Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОРГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО 3-ЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Выступление на педсовете от 29 октября 2010 года

Зам.директора по учебной работе

Митрофановой Е.А.
Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров идут в разных направлениях. В последние десятилетия содержание всех профессий претерпели изменения. Ряд профессий оказались невостребованными, появилось много новых. Эти изменения вызваны рядом причин: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями и т.д. Сегодня для эффективной профессиональной и личностной самореализации требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникативных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Следствием этих преобразований становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями (социальными партнерами), чтобы они активно участвовали в ее развитии.

На 1 этапе нашей деятельности, рассмотрим, как были учтены основные особенности ФГОС,

Итак, рассмотрим основные особенности ФГОС:

1. Новая структура ФГОС:

- это требования к результатам освоения ОПОП (гос.стандарт);

- требования к структуре ОПОП;

- требования к условиям реализации ОПОП - все это было изучено на производственных совещаниях в конце учебного 2009-2010 уч.года. и на заседаниях ПЦК;

2. Вариативная часть ОПОП:

Т.е. от общего объема времени определено 30% времени используемое для решения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, это получение дополнительных компетенций, умений, знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможности продолжения образования.

Повторюсь, что вариативная часть используется на:

- введение новых компетенций, модулей и междисциплинарных курсов, дисциплин - нами на данном этапе работы на каждой специальности были выделены часы на дисциплины дополнительной подготовки, специализацию и были продуманы и определены образовательные и профессиональные компетенции для данных специальностей;

- время вариативной части было отдано на увеличение объема времени на дисциплины и модули обязательной части ФГОС:



«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

  1. Дополнительная квалификация (специализация) – 524 часа;

  2. Общеобразовательные дисциплины (русский язык и культура речи, социология и политология, экологические основы природопользования, коррекционная педагогика и психология, основы педагогического мастерства, менеджмент, основы учебно-исследовательской деятельности) - 321 час;

  3. Общепрофессиональные дисциплины (педагогика, психология) – 49 часов;

  4. Профессиональные модули – 17 часов;

  5. Математические и общие естественнонаучные дисциплины - 2 часа;

  6. Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины (основы философии, психология общения, история) – 21 час;

  7. Производственная практика (практика по профилю специальности) - 2 часа.


«ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

  1. Дополнительная квалификация (специализация) – 530 часов;

  2. Общеобразовательные дисциплины (русский язык и культура речи, социология и политология, экологические основы природопользования, коррекционная педагогика и психология, основы педагогического мастерства, менеджмент, основы учебно-исследовательской деятельности) - 318 часов;

  3. Общепрофессиональные дисциплины (педагогика, психология) – 34 часов;

  4. Профессиональные модули (преподавание по программам начального общего образования) – 33 часов;

  5. Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины (основы философии, психология общения, история, иностранный язык, физическая культура) – 23 часов;

  6. Математические и общие естественнонаучные дисциплины – 2 часа.

Из часов педагогической практики (учебной, производственной (практики по профилю)) отдано – 4 часа на теоретическое обучение.
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

  1. Дополнительная квалификация (специализация) – 524 часа;

  2. Общеобразовательные дисциплины (русский язык и культура речи, социология и политология, экологические основы природопользования, коррекционная педагогика и психология, основы педагогического мастерства, менеджмент, основы учебно-исследовательской деятельности) - 317 часов;

  3. Общепрофессиональные дисциплины (педагогика, психология) – 59 часов;

  4. Профессиональные модули – 62 часа;

  5. Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины (основы философии, психология общения, история) – 43 часа;

  6. Математические и общие естественнонаучные дисциплины – 2 часа.

  7. Педагогическая практика (учебная, производственная (практика по профилю)) – 1 час.


«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

  1. Дополнительная квалификация (специализация) – 524 часа;

  2. Общеобразовательные дисциплины (русский язык и культура речи, экологические основы природопользования) - 95 часов;

  3. Общепрофессиональные дисциплины – 136 часов;

  4. Профессиональные модули – 100 часов;

  5. Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины (основы философии, психология общения, история) – 21 час;

  6. Математические и общие естественнонаучные дисциплины - 32 часа;

  7. Производственная практика (практика по профилю специальности) - 2 часа.


«ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

  1. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл – 50 часов;

  2. Математический и общий естественнонаучный цикл – 26 часов;

  3. Общепрофессиональные дисциплины (теория государства и права, конституционное право, административное право, трудовое право, семейное право, гражданский процесс) - 77 часов;

  4. Общепрофессиональные дисциплины (финансовое право, бухгалтерский учет) –80 часов;

  5. Профессиональные модули – 186 часов;

  6. Специализация (дополнительная квалификация) – 268 часов.

Из часов педагогической практики (учебной, производственной (практики по профилю)) отдано – 3 часа на теоретическое обучение.
«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

  1. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл – 22 часа;

  2. Математический и общий естественнонаучный цикл – 14 часов;

  3. Общепрофессиональные дисциплины (русский язык и культура речи; социальная психология; экологические основы природопользования; технические средства информатизации; основы алгоритмизации и программирования; компьютерные сети, интернет и мультимедиотехнологии; информационные системы, компьютерная графика) - 549 часов;

  4. Общепрофессиональные дисциплины (операционные системы и седы, архитектура ЭВМ и вычислительные системы) – 51 час;

  5. Профессиональные модули – 374 часа;

Из часов педагогической практики (учебной, производственной (практики по профилю)) отдано – 2 часа на теоретическое обучение.

А также в соответствии с тем, что каждый год ОПОП будет перерабатываться, часы вариативной части в перспективе будут меняться, т.к.



3. Разработка ОПОП будет проходить совместно с работодателями.

4. Дисциплинарный подход – использование его при освоении умений, знаний общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.00); естественнонаучного (ЕН.00) циклов, а также общепрофессиональных дисциплин Профессионального цикла (П.00)

5. Модульный подход – используется при освоении профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности, а при освоении вида профессиональной деятельности используется учебная и производственная практика (по профилю специальности).

6. При работе над контролем и оценкой результатов обучения по той или иной дисциплине, модулю Вам следует учитывать особенности ФГОС и его требования:

ОБРАТИТЕ внимание, на то, что выделяется 2 направления оценки качества подготовки обучающихся и выпускников:

- оценка уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов, тем междисциплинарных курсов.

-аттестация по профессиональному модулю как освоение вида деятельности посредством оценки профессиональных компетенций обучающихся при ведущей роли работодателей.

На заседаниях ПЦК, вы рассматривали структуру ОПОП, требования, основные понятия встречающиеся в ФГОС. Итак, в новом госстандарте встречаются новые понятия и одно из них «основные виды профессиональной деятельности»

- ВПД фиксируется в разделе 4.3. ФГОС по каждой профессии и специальности;

- ВПД – это обобщенные профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Основные виды профессиональной деятельности ОПОП специальности «Дошкольное образование»

1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

2. Организация различных видов деятельности и общения детей

3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

5. Методическое обеспечение образовательного процесса

Основные виды профессиональной деятельности ОПОП специальности «Преподавание в начальных классах»

1. Преподавание по программам начального общего образования

2. организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

3. Классное руководство

4. Методическое обеспечение образовательного процесса

А каждый вид профессиональной деятельности «расшивается» на компетенции, которыми должен владеть выпускник для реализации данного вида деятельности это:



  • профессиональные

  • общие

Обратим внимание, что ряд компетенций в соответствии с региональным рынком труда нами разработан и дополнен:
Пример Впечатать ДДП

Посмотрите, на учебные планы, они лежат у Вас на столах, и обратите внимание на его структуру:



Структура ОПОП по специальности СПО

  • Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин (взяты из Госстандарта, добавлены часы в соответствии с требованиями, т.е. что мы сделали).

  • Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и ПМ в соответствии с основными ВПД (в данный цикл добавлены дисциплины из старых государственных стандартов, с учета анализа требований, беседы с работодателями и преподавателями колледжа).

  • ПМ = один или несколько МДК (в том числе – учебная практика и (или) производственная практика (на данном этапе надо будит продумать совместно с преподавателями осуществление практики и написание программы педагогической практик).

Хочется более подробно остановиться и обратить ВАШЕ внимание на оценку компетенций:



Оценка компетенций - совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должны позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.
Оценка образовательных результатов на основе модульно-компетентностного подхода

Понятие «оценки» в рамках модульно-компетентностного подхода несколько отличается от принятого. В традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения ЗУН в соответствии с предъявляемыми требованиями. В модульно-компетентностном подходе оценка представляет собой процесс выявления степени соответствия реальных достижений обучающихся планируемым результатам обучения. Таким образом, концепция оценки получает новое осмысление и рассматривается как процесс сбора информации и выработки на ее основе суждений относительно успешности деятельности обучающихся, а, следовательно – об уровне сформированности компетенций.

Оценивание проводится для того, чтобы:


  • выявить „сильные“ и „слабые“ стороны подготовки обучающегося;

  • оценить уровень обученности обучающегося;

  • мотивировать обучающегося на дальнейшее обучение;

  • выдать сертификат или другой соответствующий документ;

  • дать информацию работодателю об уровне развития компетенций работника.

При рассмотрении процесса оценивания возникает, по крайней мере, три важных вопроса:

- что оценивается,

- кто должен оценивать,

- как провести оценку?

Объектами оценки могут выступать:

1. Продукт практической деятельности. Оценка и соответствующие критерии при этом основываются на эталонном качестве продукта.

2. Процесс практической деятельности. При этом оценивается соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. Критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

3. Усвоенный объем профессионально значимой информации. Применяется в тех случаях, когда важно установить, что обучающийся владеет достаточным количеством информации, необходимой для формирования определенной компетенции.



1. Когда в качестве способа оценки компетенций используются продукты деятельности?

2. Когда в качестве способа оценки компетенций используется процесс деятельности?

3. Когда в качестве способа оценки компетенций используется объем и уровень усвоения информации?

При планировании процедуры оценки достижений обучающихся преподаватель выбирает необходимый инструмент оценки (метод, форму контроля и оценки):



Матрица «Объекты - инструменты оценки»

Объект оценки

Способ оценки

Пример инструментов оценки

Продукт


Сравнение представленного

продукта с эталоном



Проект

Практические задания



Процесс деятельности


Наблюдение за процессом

выполнения



Практические задания

Дневник


Объем информации

Проверка владения необходимым объемом информации

Тесты усвоения (обученности)


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Организация образовательного процесса на основе модульно-компетентностнорго подхода в соответствии с фгос спо 3-его поколения выступление на педсовете от 29 октября 2010 года Зам директора по учебной работе Митрофановой Е. А
633.36kb.
О разработке рабочих учебных планов по специальности 080114 «экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) на основе компетентностного подхода в соответствии с фгос спо третьего поколения
42.14kb.
Директор колледжа – Сачков Николай Анатольевич Зам директора по учебной работе
36.21kb.
Методические рекомендации Ульяновск 2010
362.19kb.
Курсы повышения квалификации Тема курса: «Содержание и методика организации образовательного процесса в начальной школе по фгос начального общего образования»
74.23kb.
К программе учебной дисциплины т
33.14kb.
Аннотация к программе учебной дисциплины
30.67kb.
К программе учебной дисциплины математика
33.8kb.
Конкурс: Педагогика XXI века Направление конкурса: условия внедрения фгос спо
64.26kb.
К программе учебной дисциплины административное право
30.66kb.
К программе учебной дисциплины семейное право
39.74kb.
К программе учебной дисциплины гражданское право
39.55kb.