Главная стр 1
Олимпиада по обществознанию

школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

7 класс



I.Отметьте правильный вариант ответа на вопрос:



1. Физические изменения в подростковом возрасте в большинстве случаев происходят:

А. Равномерно;

Б. Неравномерно;

В. Замедленно;

Г. Равноускоренно.





2. Подростковый возраст охватывает период жизни:

А. С 7 до 15 лет;

Б. С 10 до 14 лет;

В. С 11 до 15 лет;

Г. Все ответы неверны





3. Характерной чертой флегматика является:

А. Агрессивность;

Б. Сверхобщительность;

В. Терпеливость;

Г. Конфликтность.





4. Баскетбольный кружок является:

А. Малой социальной группой;

Б. Большой социальной группой;

В. Политической группой;

Г. Не является ни одной из перечисленных групп.



5. Административная ответственность наступает:

А. С 10 лет;

Б. С 12 лет;

В. С 14 лет;

Г. С 16 лет.





6. Гражданскими правами человек обладает:

А. С момента рождения;

Б. С 14 лет;

В. С 16 лет;

Г. С 18 лет;

Д. С момента получения паспорта.







7. Проезд в автобусе без билета является:

А. Умышленным преступлением;

Б. Преступлением по неосторожности;

В. Административным проступком;



Г. Дисциплинарным проступком.




8. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с ним права и возможности:

А) 7 лет

1) Право участвовать в выборах в органы государственной власти

Б) 14 лет

2) Получение паспорта гражданина РФ

В) 16 лет

3) Покупка продуктов в магазине

Г) 18 лет

4) Право трудоустройства

Запишите в таблицу выбранные цифры

а

б

в

г














9. Соотнесите названия видов чувств и их определения:

А) Аффект

1) Общее состояние переживаний человека

Б) Эмоции

2) Особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в переживаниях

В) Чувства

3) Физиологическая реакция в ответ на напряженную и неожиданную обстановку

Г) Стресс

4) Отношение к миру, людям, событиям

Д) Настроение

5) Бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный раздражитель

Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д

















10. Соотнесите понятия и их определения:

А) Митинги

1) Публичные шествия людей с плакатами

Б) Собрания

2) Присутствие группы граждан в определенном месте для решения какой-либо проблемы

В) Демонстрации

3) Массовое собрание граждан для выражения требований по какому-либо вопросу.

Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В











11. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Сангвиник, Холерик, Флегматик, Меланхолик.

2. Страх, Любовь, Радость.

12. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.


13. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. В процессе общения очень важно уметь слушать собеседника;

2. Лидер должен уметь заинтересовать и организовать людей;

3. Одаренные дети отличаются послушанием и хорошей дисциплиной;

4. Искусство общения является обязательной чертой лидера.
14. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

2. Л…г…тимность – законность.

3. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.

4. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.


Олимпиада по обществознанию

школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

9 класс
1. Мировоззрение- это:

А. индивидуальная точка зрения

Б. физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний

В. система представлений о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные этим основные жизненные позиции и ценности людей

Г. настроения, чувства, эмоции человека
2. Политеизм – это:

А. единобожие

Б. многобожие

В. двоеверие

Г. безверие
3. Духовная жизнь- это:

А. стремление к великим идеям, высоким идеалам

Б. презрение к материальным благам, мирским заботам и утехам

В. глубоко религиозный способ жизни человека

Г. поведение человека в обществе
4. Соотнеси термин и определение:

1. гуманизация образования


А. усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

2. гуманитаризация образования


Б. усиление внимания со стороны общества к личности, её интересам, запросам


5. Вставь пропущенное слово в текст:

«Древние китайцы говорили «Хороший климат не сравнится с плодородной землей, плодородная земля не сравнится с согласием». Уже давно люди поняли, что конфликты и ссоры не доведут до добра. Вместе с тем в своей жизни человек вынужден достаточно часто вступать в различные _____________________»


6. Впиши правильный ответ:

« _________________ - это высшая форма переживания, связанная с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми (любовь, страх, дружба, зависть, вражда, месть)


7. Соотнести понятие и характеристику:

страна


А. Совокупность людей в целом

человечество


Б. социальная организация людей, основой которой является социальная структура

общество


В.населенная территория, имеющая определенные границы и обладающая суверенитетом


8. В какой стране существовала классическая всеобъемлющая кастовая система:

А. Греция В. Китай

Б. Индия Г. Россия
9. Группа людей, нахождение в которой передается по наследству

А. сословие В. профессия

Б. класс Г. интеллигенция
10. К какому типу общества можно отнести современную Россию

А. доиндустриальное общество В. аграрное общество

Б. традиционное общество Г. индустриальное общество
11. Древнегреческие мыслители правление одного человека установленное насильственным путем в личных интересах называли:

А. диктатурой В. монархией

Б. тиранией Г. олигархией
12. К функциям политической партии не относится:

А. политическая В. электоральная

Б. представительская Г. экономическая
13. Какое из положений наиболее точно характеризует не демократический политический режим:

А. разрешение гражданам всего, что не запрещено законом

Б. запрещение гражданам всего, что не разрешено законом

В. запрещение гражданам всего, что не запрещено законом

Г. разрешение гражданам всего, что не разрешено законом
14. Выберите правильное суждение:

А. при демократическом политическом режиме парламент может являться высшим органом власти

Б. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную утвердился во второй половине XX века

В.первые демократические режимы появились в Западной Европе в средние века

Г. диктатура – есть переходная форма от тоталитарного режима к демократическому
15. Политика насилия и устрашения, посредством которой организованная группа, партия или государство стремятся достичь провозглашенных ими целей – это:

_______________________________________________________________________


16. Форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией

А. демократия В. республика

Б. государство Г. федерация
17. Конституция – это:

А. свод всех законов государства

Б. единый и единственный закон государства

В. высший и основной закон государства

Г. политическая декларация

18. Основной источник права в современном обществе:

А. закон В. обычай

Б. судебный прецедент Г. нормативно-правовой акт
19. К политическим правам человека не относится:

А. право на свободу собраний

Б. право на личную неприкосновенность

В. право на участие в выборах и референдумах

Г. право на свободу слова
20. Устойчивая правовая связь лица с государством-республикой:

А. президентство В. правоспособность

Б. гражданство Г. подданство
21. Основой экономической жизни общества является


А.

регулирование социальных отношений

Б.

производство материальных благ

В.

разработка ресурсосберегающих технологий

Г.

взаимодействие государства и политических партий


22. Экономическая теория изучает

А.

воздействие производства на природу

Б.

расположение природных ресурсов

В.

способы хозяйственной деятельности в условиях ограниченности ресурсов

Г.

пути удовлетворения духовных потребностей человека


23. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

А.

земля

Б.

техника

В.

выращиваемая культура

Г.

земледелец


24. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.

Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.


1)

Верно только А.

2)

Верно только Б.

3)

Верны оба суждения.

4)

Оба суждения неверны.


25. Государство в условиях командно-административной экономики

А.

законодательно закрепляет господство одной формы собственности

Б.

разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

В.

вводит льготное налогообложение малого бизнеса

Г.

предоставляет экономическую самостоятельность производителям


26. Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека:

А. Золотой Век В. Бронзовый Век

Б. Серебряный Век Г. Каменный Век
27. Какое из отношений к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:

«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: вы красоты палачи!

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»:

А. Нигилистическое В. Консервативное

Б. Новаторское Г. Традиционное
28. Как называется художественный стиль первой трети XIX в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма:

А. Романтизм В. Рококо

Б. Готика Г. Ампир
29. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

А. экономической В. политической

Б. социальной Г. духовной


Олимпиада по обществознанию

школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

10 класс

1. Соотнесите результаты творческой деятельности и примеры:

1. Открытие

2. Изобретение

3. Рационализаторское предложение


А. Техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия и предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства

Б. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества

В. Новое техническое решение задачи, поднимающее технику на новый уровень
2. К материальному производству относится:

А.исполнение оркестром симфонии П.И. Чайковского

Б.тиражирование в типографии произведений А.П. Чехова

В.открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов

Г.создание М.Ю. Лермонтовым стихотворения «Бородино»
3. Закончите предложение

Понятие исторического процесса включает…

А. судебный процесс, вошедший в историю

Б. суд над фальсификаторами истории

В. цепь исторических событий, взаимосвязанных между собой

Г. ход определенного исторического события


4. Верны ли суждения о самопознании:

А. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я- идеалу», тем выше самооценка

Б. Сосредоточение на недостатках других снижает самооценку
А. верно только А В. верны оба суждения

Б. верно только Б Г. оба суждения неверны


5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

2. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

3. Государство не является единственным носителем политической власти.

4. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

5. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
6. Наука, которая изучает общество как систему, отдельные социальные институты, группы:

А. социальная философия В. социология

Б. политология Г. философия
7. Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе

А. Образование является важнейшим каналом социализации

Б. В системе образования все большее значение приобретает тенденция к гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников
А. верно только А В. верны оба суждения

Б. верно только Б Г. оба суждения неверны


8. Люмпены - это

А. наемные работники низшей квалификации

Б. вынужденные переселенцы из «горячих точек»

В. опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных слоев

Г. иностранная рабочая сила
9. К элементам общества как системы можно отнести…

А. территорию государства

Б. социальные организации

В. полезные ископаемые

Г. растительный мир
10. Вставьте правильные буквы в слова

Ц..в..л..зация Д..в..антное поведение,

М..рг..нал Стр..т..ф..кация

К..нф..рмизм,


11. Порядок определения результатов выборов, при котором распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии с количеством полученных их кандидатами голосов характеризует избирательную систему:

А. мажоритарную

Б. пропорциональную

В. пропорционально-мажоритарную

Г. смешанную
12. Дж. Локк и А.Смит являются основателями политической идеологии:

А. консерватизма В. либерализма

Б. коммунизма Г. анархизма
13. Специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций на процесс принятия решений парламентом:

А. голосование В. референдум

Б. лоббирование Г. коррупция
14. Должность главы парламента во многих странах Запада называется:

А. премьер-министр В. бургомистр

Б. канцлер Г. спикер

15. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество охватывает всю совокупность политических отношений

Б. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод
А. верно только А В. верны оба суждения

Б. верно только Б Г. оба суждения неверны


16. Элемент правовой нормы, в которой содержатся меры государственного воздействия в отношении нарушителя:

А. гипотеза В. диспозиция

Б. санкция Г. событие
17. Какая отрасль права регулирует политические отношения:

А. Административное право В. Гражданское право

Б. Государственное право Г. Имущественное право
18. Участниками гражданско-правовых отношений являются:

А. физические лица В. юридические лица

Б. государство Г. все выше указанное
19. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения, определяющий основы государственного строя:

А. указ президента В. федеральный закон

Б. постановление правительства Г. конституция
20. Лицо, профессия которого — оказание юридической помощи гражданам и организациям___________________________________________________________
21. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи


А.

цивилизации и религии

Б.

общества и природы

В.

средств производства и отношений собственности

Г.

экономики и политики


22. Небывало высокий урожай пшеницы привёл к снижению закупочных цен на неё. Данный факт – пример функционирования рынка

А.

капитала

Б.

средств производства

В.

товаров

Г.

труда


23. Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990 и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?

1990 г.

1995 г.















– государственный сектор

– частный сектор






А.

усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду

Б.

выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства

В.

расширились масштабы приватизации государственных предприятий

Г.

снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки


24. Доход, получаемый собственником акций, называется:

А. прибылью В. рентой

Б. капиталом Г. дивидендом
25. Верны ли следующие суждения о монополиях?

А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.

Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
А. верно только А В. верны оба суждения

Б. верно только Б Г. оба суждения неверны


26. Как называется подход к изучению культуры, который основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими:

А. европеизм В. западничество

Б. европоцентризм Г. славянофильство
27. Понятие «ноосфера», разработанное и введенное в научный оборот русским ученым В.И. Вернадским, это:

А. слой атмосферы, лежащий над тропосферой;

Б. новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;

В. нижний слой атмосферы;

Г. открытое космическое пространство
28. С чем исследователи обычно связывают возникновение эпохи Возрождения:

А. с развитием деревенской культуры;

Б. с развитием культуры полисов;

В. с переходом от деревенской культуры к городской;

Г. с развитием городской культуры
29. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

2. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.

3. Л…г…тимность – законность.

4. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.

5. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
30. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .




1. социализация

2. роль


3. родители

4. личность

5. группа сверстников


6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические


11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация



31. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».
32. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.

В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.

Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя.

Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки, отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?

Олимпиада по обществознанию

школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

11 класс
1. Целью познания в широком смысле слова является:

А. объект познания

Б. преобразование предметного содержания

В. истина

Г. социальные ценности
2. Родоначальником «логики» считают:

А. Гераклита В. Аристотеля

Б. Анаксагора Г. Ксенофонта
3. Соотнесите имена философов и их высказывания:

А. Бекон Ф. В Кант И.

Б. Декарт Р. Г. Гегель Г.
1. «Я мыслю, следовательно, я существую»

2. «Знание – сила»

3. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
4. Сгруппируйте черты, характерные разным типам мировоззрения:

А. Мифологическое мировоззрение

Б. Религиозное мировоззрение
1. наличие культовой системы

2. образность и фантастичность

3. синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни

4. символизм и знаковость


5. Что из ниже перечисленного не типично для национализма:

А. идеология, в которой патриотизм является центральной ценностью

Б. лояльность по отношению к своей нации, как основная идея

В. соединение государства с национальной культурой

Г. настаивание на исключительности своей нации
6. Элементом социально- этнической структуры является :

А. женщины В. народность

Б. касты Г. классы
7. Выберите тип стратификации, который господствовал в средневековой Западной Европе:

А. рабство В. касты

Б. сословия Г. классы
8. Соотнести общество и его черты

А. Индустриальное 1. приоритет экстенсивного труда

Б. Постиндустриальное 2. развитие наемного труда на производстве

В. Аграрное 3. информатизация


9. Какие из предложенных определений характеризуют понятия:

1. Расизм

2. Этноцентризм

3. Ассимиляция


А. постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой

Б. положение, при котором группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации, угнетению

В. Тенденция оценивать другие культуры через призму собственной
10. Кого можно отнести к маргинальным слоям населения

А. военнослужащих В. государственных служащих

Б. эмигрантов Г. крестьян
11. Система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении первой:

А. федерализм В. демократизм

Б. унитаризм Г. парламентаризм
12. Учение о том, что ради упрочения государства допустимы любые средства вплоть до пренебрежения нормами морали по имени:

А. тэтчеризм В. терроризм

Б. макиавеллизм Г. сепаратизм
13. Английского мыслителя Т. Гоббса можно отнести к сторонникам теории происхождения государства:

А. патриархальной В. социально-экономической

Б. теологической Г. общественного договора
14. В последние годы в избирательное законодательство России внесены важные поправки. Укажите неверное утверждение:

А. отменен заградительный барьер для прохождения политических партий

в представительные органы власти

Б. отменен порог явки избирателей

В. отменена графа «против всех»

Г. отменены одномандатные округа на выборах в Государственную Думу


15. Способы поддержки избирателями политических партий при их регистрации:

А. только денежный залог

Б. только сбор подписей

В. либо денежный залог, либо сбор подписей

Г. денежный залог и сбор подписей
16. Какая характеристика не соответствует виду юридической ответственности:

А. административная В. гражданская

Б. дисциплинарная Г. публичная
17. В каком суде рассматриваются гражданские иски:

А. в арбитражном суде В. в гражданском суде

Б. в Конституционном суде Г. в суде общего назначения
18. Какой из органов власти осуществляет контроль над соответствием нормативных актов высшему закону государства:

А. президент В. верховный суд

Б. прокуратура Г. конституционный суд

19. Заполните пропуск в ряду.

1. Производство, ………, распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы; преступления средней тяжести, …………; тяжкие преступления, не более 10 лет; особо тяжкие, более 10 лет.



20. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, федерация.

2. Административное право, гражданское право, семейное право.
21. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).


22. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

2. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

3. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

4. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
23. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. Невидимая рука рынка

2. Общественно-экономическая формация

3. Золотой закон морали

4. «Мыслю, следовательно, существую»



А. К.Маркс

Б. И.Кант

В. Аристотель

Г. А.Смит

Д. Р.Декарт

1

2

3

4














24. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»

……………………………………………………………………………………………………
25. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.


26. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

2. М…н…т…ризм – экономическая теория.

3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли.

4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.

5. …кси…логия – учение о ценностях.


27. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.



28. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

2

10


1

9



4

7

8


3

5



6

11

12



13

По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либо процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….
29. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.














30. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.

MV = PQ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.

Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.


31. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.


Смотрите также:
Олимпиада по обществознанию школьный этап всероссийской олимпиады школьников 7 класс
270.82kb.
Школьная олимпиада по обществознанию 2010-2011 учебный год 10-11 класс Время выполнения -1час. 20 мин. Задания с рядами
92.41kb.
Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников
174.58kb.
1(школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2011-2012 учебном году
100.77kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по праву 2012-2013 учебный год 9 класс максимальный балл – 105 Задание 1
82.77kb.
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2009/2010. Школьный этап. 6-7 Класс
246.04kb.
Олимпиада по обществознанию (школьный этап) 8 класс
155.67kb.
Олимпиада по обществознанию (школьный этап) 6 класс
106.45kb.
Методические рекомендации для организации и проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
174.33kb.
11 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
64.5kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс
47.17kb.
Рейтинговый список Всероссийской олимпиады школьников (школьный этап) 2012-2013
1391.99kb.