Главная стр 1
скачать
ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Н.П.Киреева

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности», Республика Мордовия

Профориентационная работа преподавателя физики в среднем специальном учебном заведении является частью его работы по трудовому воспитанию студентов.

Цель её – усилить политехническую подготовку студентов, ознакомить их с широким использованием физических законов и явлений в избранной специальности.

Основной путь – использование примеров из будущей специальности для иллюстрации физических явлений и закономерностей, причем не только на учебных занятиях, но и на учебных конференциях, кружковых занятиях и пр. При этом углубляются знания студентов по физике, особенно о ее практических применениях, и одновременно раскрываются привлекательные стороны работы технолога молочной промышленности, связанные с использованием современных приборов и методов, основанных на физико–технических достижениях и повышающих качество выпускаемой продукции, ее ассортимент, снижающих отходы производства.

Непрерывное совершенствование орудий производства, техники и технологии - неотъемлемая черта поступательного развития общества. На определенных этапах эволюция науки, техники и технологии приобретает характер качественного сдвига – «скачка», которую называют научно – технической революцией. НТР в технологии осуществляется по двум направлениям:

-замена периодических процессов непрерывными;

-переход на законченные и замкнутые технологические циклы производства с мало- и безотходной технологией.

Для дальнейшего развития технологии необходимы новые физические и биологические методы. А это в свою очередь требует глубокого и всестороннего изучения физических свойств молока. Широкие возможности для этого представляются при изучении различных тем курса физики. Преподаватель физики, рассказывая о том, как и где используются законы физики в технике, должен выделить главное, существенное, не вдаваясь в осложняющие и загромождающие технические подробности. Это поможет сберечь учебное время и дает возможность более экономно и в то же время более широко ввести элементы техники в курс физики, выявив при этом физическую сторону технологических процессов, технических устройств, машин.

Рассмотрим, как при изучении отдельных тем курса физики можно обеспечить профессиональную направленность преподавания на примере взаимосвязи физики и технологии молока и молочных продуктов.

Основные вопросы программы

курса физики

Элементы технологии, вводимые в курс физики

Тема «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа».

Вопрос «Размеры и массы молекул и атомов»

Вопрос «Понятие вакуума».

Вопрос «Понятие температуры»



В молочной промышленности для разделения сухих веществ по молекулярной массе и размеру используют мембранные методы: гиперфильтрация – фильтрование растворов через фильтры с размерами пор 0,5 мкм.

Для сгущения молока используют вакуум-аппараты, в которых молоко кипит при 50-600С;

При производстве сыра сырная масса плавится в вакуум-котлах;

Стерилизованное масло получают из ВЖ-сливок, выработанных под вакуумом.

Для предотвращения размножения микроорганизмов в молоке его нужно либо охлаждать, либо пастеризовать (нагреванием до 650С). Интенсивность тепловой обработки зависит от температуры и других факторов.

В вальцовых сушилках поверхность барабана, на который подается молоко, нагревается до 135-1400С и т.п.



Тема «Изменение внутренней энергии».

Вопрос «Теплообмен. Уравнение теплового баланса»



Как при охлаждении, так и при нагревании происходит теплообмен между хладагентом или теплоносителем и молоком. Для определения расхода холода или тепла используют уравнение теплового баланса.

Удельная теплоемкость молока жирностью 2,5 % составляет 3,8 *103Дж/(кг*К).




Тема «Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы»

Вопрос «Перегретый пар»

Вопрос «Влажность воздуха»


Во многих технологических процессах используется перегретый пар, например, при сушке молока, при стерилизации консервов.

При хранении сгущенного молока поддерживают влажность не выше 85%; масло хранят при температуре не выше 40С и относительной влажности не выше 80% и т.п.



Тема «Свойства жидкостей».

Вопрос «Поверхностное натяжение».

Вопрос «Вязкость».


Поверхностное натяжение сырого молока составляет 0,045-0,069 Н/м, т.е. гораздо ниже, чем воды, что обусловлено содержанием в нем жира и белков.

Величину вязкости нужно знать для расчета энергии, потребной для перекачивания жидкостей по трубопроводам. Определение вязкости необходимо для контроля вязкости после сычужного свертывания молока, для определения текучести молока и сливок; как показателя качества сгущенного молока и мороженого и т.п.



Немаловажная роль при преподавании физики должна отводиться формированию профессиональных компетенций будущих специалистов молочной промышленности. Рассмотрим это на примере нескольких тем.

Темы и основные вопросы программы по технологии.

Профессиональные компетенции, приобретаемые студентами на занятиях по физике

Тема «Сбор, транспортировка, приемка и обработка молока»

Требования к качеству молока как сырья для производства молочных продуктов.

Цель и режимы охлаждения и условия хранения молока.


Уметь определять плотность, вязкость, поверхностное натяжение жидкости, находить погрешности измерений, находить искомые физические величины в справочной литературе.

Знание физического смысла понятий температуры, теплоты, теплообмена. Знание устройства шкалы Цельсия и шкалы Кельвина. Переводить температуру из одних единиц измерения в другие. Знание температуры замерзания молока.



Тема «Гомогенизация молочного сырья»

Различать атмосферное, избыточное над атмосферным и абсолютное давление. Знать соотношения между единицами измерения давления. Знать устройство и принципы измерения давления по барометру и по манометру и т. д.

Профессиональной ориентации студентов способствует и включение исследовательской деятельности в преподавание физики. Внеурочные занятия по практической физике, построенные на деятельностной основе, помогают становлению и развитию мыслительных и практических компетенций студентов. Система занятий предусматривает практические исследования и постановку опытов, которые связаны с технологией молока и молочных продуктов и с изучаемым программным материалом, а также участие в научно-практических конференциях различного уровня. Тематика исследований студентов связана с их теоретической подготовкой по физике и с их интересом к будущей профессии, а также наличием необходимого оборудования. Часть оборудования возможно использовать, применяя ресурсные возможности лаборатории биохимии молока и молочных продуктов и лаборатории базового предприятия. Тематика исследовательских работ: история развития производства молочных продуктов, физическая сущность процессов обработки молока, исследование физических свойств молока, сливочного масла и др. В результате исследований студенты приходят к выводу, что одной из важнейших задач технолога на всех этапах производства молочных продуктов является контроль за физико – химическими процессами для гарантированного получения конечного продукта высокого качества.

Важность и полезность исследовательской работы наши студенты осознают при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

скачать


Смотрите также:
Подготовка к профессиональной деятельности на уроках физики
55.01kb.
Профессиональной деятельности учителя физики, информатики
122.32kb.
Профориентационный проект «Навигатор» «Волевая и психологическая подготовка студентов-пеРвокурсников к учебной и профессиональной деятельности
68.59kb.
Эор на уроках физики ( из опыта работы учителя физики теплых е. А) Цели использования эор на уроках физики
131.73kb.
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики
114.04kb.
Доклад. «Об опыте организации проектной деятельности учащихся на уроках физики»
55.63kb.
Применение методов математического анализа при решении задач по физике
225.76kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики Г. П. Лисицына Стаж моей педагогической деятельности – 36 лет, из них последние 19 лет работаю в маоу «сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
72.56kb.
Нетбук на уроках физики в условиях сельской школы
86.74kb.
Г. Старый Оскол 2010 г. Содержание
105.2kb.
Рекомендации по организации и экспертной оценке самоанализа профессиональной деятельности педагога (руководителя) в ходе аттестации
45.55kb.
Цель методической работы: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности – самореализация, самоактуализация и самоорганизация. Задачи методической службы
188.93kb.