Главная стр 1
Методические рекомендации для выполнения задания и написания отчета №1
Исследование <предмет работы1> методами балльных оценок и парных сравнений
Срок сдачи отчета – 12.11.2010
Для выполнения этого задания вам необходимо:

1) Придумать тему для исследования: выбрать измеряемый признак и 5 объектов, которые испытуемые будут оценивать по этому признаку. Предмет вашей работы должен быть отражен в ее названии.

2) Разработать стимульный материал, бланк для фиксации ответов, сформулировать инструкции.

-- Для метода балльных оценок необходимо разработать графическую или числовую шкалу для оценки объектов, указать на ней описательные прилагательные, выражающие разные степени оцениваемого признака, записать инструкцию для испытуемого и создать форму, где испытуемый будет отмечать свои ответы.

-- Для метода парных сравнений необходимо составить из пяти объектов пары (должно получиться 10 пар) и разработать случайную последовательность их предъявления так, чтобы каждая пара демонстрировалась 4 раза, при этом в половине предъявлений одной пары объекты должны меняться местами. Здесь также необходимо сформулировать инструкцию и разработать бланк для фиксации ответов.

-- Заполненные респондентами бланки обязательно должны быть приложены к отчету.

3) Собрать эмпирический материал, т. е. провести исследование на 6 испытуемых так, чтобы каждый из них оценивал объекты и по методу балльных оценок, и по методу парных сравнений.

4) Обработать полученные данные в рамках обоих методов, с построением порядковой и интервальной шкал измеряемого признака.

5) Написать отчет (структура отчета представлена ниже).
Рекомендации для написания отчета
Введение

-- Опишите общий замысел работы: что вы хотите исследовать (т. е. что является предметом работы), на каком материале, с применением каких методов. Почему это представляется интересным, что можно установить с помощью этого исследования. Если вам известны какие-то факты, касающиеся исследуемого вопроса, полученные другими исследователями, приведите их со ссылками на источники.

-- Обязательно сформулируйте цель (цели) и гипотезу (гипотезы) вашего исследования. Гипотезы могут касаться расположения объектов на шкале или сравнения результатов, полученных разными методами. Обязательно обоснуйте ваши гипотезы, т. е. опишите, почему, на ваш взгляд, результаты должны быть именно такими, как вы предполагаете в гипотезе.

-- Кратко охарактеризуйте использованные вами в работе методы (метод балльных оценок и метод парных сравнений): в чем суть каждого метода и измерительной процедуры, каковы исходные данные и какая шкала получается в результате; каковы возможности и ограничения методов.


Методика

Испытуемые

Охарактеризуйте выборку испытуемых: сколько человек, какого пола, какого возраста (приведите минимальное и максимальное значения и средний возраст). Если важны еще какие-то характеристики выборки, приведите их тоже (например, если важно, что все испытуемые являются студентами и т. п.).


Материалы

-- Опишите, что являлось измеряемым признаком (т. е. какую психологическую переменную вы измеряли).

-- Опишите, сколько и какие объекты предъявлялись испытуемым, по какому принципу были отобраны эти объекты.

-- Для метода балльных оценок опишите, каким вариантом метода балльных оценок вы пользовались (числовые или графические шкалы); опишите разработанные шкалы для вынесения оценки испытуемым (количество градаций признака: количество баллов или длина отрезка); какими категориями были заданы градации признака; поясните, почему выбрали именно такой вариант шкалы и именно такое количество градаций признака. Опишите способы контроля байесов (если вы их использовали).

-- Для метода балльных оценок опишите, каким образом формировались пары объектов, каковы были особенности предъявления объектов испытуемому, как разрабатывалась последовательность предъявления пар объектов.

-- Опишите бланк (или бланки), который вы давали испытуемому. Пример бланка приведите в приложении.


Процедура

-- Приведите дословно инструкции, которые получал испытуемый.

-- Опишите, в каком порядке предъявлялись задания, что должен был делать испытуемый.

-- Как было организовано предъявление стимулов (на распечатанных бланках, в виде карточек или с экрана компьютера).

-- В какой форме испытуемый давал ответы, и как происходила их фиксация.

-- Опишите те аспекты процедуры, которые являются специфическими для метода парных сравнений: сколько пар объектов предъявлялось, сколько раз предъявлялась каждая пара, порядок предъявления пар, каково было общее число проб.

-- В какой форме проводилось исследование (индивидуальная или групповая).
Результаты

-- Для метода балльных оценок. Опишите, какие расчеты проводились с исходными данными, каким образом были подсчитаны необходимые показатели. Результаты вычислений представьте в виде таблицы, в которой укажите для каждого объекта медиану, квартили (первый и третий) и межквартильный размах по измеряемому признаку. В тексте работы опишите смысл этих показателей. Полную таблицу сырых данных (т. е. все оценки каждого объекта, полученные от каждого испытуемого) приведите в приложении. Постройте итоговую порядковую шкалу.

-- Для метода парных сравнений. Приведите последовательно все основные шаги расчетов, начиная с групповой матрицы частот (индивидуальные матрицы частот поместите в приложении): групповую матрицу частот – матрицу вероятностей – матрицу z-значений. Для каждой матрицы поясните в тексте отчета, что в ней содержится и как были рассчитаны соответствующие показатели. Опишите, получилась ли у вас в результате полная или неполная матрица, что на это указывает и что это означает. При необходимости также приведите упорядоченную матрицу z-значений (с указанием значения, по которому происходило упорядочивание), а также матрицу разниц z-значений. Рассчитайте шкальные значения всех стимулов (опишите, каким образом они были получены в вашем случае). Постройте итоговую интервальную шкалу (для правильного ее отображения лучше сделать это при помощи линейки и карандаша, а не в редакторе MS Word).
Обсуждение результатов

-- Опишите, каким образом расположились объекты на шкалах, построенных при помощи разных методов (не забывайте, что при интерпретации интервальной шкалы необходимо описывать расстояния между объектами, т. е. при обсуждении результатов использовать информацию о различиях в степени выраженности измеряемого признака). Совпадает ли порядок расположения объектов на разных шкалах? Если нет, то почему так могло получиться?

-- Как можно объяснить полученную последовательность расположения объектов на шкалах? Какие выводы об объектах и измеряемом признаке позволяют делать полученные шкалы.

-- Подтвердилась ли выдвинутая вами гипотеза? Обоснуйте ответ полученными данными (везде, где это требуется, приводите конкретные числа). Если гипотеза не получила подтверждения, попытайтесь объяснить, почему, на ваш взгляд, так произошло.

-- Сравните метод балльных оценок и парных сравнений на основании вашего личного опыта их применения. Какой из них удобнее? Какие преимущества и недостатки каждого из методов вы для себя отметили? Отличается ли качество и точность данных, полученных с помощью разных методов? Если да, то в чем это выражается?

-- Насколько эффективной оказалась разработанная вами методика? Оцените, был ли удачным подбор объектов, разработанные инструкции, описание градаций признака (для метода балльных оценок), могли ли повлиять на оценки испытуемых систематические ошибки, и как именно.


Выводы

Коротко (1-2 предложения) опишите, в чем заключалась гипотеза и подтвердилась ли она.


Приложения

(отчет обязательно должен содержать все указанные приложения, иначе он не будет оценен)

1) Протоколы, заполненные вашими испытуемыми (6 штук).

2) Бланк методики (необязательно, если в протоколе видно, что он собой представлял).

3) Разработанная вами последовательность предъявления пар стимулов (для метода парных сравнений).

4) Таблица исходных данных для построения шкалы по методу балльных оценок (все ответы, которые были даны каждым испытуемым для каждого объекта).

5) Индивидуальные матрицы частот для каждого испытуемого.
Литература для подготовки отчета

Для метода балльных оценок

Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Измерение в психологии. М., 2005 (или любое другое издание). Часть II. Одномерное шкалирование, гл. 1. Метод балльных оценок


Для метода парных сравнений

Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Измерение в психологии. М., 2005 (или любое другое издание). Часть II. Одномерное шкалирование, гл. 2. Метод парных сравнений


Классификация шкал и статистические преобразования

Наследов Д.А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004:



Глава 2. Измерения и шкалы (С.23 – 28).

Глава 4. Первичные описательные статистики (С. 40 – 48).

Глава 5. Нормальный закон распределения и его применение (С. 49 – 54).


1 В названии любой работы должны содержаться ее предмет и метод, которым пользовались для его изучения. В этой работе метод определен, вам остается указать предмет. Пример: «Исследование вкусовых предпочтений различных сортов пива методом балльных оценок» (курсивом выделен предмет работы).





Смотрите также:
Отчета №1 Исследование 1 > методами балльных оценок и парных сравнений Срок сдачи отчета 12. 11. 2010
62.27kb.
Отчета №2 Сравнение невербальной экспрессии в ситуациях искренней и неискренней коммуникации Срок сдачи отчета 04. 06. 2010
79.59kb.
Руководство по составлению отчёта по производственной практике структура отчёта
97.06kb.
Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний
71.83kb.
Рекомендации к выполнению отчёта и ведению дневника по стажировке содержание основной части отчёта
85.39kb.
Методические рекомендации по оформлению и защите творческого отчета
305.51kb.
Инструкция для составления отчета по результатам апробации общие положения
58.68kb.
Отчета «РеестрДокументовОказаниеУслуги» из книги М. Г. Радченко «1С: Предприятие 0: Практическое пособие разработчика: Примеры и типовые приемы»
158.59kb.
Бюллетень для голосования на повторном годовом общем собрании акционеров
96.27kb.
Отчеты Создание отчета и подчиненных отчетов Создание итогового отчета Продажи
73.37kb.
Методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период
136.74kb.
Рабочая программа курс: Методология и методика социологических исследований Для специальности (направления)
62.91kb.