Главная стр 1
скачать


Опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся в системе обучения по индивидуальным планам

Дроздов С.Ю., зам. директора по УВР, Назаров А.Ю., зам. директора по науке, Докучаева О.И., Володина Е.В., Клыкова Е.В., Булатова Т.В. – психологи школы

Согласно концепции модернизации российского образования предполагается «введение системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда». В нашем Центре такая система внедряется с …. года.

Начиная с 8-го класса обучение в нашем Центре образования ведется по четырем основным направлениям: математическому, естественно-научному, гуманитарному и эстетико-трудовому. Распределение обучающихся по профильным классам, а также составление индивидуального учебного плана проходит с участием всех кафедр Центра.

Набор в 8-е классы проводится по методике, хорошо зарекомендовавшей себя в предыдущих учебных годах, с обязательным привлечением психологической службы. Рекомендации медицинских работников и психологической службы, данные диагностики эффективности эксперимента с точки зрения сохранения здоровья оказали неоценимую помощь при установлении преемственности звеньев образовательного учреждения, в конечном счете - в реализации потенциальных возможностей самых разных категорий детей.

Учебная часть в сотрудничестве с психологической службой и медицинским персоналом Центра ведет целенаправленную кропотливую работу по выявлению взаимосвязи успеваемости учащихся по отдельным предметам с их психофизиологическими особенностями, а также индивидуальными запросами. Предварительные итоги этого исследования докладываются на педагогическом совете. По итогам этого педсовета дается поручение учебной части и Совету экспериментальной площадки учесть в своей работе новые фактические данные с учетом динамики развития учащихся.

Начиная с 7-го класса ведется профориентационная работа для своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся отводится психологической службе. Такой подход основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля во многом определяются особенностями социально-психологической ситуации развития ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Профориентационная работа включает индивидуальную и групповую формы взаимодействия с учащимися. Групповая работа реализуется через систему регулярных занятий. На них учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями и практическими навыками принятия решения, бесконфликтного общения. Специфика проведения занятий такова, что расширяет традиционные для школы отношения между учителем и учеником. Преподаватели этого курса любят учеников, относятся к ним уважительно, защищают его интересы, руководствуются принципом «не навреди».

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению. На уроках используются различные методы и формы взаимодействия с учеником: тренинг, беседа, деловая игра, активизирующие методики, тестирование, опрос.

Переход из школы в колледж и далее к профессиональной деятельности происходит во многом случайно. Одни идут работать сразу после школы и выбирают работу поблизости от дома, не обращая внимание на свой уникальный индивидуальный потенциал. Другие часто выбирают профессию, которая, как им кажется, быстро принесет им наибольшее количество денег или даст наибольшую защищенность, и совершенно не задумываются о том, что в далекой перспективе эта работа может не соответствовать их психическим особенностям. Третьи идут по стопам родителей. При выборе профессии учащиеся должны иметь ясное представление о двух вещах: во-первых, о себе самом и, во-вторых, о том, что им предлагают.

Для более осознанного, самостоятельного, личного выбора, принятия правильного решения, и проводится в нашем Центре образования занятия по профориентационной работе.

Работа направлена на выявление способностей, определение структуры личности, мотивации обучения и т.д.

Данная работа позволяет понять как эффективнее использовать свой потенциал. Она помогает тем, кто в настоящее время не определился с выбором своей профессии, получения подходящего образования.




    1. Профильные классы

Традиционно психологическая служба участвует в распределении детей по профильным классам. Проводится тестирование, направленное на выявление сферы интересов детей для распределения по профильным классам. На основании полученных данных выдаются аттестационные заключения и рекомендации учащимся 7-х классов по наиболее подходящему профилю и личностным особенностям ребенка. По запросам учащихся проводится индивидуальное консультирование по вопросу выбора профиля и профессиональным склонностям.

Профильное тестирование проводится в два этапа: в начале года и в конце. В начале года учащимся был предлагается диференциально-диагностический опросник Климова (ДДО), анкета для детей, разработанная сотрудниками школы и проводимая ежегодно и анкета для родителей по выбору ими профиля обучения ребенка. В конце года учащимся предлагается методика «Карта интересов», личностный тест Айзенка, опросник типа мышления, опросник профессиональных склонностей Йовайши. Кроме того, в течение года в параллели 7-ых классов проводятся факультативные занятия по программе Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии».



  1. Профориентационное тестирование

Проведение тестирования, направленного на выявление сферы профессиональных интересов учащихся 9-х классов. Написание аттестационных заключений и рекомендаций учащимся 9-х классов по проведенному тестированию, консультирование детей по выбору профессий.

Используются следующие методики:

-опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной),

-опросник на преобладающий тип мышления и

-методика «Карта интересов».

По результатам данных методик учащимся даются рекомендации по склонностям к определенным видам деятельности. Также по желанию с учащимися и их родителями проводится консультирование по вопросу выбора индивидуальной траектории обучения на старшей ступени, выбору профессии.



  1. Программа «Психология и выбор профессии»

Проведение программы «Психология и выбор профессии» (Резапкина Г.В.) в 7 «А» и 7 «Б» классе.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, что способствует принятию школьниками осознанного решения о выборе направления обучения и становлению профессионального самоопределения.

Цель программы «Психология и выбор профессии» – сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их профессиональных склонностей и интересов и требований рынка труда, ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Программа разработана с учетом целей и задач, проставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Данная программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. В программе использованы разные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).

Также в этих классах проводились 2 тестирования по методикам профессионального самоопределения в начале и конце года. Повторное тестирование показало, что данные факультативные занятия помогли учащимся более осознанно и ответственно подойти к выбору профиля, лучше узнать о мире профессий и своих профессиональных способностях.

Работа по сопровождению профильного обучения продолжается и в 8 – 11-м классах и включает в себя следующие блоки:

Блок 1 – знакомство с миром профессий и профессиональными требованиями той или иной специальности, ситуация на рынке труда и образовательных услуг.

Блок 2 – базовые компетенции. Вопрос: «Что есть у меня?» включает оценку своих возможностей, методики самодиагностики и наблюдения за собой: что лучше получается, что труднее, где, в какой области ребята могут применить свои способности и умения.

Блок 3 – создание своего будущего образовательного проекта, выбор профиля и индивидуального учебного плана.

Как результат – ребята могут реально примерить выбранный профиль к своей будущей профессиональной перспективе. По результатом проведенного опроса можно отметить, что учащиеся 9 общеобразовательного класса почти не задумывались о своей будущей профессии, испытывали в этом вопросе больше сложностей в силу недостатка инициативы, предоставляемой им родителями (родители за меня уже все решили). Ребята, обучающиеся в профильных классах при осуществлении своего профессионального выбора больше ориентировались на свои интересы и возможности.

Психологическая служба школы делает акцент на предпрофильную подготовку. Это, прежде всего, формирование психологической готовности к принятию решения относительно выбора своей образовательной траектории и перспектив профессионального становления. Основной задачей в этой работе мы видим:

-- активизацию позиции ученика;

-- осознание школьником своих возможностей и внутренних ресурсов;

-- формирование ответственности за свое будущее.

Для большинства учащихся задача окончательного выбора профессии и места работы невыполнима в 7 – 9-м классе. Окончательное формирование внутренней предпосылки, зрелости для такого выбора формируется лишь к 11-му классу. Поэтому в работе с учениками 7 – 9 классов основной задачей мы считаем сориентировать ребят в выборе направления, области знаний, в которой он собирается специализироваться. Возможен вариант, когда ребенок не сделал свой выбор и хочет учиться по общему профилю, и это его право. Задача психолога отследить момент, когда ребенок готов к принятию решения относительно своего будущего. Если у ребенка нет представления о своем дальнейшем профессиональном маршруте, лучше выбрать общий профиль. Тем не менее, учащиеся общего профиля должны иметь возможность для «пробы сил» и возможность перехода в профильный класс. Для ребят, обучающихся в профильных классах или по индивидуальному учебному плану важно, чтобы обучение включало школьный и внешкольный компонент – дополнительные занятия в кружках, посещение элективных курсов, участие в проектах.

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 7-Х КЛАССОВ В ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.


Невозможно знать все. Надо знать понемногу обо всем и все о немногом. В сложных современных условиях огромного потока информации предпрофильная подготовка имеет решающее значение.

Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.

Что же мы делаем для того, чтобы помочь учащимся 7-х классов выбрать профили обучения?

Проводим уроки профориентации по программе Резапкиной Г.В. « Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки». В программу уроков входит изучение себя как личности (своих интересов, способностей, особенностей мышления,)

Чтобы помочь учащимся изучить себя, мы проводим батарею тестов:

А) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО по Климову) позволяет учащимся определить, какой тип профессии им подходит: человек – природа, человек - техника, человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ.

Учащиеся показали следующие результаты:



класс

к-во

прир.

техн.

чел

знак

худ.образ.

7 «а»

26

7

5

3

7

4

7 «б»

25

3

6

4

6

6

7 «в»

27

9

3

4

4

7

7 « г»

26

7

6

6

3

4

Всего

104

26

20

17

20

21

Б) Тест « КАРТА ИНТЕРЕСОВ», в котором представлены 24 возможные сферы деятельности:

физика, математика, химия, биология, медицина, экология, экономика, психология, педагогика, право, журналистика, политика, искусство, мода, дизайн, сфера обслуживания, транспорт, строительство, инженерные специальности, связь, компьютерные технологии, науки о земле, история, филология.


У учащихся преобладает интерес к естественным наукам (биология, физика, медицина), изучению компьютера, математике, экономике. В то же время достаточное количество учащихся интересуется гуманитарными сферами деятельности (право, история, литература, психология, педагогика.) Ярко выражен интерес к творческим специальностям (дизайн, мода)

Учащиеся очень любят « Карту интересов», потому что результаты теста им понятны, конкретны, подтверждают то, что они знают сами о себе.





К-во уч-ся, у которых преобладает интерес к отдельным видам деятельности

класс

к-во

Биол

комп

диз

мат

физ

право

экон

л-ра

полит

сфера обсл


мода

пед

иск

хим

инж спец

псих

ист

мед

7 «а»

26

7

7

4

4




1

1

1

1

1

1






















7 «б»

25




6

5

2

4

2

1

1










1

1










2




7 «в»

27

4

3

4

3

3




2










1




2

2

1







3

7 «г»

26

3

3




2

4

1

1







1

4

1

1

1




3

2




В). Тест « Опросник профессиональных склонностей»

(Резапкина Г.В. « Секреты выбора профессии», стр.16) дает информацию учащимся об их профессиональных склонностях


  • склонность к работе с людьми ( обучение, воспитание, обслуживание, управление)

  • склонность к исследовательской деятельности, научной работе)

  • склонность к работе на производстве

  • склонность к эстетическим видам деятельности

  • склонность к экстремальным видам деятельности

  • склонность к планово-экономическим видам деятельности

Учащиеся показали следующие результаты:



класс

к-во

работа с людьми

исслед

деят


работа

на


произв

эстет виды

деят


экстр виды

.деят


планово-эконом виды деят

7 «а»

26

4

5.

6 .

3

4

4

7 «б»

25

9

1

6

2

5

2

7»в»

27

7

2

4

6

6

2

7»г»

26

8

1

4

6

3

4

Всего

104

28

9

20

18

18

12

Меньше всего оказалось учащихся, склонных к исследовательской, научной работе. Это заставляет задуматься.

Г). Тест « Определение типа мышления» ( Резапкина Г.В.

« Психология и выбор профессии», стр.37)

Тест позволяет определить, какой тип мышления преобладает у ученика:


  • предметно- действенное

  • абстрактно – символическое

  • словесно – логическое

  • наглядно – образное

  • креативное.

Учащиеся показали следующие результаты


класс

к-во

п-д

а -с

с -л

н -о

к

7 « а»

26

7

2

4

7

6

7 « б»

25

6

7

5

5

2

7 «в»

27

4

3

4

9

6

7 « г»

26

6

5

3

8

4

Всего

104

23

17

16

29

18

Преобладает наглядно – образное мышление.


В результате такого комплексного тестирования каждый ученик делает вывод, какие профессии ему подходят, какие предметы надо хорошо знать, чтобы быть успешным в этих профессиях, следовательно, какой профиль обучения ему надо выбрать

Например, если у ученика по тесту ДДО получается «человек – природа», по « карте интересов» химия, биология, медицина, тип мышления предметно – действенный или наглядно – образный, по опроснику профессиональных склонностей у него преобладает склонность к исследовательской деятельности, то и психологам, и самому ученику ясно, что ему надо идти в естественный класс.


Следующий этап в работе с учащимися 7-х классов – изучение ими своих способностей

Учащиеся с помощью тестов из книги Резапкиной Г.В.

« Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь учащегося» сами определяют уровень своих способностей к различным видам деятельности


  • способности к интеллектуальным видам деятельности ( стр.60)

  • способности к профессиям социального типа ( стр.67)

  • способности к офисным видам деятельности ( стр 76)

  • способности к предпринимательской деятельности (стр. 77)

  • артистические способности ( стр. 82)

  • технические способности ( стр. 57)

Преобладание тех или иных способностей также позволяет психологам и самому ученику сделать вывод о выборе профиля обучения.


Одной из важнейших составляющих в профориентационной работе с учащимися 7-х классов является ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ- знакомство учащихся с миром профессий

Были проведены уроки – знакомства с профессиями



  • телеоператор, кинооператор

  • медик

  • ландшафтный дизайнер

  • летчик

  • библиотекарь

  • водитель, автомеханик, автоэлектрик, автослесарь

  • создатель рекламы

  • парикмахер

  • повар

Во время и после проведения уроков мы старались дать

возможность учащимся попробовать себя

Учащиеся занимались в кружке « Юный медик» на базе ММУ № 30, в кружках ландшафтного дизайна, основы рекламы на базе школы.

Знакомство с миром профессий продолжалось во время проведения экскурсий



  • на радиостанцию « Сити-ФМ»

  • в музей старинных паровозов (знакомство с профессиями машиниста, пом. машиниста, инженера по техническому обслуживанию электровозов)

  • в музей «Огни Москвы» (история московского освещения)

  • в музей истории авиации в Монино (знакомство с профессиями летчика, штурмана, авиаконструктора и др.)

После каждого такого урока и экскурсии проводились беседы о том, класс какого профиля соответствует каждой из профессий.

Для того, чтобы дать возможность учащимся проверить себя, в рамках Недели психологии была проведена Олимпиада по профориентации « Проверь свои способности».

Учащиеся проверяли свои способности



  • в создании рекламы

  • к работе в медицине

  • актерские и музыкальные способности

  • способности к журналистике и фотожурналистике

  • способности в работе с компьютером,

  • конструкторские способности

  • биологические способности

  • способности к работе дизайнера

Наибольший интерес вызвало создание рекламы и дизайн. В олимпиаде приняло участие 60% учащихся 7-х классов. Олимпиада дала возможность учащимся увериться в правильности своего выбора профиля обучения.


Учащимся давалась анкета о выборе профиля обучения в начале и в конце учебного года. Мы получили следующие результаты:


класс

к-во

мат

гум

естеств







нач года

конец

года


нач года

конец

года


нач года

конец

года


7 а

26

15

11

8

6

4

9



25

13

7

9

11

5

9



27

16

8

3

7

3

12



26

10

8

6

8

6

8

30 % детей поменяли свой выбор после курса по профориентации.


Можно проследить на примере отдельных учащихся, как происходил выбор профиля обучения.


Фамилия, имя

Класс

Карта интересов

Проф.проба

Профиль

Спецкурс

Ю. К.



Биол, мед,экол

«Юный медик»

естеств

Медицина

К. А.



Инж.спец транспорт

Авиамодельный кружок

техн

Автодело

А. Н.



дизайн

Кружок рекламы

гум

Ландшафт архитектура

В конце учебного года учащиеся отвечали на вопрос:

«В какой класс я хочу поступить и почему?»

Вот некоторые из ответов:

Анастасия А. 7б.

«Я хочу попасть в гуманитарный класс, потому что мне легко даются гуманитарные науки, такие как иностранные языки, русский язык, литература и история. Я учу уже два языка - английский и немецкий и хочу учить новые языки, ведь в нашей школе есть французский (!) Кроме того, в гуманитарном классе будет преподавать русский язык Екатерина Евгеньевна Степанова, мой любимый учитель. Да и по тестам получается, что я должна идти в «Г» класс

В будущем я хочу стать дизайнером или актрисой, что связано с творческой деятельностью, а это « Г» класс» .

Влад Ф. 7б

«Я хочу пойти в математический класс, потому что я хочу стать конструктором, а для этого надо отлично знать математику, физику и черчение. Но хорошо бы, чтобы были уроки вождения и уроки изучения двигателя и строения машин».

Олег П. 7б

« Я хочу пойти в « Е» класс, потому что там интересно и связано с животными и природой, а еще там есть такой предмет «Химия».

Денис С. 7в

« Я хочу пойти в математический класс, потому что это самый умный класс ( с умными учениками), близок мне по профессии и мне нравятся математические предметы»

Ольга П. 7в

« Я хочу поступить в естественный класс, потому что мне очень нравятся естественные науки и я хочу потом поступить в мединститут. Моя мама занимается клиническими исследованиями, и мне это очень нравится. Еще мне нравится химия , потому что я люблю проводить опыты.»
В конце учебного года психологическая служба школы дала каждому ученику рекомендацию по профилю обучения.

Вот примеры таких рекомендаций:

Кристина

Проявляет интерес к гуманитарным творческим наукам. Лучше усваивает информацию через наглядные образы. Хорошо развит вербальный интеллект: способность формулировать и доносить мысль до аудитории. Склонность к эстетическим видам деятельности. Рекомендуется в гуманитарный класс.


Влад Г.

Интересуется точными инженерными науками. Хорошо развито абстрактно – символическое мышление, способность усваивать информацию в виде символов. Склонность к работе на производстве. Рекомендуется в математический класс.


Ольга П.

Проявляет интерес к биологии, экологии, дизайну. Лучше всего развито наглядно - образное мышление, способность к творчеству. Склонность к исследовательским видам деятельности. Рекомендуется в естественный класс.


У 77 % УЧАЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛЯМ СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПСИХОЛОГА.
Учащиеся выбрали не только профиль обучения, но и спецкурс в рамках этого профиля. В 2008-2009 уч. году мы впервые вводим спецкурсы для учащихся 8-х профильных классов.

Автодело - технологический профиль

Ландшафтный дизайн - технологический профиль

Дизайн одежды - технологический профиль

Фотодело - все желающие

Медицина - естественный профиль

Ландшафт архитектурной среды - все желающие

Экономика - математический профиль

Журналистика - гуманитарный профиль

Менеджмент - все желающие

Реклама - гуманитарный профиль

Двухгодичные занятия помогут учащимся более точно определить область своей будущей деятельности и осознанно составить свою индивидуальную образовательную траекторию для обучения в 10-11 кл.


Составители: Дроздов С.Ю.- зам.директора по УВР,

Юровицкая И.Е.- отв. за профориентационную работу,

Психологи Докучаева О.И., Володина Е.В., Клыкова Е.В., Булатова Т.В.




скачать


Смотрите также:
Опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся в системе обучения по индивидуальным планам Дроздов С. Ю., зам директора по увр, Назаров А. Ю., зам директора по науке, Докучаева О
250.01kb.
Проект школы «Школа социального комфорта»
242.68kb.
Исследовательская работа учащихся естественно-технического лицея. Назаркина Татьяна Николаевна, зам директора по увр, Сырцова Светлана Викторовна, зам директора по нмр, моу «Лицей №43» г. Саранска
88.11kb.
Основная образовательная программа школы. Составители: Копылова Т. Г. зам директора по ур семенова Н. Н. зам директора по вр
2759.35kb.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки
462.82kb.
Программа рассмотрена на заседании Директор Лёхина Н. П./ / Зам директора по увр мо учителей начальных классов
3765.93kb.
Директор колледжа – Сачков Николай Анатольевич Зам директора по учебной работе
36.21kb.
Программа разработана: Калиной Е. В., зам директора по увр
442.01kb.
Грекова А. Г., Моу гимназия №9 Кировского района Волгограда, зам директора по увр, учитель английского языка формирование гражданской компетенции обучающихся через образовательный компонент «иностранный язык»
57.72kb.
Зам директора по увр
139.87kb.
Зам директора по увр
97.57kb.
А. С. Дьяконова зам директора по увр
1584.23kb.