Главная стр 1
скачать


Осуществление дифференцированного подхода

в обучении младших школьников.

Учитель начальных классов:

Толстогузова Елена Фёдоровна

МОУ « СОШ № 47»


город Троицк


1. Актуальность опыта.

Сознательная жизнь каждого человека начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя начальных классов. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – лишь помочь ему.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как школа не в состоянии предложить каждому ученику индивидуальную учебную программу, то я как учитель ищу модель обучения, которая позволила бы обеспечить развитие личности с учётом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Уровень готовности учащихся к обучению в школе снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности, у других едва достигает допустимого предела.

Класс, в котором я работаю, скомплектован из детей разного уровня развития. Результаты обследования учащихся 1 класса в начале сентября показали, что имеют высокий уровень подготовки - 3 человека, средний – 12 человек, низкий – 6 человек. При обучении детей возникли противоречия между усвоением материала и стандартом. В этом немалую роль сыграл и тот факт, что дети пришли из разных семей по социальному уровню развития. Часть детей посещала дошкольное учреждение, часть не посещала.

Проанализировав все факты, я поставила перед собой проблему: « Как обучить детей с разным уровнем восприятия и подготовленности стандартам, используя принцип «минимакса»?». Для этого я изучила опыт работы педагогов по данной теме, опыт учёных по устранению препятствий мешающих развитию восприятия стандартов и пришла к выводу, успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых обучение в соответствии со способностями и возможностями ребёнка, т.е. дифференцированное обучение.

Я выбрала тему для исследования « Реализация дифференцированного подхода в обучении».

Почему же так актуален дифференцированный подход в обучении?

Ответ прост: как нет на дереве двух одинаковых листочков, так нет равных учеников в процессе обучения. Как показывает практика, дети с показателями нормы по всем параметрам встречаются только в книгах.

Каждый ребёнок имеет те или иные отклонения от нормы, которые могут привести к отставанию в учёбе.

Школа сама отчуждает ученика, потому что не учитывает его психолого – педагогические особенности. Дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения.
Вопрос дифференциации не раз рассматривался на совещаниях, педагогических советах, на заседаниях методических объединений. Я пришла к выводу, что именно дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированное обучение обеспечивает максимально благоприятные условия для ребёнка, так как задания подбираются посильные доступные.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности (на уровне его возможностей и способностей)

Задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ученику проверить свои силы, обеспечить максимальное развитие.

Основная цель использования мною дифференцированного подхода – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать его личный потенциал. Это делает учебный процесс более эффективным. Но в тоже время дифференцированный подход, ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.

Сейчас передо мной стоят следующие задачи:


  1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями каждого.

  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

  3. Формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника, появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.
Основные мероприятия.

  1. Изучить индивидуальные особенности детей

  2. Выделение различных групп учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала

  3. Составление и подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием или связанных с увеличением объёма и сложности задания

  4. Уровневая оценка результатов обучения.

Я думаю, что мой накопленный опыт по данному вопросу пригодится для моего образовательного учреждения. Организуя дифференцированное обучение, на конец, 4 класса дети выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии этого подхода на ребёнка.

Содержание опыта.

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами (Ш.А. Амонашвили.)

Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребёнка.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуальное обучение, основанное на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.

С социальной точки зрения цель дифференциации – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Серьёзной проблемой современной начальной школы остаётся ориентировка процесса обучения на уже сформировавшиеся у ребёнка психические процессы. Известно, что таковыми является восприятие и память. Использование восприятия и памяти как приоритетных в обучении определяет преимущественное формирование соответствующих ролей школьника (зритель, слушатель, репродуктор) и инструкцией учителя (внимательно слушай, смотри, запоминай). Отсюда и система обучения, основанная на репродуктивных методах.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика- существенное место начинает занимать роль творца своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным так как.

Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в обучении заключается в том, что он может высказывать свои предложения в


коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи. Школьник видит необходимость выполнения того или иного требования, мотивы его деятельности становятся личностно значимыми для него.

В своей деятельности я применяю внутриклассную дифференциацию. Внутриклассная дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, она позволяет сохранять детский коллектив. Её характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоение материала и переходить с одного уровня на другой. Задания для выполнения, подбираются не по принципу «больше - меньше», а по принципу « труднее – легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо усваивающий ребёнок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

Изучив материалы по внутриклассной дифференциации, я выделила для себя несколько этапов, которые позволят мне продуктивно реализовать дифференцированный подход. Это:

1.Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы (смотри слайд)

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев (разноуровневые контрольные работы);

3.Распределений учащихся на группы


  1. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий

Процесс обучения я начинаю с изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей учащихся, затем провожу диагностику их уровня знаний и умений по предметам, причём диагностика познавательных процессов ведётся на протяжении всего обучения в начальной школе, после этого определяю дальнейшую работу с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностическая работа начинается с момента поступления учащихся в школу, изучается речевое развитие; развитие мелкой моторики; память; внимание; работоспособность. Для диагностики использую тесты Керна – Ирасека, Векслера, и др. Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребёнка. Данные диагностики позволяют сделать вывод, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Это выглядит так:

примерно одинаковый уровень психического развития – 58% (он принимается за норму);

-превосходят норму – 13%%

- не достигают нормы 29%



Как показывает практика, дети с показателями нормы по всем параметрам встречаются только в книгах. Каждый ребёнок имеет те или иные отклонения от нормы, которые могут привести к отставанию в учёбе.

Дети с пониженной обучаемостью, требуют особой формы учебной деятельности. Ребёнок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. А дети с повышенной обучаемостью? Они тоже нуждаются в особом внимание учителя для развития своих способностей.


Некоторые считают, что в первом классе невозможно осуществить дифференцированный подход, но это не так. В 1 классе, даже при полной успеваемости требуется дифференцированный подход. Конечно, есть трудности.

Попробуйте в начале года первоклассникам дать разные задания. Результата не будет. Каждому придётся разъяснять инструкцию, что займёт много времени. У первоклассников (6,6 – 7 лет) есть общий недостаток, долгое время затрудняющий дифференциацию по признаку обучаемости. Это почти полное отсутствие умений самостоятельной работы, импульсивность, которая проявляется в поведении не только вне урока, но и на уроке. Отсюда понятно, что существуют иные признаки дифференцированного подхода, которые более приемлемы для школьников начальных классов. Некоторые идеи можно взять из книги Е.С. Гобовой «Понимать детей – дело интересное» (М., Аграф, 1997 год), где подробно рассказано о том, как используются идеи нейролингвистического программирования.


Все люди по способам восприятии информации делятся на три группы:

- аудиалы - люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная вслух;

-визуалы- люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация;
-кинестетики - люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, запахи, вкус, движение.

Чтобы лучше их различить, даётся краткая характеристика (смотри Приложение).

Проведя диагностику, я начинаю распределять учащихся на группы.

Для этого, провожу беседы с родителями, с детьми; анализирую тесты, опросники родителей, наблюдаю за ребятами (смотри Приложение). Исходя из этого, выделяю три группы:

3 группа - высокая подготовка к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий;

2 группа - достаточно подготовлены к школе, владеют основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется помощь учителя при обобщении изученного;

1 группа – слабая подготовка к школе. Нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.

Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников 2, 3 классов план наблюдения иной, изучается: тип темперамента, самооценка, тревожность, память, мышление, уровень обучаемости, обученности, сформированность общеучебных и специальных умений и навыков. Групп также три.

3 группа: ученики с высокими учебными способностями, (ведут работы с материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходят к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определённым предметам, умеющие хорошо работать. Они имеют: уравновешенные процессы возбуждения и торможения, устойчивое внимание, в ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2 группа: учащиеся со средними способностями, (выполняют задания 1 группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, учебной мотивацией, интересом. У них: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Самостоятельно не могут выделять признаки предмета, их представления бедны, отрывочны. Чтобы запомнить материал надо многократно повторить. Внешне они эмоциональны, торопливы, невнимательны. Для таких детей трудны задания на обобщение, так как их уровень аналитического мышления низок.

1 группа: учащиеся с низкими учебными способностями (требую точности в организации учебных заданий, большого количества тренировочных заданий и дополнительных разъяснений нового материала), сформированности познавательного интереса, мотивации, учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемость, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Такие

ученики попадают в разряд слабых. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учёбе, отстают от класса, хотя могут учиться успешно

Важно, что при дифференцированном обучение возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы закреплён не навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способность восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Состав групп позволяет ориентировать педагогическую технологию, на зону ближайшего развития каждого школьника, что в свою очередь создаёт благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки. Задания в группах выполняются самостоятельно. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Карточки составляю таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися третьей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 3-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, я определяю, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения дифференциацию использую чаще, чем на уроках объяснения нового материала. Выбор способа определяю характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений. Из своего опыта считаю, что дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Дифференцированные задания

школьникам можно давать на тех этапах урока, где это необходимо. В некоторых случаях ученикам даются индивидуализированные задания, проводится индивидуальная работа с некоторыми из них.

Дифференциация учебной работы школьников не должна быть самоцелью

Главное это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке. Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в нескольких вариантах, устные указания.

Осуществляя на уроке дифференциацию учебной работы, необходимо заботиться о том, чтобы в классе не нарушался нормальный характер детских взаимоотношений. Например, ученики индивидуально выполняют дифференцированные задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся класса знают, как выполняется задание, и проверка, что обогащает знания детей второй и первой групп. Способы дифференциации учебной работы бывают разные (слайд 9 – 20)

- по уровню творчества

- по уровню трудности

- по объёму

- по степени самостоятельности учащихся

-по степени и характеру помощи учащимся

- по характеру учебных действий.

Приведу пример заданий, используемых мною на уроках.



- по уровню творчества:

- поиск закономерностей:



1 уровень

2 уровень

3 уровень

Найди значения выражений

3 + 6 = 1 + 7 =

2 + 7 = 2 + 6 =

1 + 8 = 3 + 5 =



Вставь в окошечки числа ,чтобы равенства стали верными

3 + * = 9 1 + * = 8

2 + * = 9 2 + * = 8

1 + * = 9 3 + * = 8



Догадайся по какому правилу составлена таблица и заполни пустые клетки.

3

2

1

8







4

6




6

7

8

1

2

3







5




1

2

3







5

6

7

7

6

5

4

2















1 уровень

2 уровень

3 уровень

Найди значения выражений

75 – 4 = 99 – 7 =

75 – 40 = 99 – 70 =

35 – 2 = 58 – 3 =

35 – 20 = 58 – 30 =


Вставь в окошечки числа ,чтобы равенства стали верными

75 – * = 71 99 – * = 92

75 – * =35 99 – * =29

35 – * =33 58 – * =55

35 – * =15 58 – * =28


Сравни выражения. Разгадай закономерность, по этому же правилу составь своё выражение.

75 – 4 * 75 – 40

35 – 2 * 35 – 20

99 – 7 * 99 - 70





Задания на классификацию математических выражений:

1 уровень

2 и 3 уровень

5 + 3 = 2 + 6 = 8 + 7 =

7 + 4 = 9 + 3 = 3 + 4 =

Найди значения выражений


Сравни выражения. Подумайте, на какие две группы их можно разделить. Запиши каждую группу в столбик и найди значения выражений.

Восстановление пропущенных чисел, деформированные равенства и неравенства.

1 уровень.

2 уровень

3 уровень

Найди значения выражений

4 + 4 = 5 + 3 =

1 + 7 = 2 + 6 =


Вставь в окошечки числа ,чтобы равенства стали верными

4 + * = 8

* + 7 = 8

5 + * = 8



Вставь числа.

6 + 2 = * + 5

7 + * > 2 + 6

* + 4 < 5 + 3





Преобразование математических выражений, равенств и неравенств.

1 уровень

2 и 3 уровень.

6 + 2 * 9 3 + 6 * 9 4 + 5 * 9

5 + 2 * 7 3 + 4 * 6 7 + 2 * 8



Сравни выражения и числа.

Сравни выражения и числа.Запиши сначала равенства, а затем неравенства .Преврати получившиеся неравенства в верные равенства.

Постарайся найти разные способы.




Выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения.

1 уровень.

2 и 3 уровень.

( 49 + 44) – 39 = ( 58 + 23) – 38 =

( 45 + 47 ) – 45 = ( 65 + 34 ) – 65 =



Найди значения выражений.

Подумайте, сколькими способами можно найти значения этих выражений. Для каждого выражения выберите и подчеркните самый удобный способ решения.


- по уровню трудности.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.




  1. Усложнение математического материала, который используется в задании

1 уровень

2 и 3 уровень.

Сравни числа: 523 * 524

451 * 461

623 * 723


Сравни числа: 6523 * 6524

4751 * 4761

6235 * 7235


Способ сравнения чисел одинаковый (поразрядное сравнение), но увеличение количества знаков в числах, предложенных второй и третьей группам, делает задание более сложным.

2.Увеличение количества действий в выражении.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

64 : 8 =

48 : 6 =


64 : 8 * 2 =

48 : 6 * 3 =



64 : 8 * 2 : 4 =

48 : 6 * 3 : 4 =



3.Использование обратного задания, вместо прямого.

1 уровень.

2 и 3 уровень

Сторона квадрата 6 см. Определи периметр квадрата. Начерти квадрат.

Начерти квадрат, периметр которого равен 24 см.

- по объёму учебного материала.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительное.

Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Например:

Основное задание:

Найди значения выражений.

15 – 7 = 13 – 8 =

14 – 9 = 12 – 6 =

16 – 9 = 11 – 8 =

Дополнительное задание.


  1. Найди значения выражений.

  2. Найди сумму ответов в каждом столбике.

  3. Сравни полученные ответы.

- по степени самостоятельности учащихся.

Обычно работа строится следующим образом. На первом этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого часть детей, чаще « сильные» приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно для детей «среднего» уровня. Те дети, которые испытывают затруднения, чаще всего это «слабые» дети все задания выполняют под

руководством учителя. Этап проверки может быть проведён фронтально. Таким образом, степень самостоятельности учеников различна. При этом дети сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному

выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

- по степени и характеру помощи учащимся.

- карточки с образцом выполнения заданий.

- алгоритмы, памятки по выполнению заданий.

- наглядные опоры, схемы.

- карточки – помощницы.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.;

наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)

дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

начало решения или частично выполненное решение.


Например: при изучении нового сначала фронтально провожу подготовительную работу, затем создаю проблемную ситуацию, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого объединяю ребят в группы по 4 – 5 человек. Каждая группа предлагает свой способ решения проблемы. Далее дети первой группы обобщают главное, делают выводы и приступают к самостоятельной работе. Самостоятельная работа состоит из обязательного и дополнительного задания. Они готовятся заранее, записаны на доске, карточках. Обязательные задания способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки навыка; их ограниченное количество, и они посильны для выполнения каждому ученику. Дополнительные задания рассчитаны на детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для выполнения заданий повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Количество упражнений может быть разным, но достаточным для усвоения правила и полной занятости детей на данном

этапе урока. Итак, одна группа выделена. С остальными детьми провожу второе объяснение по учебнику, используя, имеющиеся иллюстрации и делая необходимые записи на доске или пользуясь записями учебника. При этом затрачивается меньше времени, так как внимание обращается на главные выводы. После этого предлагается выполнить работу второй группе детей. Останутся дети, которым необходимо третий раз выделить главное. Затем все дети должны выполнить обязательные задания самостоятельно.

При выполнении самостоятельной работы в процессе объяснения нового материала проверке выполнения заданий уделяется особое внимание. Она должна показать учителю насколько доступно и правильно была объяснена тема и насколько правильно понял и усвоил её каждый ученик. Поэтому важно проверить процесс усвоения правила и умения ученика применять это правило при выполнении заданий. Форма проверки может быть разной: решение у доски с пробным объяснением, выборочная проверка главного. Важно проверить качество выполненных заданий и оценить труд каждого ученика.

Пример:


У Зои 6 значков, а у Кости на 2 значка больше. Сколько значков у Кости?

Обязательные задания:

Составь схему к задаче и реши её.



Дополнительные задания:

Измени условие задачи так, чтобы она решалась вычитанием

Измени вопрос задачи, чтобы она решалась в 2 действия. Реши полученную задачу.

В зависимости от подготовленности детей, их вычислительных навыков и наличия времени на уроке объём заданий можно увеличить или уменьшить.

Изучив теоретические аспекты дифференцированного обучения, были составлены разноуровневые дидактические материалы по математике.

Первый уровень соответствует базовому уровню согласно требованиям учебной программы. Следовательно, это обязательная для выполнения часть задания.

Второй уровень соответствует повышенному уровню и выполняется только после успешного усвоения предыдущего блока. Данная часть задания не является обязательной для всех и выполняется избирательно учащимися. Оно предполагает не только выполнение заданий по отработке учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.

Третий уровень – творческий. Он предполагает написание небольших сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления и речи. При этом в соответствии с учебными возможностями ученики могут

выполнить все уровни, либо часть заданий.

Переход с одного уровня сложности задания на другой, повышенный, обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся к предмету. В свою очередь, развитие УУД и познавательного интереса учащихся являются составляющими для развития навыков самостоятельной работы учащихся. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

Работа должна вестись в строгой последовательности по данному алгоритму:


  1. Знаешь, как выполнять задание – выполняй. Не знаешь – спроси учителя или товарища.

  2. Выполнил задание – приступай к выполнению следующего уровня.

Как же я организую самостоятельную работу на уроке, используя разноуровневый дидактический материал?

В зависимости от целей и задач урока. Класс можно не делить на группы. Все дети находятся в одинаковых условиях. Дается задание. Если ученик понял, как выполнять данное упражнение, он приступает к выполнению что означает: «Я могу решить сам». Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, то он поднимает руку: «Я затрудняюсь. Мне нужна помощь». Таким образом, я получаю информацию о деятельности всего класса.

Обычно испытывают трудности от 2 до 5 человек в классе. Я приглашаю этих детей за отдельный стол, где приготовлены разные таблицы, схемы, которые помогут выполнить данное задание, и работаю с ними. При этом ограничиваюсь минимальным пояснением и не вмешиваюсь в самостоятельную работу ученика. Даю каждому возможность преодолевать трудности, связанные с выполнением данного упражнения. В качестве консультантов часто выступают сами ребята, которые уже справились с заданиями определенного уровня. Одновременно слежу за остальными детьми.

Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся. У детей возникает желание самостоятельно выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.

Все больше убеждаюсь, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.

Тема: «Числа 21 – 100».

На доске записаны примеры:

56 – 30 37 + 60 29 – 15

42 + 7 30 – 8 50 – 24

1- й уровень Реши примеры.

2 –й уровень Реши данные примеры. Составь примеры с обратными действиями.

3 – й уровень. Реши данные примеры. Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.



Тема: «Решение задач»
На столе лежит 6 красных кубиков, а синих на 4 кубика больше чем красных.

Сколько синих кубиков лежит на столе?



1 - уровень

2 – уровень

3 - уровень

Я даю детям на выбор 2 схемы к задачам и 2 решения из которых дети должны выбрать правильное и записать .

Составь схему и реши задачу.

Измени условие так, чтобы задача решалась вычитанием и реши её.



Составь схему и реши задачу.

Измени вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями и реши её.


За завтраком дети съели 7 помидоров. После этого на столе осталось 5 помидоров. Сколько помидоров подали к завтраку?




1 - уровень

2 – уровень

3 - уровень

Составь схему и реши задачу.

Составь схему и реши задачу.

Составь задачу обратную данной и реши её.



Составь схему и реши задачу.

Составь 2 задачи обратные данной и реши их

.

Рассмотрим ещё примеры индивидуализации самостоятельной учебной деятельности учащихся при обучении их решению составных арифметических задач. Например, задача: “ Маляр покрасил за день 10 парт, а его ученик на 4 парты меньше. Сколько всего парт они покрасили за день?”

Для «слабоуспевающих»

Составь схему к задаче и реши её.

Для «сильных» детей

Составь схему к задаче и реши её.

Измени текст задачи так, чтобы она стала простой, начерти схему к задаче и реши её.

Составь обратные задачи и реши их.

Задание (слабоуспевающих учащихся). Отметьте “галочкой” задачи, которые решаются в одно действие:

На теплоходе было 75 пассажиров. На пристани 25 пассажиров вышли, а 20 новых пассажиров сели на теплоход. Сколько пассажиров стало на теплоходе?

В одной группе детского сада 17 детей, а в другой – на 8 больше. Сколько детей во второй группе?

Когда из ящика взяли 7 кг яблок, там еще осталось 18 кг яблок. Сколько килограммов яблок было в ящике?

А «сильные дети» в это время решают задачи.

Задания с образцом выполнения

Для усвоения приема вычитания двузначного числа из двузначного может быть предложены задания с развернутым образцом выполнения решения.

Пример: 47 – 23 = (40 + 7) – (20 + 3)= (40 – 20) + (7 – 3) =

Задание 1. Найдите сумму по следующему образцу и выполните проверку.
Образец выполнения задания

47 + 28 = 75

1. Подчеркни одной чертой десятки в каждом числе, а двумя – единицы: 47 + 28.

2. Сложи десятки с десятками, а единицы с единицами:

3. Десятки сложим с десятками: 4 дес + 2 дес = 6 дес; единицы сложим с единицами: 7 ед + 8 ед=15 ед = 1дес 5 ед;

6дес + 1 дес 5 ед = 7 дес 5ед = 75


4. Выполняем проверку. Вычтем из суммы 75 одно из слагаемых. Если получим другое слагаемое, то сложение выполнено верно:

5. Читаю ответ: 28

В следующих заданиях можно предложить сокращенную запись операций и, наконец, дать задания без образца решения

Наиболее частая ошибка, встречающаяся при решении задач неверно выбранное действие. Поэтому задания, предлагаемые в первом варианте имеют целью предупредить появление подобных ошибок, их содержание и последовательность направлены на формирование умения обосновывать выбранные действия, что, естественно приводит к правильному конечному результату помощь, оказываемая слабо- и среднеуспевающим учащимся при выполнении краткой записи, схемы позволяет вычленить основные величины, входящие в задачу, верно установить связи между ними.


Для «слабоуспевающих»

Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются

действием сложения (+)

действием вычитания (–)


а) На одном участке посадили 46 елок, а на другом 30.

На сколько больше елок посадили на первом участке?

б) На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин.

Сколько машин на стоянке?

в) В одной коробке лежало 20 карандашей, это на 4 карандаша больше, чем в другой.

Сколько карандашей во второй коробке?

Реши вторую задачу, выполнив схему

Учащимся, которым предлагался второй и третий варианты, в силах самостоятельно справиться с задачей, поэтому задания, предлагаемые им, направлены на регулирование процесса решения. Наиболее хорошо успевающие учащиеся выполняют задание на преобразование задачи.

Реши задачу: “В первый день в магазине продали 46 кг рыбы, Это на 20 кг больше, чем продали во второй день. Сколько килограммов рыбы продали во второй день?” Прочитай условие задачи.

Составьте задачу, аналогичную данной

Измени условие задачи так, чтобы она решалась двумя действиями. Рассмотри чертеж к задаче.

Почему второй отрезок длиннее первого, хотя в условии задачи говорится “на 20 кг больше”?

Прочитай задачу по частям. Каждую часть соотнесите с чертежом.

Учащимся, которым предлагался второй и третий варианты, в силах самостоятельно справиться с задачей, поэтому задания, предлагаемые им, направлены на регулирование процесса решения. Наиболее хорошо успевающие учащиеся выполняют задание на преобразование задачи.

Реши задачу: “В первый день в магазине продали 46 кг рыбы, Это на 20 кг больше, чем продали во второй день. Сколько килограммов рыбы продали во второй день?” Прочитай условие задачи.

Составьте задачу, аналогичную данной

Измени условие задачи так, чтобы она решалась двумя действиями. Рассмотри чертеж к задаче.

Почему второй отрезок длиннее первого, хотя в условии задачи говорится “на 20 кг больше”?

Прочитай задачу по частям. Каждую часть соотнесите с чертежом.

Запиши решение придуманной тобой задачи по действиям с пояснением.

На этапе закрепления и применения знаний и умений более всего содержится возможностей для учёта особенностей учащихся. Организуя дифференцированную работу на этом этапе, учитель должен ясно представлять:

- закреплению, каких навыков и приёмов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?

-какие приёмы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?

-какие ученики нуждаются в помощи, и в какой форме предложить эту помощь?

-какие ученики, в каком объёме могут выполнять задания творческого характера?

Закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объёме, так как одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение материала, а другим необходимо более продолжительное время, больший объём упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых заданиях, а вторых нельзя торопить, переводить к более сложному. Рассмотрим наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий. Учитель готовит несколько вариантов заданий. Учащиеся сами выбирают вариант (Приложение)

Решение уравнений.


1 – уровень

х + 5 = 9 х – 8 = 2



2 – уровень и 3 – уровень

Х + 15 = 35 х – 18 = 22




Работа с именованными числами.




1 - уровень

2 – уровень

3 - уровень

4 дм = ** см

4дм 7см = * * см

Сравни: 4дм 7см * 5 дм 8 см

5 м = * * дм

5 дм 8 см = * * см





1 - уровень

2 – уровень

3 - уровень

Вычисли удобным способом

Вычисли удобным способом.

Вычисли удобным способом.

45 + 38 + 5 + 2 =

6 + 27 + 14 + 3 =



45 + 38 + 5 + 2 + 10 =

6 + 27 + 14 + 3 + 34 =



38 + 45 + * + 2 + 10 = 100

27 + 34 + 3 + * + 14 =84


Фамилия Толстогузова МОУ «СОШ № 47»

Имя Елена город Троицк

Отчество Фёдоровна Челябинская область


Найди значения выражений.

1 – уровень и 2 – уровень

26 + 14 = 61 + 39 = 78 + 22 =

17 + 53 = 32 + 48 = 64 + 16 =

Определи, что общего во всех

Выражениях.


3 – уровень

Составь суммы, в которых при сложении двузначных чисел в разряде единиц образуется 0 (ноль)




Цифровой диктант

Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают "плюс" за работу (балл за данный этап урока). Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.

Как я провожу тренировку памяти.

Список словарных слов висит в течение длительного времени на доске (стенде). Потом этот список снимается и предлагается записать запомнившиеся слова. При выполнении этих заданий развиваются три вида памяти и наблюдательность учащихся.



Числовой диктант

При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во - первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В- третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна. Пристального внимания заслуживает дифференциация домашнего задания, так как

его ученик выполняет без непосредственного руководства учителя, поэтому необходимо создать условия для успешного его выполнения. Очень часто задание даётся общим для всех. И в результате не вырабатывается ответственного отношения к домашней работе и к учебной деятельности в целом. Разработка заданий для домашней работы основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в знаниях.

Домашнее задание содержит подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания. Это может быть справка, образец решения, рисунок, чертёж, вспомогательные вопросы к инструкции по решению задач и по работе с книгой. Задания могут предлагаться ученикам на выбор (Приложение).

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у детей интерес. Некоторые из них считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает безграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?


Перечитав много литературы, проанализировав свои уроки, я пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Выбирая задание, дети взвешивают свои возможности, то есть происходит самооценка своих знаний и умений. Ученикам предоставляется возможность самим выбирать уровень сложности задания и переходить с одного уровня на другой. Задания должны вызывать обдумывание, рассуждение, носить поисковый характер. Они должны постепенно усложняться, то есть предъявлять всё более высокие требования к умственной деятельности школьника.

Я хочу предложить вам самостоятельную работу по русскому языку по теме:

«Сложные слова» в 3 классе.

Цель урока: формировать умение образовывать, писать, разбирать по составу сложные слова, развивать навык грамотного письма.

1 уровень: Рассмотрите, как образованы слова, выделите в словах корни и подчеркните соединительную гласную.

Тепловоз, пароход, вертолет, кашевар, землекоп.

2 уровень: Образовать сложные слова из слов, разобрать их по составу.

а) рыба, ловить

б) ходит пешком

в) сам летает

г) падают звёзды.

3 уровень: Вспомните бытовые предметы. Чаще всего эти бытовые предметы находятся

на кухне. Запишите названия этих предметов - сложные слова.

Тема « Правописание парной согласной на конце слова» - 2 класс.

1 уровень: Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, рассуждай по образцу

« В слове заводы перед гласным звуком – ы произносим звук – д, значит, и в слове

Завод нужно писать букву де, обозначающую звук - д.

(Заводы) – завод, (площади) – площа * ь, (грузы) – гру * , (морозы) - моро * .,

( клювы) – клю * , ( рукава) – рука * , ( города) – горо * .

2 уровень. Выбери проверочное слово, запиши его и вставь пропущенную букву.

( заводы, заводчик) - заво * , ( площадка, площади) – площа * ь, ( клювы, клювчик)

Клю * , (рукава, рукавчик) – рука * , (города, городской) – горо * .

3 уровень. Спиши слова, подбирая проверочные.

( ) – заво *, ( ) – площа * ь, ( ) – гру * , ( ) - моро * .,

( ) – клю * , ( ) – рука * , ( ) – горо * .

Подбери ещё два слова на данное правило.

Число имён существительных


Уровень 1.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Уровень 2.


Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Уровень 3.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Допишите два своих слова.

Тема « Правописание заглавной буквы»

1 уровень: Спиши . Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы.

кот Барсик, корова Зорька, река Волга.

2 уровень: Выпиши имена, фамилии, отчества людей и названия городов.

Мы учили стихи Александра Сергеевича Пушкина. В нашей стране много древних красивых городов: Владимир, Псков, Новгород.

3 уровень: Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена собственные.

Возвратясь под вечер с _оля,

Потеряла сережку _оля.

Ту _ережку нашел _ережка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя _ережка!


Дифференцированные задания на уроках литературного чтения.
Репродуктивного характера (низкий уровень)


  • Прочитай текст.

  • Подчеркни (отметь) непонятные и трудные для чтения слова.

  • Прочитай и расставь ударение.

  • Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.

  • Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

  • Прочитай все восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения.

  • Выполни задания, данные после текста.

  • Отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте).

  • Сосчитай, сколько раз встречается прямая речь.

  • Прочитай выразительно прямую речь.

  • Выдели красивые слова и выражения.

  • Выдели однородные слова в тексте.

  • Какие синонимы использует автор к слову.

  • Из слов, данных на карточке, вычеркните те, которые ты не встретил в тексте, подчеркни их

  • Раздели предложение(я) на логические отрезки, состоящие из 1, 2, 3 слов. Прочитай, делая паузы.

  • Прочитай выразительно по смысловым отрезкам 1, 5 абзац...


Конструктивного характера (средний уровень).


  • Подбери однокоренные слова к заголовку текста (рассказа).

  • На карточке набран текст с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

  • Распространи предложение (абзац) прилагательными.

На карточке текст. Измени время повествования. Прочитай текст с изменениями.

  • Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушался.

  • Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте.

  • Соедини текст из разрозненных предложений. Сверь со второй частью текста, который изучается.

  • На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.

  • Подчеркни в каждой строке стихотворения главные по смыслу слова Прочитай выразительно, соблюдая паузы.

  • Прочитай часть текста, подбери для выразительности подходящие жесты и движения.

Исследовательского характера (высокий уровень).

  • Почему это произведение можно отнести к сказке (рассказу, стихотворению и т.д.)?

  • Какое настроение передаёт автор в первой части, во 2-й, в 3-й.Какими средствами?

  • Прочитай рассказ в лицах.

  • Какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?

  • Прочитай отрывок, помещенный на карточке. К какой части композиции он относится?

  • Сконцентрируй внимание на середине строки, попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Аналогично 2-ю, 3-ю и т. д. Читай, делая движения глазами только вниз.

  • Почему текст так называется? Докажи.

  • Докажи, что данное произведение – сказка (басня и т.д.).

  • Отметь кульминационные моменты в тексте.

  • Какие сказочные элементы присутствуют в тексте?

  • Создай диафильм к тексту.


Дифференциация по объёму.
Задание 1.

1 ур. Прочитайте 1-й абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

2 ур. Прочитай и перескажи подробно текст.

3 ур. Подготовь выразительное чтение всего текста.


Задание 2.

1 ур. Прочитай и перескажи 1 часть близко к тексту.

2 ур. Прочитай и перескажи подробно весь текст.

3 ур. Прочитай весь текст и кратко перескажи.


Задание 3.

1 ур. Прочитай часть, раздели предложения на смысловые отрезки (синтагмы).

2 ур. Раздели на смысловые отрезки весь текст.

3 ур. Раздели текст на смысловые отрезки и подготовь выразительное чтение.


Задание 4.

1 ур. Определи настроение 1 строфы в стихотворении.

2 ур. Определи настроение в каждой строфе.

3 ур. Определение смену настроений в стихотворении.


Дифференциация по уровню творчества.

Задание 1.

1 ур. Подбери рифмы: небеса -

иней -


снежок –

2 ур. Придумай двустишие по рифмам: ковром – серебром, бело – замело.

3 ур. Придумай стихотворение на тему «Зима».
Задание 2.

1 ур. Прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.

2 ур. Составь такие же загадочные письма своим друзьям.

3 ур. Составь кроссворд по произведениям Л. Толстого (к примеру)

Вывод.

- В результате проведения таких самостоятельных работ повышается уровень самостоятельности ученика, уверенность в своих способностях, появляется интерес к изучаемому предмету и улучшается качество знаний и умений учащихся.



На традиционном уроке учитель:

  1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов.

  2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

  3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

  4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

  5. Планирует и направляет детскую деятельность.

  6. . Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

  7. . Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

  8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

На уроке с использование дифференцированного подхода учитель:

  1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

.2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Результативность

Дифференцированный подход может быть использован в различных предметных областях. Как показал опыт апробации, большинство приёмов возможны и эффективны в начальном обучении. Такой подход приносит свои плоды, что показано в увеличении качества образования, росте успеваемости и желании детей учиться и самореализовываться.

Проведя диагностику учащихся уже 2 класса, я могу сделать вывод, что дифференцированный подход позволил получить следующие результаты:

- в классе нет неуспевающих. По итогам учебного года все учащиеся усвоили учебный материал на уровне федерального государственного образовательного стандарта

- увеличилось количество учащихся, способных к зрительному восприятию: в 1 классе было 33%, стало 47%, что является показателем способности к овладению грамотой

67% - способны к выполнению арифметических действий.

27% - умеют сравнивать множества,

27% - выполняют фонематические задания

13% - способны классифицировать предметы, что является показателем уровня общего развития

13% - имеют предпосылки к овладению звуковым анализом, что является показателем развития речи, из этого следует вывод: 47% учащихся моего класса умеют следовать моим указаниям, а оставшиеся 53% моих учащихся я должна этому на учить. В конце 2009 -2010 учебного года мои первоклассники справились с работой следующим образом успешно – 95%, качество знаний – 44%.

Итоговые результаты за первое полугодие 2010-2011 учебного года показали, что математику ребята усвоили следующим образом: успешно справились – 100 %, качество знаний – 45%; русский язык: успешно справились – 100 %, качество знаний – 45%.

Итоги контрольных работ по математике: абсолютная успеваемость - 100%, качество – 56%; по русскому языку: абсолютная успеваемость – 100 %, качество знаний – 52%. Общая успеваемость по классу: абсолютная успеваемость – 100%, качественная успеваемость – 47%.

Опытом работы по данной проблеме я делилась на заседаниях ШМО, школьных методических семинарах, выступала на курсах повышения квалификации учителей в ЧИППКРО. Опыт получил положительную оценку. Познакомиться с материалами из опыта работы можно на сайте МОУ «СОШ № 47».



Заключение

Работая по теме в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что в дифференцированном подходе есть и свои плюсы, и минусы.



Положительной сторона дифференцированного подхода: время уделяется сильным учащимся; время уделяется слабым учащимся, их можно чаще контролировать; увеличивается уровень Я- концепции (ситуация успеха повышает самооценку слабого); повышается уровень мотивации у сильного ученика.

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнить задания 1 и 2 – го уровней, стали ощущать себя успешными и уверенными, возросла степень комфорта на уроках, поднялся уровень преподавания в начальной школе. Дифференцированное обучение позволило организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования. Организуя дифференцированное обучение, наконец, 4 класса дети выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии этого подхода на ребёнка. Такой подход позволяет ребёнку познать себя.

В работе со слабыми учащимися при дифференцированном обучении нет необходимости заниматься дополнительно после уроков.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий.



Отрицательная сторона: слабые не имеют возможности тянутся за сильными, понижается уровень мотивации в слабых группах.

В заключении хочется сформулировать некоторые условия эффективного осуществления дифференцированного подхода:



  1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.

  2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

  3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группами отдельным учащимся.

  4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся и каждого ученика


Литература





    1. Закон РФ от 10.07.92г. № 3266-1 «Об образовании»

    2. Национальная педагогическая инициатива «Наша новая школа»

3. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

4. Соколова Т.Е. Информационно-аналитические умения: система индивидуального мониторинга: Учеб.-методич.пособие. – 2-е изд.,- Изд. «Учебная литература», 2008.

5. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: Познавательное общение в начальном образовании: Учеб.-методич. Пособие. – 2-е изд.-Изд. «Учебная литература», 2008.

6. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной образовательной школе //Завуч. - 2003. -№8.

7. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. - 2004.- № 5.

8. Гузик Н. Путь к пятёрке – дидактическая единица //Школьные технологии.- 2004. - №2.

9. Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты //Школьные технологии. – 2003. - №3.

Визуал



Аудиал


Кинестетик


тихий
задумчивый ( контакты с детьми с трудом)


друзей почти нет
послушен
учится легко (успешно)
любит телевизор, компьютер
равнодушен к животным (может ими любоваться)
гулять не любит
очень разборчив в еде, одежде
зрелища производят сильное впечатление, но мало о них рассказывает
при стрессе замыкается в себе

говорит без умолку


вступает в контакты с детьми и взрослыми без труда
любит слушать, когда читают или рассказывают
с трудом запоминает написание букв
непослушен
возражает на замечания взрослых
к еде и одежде равнодушен
не любит красочных зрелищ
при переживании стресса срывается на крик
не способен сосредоточиться
склонен ко всевозможным угадываниям


очень подвижен


главное – заниматься делом
очень талантлив и самостоятелен
всё надо потрогать
хорошо воспринимает запахи
отлично развит вкус
очень любит животных




скачать


Смотрите также:
Осуществление дифференцированного подхода в обучении младших школьников. Учитель начальных классов: Толстогузова Елена Фёдоровна моу
407.79kb.
Дмоховская Елена Афанасьевна, учитель начальных классов моу «Русскополянская сош №3»
88.67kb.
Обрядина Елена Викторовна, учитель начальных классов моу гимназия №1 развитие мыслительных операций и трудовых умений младших школьников посредством курса «технология»
59.82kb.
Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской деятельности
33.69kb.
Проблема: Развитие креативности младших школьников посредством уроков русского языка и литературного чтения
69.43kb.
Программа кружка по информатике для учащихся начальных классов "Творческое проектирование в мультимедийной среде ПервоЛого"
54.89kb.
Организация дифференцированного подхода в обучении математики Дифференциация содержания обучения
148.55kb.
Программа изучения, обобщения и распространение опыта работы по формированию учебной деятельности в начальном звене
646.75kb.
Реализация здоровьесберегающего подхода в обучении английскому языку младших школьников
241.89kb.
Исследовательская работа Строковой Раисы Серафимовны учитель начальных классов моу сош №3 Г. Ртищево Саратовской области
201.9kb.
Проблема: Формирование оценочной деятельности детей в начальной школе
66.82kb.
Организация дифференцированного подхода в обучении математике
112.57kb.