Главная стр 1
скачать
Первый комплекс упражнений от 0 до 3 месяцев

План занятий

Массаж рук: поглаживание 6-8 движений по каждой руке.


2. Приподнимание из положения на спине.
3. Массаж ног: поглаживание 6-8 движений по каждой ноге.
4. Выкладывание на живот- рефлекторное упражнение 15-20 секунд.
5. Массаж спины: поглаживание 4-5 движений.
6. Разгибание позвоночника- рефлекторное упражнение 2-3 раза на каждом боку.
7. Массаж живота: круговое поглаживание 5-6 раз, встречное поглаживание 5-6 раз, поглаживание косых мышц живота 5-6 раз, круговое поглаживание 5-6 раз.
8. Упражнение для укрепления мышц живота 2-3 раза.
9. Массаж стоп: поглаживание 5-6 раз.
10. Сгибание и разгибание стоп- рефлекторные упражнения 3-4 раза.
11. ползание- рефлекторное упражнение 2-3 раза.
12. Массаж груди: круговое поглаживание, вибрация 5-6 раз.
13. ходьба- рефлекторное упражнение 2-3 раза.
14. Встряхивание рук.
15. Покачивание в позе эмбриона по 2-3 раза в каждую сторону.
16. Покачивание на мяче.

Лечебная гимнастика

Первый комплекс упражнений

Возраст ребёнка- две-три недели жизни, продолжительность занятий 6-8 минут, каждое упражнение повторяют 3-4 раза:


1. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок на руках матери, лицом к ней- выполните лёгкие ритмичные надавливания на спину ребёнка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
2. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на спине- совершайте лёгкие ритмичные надавливания на грудную клетку, её передние и боковые поверхности, обходя грудину.
3. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на боку- ритмичные надавливания на грудную клетку, её боковую и заднюю поверхности в положении на левом и правом боку поочерёдно.
4. Упражнения для стоп (рефлекторные)- указательным и средним пальцами одной руки захватите ступню ребёнка, а большим пальцем другой нажмите на подошву у основания пальцев, это вызывает сгибание пальцев стопы, затем штриховым движением большим пальцем проведите по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу, происходит разгибание стопы.
5. Выкладывание на живот- ребёнок, как правило, поднимает или поворачивает голову в сторону, рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с тридцати секунд до пятнадцати минут.
6. Упражнение для рук- исходное положение: ребёнок лежит на спине- слегка отведите согнутые руки ребёнка в стороны, скользя ими по поверхности стола- вдох, затем мягко прижмите их согнутыми к боковым поверхностям груди- выдох, отведение рук можно делать с лёгкой вибрацией.

Второй комплекс упражнений

Возраст ребёнка- от одного до двух месяцев, каждое упражнение повторить 3-4 раза:


1. Дыхательное упражнение- надавливания на спину и грудную клетку ребёнка.
2. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на боку (поочерёдно левом и правом)- взрослый левой рукой придерживает ребёнка, а правой захватывает его согнутую руку (за локоть), поднимает её кверху- вдох, затем прижимает её к груди и животу ребёнка- выдох.
3. Массаж рук (поглаживание)- исходное положение: ребёнок лежит на спине- большой палец вложите в кисть ребёнка, слегка придерживая её остальными, свободной рукой поглаживайте внутреннюю поверхность руки малыша в направлении от кисти к плечу.
4. Упражнение для рук (рефлекторное)- исходное положение То же- большими пальцами обеих рук мягко надавите на ладонную поверхность кистей обеих рук ребёнка, при этом малыш крепко захватывает ваши пальцы в кулачки.
5. Массаж ног- исходное положение То же- поглаживайте наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.
6. Массаж стоп- поглаживайте тыльную поверхность стоп ребёнка, поддерживая их вторыми-третьими пальцами обеих рук за пятки, поглаживание выполняется подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад, затем помассируйте подошву.
7. Рефлекторные упражнения для стоп.
8. Массаж живота- круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки без надавливания на область печени (правое подреберье), другой рукой придерживайте ноги ребёнка.
9. Рефлекс опоры и выпрямления ног- поддерживайте ребёнка под мышки лицом к себе, стопы малыша опираются о стол, при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребёнка с поверхностью стола происходит их разгибание.
10. Рефлекторная ходьба- при поддержке ребёнка под мышки и лёгком наклоне его вперёд вызывается шаговый рефлекс, направляйте движения ребёнка к себе или от себя.
11. Выкладывание на живот.
12. Массаж спины- исходное положение: ребёнок лежит на животе- поглаживание по направлению от головы к ягодицам ладонью и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти.
13. Развитие зрительного и слухового сосредоточения- положите ребёнка поочерёдно на живот и на спину, покажите малышу яркую звучащую игрушку, подвигайте игрушкой, находящейся на расстоянии 25-30 сантиметров, вправо, влево, вверх, ребёнок поворачивает голову за игрушкой.
14. Покачивание в позе эмбриона.
15. Массаж грудной клетки- поглаживайте пальцами по межрёберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.
Третий комплекс упражнений

Возраст ребёнка 2-3 месяца, каждое упражнение повторить 3-4 раза:


1. Массаж рук- поглаживание.
2. Дыхательное упражнение- медленно отведите руки ребёнка в стороны, скользя ими по поверхности стола- вдох, затем прижмите их к груди- выдох.
3. Упражнение для рук (рефлекторное)- исходное положение: ребёнок лежит на спине- большими пальцами обеих рук легко надавливайте на ладони ребёнка, происходит сгибание пальцев в кулак, если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребёнок захватит её.
4. Массаж ног- поглаживание.
5. Массаж стоп.
6. Рефлекторные упражнения для стоп.
7. Рефлекс опоры и выпрямления ног.
8. Рефлекторная ходьба.
9. Массаж живота- круговое (по часовой стрелке) поглаживание, встречное поглаживание (левая рука тыльной стороной направляется снизу вверх, а правая сверху вниз ладонью), поглаживание косых мышц живота- ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки, охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди, точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота.
10. Поворот на бок (поочерёдно на правый и левый) при помощи взрослого.
11. Массаж спины- поглаживание- от головы к ягодицам- ладонью, от ягодиц к голове- тыльной стороной кистей рук.
12. Рефлекторное упражнение для мышц спины- уложите ребёнка грудью на ладонь в наклонном положении, отступая на 1 сантиметр от позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев проведите в направлении от лопаток к ягодицам и обратно, происходит изгибание туловища в форме дуги, открытой кверху.
13. Выкладывание на живот с опорой на предплечья- ребёнок в этом положении поднимает и удерживает голову, заинтересуйте малыша игрушкой.
14. Массаж грудной клетки- поглаживание.
15. Покачивание на мяче- положите ребёнка животом на мяч и медленно покачивайте.


Второй комплекс упражнений от 3 до 4 месяцев

План занятий

1. Массаж рук: поглаживание 5-6 движений по каждой руке, кольцевое растирание 2-3 раза, поглаживание 2-3 движения.
2. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.
3. Массаж ног: поглаживание 2-3 движения по каждой ноге, кольцевое растирание 5-6 раз, поглаживание 2-3 движения по каждой ноге.
4. Скользящие шаги (с вибрацией) 5-6 раз каждой ногой.
5. Поворот на живот 2-3 раза в каждую сторону.
6. Массаж спины: поглаживание 2-3 раза, растирание подушечками пальцев 2-3 раза всю поверхность спины, поглаживание 2-3 раза.
7. Пригибание позвоночника в положении лёжа на боку (рефлекторное упражнение) 2-3 раза на каждом боку.
8. Положение пловца 1 раз.
9. Массаж живота: поглаживание круговое 2-3 раза, встречное 2-3 раза, по косым мышцам живота 2-3 раза, растирание подушечками пальцев 2-3 раза всю поверхность живота, поглаживание (все приёмы по 2-3 раза).
10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 раза.
11. Массаж стоп: поглаживание 2-3 раза каждую стопу, растирание 5-6 раз каждую стопу, поколачивание 8-10 ударов по каждой стопе, поглаживание 2-3 раза.
12. Сгибание и разгибание стоп 5-6 раз каждое движение.
13. ходьба (рефлекторное упражнение).
14. Массаж груди: поглаживание 2-3 раза, вибрационный массаж 3-4 раза, поглаживание 2-3 раза.
15. бокс (упражнение для рук) 5-6 раз.
16. Упражнение на мяче.

Лечебная гимнастика

Четвёртый комплекс упражнений

Возраст ребёнка- 3-4 месяца, каждое упражнение повторяют 3-5 раз:


1. Массаж рук- поглаживание по передневнутренней поверхности, кольцевое растирание, которое выполняется следующим образом: вложите большой палец в ладонь ребёнка, остальными придерживайте его кисть, большим и указательным пальцами другой руки обхватите кольцом руку ребёнка и, делая растирающие движения, продвигайтесь от кисти к плечу по наружной поверхности руки, завершите массаж поглаживанием.
2. Дыхательное упражнение.
3. Переход от рефлекса захвата к развитию хватательной функции руки- вложите в ладонь ребёнка игрушку (кольцо или другую), обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребёнка своей рукой, побуждайте его захватить игрушку, затем слегка потяните её к себе (отнимайте игрушку).
4. Массаж ног- поглаживание, тыльное сгибание стопы, кольцевое растирание- большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную одно над другим) голень ребёнка в нижней её части, затем делайте энергичные расходящиеся кольцевые растирания задней поверхности голени и, в три-четыре оборота дойдя до колена, дальше растирайте наружные мышцы бедра, завершите массаж поглаживанием.
5. Массаж стоп.
6. Рефлекторные упражнения для стоп.
7. Рефлекс опоры и подтанцовывание- поддерживая ребёнка под мышки, поставьте его на поверхность стола полной стопой, малыш отталкивается от стола, подтанцовывает.
8. Рефлекторная ходьба по направлению к себе, от себя.
9. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам живота), лёгкое растирание подушечками пальцев в круговом направлении (вокруг пупка) по часовой стрелке, точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, завершить поглаживанием.
10. Повороты со спины на живот- обхватите левой рукой снизу голени ребёнка, указательный палец правой вложите в правую ладонь малыша, остальными охватывая его кисть, затем, слегка выпрямив ноги ребёнка, поверните его таз вправо, вслед за этим ребёнок поворачивает голову и плечевой пояс (рефлекторно) и вот он уже на животе, поправьте ему ручки, повороты выполняются в обе стороны.
11. Массаж спины и ягодиц- поглаживание, растирание подушечками пальцев, завершить поглаживанием.
12. Рефлекторное ползание в полувертикальном положении- приподнимите туловище ребёнка на 5-10 сантиметров, полусогнутые ноги ребёнка отталкиваются от ладони взрослого.
13. Рефлекторное ползание в положении на спине- полусогнутыми ногами ребёнок отталкивается от ладони взрослого.
14. Массаж груди- поглаживание, ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.
15. Выкладывание на мяч на живот и на спину, покачивание в различных направлениях.
Третий комплекс упражнений от 4 до 6 месяцев

План занятий

Массаж рук- поглаживание 3-4 раза по каждой руке, кольцевое растирание 3-4 раза по каждой руке, поглаживание 2-3 раза по каждой руке.
2. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.
3. Массаж ног: поглаживание 2-3 раза по каждой ноге, кольцевое растирание 3-4 раза по всей длине ноги, поглаживание 2-3 раза, разминание: валяние или продольное разминание 2-3 раза по всей длине ноги, поглаживание 2-3 раза.
4. Скользящие шаги 5-6 раз каждой ногой.
5. Одновременное сгибание и разгибание ног 5-6 раз.
6. Поворот со спины на живот 2-3 раза в каждую сторону.
7. Массаж спины и ягодиц: поглаживание 2-3 раза по всей поверхности, растирание: подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев или пиление 3-4 раза по всей поверхности, поглаживание 2-3 раза по всей поверхности, разминание по длинным мышцам спины по 5-6 движений и разминание одной рукой ягодичных мышц по 5-6 движений, поглаживание 2-3 раза всей спины и ягодиц, стимулирующие приёмы: поколачивание или пощипывание ягодичных мышц.
8. парение в положении на животе несколько секунд.
9. Массаж живота: поглаживание круговое, встречное, по косым мышцам живота- каждое движение 2-3 раза, растирание: подушечками пальцев 2-3 раза по всей поверхности и пиление по прямым мышцам живота 2-3 раза, стимулирующий приём: пощипывание вокруг пупка, поглаживание- все приёмы по 2-3 раза.
10. Присаживание с прогибанием позвоночника 1 раз.
11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения: поглаживание 2-3 раза каждую стопу, растирание 5-6 раз, поколачивание, поглаживание 2-3 раза, сгибание и разгибание стоп по 5-6 раз каждое движение.
12. Подтанцовывание.
13. Массаж груди: поглаживание 2-3 раза, вибрационный массаж 3-4 раза, поглаживание 2-3 раза.
14. парение на спине несколько секунд.
15. бокс или круговые движения руками 5-6 раз.
16. Ползание.

Лечебная гимнастика

Пятый комплекс упражнений

Возраст ребёнка- 4-5 месяцев, каждое упражнение повторить 4-5 раз, за исключением упражнений 7 и 9, которые проводят по одному разу:


1. Массаж рук- поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.
2. Скрещивание рук на груди- дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок лежит на спине- вложите большой палец в ладони ребёнка, остальными придерживайте его кисти, отведите ручки в стороны- вдох, затем скрестите их на груди- выдох, повторите это упражнение несколько раз, медленно, причём при перекрещивании сверху должна ложиться попеременно то правая, то левая рука, упражнение можно делать в сочетании с лёгкой вибрацией.
3. Массаж ног- Поглаживание, кольцевое растирание, разминание, поглаживание. Разминание выполняйте следующим образом: положите ногу ребёнка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на передненаружную поверхность, а другая- на заднюю, одновременно двумя ладонями производите энергичные разминающие движения, возможны другие варианты: продольное, поперечное разминание.
4. Одновременное сгибание и разгибание ног- исходное положение: ребёнок лежит на спине- обхватите ноги ребёнка в области голеней, согните ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу, колени ребёнка должны быть разведены в стороны, затем выпрямите ноги, упражнение делается медленно, мягко.
5. Повороты со спины на живот в обе стороны.
6. Массаж спины и ягодиц- поглаживание, растирание подушечками пальцев, разминание и поколачивание или пощипывание ягодиц, поглаживание. Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, другой фиксируя область таза, или обеими руками в М-образном направлении.
7. Положение пловца- исходное положение: ребёнок лежит на животе- подведите одну ладонь под живот ребёнка, ноги удерживайте в области голеней вилочкой, затем поднимите малыша над столом в горизонтальном положении, при этом его тело образует дугу, открытую кверху.
8. Массаж живота- все виды поглаживания (круговое, встречное, по косым мышцам), растирание, стимулирующие приёмы- точечный массаж, пощипывание, поглаживание.
9. Подготовка к присаживанию- исходное положение: ребёнок лежит на спине- подведите ладони под спину ребёнка, затем поднимите ребёнка почти до вертикального положения, при этом его голова не должна запрокидываться.
10. Упражнения на сопротивление- отталкивание от руки, отталкивание от мяча.
11. скользящие шаги- исходное положение: ребёнок лежит на спине- взрослый обхватывает голени ребёнка спереди, согнув его ноги и прижав ступни к поверхности стола, попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.
12. подтанцовывание.
13. Массаж груди- поглаживание, ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.
14. бокс- сгибание и разгибание рук- дайте ребёнку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте кисти, сгибайте и разгибайте руки ребёнка попеременно, упражнение делается в медленном темпе, мягко.
15. Покачивание на мяче в положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола, в положении на спине в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движений.

Шестой комплекс упражнений

Возраст ребёнка- 5-6 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз, за исключением упражнений 15 и 16, которые проводят 1 раз, техника массажа описана в предыдущем комплексе:
1. Массаж рук- поглаживание, растирание.
2. Скрещивание рук на груди- дыхательное упражнение.
3. Массаж ног- поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.
4. Одновременное сгибание и разгибание ног.
5. Сгибание и разгибание ног попеременно- обхватив ноги ребёнка так, как и в предыдущем упражнении, сгибайте их поочерёдно, медленно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.
6. Поворот со спины на живот.
7. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса и опорой на ладони выпрямленных рук, захват игрушки из положения на животе.
8. Массаж спины и ягодиц- поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приёмы, поглаживание.
9. Поднимание ребёнка за подмышки из положения лёжа на животе до вставания на колени и на ноги- поддерживайте ребёнка под мышки, скользящим движением слегка протащите его по плоскости стола, затем, продолжая это движение, несколько приподнимите верхнюю половину туловища, при этом бёдра и колени продолжают скользить, касаясь поверхности стола, ребёнок сам становится вначале на одно, затем на второе колено, выпрямляется, встаёт на стопы, надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить.
10. Массаж живота- поглаживание, растирание, стимулирующие приёмы, поглаживание.
11. Присаживание при поддержке за руки, разведённые на ширину плеч- исходное положение: ребёнок лежит на спине- дайте ребёнку обхватить свои указательные пальцы, разведите руки на ширину плеч, затем со словами «сядь» и лёгким подтягиванием за руки побуждайте ребёнка сесть, если ребёнок запрокидывает голову, значит, он не готов ещё к этому упражнению. 12 . ползание- исходное положение: ребёнок лежит на животе- полусогнутые ноги ребёнка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит впереди, словами «достань игрушку» и сгибая ноги поочерёдно, стимулируйте ползание.
13. Массаж груди- поглаживание, надавливание на грудную клетку.
14. бокс.
15. Рефлекторное упражнение для мышц спины- исходное положение: ребёнок лежит на животе- укладывают ребёнка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола (взрослый придерживает ребёнка за таз и ноги), при этом ребёнок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их вышеСтола, образуя дугу, открытую вверх (руки ребёнка выпрямляются и выдвигаются вперёд), движение стимулируют словом, игрушкой, помогают точечным массажем спины, это упражнение можно заменить парением на животе.
Четвёртый комплекс упражнений от 6 до 9 месяцев

План занятий

1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.
2. Упражнения для ног: одновременное сгибание и разгибание ног 4-6 раз, сгибание и разгибание ног попеременно 4-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).
4. Массаж спины и ягодичной области: поглаживание 2-3 раза по всей поверхности, растирание по всей поверхности 2-3 раза, поглаживание- каждый приём 2-3 раза по всей поверхности, разминание по всей поверхности спины 2-3 раза, стимулирующие приёмы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.
5. Ползание на четвереньках.
6. Массаж живота: поглаживание- все приёмы по 2-3 раза, растирание подушечками пальцев 2-3 раза, пиление по прямым мышцам живота 2-3 раза, пощипывание вокруг пупка, поглаживание- все приёмы по 2-3 раза.
7. Присаживание с прогибанием позвоночника 2 раза.
8. Круговые движения руками 4-6 раз.
9. Массаж стоп.
10. Поднимание выпрямленных ног 6-8 раз.
11. Поднимание из положения на животе 1-2 раза.
12. Массаж груди: поглаживание 2-3 раза, вибрационный массаж 2-3 раза, поглаживание 2-3 раза.
13. Присаживание за согнутые руки 1-2 раза.
14. бокс 5-6 раз каждой рукой.
15. тачка.

Лечебная гимнастика Седьмой комплекс упражнений

Возраст ребёнка- 6-9 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз, техника массажа описана в пятом комплексе:


1. Массаж рук.
2. Скрещивание рук- дыхательное упражнение- в ладони ребёнка вкладывают кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой), упражнение выполняйте как указано в пятом комплексе.
3. Массаж ног.
4. Поперечное сгибание и разгибание ног.
5. Поворот со спины на живот с придерживанием только за ноги (поочерёдно вправо и влево)- обхватите голени в нижней трети правой рукой, левой показывайте игрушку, которую кладут слева или справа на расстоянии вытянутых рук ребёнка, предложите достать её, слегка поворачивая ноги.
6. Активные повороты (без помощи или с незначительной помощью)- движение делать поочерёдно вправо на бок и на живот и влево, побуждая словами: «достань игрушку, повернись на живот».
7. Массаж спины и ягодиц.
8. Ползание на четвереньках- обучайте малыша стоять и ползать на четвереньках, для этого, обхватив бёдра ребёнка, согните ему ноги под животом, движение стимулируют лёгким подталкиванием и игрушкой.
9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног- исходное положение: ребёнок лежит на спине- обхватите голени малыша, фиксируя коленные чашечки, затем поднимите выпрямленные ноги ребёнка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, и верните в исходное положение.
11. Присаживание при поддержке за согнутые руки, держась за кольца.
12. Вставание на ноги с упором- исходное положение: ребёнок лежит на спине- взрослый, удерживая ребёнка двумя руками под мышки, вначале присаживает его (ноги опираются о живот взрослого), затем ставит на ноги и снова возвращает в исходное положение.
13. Поднимание из положения на животе за выпрямленные руки до положения стоя- исходное положение: ребёнок лежит на животе- дайте ему обхватить ваши указательные пальцы, остальными придерживайте кисти, отведите руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребёнка приближают к голове на уровне ушей, ребёнок поднимает голову назад-вверх, упираясь стопами, встаёт на колени, затем- на прямые ноги.
14. Массаж груди.
15. Упражнение для развития ходьбы- исходное положение: ребёнок стоит на столе, лицом или спиной к взрослому - стимулирование переступания в возрасте семи месяцев при поддержке под мышки, в возрасте восьми-девяти- при поддержке за локти обеих рук, за кисти.
Пятый комплекс упражнений от 9 до 12 месяцев

План занятий

1. бокс 5-6 раз каждой рукой.
2. Сгибание и разгибание ног попеременно 5-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот по разу в каждую сторону.
4. Массаж спины и ягодиц.
5. Поднимание туловища из положения на животе 1-2 раза.
6. Массаж живота.
7. Поднимание выпрямленных ног до палочки 3-4 раза.
8. Наклоны 2-3 раза.
9. Приседания 4-6 раз.
10. Массаж груди.
11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно 1-2 раза.
12. Круговые движения руками 4-6 раз.
13. тачка (ходьба на руках).
14. Обучение ходьбе.
15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Лечебная гимнастика и массаж

Восьмой комплекс упражнений

Возраст ребёнка- 9-12 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз, массаж рук можно уже не делать:
1. Круговые движения руками- ребёнок обхватывает большие пальцы ваших рук, кольца или игрушки- плавно отведите руки в стороны, поднимите к голове, затем вперёд и вниз в исходное положение, это упражнение можно начинать и раньше, если ребёнок достаточно овладел более простыми упражнениями (скрещивание рук, бокс).
2. бокс с кольцами из положения лёжа и сидя.
3. Доставание игрушки- ребёнок должен достать игрушку, которую взрослый держит на высоте вытянутых рук ребёнка.
4. Массаж ног.
5. Упражнения для ног- повторите попеременное сгибание ног в различном темпе, можно предложить ребёнку сделать это самостоятельно.
6. Повороты со спины на живот и обратно (самостоятельно).
7. Поднимание выпрямленных ног- ребёнок пытается достать стопами, поднимая ножки, игрушку (палочку, мяч), которую держит взрослый.
8. Массаж спины и ягодиц.
9. Наклон за игрушкой и выпрямление туловища по просьбе взрослого «достань игрушку» (с помощью).
10. Приседания- предложите малышу присесть на корточки, колени его при этом должны быть широко разведены.
11. Массаж живота.
12. Присаживание за согнутые руки, за одну руку, за кольца.
13. Тачка- ходьба на руках.
14. Массаж груди.
15. Обучение ходьбе.

Девятый комплекс упражнений



Возраст ребёнка- 12-14 месяцев, каждое упражнение повторить 4-6 раз:
1. Дыхательное упражнение- исходное положение: ребёнок сидит или стоит- по просьбе взрослого ребёнок поднимает руки с кольцами вверх- вдох, затем опускает их или обнимает грудную клетку- выдох, взрослый помогает сделать заключительную часть упражнения.
2. Массаж ног.
3. Вставание на ноги из любого положения по просьбе взрослого, взрослый слегка помогает ребёнку встать.
4. Массаж спины и ягодиц.
5. Наклоны и выпрямление.
6. Массаж живота.
7. Поднимание выпрямленных ног.
8. Присаживания.
9. Напряжённое прогибание спины- самолёт- исходное положение: ребёнок лежит на животе- разведите его руки в стороны, выполняя это движение, ребёнок поднимает голову и плечевой пояс, можно делать это упражнение с кольцами.
10. Массаж груди.
11. Тачка- ходьба на руках.
12. Обучение ходьбе.
13. Приседание на корточки- взрослый побуждает это движение, говоря: «стань маленьким», голени ребёнка должны быть разведены, затем предложите ребёнку встать, потянувшись вверх: «стань большим».
14. Перелезание через препятствия, учите малыша перелезать через различные невысокие предметы (диванные подушки, большие игрушки и тому подобное).

Лечебная гимнастика и массаж при врождённой мышечной кривошее

Врождённая мышечная кривошея- одно из самых распространённых заболеваний новорождённых, основной причиной его принято считать врождённое недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, травму её во время родов, а также родовую травму шейного отдела позвоночника. Грудино-ключично-сосцевидная мышца парная, расположена на боковой поверхности шеи, при сокращении правой мышцы голова наклоняется вправо, а лицо поворачивается влево, при сокращении левой- наоборот, если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запрокидывается назад и несколько выдвигается. Таким образом, при односторонней мышечной кривошее голова ребёнка наклонена в сторону поражённой мышцы и повёрнута в противоположную, при выраженной кривошее часто встречается асимметрия лица и черепа ребёнка: надплечье, лопатка и ключица расположены выше на больной стороне, сама поражённая мышца утолщается, уплотняется и укорачивается, иногда в её нижней части обнаруживается припухлость. Лечение начинается рано, с двух-трёхнедельного возраста, и обязательно включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную гимнастику. Лечение положением- ребёнок должен лежать на полужёстком матрасе, лучше без подушки, вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пелёнку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение со взрослым были со стороны кривошеи (поражённой мышцы), можно укладывать ребёнка в корригирующее положение с помощью кольца, обёрнутого тканью и положенного под затылок, а также неполных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечьями). Процедура проводится 2-3 раза в день во время сна ребёнка, обязательным условием лечения положением является правильное положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по отношению к голове, для этого можно положить мешочки или скатки из одеяла от подмышек до колен ребёнка. Первое время вы должны быть поблизости от ребёнка и следить за его состоянием, частые срыгивания исключают предлагаемую укладку. Ребёнка надо чаще укладывать на бок, если ребёнок спит на стороне кривошеи, то под голову кладётся высокая подушка, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно правильно носить ребёнка на руках:

1. Взяв на руки ребёнка в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном уровне, поверните голову малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.


2. Взяв на руки малыша в вертикальном положении спиной к себе, своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка наклоните её в здоровую.
3. Носите ребёнка на больном боку лицом или спиной к себе, в это время поддерживайте его головку, приподнимая её в здоровую сторону. Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей с нарушением мышечного тонуса (асимметрией) или при постоянном одностороннем положении в кроватке, чтобы этого избежать, необходимо часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон. Массаж- с самого начала лечения массаж занимает ведущее место, проводится на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка. Особенности массажа- при массировании спины следует выделять воротниковую область- проводится поглаживание, растирание на здоровой стороне, на больной применяются расслабляющие приёмы (поглаживание, вибрация, нежное растяжение) по надплечьям и укрепляющий массаж (растирание, пощипывание, пунктирование, поколачивание) в области лопатки. При массаже грудной клетки применяют расслабляющие приёмы на больной стороне в верхней части груди, нижнюю часть груди массируют симметрично. Массаж грудино-ключично-сосцевидной мышцы проводится крайне тщательно и осторожно, для расслабления массируемой мышцы голова должна быть наклонена в сторону кривошеи, на поражённой мышце применяются только расслабляющие приёмы, нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, подушечкой одного пальца), вибрация (по ходу мышцы), ребёнок не должен чувствовать боли, здоровую грудино-ключично-сосцевидную мышцу массируют более энергично. При асимметрии лица можно массировать щёку, применяя со здоровой стороны поглаживание и растирание, с больной- поглаживание и вибрацию в направлении вниз. Лечебная гимнастика- выкладывание на бок и рефлекторное разгибание позвоночника на боку, повороты со спины на живот, эти упражнения способствуют подниманию головы в здоровую сторону и повороту в больную, то есть Коррекции кривошеи, выкладывание на бок и повороты делают в соотношении один к двум-трём, то есть Больше на здоровом боку, очень полезно плавание на боку, особенно на больном. Примерное занятие при врождённой кривошее с ребёнком в возрасте от двух недель до трёх месяцев:
1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.
2. Массаж груди.
3. Поглаживающий и вибрационный массаж мышц шеи по стороне кривошеи.
4. Массаж мышц щёк на здоровой стороне (поглаживание, растирание, разминание).
5. Корригирующие гимнастические упражнения в поворотах через больной и здоровый бок (соотношение три к одному).
6. Поглаживающий массаж грудинно-ключично-сосцевидной мышцы с обеих сторон.
7. Выкладывание на живот.
8. Общий поглаживающий массаж спины.
9. Рефлекторное ползание.
10. Поглаживающий массаж спины и шеи.
11. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.
12. Поглаживающий массаж живота.
13. Повторение приёмов специального массажа шеи.
14. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
15. Поглаживающий массаж рук и ног. В течение дня необходимо 3-4 раза выполнять некоторые приёмы массажа шеи, специальные гимнастические упражнения (5-10 минут).

Лечебная гимнастика и массаж при врождённом вывихе бедра, дисплазии тазобедренного сустава


врождённый вывих бедра- тяжёлое и часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, суть его состоит в неправильном взаиморасположении элементов тазобедренного сустава, в зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра. Дисплазия тазобедренного сустава- это порок развития сустава, всех его элементов, считается одной из основных причин развития вывиха бедра. Следует помнить, что у новорождённого формирование сустава ещё не завершено, поэтому крайне важна ранняя диагностика заболевания и максимально раннее начало лечения, в настоящее время ещё в роддоме каждого новорождённого осматривает специалист, тем не менее родителям следует знать некоторые, наиболее частые симптомы этой патологии. Самый постоянный признак врождённого вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава)- это ограничение пассивного отведения бёдер, ребёнок лежит на спине, согните его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны, пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава. Иногда, когда ребёнок не даёт отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании. Положив малыша на живот и выпрямив его ноги, внимательно оцените симметричность подъягодичных складок и складок на бёдрах, асимметрия складок на бёдрах и ягодицах- частый признак поражения тазобедренного сустава, в грубых случаях возможно укорочение ноги, наружный поворот (наружная ротация) бедра и симптом соскальзывания (щелчка) определяются реже.

Приёмы лечебной гимнастики и массаж ног следует повторять при каждом пеленании по 10-15 раз, при лечении ребёнка в ортопедических шинах массаж и упражнения проводятся в объёме, допускаемом укладкой. Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава с ребёнком в возрасте от двух недель до трёх месяцев- исходное положение: ребёнок лежит на спине:


1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.
2. Поглаживание живота- исходное положение: Ребёнок лежит на животе.
3. Выкладывание на живот с разведёнными ногами.
4. Поглаживание спины.
5. Массаж поясничной области.
6. Массаж ягодичных мышц, области тазобедренных суставов.
7. Массаж задненаружной поверхности ног.
8. Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).
9. парение- исходное положение: ребёнок лежит на спине.
10. Массаж передненаружной поверхности ног.
11. Разведение согнутых ног.
12. Вращение бедра вовнутрь.
13. Массаж стоп.
14. Рефлекторные упражнения для стоп.
15. Упражнения на мяче.
Гипотрофия

Таким образом, основу методики лечебной гимнастики и массажа составляет индивидуальный подход к ребёнку с учётом степени развивающейся гипотрофии, характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психомоторного развития. Первая (лёгкая) степень гипотрофии- общее состояние ребёнка обычно не нарушается, наблюдается некоторое отставание в психомоторном развитии, значительно уменьшается подкожный жировой слой на животе, снижается тургор тканей. Лечебная гимнастика и массаж отличаются несколько сниженной общей нагрузкой за счёт меньшего числа повторений упражнений и более частым применением поглаживания в массаже, лучше ориентироваться на комплексы упражнений, рекомендованные в главе «недоношенные дети», соответствующие уровню психомоторного развития ребёнка. Для скорейшего восстановления движений рекомендуется два-три раза в день во время бодрствования проводить с ребёнком небольшие комплексы упражнений и массажа, состоящие в основном из стимуляции двигательных навыков (поворотов со спины на живот, поднимании головы в положении на животе, ползания, присаживания и так далее), длительность занятия не превышает двадцати-тридцати минут. Вторая степень (средняя) гипотрофии- общее состояние ребёнка ещё более ухудшается, заметна задержка психомоторного развития, нарушается сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью, значительно уменьшается подкожный жировой слой не только на животе, но и на туловище и конечностях, кожа сухая и бледная, тургор тканей отчётливо снижен, тонус мышц повышен. Занятия с ребёнком состоят из массажа (в основном поглаживающего) и рефлекторных упражнений, при исчезновении повышенного тонуса мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последующим поглаживанием, продолжительность занятий около десяти-пятнадцати минут. Примерное занятие с ребёнком пяти-шести месяцев при гипотрофии второй степени:


1. Массаж рук- поглаживание 5-6 раз.
2. Скрещивание рук на груди 3-4 раза.
3. Массаж ног- все приёмы, каждый приём чередовать с поглаживанием и повторять 3-4 раза.
4. Сгибание и разгибание ног (одновременное или поочерёдное) или скользящие шаги 2-4 раза.
5. Поворот со спины на живот с помощью (в одну сторону).
6. Массаж спины- поглаживание, растирание, каждый приём 3-4 раза.
7. Поворот со спины на живот с помощью (в другую сторону) 1 раз.
8. Массаж живота- поглаживание 6-8 раз.
9. Массаж стоп- поглаживание и растирание 6-8 раз.
10. Рефлекторные упражнения для стоп 6-8 раз.
11. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника по разу поочерёдно на правом и левом боку.
12. Массаж грудной клетки- поглаживание и вибрация 3-4 раза. Третья степень (тяжёлая) гипотрофии- на фоне общего плохого состояния ребёнка появляются значительные нарушения деятельности всех органов и систем, ребёнок вял, заторможен, резко отстаёт в психомоторном развитии, подкожный жировой слой практически отсутствует, кожа собирается в складки, атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса, заметно расстраивается терморегуляция, возможны значительные колебания температуры тела. Тяжёлая гипотрофия требует особой осторожности, при прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимнастика противопоказаны, однако такие меры, как частые перемены положения тела ребёнка, прогулки и сон на свежем воздухе- обязательная часть комплексной терапии. После того как удаётся добиться нарастания массы тела, можно начинать массаж и лечебную гимнастику, нагрузка должна быть минимальной, из приёмов массажа применяется только лёгкое поглаживание, осторожно вводят упражнения, основанные на врождённых рефлексах. Учитывая резкое снижение иммунитета, следует особенно строго соблюдать все правила проведения лечебного массажа: температура в помещении должна быть не ниже двадцати пяти-двадцати шести градусов, полное обнажение ребёнка недопустимо, продолжительность занятий не должна превышать пяти-восьми минут. Примерное содержание занятий с ребёнком трёх-шести месяцев при гипотрофии третьей степени:
1. Массаж рук- поглаживание 3-4 раза.
2. Массаж ног- поглаживание 3-4 раза.
3. Массаж стоп 5-6 раз.
4. Рефлекторные упражнения для стоп 5-6 раз.
5. Выкладывание на живот.
6. Массаж спины- поглаживание 3-4 раза.
7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку по одному разу на каждом.
8. Массаж живота- поглаживание 3-4 раза.
9. Массаж груди- поглаживание 3-4 раза. По мере увеличения веса ребёнка и улучшения общего самочувствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массажные приёмы и упражнения, увеличивая число повторений и удлиняя продолжительность.

Рахит

- это болезнь всего организма, которая характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ, в настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжёлая, уродующая ребёнка форма рахита встречается редко, лёгкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распространённых заболеваний раннего детского возраста и требует особого внимания родителей. Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина D, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани, витамин D- единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей. Старое название рахита- английская болезнь- связано с широким распространением этого заболевания в промышленных городах Англии прошлого века, основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэлементов), частые или длительные заболевания, а также малая двигательная активность ребёнка. Это заболевание часто встречается у недоношенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавляющих в весе. Рахит- общее заболевание, проявляющееся нарушением многих органов и систем, эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребёнка. Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы, ребёнок становится более капризным, раздражительным, у него нарушается сон, появляется чрезмерная потливость, стираются волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят изменения костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищеварения и так далее. В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разрастание неполноценной костной ткани. В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка. Если рахит развивается у ребёнка старше трёх месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на рёбрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые чётки. Размягчение и податливость рёбер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов. Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие. Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов, эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии (рахит» происходит от греческого слова позвоночник). . Серьёзно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости, особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и живота, в результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый лягушачий живот, слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов. Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии, позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоятельно ходить. Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое соблюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и лечебную гимнастику. Лечебная гимнастика и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие больных детей, приостанавливают развитие костных деформаций. Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, который, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина D, в связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особенно важным. Методика лечебной гимнастики и массажа строго индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и развития ребёнка. В начальном периоде, когда появились лишь первые признаки начинающейся болезни, занятия с ребёнком строятся на основе возрастных комплексов, ребёнок быстро устаёт, поэтому следует уменьшить нагрузку, достаточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожностью выполняются пассивные упражнения, нельзя допускать переразгибания в суставах. Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких- лёгкое надавливание на грудную клетку, затем- в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и тому подобное). Учитывая повышенную возбудимость ребёнка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приёмы, если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время занятий, можно разбить комплекс на две-три части и заниматься в удобное время. Примерное занятие с ребёнком одного-трёх месяцев, больного рахитом в начальном периоде:
1. Дыхательные упражнения 2-3 раза.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекс опоры или рефлекторная ходьба.
7. Выкладывание на живот.
8. Поглаживающий массаж спины.
9. Рефлекторное ползание.
10. Поглаживающий массаж живота.
11. Покачивание в позе эмбриона или на мяче.
12. Поглаживающий массаж груди.
13. Дыхательное упражнение. В период разгара заболевания состояние ребёнка значительно ухудшается, дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялыми, заторможенными, нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата. Занятия лечебной гимнастикой проводятся крайне осторожно, общая продолжительность не более десяти-двенадцати минут, упражнения делаются в положении ребёнка лёжа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движения в данном суставе, по возможности проводятся упражнения, основанные на врождённых рефлексах, из приёмов массажа применяется только поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания. Для профилактики деформации костей недопустимо длительное пребывание ребёнка в однообразной позе, больного малыша следует выкладывать на живот многократно в течение дня, в этом положении укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки, ослабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пелёнку). Примерное занятие с ребёнком трёх-шести месяцев в период разгара рахита:
1. Дыхательное упражнение.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
5. Поворот со спины на живот (с помощью).
6. Поглаживающий массаж спины.
7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.
8. Массаж грудной клетки.
9. Поглаживающий массаж рук.
10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди 3-4 раза.
11. Поглаживающий массаж ног.
12. Сгибание ног вместе или попеременно или скользящие шаги (3-4 раза).
13. Поглаживающий массаж живота. В период восстановления здоровья ребёнка интенсивность и продолжительность занятий несколько увеличивается, лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка, лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «недоношенные дети». С целью ортопедической профилактики предпочтительным остаётся горизонтальное исходное положение, особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота и ног, замечательный лечебный эффект дают плавание и упражнения в воде. В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и разминание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от шести до девяти месяцев в восстановительном периоде:
1. Поглаживающий массаж рук.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног.
4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
5. Повороты со спины на живот вправо.
6. Массаж спины.
7. Массаж ягодичных мышц (все приёмы).
8. Упражнения в ползании.
9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипыванием вокруг пупка).
10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведённые в стороны руки.
11. парение на животе.
12. Массаж грудной клетки спереди назад.
13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под локти до перехода в положение стоя на коленях.
14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
15. скользящие шаги.
16. Приподнимание прямых ног до палочки. После выздоровления ребёнка возможны остаточные явления рахита, которые проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и костных деформациях. Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений, широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и так далее), нагрузку в занятии приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребёнка. Помимо общего массажа применяют стимулирующие приёмы, укрепляющие ослабленные мышцы, особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, искривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от девяти месяцев до года:
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.
7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.
8. тачка- ходьба на руках при поддержке за ноги.
9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
11. скользящие шаги.
12. Присаживание за отведённые в стороны руки, держась за кольца.
13. Из исходного положения сидя повороты туловища вправо и влево за игрушкой.
14. Поднимание головы и плеч из положения лёжа на животе.
15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.
16. Упражнения для стоп. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от года до 1 да шести месяцев:
1. исходное положение лёжа на спине- отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
2. скользящие шаги.
3. Сгибание и разгибание рук попеременно (бокс).
4. Переход в положение сидя- колени фиксированы.
5. исходное положение сидя- повороты вправо и влево за игрушкой.
6. Поднятие рук над головой (достань игрушку) и возврат в исходное положение.
7. Переход в положение лёжа.
8. Поднимание выпрямленных ног.
9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.
10. Подползание под скамеечку.
11. Поднимание головы и плеч из положения лёжа на животе, то же одновременно с ногами (рыбка или лодочка).
12. Из положения стоя с фиксированными коленями наклоны и выпрямление туловища, наклониться, взять игрушку, поднять её над головой.
13. Массаж стоп, упражнения для стоп.
14. Ходьба по ребристой дорожке.
15. Приседание за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.
17. Переход из положения лёжа на спине в положение сидя, держась за кольца (присаживание).
18. Круговые движения рук.

Классический витамин D-дефицитный рахит подразделяют по клиническим вариантам, по характеру течения, степени тяжести и периодам заболевания.

1. Клинические варианты рахита характеризуются изменениями концентрации кальция и фосфора в сыворотке крови. Выделяют варианты:

кальцийпенический;

фосфопенический;

без выраженных изменений уровня кальция и фосфора.



2. По течению:

острое — преобладают явлениям остеомаляции и неврологические симптомы

подострое — преобладают явления остеоидной гиперплазии

рецидивирующее (волнообразное) — при наличии у ребёнка острого рахита, обнаруживаются и признаки (клинические, лабораторные и рентгенологические), указывающие на перенесённый в прошлом активный рахит.



3. По степени тяжести:

I — лёгкая — соответствует начальному периоду рахита

II — средней тяжести — умеренно выраженные изменения костной системы и внутренних органов

III — тяжёлая — поражение нескольких отделов костной системы, тяжёлое поражение внутренних органов и нервной системы, отставание в физическом и психическом развитии, появление осложнений рахита.



4. Заболевание характеризуется циклическим течением и в своём течении проходит четыре последовательные стадии:

начальный период;

период разгара;

период реконвалесценции (репарации);

период остаточных явлений.



Вторичный рахит часто возникает:

При синдромах мальабсорбции

при хронических болезях почек или желчевыводящих путей

при болезнях обмена веществ (тирозинемия, цистинурия и др.)

вызванный длительным применением противосудорожных средств (дифенин, фенобарбитал), диуретиков, глюкокортикоидов, а также, парентеральным питанием.

Витамин D-зависимый рахит:

Тип I — генетический дефект синтеза в почках 1,25-дигидроксивитамина D — 1,25(OH)2D.



Тип II — генетическая резистентность рецепторов органов-мишеней к 1,25(OH)2D.

Витамин D-резистентный рахит:

Фосфат-диабет

Синдром де Тони — Дебре — Фанкони (de Toni-Debré-Fanconi)

Гипофосфатазия

Почечный тубулярный ацидоз
скачать


Смотрите также:
Первый комплекс упражнений от 0 до 3 месяцев План занятий
311.52kb.
Билет 24 Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень ее развития?
71.57kb.
Методические указания I. Вводная часть Лежа на спине Спокойное дыхание 3-4
55.72kb.
Рабочая программа по дисциплине 2 Календарно-тематический план 2 Планы учебных занятий
62.06kb.
Движение к цели
81.5kb.
Гимнастика до учебных занятий
28.81kb.
Комплекс упражнений при сколиозе. И. п лежа на животе, руки вверх
24.59kb.
Конструирование мебели
73.69kb.
Тематический план практических занятий IV семестр 20 часов, V семестр 59 часов № п/п Тема и план практических занятий Часы 1
59.84kb.
Тематический план по греко-римской борьбе. Первый год занятий
94.43kb.
«профилактика остеохондрозов на занятиях хореографией»
57.01kb.
Комплекс упражнений для развития гибкости
37.13kb.