Главная стр 1
скачать

Об итогах проведения стартовой диагностики в 1-х классах

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

В связи с реализацией в 1-х классах ФГОС НОО, который в качестве результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, в соответствии с планом внутришкольного контроля с 20 сентября по 15 октября 2012 года была проведена стартовая диагностика (мониторинг) обучающихся 1-х классов.



Стартовая диагностика (1 этап мониторинга) состояла из:

- педагогической диагностики: выяснение уровня готовности детей к обучению в школе, а также выявления проблем в дошкольной подготовке детей по обучению грамоте и математике;

- диагностики предметных умений: выявление среди обучающихся 1-х классов умеющих читать, с целью организации индивидуальной работы на уроках обучения грамоте;

- диагностики универсальных учебных действий (далее УУД): выявление стартового уровня сформированности некоторых мета­предметных УУД: познавательных, регулятивных и ком­муникативных;

- диагностики личностных УУД:

  1. сформированность внутренней позиции школьника по методике «Беседа о школе»;

  2. выявление уровня учебной мотивации по анкете Лускановой Н.Г.;

  3. выявление уровня самооценки первоклассников по методике «Лесенка»;

  4. выявление эмоционального отношения первоклассников к учению и субъективную личностно-смысловую значимость для них школы и личности учителя как показателя начала формирования внутренней позиции школьника с помощью рисуночной проективной методики «Как я представляю себе школу»;

- диагностики занятости индивидуальной внеурочной деятельностью: с целью предупреждения переутомления обучающихся.

По итогам 1 этапа мониторинга было выявлено, что учителя 1-х классов Зотеева М.С., Романычева Л.А., Смирнова И.В., Теребенина В.Н. и педагог-психолог Колпакова О.Ю. успешно провели стартовую диагностику в 1-х классах и в срок оформили результаты диагностик в соответствующих протоколах.

Педагогическая диагностика проводилась учителями первых классов. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали возрастные особенности и возможности первоклассников, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт, не зависели от уровня навыков чтения и письма.

С учителями была проведена предварительная консультация по диагностике, т.к. обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики был переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Ведь в повседневной работе основная цель учителя – научить, добиться правильного ответа в данный момент, а в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

Также были распечатаны индивидуальные бланки, сделаны сводные таблицы для обработки результатов.

Педагогическая диагностика включала в себя 2 взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповой. Данные наблюдений и результаты выполнения вносились в бланк обследования, но данные группового обследования не могли быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенка). Второй этап - индивидуальное обследование, проводилось только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении заданий на 1 этапе. Деятельность ребёнка и уровень помощи, фиксировались на том же листе обследования Результаты диагностического обследования каждого ребёнка (как его групповой, так и индивидуальной формы) заносились в бланк обследования класса.

Всего в педагогической диагностике приняли участие 94 первоклассника из 99.

Сводная таблица готовности к школьному обучению


класс

готовность к школьному обучению (считается средний балл)

от 2,3 до 3 баллов – готовность к школьному обучению

(готов)


от 1,3 до 2,3 – условная готовность к школьному обучению

(условно готов)



1,3 и ниже – отсутствие готовности к школьному обучению

(не готов).



1-А

14

11

-

1-Б

10

11

2

1-В

19

4

-

1-Г

9

11

3

ИТОГО

52

37

5


Общие итоги педагогической диагностики

(посчитан средний балл выполнения задания по классу)




Задание

№1

Зрительное



восприятие
Регулятивные УУД

Задание

№2

Пространствен-ное



восприятие

Коммуникативные

УУД

Задание

№3

Выбор и выполнение



арифметических

действий



Познавательные УУД

Задание

№4

тополо-гические представ-ления




Коммун.

УУД

Задание

№5

Сравнение



множеств
Познават.

УУД

Задание

№6

Предпосылки к овладению



звуковым

анализом



Познават.

УУД

Задание

№7

Фонематический



слух
Познавательные УУД

Задание

№8

Произвольность



(умение следо-вать указаниям)

Классификация

Предметов

Регулятивные УУД

Познавательные УУД


1-А

1,76

2,76

2,68

2,52

2,16

2,04

2,36

2,88

1-Б

2,2

2,0

2,2

2,9

1,8

1,2

2,4

2,8

1-В

2,2

2,6

2,6

2,6

2,8

2,6

2,52

2,6

1-Г

1,4

2,0

2,3

2,0

1,9

2,6

1,6

2,6

Средний балл по каждому классу (максимальный балл – 3):

1-А (Зотеева М.С.) - 2,39, 1-Б (Романычева Л.А.) – 2,19,

1-В (Смирнова И.В.) – 2,56, 1-Г (Теребенина В.Н.) – 2,05

Лучшие результаты по итогам стартовой педагогической диагностики в 1-В, самые низкие в 1-Г.



1-А и 1-В классы готовы к школьному обучению, а 1-Б и 1-Г классы условно готовы.

Проведенный анализ выполнения первоклассниками заданий, определяющих уровень их готовности к школьному обучению, позволил учителям сделать общий вывод о том, на что именно в обучении обратить внимание в первую очередь, что не упустить в ходе предметной подготовки.

Предметные результаты являются средством выхода на метапредметные результаты, поэтому стартовый уровень сформированности некоторых мета­предметных УУД: познавательных, регулятивных и ком­муникативных опосредованно был проверен во время выполнения первоклассниками заданий предметной диагностики.

Диагностика универсальных учебных действий


класс

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1-А

2,32

2,64

2,42

1-Б

2,5

2,45

2,08

1-В

2,4

2,6

2,62

1-Г

2,0

2,0

2,2

Средний балл

2,31

2,42

2,33

Из таблицы видно, что в разных классах средний показатель варьируется, но во всех классах он больше 2,0 (максимально возможный - 3,0) (кроме 1-Г по регулятивным УУД и коммуникативным УУД).

Выше среднего показателя по параллели результаты в 1-А и 1-В классах. В 1-Б уровень познавательных УУД ниже средних по параллели. Учителям 1-х классов необходимо обратить внимание на полученные результаты и спланировать коррекционную работу по формированию УУД, т.к. не все дети имеют необходимый для дальнейшего обучения уровень развития УУД.

Хотя, умение читать не является необходимым требованием при поступлении в 1 класс, тем не менее, в последние годы в школу приходит много детей, умеющих читать. Для того, чтобы спланировать индиви-дуальную работу на уроке, выявить детей, на которых нужно обратить усиленное внимание на уроках обучения грамоте, в стартовую диагностику была включена проверка умения первоклассников читать.

Диагностика предметных умений: умение читать

класс

читают более 25 слов

читают до 25 слов

не умеют читать

1-А

19

6

-

1-Б

16

5

4

1-В

10

8

7

1-Г

11

8

5

Большой блок в стартовой диагностике первоклассников был посвящён диагностике личностных УУД. Оцениваемые личностные УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.



Педагогом-психологом Колпаковой О.Ю. были проведены 3 обследования детей:

  1. Индивидуальная беседа с первоклассником по методике «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) с целью выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

  2. Выявление уровня учебной мотивации по анкете Лускановой Н.Г.

  3. Выявление особенностей самооценки первоклассников по методике «Лесенка»

Методика «Беседа о школе»


Цель: изучить сформированность внутренней позиции школьника в 1 классе.

Форма проведения: индивидуальная беседа с ребёнком.

класс

мотивация направлена на

содержательный характер внутренней позиции

(школьная деятельность)



формальную сторону деятельности

(дошкольная деятельность)



1-А

23

2

1-Б

17

6

1-В

18

6

1-Г

18

5

ИТОГО

76

19

Общее число обследуемых: 95 из 99. Выделили 2 группы детей:

1 группа (80%) это дети, которые имеют содержательный характер внутренней позиции, мотивация учения направлена на школьную деятельность.

2 группа (20%) дети с формальной стороной деятельности, мотивация направлена на дошкольные виды деятельности

Но среди детей второй группы по следующей методике выявлены дети с хорошим уровнем сформированности школьной мотивации. Из 19 человек 13 детей хорошей и высокой мотивацией к школе.

Выявление уровня школьной мотивации по анкете Лускановой Н.Г.


Цель: определить уровень сформированности школьной мотивации учения в 1 классе.

Форма проведения: фронтальная работа.

класс

Уровень мотивации учения

Высокий уровень

Хорошая шк.мотивация

Положительное отнош.к школе

Низкий уровень

Школьная дезадаптация

1-А

4

9

5

4

-

1-Б

9

10

1

2

1

1-В

9

9

2

3

-

1-Г

6

12

2

3

-

ИТОГО

28

40

10

12

1

Общее число обследуемых: 91 из 99

По сравнительным результатам двух диагностик выявлены дети, как с низкой учебной мотивацией, так и с мотивацией направленной на дошкольную деятельность

Дезадаптированные обучающиеся: 1

Учителям 1-х классов необходимо обратить внимание на работу с этими детьми.



Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности имеют 30,8% детей. Дети характе-ризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования.

Хорошая школьная мотивация у 43,9% детей. Данный результат является нормой, его показывают большинство учащихся начальных классов. Дети характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными. Ребята с удовольствием и очень аккуратно выполняют все школьные требования.

Положительное отношение к школе имеют 10,9% детей, но  школа их больше привлекает внеучебной стороной. Ребята, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение. Таким детям свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными. При умелом воздействии  и взаимодействии учителя и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.

Низкий уровень школьной мотивации у 13,2% детей. Дети неохотно посещают школу, очень часто ссылаются на плохое самочувствие. На протяжении всего первого класса на уроках из портфелей достают игрушки, часто отвлекаются на игры.

Школьная дезадаптация, негативное отношение к школе у 1 ученика. Для таких детей характерны низкая мотивационная, психологическая, физиологическая готовность к школе. Для них свойственен отказ выполнять рисунки на школьную тему. Они не справляются с выполнением школьных требований, постоянно придумывая причины для объяснения своего поведения. В школе они чувствую себя крайне дискомфортно, проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Учителями 1-х классов также была проведена 1 диагностика личностных УУД: с помощью рисуночной проективной методики «Как я представляю себе школу» выявлено эмоциональное отношение первоклассников к учению и субъективную личностно-смысловую значимость для них школы и личности учителя как показателя начала формирования внутренней позиции школьника.

Содержательные характеристики рисунков оценивались как качественно, так и количественно:

Итоги рисуночной проективной методики «Как я представляю себе школу»


класс

1 балл - за изображение здания школы без людей

2 балла - за изображение здания школы с людьми

3 балла – за изображение интерьера класса, но без учеников и учителя

4 балла – за изображение учебного процесса (ученики сидят за партами, учитель стоит у доски).

1-А

5

4

6

10

1-Б

8

5

4

5

1-В

17

5

-

1

1-Г

15

7

1

-

ИТОГО

45

21

11

16

Чем большим баллом оценивался рисунок, тем выше у ребенка учебная мотивация, тем выше для него личностно-смысловая значимость учения. Общее число обследуемых: 93 из 99

Из таблицы видно, что 48,38% детей рисуют здание школы без людей и только 17,2% первоклассников нарисовали изображение учебного процесса, продемонстрировав, тем самым, высокий уровень учебной мотивации.

Результаты первичной диагностики выявили, что начальный показатель формирования внутренней позиции школьника по методике «Как я представляю себе школу» отличается от результатов по методике «Беседа о школе» и анкете Лускановой Н.Г.. Первоклассники характеризуются более низкими показателями в области личностно-смысловой значимости для них учения, большей школьной тревожностью, доминированием игрового мотива.

Хотя положительное отношение к школе в каждом из 1-х классов показали одинаковое число учащихся: 19/20/20/20, а вот по рисуночной методике видно, что в 1-А классе более высокий уровень эмоционального отношения именно к школе, учению, к учителю. В 1-В,1-Г классах 3 и 4 балла лишь у двух учеников и учителям этих классов необходимо обратить на этот факт пристальное внимание. Возможно, проведение этой диагностики раз в четверть позволит отследить динамику формирования внутренней позиции школьника.



Один ученик сдал пустой лист, отказавшись рисовать, т.к. хотел рисовать не школу, а танки и гранаты. Отказ рисовать, характерен для детей со школьной дезадаптацией. Таким образом, по двум диагностикам выявлено 2 таких ученика в 1-х классах.

Методика «Лесенка»


Цель: определить особенности самооценки ребёнка в 1 классе.

Форма проведения: фронтальная работа.

класс

Самооценка

Завышенная

Правильная

Заниженная

1-А

20

3

-

1-Б

21

3

-

1-В

19

2

2

1-Г

22

1

1

ИТОГО

82

9

3

Общее число обследуемых: 94 из 99

Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому учитель во многом ответствен за её формирование. Начиная с первых дней обучения в школе, самооценка ребенка зависит от успешности в учебной деятельности, от характера межличностных отношений в классе: с учителем, одноклассниками.

Завышенную самооценку продемонстрировали 87,2%. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анали-зировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окру-жающих). Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь перво-классник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе.

Правильная самооценка у 9,6% детей. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития самооценки.

Заниженная оценка у 3 детей, как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение к чему-то; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое считает центральным новообразованием у первоклассников. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя должны стремиться содержательно оценивать учеников, давая соответствующие пояснения. Оценивать нужно только конкретную работу, но не личность, не сравнивать детей между собой, не призывать подражать отличникам, а ориентировать учеников на индивидуальные достижения – «чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней».

С целью предупреждения переутомления обучающихся при организации внеурочной деятельности в школе, была проведена диагностика занятости индивидуальной внеурочной деятельностью.

Так, интересны сравнительные результаты занятости детей и показателя начала формирования внутренней позиции школьника (рисуночная методика):


класс

Занятость внеурочной деятельностью


только в школе

дополнительно занимается

показатели в области личностно-смысловой значимости учения

1-А

8

17

высокий уровень отношения к учению

1-Б

9

16

средний уровень отношения к учению

1-В

17

8

низкий уровень отношения к учению

1-Г

18

6

низкий уровень отношения к учению

ИТОГО

52

47




Из таблицы видно, что занятость детей в учреждениях дополнительного образования значительно повышает субъективную личностно-смысловую значимость для ребёнка школы и личности учителя.

И хотя общий показатель 52/47 с разницей всего в 5 человек, тем не менее, занятия детей помимо школы существенно повышают шанс добиться больших успехов, что и видно в результатах рисуночной методики.

Тем не менее, было выявлено, что 5 детей отсутствовали по болезни. С ними потом не проводилась диагностика, т.к. при более позднем проведении диагностики на её результатах уже сказалось бы качество обучения в 1-м классе. Но эти ученики приняли участие в других диагностиках, что, безусловно, делает общую картину неполной.

При анализе результатов диагностики сделаны следующие выводы:



  1. Отмечено своевременное проведение стартовой диагностики в 1-х классах учителями 1-х классов Зотеевой М.С., Романычевой Л.А., Смирновой И.В., Теребениной В.Н. и педагога-психолога Колпаковой О.Ю.

  2. Проанализированы итоги стартовой диагностики на ШМО учителей 1 ступени образования, определены пути совершенствования качества образования, повышения эффективности организации образовательного процесса, его методического обеспечения.

  3. Определена необходимость проведения диагностики с теми первоклассниками, кто отсутствовал.

  4. Спланирована коррекционная работа с первоклассниками с дезадаптацией и низкой адаптацией к школе, продумана работа по формированию у детей правильной самооценки. К данной работе привлечён педагог-психолог.

  5. Спланировано довести до сведения родителей на родительских собраниях информацию о пользе занятий в учреждениях дополнительного образования.

скачать


Смотрите также:
Об итогах проведения стартовой диагностики в 1-х классах
212.88kb.
Информация об итогах проведения акции «Выбор-2012» в мбоу «Красногвардейская гимназия»
60.03kb.
Об итогах проведения муниципального этапа Президентских состязаний
20.83kb.
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах
258.02kb.
Повторение изученного в 6-8 классах Подготовка к гиа в 9 и 11 классах
111.95kb.
Об итогах проведения декады правовых знаний
33.19kb.
Моу сош с. Загоскино Об итогах проведения месячника
249.7kb.
Справка по итогам диагностических (входных) контрольных работ во 2-11 классах
93.71kb.
Справка об итогах проведения школьной ученической конференции «Яблоко Ньютона»
231.3kb.
Название работы Предполагаемый результат
106.31kb.
Примерные билеты по литературе для проведения итоговой аттестации в 9 классах Билет №1 «Слово о полку Игореве»
58.38kb.
Сборник материалов по итогам экологической акции «Первоцвет-2012» в рамках областного марафона
712.18kb.