Главная стр 1
скачать


УТВЕРЖДАЮ

Директор Лицея

естественных наук

Русанова В.А.



_____________марта 2007г
Аналитический отчет



учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей естественных наук г.Кирова» Перевощиковой Маисы Николаевны

«Формирование индивидуального стиля исследовательской деятельности ученика в целях нравственного воспитания и развития интеллекта».

Актуальность данной работы обусловлена обновлением содержания образования, потребностью школ в интеллектуальном развитии личности ученика, необходимостью сочетать нравственное развитие личности с творческим трудом.

Кроме того, профиль КЛЕНа - приоритетное изучение наук естественного цикла - заставляет учителя искать такие подходы к изучению литературы, чтобы сохранить и развить интерес к литературе как виду искусства, и нравственно-интеллектуальное развитие личности может эффективно осуществляться на уроке литературы, если учитель целенаправленно, в системе использует формы, приемы и методы, направленные на 1) развитие индивидуального стиля исследовательской деятельности б )формирование опыта научного, целостного отношения к литературному произведению.

Таким образом, сущность деятельности учителя направлена на



  • содержание знаний,

  • формирование умений,

  • формирование опыта исследовательской деятельности,

  • воспитание целостного отношения к литературному произведению

В процессе этой работы необходимо учитывать следующие психологические особенности при отборе содержания урока.

5-6 класс – «наивный реализм». Художественное произведение и действительность в сознании ребенка сливаются, ученик не понимает, что автор выдумал сюжет, события, героев. Легче всего усваиваются поэтому события. Ученик не осознает идею и форму произведения.

7-8 класс – отношение к произведению личностное, субъективное, учащиеся ищут в литературе то, что созвучно их душевному состоянию, их проблемам. Это своеобразный эгоцентризм. Произведение должно ответить на их личные вопросы. Задача учителя – проведение коррекции в плане идейного анализа произведения. Однако учащиеся этого возраста достаточно хорошо мотивируют поступки героев.

Теория литературы для них второстепенна. На этом этапе идет бурный рост творческого воображения, понимание особенностей стиля. Учащиеся этого возраста чутки к стихотворной речи, охотно учат произведения наизусть, изучают основы стихосложения, пробуют сами сочинять стихи, подражая поэтам.

9-11 классы – « Я и Мир». Происходит сдвиг интересов учащихся в мир общий.

Их волнуют нравственные, социальные, эстетические и философские проблемы, растет потребность увидеть целостную картину мира. Учащиеся за деталями видят закономерности, в состоянии уловить и общую форму и деталь, однако часто стараются «стать над текстом», уйти в конкретно-исторический аспект анализа.

Следовательно, уровень исследования будет разный , проблема - найти область применения творческим и исследовательским работам.

В процессе изучения литературы необходимо учитывать два аспекта:

конкретно-исторический( интеллектуальный аспект) и общечеловеческий ( уровень философских проблем, нравственный аспект))

Конкретно-исторический аспект основывается на принципе историзма: произведение необходимо рассматривать в контексте времени и творчества:


  • определить место произведения среди других в теме,

  • определить место произведения в творчестве писателя,

  • рассмотреть важнейшие проблемы эпохи (разные произведения. которые по-разному освещают эпоху)

  • рассмотреть движение темы, ее актуальность сегодня.

Следовательно внимание учителя ( совместно с вниманием к датам) должно быть сосредоточено на трех временах:

а) время создания произведения,

б) время, отраженное в произведении,

в) время обращения читателя к книге

Феномен классики- это ценность произведения для всех. Содержание урока, таким образом, должно включать в себя следующие вопросы :


  • Что нам дает изучение творчества писателя?

  • В чем ценность произведения?

  • Как замысел писателя отразился в форме произведения, жанре?

  • Какие проблемы отражены в произведении?

  • Образы каких героев помогают раскрыть эти проблемы по-разному?

  • Как отражена в произведении точка зрения писателя?

  • В чем мастерство писателя, который донес до нас свое понимание цели и смысла человеческой жизни?

Все эти вопросы – точка отсчета. Это первоначальные направления исследования художественного текста. В идеале учащийся, начинающий свое исследование, должен великолепно ориентироваться в структуре художественного текста, в форме и содержании. Эта ориентировка + интерес к работе и есть основной критерий для отбора учащихся для индивидуальных занятий.

Примечани .

Начало индивидуальной исследовательской работы не должно зависеть от возраста, хотя в реальности зависит. Здесь и пропадают резервы_ (учитель испытывает недостаток информации: где продемонстрировать умения, кроме урока, куда применить эту работу? Поэтому участие в самых разнообразных конкурсах – это шанс ученика получить независимую оценку своего труда.

Процесс исследовательской деятельности , происходящий на уроке литературы, можно заключить в следующую схему:




О

Б

У



Ч

Е

Н



И

Е


Преподавание – учитель

Взаимодей-ствие - ученик




Учитель :

1. Воздействие-побуждение к осмыслению информации (низкий уровень) Выбор темы

2. Умение выделять главное, обучение логически законченному рассказу.

3. Побуждение к осмыслению информации


4. Планирование (совместное)

5.Подведение итогов осмысления, выявление противоречий

Освоение методов анализа

6.Столкновение различных точек зрения

7. Свои открытия, их аргументированность.

Обучение самостоятельному составлению схем, таблиц

8.Выводы.

9.Обучение оформлению

работы.

Организация обсуждения работ, выявление лидеров



10 Рецензия.

Ученик:


1.Восприятие (Соотносится с переживанием)

2.Осмысление

( реакция, вопросы или скука), соотносится с осознанием темы. объема.

3.Взаимодействие – работа с учителем, с литературой, первоисточником, составление списка исследуемой литературы.

4. Исследование- чтение, выделение главного, планирование, выявление противоречий, исследование проблем,

обобщение, выводы.

5. Оформление.

6. Корректирование – двойное –после проверки научным руководителем и рецензентом




Система реализации идей интеллектуального развития личности.



1.Блок самопознания.

Цель – преодоление сомнений в необходимости осмысления темы исследования, вера в свои творческие возможности.

Содержание – биографический, исторический, философский материал урока



Урок-лекция, определяющая круг обсуждаемых проблем, беседа.

Результат – определяется интерес к теме, оцениваются возможности

2.Блок осмысления критериев исследователь-ской деятельности

Цель- формирование опыта исследователь-ской деятельности,

опыта работы с разными источниками.



Содержание –

исследование текста первоисточника, составление библиографии и изучение и чтение.



Урок – беседа,

ролевая игра, мастерская или индивидуальная работа с каталогом и книгой.



Результат- начало деятель-

ности Обучение сопутствует исследова-

нию


3.Блок открытия источников исследования.

Цель- включение источников исследователь-ской работы в свой интеллектуаль-

ный опыт.



Содержание – исследование замысла писателя, критика и отражение его в композиции произведения.

Урок-практикум, диспут, КСО, мастерская,

беседа.



Резуль

тат-определение направления исследова-ния, состав-ление плана



4.Создание своей «исследователь-ской» лаборатории

Цель – свободная ориентация в мире книг и людей, принятие идей самосовершенствования как стиля жизни, творческое отношение к труду.

Содержание – «сквозная» тема, проходящая через несколько литературных произведений и по-разному отраженная писателями и поэтами.

Урок-практикум, дискуссия, семинар,

ГСО, мастерская,

метод проекта.


Результат-создание работы, навык коррек-

тирования,

оформления, составления таблиц, презента-

ции. Стремление к самостоя-тельной деятель-ности




В педагогике имеется понятие «жизнетворчество» как внешнее проявление результатов обучения и воспитания . Ряд исследователей отмечает, что характерной чертой является повышение требовательности к себе, к самостоятельной учебной деятельности, проявление индивидуальности личности.



Интеллектуальное развитие тесно связано с психологическим развитием личности. Изменяется восприятие, наблюдательность, манеры поведения и проявления чувств, мышление, воображение, память, воля. Этому помогают новые педтехнологии, которые настолько свободно применяются в практике, что стали неотъемлемой принадлежностью урока, причем на одном уроке можно увидеть приемы нескольких технологий, которые несомненно связаны с целью урока. Поскольку КЛЕН – профильное учебное заведение, то классы химико-биологические и географические требуют разного содержания урока и разных подходов к осуществлению целей. Но, в основном,

применяю:

5-7 классы

Проблемное обучение, разноуровневое обучение,технологию «критического мышления»

8-9 классы

КСО, разноуровневое обучение, проблемное обучение,

частично - приемы исследовательских методов, а также – лекционно-семинарско-зачетных, использование компьютерных технологий.

10-11 классы

Технологию критического мышления, педмастерские, исследовательские методы обучения, лекционно- семинарско-зачетную, проектные методы, использование компьютерных технологий.


Для индивидуальных занятий с учащимися, которые часто участвуют в олимпиадах разного уровня и иногда не посещают учебные занятия на протяжении четверти, а также для учащихся, которые долго болели, применяю технологию блочно-модульнгое обучения.
Проявлением этого является потребность к чтению, к эмоциональному восприятию произведений искусства ( активность читательских чувств, сопереживание ситуации), объективность читательского воображения (воспроизводящего и творческого), умение постигать содержание произведения на синтезирующем уровне, необходимость осмысливать художественную форму на уровне детали и композиции, умение грамотно оформлять свою работу.


Внеклассная работа по предмету ведется в разных формах:


5-7 классы

Тематические классные часы, викторины, игры, театрализованные

выступления на празднике, посвященном Дню Лицея. Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Выставки лучших творческих работ. Экскурсии.

8-9 классы.

Факультативы, индивидуальные консультации по сложным вопросам программы. Создание своего «Портфолио». Работа с группой учащихся, сотрудничающих в общешкольной газете. Индивидуальная работа с одаренными учащимися, начинающими исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с олимпиадниками. Экскурсии.

10-11 классы

Занятия по подготовке к ЕГЭ,организация встреч с учеными МГУ, ВГУ, ВГГУ, участие в научно-практических конференциях, семинарах.

Кроме того, все учащиеся принимают участие в проведении предметных недель, литературных вечеров.


Личные достижения в профессиональной деятельности
* Награды и звания :

- Почетный работник общего образования РФ,

- Диплом лауреата премии Кировской области педагогическим работникам,

- Грамоты: Управления Западной группы войск (Германия), Городского Управления образования.(2004г)

Наличие материалов по обобщению опыта работы:

1.«Вятский край в публицистике В.А.Ситникова» (Сб.»История и культура Вятского края», Киров, Волго-Вятское книжное издательство 1994 год)

2. «Организация творческой деятельности учащихся в процессе групповой работы» (сб. «Современные педтехнологии в условиях лицейского образования.» Лаборатория дидактики высшей школы, ВГПУ, Киров.1998г).

3. «Мастер-класс: технология группового самостоятельного обучения на уроках русского языка»(сб. «Мастер-класс: подготовка учителя к успешной педагогической деятельности» Кировский областной ИУУ, Факультет подготовки и повышения квалификации организаторов образования МПГУ, Информационно-педагогический центр. Киров.2000г)

4. « Метод проектов на уроке литературы» ( сб. «Управление технологическим творчеством участников педагогического процесса». Кировский ИУУ, ВГПУ, Киров 1998)

5.«Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы» (Издательский дом «Первое сентября», 2003-2004г).

6. «Портфолио как дидактическое личностно-ориентированное средство для обучения написанию сочинения «Образовательные технологии нового поколения: опыт, проблемы, перспективы». Киров, 2005г
7. «Портфолио как дидактическое личностно-ориентированное средство для обучения написанию сочинений в 8-11 классах средней школы. Вариант рабочей тетради» (Издательский дом «1сентября», 2004-2005 г)
Учебные достижения обучающихся
Учебная программа по русскому языку и литературе выполняется по объему и качеству знания, умений и навыков. Работаю по типовым программам. ( Русский язык – программа Ладыженской Т.А., Москва, «Просвещение», 2004г, литература – программа Курдюмовой Т.Ф. Москва, «Просвещение», 2005 год) Успеваемость учащихся составляет 100 %, показатели качества знаний – высокие ( русский язык 66-85%, литература – 83-95% ).

Учащиеся хорошо выполняют областные контрольные работы, это подтверждается в документах:

1. «Информационно-аналитические материалы кабинета русского языка и литературы 2003-2004 года» Издание Кировского ИУУ, г.Киров,2004, стр.16(ББК.74-268.0)

И-74

2. «Информационно-аналитические материалы кабинета русского языка и литературы 2004-2005 года». Издание Кировского ИПК и ПРО,

г.Киров 2005, стр.42 (ББК 74.268.)

С-74

Экзамен по русскому языку и литературе сдают все учащиеся со средним баллом: русский язык- 4,2 балла, литература – 4,6 балла, централизованное тестирование все учащиеся сдали только на «4» и «5»

( в годы выпуска 11-х классов (2003г) ЕГЭ еще не было).

Ежегодно учащиеся становятся призерами олимпиад городского и областного уровня.. Учащиеся Наумова Анна и Сережкин Илья – победители международного конкурса «Самый умный»(Киев), Домрачева Анастасия – победитель регионального уровня конкурса «Русский медвежонок»( Ежегодно около 10 учащихся награждаются Дипломами этого конкурса), Тетерина Екатерина и Чеглакова Людмила - победители всероссийского конкурса «Шаг в будущее» (Москва), причем Чеглакова Людмила вошла в состав национальной делегации для участия в Европейской научной выставке «Экспо-наука 2004», (Дрезден, Германия, июль 2004г), Вараксина Елена и Черных Анастасия за исследовательские работы по литературе и истории педагогики награждены Дипломами фестиваля «Портфолио»(Москва). Вараксина Елена представила работу «Родная земля, солдатский и крестьянский труд в повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка», а Черных Анастасия – работу «Речь А.П.Куницына. Взгляд из ХХ1 века». Учащиеся получают дипломы не только за исследовательские и творческие работы по литературе, но и по краеведению, и по истории педагогики. Так, Тетерина Екатерина представила на конгресс «Шаг в будущее» работу « Опытно- показательные учреждения города Вятки на примере школьных городков».

В своей работе реализую общелицейскую тему методической работы «Повышение эффективности образовательного процесса на основе технологии индивидуального развития». Активно участвую в работе методической школы, научным руководителем которой является Токмакова О.В.( До 2001 года научным руководителем была доцент Русских Г.А., которая курировала использование в педагогической практике новых педтехнологий)

В лицее имеется кабинет русского языка и литературы, оборудованный необходимыми для изучения предметов наглядными пособиями, дидактическим материалом, учебными и художественными видеофильмами, компакт-дисками с учебными программами. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса включает телевизор, видеомагнитофон, компьютер, принтер. Кабинет оформлен в пушкинском стиле кировским художником Станиславом Михалевым.

(Он же оформлял музей М.Е.Салтыкова_Щедрина)

Для контрольно-учетных уроков для каждого ученика имеются контрольные и корректирующие материалы, собрана большая подборка материалов для подготовки к ЕГЭ.

Русский язык учащиеся, поступающие в вузы, сдают все как обязательный экзамен. В 2003 году я выпустила три 11-х класса, в которых обучалось 60 человек. В вузы поступили все:

МГУ – 2 человека;

МХТУ – 2 человека,

МГЮА – 1 человек,

С-Петербургский университет профсоюзов – 1 человек,

МГТУ им.Баумана – 2 человека,

МФЮА – 1 человек,

Пермская медицинская академия – 3 человека, остальные учащиеся поступили в различные вузы города Кирова.




скачать


Смотрите также:
Отчет учителя русского языка и литературы моу «Лицей естественных наук г. Кирова» Перевощиковой Маисы Николаевны
124.84kb.
Учителя русского языка и литературы моу «сош №50» «И в просвещении быть с веком наравне». А. С. Пушкин. Квалификационный паспорт учителя
71.05kb.
Отчет Учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей №1
1007.91kb.
Портфолио учителя русского языка и литературы моу «Эльгяйская сош им. П. Х. Староватова» мр «Сунтарский улус (район)» рс(Я) Винокуровой Валентины Николаевны
307.32kb.
Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
168.24kb.
Подготовка учащихся к новой форме итоговой аттестации в 9 классе и егэ по русскому языку в 11 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы моу «Графовская сош»
65.42kb.
Словарная работа на уроках русского языка. Из опыта работы учителя русского языка и литературы, первой квалификационной категории моу «Шильдинская сош»
118.69kb.
Из опыта работы работы учителя русского языка и литературы моусош №7
143.05kb.
Работала над проблемой «Текст как основа развития речевой деятельности учащихся»
183.4kb.
Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме «Актуальные проблемы преподавания русского языка, литературы и предметов нрк в условиях сельской школы в условиях модернизации российского образования»
297.55kb.
Отчет мо учителей гуманитарного направления за 2012-13 уч год
34.24kb.
Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка, литературы и словесности
36.75kb.