Главная стр 1
скачать
Общая характеристика судебной системы и ее нормативно-правовое регулирование.

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституций Российской Федерации и федеральным конституци­онным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125—127 Кон­ституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими су­дами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех дру­гих подчиненных им судов. В первой из этих статей определен ста­тус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституцион­ность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Как будет видно по материалу соответствующей главы учеб­ника, ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть, как будет показано ниже, свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и неоднократно упоминавшегося выше Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода:

1. правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебная палата по информационным спорам, Судебный департамент, суд чести, товарищеский суд), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.

Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что в ч.2 ст. 4 Закона о судебной системе совершенно обоснованно и недвусмысленно сказано, что «в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации». Предпринимаемые кое-кем в наши дни попытки доказывать, что в судебную систему входят также «учреждения, непосредственно обеспечивающие деятельность судов», не имеют никаких, в том числе юридических оснований. Навязывание такого подхода может привести в конечном счете к тому, что в состав судебной системы начнут включать, скажем, судебных приставов, организации, ремонтирующие помещения судов, снабжающие их канцтоварами, автотранспортом;

2. суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации;

3. всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты



  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. N 4, ст. 445.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, в ред. от 01 марте 2012 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; Российская газета. 2012. 6 марта.

  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ, в ред. от 06.02.2012 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; Собрание законодательства РФ. 2012. № 7. Ст. 784.

  4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ, в ред. от 06 декабря 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1; Российская газета. 2011. 9 декабря.

Специальная литература:



  1. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. - М.: Юрист, 2005. 384 с.

  2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М.: Зерцало, 2007. 440 с. 

  3. Правоохранительные органы.  / Отв. ред. Лонь С.Л.- Томск: Изд-во НТЛ, 2010. 552 с.

  4. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы.  - М.: Инфра-М, 2004. 447 с. 

  5. Савюк Л.К. Правоохранительные органы.  - М.: Юристъ, 2004. 671 с. 

скачать


Смотрите также:
Общая характеристика судебной системы и ее нормативно-правовое регулирование
36.8kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине
41.13kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Правовое регулирование торговой деятельности»
23.84kb.
1. Нормативно-правовое регулирование процесса банкротства градообразующих предприятий 3
133.48kb.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности
269.5kb.
Планов и ее место в экономической политике торгового предприятия
27.68kb.
Российская академия наук
2851.11kb.
Учет и анализ на предприятиях малого бизнеса Вопросы к экзамену для мгиу к 27. 10. 2007г
19.96kb.
Состояние и развитие системы образования в мр «Жиганский национальный эвенкийский район» по итогам 2011-2012 учебного года
2275.28kb.
Vi правовое регулирование банковской деятельности Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России
1906.8kb.
1. Общая характеристика учреждения. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения
1005.24kb.
Тема Общая характеристика налоговой системы РФ
33.45kb.