Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
24.tif




Содержание

стр.

1.

1. Паспорт Программы развития МБОУ «Чернухинская СОШ»

3

2.

2. Введение. Обоснование и целевые ориентации программы развития МБОУ «Чернухинская СОШ»

9

3.

3. Аналитико-прогностическое обоснование Программы развития

13




3.1. Анализ внешних факторов развития образовательного учреждения

13




3.2. Анализ социокультурной ситуации

15




3.3. Анализ внутренних факторов развития школы

18

4.

Концепция инновационных преобразований

28




4.1. Обоснование концептуальной идеи Программы развития

28




4.2. Образ проектируемой системы школы

34




4.3. Образ выпускника «Школы социокультурных практик»

37




4.4. Стратегия преобразований

40

5.

5. Содержательные аспекты инновационных преобразований: проекты Программы развития

42




5.1. Обновление содержания образования

42




5.1.1. Проект «Образовательное пространство школы»

42




5.1.2. Проект «Технология социального проектирования»

44




5.1.3. Учебный психологический курс «Развитие проектного мышления»

44




5.1.4. Проект «Технология исследования»

46




5.2. Повышение качества образования

47




5.2.1. Проект «Здоровый и безопасный образ жизни»

58




5.2.2. Проект «Новый педагогический профессионализм»

50




5.2.2. Проект «Наши достижения»

52

6.

6. Совершенствование структуры управления проектами Программы развития

53

7.

7. Этапы и ожидаемые результаты Программы развития

55

8.

8. Критерии эффективности Программы развития МБОУ «Чернухинская СОШ» как «Школы социокультурных практик»

57

9.

9. Возможные риски и способы их минимизации

61

10.

10. Основной список литературы

63



  1. Паспорт Программы развития МБОУ «Чернухинская СОШ» Арзамасского района Нижегородской области

Образовательное учреждение

МБОУ «Чернухинская СОШ»

Инновационный профиль школы

Развитие МБОУ «Чернухинская СОШ» как «Школы социокультурных практик»

Нормативно-правовые

основания разработки

программы

развития


Документы федерального уровня:

1. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения /Под ред. А.М. Кондакова, А.Г. Асмолова. - М., 2007. – 241 с. (электронная версия)

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»: (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 14, июль. – С. 2-59.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: [постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.00 № 751] // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21. – С. 2-11.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 – Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.

5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: приказ МО РФ от 28.07.2000 // Бюллетень Министерства Образования Российской Федерации. Высш. и сред. проф. образование. - 2000. – С. 5-8.

6. Проект ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». – электронные текст. дан. – режим доступа: www.zakonoproekt.ru

7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. – Режим доступа: Сайт ФГОС www.standart.edu.ru

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.

Документы регионального уровня:

9. Концепция и программа регионального экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа» (Приказ Мин. образования Нижегородской области от 22.08.2008 № 600).



Документы уровня образовательного учреждения:

10. Программа развития МБОУ «Чернухинская СОШ» как «Школы экологического и социально-педагогического проектирования» на 2006 – 2010 гг.



Разработчики программы

А.Ф.Рябова – директор школы;

Г.Н.Донскова – зам.директора по УВР;

Т.В.Васянина – зам.директора по ВР;

О.В.Шебалова – учитель русского языка и литературы;

Н.Н.Шашунькина – учитель химии и экологии;

Н.И.Травина – психолог.



Научный руководитель

Г.А. Игнатьева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики НИРО

Основная идея преобразований

Проектирование инновационной модели образовательного учреждения как социально-ориентированной школы, содержание образовательного процесса в которой направлено на формирование культуры социального взаимодействия, социального самоопределения личности и социальной ответственности, социальной мобильности и развитие социальных качеств личности.

Миссия школы

Создание благоприятных условий для адаптации детей к быстро меняющейся жизни в современном обществе на основе развития социальной природы и характера индивида, формирования социальных компетенций, обеспечивающих эффективное решение задач преобразования себя и социума в условиях выбора.

Становление социальной ответственности и социального самоопределения в образовательном пространстве школы осуществляется на основе проектирования адекватных форм и содержания образования, задающих осмысленные уклады жизни школы на каждой ступени, а именно:



Для обучающихся: - качественное социальное самоопределение на основе «персональной» траектории непрерывного самообразования и саморазвития обучающихся.

Для педагогов: - индивидуализированное непрерывное повышение квалификации на основе рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта.

Для администрации: - согласование приоритетных направлений развития школы с социальным заказом ближайшего окружения, государственными инициативами в области образования, ожиданиями профессионального педагогического сообщества инновационной сферы регионального образования.

Для образовательных партнеров (ВУЗов): - новое качество подготовки будущих абитуриентов на основе единства выработанных требований, механизмов оценки качества образовательных услуг.

Для образовательных партнеров (школ)открытый доступ к методическому и управленческому опыту школы-участников сети «Нижегородская инновационная школа», возможность участия учащихся и педагогов школ – партнеров в инициируемых школой проектах, конференциях, конкурсах, программах профессионального развития педагогов.

Для органов управления образованием – организация ресурсной базы для проведения различных мероприятий по направлениям инновационной деятельности в региональном образовании.









Цель

программы

развития


Разработка комплекса условий для развития социальных качеств личности школьников через механизм и средства социально-педагогического проектирования, организацию в школе взаимодействующего типа управления, а также процессы социального воспитания и социального образования, социального партнерства, ориентированных на формирование социального интереса, социальной компетентности и развитие социального интеллекта субъектов образовательного процесса.

Задачи

программы

развития


1. Разработка качественно нового содержания образования, направленного на формирование социальных качеств личности и проектирование процесса овладения новыми личностно-ориентированными технологиями;

2. Формирование коммуникативно-деятельностной образовательной среды на основе организации совместно-распределенной деятельности и кооперации участников образовательного процесса.

3. Разработка механизмов проектно-демократического типа управления и социального партнерства;

4. Создание системы контроля и диагностирования содержания образования и условий, способствующих выявлению и утверждению собственной позиции, обеспечивающей интеграцию личности в современные социокультурные процессы;

5. Создание развивающей информационно-образовательной среды, ориентированной на расширения социального партнёрства школы.


Сроки и этапы

реализации Программы



Этап концептуализации - 2011 - 2012 г. - выстраивание общей системы ценностей как основания для развития ОУ.

Этап реализации 2012 - 2014 г. - осуществление мероприятий по совершенствованию всех компонентов образовательной деятельности школы, методическое, кадровое, информационное и научно-сервисное обеспечение.

Этап освоения и тиражирования опыта - 2014 -2015 г. – разработка систематизированного ресурсного пакета и модели диссеминации полученного опыта.

Содержательные принципы инновационного развития

    • Принцип субъектности - быть субъектом - значит быть инициатором собственной активности и принцип свободы выбора - признание права ребенка на индивидуальный выбор и соответственно отказа взрослому в праве на жесткий прогноз в отношении жизнедеятельности ребенка.

    • Принцип неповторимости - готовность принять ребенка как другого человека, наделенного своими особыми, присущими ему качествами и имеющего индивидуальный потенциал своего развития.

    • Принцип открытости - предоставление учащимся возможности конструировать собственные знания о реальных объектах познания с разной степенью творческого самовыражения.

    • Принцип социообразности - рассмотрение возраста как качественно своеобразного периода жизни ребенка, связанного с социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, новообразованиями данного периода развития.

Инновационные механизмы управления и контроля

Проектная модель взаимодействующего типа управления; контроль динамики инновационных изменений - мониторинг состояния инновационной деятельности в образовательном учреждении по направлениям инновационных изменений на основе количественного и качественного анализа.

Ожидаемые

результаты

  1. Создание инновационной модели образовательного учреждения как «Школы социокультурных практик»;

  2. Создание предвосхищаемого образа выпускника школы социально-ориентированного образования, обладающего социальными компетенциями в наиболее значимых сферах социального взаимодействия.

  3. Формирование социальных компетенций и социальное самоопределение личности субъектов образовательного процесса.

  4. Демократизация всех аспектов школьной жизни на основе внедрения проектной модели взаимодействующего типа управления;

  5. Создание единой информационно-образовательной среды, ориентированной на расширение пространства социального партнерства школы;

  6. Внедрение информационно-методического, педагогического и психологического обеспечения реализации модели социально-ориентированного образования.


2. Введение. Обоснование и целевые ориентации Программы развития МБОУ «Чернухинская СОШ».

В настоящее время перед системой образования в целом и каждым образовательным учреждением в частности встает задача подготовки социально активной, гармонично развитой личности с высокими моральными качествами, способной критически мыслить, взаимодействовать с партнерами, конструктивно управлять конфликтами, действовать оперативно и нестандартно в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Создание и внедрение в образовательной системе Арзамасского района инновационной модели «Школы социокультурных практик» связано с ориентацией авторов-разработчиков на качественное обновление содержания и способов организации школьного образования в направлении формирования готовности личности к продуктивному взаимодействию в условиях современного социума.

МБОУ «Чернухинская СОШ» на всех этапах своего развития активно осуществляла инновационную деятельность. Педагогический опыт, накопленный за предыдущие годы, и требования инновационных изменений системы образования в контексте сценария долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обусловили переход деятельности образовательного учреждения на новый качественный уровень, что повлекло за собой необходимость создания и внедрения новой модели «Школы социокультурных практик», представленной в настоящей Программе развития.

Программа развития стала закономерным продолжением предыдущих этапов работы педагогического коллектива по созданию гуманистической воспитательной системы по теме «Школа экологического и социально-педагогического проектирования» (2006 – 2010 гг.), отражает закономерности его педагогического поиска, в ходе которого происходили качественные изменения деятельности, т.е. переход от традиционного содержания к инновационному.

Основной идеей программы развития образовательного учреждения, как «Школы социокультурных практик» является концептуальное и инструментальное проектирование процесса социализации обучающихся в образовательной среде школы. Главным результатом инновационных изменений должна стать разработанная и реализованная модель школы, ориентированной на развитие социальной природы и характера индивида, на подготовку его к социальной жизни.

Чернухинская средняя общеобразовательная школа Арзамасского района Нижегородской области – это школа в социально-природном пространстве с. Чернуха и комплекса близлежащих сёл и деревень, это школа для тех, кто считает необходимым и видит возможным изменить среду сельского социума в сторону его развития.

В настоящее время МБОУ «Чернухинская СОШ» – это школа, которая ставит качественно новую задачу перспективного развития – развитие не только обучающегося, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика, выступающего субъектом, конструктором, проектировщиком и организатором собственного образования и ответственного социального действия.

Цель разработки Программы развития: определение стратегических и тактических задач деятельности школы в рамках современных тенденций развития образования, с учетом ее включенности в масштабный инновационный процесс, изменения технологических основ образовательной деятельности и наличия сформированного социального заказа.

Социальный заказ МБОУ «Чернухинская СОШ» выражает совокупность социальных требований общества к образовательной системе школы по обеспечению равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; социальной ответственности и социальной ориентированности системы образования; гарантии качества образовательных услуг; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества и демократизации образования; обеспечение преемственности всех ступеней образования; культуры здоровья и безопасного образа жизни.

Социальный заказ формируется, исходя из требований, предъявляемых к качеству образовательных услуг следующими группами потребителей:

- государство – формирует свои требования в значениях государственных интересов;

- родители (семья) – ориентируется на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект;

- обучающиеся – реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с образовательной успешностью и успешной социализацией;

- работодатели – и их профессиональные сообщества обращают свои вызовы к школе: через требования к персоналу начинают формировать требования к выпускнику школы.

При разработке данной Программы развития учитывались и использовались:

- приоритетный проект развития образования «Наша новая школа»;

- опыт инновационных школ в рамках сети «Нижегородская инновационная школа»;

- требования ФГОС общего образования;

- приоритетные направления развития государственной образовательной системы;

- научные концепции развития образования и отдельных направлений образовательной деятельности;

- анализ опыта и результативность практической деятельности школы;

- состояние ближайшего социального окружения и других внешних факторов, способных повлиять на процесс инновационных преобразований.

Школа выстраивает свою миссию в образовательном пространстве села Чернухи и Арзамасского района с определенной спецификой социального заказа, объема и качества образовательных услуг, определив направление своего развития как «Школы социокультурных практик».

Разработку проекта модели «Школа социокультурных практик» педагогический коллектив рассматривает в контексте двух фундаментальных изменений, обозначенных в концепции модернизации современного российского образования: обновление, жизненная направленность содержания школьного образования и его ориентация на формирование новой системы универсальных знаний и умений, образующих опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Подобное понимание проблемы построения практики общего среднего образования предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает оформление нововведений и их нормативное закрепление.



Главной своей задачей «Школа социокультурных практик» ставит снятие противоречия между развитием самостоятельной в решениях, свободной, гармонично развитой личности и требованиями социализации школьников, выражающиеся в необходимости четко удерживать социальные нормы и рамки и наличии способности адаптироваться в изменяющемся социуме.

Снять это противоречие призвана проектная учебная и социальная (общественная) работа, в которую учащиеся вовлекаются с первого класса, становясь субъектами учебной деятельности и осваивая проектную деятельность во внеурочной работе, и до старшей школы, в которой они создают собственные проекты, помогающие им реализовать свои потребности в создании собственной предметной среды и опробовании своих сил, получив при этом образовательный результат.



«Школа социокультурных практик» призвана удовлетворить потребности ученика в освоении способов самостроительства своей личности и самоутверждения своей индивидуальности; потребности родителей в интеграции учащихся в определенную культурную среду, в обеспечении социальной защищенности своих детей; потребности учителя в личностной и профессиональной самореализации; потребности общества в становлении целостной личности человека культуры.

Социокультурные практики школьного образования – это комплексное образовательное явление, включающее как способы действий, так и опыт работы, и суммирование личных результатов и достижений, а также опыт их презентации для школьного сообщества. Проектирование социокультурных практик школьника включает освоение культурных норм педагогической и учебной деятельности на основе инициативы, интересов и мотивации всех субъектов образовательного процесса. Разработка новых форм образовательной практики осуществляется через расширение социальных и практических компонентов в содержании школьного образования и использование современных образовательных технологий, ориентированных на социальные и практические успехи и достижения учащихся.

Полученные результаты педагогического поиска субъектов образовательной деятельности школы, среди которых создание разнообразных сфер освоения социокультурных норм (исследовательских, коммуникативных, досуговых и др.), обеспечение взаимодополняемости основного и дополнительного образования, формирование демократического образа жизни школьного сообщества, эффективная культурная и социальная идентификация выпускника школы, послужили ценностно-смысловым обоснованием Программы развития МБОУ «Чернухинская СОШ» как «Школы социокультурных практик».

3. Аналитико-прогностическое обоснование Программы развития

Необходимость разработки данной программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

3.1. Анализ внешних факторов развития образовательного учреждения

Практикой доказано, что современная школа, ее образовательная система с необходимостью требуют переосмысления и переформулирования базовых условий организации школьной жизни: целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что в школах необходимо наряду с усвоением социокультурного опыта человечества осваивать те способы и технологии, которые будут востребованы в будущем. Требуется организация такого образовательного процесса, при котором школьники будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, где они будут учиться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, развивать свои потребности и осознавать возможности.

Об этом совершенно ясно сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют  инвестиционный характер вложений в образование».

В то же время авторы новых учебных программ, руководители образования, педагоги и потребители образовательных услуг не могут прийти к согласию относительно того, каким должен быть набор образовательных задач, чтобы научившись их решать, выпускник той или иной ступени школы получил возможность стать успешным в жизни. Ключевым моментом данной дискуссии является представление о новом качестве образования. Новое качество – это, прежде всего, степень способности школы как элемента образовательной системы, культурной формы становления универсальных способностей человека обеспечить новые, не востребованные ранее массовой практикой цели (способность и готовность всю жизнь учиться и переучиваться – одна из ведущих).

В современных условиях реальными заказчиками школьного образования являются учащиеся и их семьи, работодатели, общество при сохранении определенной позиции государства. Для образовательного учреждения это означает, что, с одной стороны, оно должно вести диалог со всеми «заказчиками» образования, постоянно создавая, обновляя и расширяя спектр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель, а, с другой стороны, школа должна стать субъектом социальных преобразований, решая педагогическими средствами проблемы ближнего и дальнего социального окружения.

Выбор инновационной идеи развития МБОУ «Чернухинская СОШ» определялся следующими особенностями современной образовательной ситуации:

1. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального образования каждого человека, обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору ориентиров дальнейшей реальной самостоятельной жизни и поэтому рассматривается в качестве одного из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

2. Ограничение бюджетных ресурсов, выделяемых системе образования, предполагает активный поиск способов внебюджетного финансирования и выстраивание системы аккумуляции имеющихся ресурсов в точках роста, дающих наибольший эффект развития образовательного учреждения.

3. Рост конкуренции среди образовательных учреждений разного уровня, приводящий к необходимости выявления уникальности каждой школы в образовательной деятельности.

3.2. Анализ социокультурной ситуации

МБОУ «Чернухинская СОШ» расположена на территории села Чернухи, что находится  в 100 километрах от  областного и в 40 километрах от районного центра. Это образовательное учреждение в социально-природном пространстве села и комплекса близлежащих сёл и деревень. В школе обучаются все дети, проживающие в микрорайоне, с разными способностями и возможностями.

МБОУ «Чернухинская СОШ» открыта в 1936 году. Социальными партнерами школы являются Чернухинская сельская администрация, Чернухинская участковая больница, Дом культуры, Дом детского творчества, сельские детская и взрослая библиотеки, музей природы им. И.С.Трофимова, филиал Берёзовской школы искусств, филиал спортивной школы. Педагоги ориентированы на реализацию передовых идей, методов обучения и воспитания.

Таблица 1.



Сведения о социальном статусе семей обучающихся МБОУ «Чернухинская СОШ»

Категории семей

Кол-во

%

Всего семей

232




Многодетные  семьи

20

8,6

Одинокие матери

15

6,4

Семьи с опекаемыми детьми

4

1,4

Малообеспеченные семьи

91

39,2

Семьи с приёмными детьми

7

3

 

Таблица 2.



Сведения о социальном статусе учащихся

МБОУ «Чернухинская СОШ»

Категории

Кол-во

%

Всего учащихся

290




Учащиеся из малообеспеченных семей

117

40,3

Учащиеся из многодетных семей

42

14,4

Учащиеся - инвалиды

26

9

Учащиеся, получающие пенсию по СПК

29

10

 Образовательный статус родителей обучающихся школы

 

Социальный статус родителей обучающихся



Возраст родителей обучающихся

Соответственно родительский заказ школе весьма дифференцирован: от полного отсутствия интереса к образованию своего ребенка до требований достижения высокого качества образованности.

Практически все родители ориентированы на формирование готовности и способности их детей к продолжению образования в образовательных учреждениях профессионального образования.

Таблица 3.



Динамика социальной ситуации МБОУ «Чернухинская СОШ»

Параметры социальной ситуации

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Общая численность учащихся  на начало учебного года

334

324

298

Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН

7

7

9

Количество родителей, состоящих на учете в ПДН

4

4

3

Количество малообеспеченных семей

103

97

91

Количество опекаемых учащихся

8

6

5

 

В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программах и учебниках, по которым работают педагоги. В то же время определенная категория родителей не в состоянии обеспечить своим детям достаточный уровень внимания и опеки. Такая ситуация свидетельствует о необходимости индивидуализации работы с родителями, налаживания работы психологической службы в направлении профилактики патологий семейного воспитания.

На территории Чернухинского сельского совета проживает несколько семей цыганской национальности. Взрослое население цыган имеет основное общее образование. Родители детей – цыган хотят, чтобы их дети нашли себя в цивилизованном обществе, адаптировались в современных условиях, и сами ребята желают быть успешными в жизни. Учебное учреждение посещают все дети школьного возраста (на данный момент 25 чел.), ни один ученик не бросил занятия в школе.

Социальный заказ, предъявляемый МБОУ «Чернухинская СОШ», состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия социального развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех детей, проживающих в селе Чернухе и ближайших селах. Школа стремится с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - гибко реагировать на социальные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы призвана стать готовность детей и юношества к активной деятельности в динамично изменяющихся жизненных обстоятельствах, развитие способности к свободному и ответственному жизненному самоопределению.

3.3. Анализ внутренних факторов развития школы

Образовательная деятельность школы осуществляется на основе реализации системы преемственности образовательных программ с учетом концепции непрерывности образования. Основными особенностями образовательного процесса являются:

- необходимость обучения всех детей, проживающих в микрорайоне школы, с разными образовательными способностями и потребностями;

- развитая система социального партнерства: Чернухинская сельская администрация, Чернухинская участковая больница, Дом культуры, Дом детского творчества, сельские детская и взрослая библиотеки, музей природы им. И.С.Трофимова, филиал Берёзовской школы искусств, филиал спортивной школы;

- высокий уровень занятости школьников внеурочной деятельностью – 89 %;

- участие педагогов школы в опытно-экспериментальной деятельности на базе ГОУ ДПО НИРО (кафедра педагогики и андрогогики) и ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара».

На основе анализа состояния образования в МБОУ «Чернухинская СОШ» с целью принятия стратегических управленческих решений были обобщены проблемы, характерные для ОУ.

Таблица 4.



Результаты образования школьников

Сильные стороны

Проблемы

Мониторинг состояния качества образования по всем предметам и на всех ступенях образования.

Результаты внешней оценки качества образования выпускников 11 класса по русскому языку и математике выше областного и федерального.

Возрастает исследовательская и проектная активность обучающихся


Низкий процент победителей муниципального и областного  этапа Всероссийской олимпиады школьников (2,4% от общего числа участников).

Отсутствие научно-исследовательской базы.



Преимущества

Ограничения и риски

Учителя школы участвуют в экспериментах  на базе ГОУ ДПО НИРО кафедра педагогики и андрогогики) и ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара».

Школа работает над развитием всех учащихся, в том числе специальных   (коррекционных) классов, и стремящихся к продолжению образования.

 


Достаточно низкий процент семей (22,3%), где родители имеют высшее образование, поэтому большинство детей не может с помощью родителей восполнять пробелы в знаниях и умениях, возникающие либо ввиду индивидуальных особенностей (уровень восприятия материала, темп обучения и т.п.), либо ввиду пропусков занятий.

Недостаточный уровень научно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе обучения по программам повышенного уровня, углубления на уровне, соответствующем мировым образовательным стандартам, при наличии в школе высококвалифицированного педагогического коллектива.


Отсутствие у школьников навыков демонстрации своих знаний и умений.

Формирование здорового образа жизни субъектов образовательного процесса

Сильные стороны

Проблемы

Мониторинг состояния здоровья учащихся и условий обучения.

Поиск новых технологий обучения и воспитания, сберегающих здоровье. Обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, организация и  освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья через внеклассные мероприятия (классные часы, фестивали агитбригад, конкурсы мультимедийных презентаций и печатной продукции).

Наличие спортивных секций: баскетбол, волейбол, футбол-хоккей, настольный теннис, спортивные игры, «Всегда в движении».

Активное участие школьных спортивных команд в районных соревнованиях, наличие призовых мест.



Влияние экологической обстановки на заболеваемость учащихся и педагогов.

Отсутствие у большей части педагогов ориентации на ценности собственного здоровья, стремления к реальному повышению функциональных резервов своего организма, снижению фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс.

 


Преимущества

Ограничения и риски

Наличие медицинского кабинета, имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности;

Наличие опыта пропагандирования ценностей здорового образа жизни в ближайшем социальном окружении.



Недостаточное финансирование, отсюда сложности с закупкой современного спортивного инвентаря, обновления школьных помещений.

Неблагополучная ситуация в социуме по вредным привычкам.



Развитие профессионального потенциала педагогических кадров

Сильные стороны

Проблемы

Педагогический коллектив школы характеризует высокий уровень профессиональной педагогической компетентности: учителя школы являются постоянными членами предметных комиссий во время проведения районных олимпиад, членами предметных жюри во время проведения районных конференций НОУ, входят в экспертные комиссии по проведению экспертизы в ходе аттестации.


Учителя школы недостаточно мотивированы к разработке собственных методических материалов, авторских методик.

Отсутствует система выявления и обобщения передового педагогического опыта.

Большая часть учителей школы не готовы к работе с одаренными детьми, проектированию индивидуальных образовательных маршрутов, введению вариативных форм учета и оценки личных образовательных достижений школьников.


Преимущества

Ограничения и риски

Экспериментальная площадка на базе ГОУ ДПО НИРО кафедра педагогики и андрогогики) и ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара».

Позитивное отношение педагогического коллектива к инновационной деятельности.



Несформированность системы стимулирования педагогов к  творческому саморазвитию в условиях сокращения бюджетного финансирования и расширения финансовой самостоятельности общеобразовательных учреждений.

Развитие эффективности инновационных процессов не обеспечено полной обратной связью со стороны администрации и коллег о качестве инноваций, недостаточно высока информационная культура учителей.

Дидактическая база (особенно технические средства обучения и наглядные пособия) требует постоянного обновления, для чего необходимо дополнительное финансирование


Формирование активной гражданской позиции субъектов образовательного процесса

Сильные стороны

Проблемы

В среднем уровень сформированности демократического уклада жизни в нашем образовательном  учреждении достаточно высокий. Самоуправление школы реализуется педагогическим советом, Советом школы, общешкольным родительским комитетом, Молодежным штабом,  детской общественной организацией «Цветочный город».

Недостаточное развитие соуправления и самоуправления в организационной структуре школы.

 


Преимущества

Ограничения и риски

В школе реализуется Программа духовно-нравственного развития и подпрограммы по гражданской тематике: «Патриот и гражданин»,  «Экология и здоровье» (разработка и реализация социальных и экологических проектов), «Семья».

Низкая гражданская активность в ближайшем социальном окружении.

Отрицательное влияние СМИ на формирование гражданского самосознания подрастающего поколения.



Социальная адаптация субъектов образовательного процесса

Сильные стороны

Проблемы

Психолого-педагогическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса в индивидуальной и групповой формах (в школе имеется педагог-психолог, социальный педагог, логопед).

Профориентация старшеклассников: профориентационные игры, индивидуальные консультации и тестирование.

Вариативность форм родительского всеобуча (родительские собрания, родительский лекторий, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания).

В школе реализуются следующие направленности программ дополнительного образования: спортивная, эколого-биологическая, научно-техническая, художественная, естественно-научная.



Низкий социальный статус ряда семей.

Проблемное поведение учащихся «группы риска».

Недостатки формирования социально-психологической культуры в семьях школьников.

Недостаточно мероприятий, объединяющих детей, родителей и учителей.

Недостаточный уровень мотивации родителей к включению в школьную жизнь вместе с детьми и учителями.


Преимущества

Ограничения и риски

Наличие социально-психологической службы в школе.

Налаженная сеть партнерства школы в области воспитания и социализации учащихся: Чернухинская сельская администрация, Чернухинская участковая больница, Дом культуры, Дом детского творчества, сельские детская и взрослая библиотеки, музей природы им. И.С.Трофимова, филиал Берёзовской школы искусств, филиал спортивной школы.



Недостаток объектов досуговой социально-культурной сферы в ближайшем окружении школы, доступных разным слоям населения.

Отсутствие валидных и апробированных методик диагностики родительской готовности к продуктивному, творческому включению в образовательный процесс: выявление потребностей взаимодействия со школой (родительских ожиданий) и способностей выступить активным участником образовательного процесса (родительских возможностей).



 

Основой выбора направлений деятельности МБОУ «Чернухинская СОШ» стали противоречия, породившие систему проблем. Актуальные проблемы, требующие своего решения в ходе реализации Программы развития МБОУ «Чернухинская СОШ» как «Школы социокультурных практик».



1. Проблема современного состояния образовательного процесса школы: выявленный образовательный заказ со стороны ближайшего окружения на овладение обучающимися знаниями и основными ключевыми компетенциями.

Направление изменений: создание условий для обеспечения доступности качественного образования.

Содержание изменений:

  1. Создание многоуровневого учебно-методического обеспечения (учебных программ, пособий, дидактических материалов к спецкурсам и элективным курсам) индивидуальных образовательных траекторий обучающихся

  2. Интенсификация использования сетевых Интернет-ресурсов и информационных технологий учителями и учащимися в урочной и внеурочной деятельности.

2. Проблема современного состояния образовательного процесса школы: поиск таких вариантов обновления образовательного процесса, в которых обучающиеся встречаются с условиями, стимулирующими их нормальное развитие.

Направление изменений: создание возрастно-ориентированной модели образовательной деятельности.

Содержание изменений:

  1. Изменение образовательного процесса в начальной школе (система оценивания, формы организации образовательного процесса, способы установления педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности), направленное на формирование учебной самостоятельности младшего школьника.

  2. Изменение структуры образовательного процесса в целом, форм и методов оценивания в основной школе на основе включения проектной формы деятельности в урочных и внеурочных формах с целью формирования способности подростков работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений спланировать собственную и совместную деятельность по достижению результата.

  3. Профилизация старшей школы на основе индивидуализации и внутренней дифференциации, направленная на формирование готовности выпускников решать проблемы ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, расширение «зоны ответственности» за свои образовательные действия, связанные с перспективами продолжения образования.

3. Проблема современного состояния образовательного процесса школы: сохранение школьных факторов риска, оказывающих негативное влияние на рост, развитие и здоровье детей.

Направление изменений: совершенствование условий сохранения здоровья учащихся и обеспечения безопасности образовательного процесса.

Содержание изменений:

  1. Снижение влияния школьных факторов риска на заболеваемость учащихся и педагогов за счет индивидуализации учебной нагрузки, создания атмосферы личной заинтересованности в результатах образовательной деятельности.

  2. Интенсификация работы социально-психологической службы школы по профилактике и коррекции нарушений в организации образовательного процесса в интересах сохранения и укрепления здоровья школьников и обеспечения всех видов его безопасности (психологической, информационной, социальной и т.д.).

  3. Организация просветительской работы среди учащихся и их родителей, педагогов в области здорового образа жизни.

  4. Оптимизация режима двигательной активности школьников с учетом их индивидуальных интересов и возможностей, систематизация форм и направлений физкультурно – оздоровительной работы в единый комплекс.

4. Проблема современного состояния образовательного процесса школы: неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей и смыслов; стихийное образование возрастных групп, которые в подростково-молодежной среде приобретают деструктивный характер.

Направление изменений: совершенствование системы духовно-нравственного воспитания и гражданского образования школьников

Содержание изменений:

  1. 1) Разработка программ воспитания и социализации школьников для каждой ступени общего образования,  интегрированных со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства.

  2. Интеграция на основе базовых национальных ценностей всех основных видов образовательной деятельности: урочной; внеурочной; внешкольной (социальные практики); семейной; общественно полезной.

  3. Организация изучения культурологических основ традиционных российских религий при сохранении целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы.

  4. Включение в процесс духовно-нравственного воспитания семьи, традиционных российских религиозных организаций, общественности, СМИ, учреждений культуры, спорта, социальных учреждений на основе учета их интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российских школьников.

  5. Разработка дополнительных программ воспитания и социализации школьников, обеспечивающих углубленное усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, культур народов России; удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей.

  6. Развитие системы ученического самоуправления и правового пространства школы с целью формирования активной гражданской позиции учащихся.

5. Проблема современного состояния образовательного процесса школы: недостаточная разработанность и использование в образовательной деятельности технологий по формированию и развитию продуктивной, творческой деятельности учащихся в процессе обучения при наличии потребности общества в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем творческих способностей, способных оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи.

Направление изменений: совершенствование условий и механизмов развития интеллектуального и творческого потенциала школьников

Содержание изменений:

  1. Разработка психолого-педагогического сопровождения процессов выявления, поддержки и развития интеллектуальной и творческой одаренности школьников.

  2. Внедрение непрерывных метапредметных курсов, элективных курсов по интересам, системы спецкурсов на деятельностной основе в рамках предпрофильной и профильной подготовки.

  3. Обновление системы оценивания образовательных результатов учащихся на основе единой оценочной политики школы.

  4. Создание творческих объединений учащихся, позволяющих им применять свои знания и способности в различных областях наук, развивать коммуникативные умения.

  5. Внедрение современных форм поощрения личных достижений учащихся, формирование общественного престижа образовательных результатов высокого уровня.

6. Проблема современного состояния образовательного процесса: недостаточная компетентность педагогов в способах инновационной деятельности, связанной с внедрением нового стандарта общего среднего образования, реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», недостаточный уровень мотивации на решение задач инновационного развития школы при наличии сложившегося педагогического стиля большинства учителей обеспечивающего стабильность позитивных образовательных результатов.

Направление изменений: формирование профессионально-деятельностного педагогического сообщества как субъекта инновации «Школа социокультурных практик»

Содержание изменений:

  1. Создание для педагогов школы материальных и моральных стимулов работы по созданию «Школы социокультурных практик».

  2. Разработка системы научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности педагогов.

  3. Создание и нормативное закрепление структуры, способной самоподдерживать устойчивость инновационного развития образовательного учреждения как «Школы социокультурных практик».

  4. Разработка научно обоснованных программ повышения квалификации, которые реализуются совместно как практическими работниками образовательного учреждения, так и научными руководителями инновационных проектов.

Несмотря на значительный опыт реализации различных программ и проектов, имеющийся в МБОУ «Чернухинская СОШ», был выявлен комплекс проблем, связанных с необходимостью построения такой нормативной модели инновационной деятельности образовательного учреждения, которая была бы способна гибко реагировать на объективные вызовы, предъявляемые системе образования из других сфер, обеспечивая при этом высокое качество образования, как главного показателя эффективности деятельности любой образовательной системы:

Проблемы учащихся:

1. Неразвитость социальных и организационно-деятельностных умений школьников, связанных с распределением времени и ресурсов для выполнения различного вида работ.

2. Сложности учащихся в создании собственных образовательных продуктов в различных жанрах письменных текстов и их предъявлении школьному сообществу.

3. Следствием нерешенности данных проблем является несоответствие образовательных результатов обучающихся требованиям к результатам образования, обозначенным в ФГОС общего среднего образования.



Проблемы родителей:

1. Непонимание инновационных шагов со стороны школы с одной стороны и потребность в создании открытой и понятной системы оценки качества образования на любом этапе, с другой.

2. Несоответствие между готовностью родителей учащихся стать полноправными соучастниками образовательных процессов и отсутствие эффективных механизмов их включения в управление качеством предлагаемых образовательных услуг.

Проблемы педагогов:

1. Отсутствие взаимосвязи между качеством процесса и системой стимулирования педагогического труда.

2. Нехватка возможностей для рефлексивного общения, в том числе для рефлексий по проблемам качества образования.

3. Отсутствие у значительной части педагогов комплекса профессиональных умений и компетенций, необходимых для реализации основных образовательных программ общего образования нового ФГОС.

4. Увеличение потребности педагогов в системе независимых экспертных оценок результата обучения в условиях разнообразия учебных программ и образовательных подходов.

5. Анализ факторов влияния, качественных характеристик субъектов образования, условий и ресурсов образовательного процесса приводят к постановке единой для школы проблемы: несформированность условий и механизмов управления качеством образовательного процесса в условиях социокультурной модернизации образовательной системы школы (введения ФГОС).

4. Концепция инновационных преобразований

4.1. Обоснование концептуальной идеи Программы развития



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Паспорт Программы развития мбоу «Чернухинская сош»
872.17kb.
План профилактических мероприятий мбоу «Чернухинская сош», организуемых в рамках комплексной межведомственной профилактической операции «Подросток» на территории Арзамасского муниципального района на лето 2013 года
83.29kb.
Программа развититя «формирование информационной культуры учащихся как условие развития самостоятельной познавательной деятельности» Паспорт программы развития моу «сош №63 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического
231.18kb.
Паспорт Программы развития гоу сош №17 спб на 2011-2013г г. Название программы Программа развития
98.88kb.
Паспорт программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности мбоу сош №1 им. Н. К. Крупской на 2012-2015 гг
253.9kb.
Паспорт программы наименование Программы
43.15kb.
Программа развития мбоу сош №7 станицы Воронежской муниципального образования Усть-Лабинский район паспорт
1708.49kb.
Паспорт программы «Развитие мбоу дод цдод
433.08kb.
Дополнение к программе развития
316.97kb.
Паспорт комплексной программы развития моу «Куйбышевская сош»
1374.47kb.
Программа развития моу петропавловской сош
942.84kb.
Отчет о реализации Программы развития мбоу сош №16 за 2012 год
400.98kb.