Главная стр 1
скачать







Педагог – психолог:

Лемешкина Елена Ивановна

2011 г.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14


Аналитический отчёт психологической службы за I полугодие 2011 – 2012 учебного года







dscn5216.jpg


Вся работа психологической службы МБОУ СОШ №14 г. Белая Калитва за отчётный период (I полугодие 2011 – 2012 учебного года) была подчинена идее психолого – педагогического сопровождения учащихся, учителей. Родителей в образовательном и воспитательном процессе.

Целью психологической службы ставилось создание социально – психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия, для воспитания свободной самоопределяющейся личности.

Поставленные задачи:

  1. Выявление причин неуспеваемости

  2. Анализ динамики развития познавательных процессов и способностей

  3. Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация (1, 5, 10 классы).

  4. Психологический анализ детско-родительских отношений

  5. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-11 классов в профессиональном самоопределении

  6. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.

Статистика:

В МБОУ СОШ №14 г. Белая Калитва 21 класс, общее количество на начало учебного года – 423 человека из них 217 мальчиков и 206 девочек. На конец I полугодия обучается 419 человек из них 215 мальчиков и 204 девочки.

Количество, проведённых мероприятий за отчётный период:

Направления работы

Дети

Учителя

Родители

Консультирование

66

15

22

Просвещение

39

43

8

Коррекционно – развивающая работа

Индивид.

Групповая







42

48

Диагностика

Индивид.

Групповая







15

32


Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям, другим специалистам. Применялись методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.

Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.

Проведены диагностики по исследованию:

- уровня адаптации учащихся 1- х, 5 - х, 10 классов,

- типы личности в педагогическом коллективе,

- межличностных отношений в классных коллективах,

- уровня школьной мотивации учащихся 5-11 классов,

- склонности к суициду учащихся 7-11 классов,

- профессиональных интересов и склонностей 8-11 классов,

- сформированности профессионального плана в 9 классах.

Проведено 26 индивидуальных диагностик по запросам родителей, классных руководителей, социального педагога, учащихся по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению актуального уровня развития.

С результатами и рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.

После проведения групповых исследований проводились индивидуальные и подгрупповые консультации по сформированности познавательных процессов и способах их развития и сформированности профессиональных планов и интересов по желанию учащихся.

Со 29.09 по 14.10 2011 года в МОУ СОШ №14 г. Белая Калитва проводилось работа с учащимися 1-х классов с целью выявления степени адаптации детей к школе и проверка уровня мотивации к учению.



Задачи:

  1. Выявить степень адаптации первоклассников к школьной жизни.

  2. Определить уровень мотивации детей, поступивших в школу к обучению.

Метод обследования – наблюдение, анкетирование. Приём обследования – проективная методика «Цветные квадраты», анкета «Мотивациия школьника» (Н. Лускановой).

Форма проведения обследования – коллективная.

Наблюдение проводилось в течение двух недель и заключалось в посещении уроков в начале и конце недели, а так же посещение первых и последних уроков по расписанию.


По результатам наблюдений за первоклассниками на уроках, на переменах, в беседах с классными руководителями можно сделать следующие выводы.

Первоклассники данного набора полностью адаптировались к школьной жизни, научились выполнять указания учителя, усвоили правила внутреннего распорядка школы. Однако у учащихся преобладает «внешняя» мотивация обучения, которая свидетельствует о том, что детей привлекает больше всего внеурочная сторона обучения (класс – кабинет, спортзал, столовая, друзья и т. д), атрибутика школы.

Согласно диагностики «Цветные квадраты» все обследуемые показали положительный настрой на обучение в школе. По результатам наблюдений на уроках, из личных бесед с учителями были составлены таблицы «успешности» по каждому классу.
Выводы и рекомендации:

- В результате проведенных наблюдений установлено, что ученики первых классов достаточно хорошо адаптировались к школьной жизни.


- Учащиеся данного набора имеют положительную мотивацию обучения. Так как эта мотивация является в основном «внешней», то учителям необходимо соблюдать следующие условия для формирования учебной мотивации у школьников:
1. Организовывать мыслительную работу ребенка на том учебном материале, который ему интересен.
2. Отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо – для повышения самооценки, улучшения настроения.
3. Избегать низкого оценивания ученика и его способностей, оценивать необходимо только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ученика.
4. Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед.
5. Главным в оценке работы должен быть качественный анализ и выявление причин имеющихся недостатков, не ограничиваясь только констатацией их.
6. Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности, игровой контекст, соревновательность.


Результаты анкетирования «Уровень школьной мотивации»

учеников 1 –х классов

Результаты диагностики «Цветные квадраты»




1 «а» класс (20 чел.)

1 «б» класс (18 чел.)

Итого (38 чел.)

Кол – во человек

Процентное отношение

Кол –во человек

Процентное отношение

Кол – во человек

Процентное отношение

Нравится ли тебе в школе?

Нравится

20

100

15

83

35

92

Не нравится

-

-

1

6

1

2,6

Не знаю

-

-

2

12

2

5

Что тебе нравится больше всего?

Играть с игрушками

2

10

6

33

8

21

Смотреть телевизор, играть на компьютере

6

30

5

28

11

29

Заниматься со взрослыми

9

45

5

28

14

36,8

Не знаю

3

15

2

12

5

13

Что тебе нравится в школе больше всего?

Друзья

4

20

7

39

11

29

Занятия

11

55

7

39

18

47

Перемены

1

5

4

22

6

15,7

Не знаю

4

20

-

-

4

10,5

Хотел бы ты ещё на год остаться в детском саду?

Хотел бы

6

30

1

6

7

18

Не хотел бы

12

60

17

94

29

76

Не знаю

2

10

-

-

2

5

Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?

Да

4

20

4

22

8

21

Нет

11

55

10

55

21

55

Не знаю

5

25

4

22

9

24

p9150020.jpg

С 20.09.2011 г. по 27.09. 2011 г. в МОУ СОШ№14 г. Белая Калитва, п. Синегорский проводилось обследование учащихся 5-х классов с целью выявления степени адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы.



Задачи:

  1. Выявить степень адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы.

  2. Выявить уровень школьной мотивации.

  3. Изучить классные коллективы, выявить проблемы классов.

Методы проведения обследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учеников и педагогов, изучение документации.

Приёмы обследования: анкета «Чувства в школе», тест «Неоконченные предложения», анкета «Уровень школьной мотивации» (для детей, для учителей) (методика Н. Г. Лускановой).

Форма проведения обследования – коллективная.

В обследовании принимали участие 33 ученика 5-х классов.

По результатам наблюдений на уроках и переменах, из личных бесед с учителями, классными руководителями, по результатам анкетирование учителей – предметников по методике Н. Г. Лускановой, можно сделать вывод, что учащиеся 5-х классов адаптировались к обучению в среднем звене школы.

Из анализа ответов учащихся на анкету «Незаконченных предложений» следует, что положительную учебную мотивацию имеют учащиеся 5 «а» класса на 23 %, в 5 «б» - 60%. «Внешняя сторона» учения (общение, кабинеты, столовая, спортплощадка и т. п.) привлекает в 5 «а» 77% учащихся, а в 5 «б» - 40%.

Все учащиеся (100%) прибегают при выполнении домашних заданий к помощи родителей. В 5 «а» классе 38% учащихся имеют высокую самооценку, 32% - адекватную и 30 % низкую. В 5 «б» классе 50% учащихся с высокой самооценкой и по 25% с адекватной и низкой.

Заинтересованность родителей в школьной жизни своих детей (по мнению самих детей) в 5 «а» классе выражается в 46%, в 5 «б» - 45%.

По эмоциональному настрою на обучение в 5 классе больше опасений («боюсь», «волнуюсь», «выйдет двойка…»), чем положительных моментов («радость», «буду лучше учиться», «хочу работать с микроскопом»).

Результаты анкетирования по методике Н. Г. Лускановой «Уровень школьной мотивации» представлены на диаграммах.

Анализируя результаты анкетирования «Чувства в школе», можно сделать вывод, что учащиеся 5 «б» класса более эмоциональны, их показатели выше по всем критериям, чем у учащихся 5 «а» класса. Позитивные чувства, связанные с пребыванием в школе, преобладают над негативными (кроме чувства усталости в 5 «б» классе – 100%). Выводы:

Анализ данных, полученных от учителей, и сопоставление их с результатами диагностики детей позволил выделить основные трудности, с которыми сталкиваются дети и учителя в период адаптации.



  1. Трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность.

  2. Неумение осуществлять самоконтроль.

  3. Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.

  4. Темповые характеристики учащихся не одинаковые.

  5. Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам.

  6. Память - некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые - низкие.

Рекомендации:

    1. В зависимости от вида деятельности и содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующую этой работе мотивацию.

    2. Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:

  • Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.

  • Повышенная моторность и эмоциональность.

  • Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.

  • Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.

    1. Учителям - предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы. А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.

    2. Учителям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.

    3. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

    4. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий.

    5. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия учителям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

    6. Следует учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.

    7. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

    8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Результаты анкетирования «Уровень школьной мотивации»

(методика Лускановой Н. Г.) учащихся 5 «а» класса.

Результаты анкетирования «Уровень школьной мотивации»

(методика Лускановой Н. Г.) учащихся 5 «б» класса.

Примечание: внешняя мотивация – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Сводные результаты анкетирования «Уровень школьной мотивации»

(методика Лускановой Н. Г.) учащихся 5 – х классов (2011 – 12 уч. год).

Результаты анкетирования «Чувства в школе» учащихся 5 – х классов.

Результаты анкетирования по опроснику Левченко С. В. «Чувства в школе»

учащихся 5 - х классов (2011 – 12 уч. год).

Я испытываю к школе:

5 «а» класс (13 чел.)

5 «б» класс (20 чел.)

Итого (33 чел.)

Кол – во чел.

Процентное отношение

Кол – во чел.

Процентное отношение

Кол – во чел.

Процентное отношение

Позитивные чувства


Спокойствие

8

50

15

93, 7

23

69, 6

Радость

7

43, 7

14

87, 5

21

63, 6

Уверенность в себе

9

56

15

93, 7

24

72, 7

Благодарность

11

68,7

15

93, 7

26

78, 7

Симпатию к учителям

6

37, 5

11

68,7

17

51, 5

Желание приходить в школу

9

56

14

87, 5

23

69, 6

Негативные чувства


Усталость

9

56

16

100

25

75, 7

Скуку

4

25

3

18, 7

7

21, 2

Беспокойство

9

56

7

43, 7

16

48, 4

Неудовлетворённость собой

1

6

5

31

6

18, 1

Раздражение

3

18, 7

2

12, 5

5

15, 1

Сомнение

10

62, 5

8

50

18

54, 5

Обиду

2

12, 5

3

18, 7

5

15, 1

Чувство унижения

2

12, 5

3

18, 7

5

15, 1

Страх

3

18, 7

2

12, 5

5

15, 1

Тревогу за будущее

7

43, 7

8

50

15

45, 4

25. 10. 2011 года в 10 классе МОУ СОШ №14 по запросу классного руководителя проводилось анкетирование учащихся, с целью выявить проблемы, возникающие между учащимися и учителями – предметниками в процессе обучения и составления по результатам анкетирования профессионального рейтинга учителей.

Задача:


  • Выявление приоритетов по профессиональным качествам педагогов.

Метод проведения обследования – анкетирование.

Приём обследования – анкета «Учитель глазами ученика».

Форма проведения – коллективная.

Время, затраченное на обследование – 15 – 20 минут.

В обследовании принимали участие учащиеся 10 класса в количестве 20 человек.

Вывод:


77 % учителей – предметников имеют, по мнению обучающихся профессиональные качества такие, как: глубокие знания по предмету, умение объяснять материал, умение интересно, разнообразно построить урок, справедливы в оценках, доброжелательно относятся к учащимся, имеют чувство юмора и умело применяют его на своих уроках, умение найти индивидуальный подход к детям.

Со 0.2.0.9. по 0.5.09. 2011 года в МОУ СОШ №14 согласно плановым мероприятиям по профилактике суицидального поведения была проведена диагностика классных руководителей 7 – 11 – х классов с целью выяснения наличия кризисной ситуации у учащихся.

Метод проведения обследования – анкетирование классных руководителей.

Приём обследования – анкета «Таблица факторов наличия кризисной ситуации у учащихся»».


Было обследовано 174 человек 7 – 11 –х классов, и получены следующие результаты:



Факторы

Кол – во учащихся

Процентное отношение

Факторы социальной ситуации.

1

Изменение места учёбы (в течение последнего года).

10 чел.

6%

2

Изменение места жительства (в течение последнего года).

8 чел.

5%

3

Стойкое отвержение сверстников.

4 чел.

2%

4

Разрыв отношений с близким другом, парнем/девушкой.

1 чел.

0,5%

Факторы семейной ситуации.

1

Резкое изменение социального статуса родителей или низкая материальная обеспеченность семьи.

4 чел

2%

2

Тяжёлое заболевание близких родственников или самого ребёнка.

7 чел.

4%

3

Семья, деструктивно влияющая на ребёнка (строгая система воспитания, повышенный контроль, нестабильное отношение).

5 чел.

2,8%

4

Разводящиеся родители, конфликты в семье.

3 чел.

1,7%

5

Неполная семья.

22 чел.

12,6%

6

Появление в семье нового родственника (брат, сестра, отчим, мачеха).

7 чел.

4%

7

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья.

3 чел.

1,7%

8

Недавняя смерть близкого родственника.

3 чел.

1,7%

9

Наличие в семье психически больных.

-

-

10

Суициды родственников.

-

-

Поведенческие факторы.

1

Стремление к изоляции, устойчивое уединение.

2 чел.

1%

2

Изменение аппетита, сна, ритма жизни.

-

-

3

Резкое изменение в соблюдении правил личной гигиены.

1 чел.

0,5%

4

Резкое изменение стиля поведения и способов общения.

1 чел.

0,5%

5

Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, работе по дому).

-

-

6

Стремление к рискованным действиям.

6 чел.

3,4%

7

Частые случаи травматизма.

7 чел.

4%

8

Употребление ребёнком наркотиков, алкоголя.

3 чел.

1,7%

9

Интерес к литературе, музыке, связанной с темой смерти.

-

-

10

Изображение темы смерти в собственной творческой продукции.

-

-

Идеальные факторы, свидетельствующие о возможности формирования суицидального поведения.

1

Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («жизнь надоела», «скорее бы всё закончилось» и т.д.)

-

-

2

Символическое прощание учащегося с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение дел в порядок и т.д.).

-

-

3

Открытые высказывания ребёнка о желании покончить жизнь самоубийством.

-

-

По результатам анкетирования классных руководителей составлены первичные списки детей, склонных к суицидальным действиям. Во II полугодии планируется провести повторный мониторинг на наличие кризисных ситуаций у учащихся 1 – 11 классов.

С 14.10. по 21.10 2011 г. В МОУ СОШ №14 согласно плановым мероприятиям проводилось обследование учащихся с целью диагностики социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, эмоциональной атмосферы в обследуемых классах.

Задачи обследования:


  • Измерение степени сплочённости – разобщённости в классе;

  • Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, отвергнутые);

  • Отношения к классу, как коллективу;

  • Отношение «учитель – ученик».

Метод проведения обследования: анкетирование.

Приёмы обследования: анкета «Социометрия», тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель».

Форма проведения обследования: коллективная.

В обследовании принимали участие учащиеся 2 – 11 классов.


Предметом психологического анализа являются некоторые психологические особенности взаимоотношений в системе «ученик – ученик», «ученик – учитель», складывающиеся в связи с учебной деятельностью, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу.
На момент заполнения справки было обследованы по методике «Социометрия» 263 учащихся и получены следующие результаты:



Класс

«звёзды»

«предпочитаемые»

«принятые»

«непринятые»

«отвергнутые»

Сплочённость и благополучие

2 «б» класс ,

23 чел.


4 чел. – 17%

1 чел. – 4%

3 чел. – 13%

9 чел. – 39%

9 чел. – 39%

44%

3 «а» класс,

20 чел.


1 чел. – 5%

6 чел. – 30%

4 чел. – 20%

4 чел. – 20%

4 чел. – 20%

58%

3 «б» класс,

17 чел.


3 чел. – 18%

3 чел. – 18%

3 чел. – 18%

1 чел. – 6%

9 чел. – 53%

20%

5 «а» класс, 16 чел.

2 чел. – 13%

3 чел. – 19%

3 чел. – 19%

4 чел. – 25%

5 чел. – 31%

24%

5 «б» класс, 21 чел.

2 чел. – 10%

3 чел. – 14%

6 чел. – 28%

4 чел. – 19%

6 чел. – 28%

6%

6 «а» класс,

18 чел.


4 чел. – 22%

1 чел. – 6%

3 чел. – 17%

3 чел. – 17%

7 чел. – 39%

25%

6 «б» класс,

16 чел.


2 чел. – 13%

4 чел. – 25%

3 чел. – 19%

1 чел. – 6%

7 чел. – 44%

21%

7 «а» класс, 16 чел.

-

6 чел. – 38%

4 чел. – 25%

5 чел. – 31%

3 чел. – 19%

25%

8 «а» класс,

19 чел.


1 чел. – 5%

7 чел. – 37%

2 чел. – 11%

7 чел. – 37%

6 чел. – 32%

36%

8 «б» класс,

15 чел.


1 чел. – 7%

2 чел. – 13%

4 чел. – 27%

4 чел. – 27%

10 чел. – 67%

33%

9 «а» класс,

17 чел.


2 чел. – 12%

4 чел. – 24%

4 чел. – 24%

1 чел. – 6%

6 чел. – 35%

39%

9 «б» класс,

16 чел.


2 чел. – 13%

3 чел. – 19%

1 чел. – 6%

7 чел. – 44%

5 чел. – 31%

42%

9 «в» класс,

13 чел.


-

1 чел. – 8%

9 чел. – 69%

-

8 чел. – 62%

17%

10 класс,

20 чел


1чел. – 5%

4 чел. – 20%

8 чел. – 40%

3 чел. – 15%

7 чел. – 35%

28%

11 класс, 16 чел.

7 чел – 44%

2 чел – 12,5%

5 чел. – 31%

1 чел. – 6%

1 чел. – 6%

64%

Из данной таблицы следует, что наиболее сплоченными с благоприятной эмоциональной атмосферой, сформировавшимися коллективами на основе различных видов деятельности (учебной и внеучебной) являются 3 «а» класс (58%) и 11 класс (64%). Ниже среднего показателя имеют 2 «б» класс (44%), 9 «б» класс (42%). Остальные классы имеют крайне низкий уровень развития коллективизма и сплочённости. Критические результаты показало обследование в 5 «б» классе (6%) и 9 «в» класс (17%). Наибольшие показатели по лидерам имеет 11 класс (7 человек – 44%). По количеству отвергнутых лидирует 8 «б» класс (10 чел. – 67%), далее идут 9 «в» класс (8 чел. – 62%), 3 «б» класс (9 чел. – 53%), 6 «б» класс (7 чел. – 44%).

Согласно методике незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель» были получены следующие результаты: из 13 классов (2 – 10 кл.), участвовавших в анкетировании, положительные установки по отношению к учителям высказали 81% опрошенных и положительные установки по отношению к классу, как коллективу – 70%. Полученные довольно высокие показатели говорят о положительном настрое учащихся на совместную деятельность учитель – ученик и ученик – ученик.
Профилактика и просвещение осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.

Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации учащихся 1 – х, 5-х и 10-го классов. Для этого с учащимися первых, пятых классов была проведена первичная диагностика и по результатам коррекционная работа. С учащимися 10-го класса также была проведена диагностическая работа, а также классные часы на снятие тревожности, сплочение коллектива.

С целью расширения познавательного кругозора учащихся в рамках просветительской, профилактической работы организуются классные часы, групповые тренинги с учащимися по направлениям: обучение конструктивным навыкам взаимодействия; профилактике употребления психоактивных веществ; помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии, построение позитивного образа своего настоящего и будущего и др.

С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские собрания, на которых они знакомятся с особенностями развития того или иного возраста (по проблеме адаптации, по сдаче ЕГЭ, «Возрастные и психологические особенности старшеклассников»). Родители обеспечиваются информационными листовками, буклетами. С классными руководителями проводились беседы по предупреждению психологической нагрузки школьников.

Совместно с администрацией и педагогами в течение отчётного времени принимала участие в педагогических советах. Регулярно посещаю городские МО педагогов – психологов.

Классные руководители обеспечиваются методическими материалами, рекомендациями для родительских собраний с комментариями психолога.

Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска» осуществляется с помощью различных форм, методов и приемов работы. Данная работа проводилась по различным направлениям – психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психологическое просвещение.

На основании полученных результатов строилась дальнейшая психологическая коррекция. По этому направлению работа осуществлялась в форме индивидуальных занятий.

По результатам диагностической деятельности, а также по запросам родителей, педагогов или самих учащихся проводится коррекционная и развивающая работа, которая проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.
sam_0278.jpgsam_0623.jpg

Индивидуальные занятия проводятся по коррекции самовосприятия, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, детско-родительских отношений, познавательной сферы и т.д.

В рамках дополнительного образования проводятся развивающие занятия с учащимися 1 – х и 2 «Б» классов по специально разработанной программе «Школа Развивайки»
Групповые занятия в среднем проводятся на эмоциональную стабилизацию, развитие внимания, мыслительных операций. Занятия проходят с использованием элементов тренинга, психологических игр, направленных на развитие у учащихся коммуникативных навыков, навыков самопознания и самопрезентации, повышение уровня самооценки.

sam_0530.jpgp9160109.jpg

В 5-х – 6 – х классах проводится кружок «Живые ключи общения» для повышения уровня адаптивности.



Консультативное направление. В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками

  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

  3. проблемы в детско-родительских отношениях

  4. трудности в профессиональном самоопределении

  5. трудности обучения

  6. консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;

  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

  3. диагностика нарушений;

  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. Консультирование проводится как групповое, так и индивидуальное, в основном по запросам: педагогов с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению (нежелание и неумение учиться у некоторых детей, общение со сверстниками и формирование детского коллектива, методы профориентационной и предпрофильной работы со школьниками, проблемы личного характера и др.), родителей (отсутствие интересов у ребенка и нежелание учиться, агрессивность, уровень развития детей, способы коррекции познавательных процессов в домашних условиях, конфликты детей в классе с одноклассниками и педагогами, эмоциональная несдержанность детей и др), учащихся (по вопросам: самовоспитание, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, профессиональное и личностное самоопределение, сформированность познавательных процессов и способы их развития, профессиональные планы и интересы в 9 и 11 классах, по желанию учащихся).

Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Были проведены родительские собрания:

- в 1 – х классах «Мы школьниками стали»;

- во 2-х классах «ФГОС нового поколения»;

- в 5-х кл. «Адаптация в средней школе»;

- в 8-х кл. «Возрастные и психологические особенности подростков»;

- в 9-х кл. «Выбор жизненного пути»;
Для работы с родителями и педагогами есть подборка материалов по разным вопросам.

Организационная и методическая работа осуществляется постоянно– планирование работы на II полугодие текущего учебного года, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Таким образом, педагогом-психологом проводится работа по всем направлениям деятельности:

Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.

Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.

Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми сталкиваюсь в своей работе:

1. Низкая заинтересованность родителей воспитанием детей и их низкий образовательный уровень.

2. Недостаточный познавательный уровень обучающихся.



3. Недостаточно сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности расширения своего кругозора и образования.

4. Наличие индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся в среднем и старшем звене: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение друг к другу, оскорбления.
скачать


Смотрите также:
Педагог – психолог: Лемешкина Елена Ивановна 2011 г
320.29kb.
Тезисы Педагог-психолог моу сош №14 Богдашкина Анна Ивановна Дзержинск, 2011
46.75kb.
Психологическая поддержка ребенка, оказавшегося в кризисном состоянии
117.24kb.
Прохорова Елена Николаевна, педагог-психолог моу сош №14 г. Дзержинск Нижегородской обл. Формирование адаптивного поведения у агрессивных и враждебных подростков средствами интерактивной техники «Форум–театр»
127.28kb.
Г. Дубна Московская область педагог-психолог высшей квалификационной категории Направление: «Педагог-исследователь»
82.47kb.
Издательство
1451.87kb.
Инструкция педагога-психолога Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы
61.08kb.
Орлова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования г. Соль -илецк 2012г. Содержание
214kb.
План проведения профилактической акции
74.46kb.
Программа «Мы вместе». Основные разработчики
435.7kb.
План мбоу «сош №8» по проведению акции «Молодёжь выбирает жизнь»
77.06kb.
Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры ц е л и
159.06kb.