Главная стр 1
Общие сведения о мусульманской религии.

Каждого умственно полноценного (то есть не являющегося психически больным) человека (как мужчину, так и женщину), достигшего половой зрелости и слышавшего об Исламе, называют мукаллафом.

Достижение половой зрелости колеблется в среднем от 12 до 15 лет, но могут быть и отклонения.

Каждый мукаллаф должен иметь определённый минимум знаний о мусульманском вероубеждении, первостепенных обязанностях мусульман, составляющих основы Ислама, а также о некоторых правилах взаимоотношений между мусульманами.



Вопросы к домашнему заданию:

  1. Кто такой мукаллаф?

  2. Какой минимум знаний должен иметь мукаллаф?


Кто такой мусульманин
Слово «мусульманин» в переводе с арабского означает «покорившийся, предавшийся Аллаху», то есть человек, признающий своего Творца и следующий его велениям.

Критерием, который отличает мусульманина от немусльманина, является Шахадат: «Ашх1аду алла илах1а иллаллах1у ва ашх1аду анна Мухьаммадар расулуллах1и».



После произношения формулы шахадата языком с соответствующим убеждением, т.е. уверовав в то, что Аллах – единственный Бог и что Мухаммад – Его посланник, посланный к людям для обучения их истинной религии, кафир (неверующий, неверный) становится мусульманином.

Вопросы к домашнему заданию:

  1. Что означает слово «мусульманин»?

  2. Как можно стать мусульманином?

  3. Выучите наизусть формулу шахадата.


Смысл шахадата
Шахадат означает: «Ашх1аду – я свидетельствую (зная, будучи абсолютно убеждённым, без тени сомнения и без принуждения), алла илах1а – что нет бога (божества, которому в действительности следует поклоняться) иллаллах1у – кроме Аллаха (единственного Бога, которому следует поклоняться, у которого нет ни временных, ни других ограничений, не нуждающегося ни в ком и ни в чём, не похожего ни на кого и ни на что, которому нет подобных, Всемогущего, Всезнающего, Всевидящего, Всеслышащего Творца и Управителя всего сущего, по воле которого происходит всё, против воли которого не происходит ничего, который по своей милости отправляет пророков к человечеству для наставления людей на путь истины и который является Властелином Судного дня – последнего дня, когда решается судьба каждого в вечной жизни), ва ашх1аду – и ещё я свидетельствую (также зная, будучи абсолютно убеждённым, без тени сомнения и без принуждения), анна Мухьаммадар – поистине Мухаммад (отцом которого является Абдуллах1, а матерью – Аминат, происходящий из племени Курейш, из рода Хашима, рождённый в Мекке и похороненный в Медине) – расулуллах1и – посланник Аллаха (посланный Им к людям, чтобы научить их Истине, истинной религии).

Вопросы к домашнему заданию:

  1. Выучите наизусть смысл шахадата.



Основы мусульманской религии и её источники
Мусульманская религия имеет три основы: Иман, Ислам и Сунну. Иман включает в себя основы вероубеждения. Ислам – основополагающий минимум обязанностей, которые должен соблюдать человек, имеющий Иман. Сунна – дополнительные желательные требования, предъявляемые к мусульманину.

Искренность в проявлении Имана и соблюдении норм Ислама и Сунны называют Ихсаном.

Мусульманская религия имеет два источника: Коран (Къуръан), являющийся Книгой Всевышнего Аллаха, Его Речью, ниспосланной пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и Сунну пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в широком смысле этого слова.

Вопросы к домашнему заданию:

  1. На каких основах зиждется мусульманская религия?

  2. Как называют искреннее проявление Имана и соблюдение норм Ислама и Сунны?

  3. Каковы источники мусульманской религии?



Иман
Слово «Иман» в переводе с арабского означает «вера».

Иман – это полное принятие всего того, с чем пришёл пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), вера во всё то, что он говорил и передал от Всевышнего Аллаха.

Условием Имана является шахадат, то есть те, кто полностью не принимают сердцем и не произносят языком формулу шахадата, не имеют Имана.



Иман имеет шесть арканов:

  1. Вера в Аллаха.

  2. Вера в Его Ангелов.

  3. Вера в Его Книги.

  4. Вера в Его Пророков.

  5. Вера в Судный день.

  6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Истинно верующий мусульманин должен верить без сомнений во все арканы Имана.

Если не верить хотя бы в один из арканов Имана, то Иман является недействительным.

Признание всех арканов Имана выражается следующей молитвой, называемой Аманту:

«Аманту – я верю (всем сердцем и подтверждаю это подчинением всех частей тела требованиям данной веры) биллах1и – в Аллах1а, ва малаикатих1и – и в Его Ангелов, ва кутубих1и – и в Его Книги, ва русулих1и – и в Его Посланников, валь йавмиль ахири – и в Судный день, ва биль къадари – и в предопределение Судьбы, хайрих1и ва шаррих1и – хорошее и плохое в Судьбе, миналлах1и та1ала – исходит от Аллах1а Всевышнего».

Вопросы к домашнему заданию:


  1. Что такое Иман?

  2. Что является условием Имана?

  3. Сколько арканов Имана вы знаете? Перечислите их.

  4. Что такое «Аманту» и каков смысл этой молитвы?

  5. Выучите наизусть определение Имана, арканы Имана и молитву «Аманту».


Ислам
Слово Ислам в переводе с арабского означает «покорность Всевышнему Аллаху».

Каждый, у кого есть Иман, должен соблюдать требования Ислама.

Ислам имеет пять столпов, являющихся первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман:



  1. Шахадат, то есть убеждённое свидетельствование, что нет бога (божества) кроме Аллаха и что Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) – Посланник Аллаха, посланный к людям, чтобы обучить людей правильной (истинной) религии.

  2. Салат (Ас – Салат) – совершение ежедневного пятикратного намаза.

  3. Савм, или Сийам (Ас – Савм, Ас – Сийам) – соблюдение поста в месяце Рамазан.

  4. Закат – уплата в пользу бедных и некоторых других категорий мусульман налога по достижении определённого уровня материального состояния.

  5. Хадж – совершение паломничества в Мекку в определённое время (месяц Зуль – хьижжат) при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги).

Соблюдение пяти столпов Ислама является основополагающим минимумом, обязательным для мусульман, то есть для тех, кто исповедует Ислам. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения этого минимума или хотя бы одного из столпов Ислама, становится кафиром.



Ихсан – это совершение богослужения с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим Аллаха. Ведь Аллах видит и слышит нас, хотя мы Его и не видим, Он знает все наши мысли и намерения.

Вопросы к домашнему заданию:

  1. Что означает слово «Ислам»?

  2. Сколько столпов Ислама вы знаете? Перечислите их.

  3. Почему мусульманин должен соблюдать столпы Ислама?

  4. Выучите наизусть столпы Ислама.

  5. Что такое Ихсан?



Сунна Пророка Мухаммада

(да благословит Его Аллах и приветсвует)


Каждый мусульманин не только обязан соблюдать все столпы Ислама, но и должен стараться следовать примеру и указаниям нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) во всём, то есть его Сунне.

Сунна – это путь, указанный нам Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует) словами ли, делами ли, поступками или состоянием.

То есть, Сунна – это нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял наш пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует). За их соблюдение верующие получат вознаграждение. Сунна изложена в хадисах.

Хадис (изречение, рассказ) – это предание о словах и действиях пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует), связанных с самыми различными ситуациями в жизни человека и всего общества. Хадисы являются вторым после Мудрого Корана источником знаний по Исламу, многие хадисы толкуют и разъясняют аяты Священного Корана.

На них основана Сунна пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует).

Тот, кто отрицает достоверный хадис или не верит в него, становится кафиром.

Хадис состоит из двух частей: МАТНУ – информационная часть, в которой содержится непосредственное сообщение о высказываниях или поступках Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) в тех или иных ситуациях, и ИСНАД – перечисление цепочки людей, передававших матну из поколения в поколение.
Вопросы к домашнему заданию:


  1. Что такое Сунна?

  2. Что такое хадис? Из каких частей он состоит.

  3. Выучите наизусть определения Сунны и хадиса.



Различия между людьми по их отношению к вере
Все люди по их отношению к вере делятся на разные категории.

Истинную веру имеет только тот, кто душой и сердцем уверовал во всё, что передал Всевышний Аллах через Своего Посланника, последнего пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует), то есть тот, кто имеет Иман, выражает языком свою веру (произносит шахадат), соблюдает все столпы Ислама и следует Сунне. Такого человека называют муъмином (уверовавший) или мусульманином.

Того, кто выражает языком веру и соблюдает все столпы Ислама, но не уверовал душою и сердцем, называют мунафикъом (лицемер).

Того, кто уверовал сердцем и выражает веру языком, но не соблюдает хотя бы один из столпов Ислама, называют фасикъом (нечестивец).

Того, кто не верует, не выражает веру языком и не соблюдает столпы Ислама, называют кафиром (неверующим, неверным).
Вопросы к домашнему заданию:


  1. Кто такой муъмин?

  2. Кто такой мунафикъ?

  3. Кто такой фасикъ?

  4. Кто такой кафир?


Шариат
Шариат – это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение, как на уровне каждого человека, так и на уровне общества.

Все действия и поступки людей в зависимости от того, насколько они согласуются с велениями Всевышнего Аллаха, также подразделяются на несколько категорий.

То, что в Исламе ясно и однозначно запрещено делать или говорить, называется харамом (запретное). Совершение харама является неповиновением Всевышнему Аллаху, пренебрежением к Его велениям.

То, что в Исламе предписывается ясно и однозначно, то есть то, что Ислам обязывает совершать уверовавших, называется фардом (обязанность, обязательное).

То, что не одобряет Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и что уменьшает благодать веры, называется макрухом (нежелательное, неодобряемое).

То, что Всевышним Аллахом явно не предписано в Коране, но что совершал или одобрял Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), называется суннатом.

То, что не вменяется в обязанность и не запрещено, не является одобряемым или неодобряемым, то есть то, что является нейтральным, называется мубахом (мубах1).

Свод этих предписаний и запретов, желательных, нежелательных или нейтральных деяний и составляет Шариат.


Вопросы к домашнему заданию:

  1. Что такое Шариат?

  2. Что называется харамом?

  3. Что называется фардом?

  4. Что называется суннатом?

  5. Что называется макрухом?

  6. Что называется мубахом?



Религиозные и светские науки
Все науки исходят от Всевышнего Аллаха, но различаются способы формирования религиозных и светских наук.

Религиозные науки Всевышний Аллах довёл до людей через своих пророков в завершённой форме. Поэтому в них нет места для творчества и фантазий человека, ибо истинное творчество исходит от Всевышнего Творца, а интеллект, умственные способности человека ограничены и ничтожны.

Светские же науки развиваются от поколения к поколению. Каждый учёный вносит свой вклад в развитие науки, опираясь на достижения других учёных.

Религиозные науки исходят от Всезнающего Творца и переданы нам через Пророка (да благословит Его Аллах и приветсвует). Он передал их своим сподвижникам, а они последующим поколениям.

Таким образом, задачей алимов (мусульманский учёный) является не выдумывание по своему разумению чего – либо нового, а изучение, осмысление и сохранение в первоначальной чистоте религиозных наук.

Великие мусульманские алимы, знавшие Коран и Сунну лучше других, написали на их основе множество религиозных книг, помогающих нам понять положения Корана и Сунны.

Коран – единственная сохранившаяся книга Всевышнего Аллаха.

Поэтому и подход к его изучению особый, несхожий с подходом к изучению книг, написанных людьми.

Толкование Корана по своему разумению, не основываясь на толкованиях самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников, имамов и, других великих алимов, приводит к появлению ереси, неверных течений в Исламе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предсказал разделение мусульман на 73 течения, из которых только одно будет истинным.

Отклонившиеся от Истины течения в Исламе возникают, как следствие толкования Корана каким – либо самодовольным «учёным» или группой «учёных» по собственному разумению, по наущению шайтана.
Вопросы к домашнему заданию:


  1. В чём принципиальное различие между способами формирования религиозных и светских наук?

  2. В чём заключается задача мусульманских учёных (алимов)?

  3. Как построена система мусульманского образования?

  4. В чём особенность Корана среди других книг?

  5. Почему возникают отклонившиеся от Истины течения в Исламе?



Вера в Аллаха
Вера в Аллаха заключается в уверовании, т.е. в убеждённой вере (в которой нет и тени сомнения), в следующем: Аллах – Единственный Бог, который достоин поклонения, которому можно и нужно (обязательно, необходимо) поклоняться. Аллах существует вечно: без начала и конца; Он не меняется во времени и время для Него не меняется; Он не нуждается ни в ком и ни в чём, независим ни от кого и ни от чего; нет ничего подобного Ему: Он не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего и никого похожего на Него; Он Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, Обладающий Речью; Всё хорошее и плохое происходит по Его воле, Он порицает плохое и одобряет хорошее. Аллах создал всё сущее, властвует над ним и уничтожит его. Он является Владыкой последнего дня Суда. Он наш Господь, господь всего сущего. Придание Аллаху сотоварищей, приравнивание к Нему кого бы тот ни было или чего бы то ни было является тягчайшим грехом и называется ширком (ширк).

Всевышний Аллах оказал человеку великую Милость, одарив его разумом и превознося его, таким образом, перед остальными живыми творениями.

Вера в Аллаха не может быть полноценной и в какой - то мере превращается в суеверие, если верующий об Аллахе не знает ничего или у него нет чётких знаний об Аллахе (хотя вера без знаний тоже является верой).

Наши знания об Аллахе не являются результатом наших исследований. Необходимые и достаточные знания мы получаем от Него Самого через Его Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует) и из Его Книги, то есть Корана.


Вопросы к домашнему заданию:

  1. В чём заключается вера в Аллаха?

  2. Что такое «ширк»?

  3. Как мы получаем знания об Аллахе?



Аллах – Творец всего сущего
Вначале был только один Аллах, и больше ничего не было. Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетольствовать их Своей величайшей милостью.

Все люди, всё, что существует, всё живое и неживое, включая планеты, звёзды, галактики, всё то, что в них, на них и между ними, т.е. вся Вселенная, вся Природа (всё сущее, кромеСамого Аллаха) – сотворены, созданы Аллахом.

Среди первых творений Всемогущего Аллаха были «Ал-Лавхул – Махьфуз» (Хранимая, Сокровенная Скрижаль), длина которой равна расстоянию между Небом и Землёй, а ширина – от Востока до Запада, и на которой записана судьба всего сущего; «Къалам» (Перо),«1арш» (Трон), Курс, Небеса и Земля. После этого были сотворены ангелы из чистого света и джинны из огня. Потом Аллах сотворил человека из праха (земли), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на Земле. Звали первого человека Адам, (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава (Ева). Адам и Хава являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда – либо на Земле.

Сотворение мира для Аллаха не было необходимостью, не было обязательным. Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по своему хотению. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нём, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни одного мгновения.

Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него.

Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. У Него нет ни временных, ни пространственных, ни других ограничений.

По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона и т.д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо ответ на вопрос «где?» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях.

Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, то имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость.


Вопросы к домашнему заданию:

  1. Почему Аллах создал этот мир?

  2. Можно ли представить Аллаха?

  3. Существуют ли для Аллаха временные ограничения? Почему?

  4. Имеет ли смысл вопрос «где Аллах?». Объясните свой ответ.



Аллах – властитель и управитель всего сущего
Всё, что существует, всё живое и неживое, т.е. все творения Аллаха подвластны Ему, существуют по Его воле и по Его строгим законам (физическим, химическим, биологоческим и т.д.), которые Он установил для них.

Аллах слышит всё, видит всё и знает всё, нет ничего, что бы Он не слышал из слышимого, не видел из видимого, нет ничего, что бы Он не знал.

Всё происходит по воле Аллаха, и ничего не происходит без Его воли (случайно или против Его воли).

Аллах Всемогущ, т.е. всё может; нет ничего, чтобы Он не смог. Нам трудно даже представить Его Всемогущество, ибо родились, выросли и живём в мире, существующим строго по Его законам.

Неверующим людям эти законы кажутся незыблемыми, они не видят за ними Творца, способного изменить их действие.

Верующие же знают, что Аллах всё может, всё происходит по Его воле, все законы природы, все признаки и свойства вещей обусловлены Его волей. Например, нож режет или огонь сжигает, режущее режется или сжигаемое горит – только по воле Аллаха. Если же человек уверует в то, что нож режет, огонь сжигает или другие свойства творений присущи им сами по себе, что эти свойства абсолютны, незыблемы и не обусловлены волей Аллаха, то он становится кафиром.

Аллах обладает Речью, Он по Своей воле и в той форме, в которой хочет, может передать информацию Своим пророкам.
Вопросы к домашнему заданию:


  1. По каким законам существует всё живое и неживое на земле?

  2. Может ли что – либо произойти случайно?

Аллах – Владыка Судного дня
Всевышний Аллах не только сотворил всё сущее и управляет им, но и уничтожит Свои творения.

Исчезнет всё, кроме того, что Аллах оставит.

После уничтожения Земли и Небес души людей будут ждать Дня Суда, дня, когда каждому придётся держать ответ за свои земные деяния перед Всевышним Аллахом. В тот день Он один будет судить, и решать, чего заслуживает каждая душа. Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, попадут в Рай, те же, у кого плохих деяний окажется больше хороших, - в Ад.
Вопросы к домашнему заданию:


  1. Что сделает Аллах со своими творениями?

  2. Какая заслуга ожидает людей за свои деяния?



Сифаты Аллаха
Сифаты Аллаха – это атрибуты, качества Аллаха, присущие только Ему одному.

У Всевышнего Аллаха ещё 99 прекрасных имён – эпитетов. Все они являются и сифатами Аллаха.

Сифаты Аллаха вечны, они не имеют начала, не являются созданными и не имеют конца.

Сифаты Аллаха не меняются, не зависят ни от чего и ни от кого, они бесподобны и присущи только Ему одному.




  1. «Аль – Вужуд» - Существование.

Доказательством существования Аллаха является существование Его творений – Вселенной со всеми галактиками, звёздами (в том числе Солнце) и планетами (в том числе Земля), растительного и животного мира (в том числе и люди). Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, составляющим целый спектр, от локальных - до глобальных, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему.

В природе существует свыше двух миллионов видов животных, растений и грибов, не говоря уже о микроорганизмах.

Словом, всё сущее подчинено единой логике, единому замыслу, и нетрудно видеть за этим Единого Создателя и Управителя.

Если кто – то считает, что Аллаха нет, то он впадает в куфр (неверие). Да сохранит нас Аллах от этого!



  1. «Аль – Къидам» - Безначальность.

Аллах существует без начала, вечно, Он был всегда. Все творения имеют определённое начало. Они не существовали изначально, были сотворены Всевышним. Аллах же был всегда.

Если кто – то считает, что у Аллаха есть (было) начало, то он впадает в куфр.


Вопросы к домашнему заданию:

  1. Приведите примеры сущности Аллаха через Его творения.

  2. В чём заключается безначальность Всевышнего Аллаха?



  1. «Аль – Бакъау» - Бесконечность (Вечность).

Все творения Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые Он сохранит навечно, исчезнут, а Всевышний Аллах вечен, Он существует бесконечно.

Если кто – то считает, что у Аллаха есть (будет) конец, то он впадает в куфр.

В Коране сказано: «Он (Аллах) – Первый и Последний…» (сура 57, аят 3). В комментариях этот аят толкуется так: Аллах был раньше всего сущего, Он не имеет начала и останется после уничтожения сущего навечно, без конца.


  1. «Мухалафатул – хьавадиси» - Бесподобие.

Всевышний Аллах не похож ни на кого и ни на что, нет никого и ничего подобного Ему.

Аллаха нельзя представить, ибо Он существует без образа. Поэтому всякий, кто попробует представить Аллаха, непременно окажется на ложном пути.

Если кто – то считает, что Аллах похож на какое – либо из творений или какое – либо из творений похоже на Аллаха, то он впадает в куфр.

В Коране сказано: «… нет ничего подобного Ему (Аллаху)…» (сура 42, аят 11).
Вопросы к домашнему заданию:


  1. Что будет с творениями Аллаха?

  2. Можно ли себе представить Аллаха?




  1. «Къийамух1у бинафсих1и» - Независимость.

Всевышний Аллах ни в чём не зависит ни от кого и ни от чего, Он не нуждается ни в ком и ни в чём, в том числе ни в пространстве (месте), ни во времени, Он абсолютно независим.

Все творения Аллаха полностью зависят от Него, их существование обусловлено Его волею.

Если кто – то считает, что Аллах нуждается в чём то, зависит от кого – то или чего – то, то он впадает в куфр.

В Коране сказано: «Скажи: Он – Аллах1 – Един, Аллах1 вечен (не нуждается ни в чём, все нуждаются в Нём)» (сура 112, аяты 1-2).
Вопросы к домашнему заданию:


  1. В чём выражается независимость Всевышнего Аллаха?




  1. «Аль – Вахьданиййату» - Единственность.

Аллах – Единственный Бог, Он неповторим. Аллах – Один, Он единственен в Своей сущности, Своих сифатах и в том, что Он совершает. Его сущность не содержит ничего, кроме Самого Себя, не состоит из частей и не делится на части.

Кто отрицает единственность Аллаха, считает, что кому – то или чему – то присущи Его сифаты или приравнивает кого-нибудь к Нему – тот кафир.



«Скажи: «Он – Аллах1 – един» (сура 112, аят 1).
Вопросы к домашнему заданию:

  1. В чём выражается единственность Всевышнего Аллаха?




  1. «Аль – Къудрату» - Могущество.

Всевышний Аллах Всемогущ, Он может всё, нет ничего, что бы Он ни мог.

Аллах творит или совершает всё без рук, без каких – либо других органов, без орудий труда (инструментов, оборудования, приспособлений и т.д.).

Могущество творений, например, человека, в первых, обусловлено волей Аллаха, во – вторых, ограничено. Человек может не всё, а из того, что может, одно дело ему даётся легко, а другое – тяжелее. В третьих, человеку даны мозги, руки, ноги и т.д., с помощью которых он может что – то делать, он также пользуется орудиями труда.

Всевышний Аллах чист от этих недостатков. Он одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку (элементарную частицу) и Вселенную. Всё, что Он хочет совершить, свершается сразу (в миг).

Если кто – то считает, что Аллах чего – то не может, то он впадает в куфр.

В Коране сказано: «… поистине, Аллах1 над каждой вещью мощен» (сура 2, аят 284).


Вопросы к домашнему заданию:

  1. В чём выражается могущество Всевышнего Аллаха?

  2. Чем обусловлена деятельность человека и как она происходит?



  1. «Аль – Ирадату» - Воля.

Всё происходит по воле Аллаха, и ничего не происходит без Его воли, или случайно.

Что хочет Аллах, то и происходит. Аллах создал как добро, так и зло, но нам повелел делать добро и удерживаться от зла. Он одобряет добро и не одобряет зла.

Если кто – то считает, что – либо может произойти случайно, без воли Аллаха, тем более против Его воли, то он впадает в куфр.

В Коране сказано: «Его (Аллаха) дело, когда Он захочет что – нибудь,- только сказать ему: «Будь!» - и оно бывает» (сура 36, аят 82).


Вопросы к домашнему заданию:

  1. Чьей воле подвластно всё?

  2. Может ли что – то происходить случайно?



  1. «Аль – Хьайату» - Жизнь.

Аллах – Живой. Но Его жизнь не похожа на жизнь творений. Его жизнь не имеет начала и не имеет конца. Он не молодеет и не стареет. Он живёт не телом и душой, как Его творения.

У Него жизнь особенная, не похожая на жизнь творений.

В Коране сказано: «И полагайся на Живого (Аллаха), который не умирает…» (сура 25, аят 58).




  1. «Аль – 1илму» - Знание.

Аллах Всезнающ, Он знает всё, и нет ничего, что бы Он ни знал.

Знание Аллаха не имеет начала и не имеет конца, не меняется – не прибавляется (ибо и так Он всё знает) и не убавляется.

Если кто – то считает, что Аллах чего - то не знает или может не знать, или, что Его знание может меняться, то он впадает в куфр.

В Коране сказано: «… и, поистине, Аллах объемлет всё знанием» (сура 65, аят 12).


Вопросы к домашнему заданию:

  1. Какова жизнь Аллаха?

  2. Чем обусловлено знание Аллаха?



  1. «Аль – Каламу» - Речь.

Аллах обладает Речью. Священный Коран и ранее ниспосланные Книги (Таврат, Забур, Инжил) и свитки являются Речью Аллаха. Речь Аллаха не похожа на речь людей, она не состоит из букв и звуков. Речь Аллаха вечна, не имеет начала, не является сотворённой. Для Речи, Аллах не нуждается в каких – либо органах.

  1. «Ас – Сам1у» - Слышание.

Аллах всё слышит, нет ничего, что бы Он ни слышал.

Но Его слышание не такое, как у творений. Слышание Аллаха не меняется – не прибавляется (ибо и так Он всё слышит) и не убавляется, не имеет ни начала, ни конца.

Творения Аллаха, в том числе и люди, слышат не все звуки, они не слышат далёкие или слишком тихие звуки. Одни звуки (более сильные) не дают им слышать другие (более слабые), одни творения слышат хорошо, другие хуже.

Аллах же чист от этих недостатков. Для Него не существует понятия «далеко» или «близко» (ибо эти понятия связаны с пространством, то есть с Его творением). Он одинаково, в совершенстве слышит все звуки, Он одновременно, отчётливо и ясно слышит все звуки.

Для того чтобы слышать, Аллах не нуждается в каких – либо органах.

Если кто – то считает, что Аллах чего – то не слышит или может не слышать, то он впадает в куфр.




  1. «Аль – Басру» - Видение.

Аллах всё видит, и нет ничего, что бы Он ни видел. Его Видение вечно и не меняется. Для видения Аллах не нуждается, в каких – либо органах.

Творения Аллаха, например, люди, не видят то, что далеко или то, что имеет малые размеры, или то, что находится в темноте. А среди видимых вещей, творения видят только те, на что смотрят. Кроме того, зрение у одних творений лучше, у других - хуже. Аллах же чист от этих недостатков, для Него не существует понятия «далеко» - «близко» или «ярко – темно», Он всё видит одинаково, в совершенстве.

Если кто – то считает, что Аллах чего – то не видит или может не видеть, то он впадает в куфр.

В Коране сказано: «…поистине, Он (Аллах) – Всеслышащий, Всевидящий» (сура 17, аят 1).


Вопросы к домашнему заданию:

  1. Из чего состоит речь Аллаха?

  2. Как слышит Аллах?

  3. Каково видение Аллаха?



Сифаты неприсущие Аллаху

Все приведённые выше сифаты Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему.



Кроме того, приведённые выше тринадцать сифатов Аллаха имеют и свои антиподы, то есть противоположные им сифаты, неприсущие Всевышнему Аллаху и недостойные Его – это не существование, наличие начала, временность существования, подобность кому – либо или чему – либо, зависимость от кого – либо или чего – либо, множественность, отсутствие могущества, слабость в отношении кого – либо или чего – либо , смерть, незнание чего – либо, отсутствие речи, не слышание чего – либо и не видение чего – либо – являются не присущими Ему, недостойными Его. Аллах чист от этих недостатков, от этих качеств, от этих сифатов.

Кроме приведённых, у Всевышнего Аллаха есть ещё один сифат, не являющийся обязательным для Него.



Это сотворение всего Сущего. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него. Он мог и не сотворить его. Аллах сотворил мир исключительно по Своей воле.

Со второго по шестой сифаты, то есть Къидам, Бакъаъ, Мухалафатул хьавадиси, Къийамуху бинафсихи и Вахьданиййат называются сифатами салби, а с седьмого по тринадцатый, то есть Къудрат, Ирадат, Хьайат, 1илму, Калам, Сам1у и Баср называются сифатами субути.

Некоторый аналог субути сифатов присущ и людям. Но эти сифаты у людей отличаются от сифатов Аллаха.

В первых, они присущи людям только потому, что их наделил ими Всевышний Аллах, то есть эти сифаты людей обусловлены волею Аллаха.

Во – вторых, они у людей ограниченные.

В третьих, эти качества у людей являются созданными, они имеют начало и конец, они у людей могут меняться со временем и утрачиваться.

В четвёртых, вышеперечисленные качества у человека обусловлены определёнными органами, такими как глаза, уши, руки, ноги, мозг и т.д., а Всевышний Аллах не нуждается в этих органах.

У Всевышнего Аллаха есть ещё семь обязательно присущих Ему и семь противоположных им, не присущих Ему сифатов.

Таким образом, алимы приводят всего сорок один сифат Аллаха: двадцать обязательных для Него, двадцать противоположных им, не присущих Аллаху и недостойных Его, а также один необязательный сифат.



Следует добавить, что все 99 прекрасных имён – эпитетов тоже являются сифатами Аллаха, а в принципе, как сказал наш праотец Адам (мир ему), всё сущее – это имена Аллаха, ибо всё сущее – это проявление воли, знания и могущества Аллаха.
Вопросы к домашнему заданию:

  1. Перечислите сифаты неприсущие Аллаху?

  2. Какие сифаты называются субути и какие салби?


Смотрите также:
Общие сведения о мусульманской религии
204.85kb.
Таймеры и процессоры событий Общие сведения
109.95kb.
Экзаменационные вопросы по социологии религии гф. – Религиоведение
26.76kb.
Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения (типово й) (наименование образовательного учреждения) 2013г Общие сведения
85.52kb.
Разработка урока «Роль религии в современном мире»
81.67kb.
Программа дошкольного образования наводовского детского сада филиала мбоу «Наводовская оош»
13921.77kb.
Сведения о семьях воспитанников
2361.69kb.
Основная образовательная программа мадоу «Детский сад №222 общеразвивающего вида» г. Уфа 2013 год
2691.81kb.
1. Общие сведения Справочные сведения
749.56kb.
Вопросы по истории религии
23.84kb.
1. Общие сведения
27.86kb.
Общие сведения
874.23kb.