Главная стр 1стр 2 ... стр 7стр 8
скачать
Согласовано УТВЕРЖДАЮ

Председатель Комитета по Директор МБОУ «СОШ

образованию и молодежной пос.Бурный» Энгельсского

политике администрации муниципального района

Энгельсского муниципального Саратовской области

района


_____________ А. А. Матасова ______________ И.Н.Терсина

Общеобразовательная программа

групп дошкольного возраста

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа пос.Бурный»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

на 2012 – 2015 гг.

. Рассмотрена и принята

на заседании

педагогического совета

МБОУ «СОШ пос.Бурный»

«___» ________ 2012г

Протокол № _____ от «_____» ___________ 2012 г.


Пояснительная записка

к образовательной программе групп дошкольного возраста

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа пос.Бурный»
Программа разработана в соответствии с документами:

- «Закон об образовании РФ» (принят 10.07.1992г. №3266-1 в редакции от 27.12.2009г.№374 ФЗ4);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10.2010 года., регистрационный №18266);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (зарегистрирован в Минюсте России 18 января 2012 г., регистрационный № 22946) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

- «Федеральное государственное требование к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

- Изменения №1 к «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 20.12. 2010г.№164) СанПиН 2.4.1.2791-10.



Основными средствами реализации программы являются:

- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос.Бурный» Энгельсского муниципального района Саратовской области пр. № 2096-од от 23.11.2011г.;

- изменения в Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос.Бурный» Энгельсского муниципального района Саратовской области пр. № 1585-од от 14.09.2012г.;

- освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования»;

- освоение воспитанниками основной общеобразовательной (учебной) программы «Детский сад- 2100» и комплекса парциальных программ;

- предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой;

- предоставление системы оздоровительных мероприятий в группах предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

- создание для воспитанников соответствующей развивающей среды: музыкально-театрализованной, предметно-развивающей среды занятий, предметно-игровой среды, физическо-игровых и оздоровительных сооружений;

- обеспечение благоприятного психологического климата в группах предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

- высокий профессионализм педагогов, обслуживающего персонала.

Образовательная программа групп дошкольного возраста составлена на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100».

Образовательная программа групп дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный» сформирована в соответствии с



принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Кроме того, при разработке образовательной программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Образовательной системы «Школа 2100»: создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка

а) Личностно ориентированные принципы:

Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы:

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Содержание образовательной программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.


Комплектование групп дошкольного образовательного учреждения.

Общие требования к приему воспитанников в детский сад определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области, а также Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Общее количество групп предшкольного образования – 2. Обе группы общеразвивающей направленности разновозрастные:

- 1 группа: вторая младшая-средняя (3-5 лет);


- 2  группа: старшая-подготовительная (5 -7 лет).
Цели и задачи деятельности групп дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный» по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цели и задачи деятельности групп дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный» по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.

В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 12 сентября 2008 года за № 666, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического, так и психологического.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями  Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», коллектив групп дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный» считает главной целью своей деятельности по реализации программы создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности  ребенка  – дошкольника, его полноценного проживания  периода дошкольного детства, формирования у него основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка  ребенка  к жизни в современном обществе, обеспечение его безопасности жизнедеятельности.

Пребывание детей в нашем учреждении способствует тому, что ребенок  осознаёт свой общественный статус, у него формируется умение решать конфликты, находить гуманистические способы  достижения  цели. Учитывая, что источником и движущей силой развития личности является реальная самостоятельность  ребенка, в учреждении созданы условия для того, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт.

Педагоги творчески подходят к выбору вариативных  программ  и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое во взаимосвязи.

Руководствуясь вышеуказанными положениями, наш коллектив решает следующие задачи:

1. охрана и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

2. обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

3. сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

4. осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) самостоятельную деятельность детей;

5. осуществление преемственности с основными общеобразовательными программами начального общего образования;

6. взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.


Цели образовательной программы:

1) обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);

2) реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Приоритетные направления деятельности групп дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный» по реализации образовательной программы:

1.Физическое и психологическое здоровьесбережение детей, формирование навыков здорового образа жизни:

1.1. формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей (средний  дошкольный возраст);

1.2. продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций (старший дошкольный возраст).
2. Социальное развитие:

2.1. развивать способность ребенка к эмпатии (сопереживанию) и  навыкам общения (средний  дошкольный возраст);

2.2. развивать ответственность, контроль за собственными действиями, способность реально оценивать свои и чужие поступки (старший дошкольный возраст).
3. Познавательное развитие:

3.1. активизировать работу во всех возрастных группах по формированию диалогической речи путем развития самостоятельной активной речи  ребенка, поощрения его желания говорить и положительной оценки его высказывания;


3.2. формировать у ребенка целостную картину мира на основе знакомства с физическими явлениями и свойствами предметов, развития географических и астрономических представлений и формирования экологической культуры.
4. Взаимодействие с семьёй:

4.1.изучить состояние факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей;

4.2.удовлетворить индивидуальные запросы родителей через индивидуальные и групповые формы работы.

В группах дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный» нет национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса.

Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса в группах дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный»:

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели (с 12-часовым пребыванием детей) с 7.00ч. до 19.00ч.



Подходы к формированию образовательной программы заключаются в следующем: объем обязательной части программы составляет 80% времени, необходимого для реализации образовательной Программы. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет не более 20 % общего объёма образовательной программы.

В зависимости от структуры групп (возраст воспитанников) объём обязательной части образовательной программы варьируется:

- в средней, старшей и подготовительной группах - составляет 85 % общего объёма Программы.

Образовательный процесс осуществляют 4 воспитателя. Из них – 2 воспитателя с высшим образованием, у остальных средне-специальное педагогическое образование.


Социальный паспорт

групп дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный»


п/п





Смешанная

2-ая младшая средняя группа



Смешанная старшая подготовительная

группа

Всего


1.

Количество детей.

14

17

31

2

Количество семей.

14

17

31

3

Количество полных семей.

12

14

23

4

Кол. неполных семей.

2

3

5

5

Из них 1 отец:

-

-

-

6

Из них 1 мать:

2

3

5

7

Многодетные семьи.

4

4

7

8

Малообеспеченные семьи.

2

3

5

9

Дети инвалиды.

-

-

-

10

Семьи беженцев.

-

-

-

11

Опекаемые дети.

-

-

-

12

Семьи группы риска

-

-

-

13

Социально опасные семьи

-

-

-

Развивающий эффект образовательного процесса может быть достигнут при условии взаимодействия детского сада с семьей. Деятельность детского сада ориентирована на запросы семей воспитанников. Характер взаимодействия с родителями носит личностно-ориентированную направленность: определяются формы сотрудничества с семьей, исходя из ее социального статуса, опыта родителей, их заинтересованности в жизнедеятельности детского сада. Рекомендации носят адресную направленность семье с учетом достижений и проблем ребенка.



Содержание образовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».    

ЧАСТЬ 1 (инвариантная)
1.1. Организация режима пребывания детей в группах дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный»

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку.

Режим работы нашего учреждения – 12 часов, 5-дневная рабочая неделя, график работы с 7.00 до 19.00 часов, выходные дни – суббота и воскресенье, праздничные дни. Длительность пребывания детей в учреждении составляет 12 часов.

Режим жизнедеятельности детей в группах дошкольного возраста МБОУ «СОШ пос.Бурный» разработан на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ № 655 МО РФ от 5 марта 2010 г.), СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 г., Изменений № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 декабря 2010 г. № 19342, комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»

В режим одного дня включены: образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу.

В разновозрастной 2-ой младшей-средней группе (3-5л) образовательная деятельность составляет 18% (48мин.), присмотр и уход 28% (175мин.)

В группах детей старшего возраста (5-7л) образовательная деятельность составляет 29% (96мин.), присмотр и уход 22% (145мин.)

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется в утреннее и вечернее время общей продолжительностью 20 мин., что составляет 5-10 % от времени реализации ООП.



Самостоятельная деятельность детей в течение дня составляет:

В группах детей среднего возраста (3-5л) - 31% (185 мин.)

В группах детей старшего возраста (5-7л) - 35% (210мин.)

На образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов предусмотрено:

В группах детей среднего возраста (3-5л) - 8% (45мин.)

В группах детей старшего возраста (5-7л) - 6% (35мин.)

В режиме обеспечен баланс четырёх направлений развития ребёнка:




Направления развития ребенка

Возраст детей

Физкультурно-оздоровительное

Социально-личностное

Познавательно-речевое

Художественно-эстетическое

Средний

3-5л


12 мин. в день

60 мин. в неделю



12 мин. в день

60мин. в неделю



12 мин. в день

60 мин. в неделю



12 мин. в день

60 мин. в неделю



Старший

5-7л


24 мин. в день

120 мин. в неделю



24 мин.в день, 120мин. в неделю

24 мин. в день

120 мин. в неделю



24 мин. в день

120 мин. в неделю



Режим дня (средний возраст)+ 2 младшая группа

Режим. моменты

Время

Понедельник/Содержание образовательной работы с детьми

Образ. области

Компонент образ. программы

время

Утренний прием

7.00- 8.30



90

Беседа

З

Семья

10

Рассматривание

Хт




20

Наблюдение

П




25

Игра

С




35

Утренняя гимнастика

8.30 – 8.35

5

УГ

З

ОД

5

Завтрак

8.35 – 9.00

25

К. г. н. игровая ситуация

З

ОД

10

Прием пищи




ФП

15

НОД

9.00 – 10.00



60

Игры малой подвижности

Ф

СД

10

1 НОД

П

ОД

20

Игра




СД

10

2 НОД

П

ОД

20

Прогулка
10.00- 12.00

120

Самообслуживание

Т

ОД

15

Наблюдение

П

ОД

5

Труд коллективный

Т

ОД

10

Подвижные игры

Ф

СД

15

Самост. Прод. Деят.

С

СД

60

Самообслуживание

Т

ОД

15

Обед

12.00 – 12.40



40

Артик. гимнастика

К

ОД

5

К.г.н.

З

ОД

10

Прием пищи




ФП

25

Сон

12.40 – 15.10



150

Самообслуживание

Т

ОД

10

Чтение

Чт

ОД

5

сон




ФП

130

Подъем

15.10 – 15.40

30

Закаливание

З

ОД

10

самообслуживание

Т

ОД

20

Ужин ( полдник)

15.40 – 16.10

30

К.г.н.

З

ОД

10

Прием пищи




ФП

20

Самостоятельные игры

16.10 – 16.50

40

Сюжетно – ролевая игра

С

СД

15

Продуктивная деят.




СД

15

Наст. – печатн. игры

Б

СД

10

Прогулка после ужина

16.50 – 19.00

70

Самообслуживание

Т

ОД

10

Наблюдение

Б

ОД

5

Подвиж. Игры

К

СД

10

Экспериментирование

П

СД

15

Прод. Деятельность




СД

30

Игры.

Уход домой

18-00 – 19.00

60

Самостоятельные игры

С




50

Беседа

З

Семья

10




720










720

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Общеобразовательная программа групп дошкольного возраста муниципального бюджетного образовательного учреждения
2176.3kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
666.15kb.
Образовательная программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в доу
3074.83kb.
1. Пояснительная записка Возрастные особенности детей
1835.08kb.
Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
857.64kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
2143.1kb.
Программа развития и Концепция муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Tакагуртский детский сад ''
404.52kb.
Инновационный проект муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №20»
52.22kb.
Комплексная общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста
1864.91kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
477.32kb.
Петрозаводский городской округ поо «Октябрьский» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский
192.54kb.
Эстетическое развитие детей через театрализованную деятельность Белик Надежда Григорьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14
641.5kb.