Главная стр 1
скачать
Омаров Нур Мэлсович,

кандидат политических наук,

докторант Кыргызско-Российского

Славянского университета (Бишкек, Кыргызстан)
«Кыргызстан - Европейский Союз: эволюция и приоритеты сотрудничества в конце ХХ-го - начале XXI-го веков »

Руководство Кыргызской Республики, с первых дней обретения независимости, избрало курс на развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с развитыми государствами, авторитетными международными организациями и ведущими интеграционными объединениями мира. Как отмечается в Концепции внешней политики Кыргызской Республики, «являясь органичным продолжением внутренней политики, внешняя политика Кыргызстана отражает консолидированные интересы многонационального, поликонфессионального народа республики и направлена на обеспечение и защиту государственного суверенитета, формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований демократической ориентации» (1). Минувшие годы подтвердили правильность избранного курса, что проявилось в укреплении авторитета Кыргызской Республики на международной арене и последовательном продвижении избранных приоритетов внешней политики.

Сказанное выше, в полной мере, относится к развитию двух и многостороннего сотрудничества Кыргызской Республики с Европейским Союзом и государствами, входящими в его состав. Его основой, в значительной степени, выступает взаимная приверженность обеих сторон принципам демократии и рыночной экономики.

Развивая сотрудничество с Европейским Союзом, руководство Кыргызстана исходит из того, что это мощное политическое и торгово-экономическое интеграционное объединение играет все более усиливающуюся роль в глобальной системе международных отношений, постепенно превращаясь в одного из лидеров мирового развития.

В свою очередь, руководство Европейского Союза видит в Кыргызской Республике надежного и прогнозируемого партнера, развитие связей с которым способствует укреплению стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Одновременно, интерес Европейского Союза к Кыргызской Республике в определенной мере подкрепляется ее активным участием в региональных проектах, реализуемых в последние годы ЕС в Центральной Азии.

Сотрудничество Кыргызской Республики и Европейского Союза необходимо оценить как развивающееся на основе комплекса последовательно реализуемых устойчивых приоритетов, включающих в себя взаимную заинтересованность сторон в развитии партнерского диалога, обширную нормативно-правовую базу, выстраиваемую на основе общепринятых международных стандартов, механизмы ее реализации и многое другое. Их совокупность выдвигает развитие сотрудничества между Кыргызстаном и Европейским Союзом на уровень стратегически перспективного направления внешней политики нашей республики, способствующего облегчению и повышению эффективности процесса политической и экономической интеграции Кыргызстана в мировое сообщество.

Правовым фундаментом для развития партнерского диалога являет­ся всеобъемлющее «Соглашение о Партнерстве и Сотрудниче­стве между Европейскими Сообществами и их государствами-членами с одной стороны, и Кыргызской Республикой с другой стороны». Кыргызстан, в знак признания успехов демокра­тических реформ, проводимых в нем, стал одним из первых государств СНГ (после России, Украины, Казахстана и Беларуси), с ко­торым Европейский Союз начал переговоры о заключении полноправного Соглашения о Парт­нерстве и Сотрудничестве (СПС).

СПС было подписано 9 февраля 1995 года в Брюсселе и всту­пило в силу после ратификации его национальными парламентами государств-участников Европейского Союза 1 июля 1999 года. До этого момента между сторонами действовало Соглашение по торговле тек­стильными изделиями, срок действия которого продлевался по мере необходимости, а также Временное Соглашение по торговле и мерам в торговле между ЕС и КР. Эти соглашения были введены в действие с тем, чтобы укреплять и усиливать поступательный характер торгово-экономического сотрудничества (2).

В соответствие с СПС предусматривается развитие устойчивого политического диалога между сторонами путем создания институциональной базы для регулярных контактов. Его целью являются:


  • укрепление политических контактов между Кыргызстаном и Европейским Союзом,

  • поддержка политических и экономических трансформаций, происходящих в Кыргызской Республике,

  • укрепление безопасности и стабильности путем оказания содействия в гармонизации мнений по важным для обеих сторон международным вопросам.

Сотрудничество между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом активно развивается по целому ряду областей и направлений. Они охватывают, как это зафиксировано в СПС, партнерство в политической, экономической, социальной и научно-культурной сферах. Не менее важно и углубляющееся из года в год двустороннее сотрудничество Кыргызской Республики со странами – лидерами ЕС, оказывающее позитивное влияние на эволюцию отношений с этим интеграционным объединением в целом. К ним следует отнести Германию и Францию, имеющие традиционные интересы в Центрально-азиатском регионе и Кыргызстане.

Поэтому, оценивая предварительные итоги взаимного сотрудничества в рамках СПС, необходимо отметить значительный прогресс, достигнутый за минувшие годы Кыргызстаном и Евросоюзом в достижении оперативных и стратегических задач партнерства, что подтверждает перспективность и нарастающий динамизм отношений между ними.

Начало сотрудничества между Кыргызстаном и ЕС относится к апрелю 1992 года, и было отмечено визитом вице-президента Комиссии Европейских Сообществ Ф. Андриессена в Бишкек. В результате 3 апреля 1992 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики и Европейской Комиссией.

Именно с этого момента официальные контакты между Кыргыз­станом и ЕС в лице ее исполнительного органа – Комиссии Европейских Сообществ принимают регулярный и систематический характер. Принципиальное значение для активи­зации сотрудничества имел визит в Кыргызстан с 30 августа по 1 сентября 1996 г. Комиссара ЕС Х. ван ден Брука. Во время встречи с руководством Кыргызской Республики была достигнута договоренность о необходимости развития и укрепления внешнеполитических и экономических связей. Для практической реализации поставленных целей было принято решение о создании Совместного Комитета Кыргызстан - ЕС как рабочего органа по решению вопросов сотрудничества между двумя сторонами.

Как практическое воплощение достигнутых договоренностей 28 ноября 1996 года в Брюсселе состоялось первое заседание Совместного Комитета Кыргызстан - ЕС, на котором обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, ход выполнения про­граммы ТАСИС в Кыргызстане, а также было подписано Временное Соглашение по торговле и мерам в торговле (3).

Второе заседание Совместного Комитета было проведено в Бишкеке 7-8 мая 1998 г. На нем были обсуждались вопросы состояния и перспектив двустороннего сотрудничества, а также итоги выполнения рекомендаций предыдущего заседания..

Вскоре Совместный Комитет был упразднен в связи с вступлением в силу СПС, в соответствии с которым были образованы постоянно действующие рабочие органы двустороннего сотрудничества: Совет по сотрудничеству, Комитет по сотрудничеству и Парламентский Комитет по сотрудничеству.

19-20 июля 1999 года в Брюсселе состоялось первое заседание Совета по сотрудничеству, в котором сопредседательствовали Премьер-министр Кыргызстана А. Муралиев и Генеральный Директор Генерального директората 1А КЕС Г. Бургхардт. Европейскую делегацию представляли сотрудники различных генеральных директоратов КЕС, а также представители всех 15 стран-членов ЕС.

Первое заседание Совета по сотрудничеству еще более укрепило отношения между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой. Сторонами была подчеркнута взаимная привержен­ность демократическим ценностям и принципам рыночной экономики. Они подтвердили свои обязательства по интенсификации политических, экономических, финансовых и культурных отношений и поддержки демократических реформ в переходе к рыночной экономике в Кыргызстане. В этой связи, принципиальное значение для Кыргызской Республики имело заявление Совета по сотрудничеству о том, что стабильность в Центральной Азии будет играть значимую роль для обеспечения безопасности в Европе.

1 марта 2000 года в Брюсселе состоялось первое заседа­ние Комитета по сотрудничеству между ЕС и Кыргызстаном. В ходе заседания были обсуждены перспективные направления реализации Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве, итоги выполнения рекомендаций Совета по сотрудничеству. Одновременно были рассмотрены вопросы дальнейшего раз­вития сотрудничества в рамках программы ТАСИС, Индикативная программа и Программа действий для КР на предстоящие годы, программы ИНОГЕЙТ и ТРАСЕКА, ВАРМАР, МЕРКУРИ, ЛИЕН, вспомогательные программы, в том числе ТЕМПУС, сотрудничество в научной сфере и статистике. В рамках СПС был создан подкомитет, в компетенцию которого входят вопросы, представляющие общий интерес для сотрудничества между обеими сторонами.

Промежуточные заседания Совета и Комитета по сотрудничеству, состоявшиеся в период 2000-2002гг, подтвердили оправданность и насущную необходимость создания этих рабочих органов. Это обстоятельство нашло свое отражение в ходе 5-го заседания Совета по сотрудничеству Кыргызстан- ЕС, проходившего 23-24 июля 2003г. в Брюсселе. Главой делегации Европейского Союза являлся заместитель Государственного секретаря по иностранным делам Италии г-н Роберто Антониони, делегацию же Кыргызской Республики возглавил первый вице-премьер правительства К. Осмонов. В ходе заседания Совета был обсужден широкий круг вопросов, затрагивающий состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической областях, а также в сфере демократизации в рамках СПС. Особое внимание обеих сторон было уделено вопросам демократизации и прав человека как важнейшему аспекту международного сотрудничества, оказывающему большое влияние на перспективы торгово-экономического развития и инвестиционный климат в Кыргызской Республике. Представители Европейского Союза, от имени своего руководства, отметили, что Кыргызская Республика входит в группу стран, приоритетных для ЕС и приветствовали усилия по демократическому развитию и дальнейшему процессу структурных преобразований в государственном управлении страны. Вместе с тем, Европейским Союзом была выражена обеспокоенность относительно отдельных случаев и фактов нарушения прав гражданских лиц и свободы печати и слова в Кыргызстане. После этого, участники заседания обсудили мероприятия, направленные на активизацию сотрудничества в области региональной безопасности, в частности в борьбе против международного терроризма, в решении проблем трансграничного характера. С этой целью Европейский Союз намерен выделить средства на региональный проект по Управлению границами стран Центральной Азии (4).

В Кыргызстане в настоящее время Европейским Банком реконструкции и развития (ЕБРР) реализуется ряд крупных инвестиционных проектов по развитию сельского хозяйства, энергетики, телекоммуникаций. Одновременно ЕБРР открыта кредитная линия на 15 млн. долларов США в виде прямых инвестиций в частный сектор без гарантий правительства республики.

Помимо этого, Европейский Союз является крупнейшим донором международной гуманитарной помощи, предоставляемой населению республики, пострадавшему от стихийных бедствий и катастроф. Так, Кыргызстану с момента обретения независимости со стороны ЕС была оказана безвозмездная помощь на сумму более 100 млн. ЭКЮ.

Для оказания помощи государствам постсоветского про­странства в процессе перехода к рыночной экономике и построению демократического общества Европейский Союз разработал ряд программ, в числе которых ТАСИС (программа технической помощи), ТЕМПУС (сотрудничество в обла­сти высшего образования), КОПЕРНИКУС (обмен научны­ми кадрами), ИНТАС (сотрудничество между учеными).

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании от 3 апреля 1992 г. в Кыргызстане создано и успешно функционирует Координационное бюро программы ТАСИС. В настоящее время в Кыргызстане завершена первая часть программы ТАСИС, утвержденной Европарламентом 19 апреля 1996 года, рассчитанная на период с 1 января 1996 года до 31 декабря 2001 года. Основными секторами этой программы, финансируемыми ЕС, явились структурные и институциональные реформы, укрепление демокра­тии, реформирование государственного управления, предприятий, торговли, финансового сектора и образования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышлен­ности, энергетики, транспорта и ком­муникаций. За период с 1992 по 2002 год на эти цели было выделено около 63 млн. евро. На период до 2005 года в рамках ТАСИС планируется реализация в Кыргызстане таких проектов как «Поддержка транспортного сектора в Кыргызстане», «Поддержка в обучении и переобучении незанятого населения и социально незащищенных групп населения посредством создания Фонда обучения», «Программа развития среднего и малого бизнеса» и ряда других (5). В рамках ТАСИС также реализуются программы ИНОГЕЙТ (Межгосударственная транспортировка нефти и газа в Европу) и ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) для Кыргызстана. Так, в августе 1998г. был подписан Меморандум о взаимопонимании на первый инвестиционный проект ТАСИС для Кыргызстана в рамках проекта ТРАСЕКА. Координатором данного проекта явилось Правительство Кыргызстана, а основным получателем - Управление Кыргызской железной дороги. В соответствии с Меморандумом была осуществлена поставка оборудования для железнодорожной станции Бишкек-1 на сумму 0,5 млн. ЭКЮ. Также Европейским Союзом предоставляется помощь в рамках программы Продовольственная безопасность. Всего с 1997 по 1999гг. на реализацию программы было выделено 26 млн. евро. В 2000г. сумма гранта составила 8 млн. евро.

Главной целью Программы является поддержка платежного баланса и продвижение ряда ключевых реформ, помощь в разработке стратегии в сельскохозяйственном и социальном секторах, улучшение общего обеспечения продовольствием населения республики.

В марте 2001г. в ходе визита миссии Европейской Комиссии в Кыргызстан был подписан меморандум о продолжении данной программы в 2001г. на сумму 9,5 млн. евро. В соответствии с подписанным 12 июля 2001г. протоколом о выделении первого транша, в июле 2001г. было профинансировано 5 млн. евро. Второй транш в 4,5 млн. евро был выделен в декабре 2001 г.

11 апреля 2002г. в Министерстве финансов КР был подписан меморандум, согласно которому в 2002г. в рамках Программы Продовольственная безопасность выделен грант в размере 9,5 млн. евро.

В целом, анализ вышеприведенных фактов убедительно свидетельствует о том, что основным гарантом успешного сотрудничества Кыргызста­на с Европейским Союзом может стать только углубление процессов де­мократизации и сохранение политической стабильности в республике.

Не менее важное значение руководство Кыргызстана придает сотрудничеству со странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), входящими в Европейский Союз (6).

Политическая основа для сотрудничества с Королевством Бельгия была заложена в ходе визита президента Кыргызстана в мае-июне 1994г. в эту страну. По его результатам была подписана Совместная кыргызско-бельгийская декларация, определившая основные на­правления развития двусторонних отношений.

В настоящее время наиболее активно развивается сотрудничество Кыргызстана с Королевством Нидерланды. С 1993 года Нидерланды выделили Кыргызстану, в общей сложности, около 18,5 млн. долларов, в основном на реализа­цию проектов в области сельского хозяйства, ох­ране окружающей среды, образовании, институциональ­ной и макроэкономической поддержке, здравоохранении.

В апреле 2001г. между Кыргызстаном и Международ­ной Ассоциацией Развития было подписано Соглашение о «Кредите на консолидацию структурных преобразований в Кыргызской Республике». Грант на сумму 3 млн. голландских гульденов (около 1,2 млн. долларов) был выделен Правительством Нидерландов через Всемирный Банк на поддержание макроэкономических реформ в нашей республике. Нидерланды также оказывают поддержку Кыргызстану в подготовке кадров по различным направлениям, предоставляя возможность для стажировки в своих университетах. В частности, ежегодно выделяется четыре места для подготовки кыргызских дипломатов на двухмесячных курсах в Клингендальском институте международных отношений в столице Нидерландов - Гааге.

Как было отмечено выше, особую область в развитии отношений Кыргызстана и Евросоюза занимает совместная реализация трансграничных региональных проектов ЕС для Центральной Азии, направленных на повышение интеграционного потенциала стран региона и совместное решение наиболее актуальных задач развития. Как показывает практика их реализации, в основе подобного рода расчетов руководства Европейского Союза (что вполне объяснимо) лежат не абстрактные филантропические мотивы, а вполне очевидно просчитываемые задачи создания и укрепления единой системы европейской (евразийской) безопасности. Этот регион приобретает особое значение в свете того, что «уникальность расположения Центральной Азии на пересечении евразийских геополитических связей, тенденция усиливающегося взаимодействия здесь мировых и региональных держав предопределяет, что регион можно справедливо считать одним из главных звеньев безопасности на постсоветском пространстве и, в целом, выделить в качестве своеобразного элемента стабильности в Европе» (7).

Распад Советского Союза и продолжающееся расширение Европейского Союза на восток вплотную придвинули к последнему кризисные регионы мира, переживающие на современном этапе процессы серьезной политической и экономической трансформации. К их числу, в определенной степени, можно отнести и динамично развивающийся регион Центральной Азии, из-за близости Афганистана все более превращающийся в транзитный коридор экспорта наркотиков, международного терроризма и нелегальных мигрантов на территорию Европейского Союза. Так, по данным экспертов Евросоюза, около 65% наркотиков, проникающих в Европу, проходит по новому, «северному» маршруту контрабанды наркотиков, включающему в себя государства Центральной Азии и СНГ. В этом смысле, обеспокоенность руководства Евросоюза негативным развитием ситуации на своих восточных границах носит вполне предметный и осязаемый характер. Обозначившийся провал политики международной антитеррористической коалиции в Афганистане, сопровождаемый увеличением посевов опиумного мака, делает эту обеспокоенность еще более обоснованной. В этом плане, как пример позитивного сотрудничества в преодолении взаимной угрозы наркоагрессии, равно угрожающей странам Центральной Азии и Европейского Союза, следует рассматривать открытие представительства ЕС по борьбе с наркотиками в ЦА и реализацию первой фазы специального антинаркотикового проекта КАДАП на период 2001- 2003г. Его финансирование со стороны Евросоюза равняется 3 млн. евро, направленных на модернизацию таможенной и пограничной службы в аэропортах столиц Центральной Азии и крупных морских портах региона, через которые возможна транспортировка крупных партий контрабандных наркотиков. Одновременно, в рамках первого этапа предполагалось создание информационной базы стран Центральной Азии по отслеживанию незаконного оборота наркотиков, которая в последующем должна быть соединена с аналогичной системой Европейского Союза. Последующее развитие проекта (вторая фаза на период до 2005г.) должна включать создание эффективной системы контроля над перемещением наркотиков на автомобильном и железнодорожном транспорте, что особенно важно для Центральной Азии, учитывая специфику ее транспортных коммуникаций, зачастую пролегающих через горные, труднодоступные районы. Правительство и правоохранительные органы Кыргызской Республики в лице уполномоченного органа – Государственной Комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков – приняло активное участие в реализации первой фазы проекта. В его рамках был проведен комплекс практических и теоретических занятий для сотрудников таможенных и пограничных служб аэропортов гг. Бишкек и Ош, подкрепленных выделением специального оборудования для досмотра и обнаружения наркотиков растительного и синтетического происхождения (8).

Особую роль в обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии играет деятельность ОБСЕ, за минувшие 12 лет с момента обретения независимости государствами региона прошедшая определенную количественную и качественную эволюцию. Если первоначально главная задача миссий ОБСЕ в Центральной Азии (до 1999гг.) заключалась в содействии в полноправном включении региона в структуры и механизмы деятельности ОБСЕ, то в последующем (начиная с 2000-2001гг.) была выработана более четкая программа действий, включающая такие приоритеты как безопасность, экономика и окружающая среда, права человека. Не менее значима и деятельность институтов ОБСЕ, направленная на содействие демократическим реформам в Центральной Азии. Именно успешная деятельность ОБСЕ в значительной степени способствует развитию институциональной базы сотрудничества стран Европейского Союза с Центральной Азией (9).

Рассматривая сотрудничество ОБСЕ с правительством Кыргызской Республики, необходимо отметить, что оно развивается в русле вышеотмеченных тенденций. С момента открытия Центра ОБСЕ в Бишкеке (1998г.), им был реализован целый ряд проектов на национальном и региональном уровнях. Как пример подобного рода следует привести Бишкекскую конференцию (13-14 декабря 2001г.), организованную ОБСЕ и УКНПП ООН при содействии руководства Кыргызской Республики. Принятый в ходе конференции План действий, наряду с мерами антитеррористического характера, рекомендованными для всех стран-участниц ОБСЕ в таких областях, как правоохранительная деятельность, обмен информацией и борьба с незаконным оборотом оружия, предусматривает специальные меры, направленные на укрепление возможностей государств Центральной Азии в вопросах пограничного контроля, борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков (10)

Характеризуя современный этап сотрудничества Кыргызстана и ОБСЕ, необходимо отметить начало реализации в сентябре 2003г. совместными усилиями масштабного проекта по повышению потенциала правоохранительных органов республики, включающем обучение и техническое оснащение, что в конечном итоге направлено на их демократизацию и приближение к современным нуждам трансформируемого общества.

Рассматривая эволюцию и формирование долговременных приоритетов сотрудничества Кыргызской Республики и Европейского Союза, невозможно обойти вниманием развитие двусторонних отношений между нашей республикой и странами – лидерами ЕС – Германией и Францией. Именно благодаря активной позиции руководства этих государств, процесс сближения ЕС и государств Центральной Азии (включая Кыргызстан) отличается особым динамизмом и сохраняющейся тенденцией к углублению и переходу на более высокий качественный уровень. Оценивая современный этап сотрудничества, надо отметить, что такой его характер во многом обусловлен историческим наследием, выражающимся наличием традиционных интересов этих ведущих европейских держав к региону и Кыргызстану, в частности.

Особенно это характерно для отношений Германии и Кыргызстана, в котором, к примеру, на начало 90-х годов прошлого века постоянно проживало около 125 тыс. этнических немцев. Несмотря на то, что в последующем, большая часть из них (около 70%) вернулась на историческую родину, это никоим образом не повлияло на положительную динамику сотрудничества Кыргызстана и Германии в политической, экономической и социальной сферах. Наоборот, активная позиция руководства республики в сохранении национально-культурной идентичности немцев Кыргызстана способствует тому, что вплоть до настоящего времени ФРГ входит в число основных торговых партнеров Кыргызской Республики, одновременно оказывая ей разнообразную помощь в проведении институциональных реформ в сфере экономики, построения гражданского общества и реформе органов госуправления. На сегодня правовую базу отношений Кыргызстана и Германии составляют 36 соглашений и договоров, в рамках которых успешно функционирует Межправительственная кыргызско-немецкая комиссия, создано около 300 совместных предприятий, деятельность которых способствует укреплению и росту экономики Кыргызской Республики (11). Одновременно, Германия является крупнейшим торговым партнером Кыргызстана в рамках торгово-экономических отношений с Европейским Союзом. Ее доля в суммарном товарном обороте Кыргызстана со странами ЕС колеблется в среднем от 50 до 70% от общего. Не менее важна и помощь, оказываемая со стороны ФРГ в укреплении безопасности и стабильности в Кыргызстане в рамках международных организаций и интеграционных объединений (ООН, ВТО, Евросоюз, НАТО и др.).



Все большую интенсивность в последние годы набирают двусторонние отношения между Францией и Кыргызстаном, способствующие более активному вовлечению последнего в общеевропейское интеграционное пространство. Франция, наряду с Великобританией, Италией, Нидерландами и Бельгией, составляет вторую (после Германии) группу государств по торговому сотрудничеству с Кыргызстаном. Однако, не меньшую, если не большую значимость имеет развитие отношений между Кыргызской Республикой и Францией в политической и культурной областях. Об этом свидетельствуют итоги последнего по времени визита президента Кыргызстана А. Акаева в Париж 6 октября 2003 года. В частности, президент Франции Ж. Ширак отметил, что стабильность в странах Центральной Азии является главной задачей на данный момент, и, учитывая основополагающую роль Кыргызстана в этом, Франция, наряду с Германией, готова стать страной, продвигающей интересы Кыргызстана в Европейском сообществе. Исходя из этого, сотрудничество между Францией и Кыргызстаном на перспективу должно развиваться по всем направлениям – политическому, экономическому, культурно-гуманитарному и военно-техническому. Конкретное выражение это должно найти в заключении двусторонних соглашений в таможенной и судебной сферах, в вопросах избежания двойного налогообложения, а также между министерствами финансов и юстиции двух стран (12). Вышеприведенные материалы свидетельствуют о достаточно успешном и поступательном развитии сотрудничества между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом за период с 1992 года. В то же время, к настоящему времени, обозначилась группа проблем, неотлагательное решение которых будет способствовать росту положительной динамики в их взаимоотношениях. Совершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества. Учитывая высокую значимость и перспективы, которые открывает перед Кыргызстаном сотрудничество с Евросоюзом, уже сейчас требуется более высокий уровень его правового обеспечения. В последние годы стало особенно очевидным, что успешному развитию внешнеторговых операций между странами Евросоюза и Кыргызстаном во многом препятствуют правовые коллизии, возникающие из различий в их законодательствах. Поэтому гармонизация правовых норм сможет убрать ограничители субъективного характера в развитии экономического сотрудничества и позволит Кыргызстану более успешно интегрироваться (хотя бы и на условиях «третьей страны») в единое экономическое пространство Европейского Союза. Оптимизация торгово-экономического сотрудничества. Анализируя развитие торгово-экономического сотрудничества Кыргызстана со странами Евросоюза, нельзя не обратить внимание на ряд негативных тенденций, сложившихся к настоящему времени. Динамика экспорта за период с 1994г. отличалась нестабильностью и резкими перепадами, для нее характерно сокращение ее доли в общереспубликанском экспорте с 11,5% в 1994г. до 3,8% в 2002г. Далее, необходимо отметить однобокую, сырьевую направленность экспорта из Кыргызстана в страны Евросоюза (97% экспорта составляет золото, и лишь 3% приходится на товары общего назначения). Росту внешней торговли со странами Евросоюза препятствует ряд факторов объективного и субъективного характера: удаленность и невыгодное географическое положение республики, таможенные, тарифные и нетарифные ограничения, низкая конкурентоспособность экспортной продукции, отсутствие информационной базы консультирования внешнеторговых операций (13). В то же время, складывающаяся ситуация не выглядит критической и требует лишь определенного пересмотра в программе сотрудничества Кыргызстана с ЕС. Она должна быть направлена на достижение оптимального баланса импорта и экспорта, более активное привлечение прямых инвестиций из стран ЕС и развитие наукоемких производств в республике, оптимизацию фискальной системы и снятие существующих таможенных и тарифных ограничений. Не вызывает сомнений, что эти и другие задачи не могут быть решены одномоментно – однако, необходимость их последовательного решения является своего рода «здоровым стимулом» для развития и успешной интеграции экономики Кыргызской Республики в мировое хозяйство. Построение гражданского общества и права человека. Периодическое напряжение в отношениях официального Бишкека и Брюсселя вызывает вопрос о проблемах, возникающих в области построения гражданского общества и соблюдении прав человека в Кыргызстане. Как показывает практика, подобного рода ситуация характерна для отношений Евросоюза с большинством стран СНГ и Центральной Азии. Кыргызстан до 2000г. был завидным «исключением из правила», получая справедливую оценку лидера демократических реформ в Центральной Азии. Однако, события 2000 и 2002гг., во многом подорвав демократический имидж республики, способствовали переосмыслению политики руководства Евросоюза по отношению к Кыргызстану. Определенное разочарование итогами трансформации в общественном устройстве Кыргызстана привело к росту критики со стороны ЕС по отношению к внутренней политике, проводимой властями страны. Последним примером подобного рода является заявление комиссии Европарламента по ситуации в Центральной Азии (и Кыргызстане), сделанное в октябре 2003г., осуждающее усиление здесь авторитарных тенденций и фиксирующее определенный откат от демократического реформирования. Знаковыми, на этом фоне, выглядят заявления отдельных представителей политической элиты Кыргызстана о необходимости следования своей, «кыргызской» модели демократии и отказа от общепринятых стандартов в этой области. Однако, думается, что это тупиковый путь, который в случае следования ему неизбежно приведет Кыргызстан к изоляции и исключению из мирового политического и социального пространства. Имеющиеся резервы, активность представителей гражданского общества и понимание руководством республики неизбежности следования основным принципам демократии, «корректирующая» позиция институтов Евросоюза и ОБСЕ позволяют сохранить надежду на улучшение ситуации в данной области. В этой связи может быть высказано лишь замечание о том, что страны Запада и ЕС должны уйти от периодически всплывающей политики использования «двойных стандартов» по отношению к государствам СНГ и Кыргызстану, в частности. Именно это обстоятельство и порождает зачастую взаимное непонимание и неудовлетворенность развитием диалога в этой сфере. Сотрудничество в области обеспечения безопасности. Анализ имеющихся документов и практических результатов в данной области показывает, что это едва ли не самая благополучная область в развитии партнерских отношений Евросоюза с Кыргызстаном и странами Центральной Азии. Страны ЕС оказывают активное содействие в интеграции государств региона в системы глобальной и региональной безопасности (ООН, ОБСЕ, ПИМ НАТО и пр.), оказывая значительную и порой безвозмездную помощь в укреплении их национальной безопасности. Однако, по ряду объективных и субъективных причин, политика Европейского Союза в области безопасности по отношению к государствам Центральной Азии в 90-е годы носила во многом реактивный и запоздалый характер, мало способствуя предупреждению и превентивному устранению угроз религиозного экстремизма и международного терроризма. В последнее время, мы видим определенные положительные изменения в данной области, связанные с пониманием неразрывного единства безопасности на евразийском пространстве. Однако, их практической реализации, во многом, мешают сохраняющиеся и даже возросшие трансатлантические противоречия в Центральной Азии (14). Возникающая, в результате этого, рассогласованность политики стран Запада по отношению к региону и отдельным его государствам (как пример, Кыргызстану) заведомо понижает ее эффективность и уменьшает доверие к ней со стороны государств Центральной Азии. В конечном итоге, они порой рассматриваются не как равноправные партнеры, а лишь как объекты приложения разнонаправленных сил, призванные сыграть роль «разменных пешек» в «Чужой Большой Игре». Подводя черту под вышеизложенным, необходимо отметить следующее. На современном этапе своего развития Кыргызстан, наряду с другими государствами Центральной Азии, оказался на линии перекрещивающихся интересов ряда государств и авторитетных международных организаций. Это обусловлено как сравнительно новым значением региона, рассматриваемого в качестве недавно открытой «сырьевой кладовой» мира, так и геополитическими факторами, резко повышающими его ценность в условиях кардинальной трансформации всей системы международных отношений. Не вызывает сомнений, что каждая из мировых держав, принимающих активное участие в центрально-азиатской политике, имеет вполне определенное видение будущего этого региона. В самом кратком виде, по моему мнению, они могут быть охарактеризованы следующим образом. «Пост-имперский» проект со стороны России направлен на восстановление здесь своего прежнего влияния, включая привязку к себе стран региона как одного из факторов воздействия на коррекцию курса США на мировой арене. При этом, учитывая реалии современного этапа, видна попытка выстроить новую модель отношений прежнего «центра» с бывшими союзными «окраинами», в которой бы относительно равноправно учитывались интересы обеих сторон. В свою очередь, «неоимпериальный» проект со стороны США нацелен на «восполнение» здесь геополитического вакуума и создание принципиально новой ситуации в мировом масштабе с доминирующей ролью США. В этом смысле, страны региона интересуют США не как самоцель, а лишь одно из средств в обеспечении собственного мирового господства. «Ассимиляционный» проект со стороны КНР направлен на возобновление имеющих определенную историческую основу отношений на уровне центра с «северными провинциями». Вызывающим наибольшую симпатию, в этой связи, выглядит «интеграционистский» проект, основой которого выступает стремление стран Европейского Союза создать некое единое пространство на территории Центральной Азии. Для этого, на протяжении последних лет предпринимаются вполне конкретные и осязаемые усилия со стороны ЕС в виде проектов, объединяющих все государства Центральной Азии, которые не могут быть реализованы без полноценного многостороннего сотрудничества между ними. Вследствие этого, объединенная Европа, претендующая на новое геополитическое и геоэкономическое положение в мировом пространстве, активно способствует углублению интеграционных процессов и процессу самоидентификации государств Центральной Азии. Таким образом, политика Европейского Союза, направленная на сближение позиций стран Центральной Азии, объективно способствует их объединению и превращению в равноправный субъект мировых отношений, способный самостоятельно определять долговременные приоритеты собственного развития. Сказанное относится как к региону в целом, так и отдельным государствам (Кыргызстан), его составляющим. В этом смысле, бесценный опыт развития политического и экономического сотрудничества в рамках ЕС требует своего продолжения на территории Центральной Азии. В комплексе это может быть охарактеризовано как корректирующая политика со стороны Европейского Союза по отношению к государствам Центральной Азии. В то же время, нельзя не отметить и обратный процесс. Он выражается в том, что необходимость выработки единой позиции в рамках такого многоликого и порой противоречивого образования как Европейский Союз способствует еще большему его объединению, возлагая на него особую историческую ответственность за пути последующего развития Центральноазиатского региона. Станет ли он форпостом Севера на Юге или же наоборот - таков непростой выбор, совершаемый нашими государствами в партнерстве со странами Европы Вполне очевидно, что Европейский Союз заинтересован в успешном решении данной проблемы, поскольку она прямо диктуется выражаемой им претензией на полноправное участие в мировой политике и интересами формируемой в настоящее время системы европейской безопасности. Другой позитивный момент европейской политики в Центральной Азии заключается в ее стабилизирующей роли, позволяющей преодолевать обостряющиеся разногласия между государствами, претендующими на преобладание в Каспийско-Кавказском регионе. Нарастающие противоречия между США, с одной стороны, и Китаем с другой могут быть в значительной мере нейтрализованы действиями Европейского Союза, не заинтересованного в нарастании конфликтного потенциала на своих восточных границах. Именно через призму отмеченного выше предлагается выстраивать на перспективу приоритеты сотрудничества Кыргызской Республики и Европейского Союза. Сейчас, по прошествии ряда лет, мы можем отметить, что динамически развивающиеся отношения Европейского Союза и Кыргызстана отличаются сочетанием ряда позитивных моментов и проблемных зон объективного и субъективного характера. Последние во многом вызываются к жизни принципиальной новизной сотрудничества Кыргызстана и Евросоюза, необходимостью решения в краткие сроки непростых задач переходного периода, отсутствием реального опыта в партнерских отношениях подобного типа. В тоже время не вызывает сомнений, что стратегическое партнерство Кыргызстана с Европейским Союзом, как и ранее, является долговременным приоритетом внешней политики нашей республики, благотворно влияя на ее политическое и экономическое развитие. Совпадение большинства позиций Кыргызской Республики и Европейского Союза по вопросам мировой политики и будущего мироустройства, основанного на принципах равноправия и многополярности, наличие долговременных взаимных интересов, противодействие общим угрозам и вызовам создает фундаментальную основу для последующего наращивания стратегического партнерства между ними, имеющего конечной целью стабилизацию ситуации в Центральной Азии и укрепление институтов международного сообщества в начале нового тысячелетия.

Цитируемая литература:


  1. Концепция внешней политики Кыргызской Республики – www.gov.kg

  2. Токтомушев К. Внешняя политика независимого Кыргызстана – Б., «Сабыр», 2001 – с. 100.

  3. Там же, с. 101.

  4. Завершилась встреча «Кыргызстан-ЕС»: К. Осмонов ответил на все вопросы – www. kyrgyzinfo.kg – 25.07.03

  5. В Бишкеке презентованы проекты ТАСИС Евросоюза, которые будут реализованы в Кыргызстане – www.kabar.kg – 11.04.03

  6. Токтомушев К. Указ. соч., с. 128-129.

  7. Парамонов В. Геополитика и Центральная Азия. Интернет-журнал Полемика – www.eurasia.org.ru

  8. Сотрудничество Кыргызской Республики с Европейским Союзом в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков–Из текущего архива Государственной Комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков – сентябрь 2003г.

  9. Айдаркул Каана. Международные отношения кыргызов и Кыргызстана: история и современность – Б., 2002. – с. 223.

  10. Н. Омаров. На пути к глобальной безопасности: Центральная Азия после 11 сентября 2001 года – Б., Центр ОБСЕ в Бишкеке, 2002 – с. 63-66.

  11. Акматбаев У. Кыргызстан – Германия: проблемы становления и развития межгосударственных отношений – Б., Илим, 2002 – с. 13.

  12. Встреча в Елисейском дворце Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева с Президентом Французской Республики Жаком Шираком – www.president.kg – 06.10.03

  13. Исакова Ж.З. О состоянии и перспективах торговых отношений Кыргызстана с Европейским Союзом- Ориентир, № 3, 2003 – с. 26.

  14. Антоненко О.Л. Трансатлантические противоречия в регионе Центральной Азии//Проблемы региональной безопасности, политического и экономического развития Центрально-Азиатского региона в контексте интересов Казахстана- Алматы, 2003. – с. 17-28.


Опубликовано: Центральная Азия во внешней политике Европейского Союза//Под ред. Ж.У. Ибрашева. Алматы: 2004.
скачать


Смотрите также:
Омаров Нур Мэлсович, кандидат политических наук, докторант Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек, Кыргызстан) «Кыргызстан Европейский Союз: эволюция и приоритеты сотрудничества в конце хх-го начале xxi-го веков»
249.49kb.
Омаров Н. М., кандидат политических наук, вице-президент Фонда международных исследовательских программ (Кыргызстан) «Этническое измерение процесса демократических реформ в современном Кыргызстане»
98.87kb.
Нур Омаров, к п. н. «Политические кланы» на марше: что ждет Кыргызстан дальше?
96.79kb.
Проектная деятельность учителя
719.26kb.
«россия и мир в конце XIX начале XX века»
94.44kb.
Отчет региональной встречи за круглым столом центральной и южной азии г. Бишкек, Кыргызстан
410.14kb.
Отчет региональной встречи за круглым столом центральной и южной азии г. Бишкек, Кыргызстан
410.14kb.
Россия в XX начале XXI в. 9 класс. 68 часов
100.07kb.
Доцент кафедры оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук некоторые вопросы
100.55kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду
3582.63kb.
Типология государств по критерию светскости
123.13kb.
Статус документа
669.51kb.