Главная стр 1
скачать

Общие положения о проверках 1

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ 7

Государственная служба пожарного надзора 9

Федеральная инспекция труда 11

Органы государственного ветеринарного надзора 12

Участковые 14

Налоговые проверки 16

Общие положения о проверках

В настоящее время серьезной проблемой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является большое количество проверок их деятельности, осуществляемых многочисленными государственными контрольными органами. При этом предприниматели, как правило, не знают ни своих законных прав и обязанностей, ни прав и обязанностей контролирующих органов. В результате этого они становятся жертвами недобросовестных сотрудников этих органов, которые злоупотребляя своим должностным положением, используя методы запугивания и психологического давления, зачастую занимаются бюрократическим рэкетом.

В целях регулирования правоотношений при осуществлении контрольной деятельности государства, а также для защиты предпринимателей от злоупотреблений со стороны контролирующих органов, принят Федеральный закон от 08.08.2001 № 153-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Данный документ устанавливает режимы, порядок проведении контрольных мероприятий, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), дополнительные меры по защите прав и законных интересов юридических лиц при проведении гос. контроля (надзора), а также ответственность органов гос. контроля (надзора) за нарушение этих прав и интересов.

Но этот Закон имеет ограниченную сферу применения. В частности, он не применятся к мероприятиям налогового, валютного, бюджетного, таможенного, иммиграционного, лицензионного контроля, государственного метрологического контроля, банковского и страхового надзора, а также других видов специального гос. контроля за деятельностью юридических лиц на финансовом рынке.

Из сферы деятельности Закона также исключены розыскно-оперативные мероприятия, дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и правосудие.

Зато проведение самых "злободневных" проверок (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, инспекции по торговле и др.) будет регулироваться законом о защите предпринимателей. И именно при проведении таких проверок этот закон не только дает проверяемым права, но и наделяет их широкими полномочиями по защите этих прав.

В комментируемом Законе сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля. Можно отметить следующие:



    • установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

    • проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

    • соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

    • периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

    • открытость государственного контроля;

    • презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    • учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

    • признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

    • устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

    • ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц;

    • финансовая незаинтересованность должностных лиц органов гос. контроля;

    • возможность обжалования как действий, так и бездействия должностных лиц органов государственного контроля.

Впервые на законодательном уровне закреплена вся процедура проведения мероприятия по контролю.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), одновременно проверяющие должны предъявить и служебные удостоверения. Это связано с тем, что мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Статья 7 Закона № 155-ФЗ содержит перечень обязательных требований, которым должно соответствовать решение о проведении контрольного мероприятия. Хочется обратить внимание на обязательность указания в распоряжении (приказе) цели, задачи и предмета, а также правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке. Распоряжением устанавливается также дата начала и окончания мероприятия по контролю.

На случай внезапной проверки и отсутствия на момент проверки должностных лиц организации или индивидуального предпринимателя ваши работники должны иметь четкие инструкции о поведению в таких ситуациях, а именно: вежливо объяснить проверяющим, что не имеют права без присутствия специально уполномоченных лиц организации (представителей) пропускать проверяющих на территорию организации и предоставлять требуемые документы и имущество (основание – абз. 3 ст. 8, абз. 2 п. 1 ст. 13 Закона № 155- ФЗ). В организации необходимо иметь документ (приказ, распоряжение, положение) о полномочиях специально оговоренных сотрудников по предоставлению материалов для контролирующих органов и предоставлению интересов организации во взаимоотношениях с контролирующими органами.



Продолжительность контрольного мероприятия по общим правилам не должна превышать одного месяца, однако, в исключительных случаях, руководителем органа государственного контроля срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Проведение проверки в отношении одного юридического лица допускается с периодичностью не более одного раза в два года, за исключением внеочередных контрольных мероприятий, основания для которых строго регламентированы.

Необходимо отметить, что в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами гос. контроля по мотивированному решению в следующих случаях:



    • контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате планового мероприятия по контролю;

    • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Важно отметить, что анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Рассматриваемым правовым актом определены и ограничения при проведении гос. контроля. Так, контролирующие органы не вправе требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. Запрещается осуществлять плановые мероприятия в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Контролирующие органы также не вправе распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю.


Закон № 155-ФЗ уделяет большое значение регулированию вопросов о порядке оформления результатов контрольного мероприятия. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом органа государственного контроля, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений. Акт подписывается представителями юридического лица, а также лицами, присутствовавшими при проведении мероприятия по контролю. При отказе подписать акт в нем делается соответствующая запись.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

При этом рекомендуется внимательно ознакомиться с актом и подписать его. Отказываться от подписи в случае несогласия с фактами нарушений, изложенными в акте, не имеет смысла – в противном случае он будет доставлен вам по почте.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю или их представителям под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.

Новым моментом является необходимость ведения юридическими лицами журнала учета мероприятий по контролю, в котором должностным лицом органа государственного контроля производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

Сразу скажем, что ведение этого журнала необязательно и за его отсутствие штраф не полагается.

Но, на наш взгляд, такой журнал будет очень полезен, поскольку в него заносятся сведения обо всех проводимых проверках. Поэтому отследить по нему сроки, прошедшие между проверками одного и того же органа, будет проще простого.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов гос. контроля обязаны проводить мероприятия по контролю


  • на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля,

  • посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля,

  • не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки,

  • знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю,

  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества,

  • доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям комментируемого Закона, при проведении контрольных мероприятий юридические лица и индивидуальные предприниматели обладают следующими правами:



    • участвовать в проведении контрольных мероприятий

    • давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    • получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

    • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах свои замечании на предмет поверки,

    • на возмещение вреда, причиненного действиями (бездействием) должностных лиц органов государственного контроля, в том числе затраты на привлечение юридической или иной профессиональной помощи,

    • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке,

Но порядок обжалования будет зависеть от результатов проверки.

Так, если по результатам проверки обнаружено нарушение, ответственность за которое наступает по КоАП РФ, все действия как проверяющих, так и проверяемых с того момента, как составлен протокол об административном правонарушении, будут регулироваться именно этим кодексом, а не законом о защите предпринимателей.

Соответственно и обжалование будет регулироваться КоАП РФ. Это означает, что, если проверяемый не согласен с принятым решением о привлечении к ответственности, он может подать жалобу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд. При этом решение вышестоящего органа не является препятствием для обращения в суд. А если жалоба подается одновременно в суд и вышестоящий орган, то рассматривать ее все же будет суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Срок для подачи жалобы - 10 дней.

Если проверяемый хочет сразу же идти в суд, не "связываясь" с вышестоящим органом, он должен подать заявление в арбитражный суд по своему местонахождению или местожительству.

А вот когда проверка не выявила административных правонарушений, обжаловать можно действия или решения проверяющих. Ведь по результатам проверки может быть вынесено, например, предписание об устранении нарушений. Да и в ходе самой проверки могут быть нарушены права проверяемого. В подобных случаях проверяемый может обратиться в суд с заявлением об обжаловании ненормативных актов, решений и действий проверяющих.

В заявлении надо обосновать, в чем именно проявилась незаконность действий (решений) проверяющих, а также отразить факт нарушения прав проверяемого. Заметим, что нарушение прав может выражаться, например, в установлении для проверенного новой обязанности или создании каких-либо препятствий для осуществления его предпринимательской деятельности.

Такое заявление также подается в арбитражный суд. Срок для подачи - три месяца со дня, когда проверяемому стало известно (или должно было стать известно) о нарушении его прав (ст. 198 АПК РФ).

.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция)


Основные нормативные акты

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

  2. Постановление СМ РФ от 27 мая 1993 г. N 501 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации"


Задачи

  • государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;

  • деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.



Права


  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными настоящим Положением;

  • производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

  • осуществлять контроль за качеством товаров (услуг), соблюдением правил продажи и оказания услуг, а также проверку наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям;

  • давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;

  • получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;

  • составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания:

  • об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;

  • о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

  • о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;

  • передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;

  • выступать стороной в суде и арбитражном суде;

  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг)

О контрольных покупках и образцах



  • Можно обнаружить, что в соответствии с уже указанным положением о Госторгинспекции ее органы имеют право "производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества". Но в Законе № 153-ФЗ нет указания на контрольные закупки, покупки и пр. Иными словами, закон не предусматривает ни права, ни обязанности контролирующих органов совершать такого рода действия. Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ, по рангу ниже, чем закон № 153-ФЗ.


Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ



Основные нормативные акты


  1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

  2. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554)

  3. Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора (приказ Минздрава России от 17.07.02 N _228).


Задачи


  • контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

  • меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

  • проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

  • разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

  • статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов

  • в пределах своей компетенции установление обязательных требований к безопасности товаров, работ и услуг и осуществление контроля за соблюдением этих требований.


Права


  • получать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  • проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

  • проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

  • проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

  • проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

  • составлять протокол о нарушении санитарного законодательства;

  • давать индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

вызове в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона;


При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

    • об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

    • о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

    • о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

    • о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

    • о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.



Государственная служба пожарного надзора



Основные нормативные акты

  1. Федеральный закон от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

  2. Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 849)


Задачи


  • организует разработку, утверждает самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями обязательные для исполнения требования, нормы и правила в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и огнетушащих средств;

  • рассматривает и согласовывает проекты стандартов, норм, правил, других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности или в которых эти требования должны быть установлены;

  • осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

  • осуществляет совместно с надзорными органами или самостоятельно контроль за пожарной безопасностью товаров (работ, услуг);

  • производит в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности, осуществляет в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

  • ведет учет пожаров и последствий от них.


Права


  • вносить в государственные органы и предприятия предложения о проведении неотложных мероприятий, необходимых для обеспечения пожарной безопасности;

  • получать от министерств, ведомств, предприятий, должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах и последствиях от них;

  • беспрепятственно входить (по предъявлению служебного удостоверения) на территорию и во все помещения предприятий с целью проверки их противопожарного состояния;

  • осуществлять контроль за выполнением проектными и строительными организациями требований пожарной безопасности стандартов, норм и правил при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении и техническом перевооружении предприятий, зданий и сооружений;

  • давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности стандартов, норм и правил, в том числе по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), а в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения этих предписаний применять административные взыскания в соответствии с действующим законодательством;

  • приостанавливать полностью или частично на основании вынесенных постановлений работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при нарушении правил пожарной безопасности, создающем непосредственную угрозу возникновения пожара, а также в случае невыполнения противопожарных требований, предусмотренных проектами или нормами проектирования при строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении предприятий, зданий и сооружений;

  • налагать в соответствии с действующим законодательством штрафы на должностных лиц и граждан за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности;

  • требовать проведения министерствами, ведомствами и предприятиями контрольных испытаний на пожарную опасность производимых веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций, контрольных анализов пожарной опасности среды, проверок систем и средств противопожарной защиты;

  • проверять наличие соответствующих документов, дающих право на техническое руководство пожароопасными работами или на их выполнение, а также контролировать соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, связанную с повышенной пожаровзрывоопасностью, эксплуатацией систем противопожарной защиты, тушением пожаров;

  • беспрепятственно проникать при тушении пожаров или проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в любое время суток во все производственные и иные помещения (сооружения), куда распространились или могли распространиться опасные факторы пожара, вскрывать в необходимых случаях двери, окна и ограждающие конструкции;

  • пользоваться беспрепятственно и безвозмездно средствами связи предприятий при тушении пожаров;

  • ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, доступ граждан на отдельные участки местности или объекты, обязывать их покинуть места проведения работ, связанных с тушением пожара.



Федеральная инспекция труда



Основные нормативные акты

  1. Трудовой кодекс РФ

  2. Положение федеральной инспекции труда утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78).


Задачи

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


Права


  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

  • приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

  • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

  • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.


Таблица. Документы, которые могут затребовать в ходе проверки

Что проверяют

Требуемые документы

Кадровый учет на фирме

Трудовые договоры
Коллективные договоры
Приказы о приеме на работу
Приказы о назначении на новую должность
Приказы о переводе на другую работу
Личные карточки работников и др.

Порядок ведения трудовых книжек

Трудовые книжки
Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним
Книга учета движения трудовых книжек

Порядок увольнения работников

Заявления об увольнении
Приказы об увольнении

Соблюдение норм охраны труда и правил техники безопасности

Журнал инструктажа (при приеме на работу, на рабочем месте)
Инструкции по охране труда по профессиям, которые есть на фирме

Соблюдение трудового распорядка на фирме

Правила внутреннего трудового распорядка
Уставы и положения о трудовой дисциплине для разных категорий работников

Сроки выплаты зарплаты на фирме

Правила внутреннего распорядка (в них указывают дату выплаты зарплаты)






Органы государственного ветеринарного надзора



Основные нормативные акты

  1. Закон РФ «О ветеринарии»

  2. Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации"


Задачи
Контроль за соблюдением:

  • предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;

  • ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, производстве, применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, а также за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных;




  • требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.


Права


  • устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

  • предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и других мероприятий, об устранении нарушений ветеринарных правил, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

  • приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранений имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, производство и применение препаратов и технических средств ветеринарного назначения;

  • рассматривать дела о нарушениях ветеринарного законодательства Российской Федерации и налагать в установленном порядке административные взыскания, вносить представления о лишении лицензий предприятий, учреждений, организаций и граждан на право производства, заготовки, перевозки, хранения и реализации продуктов животноводства, сырья животного происхождения, кормов, препаратов и технических средств ветеринарного назначения и специалистов в области ветеринарии на право занятия предпринимательской деятельностью, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел;

  • вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления:

о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности;

  • принимать решения:

о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям, дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпизоотических очагах и на территориях, на которых имеются или сохраняются условия для возникновения и распространения заразных болезней животных;

об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;



  • получать без каких-либо ограничений от предприятий, учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы надзора задач.



Участковые



Участковые милиционеры любят наведываться на фирму или к предпринимателю и требовать предъявить паспорт, лицензию, сертификаты на товар, трудовой договор и т. д. Или просят оказать помощь милиции и пожертвовать деньги на нужды отделения. Поэтому точно знать права участкового и границы этих прав просто необходимо.
Обязанности и права участковых перечислены в статьях 10–11 Закона «О милиции». Они имеют полное право проверять паспорта и свидетельства о регистрации по месту жительства. Правда, при условии, что у участкового есть достаточные основания подозревать человека в совершении преступления или административного правонарушения. Но, так как для подобной проверки не требуется никакого специального разрешения, в этом вопросе лучше с участковыми не спорить и предъявить им документ, удостоверяющий личность.

Самый интересный пункт статьи 11 Закона «О милиции» – 25. Он регулирует проверки сотрудниками правоохранительных структур финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Участковый, как и любой другой милиционер, имеет право проводить такие проверки. Но только по мотивированному постановлению начальника того подразделения, в котором он работает, или его заместителя.

В постановлении указывают основание или повод для проверки. Причем это основание должно подпадать под действие Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В противном случае такое разрешение на проверку суд может признать незаконным. Ведь проведение профилактических мероприятий пунктом 25 статьи 11 Закона «О милиции» не предусмотрено.

В постановлении на проверку нередко пишут, что поводом для нее стала информация, полученная от г-на Иванова. Такой документ любой суд признает незаконным. В нем должно быть указано, какие именно сведения стали причиной для проверки. Проверка должна проходить в присутствии двух понятых и представителя фирмы.

В ходе такой проверки участковый может изъять документы или образцы товаров. Документы он может забрать на срок до семи суток. Если же из-за этого деятельность вашей фирмы будет парализована, то не более чем на 48 часов. Надо доказывать, что без изъятых документов работа фирмы остановится. Проще всего это сделать в период сдачи бухгалтерской отчетности - что все эти бумаги вам нужны для составления баланса. Можно утверждать и о специфике деятельности фирмы, уверять, что документы, например лицензия, сертификаты, кассовая книга, вам нужны каждый день.

Инспектор должен составить опись изъятых документов, один экземпляр которой остается на фирме. Требуйте, чтобы участковый указал полные названия и даты документов, которые он забирает, количество их листов, имеются ли в этих документах какие-либо исправления, шнурованы ли они и т. д. Некоторые инспекторы фиксируют изъятые документы примерно так: «1. Папка с документами с надписью “Договоры”; 2. Кассовая книга № 3» и т. п. Вам потом долго придется доказывать, что в этих папках были или не были какие-либо документы.

В случае изъятия каких-либо вещей, участковый обязан составить акт об изъятии в двух экземплярах, его должны подписать оба понятых и полномочный представитель фирмы. Также он должен составить протокол, в котором будут указаны причины проверки, что именно было досмотрено или изъято и кто при этом присутствовал.

И еще: своего участкового неплохо знать в лицо, иначе может случиться, что вы будете «кормить» посторонних инспекторов. Участковый уполномоченный может выполнять свои обязанности только на закрепленной за ним территории (приказ МВД от 16 сентября 2002 г. № 900).


Еще очень важный момент - в статье 11 того же Закона «О милиции» есть еще один пункт – 35. В нем сказано, что при наличии информации, которая указывает на то, что фирма или предприниматель нарушают законодательство о налогах и сборах, милиция может проверить их деятельность. Так вот, такие проверки могут проводить только сотрудники подразделений внутренних дел по налоговым преступлениям. Никакой другой работник милиции, в том числе и участковый, не имеет права проверять документы фирмы, связанные с расчетом и уплатой налогов.

И даже если начальник участкового выдаст разрешение на такую проверку, его можно смело игнорировать. Приказом МВД от 26 декабря 2003 г. № 1033 утвержден перечень должностных лиц Министерства внутренних дел, которые имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Участковые инспекторы не получили этого права.


Еще надо обратить внимание – ни один милиционер, и участковый в частности, не имеет права проводить контрольные закупки. Законодатели, приняв в конце 2003 года новую редакцию пункта 25 статьи 11 Закона «О милиции», лишили работников правоохранительных структур этой возможности. Однако милиционеры на местах об этом или не знают, или не хотят знать и по-прежнему штрафуют фирмы за обвес и обсчет.
Решение о наложении на фирму или предпринимателя штрафа выносит руководитель подразделения милиции или его заместитель, а никак не участковый. Обычно штрафы платят через банк, но если участковый требует заплатить его наличными, он обязан выдать постановление-квитанцию. В ней указывают должность, фамилию, инициалы милиционера, назначившего административное наказание, а также время и место совершения правонарушения и сумму штрафа.

Постановление-квитанцию составляют в двух экземплярах. Милиционер, назначивший штраф, и представитель провинившейся компании должны подписать оба документа. Один из них остается у фирмы.

Если вы сомневаетесь в законности поведения вашего участкового, свяжитесь с дежурной частью своего отделения милиции. Если это не помогает, а инспектор откровенно бесчинствует, то жаловаться надо в прокуратуру.
Участковые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 5 ст. 11 Закона «О милиции»). Начальник того подразделения, в котором работает участковый, на основании этого протокола может принять решение оштрафовать главбуха, директора, фирму или предпринимателя.

Обычно штрафы платят через банк, но если участковый требует заплатить его наличными, он обязан выдать постановление-квитанцию. В ней указывают должность, фамилию, инициалы милиционера, назначившего административное наказание, а также время и место совершения правонарушения и сумму штрафа.

Постановление-квитанцию составляют в двух экземплярах. Милиционер, назначивший штраф, и представитель провинившейся компании должны подписать оба документа. Один из них остается у фирмы.

Если вы сомневаетесь в законности поведения вашего участкового, свяжитесь с дежурной частью своего отделения милиции. Если это не помогает, а инспектор откровенно бесчинствует, то жаловаться надо в прокуратуру.



Налоговые проверки

Налоговая проверка - форма налогового контроля, процессуальное действие, заключающееся в проверке налоговыми органами правильности исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 87 части первой НК РФ налоговые проверки бывают камеральные и выездные. Сразу оговоримся, что мы будем говорить только о выездных налоговых проверках.

Проведение налоговых проверок регламентируется следующими нормативными правовыми актами:



  1. Часть первая НК РФ;

  2. Порядок назначения выездных налоговых проверок, утвержденный приказом МНС РФ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318, - далее Порядок назначения выездных налоговых проверок;

  3. Инструкция МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденная приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138, - далее Инструкция N 60;

  4. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом МНС РФ от 10 марта 1999 г., - далее Положение о порядке проведения инвентаризации имущества;

  5. Рекомендации о порядке проведения документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами (приложение к письму Госналогслужбы РФ от 29 августа 1994 г. N НП-6-02/318).

ВНП наиболее болезненны для организации поскольку, такие проверки проводятся на территории фирмы. Дело в том, что при этом парализованной может оказаться деятельность даже преуспевающей организации. Ведь проверка может отпугнуть потенциальных клиентов и сковать финансовые возможности фирмы. И это еще не полный список возможных последствий.

Только знающие руководитель и бухгалтер могут защитить свою организацию от неправомерных действий налогового инспектора. Заранее подготовиться к таким налоговым проверкам практически невозможно, но существует ряд правил, которых стоит придерживаться.

Во-первых, необходимо вести бухгалтерский учет на предприятии в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Во-вторых, стоит заранее четко продумать свои действия с момента как станет известно о налоговой проверке.

В-третьих, поскольку сейчас все больше и больше предприятий ведут бухгалтерский учет с использованием компьютеров, то необходимые учетные регистры, как правило, хранятся на компьютерных носителях и не распечатываются. Советуем заранее распечатать и в случаях прямо указанных в действующем законодательстве скрепить печатью и подписями должностных лиц предприятия соответствующие учетные регистры. Так, наиболее распространенной ошибкой является ведение книги покупок и книги продаж с использованием компьютера и отсутствие бумажного эквивалента компьютерным данным, скрепленного печатью предприятия. А ведь согласно пункту 28 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость":

"При наличии большого количества покупателей или продавцов допускается ведение книги покупок и книги продаж с использованием компьютера. В этом случае по истечении отчетного периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью".

В-четвертых, в работе бухгалтерии любого предприятия возникают спорные вопросы по различным аспектам бухгалтерского учета, будь-то правомерность использования налоговых льгот или порядок отражения на счетах бухгалтерского учета тех или иных операций. По данным вопросам главному бухгалтеру предприятия приходится принимать решение либо самостоятельно, либо с помощью консультантов. Скорее всего такие же вопросы возникнут и у проверяющих. Для того, чтобы окончательно разрешить все споры в свою пользу, необходимо заранее подготовить ссылки или выдержки из нормативных правовых актов, на которых основано то или иное решение.

В-пятых, в случае отсутствия на предприятии юриста, необходимо заранее позаботиться о квалифицированной юридической помощи, которая несомненно понадобиться в процессе проведения налоговой проверки.
Выездные налоговые проверки, как следует из названия, - проверки, проводимые на территории налогоплательщика. Это самые опасные проверки - именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.

Выездные проверки бывают:



  • комплексными и выборочными (тематическими);

  • обычными и контрольными;

  • плановыми и внеплановыми;

  • встречными.

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке - по какому-то одному или нескольким налогам.

О том, что хотят проверить налоговики, вы можете узнать из решения о проведении проверки. Этот документ проверяющие обязаны вам предъявить перед началом проверки.

Помните, что налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, вы вправе им отказать.

Когда налоговые инспекторы приходят с проверкой, обычно они изучают те вопросы, которые ранее не проверяли. Такую проверку принято называть обычной или первоначальной.

Но бывают случаи, когда налоговики еще раз проверяют то, что уже проверяли, то есть проводят контрольную проверку. Таким образом они контролируют работу своих подчиненных.

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми все иначе - налоговые инспекторы появляются без предупреждения.

В первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы, о которых известно, что они скрывают налоги. Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения о том, что фирма скрывает налоги.

Встречная проверка - это проверка операций друг с другом двух и более фирм.

Проводить или не проводить такую проверку, решают налоговые инспекторы по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то к его поставщику придут. Этого требует приказ МНС от 3 сентября 2001 г. N БГ-14-03/106дсп.

Чтобы организовать встречную проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить запрос в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете, или самостоятельно обратиться с запросом непосредственно к интересующему контрагенту. Получив запрос, вторая инспекция требует у контрагента необходимые документы.

По окончании встречной проверки налоговики составляют акт, в котором указывают все, что выявили. Затем акт посылают в инспекцию, по чьему запросу проводилась встречная проверка.

Самому контрагенту, у которого проводилась встречная проверка, ничего не грозит. Оштрафовать его нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку.


В ходе проверки могут проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Могут также проводиться выемки документов, допрашиваться свидетели, в необходимых случаях назначаться экспертиза. Порядок проведения этих действий регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации.
Всегда ли приход налогового инспектора является законным?
Одного желания или спонтанного решения инспекторов для того, чтобы провести выездную проверку, недостаточно. Как сказано в статье 89 НК РФ, решение о проведении такой проверки должно быть подписано начальником налоговой инспекции, а в его отсутствие - его заместителем. Иные должностные лица налоговых органов не вправе принимать такие решения! Иначе говоря, речь идет о письменном документе.

МНС России предъявляет ряд требований к оформлению такого решения. Они определены в Порядке назначения выездных налоговых проверок, утвержденном приказом МНС России от 8 октября 1999 г. (далее - приказ N АП-3-16/318).

В решении должна содержаться подробная информация о предстоящей проверке, а именно:

- дата принятия такого документа;

- название организации, ее ИНН;

- уплата каких налогов и за какой период будет проверяться;

- фамилии и должности проверяющих.

Обратите внимание: вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном директору проверяемого предприятия, не должно быть поправок или зачеркиваний.

Изменения можно вносить лишь в двух случаях: если требуется расширить состав проверяющих или заменить одно из них. Но и в этих случаях никаких исправлений в решение вносить нельзя. Изменение состава проверяющих оформляется отдельным документом, который подписывает руководитель инспекции. Так сказано в приказе N АП-3-16/318.
Если у проверяющих нет решения о проведении выездной налоговой проверки, а также служебных удостоверений, то директор или бухгалтер вправе не допустить этих проверяющих на территорию предприятия. Если же этого не сделано и налоговые инспекторы все же провели проверку, не имея на это письменного решения, то все составленные ими документы будут незаконными. И на основании этих документов оштрафовать предприятие нельзя.
Очень важно правильно определить момент, в который вам предъявлено решение о проведении проверки. Именно с этой даты начинается отсчет времени проверки. Когда решение вручается лично руководителю, бухгалтеру или иному представителю организации, тогда понятно, что датой получения будет тот день, когда оно вручено. А как определить дату получения решения, когда оно высылается по почте? Ответа на этот вопрос Налоговый кодекс РФ также не дает. Налоговые органы руководствуются правилами, установленными для определения даты получения решения по результатам проверки. Согласно пункту 5 статьи 101 НК РФ, такое решение считается полученным по истечении шести дней после его отправки. Таким образом, решение о проведении проверки, направленное по почте, считается полученным на седьмой день после даты отправки.
В каких случаях решение инспекции о назначении налоговой проверки можно оспорить?
Налоговое законодательство предъявляет требования не только к форме решения о проведении проверки, но и к его содержанию.

Итак, получив решение о проведении проверки, рекомендуем не только посмотреть, есть ли на нем печать и подпись начальника налоговой инспекции, но и ознакомиться с содержанием этого документа. Важно выяснить, соблюдены ли установленные Налоговым кодексом РФ ограничения по проведению выездных проверок. Предусмотрены они в статье 87 НК РФ. Речь идет о двух запретах, касающихся:

- периода, который может быть охвачен проверкой;

- повторности проверки.

Почему так важно знать эти ограничения? Дело в том, что, если хотя бы одно из них не будет соблюдено налоговым органом при назначении проверки, это даст вам возможность оспорить в дальнейшем итоги такой проверки.

В чем же заключаются эти ограничения?



Первое. Обратите внимание на то, за какой период вас будут проверять. Налоговый кодекс РФ позволяет это делать за три календарных года, непосредственно предшествовавшие тому году, в котором проводится проверка. Однако такое ограничение не мешает проверить предприятие за текущий календарный год. Именно к такому выводу пришел Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п.27). Так, назначая выездную проверку вашего предприятия в 2004 году, налоговая инспекция сможет охватить не только период 2000-2003 годов, но и текущий 2004 год.

Второе. Помните, что налоговая инспекция не вправе проверить вас повторно по одному и тому же налогу за один и тот же налоговый период. Обратите внимание: налоговая инспекция вправе не дожидаться, когда закончится налоговый период по какому-либо налогу, а уже проверить авансовые платежи по нему.

Как известно, налоговый период для каждого налога свой. Например, по НДС - месяц или квартал, по налогу на прибыль - год. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п.1 ст.55 НК РФ).

Таким образом, налоговая инспекция вправе сама определить, проверит ли она весь налоговый период или только одну его часть. Но следует заметить, что части налогового периода, оставшиеся непроверенными, в дальнейшем не могут быть подвергнуты проверке. Так как считается, что данный налоговый период уже проверен.
Но в некоторых ситуациях налоговики вправе повторно проверить один и тот же налог за один и тот же период, и это является законным. Это возможно, если проверка:

- назначена в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации;

- проводится вышестоящей налоговой инспекцией в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей первоначальную проверку.

Во всех других случаях можно потребовать признать решение о проведении повторной выездной проверки недействительным. Причем сделать это можно как в административном, так и в судебном порядке. В первом случае нужно подать жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. Например, в Управление МНС России по Санкт-Петербургу. А во втором - подать заявление в арбитражный суд.


Всегда ли могут оштрафовать за непредставление документов?
Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о ее проведении достаточно часто являются неожиданными, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не смогут.

Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые для проверки документы. Заметим, что Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы именно руководитель налоговой инспекции составлял такой документ. Но это не значит, что требование может подготовить любой сотрудник инспекции, в которой вы состоите на налоговом учете. Сделать это может только тот инспектор, который уполномочен проверять ваше предприятие.

Налоговые инспекторы имеют право проверить все то, что имеет какое-либо отношение к налогам - финансовые документы, бухгалтерские книги, сметы, декларации. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной. Но учтите, что все засекретить вы не сможете. Существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Этот перечень приводится в постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35.

После того как вам предъявили требование, у вас есть пять дней на то, чтобы подготовить документы. Это установлено статьей 93 НК РФ. Если вы не уложитесь в этот срок либо представите не все документы, указанные в требовании, - будьте готовы заплатить 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст.126 НК РФ).

Однако этот штраф может быть наложен на организацию только в случае, когда затребованные документы у организации есть. А как быть, когда их нет, и поэтому представить их невозможно? Например, если документы сгорели или похищены? В таких случаях штрафа можно избежать. Но факт пожара или кражи нужно будет подтвердить и представить в инспекцию необходимые документы: справку из милиции, пожарной инспекции и др.

Итак, ответственность по статье 126 НК РФ можно применить к организации только в том случае, если:

- она получила требование налогового органа о представлении документов;

- у нее есть истребуемые документы и она уклоняется от их представления налоговому органу.

Причем обязанность доказать соблюдение этих условий в суде возлагается на налоговую инспекцию. Такую позицию занимает, в частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа (например, постановление от 12 апреля 2002 г. N КА-А40/1980-02).
Осмотр помещений и территорий
При проведении выездной налоговой проверки в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностные лица налогового органа в соответствии со ст.92 НК РФ вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (производственных, складских и торговых и других, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода), его документов и предметов.

Вне рамок проведения выездной налоговой проверки может быть произведен только осмотр документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа либо в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля, либо при согласии их владельца.

При осуществлении осмотра должностные лица налогового органа должны соблюдать требования ст.91 НК РФ: предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Осмотр вправе проводить только те должностные лица налогового органа, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки.

Пунктом 3 ст.92 НК РФ предусмотрено обязательное присутствие понятых при осмотре территории, помещения, документов или предметов. Участие понятых регламентировано ст.98 НК РФ:

- понятые вызываются в количестве не менее двух человек;

- в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица;

- не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов;

- понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

В случае необходимости налоговый орган или суд может опросить понятых по обстоятельствам, ставшим им известными при проведении осмотра.

В соответствии с п.5 ст.92 НК РФ должен быть составлен протокол о производстве осмотра с соблюдением требований, установленных ст.99 НК РФ, которые заключаются в следующем.

В протоколе должны быть указаны:

- его наименование;

- место и дата производства конкретного действия;

- время начала и окончания действия;

- должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

- Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

- содержание действия, последовательность его проведения;

- выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол осмотра имеет доказательственную силу и может являться одним из существенных доказательств при рассмотрении дела в судебных органах.

В соответствии с Инструкцией N 60 протокол осмотра должен быть приложен к акту выездной налоговой проверки.



Защита интересов предприятия при изъятии документов
Обратите внимание: налогоплательщик обязан выдать для проверки только те документы, которые непосредственно относятся к налогам и периодам, указанным в решении о назначении проверки. Порядок проведения выемки строго регламентируется статьей 94 НК РФ.

Прежде всего вам должны предъявить мотивированное постановление о выемке, подписанное начальником инспекции или его заместителем.

Но в некоторых случаях (даже при наличии постановления) нельзя проводить выемку. А именно:

- в ночное время;

- если нет понятых либо их менее двух человек;

- отсутствуют директор, бухгалтер и другие должностные лица, у которых производится выемка документов.

Как правило, изымаются копии документов. Однако если проверяющие решат, что вы можете уничтожить оригиналы, они могут забрать их. Но в таком случае вам должны вручить копии этих документов, заверенные должностным лицом налогового органа (п.8 ст.94 НК РФ). Изготовить их и передать вам должны в течение пяти дней после изъятия оригиналов.
Рекомендации на случай изъятия документов налогоплательщика при налоговой проверке
При проверке налогоплательщик должен выполнить ряд необходимых действий.

1. Необходимо проверить, подписано ли постановление или требование должностным лицом инспекции. Например, если есть только подпись должностного лица полиции, то для проведения изъятия документов этого недостаточно.

Если выемка документов (или предметов) произошла с нарушениями (во-первых, не предъявлено надлежащим образом оформленное постановление; во-вторых, изъятие произведено в отсутствие должностных лиц предприятий (или граждан), у которых производится изъятие документов (предметов); в-третьих, имели место иные нарушения), - такое изъятие нельзя считать законным, а материалы не могут считаться доказательствами. Ввиду отсутствия доказательной силы информации, почерпнутой из незаконно изъятых документов, для налоговых органов изъятие с нарушениями теряет всякий смысл, и они сами заинтересованы в правильном оформлении протокола изъятия.

2. Необходимо четко определить: на изъятие каких и чьих документов имеются полномочия у проверяющих; относятся ли документы, которые проверяющие собираются изымать, к предмету проверки. Необходимо проверить, указаны ли в тексте документа об изъятии те бумаги, которые от Вас требуют.

3. Следует выдавать документы только той организации, деятельность которой проверяется. Надо уверенно возражать, если изымаются документы или вещи, не имеющие отношения к предмету, в том числе к периоду проверки. Если возражения не принимаются, следует отразить в протоколе и обжаловать эти действия.

4. Необходимо требовать внесения в опись каждого изъятого документа, вне зависимости от степени его важности, наличия на нем подписи и т. п. В описи нельзя делать записи типа: "Изъята папка под названием...", а нужно писать: "Изъята папка (название) вместе с документами (перечисляются документы, их реквизиты, обязательно указывается количество листов)". Должны быть описаны все документы вне зависимости от того, сколько времени это описание займет.

5. При любых нарушениях со стороны проверяющих, следует настойчиво требовать занесения всех нарушений в протокол изъятия.

Наиболее распространенными нарушениями со стороны налоговой службы являются ситуации, когда:

- изымаются документы не той организации, которая проверяется;

- проводится осмотр документов и личных вещей работников организации, то есть тех лиц, которые не являются подозреваемыми;

- не все изъятые документы вносятся в опись;

- неверно или не тем лицом оформляется постановление о выемке;

- допускаются оскорбляющие человеческое достоинство высказывания и действия и т. д. Все нарушения проверяемый вправе обжаловать.

6. Если при изъятии документов в нарушение прав проверяемого лица его замечания не вносятся в протокол, то необходимо делать замечания в любом другом документе, который предлагается ему подписать, пусть даже этот документ к процессу изъятия отношения не имеет.

7. Если записать о нарушениях в документы, приобщаемые к материалам проверки, не представляется возможным, целесообразно составить в 2 экземплярах свой собственный акт о нарушении. В этом акте указывается время и место его составления, кем он составлен и подписан, излагаются факты нарушений и факт отказа внести запись об этих нарушениях в протокол. Если проверяющие не подписывают акт, это тоже в нем отражается. И чем больше лиц (работников организации, понятых) подпишет такой документ, тем лучше.

Надо требовать приобщения своего акта к материалам дела. Второй экземпляр этого акта следует оставить у себя.

Отказ в приобщении акта к материалам дела, равно как и отказ зафиксировать те или иные факты в документах, составляемых работниками налоговой инспекции или полиции, можно и нужно обжаловать.

8. Если Вы предполагаете, что действия проверяющих незаконны, но не знаете, как это сформулировать, или не знаете, в чем конкретно заключается нарушение, то все равно напишите в протоколе или потребуйте записать, что Вы не согласны с действиями Инспекции. В дальнейшем можно отказаться от претензий или их уточнить.


Срок проведения ВНП
Налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен до трех месяцев. Но сделать это может только руководитель (или его заместитель) вышестоящего налогового органа, а не начальник того органа, которым проводится проверка. Следует отметить, что НК РФ не возлагает на налоговые органы обязанности по доказыванию налогоплательщику необходимости увеличения продолжительности проведения выездной налоговой проверки.
Если у вашего предприятия имеются филиалы, добавьте к двум месяцам еще по одному месяцу на каждый филиал.

Не секрет, что нередко налоговые органы выходят за рамки двухмесячного срока проведения проверки. Но стоит ли обжаловать результаты проверки лишь на том основании, что она затянулась?

Следует признать, что сложившаяся арбитражная практика показывает: нарушение этого срока само по себе не может явиться основанием для оспаривания решения, вынесенного по результатам проверки. Примером может служить постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2002 г. N Ф04-658-57/А27-2002.
В статье 89 НК РФ законодатель специально оговорил, что срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Нередко из этой нормы делают вывод о том, что срок проведения выездной налоговой проверки складывается исключительно из тех периодов времени, когда проверяющие находятся на территории налогоплательщика.

Такая позиция представляется некорректной - упоминание о том, что время нахождения проверяющих на территории налогоплательщика включается в срок проведения проверки, вовсе не означает, что срок проверки не включает в себя иных периодов. Такая позиция нашла поддержку в практике ФАС МО, который отметил: "Время нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика является лишь частью срока, который ограничен двумя месяцами, а, следовательно, срок проверки не может состоять только из времени нахождения проверяющих на территории" (постановление ФАС МО от 15.02.2002 N КА-А40/470-02).

Министерство РФ по налогам и сборам косвенно подтверждает эту версию прочтения Кодекса, предусмотрев в Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" возможность приостановления выездной налоговой проверки. Если включать в срок проведения проверки одни лишь периоды нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, приостановление проверки теряет смысл - ведь проверяющие могли бы просто не появляться на территории налогоплательщика, и такое время не засчитывалось бы в срок проведения проверки.
По окончании проверки, независимо от ее результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт проверки, по форме, установленной инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".

Акт проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и руководителем проверяемой организации (индивидуальным предпринимателем) либо их представителями. В случае отказа представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись.

В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению санкций. К акту должны быть приложены все документы (например, протоколы), связанные с проведением проверки.

Ваша подпись на акте - это формальность. Если вы откажетесь подписывать акт, налоговая инспекция просто поставит на нем соответствующую отметку - на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, вы можете не подписывать его или подписать, но сделать оговорку о своем несогласии.

Акт вручается руководителю фирмы под расписку. Если вы уклоняетесь от получения акта, налоговая инспекция отправит его по почте заказным письмом. Если налоговая инспекция не вручила вам акт, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

Акт налоговой проверки - это очень важный документ. Если ваш спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно составлен акт. Все ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу.

Поэтому, получив акт, обязательно проверьте:

есть ли в нем все указанные приложения и расчеты;

правильны ли расчеты, произведенные сотрудниками налоговой инспекции;

не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;

действовали ли на момент совершения нарушения документы, на которые ссылается инспекция;

каковы были ставки налогов на момент нарушения.

Если вы обнаружили ошибки, то у вас есть право на основании статьи 100 части первой НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Важно то, что при этом на основании статьи 100 части первой НК РФ:

"налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки".

Эту возможность можно использовать для представления налоговому органу дополнительных документов, которые не были представлены в ходе налоговой проверки.
Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В указанном решении излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные правонарушения с указанием статей НК РФ.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ указанное требование направляется налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данное решение может быть принято налоговым органом, в частности, в случае согласия с доводами налогоплательщика.;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно пункту 3.4 Инструкции МНС России "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" такое решение выносится только при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно содержать изложение обстоятельств, вызывающих такую необходимость, а также перечень конкретных дополнительных мероприятий.



В этих рамках допускается проверка представленных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, назначение экспертизы, получение от налогоплательщика и свидетелей пояснений (показаний) по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля.
скачать


Смотрите также:
Общие положения о проверках 1 Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ 7
494.02kb.
Положение об информационной службе моу сош №58 г. Самара. Общие положения
101.53kb.
Зарубежный опыт управления Государственная служба
1462.96kb.
1 Служба функционирует на основе данного Положения
42.39kb.
Правила и нормативы санПиН 4 1251-03 I. Общие положения и область применения
347.28kb.
1. общие положения примерное Положение об организации горячего питания обучающихся в мбоу
70kb.
Статья Муниципальная служба
384.28kb.
Закон о федеральной службе безопасности принят
616.32kb.
Положение о школьной службе примирения Общие положения
48.56kb.
Московская государственная юридическая академия 2005/2006 учебный год Кафедра гражданского и семейного права Гражданское право особенная часть (зачет)
21.57kb.
Приказ моу богучарский лицей от 25. 08. 2011г. №95-9 Положение о психологической службе лицея Общие положения
107.48kb.
Государственная противопожарная служба нормы пожарной безопасности
264.66kb.