Главная стр 1


ТЕМА: «ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАН-СКОЙ ОБОРОНЕ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫ-ЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ОБУЧЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ

Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — это целенаправленная деятельность органов исполнительной власти области и муниципальных образований, должностных лиц гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, по совершенствованию знаний и навыков людей, необходимых им для умелых и грамотных действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.


I.Нормативные правовые документы по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.

В статье 20 «Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» указано: «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации».

«Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы».

В статье 11 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» указано, что «органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты в указанных ситуациях».

2.Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ. В статье 8 «Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны» указано, что они «организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

В статье 9 «Полномочия организаций в области гражданской обороны», сказано, что они «осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

3.Закон Тверской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 30 июля 1998 года № 130-П-2.

Статья 9 «Полномочия органов местного самоуправления» определяет, что «Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях».

В статье 11 «Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» определено, что «организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований».

Статья 21 «Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» определяет, что «Порядок подготовки населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации».

4.Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 года № 547.

Данное Постановление:

а) утвердило порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций: основные задачи, формы и методы подготовки, группы населения, которые проходят подготовку;

б) установлено, что подготовка населения «в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе образовательных учреждениях), а также по месту жительства»;

в) методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на МЧС России. Министерству образования РФ и Госкомитету РФ по высшему образованию с учетом МЧС России предложено «при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусмотреть обязательный минимум содержания подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

5.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 года № 841.

Положение определило основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и формы обучения по группам обучаемых.

6.Постановление администрации Тверской области «Об организации обучения населения Тверской области в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 9 декабря 2003 года № 407-па.

Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Главное управление по делам ГО и ЧС по Тверской области.

7.Постановление Губернатора Тверской области «Об организации обучения населения Тверской области по гражданской обороне» от 15 января 2001 года № 14.

Данным Постановлением утверждено Положение об организации обучения населения области по гражданской обороне, поставлена задача начальникам департаментов, управлений, комитетов и отделов администрации области, областных служб гражданской обороны, главам муниципальных образований, органам, осуществляющим управление гражданской обороной, руководителям предприятий, учреждений (в том числе образовательных) и организаций организовать обучение населения по гражданской обороне. На главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Тверской области возложены задачи по организации, методическому руководству и контролю за подготовкой населения в области гражданской обороны. В приложении к Положению даны формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых).

8.Постановление Губернатора Тверской области «О совершенствовании организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 18 февраля 1998 года № 867.

В данном Постановлении определены задачи главам муниципальных образований, начальникам областных служб гражданской обороны, органам управления ГО ЧС по усилению контроля за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Главному управлению ГО ЧС области поставлены задачи — при инспектировании органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, в т.ч. образовательных и организаций по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера планировать и проверять организацию обучения руководящего состава, специалистов, работников в составе сил и других групп населения области.

Финансовому управлению администрации области при формировании областного бюджета предложено предусмотреть средства на финансирование мероприятий по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

9.Организационные указания Губернатора — Начальника гражданской обороны области по обучению населения Тверской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 – 2005 годы, подписанные 5 декабря 2000 года № 4827-01.

В организационных указаниях определена главная задача в обучении населения на 2001 – 2005 годы и основные направления в работе по ее выполнению, поставлены конкретные задачи начальникам департаментов администрации области, начальникам областных служб ГО, главам администраций городов и районов, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям, начальникам органов управления ГО ЧС области, городов и районов. Определен порядок подготовки различных категорий населения, проведения учений и тренировок. Дана тематика учений и тренировок.

10.Приказ Главы администрации — начальника гражданской обороны района, города «Об итогах подготовки по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за прошедший год и задачах на новый учебный год».

11.Приказ руководителя — начальника гражданской обороны предприятия, учреждения, организации «Об итогах подготовки по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за прошедший год и задачах на новый учебный год».

12.Директивные указания Федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства и др.) по вопросам обучения рабочих, служащих (колхозников, учащейся молодежи) подчиненных предприятий, учреждений и организаций по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

13.Программы обучения для каждой категории населения.
II.Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Главной задачей по обучению населения области является увеличение охвата и повышение эффективности его обучения путем консолидации усилий областных органов исполнительной власти, муниципальных образований, организаций и совершенствования системы обучения.

Основными задачами обучения населения являются:

1.Изучение способов защиты при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

2.Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне;

3.Выработка умений и навыков для проведения АСДНР;

4.Овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны и формирований Тверской областной подсистемы РС ЧС (далее — формирований) правилам и способам действий по защите населения, материальных и культурных ценностей.
III.Формы и объемы обучения населения

Население, подлежащее обучению в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, условно подразделяется на группы:

а) руководители органов исполнительной власти Тверской области, руководители органов местного самоуправления;

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее — должностные лица и работники ГО), а также руководители организаций;

в) личный состав формирований;

г) работающее население, не входящее в состав формирований;

д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

е) неработающее население.
Руководители органов местного самоуправления:

1.Самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2.Изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3.Обучение в УМЦ ГО ЧС области. При избрании на должность, в последующем 1 раз в 5 лет, 36 часов;

4.Личное участие в учебно-методических сборах, проводимых вышестоящими руководителями органов исполнительной власти;

5.Участие в командно-штабных учениях. 1 раз в 3 года, до 3-х суток;

6.Участие в комплексных учениях. 1 раз в 3 года, до 2-х суток;

7.Участие в других плановых мероприятиях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Руководители организаций, должностные лица и специалисты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям:

1.Самостоятельная подготовка;

2.Переподготовка и повышение квалификации в учреждениях повышения квалификации Федеральных органов исполнительной власти;

3.Подготовка в УМЦ ГО ЧС, на курсах гражданской обороны. При назначении на должность, в последующем 1 раз в 5 лет, 36 – 72 часа;

4.Участие в комплексном учении или объектовой тренировке. Комплексные учения продолжительностью до 2-х суток проводятся 1 раз в 3 года в органах местного самоуправления, на предприятиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов;

5.Участие в других плановых мероприятиях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Личный состав формирований:

1.Повышение квалификации руководителей формирований в УМЦ ГО ЧС, на курсах гражданской обороны. При назначении на должность, в последующем 1 раз в 5 лет, 36 часов;

2.Проведение занятий с личным составом формирований по месту его работы. Ежегодно, 25 часов;

3.Участие в тактико-специальных учениях продолжительностью до 8 часов: с формированиями постоянной готовности — 1 раз в год, с остальными формированиями — 1 раз в 3 года;

4.Участие в других плановых мероприятиях по гражданской обороне, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Работающее население, не входящее в состав формирований:

1.Проведение занятий по месту работы. Ежегодно, 14 часов;

2.Участие в учениях, тренировках;

3.Индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4.Участие в других плановых мероприятиях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования:

Дети дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях обучаются по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста», введенной в действие письмом МЧС России от 18 июля 1997 года № 112/34-16. Объем обучения не регламентирован. Детей учат, как правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, при взаимодействии с опасными предметами,

животными и ядовитыми растениями.

Учащиеся общеобразовательных учреждений


Обучение учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений осуществляется: 1 – 9 классов по примерной Программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности», издания Минобразования России, 1994 года; 10 – 11 классов по примерной Программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности», издания 1999 года.

В начальных классах основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности (128 часов) включены в содержание образовательного компонента «Окружающий мир», интегрирующий в две области знаний — естествознание и обществознание.

Ученики 5 – 9 классов изучают курс (161 час) по трем разделам: 1 раздел — 132 часа «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»; 2 раздел — 28 часов «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» и 3 раздел — 10 часов «Основы подготовки к военной службе».

Курс ОБЖ для учеников 10 – 11 классов (176 часов) состоит из трех разделов: 1 раздел — 23 часа «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», 2 раздел — 30 часов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», 3 раздел — 123 часа «Основы военной службы». Третий раздел включает 40 часов учебного времени на проведение практических занятий в форме учебных сборов (5 дней в конце учебного года) с юношами 10-го класса на базе военных частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО).

Часть школьников обучается в кадетских группах (корпусах) спасателей. На базе нашего областного учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в 1999 – 2003 годах проводилась подготовка группы школьников 10 – 11 класса «Юный спасатель» по специальности «Аварийно-спасательное дело». Объем подготовки — 356 часов в течение двух лет. Занятия проводились один раз в неделю по пять часов. По окончании занятий десятиклассники обязательно проходили стажировку в полевом лагере в течение четырех дней по 4 часа в день.

Школьники участвовали в тренировке в «Дне защиты детей», проводимом ежегодно, до 8 часов.

С 2003 года по настоящее время занятия со школьниками в учебно-методическом центре не проводятся.
Учащиеся учреждений начального профессионального образования (далее — УНПО)изучают курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Исключение составляют группы учащихся, сформированные из выпускников полной средней (11-ти летней) школы. Они курс ОБЖ не изучают, так как он изучен в общеобразовательной средней школе.

В группах учащихся, формирующихся из выпускников базовой (9-ти летней) школы или абитуриентов, не имеющих законченного базового образования, которые получают только профессиональное образование 2-й ступени квалификации, на изучение ОБЖ отводится 110 часов — 70 часов в сетке часов и 40 — вне сетки часов на проведение учебных сборов на базе воинских частей, которые проводятся или в конце второго курса (для УНПО с 3 – 4 летним сроком обучения), или в конце первого курса для УНПО с двух летним сроком обучения.

В группах УНПО на базе выпускников базовой (9-ти летней) школы, обучающихся 3 – 4 года, получающих наряду с профессиональным и общее среднее образование, на изучение курса ОБЖ отводится 140 часов учебного времени, из которых 100 часов изучаются на 1 и 2 курсах, а 40 часов — вне сетки часов в форме военных учебных сборов.

Занятия в сетке часов проводятся для юношей и девушек одновременно и являются для них обязательными, а учебные сборы предназначены только для юношей.

В группах УНПО с подготовкой специалистов без получения общего среднего (полного) образования для учащихся с недостатками физического развития курс обучения составляет 70 часов.

Примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся учреждений начального профессионального образования утверждена Министерством образования Российской Федерации в 1999 году.

Учащиеся УНПО ежегодно участвуют в тренировках, продолжительностью до 8 часов, проводимых в «День защиты детей».
Учащиеся учреждений среднего профессионального образования изучают гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 90 часов.

Они участвуют в тренировках, проводимых ежегодно.


Студенты учреждений высшего профессионального образования обучаются по примерной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей в объеме 136 учебных часов, утвержденной Госкомвузом России 27 апреля 1995 года.

Особое внимание уделяется по повышение качества подготовки студентов к действиям в обстановке, сложившейся в результате аварий, катастроф, стихийного и иного бедствия, выработке навыков в разработке и осуществлении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Продолжается совершенствование организации подготовки студентов по вопросам гражданской обороны, включая их учебные планы в виде специального раздела дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», либо в качестве самостоятельного курса. Обучение студентов по разделу «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» планируется не менее 50 учебных часов обязательных аудиторских занятий на старших курсах. Для закрепления знаний и навыков, полученных студентами на занятиях, вопросы защиты населения и территорий, а также гражданской обороны включаются в дипломные и курсовые проекты (работы) и задания на производственную практику.

Студенты ежегодно участвуют в тренировках. Учащиеся,

студенты всех учебных заведений, дети дошкольного возраста дополнительно могут прослушивать радиопередачи, смотреть телепрограммы, читать памятки, листовки, пособия по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Неработающее население обучается по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной МЧС России, в объеме 12 часов.

Организаторами обучения неработающего населения являются руководители муниципальных образований, территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и руководители жилищно-эксплуатационных органов.

Для обучения населения используются учебно-консультационные пункты при жилищно-эксплуатационных органах, технические кабинеты, комнаты здоровья, другие помещения и учебно-материальная база курсов гражданской обороны и организаций.

Нерабочее население привлекается на учения и тренировки по месту жительства, участвует в «Дне гражданской обороны», самостоятельно изучает памятки, листовки, пособия, прослушивает радиопередачи и просматривает телепрограммы по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


IV.Полномочия организаций (органов местного самоуправления) по организации и осуществлению обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Полномочия организаций (органов местного самоуправления) по организации и осуществлению обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены нормативными правовыми документами, рассмотренными в начале этого занятия.


Предприятия, учреждения и организации:

1.Осуществляют обучение своих работников (учащихся) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2.Уточняют, с учетом особенностей своей деятельности, программы обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера своих работников (учащихся) и личного состава формирований;

3.Создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.



Органы местного самоуправления (администрация области) на соответствующих территориях:

1.Планируют обучение населения в области гражданской

обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2.Организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере власти этих органов, — дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

3.Создают и оснащают учебно-консультационные пункты по гражданской обороне (курсы гражданской обороны, учебно-методический центр), а так же организуют их деятельность;

4.Организуют и проводят учебно-методические сборы с руководящим составом (должностными лицами) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

5.Организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6.Организуют издание и обеспечение населения учебно-методическими пособиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7.Осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
V.Планирование и учет обучения

1.Основные исходные данные для планирования обучения населения:

а) Организационные указания Губернатора области по обучению населения Тверской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на новый учебный год;

б) Приказ главы администрации района (города) об итогах обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за минувший год и задачах на новый учебный год. Приказ доводится до руководителей органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;

в) Указания руководителей федерального органа исполнительной власти, руководителей структурных подразделений администрации области, района, города по итогам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за минувший год и задачах на новый учебный год;

г) Выписки из планов комплектования УМЦ ГО ЧС области, курсов ГО городов и учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров на новый учебный год;

д) Итоги обучения органа местного самоуправления, службы ГО, предприятия, учреждения, организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за минувший учебный год;

е) Программы обучения.
2.Документы планирования

На основании исходных данных орган управления ГО ЧС разрабатывает:

1.Приказ руководителя (начальника службы ГО) «Об итогах обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за минувший год и задачах на новый учебный год»;

2.План основных мероприятий организации (муниципального образования) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на новый учебный год;

3.Перечень учебных групп и руководителей занятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4.Перечень тем учений и тренировок на учебный год;

5.Расписание занятий с каждой учебной группой на новый учебный год;

6.Список должностных лиц и специалистов ГО ЧС, подлежащих обучению в УМЦ ГО ЧС области, на курсах ГО города и в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров в новом учебном году;

7.План развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны на год.

Кроме того, могут разрабатываться и другие документы, например, график использования объектов учебно-материальной базы, План работы органа управления ГО ЧС на месяц.


Приказ состоит из 2-х частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части кратко излагаются:

— общие результаты обучения за прошедший год и степень готовности к устойчивой работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— состояние подготовки руководящего состава, формирований, рабочих, служащих (колхозников, учащихся, населения не занятого в производстве и сфере обслуживания);

— выводы и оценки по проведенным учениям (тренировкам);

— структурные подразделения, службы, формирования, добившиеся лучших результатов;

— оценка мероприятий, проведенных со школьниками в оздоровительном лагере;

— состояние пропаганды в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— состояние учебно-материальной базы гражданской обороны;

— нерешенные вопросы и основные недостатки: анализ их причин и фамилии виновных.

В распорядительной части указывается:

— главная задача на предстоящий учебный год;

— организация и порядок обучения должностных лиц ГО ЧС, руководителей занятий;

— организация и порядок обучения руководителей и личного состава формирований;

— организация обучения рабочих, служащих (колхозников, учащихся, неработающего населения);

— мероприятия гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера со школьниками в период нахождения их в оздоровительном лагере;

— цели проведения учений и тренировок;

— наращивание учебно-материальной базы;

— мероприятия по пропаганде знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— дата проведения «Дня гражданской обороны»;

— дни проведения занятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— сроки начала и окончания учебного года;

— награждение передовых подразделений, служб, формирований и работников добившихся лучших результатов в истекшем учебном году;

— до кого довести приказ и организация контроля за его исполнением.

Приказ желательно подписать руководителю и начальнику штаба (отдела, управления, сектора или специально назначенному лицу) по делам ГО и ЧС.

К приказу прилагаются темы учений и тренировок, перечень учебных групп и руководители занятий в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.


План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на новый учебный год изучался в предыдущей теме.

Перечень учебных групп и руководителей занятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляется по форме: номера учебных групп; количество человек; наименование структурных подразделений; руководители занятий; фамилия и инициалы, должность, образование. Перечень подписывает руководитель органа (работник) по делам ГО ЧС организации (муниципального образования).

Форма Перечня тем учений и тренировок: номер по порядку, виды учений и тренировок; наименование тем учений, тренировок; даты проведения; состав участников учений, тренировок. Перечень подписывает руководитель органа (работник) по делам ГО ЧС организации (муниципального образования).

Расписание занятий с учебной группой организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на учебный год составляется по форме: дата; часы; номера и наименование тем; виды занятий; место проведения; кто проводит. Подписывает расписание руководитель органа (специалист) по делам ГО ЧС организации (муниципального образования). Расписание занятий с личным составом формирований составляет и подписывает руководитель формирования. Все расписания утверждает руководитель — начальник гражданской обороны организации (муниципального образования).

Расписание занятий с неработающим населением в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в жилищно-эксплуатационном органе (ДЭУ, ЖЭУ, ЖЭК и др.) на год составляется по форме: номера по порядку; наименование тем; виды занятий; номера групп; даты занятий; время; место занятий; руководители занятий. Подписывает расписание занятий руководитель органа (работник) по делам ГО ЧС, а утверждает руководитель организации. Руководители занятий из общего расписания делают выписки на свои учебные группы, которые вывешиваются на досках объявлений вблизи места проживания большинства обучаемых.



Список должностных лиц и специалистов ГО ЧС, подлежащих обучению в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуация области, на курсах гражданской обороны и в учебных заведения повышения квалификации и переподготовки кадров в новом учебном году составляется по форме: номера по порядку; занимаемая должность по гражданской обороне; фамилия, имя, отчество; время обучения; отметка о выполнении. В самой форме (под шапкой) записывается: «В учебно-методическом центре (указывается, кто обучается в УМЦ), На курсах гражданской обороны (указывается, кто обучается на курсах ГО), В учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров (записываются те, кто будет обучаться в УЗПК). Список подписывает руководитель органа (работник) ГО ЧС, а утверждает руководитель организации.

План развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны организации (муниципального образования) на год составляется руководителем органа (работником) ГО ЧС по форме: номера по порядку; содержание мероприятий; сроки исполнения; ответственные исполнители; потребное количество денежных средств; отметка о выполнении. План утверждает руководитель организации (муниципального образования).
3.Учет обучения

Учет обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ведется постоянно и отражаются все проведенные мероприятия.




Документы учета:

а) Журнал учета занятий с каждой учебной группой в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на год (далее — журнал учета занятий);

б) Журнал учета обучения должностных лиц, специалистов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, на курсах гражданской обороны и в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров (далее — журнал учета обучения в УМЦ, на курсах ГО и УЗПК).

В журнале учета занятий указывается: фамилия и инициалы обучаемых; даты проведения занятий и в последней колонке: даты занятий, номера тем, количество часов и роспись руководителя. На последней странице журнала записываются: замечания и предложения проверяющего. Форма: номера по порядку; даты проверки; темы занятий (учения), руководитель; оценка занятий (учения), замечания и предложения проверяющих, должность и роспись проверяющих; принятые меры. По данной форме ведется учет занятий с каждой учебной группой организации. В журнале учета занятий с группой неработающего населения после колонки «Фамилия и инициалы» записывается еще одна колонка: «Домашний адрес и телефон». Журнал учета занятий ведет руководитель группы. Отсутствующие на занятии отмечаются: «б» — болен, «о» — отпуск, «к» — командировка, «р» — работа. О присутствующих отметки не делаются. Журналы учета занятий хранятся у руководителя занятий, а в конце учебного года сдаются в орган (работнику) по делам ГО ЧС организации. Срок хранения в органе (у работника) ГО ЧС — в течение следующего учебного года.

Журнал учета обучения в УМЦ, на курсах ГО и УЗПК имеет форму: номера по порядку; занимаемая должность в организации; занимаемая должность по ГО ЧС и с какого времени; фамилия, имя, отчество; когда и где проходили подготовку по ГО ЧС в последний раз; прошли подготовку (указывают в колонках года, например, 2002, 2003, 2004, 2005 и т.д.). Журнал ведет руководитель органа (работник) по делам ГО ЧС организации.

Указанные формы учета не исключают ведение других учетных документов, дополняющих или облегчающих оперативный учет, контроль или носящих справочный характер.


Работа отдела (управления) по делам гражданской обороны района (города) по организации обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС в учебно-методическом центре ГО ЧС области и на курсах гражданской обороны:





Для начальников отделов (управлений) ГО ЧС районов

1.Определение должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС, подлежащих обучению в новом учебном году (июнь – июль);

2.Сбор планов-заявок с предприятий, учреждений, организаций на обучение должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС на новый учебный год в двух экземплярах за подписью руководителя и обобщение полученных данных (август – сентябрь);

3.Разработка плана-заявки на обучение должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС района (города) в новом учебном году в двух экземплярах за подписью главы администрации и начальника отдела (управления) по делам ГО ЧС района (города) и предоставление их в УМЦ ГО ЧС области, курсы ГО (август – сентябрь);

4.Проставление в планы-заявки предприятий, учреждений, организаций сроков обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС и направление одного экземпляра адресатам (ноябрь – первая декада декабря) после получения из УМЦ ГО ЧС области, курсов ГО второго экземпляра плана-заявки или выписки из плана комплектования УМЦ ГО ЧС области, курсов ГО;

5.Включение данных по обучению должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС в план основных мероприятий района (города) на новый учебный год (ноябрь – первая декада декабря);

6.Предоставление в УМЦ ГО ЧС области списка должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС, подлежащих обучению в январе по форме: номера по порядку; должность по месту работы; должность по гражданской обороне; фамилия, имя, отчество; дата прибытия на сборы.

7.Уточнение готовности слушателей на выезд в УМЦ ГО ЧС области (за 2 – 3 недели до начала сборов);

8.Уточнение о выезде слушателей на сборы, о прибытии их в УМЦ и доклад начальнику ГО района (города) о выполнении плана комплектования УМЦ и, при необходимости, обращение с просьбой об оказании помощи по его выполнению. Эта работа выполняется в день начала сборов;

9.Представление в УМЦ в последней декаде месяца списка должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС, подлежащих обучению в будущем месяце;

10.Ведение журнала учета обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС района (города) в УМЦ, на курсах ГО и в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров (постоянно);

11.Своевременное информирование командования УМЦ о прошедших обучение в УЗПК и переподготовки кадров по форме: номера по порядку; наименование предприятия, учреждения, организации; должность по месту работы; должность по гражданской обороне; фамилия, имя, отчество; где и когда прошел обучение по ГО ЧС.


УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Учебно-материальная база по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в дальнейшем — УМБ ГО ЧС) — это комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, наглядными и учебными пособиями, предназначенный для эффективного обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Хорошая УМЦ ГО ЧС способствует улучшению методики обучения, позволяет выработать у обучаемых устойчивые навыки к длительным физическим нагрузкам и высокие морально-психологические качества.

Основу УМБ ГО ЧС составляют:

— учебные городки;

— учебные пункты гражданской обороны;

— учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — учебно-консультационный пункт);

— учебные классы (кабинеты);

— информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» (уголки гражданской обороны).

Основу УМБ ГО ЧС предприятия, учреждения, организации составляют учебный городок, учебный пункт, учебные классы (кабинеты), информационно-справочные стенды.

Основу УМБ ГО ЧС жилищно-эксплуатационного органа (ЖЭУ, ДУ, ЖКО) составляют учебно-консультационный пункт и иформационно-справочные стенды.

Основу УМБ ГО ЧС сельского округа (поселкового совета) составляют (на наш взгляд) учебно-консультационный пункт и информационно-справочные стенды.

Основу УМБ ГО ЧС учебного заведения составляют учебные классы (кабинеты) и информационно-справочные стенды.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют единые требования к учебно-материальной базе по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования к учебно-материальной базе гражданской обороне, определенные приказом начальника гражданской обороны СССР — Заместителя Министра обороны СССР от 29 декабря 1979 года № 147 (Положение об учебно-материальной базе гражданской обороны) не соответствует в полной мере требованиям по обучению населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствуют единые требования Министерства образования Российской Федерации к учебно-материальной базе по ОБЖ и БЖ учебных заведений.

Поэтому, при рассмотрении содержания элементов комплекса учебно-материальной базы будут высказаны наши рекомендации и рекомендации специалистов, опубликованные в периодической печати.

В 2000 году учебно-методическим центром по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тверской области разработал и выслал в муниципальные образования Учебно-методическое пособие по оборудованию уголков ГО и учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплуатационных органах.



Учебный городок является основой УМБ ГО ЧС. Он представляет территорию со специально оборудованными площадками, различными сооружениями, элементами коммунально-технических и энергетических сетей, разрушениями и завалами, имитирующими участки очагов поражения.

Учебный городок предназначен для практической подготовки формирований и проведения учений ГО, а также для отработки рабочими, колхозниками, служащими и учащейся молодежью нормативов по защите от оружия массового поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вся территория учебного городка делится на участки, на каждом из которых отрабатывается определенная групп вопросов. Для отработки отдельных вопросов на участках оборудуются учебные места.

На учебном городке целесообразно иметь 1 – 2 учебных класса, макет объекта (района, города) для обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС вопросам управления силами и средствами при выдвижении их к очагу поражения, в район чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и при проведении АСДНР.

На учебном городке целесообразно иметь следующие участки:

Участок № 1 «Защита от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера»;

Участок № 2 «Аварийно-спасательные работы»;

Участок № 3 «Неотложные работы»;

Участок № 4 «Обеззараживание и санитарная обработка»;

Участок № 5 «Защита животных, продуктов животноводства,

растениеводства и источников воды». Этот участок создается в сельских районах.

На участке № 1 «Защита от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера» оборудуются:

а) площадка для изучения СИЗ и выполнения нормативов по правилам пользования СИЗ. На площадке отводится место для построения обучаемых, устанавливаются щиты с нормативами;

б) открытая и перекрытая щели, противорадиационные укрытия различных типов, подвал жилого дома с простейшим оборудованием и фильтром из подручных материалов, отдельно стоящее или встроенное убежище с заводским фильтровентиляционным оборудованием. На них изучаются защитные сооружения и проводятся тренировки в выполнении нормативов по заполнению защитных сооружений и обслуживанию их;

в) пункт выдачи противогазов для обучения порядка их получения, подбору лицевых частей и проверки исправности противогазов;

г) невысокая кирпичная (бетонная) стена, кювет или воронка для тренировок и выполнения нормативов по действиям по вспышке ядерного взрыва.

На участке № 2 «Аварийно-спасательные работы» оборудуются:

а) площадка для обучения формирований разведки. Отрывается окоп для личного состава поста радиационного и химического наблюдения. Устанавливаются макеты (образцы) иностранных боеприпасов с соответствующей маркировкой, стенды с техническими данными приборов радиационной и химической разведки, столы со скамейками на учебную группу;

б) площадка для обучения работе со средствами пожаротушения и полоса для тренировок личного состава формирований пожаротушения. Сооружается забор, бут, часть одноэтажного здания, перед которым отрывается желобок и устанавливаются противни, пирамиды для огнетушителей, штурмовой домик;

в) завал на дороге из строительных отходов, на котором отрабатывается проделывание проходов и проездов;

г) элементы двух – трехэтажного частично разрушенного здания с завалом у наружной стены с имитацией встроенного убежища для обучения спасателей розыску пораженных и извлечению их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов, вскрытию разрушенных, поврежденных и заваленных убежищ и спасанию находящихся в них людей, а также выполнению соответствующих нормативов;

д) площадка с имитацией заваленных убежищ, позволяющая отрабатывать все способы вскрытия убежищ и выполнения нормативов;

е) площадка для обучения приемам подачи воздуха в заваленное убежище с поврежденной фильтровентиляционной системой;

ж) площадка с опрокинутой железнодорожной цистерной с «опасным химическим веществом» для обучения приемам ликвидации аварии;

з) площадка сбора пораженных и оказания первой медицинской помощи, на которой личный состав санитарных дружин и постов отрабатывает соответствующие нормативы.

На участке № 3 «Неотложные работы» оборудуются:

а) водопроводная сеть с ответвлениями и смотровыми колодцами, вводами в здания и пожарными гидрантами, временными обводными линиями из металлических труб и пожарных рукавов;

б) хозяйственно-фекальная и ливневая канализация со смотровыми и приемными колодцами, обеспеченная устройством для самотечных перепусков в обход разрушенных участков канализации. Приспособления для отключения поврежденного участка канализации в смотровых колодцах;

в) газопровод с вводом в здание и местом повреждения, обеспечивающий работу по тушению воспламенившегося газа и борьбу с загазованностью помещений;

г) кабельная силовая линия с соединительной муфтой и участок воздушной линии электропередачи;

д) проводная кабельная линии связи и аварийный участок подземной кабельной линии связи со смотровым колодцем.

На учебных местах этого участка личный состав формирований обучается действиям по устранению аварий на сетях водо-, газо-, электроснабжения, канализации и связи.

На участке № 4 «Обеззараживание и санитарная обработка» оборудуются:

а) площадка для обучения приготовления дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих растворов. На ней устанавливаются бочки (барабаны) с сыпучими дегазаторами, щит с характеристикой дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;

б) дороги с различным покрытием для обучения приемам обеззараживания;

в) площадка для обеззараживания автотранспорта и оборудования;

г) площадка для обеззараживания одежды, обуви и средств защиты, состоящая из чистой и грязной половины;

д) площадка для санитарной обработки людей, оборудованная по типу санпропускника.

На участке № 5 «Защита животных, продукции животноводства, растениеводства и источников воды» оборудуются:

а) учебное место для изучения способов защиты сельскохозяйственной продукции, воды и фуража, на котором размещаются: зернохранилище или его часть, подготовленная к защите от проникновения радиоактивных осадков внутрь; макеты закрытых буртов картофеля, стогов сена, силосной траншеи, шахтного колодца, защищенного от попадания радиоактивных осадков;

б) макет животноводческой фермы с показом способов ее герметизации;

в) площадка для обучения способам обеззараживания зерна, фуража, овощей, корнеплодов и фруктов;

г) площадка ветеринарной обработки животных, состоящая из чистой и грязной половины;

д) полевой убойный пункт.

При необходимости и возможности могут оборудоваться и другие учебные места, например, площадка обеззараживания продовольствия.

Количество учебных мест и сооружений учебного городка объекта экономики определяется с учетом их производственной деятельности, численности и предназначения формирований.

Размеры учебного городка должны позволять проводить тактико-специальное учение с командой или занятия с несколькими учебными группами.

Крупные предприятия могут самостоятельно осуществить строительство учебного городка. Предприятия, учреждения, организации, имеющие меньше возможностей, могут построить учебный городок на долевых началах. Там, где нет этой возможности, оборудуются отдельные учебные места (элементы учебного городка). При строительстве или оборудовании учебных мест следует стремиться к минимальным затратам, используя отходы или некондиционные материалы.


Учебные пункты гражданской обороны

Базой для создания учебных пунктов являются убежища или специально выделяемые для этой цели помещения (здания).

Создаются учебные пункты в области, муниципальных образованиях, на предприятиях, в учреждениях, организациях и должны обеспечить проведение практических занятий по темам Программы обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны, Программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, тренировок в пользовании средствами индивидуальной защиты, оказания самопомощи и взаимопомощи.

Оборудование учебных пунктов включает стенды, макеты, средства защиты, приборы разведки и дозиметрического контроля, аппаратуру связи и оповещения, медицинское имущество, средства обеззараживания, инструмент, одежду и другое имущество, а также действующие программы, учебно-методические и наглядные пособия.

Перечень стендов и их содержание определяются на основании действующих программ обучения. Главное внимание уделяется их целевой и идейной направленности, наглядности и доступности в понимании излагаемого материала.

На стендах учебного пункта объекта экономики отражаются основные вопросы защиты рабочих и служащих, повышения устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, организация аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок подготовки формирований и обучения населения.

Непосредственное руководство работой учебных пунктов осуществляют соответствующие руководители органов управления ГО ЧС.

В целях эффективного использования учебных пунктов ГО муниципальных образований составляется годовой план их работы, в котором определяются: время (месяц) проведения занятий; категорий обучаемых; количество учебных групп и от каких предприятий, учреждений, организаций они прибывают. Годовой план согласовывается с заинтересованными начальниками ГО предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и утверждается руководителем — начальником гражданской обороны муниципального образования.

На основании годового плана начальником учебного пункта (начальником органа управления ГО ЧС) разрабатываются месячные планы работы учебного пункта (график проведения занятий), где указываются: дата, часы, темы занятий, категории обучаемых, руководители занятий. Утверждается месячный план соответствующим начальником ГО, а подписывается руководителем органа управления ГО ЧС. Кроме расписаний, на учебных пунктах ведется журнал учета работы, книга учета материальных ценностей, книга отзывов и предложений.

К проведению занятий на учебных пунктах привлекаются начальники учебных пунктов, руководители органов управления ГО ЧС, начальники служб ГО, курсы ГО городов, командиры формирований, должностные лица и специалисты ГО и ТОП РС ЧС предприятий, учреждений, организаций, преподаватели-организаторы ОБЖ и другие.

Обучаемые прибывают на учебный пункт во главе с руководителем занятия. В ходе занятия особое внимание уделяется практической отработке вопросов и максимальному использованию технических средств обучения.

Руководитель органа управления ГО ЧС (начальник учебного пункта) должен организовать на учебном пункте сдачу нормативов по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, предварительно оборудовав для этого необходимые места (площадки); следить за правильным использованием УМБ ГО ЧС, принимать меры по ее своевременному ремонту и созданию нормальных условий содержания; проводить инструктажи с руководителями занятий на учебном пункте; обобщать положительный опыт работы учебного пункта.


Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Учебно-консультационный пункт представляет собой специально оборудованное помещение для обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Основные задачи учебно-консультационного пункта:

1.Обучить граждан способам защиты от чрезвычайных ситуаций военного, природного и техногенного характера;

2.Научить граждан правилам защиты детей и обеспечения их безопасности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

3.Повысить морально-психологическое состояние людей,

оказание помощи в оценке складывающейся обстановки и принятия оптимальных решений в районе чрезвычайной ситуации;

4.Пропаганда гражданской обороны и РС ЧС.

Учебно-консультационные пункты создаются при жилищно-эксплуатационных пунктах в городах и районах области, при администрациях сельских округов и поселков — в сельской местности.

Руководитель органа местного самоуправления издает приказ (постановление, распоряжение) о создании учебно-консультационных пунктов, в котором указывает:

— при каких организациях создаются учебно-консультационные пункты;

— порядок финансирования;

— материально-техническое обеспечение;

— ответственные за их работу и другие вопросы.

Руководитель ЖЭО, сельского округа обязан издать приказ (распоряжение), в котором указывает:

— место размещения учебно-консультационного пункта;

— жители каких домов, улиц приписываются для консультаций, занятий, тренировок к данному пункту;

— порядок работы учебно-консультационного пункта;

— ответственные за оснащение пункта;

— время проведения занятий, консультаций и тренировок;

— кто проводит консультации.

Работа учебно-консультационных пунктов обычно строится по двум направлениям: первое — создаются небольшие (до 10 – 12 человек) учебные группы, второе — чисто консультационная работа, когда люди приходят в жилищный орган для решения своих житейских вопросов. Их приглашают на беседу, отвечают на интересуемые вопросы, предлагают посмотреть видеофильм, ознакомиться со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и др.

В качестве преподавателей, консультантов выступают работники жилищного органа, активисты гражданской обороны из числа офицеров запаса, ветеранов войны и труда, предварительно прошедшие подготовку на курсах гражданской обороны. На занятия по медицинским темам и психологической подготовке привлекаются медицинские работники.

В сельской местности организация и проведение занятий возлагается на администрацию сельского округа, поселка. Для проведения занятий привлекаются учителя школы, работники медицинского учреждения, должностные лица ГО ЧС организаций, прошедших обучение в УМЦ ГО ЧС области, на курсах гражданской обороны.

Основным планирующим документом является расписание занятий, консультаций, составленное из расчета 12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени обученности граждан. Продолжительность одного занятия, как правило, составляет 45 минут. Расписание занятий утверждает руководитель ЖЭО (глава сельской администрации).

Контроль за работой учебно-консультационных пунктов осуществляют лица, назначенные руководителем муниципального образования. Для этого привлекаются работники органов управления ГО ЧС муниципального образования, организаций, преподаватели курсов гражданской обороны. Их же целесообразно привлекать для проведения занятий по наиболее сложным темам.



Оборудование и оснащение учебно-консультационного пункта

Стенды:


1.Сигналы гражданской обороны и действия по ним;

2.Возможные чрезвычайные ситуации на территории муниципального образования и способы защиты от них;

3.Порядок и правила проведения эвакуации;

4.Индивидуальные и коллективные средства защиты;

5.Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;

6.Оказание само- и взаимопомощи.

Имущество:

1.Противогазы для взрослых (разные) — 10 штук;

2.Противогазы для детей (разные) — 5 – 10 штук;

3.Камера защитная детская КЗД-6 — 1 штука;

4.Респираторы (разные) — 10 штук;

5.Дозиметры бытовые (разные) — 1 – 3 штуки;

6.Огнетушители (разные) — 1 – 3 штуки;

7.Ватно-марлевые повязки (ВМП) — 5 – 10 штук;

8.Противопыльные тканевые маски ПТМ-1 — 3 – 5 штук;

9.Индивидуальный противохимический пакет — 1 штука;

10.Перевязочный пакет индивидуальный — 1 штука;

11.Аптечка индивидуальная АИ-2 — 1 штука;

12.Бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств индивидуальной защиты;

13.Учебно-методическая литература по ГО и защите от ЧС природного и техногенного характера;

14.Плакаты по ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;

15.Памятки населению «Знай и умей», «Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях»;

16.Подшивка журналов «Гражданская защита», «Военные знания»;

17.Выписки из Плана гражданской обороны и Плана действий жилищного органа (муниципального образования) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

18.Цветной телевизор с видеомагнитофоном и комплектом видеофильмов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для жильцов, желающих заниматься самостоятельно, в учебно-консультационном пункте необходимо иметь нормативные правовые документы, учебную литературу в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководители жилищно-эксплуатационных органов, муниципальных образований обязаны проявлять постоянное внимание их обновлению, совершенствованию и содержать в готовности для качественного проведения занятий и тренировок с неработающим населением.
Учебные классы (кабинеты)

Учебные классы (кабинеты) представляют собой специально оборудованные помещения, в котором одновременно могут обучаться не менее 25 человек.

Класс (кабинет) оснащается мебелью, техническими средствами обучения и контроля знаний обучаемых, проекционной аппаратурой, электрифицированными стендами (макетами), средствами индивидуальной защиты и медицинской защиты, приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, стендами, турникетами, витражами, плакатами.

Содержание и степень насыщения класса (кабинета) учебными и наглядными пособиями зависит от его предназначения.

На страницах журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» в настоящее время идет дискуссия по оформлению кабинета ОБЖ. Учитывая то, что кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий, самостоятельной подготовки и кружковой работы, опытные преподаватели-организаторы ОБЖ предлагают для оформления кабинетов использовать стенды общего характера и тематические.

По первому разделу курса ОБЖ для обучающихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предлагается четыре стенда:

1.«Поведение в чрезвычайных ситуациях»;

2.«Основы защиты от опасных химических веществ»;

3.«Средства индивидуальной защиты»;

4.«Средства коллективной защиты».

На стенде «Поведение в чрезвычайных ситуациях» целесообразно дать определение чрезвычайной ситуации, показать организацию работ при стихийных бедствиях, оказание первой медицинской помощи и самопомощи.

На стенде «Основы защиты от опасных химических веществ» желательно дать определение ОХВ, характеристику (хлора и аммиака). С помощью рисунков показать способы защиты от них.

Стенд средства индивидуальной защиты состоит из трех разделов: органов дыхания, кожи, медицинской защиты. В первом разделе показывается устройство противогаза, дается таблица определения размера шлем-маски, показывается порядок подготовки к использованию, проверка на герметичность. Показываются респираторы: Р-2, РУ-60М, «Лепесток», простейшие средства: противопыльная тканевая маска ПТМ-1 и порядок изготовления ватно-марлевой повязки. Во втором разделе показывается легкий защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный комплект ОЗК, простейшие средства защиты кожи. В третьем разделе показываются аптечка индивидуальная АИ-2 и индивидуальный противохимический пакет ИПП-8.

На стенде «Средства коллективной защиты» указывается назначение убежища и возможности по защите населения. На рисунках: отдельно стоящее и встроенное убежище, их внутреннее оборудование.

По второму раздела курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» тоже четыре стенда. Первый стенд посвящен: вопросам кровотечений, средствам и способам их временной остановки; первой медицинской помощи при переломах костей; синдроме длительного сдавливания; вывихам; ушибам. На втором стенде показываются простейшие приемы реанимации (оживления), первая медицинская помощь при шоковом состоянии, инфекционные болезни и их профилактика. На третьем стенде даются материалы по активному образу жизни, профилактике заболеваний, таблицы «Распределение дневного рациона по калорийности», «Основные питательные вещества и витамины», «Энергетическая ценность основных пищевых продуктов», «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии», рекомендации по питанию. На четвертом стенде показываются «Отставание в учебе курящих школьников», «Влияние алкоголя на внутренние органы подростка», «Молодежи об опасности наркомании», «Алкоголь и потомство».

По третьему разделу курса «Основы военной службы» целесообразно оформить пять стендов:

1.«Есть такая профессия — Родину защищать» (дается перечень военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, порядок приема в них, фотографии курсантов и офицеров — выпускников школы);

2.«Воинские уставы»;

3.«В помощь призывнику»;

4.«Вооруженные силы Российской Федерации»;

5.«Боевая техника видов Вооруженных Сил Российской Федерации».

Таково содержание одного из вариантов оформления кабинета ОБЖ.

Информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях»

Информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» многие называют уголками гражданской обороны.

Информационно-справочные стенды должны:

1.Помочь людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени;

2.Дать информацию в концентрированном виде о тех чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть на территории проживания людей;

3.Ознакомить со способами и порядком защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

4.Рассказать о вредных, опасных веществах, которые могут оказать воздействие на людей, какими свойствами они обладают, чем опасны;

5.Напомнить об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

6.Ознакомить со структурой гражданской обороны, должностными лицами предприятия (учреждения, организации), которые отвечают за ее мероприятия.

Преподавателю следует еще раз напомнить слушателям, что информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» должны создаваться на предприятиях, в учреждениях, организациях, в их структурных подразделениях (цехах, отделах, участках, бригадах).

Оформление и в какой-то мере содержание стендов не везде могут быть одинаковыми. Все зависит от возможностей и потребностей предприятия, учреждения, организации. Их целесообразно создавать из семи разделов: первый — «Кто и как оповестит», второй — «Если стихийное бедствие…», третий — «Это может случиться», четвертый — «Как поступить», пятый — «Помощь пострадавшим», шестой — «Защита», седьмой — «Наша гражданская оборона».

В разделе «Кто и как оповестит» указывается, что звучание сирен, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!». Услышав его, следует немедленно включить громкоговоритель радиотрансляции, радиоприемник, телевизор и прослушать экстренное сообщение местного органа власти или органа управления ГО ЧС города (района). Может поступить информация о надвигающемся стихийном бедствии, произошедшей аварии, угрозе радиоактивного загрязнения, химического заражения, возникновении военной опасности. В этих случаях последует предельно короткое сообщение о порядке действий и правилах поведения при данной чрезвычайной ситуации. Следует незамедлительно выполнить указанные рекомендации.

Во втором разделе «Если стихийное бедствие…» рассказывается о наиболее характерных стихийных бедствиях для данного города, района: наводнения, бури, ураганы, смерчи, лесные и торфяные пожары и др. Напоминается, чем опасно каждое из них, к каким неприятностям может привести. Главное внимание обращается на способах защиты, правилах поведения и последовательности действий. Все рекомендации должны быть краткими, четкими и понятными для людей.

Третий раздел «Это может случиться» является как бы продолжением второго. В нем подробно рассматривается аварийная ситуация на своем ли соседнем объекте, например, с выбросом опасного химического вещества (ОХВ): чем опасно это вещество, каковы его физико-химические свойства и поражающие действия. Детально рассказывается о действиях людей: где укрыться, куда выходить, как поступить с оборудованием, станками и другими орудиями труда, кому оставаться на рабочих местах, кто обесточивает цех, объект.

В четвертом разделе «Как поступить» начальник органа ГО ЧС совместно с главным инженером и другими специалистами объекта должен показать, что необходимо сделать: при возникновении пожара, при взрыве (обрушении), при нарушении подачи электроэнергии, газа, пара, воды, при разрыве трубопроводов с ядовитыми, агрессивными и горючими жидкостями. Могут быть указаны фамилии людей, отвечающих за определенные действия.

В пятом разделе «Помощь пострадавшим» коротко, но емко рассказывается о наиболее частых поражениях (травмах), о том как действовать при ранениях, порезах, ссадинах, растяжении и порыве связок, переломах (вывихах), термических и химических ожогах, поражении ОХВ и других.

Шестой раздел «Защита» состоит из трех частей: инженерная защита, средства индивидуальной защиты и эвакуация. В первой части указываются места нахождения укрытий, пути движения к ним, кто укрывается. Какие прочие сооружения можно использовать дополнительно. Для наглядности лучше это сделать на плане (схеме) объекта.

Во второй части указывается, где расположены пункты выдачи СИЗ, кто, когда и в какой очередности выдает противогазы и респираторы. Ответственные. Будит ли изготавливаться ватно-марлевые повязки. В третьей части показывается как действовать при экстренной эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, место расположения СЭП, маршрут следования к нему, время прибытия. Кто, когда и каким образом подает команду на эвакуацию. Что брать с собой из документов, вещей и одежды. Что следует выполнить дома, прежде чем покинуть его. Все это лучше отразить на схеме, дополнив ее кратким текстом.

Седьмой раздел «Ваша гражданская оборона». Для наглядности лучше поместить схему, на которой указать: начальник гражданской обороны (должность, фамилия, имя, отчество), руководитель органа (работник) ГО ЧС (фамилия, имя, отчество), состав комиссии по чрезвычайным ситуациям, какие службы гражданской обороны имеются и их начальники, какими силами располагают, наличие формирований, их состав и командиры, на базе каких структурных подразделений созданы, какой техникой, приборами и снаряжением оснащены. В конце раздела следует указать место нахождения штаба (отдела, сектора) ГО ЧС, комиссии по ЧС, их телефоны. Необходимо дать адреса и телефоны органа управления ГО ЧС и поисково-спасательной службы города, района.

При оформлении информационно-справочного стенда по ГО «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» следует помнить, что это не выставка фотографий, плакатов, рисунков, а место, где сконцентрированы и четко расписаны дела людей с учетом тех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть как в мирное, так и в военное время.

В заключение следует отметить, что большой объем и сложность задач по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требует к себе постоянного внимания со стороны должностных лиц и специалистов гражданской обороны и областной подсистемы РС ЧС.
Приложения:

1.Схема организации обучения населения в области ГО и защиты от ЧС.

2. Адреса организаций, где можно приобрести имущество для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Литература

1.Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ. Статьи 11, 14, 19, 20.

2.Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ. Статьи 2, 8, 9, 10.

3.Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 года № 547.

4.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 года № 841.

5.Закон Тверской области «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 30 июля 1998 года № 28-03-2. Статьи 9, 10, 11, 21.

6.Постановление администрации Тверской области «Об организации обучения населения Тверской области в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 9 декабря 2003 года № 407-па.

7.Постановление администрации Тверской области «Об организации обучения населения Тверской области по гражданской обороне» от 16 мая 2005 года № 28-пг.

8.Постановление Губернатора Тверской области «О совершенствовании организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 18 декабря 1998 года № 867.

9.Организационные указания Губернатора Тверской области по обучению населения Тверской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001–2005 годы.

10.Приказ Главы администрации — начальника гражданской обороны муниципального образования «Об итогах обучения населения муниципального образования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за прошедший год и задачах на новый учебный год».

11.Примерная программа обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны. МЧС России, 21 ноября 2003 года.

12.Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. МЧС России, 2001.

13.Программа подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. МЧС России, 1994. (В части, касающейся неработающего населения).

14.Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Минобразования России, 1999. (Для учащихся 5-11 классов).

15.Программы общеобразовательных учреждений курса «Основы безопасности жизнедеятельности», Министерство образования РФ, 1994. (В части, касающейся обучения учеников 1-4 классов).

16.Программа по основам безопасности детей дошкольного возраста. Министерство образования РФ, 1997.

17.Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, Минобразования России, 1999.

18.Прмерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей учреждений среднего профессионального образования, Минобразования России, 1997.

19.Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей учреждений высшего профессионального образования, Госкомвуз России, 1995. (Раздел 3. «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях).

20.Программа по «Организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях» для студентов высших медицинских учебных заведений, Минздрав России, 1992.

21.Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях (учебно-методическое пособие), МЧС России, институт риска и безопасности, М., 2001.

22.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебник для населения. МЧС России, ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», М., 2001.

23.Н.А.Крючек, В.Н.Латчук. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением, ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», М., 2001.

24.Н.А.Крючек, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, С.В.Петров. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях, ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», М., 2001.

Приложение № 2

Адреса организаций,

где можно приобрести имущество для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера
1.Акционерное общество «Рабосервис»

Адрес: 125315, г.Москва, 1-й Амбулаторный проезд, д.2/6, ЗАО «Рабосервис».

Контактные телефоны: (095)105-3017 (многоканальный), 151-0558, факс: (095)152-2056.

Предлагает:



  • Средства защиты органов дыхания и кожи;

  • Приборы радиационной разведки;

  • Приборы химической разведки;

  • Медицинские средства;

  • Противопожарные средства;

  • Средства оповещения и сигнализации;

  • Литературу по проблемам ГО и ликвидации ЧС.


2.Редакция журнала «Военные знания»

Адрес: 123362, г.Москва, Волоколамское шоссе, д.88, строение 5.

Телефон/факс для справок: (095) 491-2935.

Предлагает брошюры, комплекты цветных плакатов по тематике гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, основам безопасности жизнедеятельности, основам военной службы.

Наименование брошюр и комплектов цветных плакатов периодически публикуется в журнале «Военные знания».
3.Киностудия «Фильмэкспорт»

Адрес: 125047, г.Москва, ул.Лесная, д.27.

Телефон: (095) 251-3614, факс: (095) 251-2910.

Реализует киновидеопродукцию более 100 наименований по 6 разделам:



  • безопасность производства;

  • противопожарная безопасность;

  • безопасность дорожного движения;

  • чрезвычайные ситуации;

  • защита окружающей среды;

  • оказание первой помощи и охрана здоровья.




Смотрите также:
«обучение населения по граждан-ской обороне и действиям в чрезвы-чайных ситуациях»
498.96kb.
Поурочное планирование курса обж в 9 классе Раздел Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 9 ч
241.93kb.
Специальная информация для граждан ищущих работу Профессиональное обучение
34.08kb.
Инструкция по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и учащихся
153.25kb.
Методическая разработка для обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тема №5: «Действия работников организаций и населения в чрезвычайных ситуациях техногенного
513.08kb.
Правила, порядок поведения и действий населения при угрозе осуществления террористического акта Общие рекомендации гражданам по действиям в экстремальных ситуациях
68.32kb.
Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта Цель данных рекомендаций помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить создание условий
98.65kb.
На заседании общего собрания
141.7kb.
Закон от 31 мая 1996 года №61 фз «Об обороне»
129.43kb.
Методические рекомендации по организации подготовки и проведения объектовых тренировок по граждансой обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций
353.33kb.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
193.79kb.
Инструкция о мероприятиях по антитеррористической
228.74kb.