Главная стр 1стр 2 ... стр 6стр 7
Рабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики»




Общий объем – 65 стр.

 

СОДЕРЖАНИЕ



 

1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания

2. Цели, задачи и принципы построения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

3. Тематическое и поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»

4. Содержательные аспекты  изучения отдельных модулей курса

5. Образовательные технологии, формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»



  • Возможности использования технологии развития критического мышления в преподавании курса ОРКСЭ

  • Методики работы с текстом в курсе ОРКСЭ

  • Методики работы с иллюстративным материалом в курсе ОРКСЭ

  • Проектная деятельность учащихся в курсе ОРКСЭ
    Организация и проведение дискуссий в рамках курса ОРКСЭ

  • Кейс-технологии: возможности использования  в курсе ОРКСЭ

  • Игровые методы в преподавании курса ОРКСЭ

  • Работа с домашними заданиями в курсе ОРКСЭ

6. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса «Основы религиозных культур и светской этики»

7. Внеурочная работа по курсу ОРКСЭ

8. Организация взаимодействия с родителями, членами семей обучающихся в процессе преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

9. Требования к итоговым работам слушателей курсов повышения квалификации

Приложение

Управление образования и науки Тамбовской области
Институт повышения квалификации работников образования

Преподавание

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур

и светской этики»
Рабочая тетрадь

Тамбов

2010

Авторы-составители: Клемешова И.В., Кирсанов И.Н., Лубянкина Р.Х., Серёгина А.В., Дерябина Ю.Г., Шаталова О.В., Дорошина Л.М, Чичканова Е.Л.


Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая тетрадь слушателя курсов. – Тамбов, ТОИПКРО, 2010. - 146 с.

Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект для подготовки учителей комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», которым предстоит преподавать данный предмет в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области. Содержание тетради включает базовый учебный материал, практические задания и упражнения, призванные помочь педагогам в освоении специфики курса «Основы религиозных культур и светской этики» и овладении навыками проектирования учебных занятий с учащимися 4-5 класса. Оно рассчитано на использование в рамках курсов системы дополнительного профессионального образования.

При создании рабочей тетради использованы материалы УМК для тренеров-преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленные Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2010 году.


© ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010

СОДЕРЖАНИЕ



1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания
2. Цели, задачи и принципы построения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
3. Тематическое и поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»
4. Содержательные аспекты изучения отдельных модулей курса
5. Образовательные технологии, формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
6. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса «Основы религиозных культур и светской этики»
7. Внеурочная работа по курсу ОРКСЭ
8. Организация взаимодействия с родителями, членами семей обучающихся в процессе преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
9. Требования к итоговым работам слушателей курсов повышения квалификации
Приложение


  1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики

в области духовно-нравственного воспитания


    1. Духовно-нравственное воспитание как приоритетная задача образовательных стандартов нового поколения

Ключевые понятия:

  • Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления. В узком смысле политика в области образования понимается как система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования (Закон РФ «Об образовании», статьи 1-2). В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации.

  • Духовно-нравственное развитие личности — осущес­твляемое в процессе социализации последовательное расшире­ние и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, фор­мирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав­ственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утвержден приказом Министерством образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373)

  • Духовно-нравственное воспитание личности граждани­на России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный на­род Российской Федерации, государство, семья, культурно-тер­риториальные сообщества, традиционные российские религиоз­ные объединения (христианские, прежде всего в форме русско­го православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утвержден приказом Министерством образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373)

  • Базовые национальные ценности — основные мораль­ные ценности, приоритетные нравственные установки, сущест­вующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Россий­ской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)

  • Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о челове­ке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объедине­ний и общественных организаций. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности. Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в IV и V классах общеобразовательных школ следует рассматривать именно в этом контексте, т.е. как составную часть усилий, направленных на воссоздание системы нравственных ценностей российского общества.

В послании Президента России Федераль­ному собранию Российской Федерации в 2007 году подчеркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как поли­тическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориен­тиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к са­мобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит осно­вой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономичес­ких и политических отношений».

Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет. Так, в декабре 2007 г. в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым образование, в числе прочих задач, должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности».

Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения. В рамках подготовки нового образовательного стандарта коллективом под руководством А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова разработан проект Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Концепция определяет:


  • характер современного национального воспитательного идеала;

  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния детей и молодежи;

  • систему базовых национальных ценностей, на основе ко­торых возможна духовно-нравственная консолидация многона­ционального народа Российской Федерации;

  • основные социально-педагогические условия и принци­пы духовно-нравственного развития и воспитания обучаю­щихся.

В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал — это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Задачи духовно-нравственного развития детей раскрываются в Концепции следующим образом:

«В сфере личностного развития воспитание обучающих­ся должно обеспечить:



  • готовность и способность к духовному развитию, нрав­ственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному пове­дению;

  • готовность и способность к реализации творческого по­тенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе мо­ральных норм, непрерывного образования и универсальной ду­ховно-нравственной установки «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • формирование морали как осознанной личностью необходи­мости определённого поведения, основанного на принятых в об­ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие совести как нравственного самосознания личнос­ти, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре­бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен­ную самооценку своим и чужим поступкам;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою об­щественную позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчи­вость в достижении результата;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способ­ность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов­ной безопасности личности, умение им противодействовать;

  • свободолюбие как способность к сознательному личност­ному, профессиональному, гражданскому и иному самоопреде­лению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поко­лениями;

  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственнос­ти за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по­колениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравствен­ное развитие и воспитание обучающихся должно обеспе­чить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;

  • заботу о благосостоянии многонационального народа Рос­сийской Федерации, поддержание межэтнического мира и со­гласия;

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Рос­сийской Федерации, Отечеству;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че­ловека;

  • бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода;

  • законопослушность и сознательно поддерживаемый граж­данами правопорядок;

  • духовную, культурную и социальную преемственность по­колений.

В сфере государственных отношений духовно-нрав­ственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и учас­тию в государственных делах;

  • укреплению и совершенствованию демократического фе­деративного правового государства с республиканской формой правления;

  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

  • повышению эффективности усилий государства, направ­ленных на модернизацию страны;

  • укреплению национальной безопасности».

Сопоставив данный раздел Концепции с примерной программой курса «Основы религиозных культур и светской этики», можно заметить, что содержание данного курса отчетливо ориентировано на решение многих обозначенных здесь задач.

Разработчики Концепции постарались выделить и обозначить базовые национальные ценности, освоение которых подрастающим поколением должно способствовать духовной консолидации российского общества (см. задание 2). Подразумевается, что они должны быть положены в основу уклада школьной жизни, представляющего собой целостное пространство духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для организации полноцен­ного функционирования такого пространства требуются согласованные усилия семьи, обще­ственных организаций, включая детско-юношеские движе­ния и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религи­озных объединений.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России рассматривается как одна из основ проектирования и реализации образовательного стандарта нового поколения. Ее положения получили отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373). В 2010 г. ожидается принятие стандартов для основной и старшей школы. С 1 сентября 2011 года новые ФГОС в полном объеме должны вступить в действие.

С точки зрения задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует обратить внимание на положение нового стандарта о том, что на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление духовного здоровья обучающихся.

Новый образовательный стандарт определяет не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты освоения основной образовательной программы. Для ступени начального общего образования они включают в себя, в частности:

«1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

[…]


8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».

Стандарт предусматривает наличие в образовательном плане особой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на реализацию данной предметной области.

Важным компонентом нормативно-методического обеспечения образовательного стандарта нового поколения является Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст. 14, пункт 5; ст. 32, пункт 7), общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу. Согласно положениям нового стандарта, она в обязательном порядке должна включать не только программы отдельных учебных предметов, курсов, но и Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для каждой ступени образования. Данная программа, реализуемая в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, разрабатывается образовательным учреждением на основе вышеуказанной Примерной программы. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вполне укладывается в ее задачи и логику.


    1. Государство, религия и образования:

правовые аспекты взаимодействия
В процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» важно иметь четкое представление о правовых аспектах взаимодействия государства, религии и образования в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 14), Россия является светским государством. Никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Более полное и конкретное раскрытие принципа отделения религиозных объединений от государства содержится в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» - см. Приложение).

Статьей 28 Конституции РФ каждому человеку (в т.ч. – не гражданам РФ) гарантируется свобода совести и вероисповедания. Свобода совести и вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения человека к религии не допускается.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства […] запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом». Об этих нормах нельзя забывать в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В российском законодательстве зафиксирована норма, согласно которой государство в РФ «не вмешивается […] в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания» (ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Нормы международного права, признанные РФ, также признают за родителями соответствующее право. Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод провозглашает, например, в качестве международной правовой нормы следующий принцип: «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям». В связи с этим важной задачей при введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» является обеспечение: а) строгой добровольности выбора конкретного модуля курса родителями; б) полноценного учета сделанного выбора.
Закон РФ «Об образовании» (ст.2), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 4) закрепляют «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Данная норма не позволяет вести обучение религии (т.е. преподавать основы вероучения) в государственных и муниципальных школах. В рамках образовательных программ, однако, речь может идти об изучении культурологических основ или истории религий. Знакомство с историческими и культурными основами религий призвано решать три взаимосвязанных между собой задачи:

- формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры;

- являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности;

- способствовать осознанному выбору мировоззрения.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» построен на основе реализации одного из этих подходов - культурологического.

Вместе с тем, российское законодательство предоставляет родителям потенциальную возможность обучать детей религии на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений вне рамок образовательных программ. В пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Эта норма подкреплена приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Однако этим правом религиозные объединения на сегодняшний день пользуются не очень широко.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается деятельность религиозных движений и организаций (объединений) (ст. 1 Закона РФ «Об образовании»).


    1. Нормативные основы реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

С апреля 2010 года в 19 субъектах РФ начинается апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», рассчитанного на изучение в течение последней четверти IV и первой четверти V класса. Введения в школьную программу этого курса следует рассматривать в русле общих усилий государственной образовательной политики, направленных на решение проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Идея курса базируется на представлении о том, что надлежащим образом организованное знакомство младших подростков с культурным наследием традиционно распространенных в России религий может оказаться полезным для формирования системы нравственных ценностей личности и консолидации на их основе многонационального народа Российской Федерации.

Непосредственной нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) являются:

- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).

В документе дано поручение Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (с 2010 года в 18 субъектах РФ, а с 2012 года – во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)».

- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Документом утверждены: 1) план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"; 2) перечень 19 субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 - 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики".

Министерству образования РФ предписано: 1) заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; 2) обеспечить координацию и контроль реализации плана.
7 декабря 2009 г. на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" была утверждена структура комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Задания

Задание 1.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373) содержится следующая характеристика требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

« […] 10.Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».



Выберите любые три из перечисленных в новом стандарте личностных результатов начального общего образования и поясните, в чем, на ваш взгляд, заключается специфическая роль предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в достижении указанных результатов.

Личностные результаты образования, предусмотренные стандартом начальной школы1

Краткое пояснение роли предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

в достижении данного результата









2. …




3. …





Задание 2.

Познакомьтесь с системой базовых национальных ценностей, положенных в основу Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Сопоставьте этот перечень с примерной программой курса «Основы религиозных культур и светской этики» (см. Приложение 1 ). Определите, потенциал каких уроков различных модулей данного курса может быть использован для формирования обозначенных в стандарте базовых национальных ценностей (укажите номера уроков в соответствующей графе таблицы):


Базовые национальные ценности

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к сво­ей малой родине, служение Отечеству



















  • социальная солидарность — свобода личная и националь­ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство



















  • гражданственность — служение Отечеству, правовое го­сударство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли­культурный мир, свобода совести и вероисповедания



















  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолже­нии рода



















  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и со­зидание, целеустремлённость и настойчивость



















  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира



















  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности рели­гиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на ос­нове межконфессионального диалога



















  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие



















  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание



















  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудни­чество




















Задание 3.

Выберите правильный вариант (варианты) ответа:

  • Принцип отделения церкви от государства, закрепленный в Конституции РФ, означает, в числе прочего, что:

А) Лица, являющиеся государственными чиновниками, не могут являться последователями той или иной религии;

Б) Лица, занимающие государственные должности, не вправе использовать особенности своего служебного положения для предоставления преимуществ какой-либо религиозной конфессии;

В) На религиозные организации не могут возлагаться функции органов государственной власти и государственных учреждений

Г) Государство не вправе оказывать религиозным объединениям финансовой помощи или предоставлять им налоговые льготы

Д) Представители духовенства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.


  • В соответствии с Конституцией (ст. 14) «Российская Федерация является светским государством». Это означает, что:

А) в Российской Федерации не допускается деятельность общественных объединений, созданных по религиозному признаку;

Б) официально закреплен приоритет атеистической идеологии перед любыми формами религиозных верований;

В) никакая религия в РФ не может быть провозглашена в качестве государственной;

Г) разрешается деятельность только тех религиозных объединений, которые исторически были представлены на территории России;

Д) главные духовные лица религиозных конфессий утверждаются решениями высших государственных органов.
Задание 4.

Заполните пропуски в предложении (Примечание: на месте каждого пропуска может записано одно или несколько слов):

Свобода совести означает право человека исповедовать ____________________ религию или _________________________________________________


Задание 5.

Укажите, соответствуют ли нормам российского законодательства приведенные ниже положения:

Положение

Да/ Нет

1. Нормативные акты субъектов Российской Федерации с учетом местных традиций могут давать ограничительное толкование свободы совести и вероисповедания по сравнению с федеральными законами




2. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения




3. Религиозные организации, в соответствии со своими уставами и нормами закона, могут создавать собственные образовательные учреждения




4. Право человека на свободу совести и вероисповедания может подвергаться определенным ограничениям, предусмотренных законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина




5. Религиозные объединения, деятельность которых противоречит правам и свободам человека, в соответствии с законодательством РФ официально признаются религиозными сектами




6. Воспрепятствование получению обязательного образования может явиться основанием для принятия судебного решения о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы





следующая >>
Смотрите также:
Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
115.61kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
84.67kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
317.85kb.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
263.1kb.
Актуальна в связи с введением в школьную программу комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего
253.34kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Основные понятия
127.08kb.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
608.98kb.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
216.97kb.