Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДНЕВНИК
ПО ПРАКТИКЕ

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Студентки____ группы______________отделения

Специальность «Преподавание в начальных классах»

_____________________________________________

База практики______________________

___________________________________

___________________________________

Класс________

Учитель____________________________

___________________________________

Методист__________________________

___________________________________

Курск 2011

Цели и задачи психолого-педагогической практики
Психолого-педагогическая практика является начальным этапом практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности учителя, играет важную роль в профессиональной адаптации студентов к условиям и режиму работы образовательного учреждения.
Цель: ознакомление с педагогической деятельностью учителя.
Задачи:

  1. Адаптация студентов-практикантов к условиям и режиму работы школы.

  2. Расширение и закрепление знаний студентов о профессии учителя начальных классов.

  3. Формирование начальных профессиональных умений.

  4. Формирование исследовательских умений.

В ходе подготовки к психолого-педагогической практике и в ходе её проведения студенты-практиканты должны:



  • познакомиться с материальной базой и техническим оснащением МОУ;

  • познакомиться с организацией педагогического процесса;

  • изучить методы психолого-педагогического исследования и использовать их для изучения личности младшего школьника и классного коллектива;

  • изучить профессиональные качества учителя начальных классов;

  • определить место данного образовательного учреждения в системе образования;

  • овладеть умением планировать свою деятельность;

  • овладеть умением вести педагогический дневник;

  • овладеть умением наблюдать за деятельностью учителя и учащихся;

  • овладеть умением рефлексировать.


Компетенции студентов,

формирующиеся в ходе педагогической практики
Профессиональные теоретические компетенции
Аналитические умения

Подходить к педагогическому явлению конкретно, всесторонне, исторически;

осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

выделять в педагогическом процессе педагогическую задачу, проблему, делать её анализ (определять условия, причины, явления, стимулы, средства, формы проявления) и оптимально решать с учетом всех конкретных особенностей;

находить в теории аналогичные педагогические задачи;

правильно диагностировать явления, т.е. определять, к какой категории психолого-педагогических понятий относится явление в целом;

вскрывать положительные и отрицательные социально-психологические явления в классе, характер внутриколлективных, межколлективных и межличностных отношений;

анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы;

соотносить свой опыт с педагогической теорией.


Прогностические умения

Прогнозировать педагогический процесс: образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала;

эффективность применения форм, методов, приёмов и средств обучения и воспитания;

предвидеть возможные отклонения, нежелательные явления в педагогическом процессе;

прогнозировать затруднения и ошибки, с которыми могут встретиться учащиеся в учении и других видах деятельности;

прогнозировать развитие личности: её личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями;

прогнозировать развитие коллектива: динамики его структуры, системы взаимоотношений, положение актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений;

проектировать материальную базу для учебно-воспитательной работы.



Проективные умения

Ставить конкретную педагогическую цель, задачу;

определять комплекс доминирующих и подчинённых задач для каждого этапа педагогического процесса;

педагогически обоснованно строить структуру урока, внеклассного мероприятия, рассматривая их как звенья в системе образовательного процесса;

отбирать содержание, вид деятельности, оптимальные формы, методы, средства процессов обучения и воспитания в их оптимальном сочетании, адекватном поставленным задачам;

учитывать при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребности и интересы, возможности материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;

планировать развитие образовательной и воспитательной среды;

рационально планировать все виды педагогической деятельности;

планировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью;

планировать систему приёмов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей;

планировать связи с родителями.


Исследовательские умения

Выбирать и обосновывать тему для исследования;

подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления актуальности темы исследования;

определять и обосновывать цель, задачи, объект и предмет; гипотезу, этапы исследования;

прогнозировать средства и методы исследования;

находить и применять соответствующие методики исследования;

сопоставлять свой опыт с отражённым в литературе по данной проблеме;

обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения по итогам исследовательской работы.
Профессиональные практические компетенции
Организаторские умения

Обеспечивать включение всех школьников в различные виды деятельности в соответствии с их индивидуальными способностями, особенностями и подготовленностью;

педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся с учетом индивидуальных особенностей и интересов и для коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания,

учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи;

организовывать деятельность коллектива, превращающую его из объекта в субъект воспитания;

проводить различные мероприятия, в том числе, массово-затейнические, спортивно-туристические, игры, экскурсии, походы и т.п.;

стимулировать и организовывать разнообразные формы деятельности учащихся;

проводить работу с родителями;

подводить итоги проделанной работы.
Мобилизационные умения

Формировать у учащихся устойчивые интересы к учению, труду и другим видам деятельности;

мобилизовать учащихся на познавательную деятельность;

вызывать положительные мотивы учения и познавательный интерес;

вырабатывать у них волю, настойчивость, оперативность;

переключать учащихся с одного вида деятельности на другой;

помогать учащимся преодолевать затруднения;

увлекать учащихся новыми перспективами и общественно-полезными делами;

педагогически целесообразно использовать методы стимулирования и мотивации, в том числе, поощрения и наказания;

управлять вниманием, поведением, дисциплиной и активностью учащихся;

находить оптимальные средства педагогического воздействия;

находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся и педагогической обстановки;


Информационные умения

Получать информацию из печатных и мультимедийных источников;

различать науку и учебный предмет;

осуществлять дидактическую переработку материалов науки в материал преподавания;

преобразовывать учебный материал и неадаптированные тексты, т.е. интерпретировать и адаптировать применительно к задачам обучения и воспитания для детей определённого возраста, с учетом их опыта и в соответствии с конкретными дидактическими задачами урока,



Дидактические умения

Вести педагогическую деятельность в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки и передовой практики;

ясно и чётко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст;

правильно провести объяснение, рассказ, беседу, проблемное изложение;

органично сочетать индуктивный и дедуктивный пути изложения материала;

формулировать вопросы в доступной форме, чётко;

вооружать школьников общеучебными умениями и навыками;

рационально использовать технические и другие средства обучения, в том числе, электронно-вычислительную технику;

выражать мысли с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков;

оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов;

перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала;

рационально и методически правильно оформлять записи и рисунки на классной доске.


Развивающие умения

Определять зону ближайшего развития отдельных учащихся и класса в целом;


выявлять и приводить в движение потенциальные развивающие возможности различных видов деятельности учащихся;

создавать проблемные ситуации и другие условия для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;

разрабатывать развивающие задания;

создавать условия для творческой познавательной деятельности (своей и учащихся),

стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление школьников;


стимулировать потребность в установлении логических (от частного к общему, от конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, качества-количества) отношений;

формулировать вопросы, требующие применения усвоенных ранее знаний в новых условиях;

создавать условия для развития индивидуальных способностей личности.
Перцептивные умения

Создавать благоприятный психологический микроклимат;

устанавливать психологический контакт и обратную связь с аудиторией;

проникать в личностную суть других людей, устанавливать их индивидуальное своеобразие;

на основе оценки внешних характеристик и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;

определять тип личности и темперамент;

видеть у учащихся проявление психических процессов, свойств и состояний, социально-психологических установок и мотивов поведения;

по внешним признакам и поведению распознавать и понимать состояние ученика (физическое, психическое, физиологическое), его причастность или непричастность к определённым событиям;

понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях;

учитывать накопленную перцептивную информацию в совершенствовании педагогической деятельности.


Социальные компетенции
Воспитывающие умения

Выявлять и приводить в движение потенциальные воспитывающие возможности учебного материала и различных видов деятельности учащихся;

осуществлять работу по формированию у школьников научного мировоззрения, политической, общей и экологической культуры, осознанию общественного долга;

формировать морально-ценностные установки воспитанников;

воспитывать гражданскую ответственность, патриотизм и интернационализм,

воспитывать гуманность, доброту и щедрость, отзывчивость и справедливость;

формировать интерес к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей;

воспитывать уважение к людям труда;

воспитывать умственную и трудовую активность, сознательную дисциплину и исполнительность, самокритичность, скромность и искренность.

Коммуникативные умения

Действовать в публичной обстановке;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения

с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами,

с родителями и учителями;

находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми

в различных обстоятельствах;

поддерживать беседу;

при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, преодолевать личностные барьеры;

регулировать внутриколлективные и межличностные отношения школьников.


Умения вербального общения

Владеть правильной грамотной устной и письменной речью;

соблюдать оптимальный темп речи;

соблюдать культуру речи (дикция, интонация, модуляция и др.) в любых сложных и конфликтных ситуациях, не допускать форсирования голоса ни при каких условиях (не подавлять шум в классе и т.п.);

пользоваться приёмами выразительной речи;

владеть внутренней речью одновременно с внешней.



Умения невербального общения

Уметь сопровождать речь необходимыми жестами и мимикой.



Личностные компетенции
Информационные умения

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Ознакомление с педагогической деятельностью учителя
637.04kb.
Исследование двигательной памяти у школьников. Удовлетворенность учителя физической культуры своей профессиональной деятельностью
28.03kb.
Занятие педагогической деятельностью, а Порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами
247.33kb.
Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью обучающихся
172.13kb.
Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью обучающихся
172.12kb.
Инновационный поиск учителя
138.83kb.
Исследование профессиональной направленности личности учителя
42.06kb.
Психолого-педагогическая компетентность учителя Т. А. Графская, поипкро
116.96kb.
Экологический тур «Есть тихая роща у быстрых ключей; и днем, и ночью поет соловей»
83.67kb.
Пояснительная записка Анализ проблемы подготовки педагогических кадров высокой квалификации показал, что одним из ключевых показателей подготовленности учителей к успешной профессионально-педагогической деятельности являются сформированные педагогические
148.52kb.
Методические рекомендации по проведению педагогической мастерской как средства подготовки учителя к проектированию среды ученика
39.23kb.
Методы оценивания Наблюдения
184.28kb.