ перед царём, не говорят правды, царь изъявляет свою волю).

  4. Как называется приём, когда в произведении есть похожие сцены? (Композиционный параллелизм ).

II Игровой момент: работа над языком песни. Лото.

Найти на большой карточке эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и поставить нужную маленькую карточку на своё место. Если задание выполнено правильно, на обратной стороне маленьких карточек должно появиться высказывание историков, критиков о личности царя Ивана Грозного. Задание выполняется в группах- 4группы -4 высказывания.

Их нужно записать в тетрадь.


  1. «Иван Грозный- один из самых талантливых литераторов средневековой России»,- писал историк Кобрин.

  2. « Взгляд его очей- молния, звук его речей – гром небесный, порыв гнева его- смерть и пытка; но сквозь всё это, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего, но сильного и благородного по природе своей духа»,- писал В.Г.Белинский.

  3. « Иоанн Грозный во словесной премудрости ритор, естествословен и смышлением быстроумен»,- писал современник царя.

  4. « Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, имевший необыкновенный дар слова»,- писал Н.М.Карамзин.

III. Исследуя образ Ивана Грозного, обратимся к фольклору, к историческим песням, и посмотрим, как народ относился к своему царю.

Чтение «Песни о взятии Казани». Текст песни прилагается.

Читает ученик. Остальные следят за содержанием. Пока ученики отвечают на вопросы по содержанию песни, «дьяки» Казанского приказа работают с карточками.

Вопросы по содержанию песни:


  1. Чем начинается песня? (Запевка, зачин).

  2. Каким предстаёт перед нами царь? ( Вначале гневным, грозным, потом добрым и щедрым).

  3. Почему царь сменил гнев на милость? ( Взяли Казань, поработали на Отечество).

  4. Как брали Казань? Что придумали? ( Подложили в подкоп порох, проявили смекалку).

  5. Что давало России взятие Казани? (Были выпущены 200 тысяч пленных, прекратились нападения на Русь со стороны татар, татарская знать получила права русского дворянства и стала подчиняться русскому царю).

  6. Кто такие канонеры

Летописец: Канонеры - артиллеристы.

VI. Игровой момент. Лото. Принцип лото такой же. Только на маленьких карточках написаны сравнение, фразеологизм, старославянизм, гипербола, повтор, повторение союзов, слова с приставками высокого стиля.

Если маленькие карточки поставлены правильно, на их обратной стороне появятся поговорки:

Не всяк царя видит, но всяк за него Бога молит. (Поговорка времён Ивана Грозного).

Никому не подвластен кроме Христа, сына Божия.

(Поговорка, которая придумана Иваном Грозным. (Словарь пословиц

В.И. Даля).

Проверка работы « дьяков» Казанского приказа.

V. Чтение исторической песни «О покорении Сибири

Ермаком».

VI. Беседа с классом о содержании песни. В это время« дьяки» Сибирского приказа работают над языком песни с карточками лото. Принцип работы такой же, только на маленьких карточках написаны анафора, повтор, синекдоха, гипербола, а на обратной стороне карточек поговорки 16 века:

Вот тебе бабушка и Юрьев день.

Лучше грозный царь, чем семибоярщина.

Историческая справка:

Летописец: В 1581 году царь запретил крестьянам переходить от одного помещика к другому в Юрьев день.

Семибоярщина- период правления бояр с 1610 года до освобождения страны Мининым и Пожарским от поляков.

Вопросы к классу по содержанию песни:


  1. Кто такой Ермак Тимофеевич? Как он себя называет?

  2. Зачем он хочет покорить Сибирь? (Чтобы царь простил ему «разбойничье» прошлое.)

  3. Что давало России покорение Сибири? ( укрепление границ).

  4. О чём мечтает атаман? О деньгах ? О собственности? ( О воле).

  5. Почему царь прощает атамана? (Велики заслуги перед Отечеством).

  6. Что такое « неорлёные» корабли? (без царского герба, разбойничьи).

Выводы: Каким предстает перед нами царь? (справедливым, строгим, милующим, радеющим за интересы государства).

Чем похожи всех три песни? ( Царь представлен одинаково и в народных песнях, и авторской).

Историк Кобрин назвал Ивана Грозного самым талантливым литератором своего времени. Царь писал письма английской королеве, воеводам, настоятелям монастырей. Письма изучают не только историки, но и литературоведы. Это произведения эпистолярного жанра. Сегодня мы прочитаем письмо к Андрею Курбскому. Кто такой Курбский?

Историческую справку дают гости:

Карамзин: « Юный, бодрый воевода, в нежном цвете лет ознаменованный славными ранами, муж битвы и света, участник всех блестящих завоеваний Иоанновых…возложил на себя печать стыда и долг на историка вписать гражданина столь знаменитого в число государственных преступников».

Летописец: « Обласканный королём Сигизмундом, награждённый от него поместьем Ковельским, он предал ему свою честь, душу. Советовал, как губить Россию. Он скоро добился того, что 70 тысяч литовцев пошли к Полоцку, а хан Девлет-Гирей, имея 60 тысяч войска , вступил в Рязанскую область».

VII .Чтение письма. ( Письмо прилагается).

VIII. Беседа по вопросам.



  1. Кого в первом предложении упоминает царь? Почему?

( Укрепляли государство и защищали его).

  1. Как царь относится к Курбскому? ( Укоряет его).

  2. Как вы понимаете слова «…а жаловать и казнить своих холопов мы всегда были вольны…». Почему он цитирует апостола Павла?

( Считает, что поступает по Закону, а Курбский нарушает его).

  1. Какие факты из жизни царя вас особенно поразили? Почему?

(Круглый сирота, жестоко страдал, видел несправедливости, поесть вовремя не давали).

  1. Кого царь считает виновником своих страданий? ( Бояр).

Слово Карамзину: «Рождённый с пылкой душой, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало в нём дары природы, но, рано лишённый отца и матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудством, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской.

  1. Почему царь оправдывает опричнину? ( Помогла избавиться от многовластия).

  2. Почему народ терпел опричнину? (Считал наказанием за грехи. Царь - помазанник Божий).

  3. Чем, по мнению царя, держится русская земля? Почему он так считает? ( Божием милосердием, молитвами Богородицы…).

А каким народ хотел видеть своего царя?

VIII. Задание Челобитному приказу. Уважаемые « дьяки»!

Мы знаем, что в ведении вашего приказа был разбор жалоб, просьб, пожеланий, контроль за работой других приказов. Как вы думаете, каким народ хотел видеть своего царя? Напишите сочинение – миниатюру по данному началу: «Мы думаем, что подданные хотели видеть своего царя…».

IX. Пока они пишут, остальные ребята работают над языком письма. Беседа по вопросам:



  1. Прочитайте 1 предложение. Что делает его таким громоздким?

( 5 причастных оборотов).

  1. Найдите фразеологизмы. (Почил в Бозе, круглый сирота, святое крещение).

  2. Найти эпитеты к словам: православие, честь, государь.

  3. Найти предложение, в котором несколько раз употребляется слово «великий». К каким словам оно является эпитетом?

(победа, государь, князь, люди).

  1. Найдите выражения высокого и низкого стиля.( Высокая честь- собака Адашев).

  2. Найдите метафоры. (Заслужить венец, добыли царства, обагрялась кровью).

  3. Найдите перифразы.( Строптивый владыка).

Сделайте вывод о языке письма. Можно ли согласиться с теми высказываниями, которые вы записали в тетрадь?

X. Прочитаем сочинения «дьяков» Челобитного приказа.

Сделаем вывод .

XI. Слово учителя: Сегодня мы с вами познакомились с произведением Карамзина «История государства Российского», послушали множество отрывков из книги, которая явилась первым учебником истории. С какими чувствами автор описывает правление Иоанна Грозного?

( радуется победам русского оружия, укреплению государства, скорбит по невинно убиенным).

Можно ли назвать автора патриотом? А каким должен быть историк?

XII. Предоставим последнее слово нашим гостям.

Карамзин: « Заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в памяти народной. Имя Иоанново блистало на судебнике и напоминало приобретение трёх государств могольских: народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь, как живые монументы царю – завоевателю, виновнику нашей государственной силы. Но история злопамятнее народа!



Летописец читает запись о нашем уроке, которую он внёс в Летописный свод:

«В лето 2013года февраля месяца числа 19 в школе двунадесять да четвёртоей изучали отроки историю государства Российского и знакомились с чтением книг древних, младому уму полезных. И слушали отроки со вниманием учителей строгих и поведали последние им знания премудрые о том, как русская земля царством стала есть, как великий государь всея Руси укрепил державу сию, как царствовати изволил , кого казнил, кого миловал, как страдал, как печаловался, как радовался ,как писали о том мужи учёные. Как красив и как образен язык земли русской, нашей Родины православной!


Смотрите также:
Образ Ивана Грозного в литературе и истории
91.17kb.
Урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"
66.8kb.
1. Россия в начале Нового времени (середина XVI – начало XVII века)
532.35kb.
Тема греха и покаяния в русской литературе
24.46kb.
Урок по литературе, истории, географии по теме«А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
42.02kb.
Контрольная работа по правлению Ивана Грозного
38.35kb.
«Иван Грозный. Реформы Избранной рады». 10 класс
53.28kb.
«Правление Ивана Грозного». Вариант 2
22.15kb.
Русь в царствование Ивана Грозного: внешняя политика, расширение границ государства
69.89kb.
Адашев, алексей федорович
31.34kb.
Андрей Петрович глинский
53.32kb.
3 часть третья 12. Продолжение. Примеры преодоления бюрократизма и консерватизма системы
815.46kb.