Главная стр 1
скачать

Тематическое планирование курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс


Пояснительная записка

Курс «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» предназначен для школьников 10 класса, второго концентра обучения. Он призван активизировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков и новой истории зарубежных стран.

Основным пособием по курсу для учащихся является учебник: Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история. 10 класс. Издательство «Русское слово», 2009. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.

В основу тематического планирования положен проблемный подход, позволяющий показать учащимся, что на протяжении всей своей истории человечество сталкивается с определенным комплексом проблем, которые решались в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя и национальных традиций. К числу таких проблем относятся следующие:



  1. Взаимоотношения между обществом и природой, зависимость человека от природных условий. Люди стремились противопоставить накапливающиеся знания и опыт их практического применения. Это обеспечило ряд качественных скачков в развитии мировой цивилизации, связанных с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, становление промышленной и индустриальной цивилизации.

  2. Развитие модернизационных процессов. Неравномерность мирового развития. Причины возникновения гигантских колониальных империй, раскола мира на метрополии и колонии.

  3. Проблема социального равенства и прав человека.

  4. Проблемы взаимоотношений между народами, войны и мира, принципов построения миропорядка.

Особенностью курса является включение в него материала, который знакомит учащихся с дополнительной информацией о научной и духовной жизни, интересными подробностями той или иной исторической эпохи, различными, в том числе и самыми современными, точками зрения на события прошлого.

Тематическое планирование рассчитано на 24 часа (44 часа отводится на изучение Истрии Отечества с древнейших времен до конца XIX века, при изучении курса истории - 2 часа в неделю).



№ урока

Тема и план урока

Рекомендации по проведению урока. Материалы учебника

Раздел 1. История как наука (2 часа)

1

Вводный урок. Краткая характеристика курса
1. История как предмет изучения.
2. История в системе гуманитарных наук
3. Принципы научности в изучении прошлого

Вводная лекция с элементами беседы. Знакомство со структурой учебника, его разделами. Обсуждение вопроса о значимости изучения истории, причинах интереса людей к прошлому (Введение, §1)

2

Проблемы исторического познания.
1. Единство и многообразие исторического процесса
2. Закономерности и случайности в жизни народов
3. Движущие силы исторического развития

Лекция учителя. Дискуссия о понятии «всемирная история». Анализ цивилизационного, формационного и стадиального подходов. Рассмотрение и сопоставление теорий «магистрального пути развития истории», «вертикального (формационного) прогресса» (§ 2)

Раздел 2. Человечество на заре своей истории (2 часа)

3

Происхождение человека
1. Научные концепции происхождения человека и общества.
2. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.

Лекция учителя. Работа с картой «Стоянки первобытного человека». Обсуждение вопросов:
«Человеческое общество и природные сообщества. Сходство и различие»;
«Роль климатических и географических факторов в становлении человека»;
Доклады учащихся на тему «Гипотезы о происхождении человека» (§ 4)

4

Этапы развития человеческого сообщества
1. Неолитическая революция
2. Изменение в укладе жизни и формах социальных связей
3. Развитие ремесел и зарождение торговли
4. Переход к энеолиту

Обсуждение понятия «неолитическая революция». Объяснение учителя: характеристика ранних аграрно-скотоводческих культур. Обращение к межпредметным связям (обществознание) при характеристике матриархата и патриархата. (§ 4,5)

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира (4 часа)

5

Первые государства Древнего мира
1. Особенности развития цивилизаций древности
2. Государственность и социальная организация в Древнем мире
3. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности

Классический урок. Работа с текстом учебника и картой. Обсуждение вопросов о причинах возникновения первых государств, о различиях государственной и родоплеменной организации общественной жизни, роли в них традиции и права, убеждения и принуждения (§6,7-8)

6

Новый этап духовной жизни
1. Возникновение религиозной картины мира
2. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской духовных традиций

Лекция учителя. Дискуссия о причинах становления новых систем религиозного мировоззрения, их влияния на общество, поведение человека. . (§ 7-8)

7-8

Античные цивилизации Средиземноморья
1. Географическое положение, состав населения. Роль колонизации и торговли.
2. Феномен полиса. Демократия и тирания
3. Римская республика и империя
4. Духовное наследие античности

Вводное слово учителя: связь античности и современности. Обсуждение вопросов: «Что было общего в развитии афинского и римского полисов, чем они различались?»
Работа с текстом учебника, картой, анализ причин и итогов войн за гегемонию в Средиземноморье; причин кризиса республиканского строя в Риме . (§ 9,10,11)

Часть 4. Средневековье (6 часов)

9

Исламская цивилизация
1. Возникновение исламской цивилизации
2. Исламское общество: особенности развития
3. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья

Лекция учителя. Обсуждение происхождения и основных принципов исламской религии; причин раскола в исламском мире. Доклады учащихся об историческом и культурно наследии Арабского халифата . (§ 14)

10

Становление христианско-средневековой цивилизации
1. Великое переселение народов
2. Западноевропейский и восточноевропейский регионы цивилизационного развития.
3. Католическая и православная духовные традиции

Лекция учителя: раннефеодальные государственные образования в Европе и причины их распада. Обращение к межпредметным связям (обществознание). Обсуждение роли церкви в раннефеодальном обществе. Сравнительный анализ католической и православной духовных традиций. (§ 13,15,16-17)

11-12

Феодализм в Западной Европе
1. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе
2. Сущность феодализма
3. Положение крестьянства в феодальном обществе
4. Возрождение имперской идеи и образование централизованных государств
5. Духовное наследие европейского Средневековья

Работа с текстом учебника и картой: выяснение значения роста городов как центров хозяйственной, социальной, духовной жизни; выявление социально-экономических и политических факторов процесса централизации, причин укрепления власти монархов в западноевропейских государствах. Сообщения учащихся о выдающихся деятелях культуры и науки европейского Средневековья . (§ 13,19,20-21,22)

13

Кризис традиционного общества в Западной Европе
1. Традиционное общество на Западе и Востоке
Своеобразие европейской средневековой цивилизации
3. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

Лекция учителя. Работа с текстом учебника и картой. Обсуждение предпосылок начала процесса модернизации (зарождение национальных государств и национального самосознания в Западной Европе). Сравнение путей развития стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Европы и Азии . (§ 19,20-21)

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Часть 5. Новое время: эпоха модернизации (10 часов)

15

Что такое «Новое время»?
1. Понятие «Новое время»
2. Периодизация Нового времени
3. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Вводный урок. Актуализация пройденного материала. Обращение к межпредметным связям (обществознание). Беседа с учащимися о важнейших событиях нового этапа исторического развития . (§ 26)

16

Великие географические открытия
1. Великие географические открытия: основные вехи
2. Формирование нового пространственного восприятия мира
3. Начало колониальной экспансии европейских держав

Работа с текстом учебника и картой. Дискуссия о причинах успехов европейских завоевателей. Сообщения учащихся о великих путешественниках. . (§ 27)

17

Страны Западной Европы в XV - середине XVII в.
1. Торговый и мануфактурный капитализм
2. Становление единых внутренних рынков в странах Европы
3. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации
4. Конфессиональный раскол европейского общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие
5. Тридцатилетняя война и ее последствия для духовной жизни европейских государств

Лекция учителя с элементами беседы: характеристика основных течений Реформации (лютеранство, кальвинизм и др.) и причин религиозных войн. Работа с картой и текстом учебника. Обсуждение вопроса происхождения протестантской этики и ее содержания. . (§ 28-29,30-31)

18-19

Абсолютистские монархии в Западной Европе
1. Становление абсолютизма
2. Возникновение концепции государственного суверенитета
3. Философия и идеология Просвещения
4. Суверенитет государств как отражение универсального признания суверенной власти монарха над своими подданными

Классический урок. Обращение к межпредметным связям (обществознание). Работа над понятием «абсолютизм» , обсуждение его особенностей в различных странах Европы. Выяснение отличий европейского абсолютизма от деспотических режимов древности. Обсуждение феномена просвещенного абсолютизма. . (§ 28-29,30-31)

20

Промышленный переворот и его значение
1. Технический прогресс в XVII I-середине XIXв. Промышленный переворот
2. Развитие капиталистических отношений
3. Буржуа и пролетарии. Марксизм и революционное движение.
3. Модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в странах Европы
5. Становление профсоюзов и первых рабочих партий

Классический урок. Актуализация изученного материала. Обращение к межпредметным связям. Работа с понятийным аппаратом:
1) Понятие и сущность промышленного переворота
2) Технический прогресс как фактор развития общества. Дискуссия на темы: «Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе»; «Идеи марксизма и причины их популярности в рабочем движении» .
(§ 38,39,40-41)

21

Общественно-политическое и духовное развитие стран Западной Европы в первой половине XIX века
1. Мировосприятие человека индустриального общества
2. Формирование классической научной картины мира
Культурное и философское наследие Нового времени

Лекция с элементами беседы: крушение религиозной картины мира и утверждение механистических взглядов на мироздание; характеристика основных направлений развития литературы и искусства в Новое время. Сообщения учащихся о выдающихся деятелях культуры Нового времени.
(§ 40)

22

Международные отношения в эпоху Нового времени
1. Эволюция системы международных отношений в Новое время
2. Зарождение международного права
Колониальный раздел мира

Урок с элементами беседы. Работа с картой. Дискуссия о мотивах войн и заключении союзов в начале XVI – XIXвв., выяснение отношений колониальной эпохи . (§ 48)

23

Государства Азии в Новое время
1. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока
2. Экономическое развитие в колониальных и зависимых странах
3. Первые антиколониальные выступления народов Востока
4. Реставрация Мэйдзи в Японии и первый опыт модернизационного развития в Азии

Лекция учителя. Работа с картой и учебником. Дискуссия: обсуждение кризиса традиционного общества в странах Азии и форм их проявления и последствий. Подготовка учащимися докладов об антиколониальном движении народов Востока. . (§ 44-45,46-47)

24

Итоговое обобщение и контроль

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.


Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XIX века

10 класс

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе.

Программа рассчитана на 44 учебных часа при изучении истории по 2 часа в неделю (24 часа отводится на всеобщую историю).

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы:



  • способствовать осуществлению гражданско - патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

  • углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно - следственных связей, раскрытия многомерности исторического процесса;

  • помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в том числе концепции модернизации образования;

  • расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России, полученных в основной школе;

  • изучение истории Отечества в контексте их знаний по мировой истории;

  • рассмотрение истории России как многофакторного процесса;

  • усиление внимания к социально - психологическим аспектам исторического бытия, к изучению персоналий;

  • изучение истории Отечества как истории многонационального государства; структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

  • формирование у учащихся умения работать с различными историческими документами, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получения опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений.

Тематическое планирование скоординировано с курсом «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса автор Н.В. Загладин («Русское слово», 2001).

Введение – 1 час
История России – часть мировой истории. Источники по истории Отечества. Структура курса истории России в 10 классе. Учебная литература по предмету.

Тематический блок «Наше Отечество в древности»
(2 часа)

№ п/п

тема

основное содержание

ключевые
понятия

дом.
задан.

1
2

Происхождение славян. Их соседи и враги.

Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы, из расселение. Распад общности на восточную, славянскую и балтскую группы народов. Славянство как древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов. Вторжение индоевропейцев на новые земли. Смешение индоевропейцев с местным неолитическим населением.
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Первые нашествия на восточных славян. Нашествие ираноязычных кочевников – скифов. Греческие колонии и скифы.
Соседи восточных славян. Великое переселение народов с к. IV в. крупные перемены в составе общества славян. Формирование двух крупных восточнославянских образований – склавинов и антов. Борьба восточных славян с аварами и хазарами в VI – VII вв. славянские народы и болгары.

Индоевропейцы, поселения трипольцев, родословная народов Евразии. Центр расселения славянских племен. Кочевые племена. Городища. Восточная Европа в эпоху Великого переселения народов. Анты. Славянский вождь Кий. Основание Киева. Соседи славян.

§ 1

Тематический блок «Древняя Русь»
(5 часов)

3

Восточнославянские племена в VIII – IX веках.

Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Распад родовой общины. Развитие ремесла, рост городов, торговые связи, торговые пути. Язычество восточных славян.

Нестор – летописец «Повесть временных лет»двухпольное и трехпольное земледелие. Предпосылки к образованию государства. Общественный строй восточных славян, племенная знать. Путь «из варяг в греки», религия восточных славян, многобожие, обряды, предания, волхвы, кудесники.

§ 2

4

Становление Древнерусского государства. Первые  русские князья.
Древнерусское государство при Владимире.

Появление в восточнославянских землях племенных союзов и межплеменных группировок как начальной восточнославянской государственности. Проблема варягов в историографии. Рюрик в Новгороде. Княжение Игоря, правление княгини Ольги, князя Святослава,
Приход к власти Владимира Святославича. Крещение Руси

Племенные союзы, восточнославянская государственность, Русь, руссы, варяги, Рюрик, князь Олег, князь Игорь, княжение Ольги, правление Святослава.
Восстановление единства русских земель, укрепление системы управления, изменения внешней политики, укрепление границ. Крещение Руси по Византийскому обряду. Двоеверие на Руси. Историческое значение крещения Руси.

§ 3
§ 4
§ 5

5

Расцвет Руси. XI – первая треть XII в.

Правление Ярослава Мудрого.
Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Начало военной деятельности Владимира Мономаха. Битва у Треполя  и ее последствия. Любечский съезд. Русский крестовый поход в степь в 1111 г. Восстание 1113 г. В Киеве. Владимир Мономах – великий князь. Мстислав Великий.

Междоусобица, святые  Бориса и Глеб,  Ярослав Мудрый, «Русская правда» - первый на Руси письменный свод законов. Превращение Руси при Ярославе Мудром в великую державу.
Частные земельные владения, княжеский домен, собственные земельные владения бояр и дружинников, кормления, собственность, вотчина, отчина, феодалы, феодальная система, феодально – зависимое население дружина, великий князь, войско, города и торговля, иноземные купцы. Церковь, монастыри. Первые восстания на Руси. Половцы.
Новая военная тактика Руси.  Любечский съезд. Начало распада единого государства. Восстание 1113 г. в Киеве. Владимир Мономах – реформатор.

§ 6
§ 7, 8

6

Политическая раздробленность Руси.

Распад Древнерусского государства. Политическая раздробленность – закономерный процесс в истории страны. Русские княжества XII – XIII веков. Возникновение Москвы. Расцвет Владимиро – Суздальской Руси.

Отчина, государственная раздробленность, причины. Плюсы и минусы раздробленности. Киевское княжество в XII – XIII в.в. Чернигово – Северское княжество, Галицко – волынское княжество. Господин Великий Новгород. Владимро – Суздальское княжество. Начало Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод  Большое Гнездо и расцвет Владимиро – Суздальской земли.

§ 9

7

Культура Руси в X – начале XIII веков. Зарождение русской цивилизации.

Культура народа – часть его сори. Единство культуры восточных славян. Письменность, грамотность, школа, литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка, фольклор, быт народа. Зарождение русской цивилизации.

Культура старого языческого мира и культура христианская. Письменность, грамотность, школы, летописи. Литература. Архитектура, живопись, скульптура, музыка.

§ 10

Тематический блок «От Руси к России»
(13 часов)

8

9

10

Борьба Руси за независимость в XIII в.

1 урок
Монголо-татарское нашествие на Русь
2 урок
Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами.
3 урок
Русь и Золотая Орда при Александре Невском.

Монголо-татарское нашествие на Русь.  Чингисхан. Завоевания монголов, битва на Калке, оборона Рязани. Монголо-татарское иго.
Натиск врагов на северо – западных границах России.  Александр Невский. Невская битва, Ледовое побоище.
Возрождение Руси.
Русь и золотая Орда при Александре Невском. Возрождение крестьянства. Восстановление и рост городов. Формирование системы зависимости людей друг от друга на основе права владения землей. Социальные отношения. Роль Русской Православной Церкви в возрождении Руси. Возрождение ремесла, торговли, сельского хозяйства.

Монголы. Чингисхан. Монголо-татарское иго, ханские  ярлыки, дань.
Крестоносцы. Воинственное католическое духовенство, рыцарские отряды, Литовское княжество.  Александр Невский. Невская битва, Ледовое побоище.
Титул великого князя владимирского, ярлык на великое владимирское княжение. Два подхода к отношениям с Ордой. Перепись русского населения. Монастыри. Слобода. Поместья. Зависимость людей друг от друга на основе права владения землей.

 

 

§ 11



 

§ 12


 

 

§ 13



11

12

Возвышение Москвы.

1 урок
Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.

2 урок
Возвышение Москвы.

Судьба русских земель в послебатыево время. Лидерство Тверского княжества на рубеже XIII – XIV веков. Первый московский князь Даниил.  Борьба Твери и Москвы за первенство. Разделение Руси на два враждующих лагеря – во главе с Тверью и Москвой. Иван Данилович Калита. Продолжение политики Ивана Калиты его сыновьями. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче.

Западные и центральные русские земли. Схватка Твери и Москвы за первенство. Иван Калита. Политика Калиты. Усиление Москвы. Дмитрий Иванович.

§ 14

13

14

В борьбе за единство и независимость.

1 урок
Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского.

2 урок
Феодальная война на Руси.

Открытая борьба с Ордой. Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской. Поход 1382 г. Тохтамыша на Москву. Правление Василия I Дмитриевича. Обострение отношений Московского княжества и Литвы. Грюнвальдская битва. Роль церкви в объединении Руси. Сергий  Радонежский.
Расширение земель Московского княжества. Юрий звенигородский. Василий II.Мятеж Дмитрия Шемяки.

Лидерство великого московского князя Дмитрия Ивановича в борьбе с ордынским игом.  Куликовская битва 1380 г. Историческое значение Куликовской битвы. Обстановка вокруг Москвы при Василии I. Сергий  Радонежский – собиратель русских душ.
Дом Калиты. Начало Казанского ханства. Постепенное превращение Московского княжества в Московское государство.

 

 

§ 15



 

 

§ 16



15

16

Образование русского централизованного государства.

1 урок
Иван III – государь всея Руси.
Русь между Востоком и Западом.

2 урок
Хозяйство, власть и Церковь в XV в. Культура и быт в XIV – XV вв.

 


Иван III.  Подчинение Новгорода. Освобождение от ордынского ига. Централизация государственной власти. «Судебник» 1497 г. Формирование многонационального государства. Выход Руси на международную арену.
Крестьянство. Города, ремесла, торговля. Россия в сравнении с Западом. Соперничество Церкви и государства за власть. Церковь и еретики. Великокняжеская власть при Василии III.

Первое огнестрельное орудие на Руси. Стояние на реке Угре. Формирование новой системы управления страной. Структура центральных и местных органов власти. «Судебник» 1497 г. Выход России на международную арену.
Крестьянство, трехполье, росчисти, гари, новые пахотные орудия труда, животноводство, деревня, починок, внутренняя колонизация. Община. Развитие ремесел: оружейное, деревообработка, строительное мастерство. Городское население, торговля. Гости, купеческие корпорации, городское самоуправление. Автокефальная церковь. Еретичество. Система приказов.

 

 

 



§ 17

 

 



 

§ 18
§ 19



17

18

19

Россия в XVI в.

1 урок
Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550 – х гг.

2 урок
Внешняя политика Ивана IV.

3 урок
Опричнина. Последние годы Грозного царя.

Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Венчание на царство Ивана IV. Восстание 1547 г. Реформы Избранной рады.
Присоединение Казани и Астрахани. Значение побед на востоке. Опасность с юга. Ливонская война. Присоединение Сибири.
Перемены в облике царя. Введение опричнины, опричный террор, коней опричнины, оскудение страны. Конец династии Рюриковичей.
Культура и быт в XIV – XV вв.
Новые явления в русской культуре.
Летописи, жития, сказания, «хождения». Зодчество, живопись. Фольклор. Быт.  Грамотность. Книгопечатание. «Домострой».

Власть Опекунского совета. Правление Елены Глинской. Финансовая реформа. Б. черный люд. Боярская группировка. Венчание на царство  Ивана IV , царский титул. Избранная рада. Сословное представительство . Зарождение первых признаков гражданского общества в России. Собор примирения. Преобразования армии: стрелецкие полки, пищали, царская гвардия. Налогообложение населения. Усиление центрального управления страной.
Борьба за Казань, присоединение Астрахани, титул царя Казанского. Евразийская держава. Крымское ханство. Сторожи, станицы.  Ливонская война.  Речь Посполитая. Сибирское ханство. Ермак. Присоединение Сибири.
Русский самодержец. Опричнина. Неограниченная диктатура Ивана Грозного. Земщина. Террор. Заповедные лета. Урочные лета. Прекращение существования династии Рюриковичей.
Летописный свод «Русский хронограф», жития. Краснокирпичный Московский Кремль. Иконопись. Былины, исторические песни, пословицы, поговорки. Иван Федоров. «Домострой». Русская шатровая архитектура.

 

§ 20


 

 

§ 21



 

§ 22


Тематический блок «Россия в XVII столетии.»
(8  часов)

20

21

22

23

Смутное время

1 урок
Начало Смуты.

2 урок
Кризис общества и государства.

3 урок
Спасители Отечества.

4 урок
Россия после Смуты.

Приход к власти Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова. Время грабежей и разбоев. Лжедмитрий. Восстание в Москве.
Боярский царь Василий Шуйский. Гражданская война. Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников. Поражение народного восстания. Лжедмитрий II. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Семибоярщина.
Первое ополчение. Бои в Москве. Распад  Первого ополчения. Второе ополчение. Освобождение Москвы. Избрание Михаила Романова на царство.
Возрождение самодержавия. Война с Польшей и Швецией. Последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Первые плоды. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Личность Михаила Романова.

 


Борис Годунов. Романовы, Мстиславские. 1601 г. восстановление Юрьева дня. Григорий Отрепьев. Прелестные грамоты. Выборный русский царь. Иван Болотников.  Лжедмитрий II. Митрополит Филарет (Романов). Семибоярщина.
Ополчение. Роль русской православной церкви.  Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Ярославское стояние. Совет всей земли. Земский собор 1612 г.
Роль Боярской думы при Михаиле Романове. Усиление монархической власти. Восстановление сельского хозяйства. Развитие российской промышленности. Освоение Сибири и Урала.  Смоленская война 1632 – 1634 гг. Личность Михаила Романова.

II часть

§ 1


§ 2

 

§ 3



 

§ 4


24

25

26

27

Новые черты старой России.

1 урок
Новые черты в жизни России.

2 урок
XVII, «бунташный», век

3 урок
Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.

4 урок
Россия накануне преобразований.
Культура, быт и народы России.

Первые годы правлении Алексея Михайловича. Уложение 1649 г. Противоречия российской жизни во второй половине XVII в. Начало складывания всероссийского рынка. Промышленность. Торговля, города, купечество. Сословия. Сословия и развитие рыночных отношений.
Социальное напряжение в стране. Соляной бунт. Медный бунт. Положение на Дону. Восстание Степана Разина.
Церковь и государство. Усиление царской власти. Укрепление внешнеполитических связей. Отношения с Польшей. Положения на украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России.
Включение разных народов в состав России. Окончательное присоединение Сибири. Землепроходцы и первооткрыватели.  Освоение Дальнего востока.
Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. приход к власти Софьи. Реформы. «Вечный мир»  с Польшей и крымские походы. Приход к власти Петра.

Уложение 1649 г.  основа Российской экономики – сельское хозяйство. Экстенсивный путь развития хозяйства. Новые явления в сфере промышленности. Металлургическое производство, мануфактура. Единый торговый сбор. Протекционистская политика. Развитие рыночных отношений.
«Бунташный» век. Денежная реформа. Степан Разин.
Патриарх Никон, староверы, протопоп Аввакум. Возвеличивание его государского величества. Армия. Богдан Хмельницкий. Переход Украины в российское подданство.
Ямская гоньба. Государева служба, улусские князцы. Великие географические открытия на востоке.
Новый верховный орган – Расправная палата. Реформирование армии. Централизация военного дела в стране, полки нового строя. Стрелецкая анархия. Судопроизводство.

 

 

§ 5



 

§ 6


 

§ 7


 

 

 



§ 8

Тематический блок «Россия в XVIII столетии.»
(8 часов)

28

29

Эпоха Петра I.

1 урок
Эпоха Петра I. Северная война.

2 урок
Реформы Петра I.

Петр I. Азовские походы. Великое посольство. Нарва. Первые победы. На пути к генеральному сражению. Полтавская битва. Прутский поход. Завершение Северной войны.
Реформы в области экономики. Развитие ремесла и торговли. Сельское хозяйство. Реформы армии и флота. Реформы государственного устройства. Новшества культуры и быта. Развитие науки. Литература и искусство. Царь и народ. Народные восстания. Оппозиция верхов. Персидский поход. Последние заботы. Личность Петра.

Потешные войска. Всешутейший собор. Великое посольство. Северная война.  Нарва. Битва под Лесной.  Полтавская битва.  Прутский поход. Гангутская битва. Роль государства и монарха в развитии промышленности. Верфи, оружейные заводы. Приписные крестьяне. Указ об организации ремесленников в цеха. Развитие внешней и внутренней торговли. Ярмарки. Политика меркантилизма, политика протекционизма. Рекрутская повинность. Регулярная армия. Гренадерские полки.
Коллегии. Тайная канцелярия. Табели о рангах. Новшества в культуре.  Оппозиция верхов. Указ о престолонаследии.

 

§ 11


 

§ 12
13

 


30

31

Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в.

1 урок
Эпоха дворцовых переворотов.

2 урок
Россия  в первой половине XVIII в.

Эпоха дворцовых переворотов. Россия при преемниках Петра. Правление Анны Иоановны. Елизавета Петровна. Внешняя политика в 1740 – 1750 – гг. Народные возмущения. Петр III.  Манифест о вольности дворянства. Переворот. Приход к власти Екатерины II.

Дворцовые перевороты, власть «верховников». Бироновщина. Елизавета Петровна.
Семилетняя война.
Манифест о вольности дворянства.

 

 

 



§ 14

 

§ 15



 

32

33

34

35

Расцвет дворянской империи в годы правления
Екатерины II.

1 урок
Расцвет дворянской империи.

2 урок
Внешняя политика во второй половине XVIII в.

3 урок
Экономика и население России  во второй половине XVIII в.

4 урок
Культура и быт России во второй половине XVIII в. Тревожное окончание века.

Екатерина II. Россия в первое время правления Екатерины II. Уложенная комиссия. Централизация власти. Укрепление дворянского государства. Экономика и население России во втор. пол. XVIII в. Жизнь и хозяйство народов России. Внешняя политика России. Восстание Пугачева. Жалованные грамоты дворянству и городам.

 

 



Культура и быт россиян во втор. пол. XVIII в.

Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II.
Е Пугачев.
Реформа местного управления 1775 г.
Жалованные  грамоты дворянству и городам.
Крепостничество. Национальная политика правительства. Русские переселенцы.
Борьба с Польско – Литовским государством.  Русско – турецкие войны.  Разделы Польши.

 

Интернациональный характер новых культурных ценностей в условиях многонациональной России.



 

 

 



§ 16

 

§ 17



 

 

§ 18



 

 

 



§ 19
§ 20

 


Тематический блок «Россия в XVIII столетии»
(8 часов)

36

37

Россия в первой четверти XIX в.

1 урок
Россия в годы правления Александра I

2 урок
Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов.

Россия на рубеже веков. Первые годы правления Александра I. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Движение декабристов.

 


Российское государство. Российская бюрократия. Крепостная система. Указ о вольных хлебопашцах. Негласный комитет. М.М. Сперанский.  Антифранцузская коалиция.

 

 

§ 21


§ 22
§ 23

 

§ 24


§ 25

 


38

39

Российская империя при Николае I.

1 урок
Внутренняя и внешняя политика Никлая I.

2 урок
Общественная  и духовная жизнь России.

Внутренняя политика при Николае I . Внешняя политика Николая I. Общественная  и духовная жизнь России.

Преобразования в государственном управлении. Министерства. Крестьянский вопрос.
Теория официальной народности.

Славянофилы и западники. Русская Православная церковь.


Русский утопический социализм.

§ 26
§ 27
§ 28

 

 



§ 29
§ 30

 


40

41

Россия в 1860 – 1870 – е годы.

1 урок
Реформы Александра II.
2 урок
Россия после отмены крепостного права.

Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Россия после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Положение в стране к н. 1880 – х гг.

Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г.
Земская, городская, судебная и военная реформы.
Рост сельского хозяйства. Роль сохраненной общины в жизни крестьян.  Строительство железных дорог. Народнический террор. Народнические организации: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

 

 

§ 31



 

§ 32


 

 

 



 

42

43

Россия в 1880 – 1890 –е г.

1 урок
Россия в годы правления Александра III.

2 урок
Государственно – социальная система России в к.  XIX в.

Россия в годы правления Александра III. Государственно – социальная система России в конце XIX в.

Основные направления внутренней политики. Строгая регламентация социальной жизни.
Мировые посредники. Институт земских начальников. Европейская держава. Образование русско – французского союза. Отношения России с Англией и со странами Азии. Россия – самодержавная монархия. Управление российской империей.

 

 

§ 33



 

 

§ 34


§ 35

 

 



 

 


44

Повторительно – обобщающий урок по теме «История России – часть мировой истории»

 

 

 

скачать


Смотрите также:
Планирование курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века»
248.18kb.
Тематическое планирование по истории. (10 класс, 68 часов)
276.15kb.
Тематическое планирование предназначено для преподавания курса «История России»
162.79kb.
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программы «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
31.88kb.
Секция «Мировая и отечественная история с древнейших времен до XX века»
28.81kb.
Книга для чтения по истории Отечества до конца XVIII века Книга по истории СССР xixвека В. Валькова «Правители России»
194.6kb.
Книга для чтения по истории Отечества до конца XVIII века Книга по истории СССР xixвека В. Валькова «Правители России»
194.21kb.
Программа по курсу «история россии с древнейших времен до конца XVI века»
244.26kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. С древнейших времён до конца XVI века»
229.15kb.
Содержание программы Класс
486.57kb.
Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.»
376.73kb.
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
150.18kb.