Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать




Cодержание:

Стр.


  1. Обязательная часть……………………………………………………….3

1.1.Пояснительная записка………………………………………………….4

1.2.Общие сведения об образовательном учреждении……………………5

1.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в образовательном учреждении ………………….......6

1.4.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении…………………………………………………………………...24

1.4.1.Ежедневная организация жизни и деятельности детей…………….24

1.4.2.Проектирование воспитательно-образовательного процесса……..27

1.5.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей…………………………………………………40

1.5.1.Образовательная область «Физическая культура»…………………40 1.5.2. Образовательная область «Здоровье»………………………………44

1.5.3. Образовательная область «Безопасность»…………………………46

1.5.4. Образовательная область «Социализация»………………………..48

1.5.5. Образовательная область «Труд»………………………………….53

1.5.6. Образовательная область «Познание»…………………………….56

1.5.7. Образовательная область «Коммуникация»………………………60

1.5.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы».63

1.5.9. Образовательная область «Художественное творчество»……….65

1.5.10. Образовательная область «Музыка»……………………………..70

1.6.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса …………….…………………………………………………………………73

1.6.1.Интеграция образовательного процесса…………………………… 78

1.6.2.Формы образовательной деятельности……………………………….83

1.7. Содержание коррекционной работы………………………………….89

1.8. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования………………………………….90

1.8.1. Планируемые итоговые результаты………………………………..90

1.8.2. Планируемые промежуточные результаты………………………94

1.9. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ……………………………………………………106

1.10. Работа с родителями……………………………………………….108

1.10.1 Форма сотрудничества с семьей…………………………………109

1.10.2. Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям…………………………………………………………………….114

II.Часть. Региональный компонент………………………………………122

1. Система физкультурно – оздоровительной работы…………….......122

1.1. Создание условий для формирования навыков здорового образа

жизни ………………………………………………………………………124

1.2. Система двигательной активности………………………………….125

1.3. Система развлечений и праздников………………………………..127

2. Кружковая работа……………………………………………………..130

3. Условия реализации образовательной программы ДОУ…………..131

3.1. Построение предметно-развивающей среды………………………131

4. Преемственность в работе ДОУ и школы……………………………138

5. Взаимодействие детского сада с другими учреждениями…………..139

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа МДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и ФГТ.

Основная образовательная программа МБДОУ детский сад «Радуга» разработана в соответствии с документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (с изменениями СанПиН 2.4.1.2731-10) (далее – СанПиН);

- Приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (вступил в силу на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 300);

- Приказом Минобрнауки России от 23.11. 2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федерельных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее – ФГТ);

- Приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей от 1,6-а до 7-ми лет. Направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.



    1. Общие сведения об образовательном учреждении.




п\п

Показатели

Характеристика

1.

Дата основания:

1 июль 2011г.

2.

Полное наименова-ние в соответствии с уставом:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» р.п. Б.Карабулак, Саратовская область»

3.

Тип ОУ:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

4.

Вид ОУ:

Детский сад общеразвивающего вида.

5.

Приоритетное направление:

Физическое развитие.

7.

Юридический адрес:

412600, Саратовская область, р.п.Б.Карабулак, ул.Некрасова д.16 а, МБДОУ д/с «Радуга».

8.

Телефон:

7-15-19

9.

E-mail:

sad-raduga@mail.ru

10.

Адрес сайта:

dsraduga.okis.ru

11.

Учредитель:

Администрация Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области.

12.

Лицензия:

№ 497 от 23 июня 2011 г.

13.

Свидетельство о государственной регистрации

За № 64-64-29/045/2011-118 от 23 июня 2011г.

14.

Руководитель:

Кочеткова Татьяна Владимировна

15.

Проектная мощность:

80 мест

16.

Фактическая наполняемость:

95 детей (на 01.09.2012г.)

17.

Группы:

4 группы дошкольного возраста.

18.

Дополнительные помещения:

  • для физического развития и оздоровления детей: медицинский кабинет, физкультурный зал;

  • для осуществления художественно-эстетического развития детей: музыкальный зал;

  • экологического развития детей: экологическая комната, приусадебный участок.


1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Списочный состав контингента детей в МБДОУ на 01.09.2012 года составляет 95человека. В ДОУ функционирует 4 группы.






Возрастная

группа


Коли-чество групп

Время

пребывания



Средняя наполняемость

(списочный состав)



Средняя

посещаемость




1.

группа дошкольного возраста

4

4 года

23,7

22


Контингент детей:


Группа

Возраст

1 младшая

2-3

2 младшая

3-4

Средняя

4-5

Старшая

5-6

Подготовительная к школе

6-7


Количество групп и наполняемость:


Возрастная группа

Количество групп

Количество детей

2 младшая

1

25

Средняя

1

25

Старшая

1

21

Подготовительная к школе

1

24

Всего групп и детей

4

95

Основными средствами реализации предназначений МБДОУ д\с «Радуга» является:

- Устав МБДОУ «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области от 5.12.2011 г.

Всего в ДОУ воспитывается 95 (24 выпускников). Общее количество групп – 4 (общеразвивающей направленности).

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН и Типового положения. Все группы общеразвивающего вида.

В дошкольном учреждении 4 группы общеразвивающего вида обеспечивают воспитание, обучение и развитие детей от 1,6 до 7 лет по следующим направлениям развития личности:

- физическое развитие и оздоровление

- познавательно-речевое

- художественно-эстетическое

- социально-личностное

Концепция Программы предполагает создание полных условий для развития детей с учётом запросов семьи.

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.



Вторая младшая группа

(от3 до 4 лет)

В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заменителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработотанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителя других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые, избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.



Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекта. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – белых или чёрных?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.

Старшая группа

(от5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и стоить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступают во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мысленные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов и сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мысленных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.



В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Образовательный процесс

в группах раннего возраста
Образовательный процесс, в группах раннего возраста, осуществляют воспитатели. В этом возрасте большой акцент делается на физическое, сенсорное и речевое развитие ребенка, не в ущерб социально – эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего, надо обеспечить ребенку соответствующее возрастным показателям психомоторное развитие, достаточность словарного запаса для контактов со сверстниками, проложить путь к становлению интеллектуально – познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей.

Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых, невозможно их нормальное развитие. Игры – занятия с детьми ясельного возраста проводятся воспитателями в группах.

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

1. образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей;

2. строго по подгруппам: число участников 3-5 детей второго года жизни и 6-8детей. Длительность занятия не должна превышать 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;

3. важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот, же материал, но меняется задание.

Развитие детей раннего возраста систематически контролируется воспитателем группы, старшей медицинской сестрой, заведующей. Цель контроля – определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания качество воспитательной работы. На основе критериев развития детей раннего возраста воспитателем заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.

Образовательный процесс

в группах дошкольного возраста.
Учебный год начинается 1 сентября, продолжительностью до 25 мая. В учебном году предусматриваются - Каникулы, Дни здоровья, во время которых с детьми организуются занимательные конкурсы и развлечения.

Сентябрь – май, время диагностических заданий. К анализу качества и уровня результативности образовательного процесса подходим дифференцированно. Методы отслеживания: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирование, беседы. Диагностическая деятельность, позволяет констатировать содержание, целесообразность методов воспитания и обучения, определить продвижение детей в усвоении программы, осуществить контроль за психическим и личностным развитием дошкольников, спроектировать индивидуальную программу работы со слабоуспевающими детьми и опережающими в своем развитии сверстников. Союзом содружества - воспитателей, специалистов, заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, осуществляется индивидуальное сопровождение развития воспитанника от даты его поступления в дошкольное учреждение до выпуска в школу.

Формирование познавательной деятельности осуществляется как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, в процессе других видов деятельности детей (совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей).

Организованная образовательная деятельность состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Образовательная деятельность организуется по инициативе педагога, он ставит перед детьми задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных задач, варьирует конкретный материал, опираясь в отборе на склонности своих воспитанников и уровень их развития. Воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность. В этом контексте ребенок выступает в качестве субъекта деятельности.

Деятельный метод при организации организованной образовательной деятельности, знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия. Обучение строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Мероприятия с детьми проводятся в самой различной форме: свободной игры, бесед и слушания чтения. За это время часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей дошкольного возраста: познавательной и игровой деятельности, общении и творчестве.

Подгруппы составляются на разных основаниях: это могут быть «сильная и «слабая» подгруппы по разным видам занятий, смешанные подгруппы, где «слабые» дети имеют возможность видеть особенности выполнения заданий «сильными» детьми, переменные подгруппы, когда дети объединяются на отдельные занятия по разным признакам.

Используется интеграция образовательных областей. Особенно эффективным является взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности: развитие математических представлений в процессе рисования или при наблюдении на прогулке за червячком, исследование физических свойств тел при лепке, в процессе конструирования из кубиков или вырезания ножницами из различных материалов; приобретение навыков чтения, письма и счета в процессе игры в магазин или в больницу и т.п.

Интегрирующим направлением планирования познавательной деятельности являются мероприятия по развитию речи и театрализованной деятельности. Обязательными для всех групп являются мероприятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, математическому развитию, изобразительной деятельности, музыке и физической культуре.

Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция. Каждое из них имеет свои ресурсы познавательной деятельности, свои специфические особенности и цели, которые требуют погружения или сосредоточения внимания в рамках одной образовательной области. Тематика занятий удобна при планировании индивидуальной работы и деятельности воспитателя по развитию познавательных способностей детей в свободной деятельности.


Ведущие цели Программы:

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению и школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая

развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется с учетом внутренних традиций общеобразовательного учреждения.

Данная Программа опирается на следующие принципы и подходы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

образовательных областей;

- принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

- принцип комплексно - тематическом построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- принцип непрерывности образования, где приоритетным является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития знаний каждого ребенка, который ему позволит быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько воспитания и развития познавательных интересов и сформированных умений их удовлетворять;

- принцип управляемости предполагает регулирование и коррекцию программы на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.

1.4. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, организация режима пребывания детей в образовательном учреждении предполагает:

- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающей личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

- проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

Режим дня в дошкольном учреждении составляется с учетом Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением главного государственного врача РФ от 22.07.2010 № 91; «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение № 1 к 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 20.12.2010 г. № 164.

Режим работы дошкольного учреждения устанавливается Учредителем. Это 5-дневная рабочая неделя, общая длительность рабочего дня – 10,5 часов (с 7.00 до 17.30). Выходные дни: суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни РФ.

1.4.1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей.
Соблюдение режима дня способствует нормальному функционированию всех систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна детей в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования, а именно:

- определенную продолжительность непосредственно образовательной деятельности и рациональное сочетание ее с отдыхом;

- регулярное питание;

- полноценный сон;

- достаточное пребывание на воздухе.

Гибкий режим подразумевает учет всех возможных ситуаций: плохую погоду, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Но при этом основные компоненты режима дня (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулки) должны оставаться неизменными.

Продолжительность основных режимных моментов по возрастным группам:


Режимные моменты

Возрастные группы

1

младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Непрерывное бодрствование

5 ч.

5 ч. 25 мин

5 ч. 40 мин

6 ч.

6 ч.

Прогулка (ежедневно)

4 ч. 35 мин.

4 ч. 50 мин

4 ч. 15 мин

4 ч. 25 мин

4 ч.

Дневной сон

3 ч.

2 ч. 35 мин

2 ч. 20 мин.

2 ч.

2 ч.

Самостоятельная деятельность /игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена/

Не менее 3 – 4 часов

Недельная образовательная нагрузка

1 ч. 30

мин


2 ч. 45 мин

4 ч.

5 ч. 25 мин.

7 ч.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Не более 10 мин

Не более 15 мин

Не более 20 мин

Не более 25 мин

Не более 30 мин

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 1-й половине дня

Не более

10 мин


Не более 30 мин

Не более 40 мин

Не более 45 мин

Не более 1 ч.30 мин

Непосредственно образовательная деятельность во 2 половине дня

Не более 10 мин

Не более

15 мин

Не чаще 2-3 раз в неделю, продолжительность не более 25-30 мин.




Режим питания детей в ДОУ:


Время приема пищи

Наименование

8.20 - 8.55

Завтрак

9.20 - 11.45

Второй завтрак

12.00 - 13.00

Обед

15.15 - 15.50

Полдник

В приложении к программе представлены режимы дня для каждой возрастной группы. (Приложение № 1). Режим скорректирован с учётом работы учреждения и с учётом климата (тёплого и холодного периода).

С помощью средств физического воспитания возможно придать оптимальный характер естественному процессу становления форм и функций растущего организма, обеспечить гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье.

Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить от 6 до 13 тысяч движений в день.

В основу режима двигательной активности заложено решение задачи формирования и совершенствования жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.), двигательных качеств.

Режим двигательной активности


п\п

Формы работы

Периодичность и время выполнения

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. группа

1

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию

3 раза в неделю 10 минут (30 минут)

3 раза в неделю 15 минут (45 минут)

3 раза в неделю 20 минут

(60 минут)



3 раза в неделю 25 минут

(1 ч. 15 минут)



3 раза в неделю 30 минут

(1 ч. 30 минут)



2

Утренняя гимнастика

Ежедневно 3 минуты (15 минут)

Ежедневно 5 минут (25 минут)

Ежедневно 7 минут

(35 минут)



Ежедневно 8 минут

(40 минут)



Ежедневно 10 минут

(50 минут)



3

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно 3 минуты (15 минут)

Ежедневно 3 минуты (15 минут)

Ежедневно 5 минут

(25 минут)



Ежедневно 5 минут

(25 минут)



Ежедневно 5 минут

(25 минут)



4

Ходьба по массажным дорожкам после дневного сна

Ежедневно 2 минуты (10 минут)

Ежедневно 3 минуты (15 минут)

Ежедневно 3 минуты

(15 минут)



Ежедневно 5 минут

(15 минут)



Ежедневно 5 минут

(15 минут)



5

Физкультурные минутки в рамках непосредственно образовательной деятельности занятиях и в свободной деятельности

Ежедневно 2 минуты на каждом занятии

(20 минут)



Ежедневно 3 минуты на каждом занятии (33минуты)

Ежедневно 3 минуты на каждом занятии

(36 минут)



Ежедневно 3 минуты на каждом занятии

(39 минут)



Ежедневно 3 минуты на каждом занятии (42минуты)

6

Подвижные игры на прогулке

Ежедневно 5 минут (25 минут)

Ежедневно 5 минут (25 минут)

Ежедневно 8 минут

(40 минут)



Ежедневно 8 минут

(40 минут)



Ежедневно 10 минут

(50 минут)



7

Игры малой подвижности в группе

Ежедневно 5 минут (25 минут)

Ежедневно 5 минут (25 минут)

Ежедневно 8 минут

(40 минут)



Ежедневно 8 минут

(40 минут)



Ежедневно 10 минут

(50 минут)



8

Физические упражнения и игровые задания

Ежедневно 5 минут (25 минут)

Ежедневно 5 минут (25 минут)

Ежедневно 8 минут (40 минут)

Ежедневно 8 минут (40 минут)

Ежедневно 10 минут (50 минут)

9

Музыкально-ритмические движения

В рамках образовательной области «Музыка» 2 раза в неделю 5 минут (10 минут)

В рамках образовательной области «Музыка» 2 раза в неделю 8 минут (16 минут)

В рамках образовательной области «Музыка» 2 раза в неделю 10 минут (20 минут)

В рамках образовательной области «Музыка» 2 раза в неделю 12 минут (24минуты)

В рамках образовательной области «Музыка» 2 раза в неделю 12 минут (24минуты)

10

Спортивный досуг

1 раз в месяц 10 минут

1 раз в месяц - 15 минут

1 раз в месяц 20 минут

1 раз в месяц 25 минут

1 раз в месяц 30 минут

11

Пальчиковая гимнастика / артикуляционная гимнастика

Ежедневно по выбору 3 минуты (15 минут)

Ежедневно по выбору 5 минут (25 минут)

Ежедневно по выбору 8 минут (40 минут)

Ежедневно по выбору 8 минут (40 минут)

Ежедневно по выбору 10 минут (50 минут)

Итого в неделю

3 ч. 20 мин.

4 ч. 24 мин.

6 ч. 11 мин.

6 ч. 43 мин.

7 ч. 56 мин.


1.4.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа предусматривает организацию:



  • образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

  • в самостоятельной деятельности детей;

  • в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строиться с учетом федеральных государственных требований, а также с рекомендациями авторов:

- общеобразовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой;

Работа ведется через реализацию образовательных областей (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Труд, Социализация, Коммуникация, Познание, Художественное творчество, Музыка, Чтение художественной литературы) в течение дня, их интеграцию, и через разные виды детской деятельности.
Структура образовательного процесса в группе раннего возраста по рекомендациям авторов Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С.

Комаровой)


Совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

Организованная

образовательная деятельность



Образовательная

деятельность в ходе режимных моментов



Самостоятельная

деятельность

детей





Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:

двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, чтение, музыкально-художественная, продуктивная




Структура образовательного процесса в группах дошкольного возраста по рекомендациям авторов Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой)

Совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

Организованная

образовательная деятельность



Образовательная

деятельность в ходе режимных моментов



Самостоятельная

деятельность

детей





Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:

двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, чтение, музыкально-художественная, продуктивная




Учебный план.



Образовательная область



1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовите-дьная группа

Физическая культура

3


3

3

3

3

Коммуникация. Чтение художественной литературы

2


1

1

2

2

Познание

1


2

2

3

4

Музыка

2


2

2

2

2

Художественное творчество

2


2

2

3

3

Всего:


10

10

10

13

14

Нужно отметить, что в рамках непосредственно образовательной деятельности реализуются семь образовательных областей (физическая культура, коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация, музыка, художественное творчество). Остальные три образовательные области: труд, здоровье, безопасность реализуются в совместной деятельности в режимных моментах или в рамках других образовательных областей.

Расписание непосредственно образовательной деятельности представлены в приложении к Программе (приложение № 2)

Виды совместной деятельности взрослого с детьми

и возможные формы работы


Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами. Дидактические игры

Коммуникативная

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры, игры с правилами. Свободное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми



Двигательная

Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения

Соревнования. Развлечения



Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Реализация проектов

Трудовая

Совместные действия. Дежурство. Поручение

Задание. Реализация проекта



Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций или элементы поисковой деятельности. Экспериментирование. Коллекционирование

Моделирование. Реализация проекта. Игры с правилами. Путешествие по карте, во времени.

Рассматривание


Музыкально-художественная

Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Аудирование (смысловое восприятие речи на слух). Чтение. Обсуждение. Разучивание

Структура образовательного года:
1 сентября – начало образовательного года.

1 – 15 сентября – адаптационный период, мониторинг.

15 сентября – 25 декабря – образовательный период.

25 декабря – 15 января – новогодние каникулы.

15 января – 25 марта – образовательный период.

25 марта – 31 марта – неделя здоровья.

31 марта – 21 мая - образовательный период.

16 мая – 31 мая - мониторинг

1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, памятные даты, праздники), региональный компонент, традиции дошкольного учреждения. Темы, с одной стороны, социально значимы для общества, семьи и государства, с другой стороны учитывают личностный интерес детей, что эффективно сказывается на мотивации образовательного процесса «здесь и сейчас».

Тематический план ориентирован на реализацию программы «по спирали», или «от простого к сложному» (каждая из тем повторяется на следующем возрастном этапе дошкольного детства, при этом возрастает сложность воспитательных, развивающих и обучающих задач, мера участия в мероприятиях, направленных на органичное развитие детей в соответствии с их потенциальными возможностями).



Примерное тематическое планирование во 2 младшей группе на учебный год.

Месяц

Тематика

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Итоговое мероприятие

Сентябрь

Наша группа


Друзья

Будем вежливы

Наши добрые дела

Фотовыставка «Я в детском саду»

Октябрь

Осень


Грибы

Овощи

Фрукты

Осенний праздник

Ноябрь

Домашние животные

Домашние птицы

Дикие животные

Лесные птицы

Фотоальбом «Наши любимцы»

Декабрь

Зима


Деревья, лес

Зимние развлечения

Новый год

Новогодний праздник. Фотовыставка «Хорошо зимой»

Январь

Игрушки



Транспорт

Квартира, мебель

Одежда, обувь

Выставка детских работ

Февраль

Труд помощника воспитателя

Труд повара, посуда

Труд врача


Я и папа

Альбом «Все работы хороши»

Март

Я и мама

Семья

Здоровье

Цветы

Праздник»8 Марта» Коллективная работа «Будем здоровы»

Апрель

Весна

Водичка-водичка

Аквариум

Песок и камни

Весеннее развлечение. Выставка семейного творчества «Весенняя фантазия»

Май

Дорожная безопасность

Пожарная безопасность

Насекомые

Наш поселок

Сюжетно-дидактические и ролевые игры по правилам


Примерное тематическое планирование в средней группе на учебный год

Месяц

Тематика

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Итоговое мероприятие

Сентябрь

Адаптационный период


Период обследования детей

Жизнь в детском саду

Во саду ли, в огороде




Октябрь

Мой родной поселок


Незнайкин клад

Осень

Домашние животные




Ноябрь

Городской транспорт Правила дорожного движения

Человек и мир вещей

Комнатные растения

Моя семья




Декабрь

Я люблю свои игрушки

Здравствуй, зимушка - зима

Зимующие птицы

Новогодний праздник




Январь

Каникулы


Зимние забавы

Как зимуют дикие звери

Наши добрые поступки




Февраль

Все профессии хороши, выбирай на вкус

На земле, в небесах и на море

Наша Армия родная


Я вырасту здоровым




Март

Моя мама лучше всех

Народные промыслы

Сад на подоконнике

Любимые литературные герои в гостях у детей




Апрель

Весна идет, весне дорогу

Дорога в космос

Насекомые на участке

Наша Родина-Россия




Май

День Победы


Все цветы разные

Мониторинг

Мониторинг



Примерное тематическое планирование в старшей группе на учебный год

Месяц

Тематика

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Итоговое мероприятие

Сентябрь

Здравствуй Осень


Дары Осени

Наш дом-природа

Жизнь осеннего леса




Октябрь

Моя вторая мама (ко дню педагогического работника)


Неделя музыки

Транспорт

Осенний листопад




Ноябрь

Мужская профессия

(ко дню милиции)



Осторожно огонь

Сказки народов мира

Быть здоровыми хотим




Декабрь

Первый снег

Предновогодние хлопоты

Мастерская Деда Мороза

Веселись честной народ -скоро праздник Новый год




Январь

Зимние забавы


Неделя доброты

Неделя животных

Мир игрушек




Февраль

Проказы матушки-Зимы

Мой папа-герой

Неделя мультфильма


Юные пешеходы




Март

Мама-солнышко моё

Солнышко - нарядись

Неделя птиц

Неделя сказки




Апрель

Великий космос

Неделя пожарной безопасности

Неделя «Почемучки»

Весна - красна




Май

Наши деды - герои



Зелёный май

Неделя книги

Мама, папа, я – дружная семья



Примерное тематическое планирование в подготовительной к школе группе на учебный год

Месяц

Тематика

1 неделя

2 неделя


3 неделя

4 неделя


Итоговое мероприятие

Сентябрь

День знаний


Хочу быть здоровым




Октябрь

Осень

Правила безопасности




Ноябрь

День народного единства

Моя семья, мой поселок, моя страна




Декабрь

Азбука вежливости

Новый год




Январь

Зима


Дружба




Февраль

День защитника Отечества

Международный женский день





Март

Я вырасту здоровым

Народная культура и традиции




Апрель

Покорители космоса

Весна




Май

День Победы


До свидания, детский сад! Здравствуй школа!





Модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

(первая младшая группа 2-3 года)

Направления развития ребенка

1 половина дня

2 половина дня.

Физическое развитие

Прием детей на воздухе в теплое время года,

Организованная образовательная деятельность,

Утренняя гимнастика,

Гигиенические процедуры,

Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

Двигательная активность на прогулке

Пальчиковые игры,


Гимнастика после сна,

Организованная образовательная деятельность,

Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

Физкультурные досуги, игры и развлечения

Самостоятельная двигательная деятельность

Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений



Познавательно-речевое

Организованная образовательная деятельность

Дидактические игры

Наблюдения

Беседы


Экскурсии

Исследовательская работа, опыты и экспериментирование



Организованная

образовательная деятельность

Игры

Досуги


Индивидуальная работа

Социально-личностное

Утренний приём детей,

Организованная образовательная деятельность

Индивидуальные и подгрупповые беседы

Формирование навыков культуры еды

Трудовые поручения

Наблюдения за трудом взрослых

Формирование навыков культуры общения

Сюжетно-ролевые игры




Организованная образовательная деятельность

Индивидуальная работа

Трудовые поручения

Игры с ряженьем

Работа в книжном уголке

Сюжетно-ролевые игры



Художественно-эстетическое

Организованная образовательная деятельность по музыкальному и изобразительному воспитанию

Театрализация

Эстетика быта

Экскурсии



Организованная образовательная деятельность

Музыкально-художественные досуги

Индивидуальная работа



Модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

(Вторая младшая, средняя группа 3 - 5 лет)


Направления развития ребёнка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие

Приём детей на воздухе в тёплое время года

Утренняя гимнастика

Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

Непосредственно образовательная деятельность

Прогулка в двигательной активности



Гимнастика после сна

Непосредственно образовательная деятельность

Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

Физкультурные досуги, игры и развлечения

Самостоятельная двигательная деятельность

Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)



Познавательно- речевое

Непосредственно образовательная деятельность

Дидактические игры

Наблюдения

Беседы


Экскурсии

Исследовательская работа, опыты и экспериментирование



Непосредственно образовательная деятельность

Игры


Досуги

Индивидуальная работа



Социально -личностное

Утренний приём детей,

Непосредственно образовательная деятельность

Индивидуальные и подгрупповые беседы

Формирование навыков культуры еды

Трудовые поручения

Наблюдения за трудом взрослых

Формирование навыков культуры общения

Театрализованные игры

Сюжетно-ролевые игры

Непосредственно образовательная деятельность

Индивидуальная работа

Трудовые поручения

Игры с ряженьем

Работа в книжном уголке

Сюжетно-ролевые игры


Художественно- эстетическое

Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному и изобразительному воспитанию

Театрализация

Эстетика быта

Экскурсии

Режиссерские игры


Непосредственно образовательная деятельность

Музыкально-художественные досуги

Индивидуальная работа

Организация условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности



Модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

(старший дошкольный возраст – 5 – 7 лет)


Направления развития ребёнка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие

Прием детей на воздухе в теплое время года

Утренняя гимнастика

Гигиенические процедуры

Использование физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика на Непосредственно образовательная деятельность

Прогулка с высокой двигательной

активностью.

Физкультурная организованная образовательная деятельность

Подвижные игры, эстафеты, игры с правилами в течение дня.

Индивидуальная работа с детьми

по развитию основных движений.

Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)


Гимнастика после сна

Физкультурные досуги, праздники, развлечения

Прогулка с высокой двигательной активностью

Индивидуальная работа с детьми по развитию основных движений

Самостоятельная двигательная активность детей

Спортивные игры и упражнения




Познавательно- речевое

Непосредственно образовательная деятельность

Экскурсии

Наблюдения

Беседы


Проблемные ситуации

Дидактические игры



Исследовательская детская деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Индивидуальная работа с детьми.

Интеллектуальные досуги и развлечения

Конструктивные игры с использованием макетов, схем и планов

Игры


Социально -личностное

Непосредственно образовательная деятельность

Индивидуальные трудовые поручения и совместный хозяйственно – бытовой труд детей в группе.

Театрализованные игры

Сюжетно – ролевые игры

Дежурства детей в различных зонах группы

Проблемные ситуации

Беседы


Работа в книжном уголке

Сюжетно – ролевые игры

Просмотр мультфильмов,

Игры – драматизации

Режиссерские игры

Обсуждение художественных произведений, телепередач и мультфильмов




Художественно- эстетическое

Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному и изобразительному развитию

Индивидуальная работа с детьми

Наблюдение красивых пейзажей в природе.

Дидактические игры




Музыкально – художественные досуги.

Выставки детских работ по изодеятельности

Организация условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности

Индивидуальная работа


Необходимым условием для эффективной организации образовательного процесса является взаимодействие педагогов (воспитателей и специалистов), медицинского персонала, администрации дошкольного учреждения и родителей воспитанников.



1.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Основываясь на Примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), содержание дошкольного образования включает в себя совокупность образовательных областей, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.


Основные направления развития детей

Образовательные области

Физическое развитие и воспитание культуры здоровья

Физическая культура

Здоровье

Социально-личностное развитие

Социализация

Труд

Безопасность

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация

Чтение детям художественной литературы

Познание

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Художественное творчество


1.5.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, приобщению к здоровому образу жизни и  гармоничное  физическое развитие.

Задачи работы с детьми 2-3 лет (первая младшая группа)

  1. Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

  2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями);

  3. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности

и физическом совершенствовании.

Задачи работы с детьми 3-4 лет.

  1. Учить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.

  2. Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.

  3. Учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять физические упражнения.

  4. Принимать активное участие в подвижных играх.

  5. Направленно развивать скоростно-силовые качества детей.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

  1. Учить детей воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения.

  2. Добиваться  уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения).

  3. Приучать детей оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

  4. Соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

  5. Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений.

  6. Закреплять умения по ориентировке в пространстве.

  7. Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества (преимущественно на основе силовых упражнений).



Задачи работы с детьми 5-6 лет.

  1. Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.

  2. Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.

  3. Формировать  первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.

  4. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения  со сверстниками и малышами.

  5. Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

  6. Целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.

Задачи работы с детьми 6-7 лет.

  1. Добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений.

  2. Закреплять умения в анализе движений (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей, элементарное планирование).

  3. Закреплять умение в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками и малышами.

  4. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

  5. Закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.

  6. Целенаправленно развивать ловкость движений.


Программное обеспечение.


Программы и технологии

-Физическое развитие детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. 

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет.

Степаненко Э.Я Методика проведения подвижных игр.

Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 

Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре 5-7 лет.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. (вторая младшая, средняя, старшая группа)

Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ.

Кострыкина Л.Ю. Малыши физкульт - привет.

Картушина М.Ю. Сюжетные физкультурные занятия.

Харченко М.Ю. Утренняя гимнастика в детском саду.

Железняк Н.У. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников.

Ищенко М.Н. Физминутка для малышей.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
I часть. Обязательная часть программы
1578.58kb.
Инвариантная (обязательная) часть
163.45kb.
Обязательная часть – на
41.05kb.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса
2073.1kb.
Обязательная часть
1923.92kb.
Часть Обязательная Раздел
2166.14kb.
Лекция Обязательная сертификация
81.45kb.
1. Пояснительная записка Обязательная часть >21. Организация режима пребывания детей в доу
2162.43kb.
Раздел 1: Обязательная часть программы
2799.43kb.
Обязательная часть
855.63kb.
1. Обязательная часть
5331.54kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования мбоу оош с. Малая боевка елецкого муниципального района на 2013-2014 учебный год Содержание. Обязательная часть
1579.51kb.