Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать
Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии, биоэтики и культурологии

Е.В. Власова, К.И. Заболотских, Г.А. Шеметов

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие


Екатеринбург

2013

УДК 101(075.8)



ББК ЮО(075.8)

Власова Е.В., Заболотских К.И., Шеметов Г.А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических вузов и методические рекомендации по подготовке к ним. – Екатеринбург: УГМА. – 2013.

JSBN 978-5-89895-604-2
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для группы специальностей 060 000 65 - здравоохранение и содержит планы семинарских занятий, разделенные по темам и дидактическим единицам курса «Философия», основную литературу для подготовки к занятиям. Особое внимание уделено следующим компетенциям: «способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, к самосовершенствованию» (ОК-2), «способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к толерантности» (ОК-5), а также «способности и готовности к формированию системного подхода к медицинской информации» (ПК-3), «способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования» (ПК-31)

В каждой теме выделены ключевые понятия, предложены проблемные вопросы для обсуждения, организации дискуссий, деловых игр и решения ситуационных задач, дана литература для углубленного изучения. Контрольные материалы содержат вопросы для самоподготовки.

Материалы пособия способствуют формированию основных общекультурных и профессиональных компетенций (для специальностей: лечебное дело, медико-профилактическое дело, педиатрия, стоматология, фармация).
Ответственный редактор: канд. фил. н. Власова Е.В.
Рецензенты: д.и.н. проф. Шапошников Г.Н.

к.м.н., доц. Ивачев П.В.

JSBN 978-5-89895-604-2

© УГМА


© Власова Е.В., Заболотских К.И.,

Шеметов Г.А.




Оглавление
Введение 4

Планы семинарских занятий _________________________________________5



Часть I
ТЕМА 1. Специфика философского знания 6

ТЕМА 2. Философия Древнего Востока 7

ТЕМА 3. Древневосточная философия и медицина 9

ТЕМА 4. Философия Древней Греции _____10

ТЕМА 5. Философия Средних веков и Возрождения _____13

ТЕМА 6. Западноевропейская философия Нового времени и Просвещения _____14

ТЕМА 7. Немецкая классическая философия _____17

ТЕМА 8. Философия марксизма _____18

ТЕМА 9. Философия жизни _________________19

ТЕМА 10. З. Фрейд и его последователи _____21

ТЕМА 11. Экзистенциализм _____22

ТЕМА 12. Особенности западной философии второй половины XX века _____23

ТЕМА 13 Русская философия ________________________________________ 26
Часть II
ТЕМА 14. Тело и телесность _____29

ТЕМА 15. Что такое человек _____30

ТЕМА 16. Природа и общество _____32

ТЕМА 17. Проблемы общественного развития _____34

ТЕМА 18. Человек в системе сообществ _____36

ТЕМА 19. Теория познания _____39

ТЕМА 20. Духовная жизнь человека и общества _____40

ТЕМА 21. Аксиология _____43



. Правила подготовки и оформления доклада ___________46

Правила подготовки и оформления доклада-презентации____________________47

. Правила подготовки и оформления реферата ___________47



Приложение 1. Оформление титульного листа реферата _________________48

Приложение 2 Образец оформления ссылки______________________________49

Приложение 3 Образец списка литературы_______________________________49

Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» для студентов 2-го курса___50




ВВЕДЕНИЕ

Методические материалы по курсу «Философия» составлены в соответствии с федеральным образовательным стандартом третьего поколения и предназначены для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

Цель дисциплины - формирование системного понимания мира, связующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентации и познавательные способности, осмысление специфики различных сообществ, культур, их ценностей и норм, что способствует установлению студентом собственной социокультурной идентичности; изучение многообразия взглядов, мнений, суждений, присущее человеческому сообществу, что помогает воспитанию толерантности. Дисциплина предназначена для развития у будущих специалистов философского мышления, то есть способности к свободному, критичному и гуманному осмыслению мира, для формирования нравственных сторон личности, мировоззренческих позиций, ценностных представлений. Изучение философии помогает студенту включиться в реалии современного общества с его проблемами, противоречиями и ценностями.

В учебно-методическом пособии отражены особенности философского мировоззрения, специфика предмета, задач и функций философии, представлено развитие взглядов на философию в историческом ракурсе – от древней философии до современности. Особое значение уделено антропологической проблематике, проблемам человека и его телесности, взаимодействия человека и природы, человека и общества, познавательной деятельности человека. В пособии отражена специфика постановки смысложизненных вопросов в философии и науке, проблемы взаимоотношения философии и медицины.

Учебно-методическое пособие включает тематический план семинарских занятий, перечень рекомендуемой учебной, основной и дополнительной литературы, список тем для докладов и рефератов.
План семинарских занятий по курсу философии (количество часов)
ТЕМА 1. Специфика философского знания 4

ТЕМА 2. Философия Древнего Востока 4

ТЕМА 3. Древневосточная философия и медицина 4

ТЕМА 4. Философия Древней Греции 6

ТЕМА 5. Философия Средних веков и Возрождения 4

ТЕМА 6. Западноевропейская философия Нового времени и Просвещения 4

ТЕМА 7. Немецкая классическая философия 2

ТЕМА 8. Философия марксизма 2

ТЕМА 9. Философия жизни ____________________________ _4

ТЕМА 10. З. Фрейд и его последователи 4

ТЕМА 11. Экзистенциализм 4

ТЕМА 12. Особенности западной философии второй половины XX века 4

ТЕМА 13. Русская философия___ _ 6

ТЕМА 14. Тело и телесность 2

ТЕМА 15. Что такое человек 2

ТЕМА 16. Природа и общество 2

ТЕМА 17. Проблемы общественного развития 4

ТЕМА 18. Человек в системе сообществ 2

ТЕМА 19. Теория познания 2

ТЕМА 20. Духовная жизнь человека и общества 4

ТЕМА 21. Аксиология _______________________ 2
Всего: 72 часа

Часть I

Тема 1. Специфика философского знания
1. Понятие философии. Философия и мировоззрение.

2. Философия и мифология. Причины зарождения философии. Специфика философского объяснения мира.

3. Философия и религия. Философия и наука.

4. Структура философского знания. Основные философские направления.


Литература

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: 1990

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: 1991.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: 1991.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.:1991.

Доклад 1: Что такое философия?


Ортега - и - Гассет X. Что такое философия? М., 1991

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990

Франк С. Л. Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки // На переломе: сб. Философия и мировоззрение. М., 1990

Чанышев А.Н. Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ, серия 7, Философия. 1995. - № 5, 6.
Доклад 2. Мифология как предыстория философии

Богомолов А.С. Античная философия. М.: 1985. гл.1.

Майданов А.С. Миф как источник знания. //Вопросы философии.2004, №9.

Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: 1971.

Доклад 3. Мышление первобытного человека и мифология

Голосовкер А.А. Логика античного мифа // Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия. М.: Екатеринбург:2004.

Леви-Стросс К. Структурная антропология // Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия. М.: Екатеринбург:2004.

Юнг К.Г. Архаичный человек // Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия. М.: Екатеринбург:2004.
Основные понятия:

философия, мировоззрение, культура, наука, онтология, гносеология, аксиология, антропология, диалектика, метафизика, рациональность, иррациональное, основной вопрос философии, мифология, материализм, идеализм, абстрактное, конкретное, объект, субъект.



Контрольные вопросы:

  1. Что такое философия?

  2. Что такое мировоззрение, виды мировоззрений?

  3. Чем философия отличается от мифологии в понимании человека, мира и Бога?

  4. Какое место занимает философия в культуре?

  5. Что есть общего у философии и религии и чем они различаются?



Тема 2. Философия Древнего Востока
1. Религиозно-мифологические истоки древневосточной философии.

2. Особенности древнеиндийской философии. Основные понятия классического буддизма: сансара, карма, нирвана, реинкарнация, ахимса. Четыре благородных истины буддизма, восьмеричный путь спасения. Хинаяна и махаяна. Ламаизм, тантризм, тибетский буддизм, дзен-буддизм.

3. Философия древнего Китая: происхождение и основные направления (даосизм, конфуцианство). Основные понятия конфуцианства: учение о благородном муже, об исправлении имен, о нормах сыновней почтительности. Роль ритуала в конфуцианстве.

4. Категории даосизма: Дао, ян-инь, у-син, ци, у-вэй. Значение основных идей даосизма для современности.

5. Дзен-буддизм. Отличие от классического буддизма. Основные принципы дзен и их воплощение в культуре и искусстве.
Литература
Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. Разд. II. Основные этапы и направления развития философии. Гл. 2. Философия Древнего мира.

Буддизм. Четыре благородных истины. Харьков: 2000.

Дао. Гармония мира. Харьков:2000.

Конфуций. Беседы и суждения. СПб.:2001.

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969, т.1., ч.1., с. 182-190, 192-204, 259-261.

Древнекитайская философия. В 2 т., М., 1972

Лао-цзы. Дао-дэ-цзин // Хрестоматия по философии. Под ред. Проф. Баталова А.А.- Екатеринбург: УГМА, 2006

Петров В.В. Духовные учения Востока: Дзен-буддизм. Даосизм. Конфуцианство.- М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». С.-П., 1992

Власова Е.В. Культура Китая. Екатеринбург, 2001
Доклад 1. Философия буддизма

Кочетов А.Н. Буддизм. М.: 1983.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М.: 1980. гл. 5, 9.

Радхакришнан С. Индийская философия: Т. I. М.: 1956. гл. 7.

Ашвагхоша Жизнь Будды. М.: 1990.

История и культура древней Индии: Тексты. М.: МГУ, 1990. гл. 5.

Буддизм. Четыре благородных истины. Харьков: 2000.

Антология мировой философии. В 4-х т. М.:1969.Т .1. С.116-133.

Фусу Л. Альманах. Индуизм и буддизм. – М., «Золотой теленок», 2004


Доклад 2. Конфуцианство и его влияние на китайскую культуру

Древнекитайская философия: В 2-х т. М. 1972. Т. I. С.139-174.

Антология мировой философии: В 4-х т. М.: 1969. Т. I. С.190-196.

Семененко И.И. Милосердие в конфуцианском учении. М.: Знание, 1989. №10,

серия «Философия».



Федоренко Н.Т. «Токийская тетрадь»: Размышления о конфуцианстве // Новая и новейшая история. 1997. №3. С.139-160.

Конфуций. Беседы и суждения. СПб, 2001.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба М., 1993

Карягин К. М. Конфуций // ЖЗЛ библиотека Ф. Павленкова. Будда. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский. Челябинск, 1995

Томпсон М. Восточная философия М., 2000

Малявин В.В. Конфуций
Доклад 3. Особенности даосизма

Древнекитайская философия: В 2-х т. М.: 1972. С.114-138.

Антология мировой философии: В 4-х т. М.: 1969. Т. II. С.181-190.

Дао. Гармония мира. Харьков:2000.



Лао-Цзы. Дао-дэ-цзин // Хрестоматия по философии / Под ред. Проф. Баталова А.А.- Екатеринбург: УГМА, 2006

Даосизм / Ева Вонг М.: Фаир-Пресс, 2001



Лукьянов А.К. Первый философ Китая: Фрагменты философской автобиографии Лао-Цзы // Вестник МГУ, серия Философия. 1989. №5. С.43-55.

Григорьева Т. П. Дао – путь к человеку.// Человек.2003. №5. С. 16-26. №6. С. 26-37.
Доклад 4. Дзен-буддизм

Алан В. Уотс. Путь Дзен. Киев, 1993

Вон Кью Кит. Энциклопедия Дзен. М., 1999

Хамфриз К. Дзен-буддизм. М., 2002

Томпсон М. Восточная философия М., 2002
Основные понятия:

буддизм, дхарма, сансара, карма, нирвана, реинкарнация, ахимса, дзен-буддизм, конфуцианство, даосизм, дао, ци, у-вэй, ян-инь, усин


Контрольные вопросы:

  1. Каков смысл основных идей и понятий философии буддизма (четыре благородных истины, восьмеричный путь спасения, дхарма, карма, нирвана)?

  2. Каковы основные идеи социально-этического учения Конфуция?

  3. Что такое Дао и дэ в философии даосизма?



Тема 3. Древневосточная философия и медицина
1. Основные философские идеи древневосточной медицины

2. Взаимоотношения официальной европейской медицины и альтернативной медицины. Традиционная и нетрадиционная медицина. Народная медицина.

3. Основные направления комплексной альтернативной медицины: рефлексотерапия, цигун, йога, массаж, ароматерапия и др.
Литература
Нетрадиционная медицина. М., Внешсигма, АСТ, 2000

Фонтейн К., Казубски У. Альтернативная медицина. – М.: Эксмо, 2005

Восточная медицина. Полный справочник. – М.: Эксмо, 2007



Упур Х., Начатой В. Г. Секреты китайской медицины: лечение травами и минералами. СПб: 1992.

Иглоукалывание (перев. с въетнамск.) М.: 1989.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических вузов и методические рекомендации по подготовке к ним. Екатеринбург: угм
882.06kb.
Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
2382.81kb.
Правоведение планы семинарских занятий
311.27kb.
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
991.95kb.
Планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним Для слушателей 5 курса, обучающихся очно на специальности 030501 «Юриспруденция»
406.83kb.
Литература по подготовке к ним, вопросы и задания для самостоятельной работы, тематика эссе, ориентировочные вопросы к зачету, планы практических (семинарских) занятий, рекомендуемая литература
584.94kb.
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения Москва 2011
354.87kb.
Планы семинарских занятий по спецкурсу "исследование доказательств в суде первой инстанции" для студентов 5-го курса д/о Издательство "
52.04kb.
Планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
631.68kb.
Методические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
304.69kb.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «история» для студентов всех специальностей
345.14kb.
Методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов
540.24kb.