Главная стр 1
скачать
МУ «Управление образования администрации Борисовского района»

Выступление на РМО учителей географии по теме:

Организация внеурочной деятельности школьников в
условиях введения стандартов второго поколения
подготовила: Смоленко Е. Н.

учитель географии МБОУ «Краснокутская ООШ»



Борисовка 2011 г.

-1-


Введение

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения отмечается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми..

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения.

Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:

1)     игровую деятельность;

2)     познавательную деятельность;

3)     проблемно-ценностное общение;

4)     досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

5)     художественное творчество;

6)     социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

7)     трудовую (производственную) деятельность;

8)     спортивно-оздоровительную деятельность;

9)     туристско-краеведческую деятельность.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности (спортивные кружки, секции, растим патриотов, предметные кружки, музыкальные кружки, театральная студия, социальная работа, проектная деятельность) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

-2-

Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенными школьной программой, остаётся немало увлекательных, ярких страниц географической науки.



Спецификой предмета является то, что именно география даёт человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живёт. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности и т. д. В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во время внеурочного времени гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родины, полюбить родную землю, научиться разумно использовать её богатства, ценить их и беречь.

Цели и задачи внеурочной деятельности. Её значение.

Внеурочная деятельность по географииэто проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Цель внеурочной деятельности – обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьников.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- обогащать школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- формировать у обучающихся нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве;

- расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению и. т. д.

- формировать профессиональные интересы школьников;

- способствовать развитию логического мышления, воображения, творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива;

Внеурочная деятельность должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии.

Внеурочная работа по географии связана с деятельностью в определённом коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как

дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеурочной деятельности сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовке их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремлённость, умение организовывать свою деятельность.

-3-

Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по географии.

Внеурочная работа во многом определяется особенностями содержания программы по географии.

Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов. Она даёт школьникам знания о природе Земли, населяющих её народах, хозяйстве, т.е. формирует представления об окружающем мире и является одновременно и естественным и гуманитарным предметом.

Современная география далеко ушла от той описательной науки, какой была на заре своего развития. Современная география – это наука о взаимосвязях и зависимостях компонентов природы, о природных комплексах разного ранга, принципах размещения отраслей хозяйства, проблемах населения и т. д. Именно усиление практической направленности предмета, показ действенности географических знаний является тем стержнем, вокруг которого объединяется материал.

Безусловно, изменения в содержании учебной программы во многом повлияло на содержание внеурочной деятельности.

В содержании внеурочной деятельности можно выделить два основных направления:


  1. Углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих образовательно-воспитательное значение;

  2. Формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, создании проектов, при работе с различными источниками информации, получаемых из Интернета и др.

Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

Во внеурочной деятельности первого направления более углубленно могут рассматриваться следующие вопросы: история развития природы Земли, природа Мирового океана, особенности развития растительного и животного мира своей местности, взаимодействие природы и человека,

происхождение географических названий, природные уникумы родного края, занимательные географические вопросы и т. д.

Во втором направлении особое внимание уделяется знакомству с методами географических исследований, формированию умений работать с различными источниками информации (картами, справочниками, энциклопедиями, различными ресурсами Интернет)

Особенностью внеурочной деятельности по географии является

осуществление межпредметными связями с различными школьными

-4-

предметами. Реализация межпредметных связей на деятельностном уровне позволяет более успешно решать задачи формирования метапредметных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.



Именно содержание работы во многом определит формы её организации и проведения.

Младшим школьникам присущ динамизм, стремление как можно быстрее увидеть конечный результат, большое желание сделать что-либо самостоятельно, но отсутствует достаточная теоретическая подготовка, неумение сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. Поэтому учителю важно учесть эти особенности при планировании работы с этой возрастной группой, чередовать теоретические и практические знания, часто контролировать, направлять.

Учащиеся старших классов уже владеют приёмами работы с различными источниками географической информации, поэтому они способны самостоятельно работать, но нуждаются в чётком определении задачи, а к конечному результату могут подойти самостоятельно. Доля практических самостоятельных занятий может быть увеличена.

Как же реально подойти к выбору содержания внеурочной деятельности с той или иной возрастной группой учащихся?

Анализируя программу по географии, а также учитывая свои интересы и подготовку по предмету, учитель выбирает круг вопросов, которые могут быть положены в основу работы кружка, клуба, стать темой проекта и т.д.

Далее эти вопросы рассматривают и обсуждают с членами кружка или клуба (возможно, провести анкетирование) и выбирают те, которые являются наиболее интересными для всех. Методы и формы изучения этих вопросов определяет уже сам учитель, опять же учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, а также реальные возможности материальной базы кабинетов географии.

Во внеурочной деятельности по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:

- общественно полезная направленность;

- профессиональная направленность;

-экологическая направленность;

-краеведческая направленность;

- современность содержания и форм внеурочной деятельности;

- учёт возрастных и индивидуальных интересов учащихся;

- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

- системность, непрерывное развитие внеурочной деятельности.

-5-


Формы и методы организации внеурочной деятельности с учащимися разного возраста

Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. На схеме, изображенной ниже, представлена классификация форм внеурочной работы, которая подразумевает фронтальный, групповой и индивидуальный подход к работе.




Систематические

постоянные
Формы внеурочной деятельности по географии
Географические кружки

Географические элективные курсы



Научные общества учащихся



Школьные музеи
Клубы любителей природы









Эпизодические

разовые


олимпиады

походы


неделя географии

экскурсии
географические вечера

экспедиции

Эпизодические и систематические формы тесно взаимосвязаны, а часто в них нет грани между собой, или одни превращаются в другие.

"В педагогической литературе существует термин "объединяющие формы внеурочной работы", к ним относятся школьные музеи, клубы,

-6-


общества. Систематические формы внеурочной работы рассчитаны на длительную работу с постоянным составом учащихся: кружки, общества. Эта работа может проводиться фронтально, с группой учащихся, а также индивидуально (с отдельными участниками).

Эпизодическая внеурочная деятельность подразумевает проведение разовых мероприятий. Это вечера, олимпиады, походы, конференции. Эта работа также может проводиться с большим количеством учащихся (фронтально), с группой учащихся и индивидуально с отдельными учащимися. Все формы внеурочной деятельности находятся в тесной взаимосвязи, и участие школьников может быть активным или пассивным в различных видах внеурочной работы. В таких мероприятиях, как олимпиада или викторина, активен каждый участник. При проведении вечеров или утренников количество участвующих меньше. Групповые формы работы охватывают группу учащихся от 30 до 3. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого ученика.

В индивидуальной внеурочной деятельности по географии незначителен элемент творческой деятельности. В нее входит подготовка доклада по плану учителя, изготовление пособий, создание презентаций.

Но индивидуальная работа носит исследовательский характер: исследование происхождения каких-либо названий, исследование вопросов, связанных с экологией.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: что любая форма внеурочной деятельности по географии должна наиболее полно развивать и раскрывать познавательные способности учащихся.

Методы организации внеурочной работы


  • Работа с географической литературой: рефераты, доклады, выпуск газет, стендов

  • Работа в природе: экскурсии, походы, наблюдения

  • Игровая деятельность: вечера, олимпиады, викторины, деловые игры

Методы организации внеурочной работы по географии почти такие же, как и на уроке. Наиболее эффективные методы по источникам географических знаний:

    • работа с картографическим материалом;

-7-

    • работа со статистическим материалом;

    • работа с текстом;

    • наблюдения.

Все перечисленные методы, кроме последнего, используются при подготовке к занятиям. А наблюдения проводятся в природе во время экскурсий, походов, экспедиций.

Для того, чтобы внеурочная деятельность по географии была более эффективной, необходимо учитывать некоторые показатели:



  • качество знаний по другим предметам;

  • самостоятельность школьников в урочной и домашней работе;

  • качество знаний и умений школьников по географии;

  • интерес к занятиям, активность учащихся;

  • умения работы с источниками информации;

  • общий уровень культуры школьников.

Кроме этих показателей, существует ряд других, которые также влияют на внеурочную деятельность:

  • порядок и дисциплина на мероприятии;

  • стабильный состав учащихся;

  • активность учащихся и стремление больше узнать;

  • желание участвовать в мероприятиях: неделе географии, походе и т.д.;

  • ответственность за себя и своих товарищей.

Все эти показатели тесно взаимосвязаны и являются единой, нерушимой цепью в любой работе, а значит и во внеурочной деятельности по географии.

Развитие внеурочной деятельности по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. Успех внеурочной деятельности по предмету зависит во многом от того, удалось ли учителю организовать работу так, чтобы обеспечить преемственность от класса к классу, так как без неё в памяти учащихся остаётся только отдельные мероприятия, не имеющие между собой связи. В основе системности и развития внеурочной деятельности лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников.

-8-

Литература



1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2.      Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.



3. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. "Внеурочная работа по географии", - М. Просвещение, 1988. - 157 с.

-9-
скачать


Смотрите также:
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях введения стандартов второго поколения
112.74kb.
Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников с точки зрения реализации фгос второго поколения
165.65kb.
Проект «Создание модели внеурочной деятельности младших школьников в условиях социокультурного взаимодействия»
324.65kb.
Модель организация внеурочной деятельности в 1-х классах в рамках реализации стандартов нового поколения
154.57kb.
Организация работы в 1 классе по фгос второго поколения. Адаптационный период. Знакомство с нормативными документами. Организация внеурочной деятельности первоклассников согласно фгос
107.28kb.
Методические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения
201.03kb.
Принята на педсовете Утверждена приказом
216.63kb.
Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске
35.35kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийские надежды»
179.55kb.
Методические рекомендации «Организация и содержание непрерывного художественно-эстетического воспитания с учетом основных линий стандартов второго поколения»
122.51kb.
Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности
791.94kb.
Эмоциональное благополучие школьников – центральный компонент реализации стандартов второго поколения
64.15kb.