Главная стр 1стр 2
скачать
Министерство образования Хабаровского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 1
Творческий отчет
Учителя русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 1

Немеш Натальи Александровны

I квалификационная категория


Тема: «Творческая мастерская как акметехнология формирования образовательной мотивации и личностного саморазвития на уроках литературы»

Руководители – консультанты:

Иванова Е.Г.
Г. Комсомольск – на – Амуре

2009 год




Немеш Наталья Александровна – учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 1 город Комсомольск – на – Амуре

Дата рождения: 2 ноября 1970 год.

Место рождения: город Хабаровск

Базовое образование: Комсомольский-на-Амуре

Государственный педагогический институт 1991

Квалификационная категория: первая , 2005

Педагогический стаж: 18 лет

Публикации: В 2007 году опыт работы по проблеме внедрения в практику преподавания литературы технологии педагогических мастерских представлен в коллективной монографии учителей лицея «Образовательные технологии развития одаренной личности и детской одаренности» (материалы для специалистов образовательных учреждений).

Дополнительные сведения: одна из разработчиков и соавторов программы окружного интеллектуально-оздоровительного лагеря «Мыслитель» для одаренных детей. За время своей педагогической деятельности дважды участвовала в городских конкурсах профессионального мастерства «Учитель года» (2000г., 2006г.). В 2006 году представляла город Комсомольск-на-Амуре на краевом конкурсе «Учитель года-2006» и стала лауреатом конкурса. Участник Всероссийского конкурса-фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Адрес: Хабаровский край город Комсомольск-на-Амуре МОУ лицей № 1 ул. Пирогова 21 Т. 59-82-60, домашний адрес: г. Комсомольск –на-Амуре ул. Дикопольцева д. 38 корпус 3 кв. 138 т. 27-84-00





На фото (с лева на право):

группа ребят 7А класса, выступившая с инициативой поздравить детей городского Дома ребенка с Новым годом.

Мастер-класс на городском конкурсе «Учитель года»

Экскурсия в Дом ребенка.

Защита педагогической концепции на городском конкурсе «Учитель года»






На фото: участие в качестве ведущей в торжественном концерте, посвященном Дню учителя 2007 год.

На открытом уроке

Первый выпуск 2001года (школа № 35 г. Комсомольск-на-Амуре)










Победа в лицейском конкурсе классных команд КВН «Науки-не повод для скуки»

Победа в конкурсе «Самый классный класс» - 7А

Творческая группа 9А класса. В литературной гостиной «Истории любви» (Театральная постановка отрывков из литературных произведений русских и зарубежных авторов)






План творческого отчета
Введение

  1. Теоретическое обоснование.

    1. Акмеологические технологии в образовательном процессе.

    2. Технология педагогических (творческих мастерских) как ориентир на Федеральные образовательные стандарты нового поколения.

    3. Педагогическая мастерская как технология личностного саморазвития учащихся на уроках литературы.

  2. Психолого-педагогическая диагностика.

    1. Исследование ценностных ориентаций учащихся.

    2. Каким должен стать учитель, чтобы ученики могли максимально реализовать свои способности.

  3. Выводы.

  4. Результативность работы учителя

Приложения:

а) список литературы;

б) разработки уроков- мастерских и внеклассных мероприятий.




Введение

Цель любого педагога – добиться того, чтобы процесс обучения и воспитания перерос в процесс самообразования, самовоспитания. Но в практике школы эта цель не осознается не педагогами, не учащимися.

Общество, время, социальные ситуация требует подготовку человека творческого, способного решать научные, социальные проблемы, человека с вариативным мышлением. В условиях традиционного обучения, когда используются устаревшие формы работы, воспитание такого человека невозможно. Негибкая структура традиционного урока не дает учителю в полной мере использовать новые технологии. Все новые формы работы, предполагающие групповую работу детей, сотрудничество, требуют иного распределения учебного времени. За 40 минут урока невозможно подготовить проект, применить форму погружения в проблему.

Идея саморазвития не может конструктивно решаться на уроках при традиционном обучении, потому что такой урок не дает возможности широкой самостоятельной деятельности ученику. Традиционный урок, в основном, информационный. Сегодня актуальны такие формы работы, которые изменили бы позицию ученика и превратили ее в субъектную. Это делает проблему выбора педагогами-практиками новых педагогических технологий, форм работы актуальной.



Цель опыта. Создать условия для саморазвития учащихся на уроках литературы с использованием акмеологической технологии, технологии личностно-ориентированного обучения – педагогическая мастерская.

Практическая значимость опыта состоит в том, что педагогическая мастерская, как форма работы, дает детям возможность самореализовываться в творческом аспекте (продукт творчества в результате урока). Мастерская позволяет учителю индивидуализировать образовательный процесс. Мастерская стимулирует процесс самоактуализации, рефлексии, учит осознавать свои психические, эмоциональные состояния и управлять ими. Такая форма работы может быть использована и в учебной, и во внеучебной деятельности. Мастерская совмещает, интегрирует обучение и воспитание.

Ведущая идея опыта. Педагогическая мастерская – универсальная акметехнология для саморазвития учащихся и учителя.

  1. Теоретическая база опыта.

    1. Акмеологические технологии в образовательном процессе

В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. “Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый” (А.А. Деркач).

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.

Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигме образования посвящены исследования А.А. Деркача, Бодалева А.А.: “Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином акме. ”. Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. “К настоящему времени, помимо общей акмеологии, < …> оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.”. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В.Н. Максимовой “Акмеология: новое качество образования”: “Акмеология – это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. < …> Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современной школы”.

“Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.”

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),

технологии психоконсультирования,

тренинговые технологии,

технологии развивающего обучения,

технология личностно-ориентированного обучения, метод проектов.
1.2 Технология педагогических (творческих мастерских): ориентация на федеральные образовательные стандарты нового поколения

В условиях поликультурного и многополярного мира существенного пересмотра требуют традиционные образовательные парадигмы, оказавшиеся несостоятельными в решении задачи успешной социализации личности в самом широком понимании этого слова.

Исходя из четкого понимания роли и места образования в жизни социума, возникла потребность в изменении самих стандартов образования. В контексте разработки ФГОС второго поколения, образование предстает важнейшим социальным институтом формирования не только гражданской позиции, но формирования личности обучаемой и обученной, способной к самореализации в любых областях социальной деятельности нашего общества.

Образовательные стандарты второго поколения являются систематизирующим фактором, способствующим повышению качества образования, которое, в свою очередь, выступает в качестве фактора, определяющего уровень социального и материального благосостояние людей и в конечном итоге – уровень их жизни в целом. Кроме того, качество образования непосредственно связано с возможностью самоактуализации, самосовершенствования и самореализации личности педагога и учащегося.

Еще один важнейший принцип новых стандартов - возвращение в число приоритетных задач вопросов воспитания. Образование должно быть нацелено на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, на формирование толерантности в условиях нашего многокультурного общества.

Адекватный ответ на требования ФГОС второго поколения - новые образовательные результаты, главной особенностью которых является ориентация на т.н. компетенции (освоение наиболее общих и универсальных видов деятельности). Только здесь начинается качественно иное образование.

Образовательные результаты - это личностные достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять на практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета.

К новым образовательным результатам относятся:



  • овладение ключевыми компетенциями,

  • освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой,

  • развитие познавательных интересов,

  • развитие информационной культуры,

  • развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе),

  • освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях,

  • сдвиг от поглощения информации к производству знаний,

  • и прочее.

Невозможно разделить различные виды деятельности человека, так как знания, условия, задачи настолько быстро теряют свою актуальность, что самый главный в этом процессе фактор – фактор времени – начинает диктовать оптимальную организацию всех этих процессов. Добавлю, что не ориентированная на результат деятельность априори не приведет к существенным результатам!

Компетентность следует понимать, как способность результативно действовать, способность достигать результата – эффективно разрешать проблему.

Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и т.д.

Перечислим основные знания, умения и навыки, реализации которых требуют ФГОС второго поколения:



  • предметные ЗУНы, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности;

  • метапредметные: освоение универсальных и специальных способов деятельности;

  • личностные: умение ставить цель, находить оптимальные средства, принимать решения и нести за них ответственность.

Исходя из такого понимания компетентности как результата образования (в дополнение к традиционным знаниям) образовательный процесс должен быть преобразован таким образом, чтобы возникали пробные пространства - места для осуществления всех этапов формирования компетентности. Серьезная проблема современной педагогики в целом и каждой школы и каждого педагога в частности – это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса, пока не реализуется на практике в должной мере.

Задумываясь о работе с детьми, учителя-практики перечисляют, что в традиционной школе для нас неприемлемо: трансляция учителем лишь предметных знаний, пассивность учеников, один и тот же способ и темп работы для всех детей в классе, боязнь «двойки» и, как следствие, боязнь ошибки. Многие из этих проблем позволяет решить педагогическая технология французских мастерских. Она придется по душе тем учителям, кто хотел бы не просто сообщать ученикам информацию, а передавать способы работы в анализе художественного произведения.

Мастерская – одна из технологий личностно - ориентированного обучения, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо цели. Такие технологии называют антропоцентрическими.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения.

И.С.Якиманская

1.3 Педагогическая мастерская как технология личностного саморазвития учащихся на уроках литературы.

Подлинное обновление образования требует новых методологических оснований. Востребованные временем личностные качества не могут быть «сформированы» усилиями педагогов, внешними по отношению к личности, - лишь сам человек способен выработать их у себя. В последнее время в отечественных педагогических публикациях проводится положение о том, что попытки обновления образования в нашей стране не могут быть эффективными без признания определяющей роли собственной активности личности в ее становлении. Успешность этих попыток может быть обусловлена утверждением идеи саморазвития личности ребенка в качестве важнейшего методологического основания этого обновления, а также соответствующим научно-методическим обеспечением данного процесса в школьной практике. Именно это способно решить задачу личностного становления людей свободных, творческих, не боящихся риска и ошибок, способных жить интересно, содержательно, духовно созидать себя, умно строить свою судьбу и судьбу страны, воспитывать одаренных и гуманных потомков. Вклад в решение такой задачи возможен через осознание педагогами-практиками роли саморазвития в процессе взросления ребенка как его «человекообразования» и через выстраивание педагогического процесса на этой основе.

Воплощение в практику идеи саморазвития личности (ребенка и педагога) можно рассматривать как процесс его подлинной гуманизации. Сам смысл образования, деятельности учителя сегодня не в том, чтобы «вооружить» человека знаниями и опытом впрок (это нереально из-за динамичности мира и самого человека), а в том, чтобы помочь развить механизмы целенаправленной саморегуляции и саморазвития, которые будут продуктивно действовать в самых сложных обстоятельствах. Именно поэтому педагогическое мастерство, обеспечивающие активизацию саморазвития школьников, современная психолого-педагогическая наука считает важнейшим компонентом новой педагогической компетенции учителя.

При таком подходе к образованию школа начинает осознавать себя и развиваться «не как место и время обучения ребенка, а как пространство его взросления» (Д.Б.Эльконин).

Слово «Мастерская» появилось в отечественной педагогике в начале 1990-х годов как термин французской группы «Новое образование» («Демарш» - движение вопреки всему, в обход), как калька с французского языка. Слово это обозначает новый тип занятия, основанный на гуманистической философии. Французская группа нового образования ЖФЭН возникла в 20-х годах 20 века. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Представители ЖФЭН считают, что изменить общество можно, только коренным образом изменив образование. Только с 1984 года ЖФЭН окончательно признана министерством образования Франции, а в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис – известный французский педагог и драматург, общественный деятель. Сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис.

Группа разработала технологию «Ателье», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских.

В России с ней впервые познакомились в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. С этого времени Центр педагогического опыта при Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства во главе с Мухиной Инной Алексеевной начинает адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования

По мнению А.К.Колеченко (Энциклопедия педагогических технологий), «Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои психические состояния и учатся ими управлять. Технологии проведения мастерских разработаны хорошо. Но есть еще перспективы в этом направлении. Временные затраты оправдываются развивающими, воспитывающими результатами. Однако для обучения предметным знаниям, умениям есть менее трудоемкие технологии, которые эффективны при условии, если в данном классе имеется сильная мотивация на усвоение знаний, умений».

В своей книге «Практика обучения: современные образовательные технологии» Д.Г. Левитес дает следующее определение данной технологии: «Мастерская – это иная форма организации учебного процесса. От урока мастерская отличается так же, как военные учения от реального боя, как аквариум от природного водоема, как ученический фортепианный этюд от джазовой импровизации мастера».

Мастерская – это та педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые в ФГОС нового поколения отмечаются как важнейшие. Рассмотрим цели технологии педагогических мастерских в сравнении с целями традиционной технологии.



Цели технологии (в сравнении с традиционной)

Традиционная технология

Технология педагогических мастерских

Формировать гармоническую личность

Создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающихся

Дать знание по конкретному предмету или теме

Предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира.

Проконтролировать и оценить сделанное

Реализовать возможности самооценки и самокоррекции.

Сформировать умение

Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Таким образом, в традиционной системе познания учитель принуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка.

Исходя из целей мастерской, ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (учителю), который:



1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.

4. Необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.

Мною был проведен опрос среди учащихся двух шестых классов, в одном из которых я провожу мастерские по литературе. Учащимся был предложен вопрос: «Каким должен быть учитель, для того чтобы ученики могли максимально реализовать свои способности?». Дети ранжировали профессиональные позиции учителя и личностные качества педагога. Результаты опроса показали, что наиболее ценными для детей класса, в котором ведутся мастерские, оказались позиции учителя-профессионала: «мастер», «психолог», «организатор». В портрете учителя-личности эти дети ценят «справедливость», «терпимость», «оптимизм». Таким образом, дети выбрали те качества учителя как педагога и личности, которые в технологии педагогических мастерских принципиально важны для Мастера-преподавателя.



Технология позволяет решить задачи

- личностного саморазвития;

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

-культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

-социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знания.

Введение мастерских в существующую классно-урочную школьную систему сталкивается с трудностями, связанными с характером взаимных отношений участников, целями и временем проведения. Ныне действующие программы, казалось бы, исключают возможность проведения педагогических мастерских. Если же иметь в виду вопрос о сокращении учебных часов, то проблема только усугубляется, так как мастерская – это общение, причем, в большей степени, чем урок. И это общение требует времени. Опыт работы по технологии показал, что возможно и полезно вводить мастерские в классическую программу обучения. Средняя продолжительность каждой мастерской два академических часа, но есть занятия и по одному часу.

Знания учащихся по литературе особенные. В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально - окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нем есть ответ на наши вопросы: наши, потому что художник не ставил их себе и не мог их предвидеть. Каждое новое приближение к произведению искусства есть его воссоздание, каждые новый читатель есть как бы его новый автор.



Это значит, что художественному мышлению свойственен своеобразный перенос «на себя», то есть слияние процесса познания произведения с процессом самопознания. Продуктом этого слияния является процесс формирования личностного отношения к литературному произведению, когда «объективные» читательские открытия в тексте окрашиваются «субъективным» личностным восприятием на основе своего жизненного опыта. При работе над произведением как можно чаще провожу параллели с реальной жизнью, в которой постоянно возникают те или иные ситуации, требующие разрешения. Предлагая свои решения, сравнивая себя с теми или иными героями, ребята на уроках - мастерских лучше начинают понимать себя, выстраивают свою систему ценностей, могут сформулировать и обосновать свое мнение. Моя задача – пробудить чувства и направить мысль своих воспитанников не нарушая, а лишь умело корректируя процесс общения автора с читателем.

Решить эту задачу помогает технология педагогических (творческих, французских) мастерских.



Мастерские бывают разных типов:

- Мастерские построения новых знаний;

- Мастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию;

- Мастерские творческого письма;

- Мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо).

Особое внимание уделяю организации деятельности учащихся.

1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2. Групповая форма учебного взаимодействия.

3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.



Принципы и правила ведения мастерской

1.Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2.Право каждого участника на ошибку.

3.Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4.Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

- право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

- право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

- право не участвовать на этапе предъявления результата.

5.Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6.Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

- диалоги участников мастерской

- диалоги отдельных групп

- диалоги с самим собой

- диалоги с научным или художественным авторитетом.

7.Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8.Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера как авторитета на всех этапах мастерской.

Принципы и правила ведения мастерской позволяют сделать вывод, что в мастерской коренным образом меняется процесс усвоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя, решаются они самими учениками в одиночестве, потом в парах, далее в группах. Учитель оказывается помощником на пути к знанию.

Блеск учителя-оратора, рассказчика переносится из мастерской на урок-лекцию, урок-консультацию, которые становятся необходимыми в том случае, если самостоятельный поиск не завершился «открытием». Однако «открытия» ждут ученика в мастерской непременно. Сверяя свои старые знания по какой-то проблеме с тем новым знанием, которое он выстроил сам, испытывая этот разрыв, ребенок прежде всего восходит к самому себе, к своему «Я», раскрывается, растет, верит в свои возможности.

Существует четкий алгоритм построения мастерской.

Этапы работы мастерской

1. «Индукция» (наведение)

Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоконструкция»

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция»

Построение этих элементов группой.

4. «Социализация»

Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование»

Вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними .

6. «Разрыв»

Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным и научным источником.

7. «Рефлексия»

Отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской, это богатейший материал для самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

На этапе «социоконструкции» предусматриваю множество заданий, подсказок (карточка-информатор), которые предлагаю учащимся в тот момент, когда возникает необходимость. При подготовке к мастерской увеличивается объем информации, с которой работаю предварительно. Исполь2耀ю обширный материал из других литературных источников. Считаю это важным, потому что выбранные отрывки вызывают у детей интерес к литературе, побуждают их к самостоятельному чтению, развивают умения сопоставлять и сравнивать. Погружаясь в тему с опорой на личный опыт, учащиеся проникаются состраданием и любовью к героям произведений, осуждают эгоизм и зло в сегодняшней жизни.

Уроки-мастерские обычно провожу в начале большой темы. Это будит интерес ребят. Дальше идет обычная работа, оформление записей в тетрадях, исправление возможных ошибок. А пока – творческие работы и радость от их создания. Иногда за несколько дней до мастерской даю опережающие задания: внимательно прочитать произведение, подготовить инсценировку, принести предметы в «Бюро литературных находок», фотографии. Дети ждут мастерскую как праздник и поэтому готовятся к ней с особым усердием.

У каждого из моих ребят есть своя «Творческая папка» мы назвали ее «Мои мастерские». На уроках-мастерских работаем в них. Здесь и рисунки, и проекты, и схемы, и ответы на свои вопросы и вопросы мастера-преподавателя, и сочинения-миниатюры, размышления, стихи. Работа над развитием письменной речи – одна из постоянных моих задач на мастерских. В мастерских дети лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли.

Кроме решения большого круга учебных задач (серьезная работа с художественным текстом), мастерская имеет большой воспитательный потенциал. Использую технологию при подготовке воспитательных мероприятий, уроков внеклассного чтения.

В общей системе литературного образования в школе немаловажную роль играют уроки внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школы. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее любимыми, запоминающимися произведениями детской литературы являются те, которые были прочитаны не по программе, а по собственной инициативе. В то же время, в последнее десятилетие все отчетливее проявляется другая тенденция – снижение интереса к чтению, падение авторитета книги. Приоритет отдается телевидению, видео, компьютерным играм.

Какая бы система уроков внеклассного чтения ни была принята учителем, он должен себе отчетливо представлять, для чего и в связи с чем определяется данная тема, рекомендуется данная книга, как они связаны с изучаемым программным материалом.

Действующая программа по литературе для средних общеобразовательных учреждений (под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) в 6 классе «реализуется на материале произведений, в центре рассмотрения которых герой. Поскольку убедительнее и интереснее для подростков герой-ровесник, то он часто находится в центре событий программных произведений. Мир литературы, который иногда кажется читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем-ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстает как равный участник среди героев произведений разных возрастов и социального положения» Такая логика освоения материалов литературного образования позволяет создать условия, помогающие подростку в его переживаниях, объясняющие закономерности его чувств по отношению к себе и к своему самоощущению, направленные на развитие у подростков компетентности в личностном самопознании.

Программа Т.Ф.Курдюмовой ориентировочно предлагает произведения для внеклассного чтения в среднем звене школы, но оговаривает возможность вариативного знакомства с внепрограммными книгами: «Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю право выбора. Оно предполагает возможность сокращения или расширения списка предложенных произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения».

Методика преподавания литературы определяет основные принципы подбора произведений для внеклассного чтения: тематический, жанровый, монографический.

Мне показалось целесообразным выбрать тематический принцип, не нарушая логики программы по литературе Т.Ф.Курдюмовой, опираясь на возрастные особенности младших подростков, на интересы детей, наполнить программу внеклассного чтения произведениями, направленными в большей степени на личностное саморазвитие подростка.

Все «накопленные» ребенком в процессе его жизнепроживания возможности саморазвития оказываются во всей полноте востребованными в подростковом возрасте, который является сензитивным периодом для «первой попытки» целенаправленного самосозидания. Подросток воспринимает себя как взрослого по внешнему виду и по психофизическому состоянию, но периодически обнаруживает свою неготовность к соответствующему существованию. Это усиливает потребность самоутверждения и саморазвития. Осознание собственной недостаточности подростком тяжело переживается и требует пересмотра его индивидуального опыта, «образа Я», самоизменения для обретения приемлемого статуса прежде всего в школьном классе. Все это актуализирует саморазвитие как процесс целенаправленного изменения себя. Подросток способен ситуативно ставить перед собой цели саморазвития, но из-за отсутствия достаточного индивидуального опыта в такой деятельности, а также вследствие дефицита глубинной педагогической помощи, сводит ее к самовоспитанию. Это само по себе достаточно ценно, но малопродуктивно, поскольку вне контекста духовного роста ребенка, подлинного самообразования, развития у себя ценностного самоопределения подлинное саморазвитие невозможно. Таким образом, основная задача уроков внеклассного чтения: формирование субъективного опыта, актуального для этого возраста, когда идет процесс социализации в подростковой среде. Это период возникновения потребности в самопознании и самооценке, желания понять и лучше узнать себя.



Проводя мастерские в старших классах лицея, столкнулась с проблемой соотнесения уроков литературы и русского языка (стилистика и развития речи), ибо в отличие от филологов старшеклассники вовсе не должны различать литературную и лингвостилистику. Работа с художественным произведением на мастерских позволяет школьный анализ художественного произведения представить как лично и общественно (для группы или класса) значимое дело, так как он становится средством понимания важных проблем познания мира и самопознания. Работа над развитием письменной речи – одна из постоянных задач словесника. Одной из главных практических целей является обучение сочинению. Уроки-мастерские во многом способствуют реализации этой цели.


  1. Психолого-педагогическая диагностика.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЧЕНИКИ МОГЛИ МАКСИМАЛЬНО РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ?



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ




ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

«ГРАЖДАНИН»

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

«ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

ТЕРПИМОСТЬ

«ОРГАНИЗАТОР»

ОПТИМИЗМ

«ПСИХОЛОГ»

САМОУВАЖЕНИЕ

«МАСТЕР»

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

«ТВОРЕЦ»

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

«ВОСПИТАТЕЛЬ»

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

«ПРЕДМЕТНИК»

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ЭНЕРГИЧНОСТЬ

«КОНСУЛЬТАНТ»



ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ


УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИОНАЛ
1. «Гражданин»

2. «Индивидуальность»

3. «Организатор»

4. «Психолог»

5. «Мастер»

6. «Творец»

7. «Воспитатель»

8. «Предметник»

9. «Исследователь»

10. «Консультант»

УЧИТЕЛЬ - ЛИЧНОСТЬ



1. Справедливость

2. Терпимость

3. Оптимизм

4. Самоуважение

5. Доброжелательность

6. Уравновешенность

7. Решительность

8. Эмоциональность

9. Энергичность

10. Требовательность к себе и другим
На уроках- мастерских по литературе









2.1 Исследование ценностных ориентаций учащихся.

Проведенное исследование ценностных ориентаций учащихся, позволяет говорить о результатах работы по технологии педагогических мастерских на уроках литературы.

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентаций М. Рокича (Ядов В.А., 1979 г.). Учащимся предлагалось ранжировать (пронумеровать) 18 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. Результаты второго среза (после применения технологии) показали, что у детей возрастает стремление к здоровью, познанию, творчеству, повышается уверенность в себе – осознание себя личностью.

Исследование ценностных ориентаций учащихся

(до и после применения технологии педагогическая

мастерская на уроках литературы).
Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы, связывается с построением ее собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этно-культурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания.

Основы формирования и развития базовой структуры личностных ценностей закладываются в подростковом и раннем юношеском возрасте, приходящемся на 6-11 классы общеобразовательной школы. Именно в этот период школа должна переносить приоритетное внимание с учебной деятельности, понимаемой как расширение области знаний, на воспитание как целенаправленное развитие личности, ее духовной и социальной сферы.

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентаций М. Рокича (Ядов В.А, 1979 г). Учащимся предлагалось ранжировать (пронумеровать) 18 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни.

Ваши ценностные ориентации

Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей

деятельности, жизни.

Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:

А) выбрать три ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни;

Поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:

1-самое главное в моей жизни;

2-чуть менее, чем 1;

3-чуть менее, чем 2;

Б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

В) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ-ЦЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА А

1. Активная, деятельная жизнь

2. Жизненная мудрость

3. Здоровый образ жизни

4. Интересная работа

5. Красота природы и искусства

6. Любовь

7. Материально обеспеченная жизнь

8. Хорошие верные друзья

9. Спокойная благоприятная обстановка в стране

10. Общественное признание

11. Познание

12. Равенство, братство

13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

14. Свобода как независимость в поступках и действиях

15. Счастливая семейная жизнь

16. Творчество

17. Уверенность в себе

18. Удовольствия


Вывод

Чтобы хотел стать, чтобы мог стать, чтобы смел стать самим собою человек – свободным, творческим, ответственным и продуктивным в социальной отдаче и самораскрытии, ему предстоит сделаться самоосознающим, владеющим внутренними механизмами собственного становления, рефлексивным и высоконравственным. И задача педагога помочь ему в этом восхождении к самому себе. В разрешимость такой задачи очень хочется верить. И хочется посильно в этом участвовать.



IV.Результативность обучения

Мониторинг качества знаний учащихся с 2004 по 2009 учебный год

Учеб.

год

Предмет

класс

Кол-во

уч-ся

Ср.

балл

Успеваемость

Качество

2004-2005

русский язык



30

4,2

100%

90%

литература

30

4,3

100%

97%

2005-2006

русский язык



30

4,2

100%

90%

литература

30

4,4

100%

97%



2006-2007

русский язык





31

4,3

100%

90%



30

3,9

100%

76%

11а

22

4,0

100%

81%

литература





31

4,5

100%

90%



30

4,1

100%

90%

11а

22

4,5

100%

91%

2007-2008

Русский язык



29

4,4

100%

93%



30

3,9

100%

80%

литература



30

4,5

100%

97%









30

4,5

100%

97%


2008-2009

русский язык



28

4,5

100%

93%



29

4,0

100%

86%

литература



28

4,5

100%

97%



29

4,2

100%

90%

По литературе при 100% успеваемости повысилось качество знаний с 90% до 97%, средний балл увеличился с 4,3 до 4,5.




Системный подход к изучению и закреплению материала, использование современных технологий (творческая мастерская, метод проектов) в сочетании с традиционными, дифференцированный подход обеспечивают положительную динамику учебных достижений за последние 3 года обучения:




Динамика успеваемости и качества знаний учащихся за последние три года:

Учебный год

предмет

класс

Кол-во уч-ся

Средний балл

Качество знаний

успеваемость

2006-2007

Русский язык



30

3,9

80

100%

2007-2008

Русский язык



30

3,9

80

100%

2008-2009

Русский язык



29

4,0

86%

100%


Одним из критериев результативности труда учителя является итоговая аттестация учащихся.



Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 А классе в 2007 году

класс

кол-во

"5"

"4"

"3"

"2"

успеваемость

качество

ср. балл

11А

22

7

13

2

0

100%

91%

4,2

Двое выпускников 11А класса набрали выше 80 баллов (Луцкая Ю.- 88 баллов, Щукина М. -88 баллов).



Выпускники подтвердили результаты на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения как города Комсомольска-на-Амуре, так и других городов России: Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска, Владивостока.


Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в новой форме (9 класс)

Учебный

год

класс

Кол-во уч-ся

% успеваемости

%

качества

Средний тестовый балл

Средний оценочный балл

2008-2009



28

100%

86%

37

4,2



29

100%

86%

38

4,8

Результаты государственного экзамена (в новой форме) по русскому языку в 9-х классах показали 86% качества – самый высокий показатель среди школ Центрального округа, 35% выпускников 9-х классов набрали на экзамене 37 баллов и выше (максимальный балл – 43).




Результаты итоговой аттестации по литературе в 9, 11 классах

Учебный

год

класс

Кол-во уч-ся

% успеваемости

%

качества

Средний балл

2006-2007

11А

23

100%

91%

4,5

2008-2009



28

100%

97%

4,5



29

100%

90%

4,2

Ученики принимают активное участие в предметных олимпиадах, стабильно количество призеров и победителей. В течение трех лет ученики принимают активное участие в олимпиадах различного уровня.

Результаты участия в олимпиадах за 3 года

Учебный год

Предмет

Уровень проведения олимпиады

Количество участников

призеры

победители

2005-2006

Русский язык

-школьный

-муниципальный



8




3

Литература

-школьный

-муниципальный



4




2

2006-2007

Русский язык

-школьный

-муниципальный

-краевой

-российский



10

3

1



1



3

1

1



1

Литература

-школьный

-муниципальный



3

2





3

2008-2009

Русский язык

-школьный

-муниципальный

-краевой

-Всероссийская дистанционная олимпиада «Эйдос»

-Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознания для всех»


8

3

1


12

12


3

1

12 –й результат из 581



4 место в регионе



2

2


Литература

-школьный

-муниципальный

-краевой


5

2

1


4


Рост мотивации к изучению предмета подтверждается результатами диагностики.



Анализ диагностики исследований

С целью прогнозирования, осуществления и коррекции образовательного процесса Немеш Н.А., используя различные диагностические методики с помощью психолога лицея, ежегодно проводит мониторинг уровня учебной мотивации учащихся.



Мониторинг уровня учебной мотивации

Класс

Уровень

Учебный год

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Классы





11А









Высокий






















Выше среднего






















Средний






















Ниже среднего






















Низкий






















Результаты проведенных диагностик показывают, что у учеников в основном преобладает высокий или выше среднего уровень учебной мотивации, и наблюдается рост мотивации к изучению предметов русского языка и литературы. Это свидетельствует о доступности изучения предметов и об успешности их учебной деятельности.



Мониторинг уровня учебной мотивации у учащихся за три года
(диаграмма)

Приложения

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЕННЫЕ

НА УРОКАХ- МАСТЕРСКИХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Работы Бородиной Анны -6А класс.

Сердце дано одно,


Как и жизнь один раз дана.
Нужно жизнь эту прожить лучше,
Обязательно полюбя.
Куда б жизнь не забросила нас,
И какими б ни были скитания,
Вместе все мы держаться должны -
Таково наше испытание.
Научись ты добро творить,
Когда сам ты очень обижен.
Ничего никому не сказать,
Иль сказать, чтоб никто не услышал.
Все одинаковы мы,
На свете мы все равны.
Людей второсортных нет,
А коль есть, то мы все таковы,
Жестокость, алчность и зло
Делают сердце холодным.
Но всем может помочь добро,
Как помогло людям добрым.

Лицей в моей жизни.

У каждого свое призвание. Каждый чувствует. День за днем, и я испробую все. Любовь, красоту, изящество, коварство и обман. Я, сама того не замечая, строю мир. Каким он будет? Что я подарю миру? Врача, журналиста, ученого, поэта? Я обязательно решу, и лицей поможет мне в этом, как когда-то помог А.С. Пушкину. Лицей – лучшая часть моей жизни, юность, друзья, учителя. И пока это главное в моей жизни…



Беседа со словарем
Я часто читаю разные тексты,
В них встречаются слова чудесные.
Я открываю словарик свой.
На нем глазки, ротик …, он живой!
- Моя хозяйка, не удивляйся!
Слово скажи и со мной отправляйся!
- Куда надо ехать? Зачем, почему?
Все это во сне или наяву?

- Слово, что вызвало мысли нашествие,


Отправит нас с тобой в путешествие!
- Что же, хозяйка, ты хочешь узнать?
- Как «бахчеводство» мне поднимать?
Вдруг все завертелось, все закрутилось,
И мы в Австралии очутились.
Там на мужчине мешки и грузы.

А что же в мешках? Простые арбузы.


- Ты догадалась уже без меня.

Бахчеводство – арбузов ращение.


Я даже могу пожить на луне,

И вдруг я проснулась, все было во сне.



Работы Моисеенко Насти -6А класс.

Зимняя сказка

Растаял снег, уж думали – весна!


Но вдруг посыпал снег,
Сугробы – по колено.
Кругом все спит,
По-прежнему – зима,
Но чувствуется где-то тень апреля.

Но надо верить, что апрель,

Не побоявшись вьюг, придет

И в новой сказке оживет.


Наступит долгожданная весна

Словарь

Читала рассказ я на днях, в полвторого.


И встретилось мне непонятное слово.
Решила тогда заглянуть я в словарь

И думала слово я там отыскать

Взяла я словарь, открыла его.

И стала искать там букву «О».


За буквою - буква, за буквами – слог.
И вот предо мною и слово всплыло.
Читаю! Ура! Все понятно мне стало!
Закрыла словарь, продолжаю рассказ.

Читала рассказ я и все вспоминала


О том, как помог мне словарь.

***


Работа Гончаренко Кирилла -6А класс.

Вид из моего окна.

Не важно, куда выходит ваше окно – важно то, что вы видите в нем. Можно всю жизнь смотреть в окно, но видеть только опавшие листья, мусор. А можно - наоборот. Как было и у меня.

Я хочу рассказать об одном событии в моей жизни или историю, связанную с окном. Как-то раз тихим, теплым весенним утром меня разбудила бабушка. Она советовала мне поторопиться, иначе я пропущу то, о чем буду долго жалеть. Я быстро подбежал к окну, подставил стул, сел на подоконник и стал ждать обещанного бабушкой праздника. Но ничего не происходило! Я стал разглядывать все, за чем можно было наблюдать и тем самым хотел скоротать время ожидания. И тут я заметил, что один дом особенно выделяется среди других, вроде бы одинаковых домов. Он как-то необыкновенно светился на солнце, создавалось впечатление, что его только что построили. На самом же деле он был выстроен в одно время с остальными. Но мне казалось, что я вижу отражение самого себя в доме напротив, словно в зеркале. Видимо, там тоже кто-то ждал праздника.

***


Работа Мартьянова Саши -6А класс.

Письмо поэту

Уважаемый Константин Дмитриевич Бальмонт! Меня зовут Александр Мартьянов. Я пишу вам из XXI века. Мне очень нравятся ваши стихи. Они помогают мне войти в мир сказки и заметить то, что я раньше не замечал. Ваши стихи напоминают мне русские народные сказки.

На мой взгляд, вы очень наблюдательный человек. А еще мне кажется, что у вас хорошее чувство юмора. Вы пишите стихи со «смешинкой». Она есть в стихотворении «У чудищ». Вы можете видеть в ненастном, что-то солнечное, радостное или в обычном что-то редкое, интересное. В стихотворении «Снежинка» меня удивило, что в обычном снегопаде Вы увидели объект для творчества. Стихи ваши отличаются напевностью и музыкальностью. О ваших произведениях Александр Блок говорил: « Когда слушаешь Бальмонта – слушаешь весну».

О вас мне известно, что вы родились в 1867 году. Вы владели многими языками и практически объехали весь мир. Вы были патриотом своей родины, а когда бывали за границей, скучали по России.

Сейчас ваши стихи популярны не только в нашей стране. Их читают и взрослые и дети. Мне ваши стихи очень нравятся.

С уважением, Мартьянов Саша.


***







Приложения – разработки уроков-мастерских

Урок-мастерская по повести А.Платонова «Юшка»

Урок внеклассного чтения.

6 класс

«Верь в великую силу добра»

Тип урока: мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.

Форма организации познавательной деятельности: работа в проблемных группах.

Оборудование: музыка Брайтмана, Гунода, Шуберта, картины с библейскими сюжетами, стихи С.Есенина, карточки-листы с заданиями, опорные слова, мультимедийный проектор.

Цели урока:

Обучающие: создать условия для осмысления общечеловеческих проблем, поднятых А.Платоновым в рассказе «Юшка». Помочь разобраться в главной идее рассказа – каждый человек неповторим, а потому и бесценен.

Развивающие: развивать креативные способности, монологическую речь, ассоциативное мышление, читательский интерес, умение работать в группе.

Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, толерантную, творческую, помочь ученикам раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью, приобщить к радости сотрудничества.

Ход урока

1 Этап «Индукция».3 минуты.

Задача: создание эмоционального настроя, мотивацию дальнейшей деятельности.

Чтение мастером стихотворения С.Есенина. Музыка. Слайды- картины с библейскими сюжетами.



Вопросы после чтения:

1. Ребята, какого литературного героя напоминает старый дед из стихотворения Есенина? (Ефима Дмитриевича, Юшку).

2. В чем сходство между героями? (Дед делится хлебом, Юшка- сахаром, деньгами).(Чем тронул вас рассказ Платонова, какие мысли и чувства пробудил?)

3. Как мы называем эти качества в людях: неравнодушие к чужой беде, горю, готовность прийти на помощь, принять участие, простить?

(Сострадание, человеколюбие, милосердие).

2 Этап. Объявление темы и цели урока.1 минута.

Запомним эти слова и их значения. Они нам помогут на уроке внеклассного чтения, тема которого: «Верь в великую силу добра».

Сегодня мы - в литературной мастерской. А значит, мы с вами - мастера. И инструментами нашими будут СЛОВО и ТВОРЧЕСТВО.

Цель нашей мастерской: обратиться к рассказу Платонова «Юшка», осмыслить проблемы, которые поднимает автор в рассказе. Соотнести их с нашей сегодняшней жизнью. Учиться работать в группах. Раскрыть свои способности вы сможете в творческой работе, которая и будет итогом нашей мастерской.



3 Этап. Работа с эпиграфом. 2 минуты. Ребята, что мы называем Эпиграфом.(дайте определение эпиграфа. Эпиграф помещается после заглавия, поясняет замысел произведения, основную мысль).

Эпиграф нашей мастерской:

Я счастлив счастием мне чуждым

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

И.Суриков

Ребята, подумайте, почему именно этот эпиграф я выбрала к теме мастерской?

(Добро – великая сила, когда человек способен сострадать, быть милосердным, прийти на помощь другому)

4Этап. Социоконструкция. Работа в проблемных группах.

Ребята, у каждого из вас есть свой лист с заданиями. Ваша задача: внимательно прочитать задания, обдумать, обсудить в группе и кто-то из вас даст ответ от группы. Ответ обязательно подтверждайте текстом произведения! На выполнение этой работы даю вам 5-6 минут.



5.Этап. Социализация.7-8 минут

Слово первой группе. Читаем вопросы. Отвечаем.



1 группа.

Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит?

Почему испытывал к своим обидчикам не возмущение, а жалость?

За что жалел их? Подтверди ответ примерами из текста.





Примерные ответы

(Люди жестоки по отношению к Юшке. А Юшка их жалеет за «слепоту сердца», а не зло. Понимает, что люди не умеют любить, принимать человека, таким, каков он есть, не умеют радоваться жизни, ценить красоту, порой им некуда приложить свои силы).



Подведение итога мастером.

Ребята, в ответе вашей группы прозвучали очень важные слова, вынесем их на экран: ЖАЛЕТЬ, «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ».(слова на экране. 1 слайд).


Слово второй группе. Читаем вопрос. Отвечаем.



2 группа

1.Что заставляло сельчан издеваться именно над Юшкой?

2. Можно ли соотнести жизнь Юшки с библейскими заповедями?


Примерные ответы

(Безответность,непохожесть на других. Для людей он «блажной», «непохожий». Он живет иной жизнью, не такой скучной, гнетущей. Юшка- блаженный, живущий по божьим законам. Одна из заповедей Иисуса:

« А я говорю вам, что не надо платить злом за зло, и око за око, и зуб за зуб. И если кто ударит тебя в одну щеку, лучше подставь другую щеку, чем за удар отвечать ударом… Не надо злом противиться злу».

Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов).




Подведение итога мастером.

Ребята, в ответе вашей группы прозвучало слово НЕ МСТИТЬ, прощать. Вынесем и его на экран.(2 слайд).


Слово 3 группе. Читаем вопрос. Отвечаем.



3 группа

1.«Добро, мама, из добра приходит» - говорил один из героев сказки А.Платонова «Волшебное кольцо». Раскройте эту мысль на примере жизни Юшки.

2. Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность?

3. Случайно ли приехавшую девушку назвали «дочерью доброго Юшки»?



Примерные ответы

(Доброта Юшки находит продолжение в добрых поступках девочки-сироты. Значит, его пребывание на земле не осталось бесследным. Забота о живом существе, умение «видеть сердцем» красоту мира и делать добро помогает герою не озлобиться и сохранить доброжелательность).




Подведение итога мастером.

Вынесем на экран главные слова вашего ответа: ДЕЛАТЬ ДОБРО.


Слово 4 группе. Читаем вопрос. Отвечаем.



4 группа

«Шел Господь пытать людей в любви» - одна из главных идей рассказа. Какое разрешение она получила?



Примерные ответы

(Господь посылает людям испытание на любовь. Он испытывает людей любовью. Люди не выдержали испытание. Юшка выдержал. Остался человеком, несмотря на все страдания, которые ему уготовила жизнь. Истинная любовь милосердствует! А люди равнодушны по отношению к герою. Об их равнодушие говорит страшное слово «ЗАБЫЛИ».




Подведение итога мастером.

В ответе вашей группы звучало слово «ЛЮБИТЬ»



Все ответы прозвучали. Что же у нас получилось? Внимание на экран. Мы смастерили цепочку из слов, чаще всего звучавших на уроке. Все ли звенья равноценны?

Что же завещал нам всем Юшка? (Читаем цепочку: ЖАЛЕТЬ людей, учиться «видеть сердцем», уметь прощать, делать добро, не забывать добро (не быть равнодушными), ЛЮБИТЬ людей и все живое в мире!).



6 Этап. Вопросы всему классу. 3-4 минуты.

Какие еще произведения о добре, милосердии вы читали?

Проблемы, поднятые в рассказе Платонова актуальны и в наше время. Читали ли вы повесть В.Железникова «Чучело»? Может, смотрели фильм? Вспомните одну из последних сцен фильма. Вспомните слова, которые дети написали на доске. О чем говорит эта надпись?

Скажем вслед за героями: «Прости нас, Чучело!». «Прости нас, Юшка!». «Простите нас, люди, которым мы когда-то причинили боль и страдания»

Великий русский писатель А.П.Чехов писал: «Нужно, чтоб за дверью каждого довольного человека, счастливого человека, стоял кто-нибудь с молотком и напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он не был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти – стрясется беда, болезнь, потери, и никто не увидит и не услышит его, как он теперь не видит и не слышит других».

6.Этап Творческая работа.5-6 минут.

Сегодня на мастерской мы попытались осмыслить проблемы, поднятые Платоновым в рассказе: добро, милосердие, человеколюбие. Вспомните слова, которые чаще всего звучали на мастерской. Раскройте свои творческие способности!

Передайте свои впечатления, чувства, мысли в творческой работе. Напишите обращение к людям, а может, к себе. Что это будет - стихотворение, сочинение-миниатюра – решать вам! На эту работу – 5-6 минут.

7 Этап. Афиширование. 4-5 минут. Чтение 2-3 работ и мастера. Вывешивание работ на стенде.

8. Этап. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастерской. 2-3 минуты

- Что было важно в сегодняшней встрече?

- Что вам более всего удалось?

- Какой этап урока был самым интересным, неожиданным?

- Какое задание было самое трудное?

- Какое выступление было самым интересным?

Вы всегда должны помнить:

1. И одна строка – текст.

2. И недодуманные мысли важны для творчества.

3. Если вы почувствовали, что чужой текст хорош, то и ваш не плох.

***

Реализация регионального компонента на уроках литературы.

Урок – мастерская

по теме «Хабаровский край – моя малая родина»

6 класс.


Цели:

 Пробудить у учащихся интерес к предстоящей творческой работе

 Подготовить почву для погружения в тему занятия.

 Раскрыть творческие способности детей.

 Вызвать образно-эмоциональное представление о своей малой родине.

 Воспитать творческую личность.

Ход урока

1. Индуктор.

Включается запись «Голоса птиц в природе», медленно убавляется звук, тишина, на фоне тишины звучит песня Вениамина Баснера из кинофильма «Щит и меч» на стихи Михаила Матусовского «С чего начинается родина».

Мастер читает стихотворение Р.Казаковой.

Не поеду я в Сочи,

Где солнце, песок…

А поеду я в сопки,

На Дальний Восток.

Там у склонов колючих,

Упав с высоты,

Светлый ключ, будто ключик,

Обронен в кусты.

Там у синей Дюанки,

Безвестной реки,

Не поляны – диваны,

Пуховики!

Там ало от саранок,

Взметнувших луга,

Будто горных баранов

Крутые рога.

На востоке – просторы,

Моря, острова.

Все такое простое –

Как хлеб и трава.

Что мне смутно и ложно

Темнит белый свет,

Там прочтется не сложно,

Как заячий след.

Мне нужны эти сопки –

В вершке от небес, -

Как врачебные скобки

На сильный порез.

Мне нужны эти сопки

В закатном огне,

Чтоб весенние соки

Не сохли во мне.

Мне нужны эти сопки,

Высоты мои.

Мое сердце, как соты,

Тяжело от любви.



2 этап. Ассоциативный ряд.

Мастер. Какую картину вы представляете, когда слышите слово родина?



- при слове родина я вижу…

… Большую речку и купающихся друзей вокруг меня…

… Величественные зеленые сопки вдоль берегов Амура…

… Радугу, украсившую унылый пейзаж после дождя…

Мастер записывает на доске слово родина, все у себя на листах.

3 этап. Набор словаря.

Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, вечной жизни. Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине, где находится Россия, запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом родина (любые части речи).



4 этап. Социализация.

Прочитайте по цепочке теплые слова, дописывайте те, которых у вас нет. Чувствуйте, как вас согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.



5 этап. Воспоминания.

Вспомните свой семейный и личный фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, где запечатлен любимый или памятный уголок природы и вы на его фоне. Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, состояние, ощущения в этот момент, выраженное в вашем лице, в жестах, в мимике и так далее.



6 этап. Социализация. Читаем вслух и дополняем свои списки.

7 этап. Память. Сосредоточение.

Нарисуйте свое сердце, а внутри него условно изобразите карту России, звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины. Звездочка – это символ счастья, удачи, света (рисунок).

Всмотритесь в полученное изображение: в вашем сердце незримо живет образ малой родины (т.е звездочки на вашем рисунке) – места, где человек родился, вырос, провел детство, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают нам о нерасторжимом единстве Земли и Человека.

А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке? Не обижали ли вы свою родную землю, что кормит и поит нас, дает нам жизнь, тепло. Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте обещание научиться самому и научить других любить родную землю и относиться к ней как к себе самому. Научиться любить ее так, как любят ее поэты и писатели.



8 этап. Поэтические образы.

Звучит тихо классическая музыка. Чайковский «Времена года».

Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой «Хабаровский край – моя малая родина», особенно тронувшие вашу душу. Мастер читает стихи на тему «Картины и образы дальневосточной природы» Р. Казакова. «Тайга», «Над нами власть имеют запахи…», «От первого лепета»; Л. Миланич «Все объяснить не научусь я», «Пласты воды, и воздуха и света»

9 этап. Социализация и обогащение словаря. Чтение и дополнение.

10 этап. Зрительные образы.

Демонстрируются репродукции картин художников, фотоэтюды по теме



11 этап. Ситуация разрыва.

Еще раз запишите слово Родина. Составьте слова из букв слова родина, не добавляя других букв, не повторяя имеющихся.



12 этап. Социализация и обогащение словаря.

Чтение и дополнение. Подчеркните теплые слова, зачитайте. Почти все слова теплые. Много имен. Родина от слова род, рождение. Вы убедились, что знание одного ничтожно малы по сравнению с коллективным результатом.



13 этап. Набор словаря, выбор доминанты.

Подберите рифмы к данным словам: край, родина, земля, река, тайга, ель, ромашка, березы, сосны, радуга, дом.



14 этап. Социализация. Набор словаря.

Чтение и дополнение. Подчеркните удачные рифмовки.



15 этап. Самоконструкция: создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ. За 7-10 минут продолжить мысль в любой форме в любом жанре.



16 этап. Афиширование.

Чтение работ учениками и мастером.



17 этап. Рефлексия.

 Какой этап урока был самым неожиданным?

 Какой этап урока вызвал душевный подъем, вдохновение?

 Какое задание было самое трудное?

 Какое задание было самое интересное?

 Что пожелаете для следующих мастерских?



Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией
Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс «Незабываемый мир детства и отрочества
»
Урок – мастерская

по теме «Пушкин - лицеист»

Комментарий:

Эта мастерская предполагает постижение подростками истоков гениальности личности Пушкина, атмосферы, в которой началось «рождение поэта». Создание в итоге творческих работ по теме «Пушкин-лицеист».



Задача мастерской – дать проявиться чувствам учеников, направить их на поиск языковых средств выражения своих эмоций, дать ощутить радость творчества, наслаждения словом, удовлетворенность от самовыражения, от взаимного обогащения.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

Учащиеся садятся за столы группами по 5 -6 человек. На столах приготовлены файлы с заданиями для каждого члена группы.



1.Индуктор.

На столе каждой группы лежат предметы из «Бюро литературных находок». Вернем эти вещи в строки пушкинских произведений. (Зеркальце, яблоко, перо, иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила», картина «Пушкин на лицейском экзамене», петушок, колпак звездочета). Выступления учащихся.



МАСТЕР. Молодцы, знаете произведения Пушкина! Ничего не забыли. А теперь подумайте, чтобы все эти произведения создать, необходимо было не только родиться гением, но и многому еще научиться. Где учился Пушкин? Правильно, в лицее.

2.Саморегуляция.

Звучит музыка 19 века. Закройте глаза и представьте. Александру Пушкину 12 лет. Он ученик, воспитанник лицея. Он ваш ровесник. Все, как у вас - ученики-лицеисты, учителя-наставники, учебные предметы, домашние задания, друзья и недруги, ошибки и победы. Представьте себе невероятное – вашу встречу с поэтом-ровесником. Наверное, у вас возникло бы много вопросов к Пушкину-лицеисту. Запишите их в тетрадь.



Примерные вопросы:

 Какой твой любимый предмет?

 Какие у тебя учителя, расскажи о них?

 Есть ли у тебя друзья?

 О чем ты мечтаешь? Чем увлекаешься?

 Интересно ли тебе учиться в лицее?



3. Создание творческого продукта.

Индивидуальные задания по тематическим группам. Затем группа предъявляет общее полученное знание в результате взаимодействия.



Индивидуальные задания.

1 Группа Лицей и его атмосфера:

Задание 1. Создайте текст по опорным фразам: лицей, родной дом, семья, лицейские учителя-старшие в семье. Лицеисты-братья.

Задание 2. Подумай, каковы могли быть отношения между учениками и учителями в лицее? Используй словосочетания для ответа, запиши ответ: Высокая культура, взаимное уважение, свобода, уважение к личности, атмосфера уважения, независимость суждений, отсутствие физических наказаний, творчество.

Задание 3. Подумай, какой распорядок жизни мог быть в лицее?

Используй слова и словосочетания: строгий распорядок, обязательное ношение формы, обязательные прогулки, чтение книг, поощрение творческого труда.



Задание 4. Составь текст, используй слова и словосочетания: творческая атмосфера, соревнования в написании стихов, переводы текстов с разных языков- изучение и знание языков, насыщенная программа обучения в лицее, воспитание чувства любви к Родине.

Задание 5. Подумай, почему пушкинский выпуск дал России так много поэтов? Что для этого делалось в лицее? Используй слова и словосочетания: «Не позволяй душе лениться», труд души, творческий труд, издание лицейских журналов, постоянные упражнения в творчестве.

Задание 6. Найди в толковом словаре слово «атмосфера», выпиши в тетрадь, составь с этим словом словосочетания, связанные со словом «лицей», «творчество», «нравственность», «культура».

Задание 7. Подумай, какой должна быть школа, чтобы в ней состоялось «рождение гения»? Что должно быть главного в такой школе? Запиши.

2 Группа. «Друзья мои…»

Задание 1. Какими качествами должен обладать человек, чтобы у него было много друзей? Запиши.

Задание 2. Как ты понимаешь выражение «Лицейское братство»? Почему отношения между лицеистами так названы? Запиши.

Задание 3. Подумай, что позволило Пушкину обратиться к друзьям по лицею так: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»? Подумай над подчеркнутыми словами, создай рассуждение.

(Задания каждому члену группы. Выступает представитель от группы.)



3 Группа. Поэзия – мечта или реальность?

Задание 1. Если бы тебе пришлось сочинить «Послание другу», что бы ты сказал другу? Если можешь, сочини четверостишье. Используй обращения: друг бесценный, любезный друг, милый друг, о друг мой дорогой.

Задание 2. Подумай над пушкинскими строками: «Мечты невольник милый», «Невольник мечты младой». О чем мечтал юный Пушкин в лицее? О чем мечтаешь ты? Каким видишь свое будущее?

Задание 3. Что нужно для того, чтобы мечта осуществилась?

Карточка-информатор. Послание - стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу(лицам).



4 Группа. «Лицейский мудрец»

Задание 1. Кодекс – это свод законов. Создай небольшой проект «Кодекса лицеиста», который мог бы существовать в годы учения Пушкина. Сравни его с нашими лицейскими правилами. В каком лицее ты бы хотел учиться? Запиши.

Задание 2. Создай проект будущего лицея. В каком лицее может произойти «Рождение гения»?

Карточка-информатор. В Чикаго готовились открыть новую школу. Устроителям было поручено ознакомиться с опытом лучших учебных заведений мира. Они пришли к заключению, что практика обучения и воспитания в Царскосельском лицее не знала себе равных.

Задание 3. Что могло привлечь организаторов чикагской школы? Почему лицей, в котором учился Пушкин, назвали «Жемчужиной русской школы»?

5 Группа. «Пушкин на уроках»

Внимательно прочитайте и инсценируйте в группе.

На уроке русской словесности.

Автор. Однажды, окончив лекцию несколько раньше, профессор Кошанский сказал:

Профессор:

- Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

Автор: Перья заскрипели, но стихи ни у кого не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех восхитили!

Пушкин:


Г де наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на Лилею

Нам укажи.

Профессор: Стихи прелестны! Они очаровывают задорным настроением и смелым образом: роза – дитя зари!

На уроке математики.

Автор 1. Известно, что математика мало интересовала лицеистов. Это поначалу бесило профессора математики Карцева. Но вскоре он смирился с этим и развлекал воспитанников анекдотами. Лицеисты помирали со смеху, слушая его « вовсе не математические россказни».

Автор 2. Однажды Карцев вызвал к доске Пушкина, который математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.

Пушкин долго переминался с ноги на ногу, силясь решить заданную задачу, молча писал какие-то формулы.

Профессор:

- Что же вышло? Чему равняется икс? Пушкин (улыбаясь):

- Нулю!


Профессор:

- Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!



Задание 2. Сделайте вывод: Пушкин. Уроки. Учителя.

4. Социализация.

Представители от групп выступают с результатами коллективного труда.

Разрыв. Предлагаю посмотреть отрывок из документального фильма «Царскосельский лицей». Даю задание вернуться к вопросам, заданным Пушкину-лицеисту в начале занятия, ответить на них.

5. Самоконструкция.

Создание текста на тему: «Пушкин-лицеист». Желаю успеха!

Социализация. Чтение работ.

6. Рефлексия. Финал урока:

 Какой этап урока был самым неожиданным?

 Какой этап урока был самым интересным?

 Какое задание было самое трудное?

 Какое выступление было самым интересным?

 Что пожелаете для следующих мастерских?

Поблагодарим, друг друга за общение и себя за теплые мысли, чувства, переживания, слова. Вы всегда должны помнить:

1) И одна строка – текст.

2) И недодуманные мысли важны для творчества.

3) Если Вы почувствовали, что чужой текст хорош, то и Ваш неплох.

Если дома захочется продолжить мысли, появившиеся на уроке, делайте это.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Отчет Учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей №1
1007.91kb.
Отчет учителя русского языка и литературы моу «Лицей естественных наук г. Кирова» Перевощиковой Маисы Николаевны
124.84kb.
Учителя русского языка и литературы моу «сош №50» «И в просвещении быть с веком наравне». А. С. Пушкин. Квалификационный паспорт учителя
71.05kb.
Публичный отчёт руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №4 «Многопрофильный»
273.03kb.
Отчет о самообследовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей
711.81kb.
Конкурсная работа учителя русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения
246.7kb.
Из опыта работы работы учителя русского языка и литературы моусош №7
143.05kb.
Работала над проблемой «Текст как основа развития речевой деятельности учащихся»
183.4kb.
Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме «Актуальные проблемы преподавания русского языка, литературы и предметов нрк в условиях сельской школы в условиях модернизации российского образования»
297.55kb.
Отчет мо учителей гуманитарного направления за 2012-13 уч год
34.24kb.
Положение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся в 1 – 2 классах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей имени В. Г. Сизова
71.63kb.
Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
168.24kb.