Главная стр 1
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
от22 июля 1993г. № 5487-1

(с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.,

10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
В соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, общепризнанными принципами и норма­ми международного права, международными до­говорами Российской Федерации, - признавая основополагающую роль охраны здоро­вья граждан как неотъемлемого условия жизни обще­ства и подтверждая ответственность государства за со­хранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулиро­вания и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, настоящие Основы устанавливают правовые, органи­зационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер по­литического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направ­ленных на сохранение и укрепление физического и пси­хического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему меди­цинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации, общепризнанными принци­пами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (ус­тавами) субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охра­ны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утра­ты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положе­ний Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных норма­тивных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного са­моуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов го­сударственной, муниципальной и частной систем здраво­охранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, норматив­ные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.



Статья 4. Задачи законодательства Российской Федера­ции об охране здоровья граждан

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Феде­рации по вопросам охраны здоровья граждан в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответ­ственности и компетенции органов местного самоуп­равления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и част­ной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп насе­ления в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязаннос­тей и ответственности медицинских и фармацевти­ческих работников, установление гарантий их со­циальной поддержки.


Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти,

органов государственной власти субъектов Российской Федерации

и органов местного самоуправления в области охраны здоровья

Статья 5. Полномочия федеральных органов государ­ственной власти

К полномочиям федеральных органов государствен­ной власти относятся:

1) принятие и изменение федеральных законов в об­ласти охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) установление основ государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и ре­ализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, ока­занию медицинской помощи, медицинскому обра­зованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) утратил силу с 1 января 2005 г.;

5) утратил силу с 1 января 2005 г.;

6) управление федеральной государственной соб­ственностью, используемой в области охраны здо­ровья граждан;

7) природопользование, охрана окружающей при­родной среды, обеспечение экологической безо­пасности;

8) организация и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработ­ка и утверждение нормативных правовых актов в указанной сфере;

9) организация системы санитарной охраны террито­рии Российской Федерации;

10) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситу­ациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

11) обеспечение единой технической политики в обла­сти фармацевтической и медицинской промыш­ленности, утверждение государственных стандар­тов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, органи­зация надзора за их соблюдением;

12) подтверждение соответствия (регистрация, испы­тание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркоти­ческих, психотропных средств, контроль за их про­изводством, оборотом и порядком их использова­ния; сертификация продукции, работ и услуг; выда­ча разрешений на применение новых медицинских технологий;

13) установление единой федеральной системы стати­стического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

14) разработка единых критериев и программ подго­товки медицинских и фармацевтических работни­ков, определение номенклатуры специальностей и организаций в здравоохранении;

15) установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверж­дение программы государственных гарантий оказа­ния гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базо­вую программу обязательного медицинского стра­хования; установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации;

16) координация деятельности органов государствен­ной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной сис­тем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

17) установление порядка производства медицинской экспертизы;

18) лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) установление порядка создания и деятельности ко­митетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

20) координация научных исследований, финансиро­вание федеральных программ научных исследова­ний в области охраны здоровья граждан;

21) международное сотрудничество Российской Феде­рации и заключение международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

22) выдача разрешений на применение на территори­ях субъектов Российской Федерации новых мето­дов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.



Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

1) принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением, зако­нодательная инициатива в области охраны здоро­вья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в об­ласти охраны здоровья;

3) разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, ока­занию медицинской помощи, медицинскому обра­зованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) установление структуры органов управления госу­дарственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации, порядка их организации и деятельности; развитие учреждений здравоохране­ния субъектов Российской Федерации; их матери­ально-техническое обеспечение; контроль за соблю­дением стандартов медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Россий­ской Федерации;

5) формирование расходов бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской по­мощи в кожно-венерологических, противотуберку­лезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой ме­дицинских организаций, утвержденной уполномо­ченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных специализи­рованных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средства­ми, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекцион­ными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государствен­ных гарантий оказания гражданам Российской Фе­дерации бесплатной медицинской помощи, обяза­тельного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной ме­дицинской помощи, включающих в себя террито­риальные программы обязательного медицинско­го страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-со­циальной помощи и лекарственном обеспечении;

6) утратил силу с 1 января 2005 г.;

7) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоох­ранных мер;

8) защита исконной среды обитания и традиционно­го образа жизни малочисленных этнических общностей;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.;

10)координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хо­зяйствующих субъектов, субъектов государствен­ной, муниципальной и частной систем здравоохра­нения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

11) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситу­ациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

12) утратил силу с 1 января 2005 г.;

13) координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;

14) утратил силу с 1 января 2005 г.;

15) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболе­ваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

16) утратил силу с 1 января 2005 г.;

17) другие вопросы в области охраны здоровья граж­дан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Статья 7. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления

К ведению органов местного самоуправления в вопро­сах охраны здоровья граждан относятся:

1) контроль за соблюдением законодательства в обла­сти охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в об­ласти охраны здоровья;

3) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие учреждений му­ниципальной системы здравоохранения, определе­ние характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохра­нения; организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стацио­нарно-поликлинических и больничных учреждени­ях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компо­нентами; медицинской помощи женщинам в пери­од беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности, конт­роль за соблюдением стандартов медицинской по­мощи, обеспечение граждан лекарственными сред­ствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

4) утратил силу с 1 января 2005 г.;

5) утратил силу с 1 января 2005 г;

6) утратил силу с 1 января 2005 г.;

7) утратил силу с 1 января 2005 г.;

8) охрана окружающей природной среды и обеспече­ние экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.;

10) регулярное информирование населения, в том чис­ле через средства массовой информации, о распро­страненности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность Аля окру­жающих;

11) санитарно-гигиеническое образование населения.

Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Статья 9. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 10. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополу­чие населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие насе­ления обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой го­сударственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законо­дательством Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации, муниципальными правовыми актами.



Статья 12. Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относят­ся федеральные органы исполнительной власти в облас­ти здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохра­нения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществля­ют меры по охране здоровья граждан.

К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственнос­ти и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-ме­дицинской экспертизы, службы материально-техничес­кого обеспечения, предприятия по производству меди­цинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профи­лактические учреждения; фармацевтические предприя­тия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в обла­сти здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации государ­ственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридически­ми лицами и осуществляют свою деятельность в соот­ветствии с настоящими Основами, другими актами за­конодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами ав­тономной области, автономных округов, краев, облас­тей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативны­ми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.



Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здраво­охранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и ап­течные организации, которые являются юридическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранени­ем несут ответственность в пределах своей компетенции.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является рас­ходным обязательством муниципального образования.

Оказание медицинской помощи в организациях муни­ципальной системы здравоохранения может также финан­сироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.



Статья 14. Частная система здравоохранения

К частной системе здравоохранения относятся лечеб­но-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят медицин­ские и другие организации, создаваемые и финансируе­мые юридическими и физическими лицами.

Статья 15. Лицензирование медицинской и фармацевти­ческой деятельности

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.



Статья 16. Утратила силу с 1 января 2005 г.
Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья

Статья 17. Право граждан Российской Федерации на ох­рану здоровья

Граждане Российской Федерации обладают неотъемле­мым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивает­ся охраной окружающей природной среды, созданием бла­гоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброка­чественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, соци­ального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них ка­ких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без граж­данства и беженцев на охрану здоровья

Иностранным гражданам, находящимся на террито­рии Российской Федерации, гарантируется право на ох­рану здоровья в соответствии с международными догово­рами Российской Федерации.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международны­ми договорами Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи иностран­ным гражданам определяется Правительством Россий­ской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи лицам без гражданства и беженцам устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на регулярное получение дос­товерной и своевременной информации о факторах, спо­собствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района прожива­ния, рациональных нормах питания, о продукции, рабо­тах, услугах, их соответствии санитарным нормам и прави­лам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.



Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социально­го характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной не­трудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицин­скими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми ак­тами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания граж­данам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицин­ские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств пред­приятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законода­тельством Российской Федерации.

Граждане имеют право на льготное обеспечение про­тезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и ины­ми специальными средствами. Категории граждан, име­ющих это право, а также условия и порядок их обеспече­ния льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их лич­ному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если каран­тину подлежат несовершеннолетние или граждане, при­знанные в установленном законом порядке недееспо­собными, пособие выдается одному из родителей (ино­му законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Статья 21. Охрана здоровья граждан, занятых отдельны­ми вида профессиональной деятельности.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работ­ники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утвержда­ется Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при поступлении на ра­боту и периодические медицинские осмотры.

Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствова­ния) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональ­ной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказа­ний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуще­ствления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышен­ной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пе­ресматривается не реже одного раза в пять лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и поряд­ке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья

Статья 22. Права семьи

Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.

Каждый гражданин имеет право по медицинским пока­заниям на бесплатные консультации по вопросам планиро­вания семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие кон­сультации и обследования в учреждениях государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения с це­лью предупреждения возможных наследственных заболе­ваний у потомства.

Семья по договоренности всех ее совместно прожива­ющих совершеннолетних членов имеет право на выбор врача общей практики (семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на меры социальной поддержки в области охраны здоровья граждан, уста­новленные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Одному из родителей или иному члену семьи по ус­мотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания не­зависимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вме­сте с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, вы­дается листок нетрудоспособности.

Пособие при карантине, по уходу за больным ребен­ком в возрасте до семи лет выплачивается одному из ро­дителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного ле­чения или совместного пребывания с ребенком в боль­ничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребен­ком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не тре­буется большего срока.

Статья 23. Права беременных женщин и матерей

Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологи­ческим особенностям и состоянию здоровья.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной меди­цинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Женщины во время беременности и в связи с рожде­нием ребенка, а также во время ухода за больными деть­ми в возрасте до 15 лет имеют право на получение посо­бия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.

Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законода­тельством Российской Федерации.

Порядок обеспечения полноценным питанием бере­менных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пун­кты питания и магазины по заключению врачей, уста­навливается законодательством субъектов Российской Федерации.



Статья 24. Права несовершеннолетних

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулиро­вание в сфере здравоохранения, и на условиях, оп­ределяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) утратил силу с 1 января 2005 г.;

3) санитарно-гигиеническое образование, на обуче­ние и труд в условиях, отвечающих их физиологи­ческим особенностям и состоянию здоровья и ис­ключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию при оп­ределении профессиональной пригодности в по­рядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соот­ветствии со статьями 32, 33, 34 настоящих Основ.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 25. Права военнослужащих, граждан, подлежа­щих призыву на военную службу и поступаю­щих на военную службу по контракту

Военнослужащие имеют право на медицинское осви­детельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на ос­новании заключения военно-врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на по­лучение полной информации о медицинских противопо­казаниях для прохождения военной службы и показани­ях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие при­зыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство неза­висимой медицинской экспертизы в соответствии со ста­тьей 53 настоящих Основ и (или) обжалование заключе­ний военно-врачебных комиссий в судебном порядке.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здра­воохранения.

Порядок организации медицинской помощи военно­служащим устанавливается законодательством Российс­кой Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом пре­дусмотрена военная служба. Деятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обеспечивают и финан­сируют Министерство обороны Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.



Статья 26. Утратила силу с 1 января 2005 г

Статья 27. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 28. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 29. Права лиц, задержанных, отбывающих нака­зание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих нака­зание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицин­ской помощи

Лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременные жен­щины, женщины во время родов и в послеродовой пери­од, имеют право на получение медицинской помощи, в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.

В местах лишения свободы, где предусматривается со­вместное содержание матерей и детей в возрасте до одно­го года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом.

Испытание новых методов диагностики, профилакти­ки и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в каче­стве объекта лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свобо­ды либо административный арест, не допускаются.

Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограниче­ния свободы, ареста, заключенным под стражу, отбываю­щим наказание в местах лишения свободы либо админи­стративный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совме­стно с заинтересованными федеральными органами ис­полнительной власти.

Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи

Статья 30. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее полу­чении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактичес­кого учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим тре­бованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консуль­таций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными спо­собами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обраще­ния за медицинской помощью, о состоянии здоро­вья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со ста­тьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на меди­цинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответ­ствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанно­стях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть переда­на информация о состоянии его здоровья:

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхо­вания;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного пред­ставителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для от­правления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обра­щаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская по­мощь, в соответствующие профессиональные медицин­ские ассоциации либо в суд.



Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследо­вания, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина пре­доставляется ему, а в отношении лиц, не достигших воз­раста 15 лет, и граждан, признанных в установленном за­коном порядке недееспособными, — их законным пред­ставителям, лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное уча­стие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания ин­формация должна


сообщаться в деликатной форме граж­данину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которо­му должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других спе­циалистов. По требованию гражданина ему предоставля­ются копии медицинских документов, отражающих со­стояние его здоровья, если в них не затрагиваются инте­ресы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских докумен­тах гражданина, составляет врачебную тайну и может пре­доставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ.



Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство

Необходимым предварительным условием медицин­ского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражда­нина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечеб­но-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отноше­нии лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, при­знанных в установленном законом порядке недееспо­собными, дают их законные представители после сооб­щения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 настоящих Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешатель­стве принимает консилиум, а при невозможности со­брать консилиум — непосредственно лечащий (дежур­ный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактическою учреждения и закон­ных представителей.



Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.



При отказе от медицинского вмешательства гражда­нину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указани­ем возможных последствий оформляется записью в меди­цинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицин­ским работником.

При отказе родителей или иных законных представи­телей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помо­щи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для зашиты интересов этих лиц.


Смотрите также:
Об охране здоровья граждан
604.92kb.
Об охране здоровья граждан
769.64kb.
Об охране здоровья граждан
944.53kb.
Об охране здоровья граждан
268.28kb.
Об охране здоровья граждан
958.75kb.
Об охране здоровья граждан
788.99kb.
Об охране здоровья граждан
958.75kb.
Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года n 111-1 Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан с изменениями и дополнениями, внесенными Законами рк от 07. 98 г. N
521.98kb.
Закон от 23. 02. 2013 №15-фз об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года
210.15kb.
Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного
420.95kb.
Закон №15-фз "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
22.07kb.
Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года n 170 Об охране здоровья граждан Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., n 14, ст. 91; "Казахстанская правда" от 12 июля 2006 года n 172
288.94kb.