Главная стр 1
МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9»

Представление эффективного (инновационного) педагогического опыта.



Организация деятельности школьного Пресс- центра как одного из видов социальной практики учащихся.

1. Формальные параметры.

1.1. Наименование педагогического опыта: Организация деятельности школьного Пресс- центра как одного из видов социальной практики учащихся.

1.2. Автор- разработчик педагогического опыта: Хохлова Ольга Александровна, заведующая школьной библиотекой.

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.

1.4. Период функционирования педагогического опыта: с октября 2006 года.

1.5. Адрес педагогического опыта:

1.6. Специалист, представляющий педагогический опыт: Хохлова Ольга Александровна, заведующая школьной библиотекой.

2. Содержательные параметры.

2.1.Актуальность педагогического опыта.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования.

Ведущими планируемыми результатами образования являются:


  • овладение предметными и универсальными способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность;

  • формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • воспитание осознанной мотивации и умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профессиональной деятельности;

  • индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции;

  • развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

  • достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам;

  • нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.

В связи с этим основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть:

• увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников;

• использование разных форм модульного или концентрированного обучения;

• усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных;

• введение социальной практики и социального проектирования;

• дифференциация учебной среды (мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал и т.п.).



2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта.

Одним из механизмов реализации социальной практики учащихся является организация работы школьного Пресс-центра, в форме создания информационного продукта: газеты «Школьный дневник». Разработано «Положение о работе Пресс-центра» (см. приложение), определены основные направления работы Пресс-центра:



  1. Объединение группы учащихся, интересующихся проблемами молодежной политики, молодежной субкультуры, проблемами школьной жизни.

  2. Организация обучения членов Пресс-центра через встречи с журналистами, редакторами городских газет: «Восход», «Ирбитская жизнь», знакомство с нормативными документами Союза журналистов России. Знакомство с редакционным оборудованием, экскурсия в редакцию городской газеты.

  3. Концепция школьного издания, адресность его, тематика.

  4. Создание редакционного актива, коллективное обсуждение будущего номера газеты.

  5. Распределение индивидуальных заданий по подготовке номера газеты, их выполнение.

  6. Редакторская правка материалов очередного номера газеты.

  7. Верстка газеты.

  8. Выпуск газеты.

  9. Редакционное обсуждение вышедшего номера.

  10. Сотрудничество с городскими и областными СМИ (публикация материалов газеты «Школьный дневник» в городских газетах «Восход», «Ирбитская жизнь», областной газете «Литературный квартал»).

  11. Пиар – мероприятия:

  12. Участие в конкурсах, акциях.

Примерная тематика заседаний редакционной коллегии газеты «Школьный дневник».

  • Кодекс профессиональной этики журналиста.

  • Моделирование газеты.

  • Умение мыслить фактами.

  • Жанры журналистики.

  • Информационные жанры: информация, заметка, отчет, репортаж, интервью.

  • Формы интервью: интервью-монолог, интервью- диалог, пресс-конференция, диалог с двумя собеседниками, «круглый стол», анкета.

  • Как взять интервью.

  • Искусство задавать вопросы.

  • Аналитические жанры: корреспонденция, статья.

  • Сатирические жанры: фельетон, юмореска.

  • Литературно-художественные жанры: зарисовка, литературный портрет, пейзажная зарисовка, очерк.

  • Иллюстрация в газете.

  • Техника межличностного общения.

  • Правила ведения делового (телефонного) разговора.

  • Качества личности журналиста.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.

Педагогический опыт по организации работы школьного Пресс-центра инновационен, потому что соответствует общей идее развития школы «Личностного роста» и требованиям государственного стандарта. Проект реализуется через внеклассную деятельность, используя ресурсы семьи и возможности социума. Все это способствует зарождению в стенах школы настоящего, устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. Тем самым выполняется социально-образовательный заказ: ориентирование образовательной деятельности на всестороннюю подготовку учащихся к жизни в обществе, на сознательное и компетентное участие в различных видах общественной деятельности, развитие человека как личности, содействие его полнокровной и творческой жизни.



2.4.Методическая база педагогического опыта.

Пресс-центр МОУ СОШ №9 создан с целью создания и развития традиций школьной печати, а также информационной поддержки учащихся и педагогического коллектива школы, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

В ходе работы нами решаются следующие задачи:


  • создание интересной, содержательной газеты для учащихся и педагогического состава школы;

  • поддержка и развитие у ребят творческой инициативы и способностей в области журналистики;

  • объединение учащихся в сплоченный, дружный коллектив, формирование корпоративных ценностей. 

Членом редакционной коллегии газеты «Школьный дневник» может стать любой учащийся, родитель или учитель школы.

Состав редакционной коллегии формируется в начале учебного года и может меняться.



2.5. Педагогическая целесообразность эффективного опыта.

Средства массовой информации играют сегодня важную роль как в жизни молодого, так и старшего поколения, определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но также и отношение к обществу и к политическим системам, представляют собой источник социальной информации.

Многие печатные СМИ становятся небезопасны для воспитания и интеллекта детей, подростков и молодежи, негативно влияют на моральный, нравственный потенциал молодого поколения. А дети, подростки при недостаточно сформированном критическом мышлении принимают пропагандируемые нормы жизни. И школьная газета выступает альтернативой модным журналам в плане развития творческого потенциала, самореализации и так необходимого нашему обществу правильного гуманистического воспитания школьников.

Перефразируя известную пословицу, можно сказать: «Мы то, что мы читаем». Мы читаем то, что для нас пишут. А если пишем мы сами, то читаем именно то, что для нас актуально.

Издание школьной газеты с литературным опытом учащихся, является замечательным стимулом к чтению. Учащиеся читают самих себя! Как много это значит для самоактуализации, признания самоценности!

2.6. Психологическая целесообразность эффективного опыта.

Осознавая потребности начинающих журналистов, я как руководитель детского коллектива организую образовательный процесс, в котором оказываются слиты воедино обучающий (знакомство с основами журналистики), воспитательный (воспитание коллективизма и журналисткой этики) и развивающий (развитие творческих способностей) аспекты. Этот процесс предполагает свободные отношения детей и взрослых, смелость в обсуждении проблем, повышенное внимание к душам людей, их интересам.

Школьная газета играет и психотерапевтическую роль: помогает преодолевать разного рода «страхи» перед родителями, учителями, наказанием, преследованием, страх перед сверстниками (вдруг примутся дружно потешаться над стихами, над сердечностью и искренностью).

В рамках образовательного учреждения школьная газета становится удивительным средством воздействия и воспитания. Происходит личностный, интеллектуальный, нравственный рост детей, их профессиональное самоопределение.

Сотрудничество в газете разновозрастной группы взаимно обогащает учащихся. Они помогают друг другу и в работе на компьютере, с фотоаппаратом, корректируют материалы. В результате дети успешны, получают признание среди своих сверстников и учителей.

2.7. Социальная направленность эффективного опыта.

Эта работа особенно важна, поскольку формирует школьников-лидеров, активно влияющих на молодежную среду, так как ведущую роль в существовании школьных газет играют как правило яркие личности и инициативные группы. Устойчивое развитие газеты обеспечивается, если она становится частью школьных традиций, когда участие в ее издании является престижным.

Решая актуальные проблемы, учащиеся становятся настоящими мыслящими творческими личностями, именно поэтому так необходима в школе деятельность Пресс-клуба, обеспечивающая потребность учащихся выражать себя в социуме, приобретать первоначальные навыки журналистской работы (Кристина Галицкая), формировать умение учиться.

И здесь на помощь приходят специалисты – сотрудники городских СМИ, консультируя ребят по вопросам создания публикации, верстки газеты, вопросам журналистской этики. Частый гость нашей библиотеки главный редактор городской газеты «Ирбитская жизнь» С.В.Уралова, которая проводит Мастер-классы для ребят, а однажды под ее руководством мы провели Пресс-конференцию с вице-чемпионами мира по мотоспорту, нашими земляками ирбитчанами. Регулярно консультирует наших начинающих журналистов Т.В.Королева, редактор городской общественно-политической газеты «Восход». Под ее руководством успешно работала внештатным корреспондентом, и даже зарабатывала неплохие гонорары, в прошлом году ученица Таня Силина, сейчас выпускница нашей школы, готовя рубрику газеты «Школьная жизнь».

Старшеклассники подходят к работе в Пресс-Центре как к возможности проявить свои индивидуальные способности. В этом плане участие в конкурсе «Серебряное перышко»- Галицкой Кристины, Силиной Тани, Евы Полушкиной, Насти Бакилиной, встречи с журналистами Королевой Татьяной Владимировной, Ураловой Светланой Валерьевной, краеведами Живулиным Валентином Александровичем, Молокотиным Олегом Алексеевичем, местным поэтом Фирсовой Светланой, театральными деятелями, работниками дополнительного образования и т.д. учат жить в социуме, помогают осознать важность, нужность своей деятельности для сообщества.

Коллектив «Пресс- центра» участвовал в работе годичного совещания работников образования Восточного управленческого округа «Управление персоналом как основа повышения качества образования в Свердловской области», где при поддержке Информационно-методического центра Управления образования г. Ирбит был в экспресс- режиме выпущен номер газеты (№11(92) на 18 страницах. Ребята освоили новый метод работы в сетевом режиме. Во время подготовки репортажа взяли интервью у Министра образования Свердловской области В.В.Нестерова, провели социологический опрос об организации и проведении на территории Свердловской области образовательного проекта «ОКР», рассказали об открывшемся в этот день для гостей Годичного совещания «Городе мастеров», школьном музее «Семейные реликвии», о музейной выставке «Певец земли уральской», посвященной жизни и творчеству нашего земляка, писателя И.И.Акулова. С помощью специалистов Управления образования г. Ирбита и педагогов нашей школы, юные журналисты рассказали о работе шести секций Годичного совещания.

Четверо участников коллектива – Лиза Фоминцева, Алексей Бельков, Алексей Патрушев, и Богдан Ризатдинов – приняли участие в сборах интеллектуалов в летнем лагере «Салют», по результатам работы которого был издан выпуск газеты (№2(83).

Галя Чувахлова, Аверьян Анчугин, и Света Медведенко – приняли участие в конкурсе на соискание городской литературной премии им. И.И.Акулова в номинации «Юные дарования» в городском фестивале «Акуловские чтения». Все работы ребят опубликованы в газете.

Трое участников «Пресс-центра» - Элеонора Полякова, Павел Силин, и Александр Харин приняли участие в Международном фестивале «Развитие молодежи в новой России», проходившем в городе Томске и организованном Образовательным центром «Школьный университет», где Эля и Паша работали в Пресс-центре фестиваля. По результатам поездки выпущен номер газеты (№13(94).

Газета приучает внимательно выполнять свои обязанности и работать по плану, опираясь на совместные усилия разных учеников; дает возможность смело высказывать свои убеждения; учит возражать, доказывать, а не скандалить,

Еще один важный момент. У детей-журналистов во время работы возникает сознательное отношение к языковому творчеству. Авторы и редакторы осваивают речевую культуру,

2.8 Воспроизводимость педагогического опыта.

Статьи участников школьного Пресс-центра регулярно печатаются на страницах городских газет. В течение двух с половиной лет деятельности Пресс-центра, основной костяк коллектива которого составляют учащиеся выпускных классов, меняется третий раз, вливаются новые члены. Возраст корреспондентов разный: это и родители, и учителя, и учащиеся, начиная со второго класса, и выпускники школы.



2.9 Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Работа редакционной коллегии проходит в помещении Библиотечного информационно-образовательного Центра. Не потребовала дополнительных материальных ресурсов.

Материальная база:

3 персональных компьютера для набора статей с выходом в интернет;

принтер;

сканер;


Фотоаппарат.

3. Результативные параметры.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Опыт работы в школьной газете кардинально не изменил, но обогатил существующую образовательную ситуацию. Формирует у учащихся ключевые компетенции: деятельностную, информационную, коммуникативную и рефлексивную, т.к. приходится искать тематику публикаций, интересную для сообщества учащихся, учителей, родителей, брать ответственность за продукт своей деятельности, а умение общаться развивается, совершенствуется у членов Пресс-Центра стремительно. Ребята свободно общаются со взрослыми и ровесниками, оттачивают свои речевые навыки, умение убеждать читателей.

И как результат: изменяются стиль отношений «учитель - ученик», приобретающий демократический характер, и учащиеся приобретают способность воспринимать различные виды информации, навыки работы с ней, умение ее анализировать критически, что, в конечном счете, подразумевает умение учиться. Не случайно в проводившемся в прошлом году городском конкурсе телеведущих «Твое ТV» из 10 участников 4 были участники Пресс-центра, двое из них вышли в финал, а Кристина Галицкая стала победителем конкурса и была принята на работу в телевизионную студию «НТС-Ирбит». Успешно работала внештатным корреспондентом, и даже зарабатывала неплохие гонорары, в прошлом году ученица Таня Силина, сейчас выпускница нашей школы, готовя рубрику газеты «Школьная жизнь». Статьи участников школьного Пресс-центра регулярно печатаются на страницах городских газет.

Я, как организатор Пресс-центра, получила Благодарственное письмо Муниципального учреждения «Редакция радиовещания «Ирбитский вестник» за активное многолетнее сотрудничество с газетой «Восход», 2008г.



3.2.Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

За первый год работы, в 2006-2007 учебном году, выпущено 28 номеров газеты «Школьный дневник», корреспондентами которой стали 57 учащихся и 11 взрослых: 9 учителей и 2 родителей, есть интересные интервью с выпускниками нашей школы. За второй год работы в создании школьной газеты приняли участие 230 авторов, из них 21 учитель, 1 выпускник. В качестве корреспондентов выступали родительская и городская общественность, к примеру: руководители Управления образования города Ирбита, главный редактор газеты «Восход», председатель участковой избирательной комиссии, находящейся на территории школы.

В 2007-2008 учебном году мы выпустили 52 номера газеты (5-6 номеров в месяц), которые содержат 467 публикакций, среди них и первые литературные опыты учащихся: 33 рассказа и 81 стихотворение, они оформлены 378 фотографиями.

На сегодняшний день сформирован коллектив из 24 человек (+ корреспонденты в классах), ведется обучение ребят, встречи с редакциями городских газет «Восход» и «Ирбитская жизнь». За два с половиной года работы ( с октября 2006 года) нами уже сделано 100 выпусков газеты «Школьный дневник», разработано «Положение о деятельности Пресс- центра», проведена Пресс-конференция с нашими земляками – чемпионами мира по мотоспорту, для НТС «Ирбит» снят телевизионный сюжет о работе школьного «Пресс-Центра», налажено сотрудничество с редакциями городских газет, на страницах которых стали регулярно печататься статьи из школьной газеты.



А сегодня газета выполняет еще одну важнейшую задачу: она выступает как средство отображения качества образовательных услуг в школе и содержит статистические, исторические, культурологические и иные данные о школе, ее педагогах и учащихся.

3.3 Публикация педагогического опыта в печати.

  • Хохлова О.А. Опыт работы школьной библиотеки.// Методист, №9, 2008.

  • Хохлова О.А. Пресс-центр как образовательный ресурс.// Городская августовская конференция «От теории- к практике». Педагогическая мастерская «От содержания образования - к результатам образования». - Ирбит: МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9, 2008.

С презентацией опыта работы «Пресс-центр как образовательный ресурс» я выступила на педагогической мастерской «От содержания образования - к результатам образования», проходившей в рамках городской августовской конференции «От теории- к практике», на съезде школьных библиотек Уральского федерального округа.




Смотрите также:
Организация деятельности школьного Пресс- центра как одного из видов социальной практики учащихся
117.99kb.
Организация работы школьного центра содействию здоровья
62.01kb.
Пояснительная записка программа занятий школьного Центра
34.79kb.
Методическая разработка мастерской -инсталяции
63.21kb.
1 План и Программы практики являются составной частью опоп, обеспечивающей реализацию фгос
113.73kb.
Методические рекомендации «Портфолио как способ организации и систематизации информации о деятельности школьного библиотекаря»
113.15kb.
А. мамед-заде цели и задачи практики
169.24kb.
«организация внеурочной деятельности в школе как средство успешной социализации учащихся»
162.68kb.
Исследование проблем социального воспитания в различных социальных сферах
144.79kb.
Приложение Сведения о степени исполнения запланированных видов работ специалистов гбоу для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
159.56kb.
Организация исследовательской деятельности учащихся как способ раскрытия их творческого потенциала
52.25kb.
К программе профессионального модуля Организация различных видов деятельности и общения детей
106kb.